Одно из средств передвижения в русских сказках. Литературная викторина «Транспортные средства в сказках» (старший дошкольный возраст) Средства передвижения сказочных героев

Ступа Бабы-яги

Баба-яга – это сторож прохода в Тридевятое царство мертвых, она сама наполовину мертвец.Поэтому у нее костяная нога,и она лежит в избушке-гробу«из угла в угол, нос в потолок врос».Избушка на курьих ножкахнапоминает маленькие погребальные домики финно-угорских племен, которые ставили на высокие пеньки. Славяне, жившие бок о бок с этими племенами, встречали в лесу такие «домики для мертвых» и могли придумать избушку на курьих ножках, в которой сидит мертвая бабка и караулит вход в Мертвое царство. А мертвые не могут ходить, поэтому единственный способ передвижения для Бабы-яги– это ступа и помело , которым она заметает следы, чтобы никто из непосвященных не смог найти туда дорогу.


Есть еще одна версия, что Баба-яга – это небесное божество, летающее в ступе и повелевающее ветрами и бурями. Сначала она была чудеснойоблачной девой, вместе с Перуном-громовержцем правившей в небе, а с упадком веры в языческих богов состарилась и превратилась в Бабу-Ягу. От прежних хороших времен она сохранила ступу (облако) и пест и ли помело (молнию).Ковёр -самолёт - фантастическое средство передвижения по воздуху. Идея преобладала в литературе Ближнего Востока , но популярность сказок «Тысячи и одной ночи» перенесла её в западную цивилизацию .

"Ковер-самолет" - самая первая сказочная картина Васнецова. Он выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив и выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание.

В чудесном небе своего детства изобразил Васнецов парящий как сказочная птица ковер-самолет. Герой-победитель в нарядном одеянии гордо стоит на ковре, держа за золотое кольцо клетку с добытой Жар-птицей, от которой идет неземное сияние. Все исполнено в ярких тонах. Земля отходит ко сну. В реке отражаются прибрежные кусты, и эти отражения, и туман, и легкий свет месяца навевают лирические чувства.





На чем передвигались персонажи произведений классиков русской литературы

Невозможно представить себе героя «Путешествия из Петербурга в Москву» без его неизменной кибитки, Чичикова – без брички, которую мчит по просторам Руси «птица тройка», путешествующего по Европе Онегина – без его «легкой коляски». Но хорошо ли мы представляем себе эти экипажи? И почему автор назначает своему герою именно такое средство передвижения, а не другое?


В далекие времена, когда еще не было ни железных дорог, ни автобусов, конные экипажи на колесах или полозьях представляли собой единственное средство передвижения на более или менее дальние расстояния. Каким же образом передвигались наши герои за пределами города или собственного имения? Способов было четыре. Самый дешевый – разумеется, для имущих – в личном экипаже, со своим кучером, на собственных лошадях. Но это требовало длительного времени: лошадей надо было часто останавливать для отдыха и кормления. Это называлось ездить «НА СВОИХ», или «НА ДОЛГИХ». Именно таким, наиболее экономным способом добиралась Татьяна Ларина до Москвы – предположительно из псковской деревни:

К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне.


Второй способ – езда НА ПОЧТОВЫХ, или НА ПЕРЕКЛАДНЫХ , – был возможен только на ПОЧТОВЫХ ТРАКТАХ , то есть на дорогах с движением почтовых карет и станциями, расположенными верстах в тридцати одна от другой. Для такой поездки требовалось выписать в местной полиции ПОДОРОЖНУЮ, то есть свидетельство, дающее право на определенное, соответственно чину и званию, количество лошадей. Если вы ехали по личной надобности, то предварительно вносили плату и получали простую подорожную, если же, как лермонтовский Печорин, «по казенной надобности», то есть по делам службы, то вам выдавалась подорожная, оплаченная казной. Плату – она называлась ПРОГОНЫ или ПРОГОННЫЕ – брали поверстно, то есть с версты. Если вы задумали бы выехать из города без подорожной, вас задержал бы дежурящий на заставе караульный офицер.

Обстановка почтовых станций, хлопоты замученных станционных смотрителей, утомительное ожидание освободившихся лошадей, наглость высоких чинов или просто нахалов, требующих упряжки в первую очередь, тяжкие ночевки в неблагоустроенных и тесных помещениях – все это нам знакомо по многим литературным произведениям. «Обычные сцены: на станциях ад – / Ругаются, спорят, толкутся», – читаем в поэме Некрасова «Русские женщины».

Зато «езда на почтовых» (на них именно летел Онегин к заболевшему дяде) была наиболее быстрой, в особенности же, если это были КУРЬЕРСКИЕ – лошади, приберегаемые для экстренных случаев, правительственных курьеров – фельдъегерей и особо важных персон.


И, наконец, четвертый способ передвижения стал возможен только начиная с 1820 года, когда между Петербургом и Москвой стал регулярно ходить рейсовый экипаж – ДИЛИЖАНС . Вскоре дилижансы стали курсировать и по другим маршрутам между крупными городами. Путешественники вначале негодовали: в отличие от старых возков или кибиток, где можно было лежать, в дилижансах приходилось только сидеть, притом в тесноте. Отсюда дилижанс (от франц. «diligence») насмешливо перекрестили в НЕЛЕЖАНС или СИДЕЙКУ. В статье «Путешествие из Москвы в Петербург» Пушкин отмечает удобство «поспешного дилижанса» по сравнению с прежней почтовой каретой. С прокладкой шоссе рейс между двумя столицами – 726 верст – дилижанс стал проделывать в двое суток с половиной, вместо четырех – четырех с половиной на перекладных до того.
Мест в дилижансе было зимой четыре, летом – шесть. Дилижанс запрягался четырьмя лошадьми в ряд. Что касается почтовых лошадей, то по закону, в зависимости от чина и должности заказавшего, количество лошадей составляло: до трех – для неслужащих и чиновников низшего ранга, до 20 – для особ I класса табели о рангах.

Даже для собственных экипажей количество лошадей строго регламентировалось в зависимости от чина и сословия владельца. Купчиха Большова в комедии Островского «Свои люди – сочтемся!» говорит о своей дочери, мечтающей выйти замуж за дворянина: «Только бы ей в карете ехать шестеркой». На что муж ее замечает: «Поедет и парочкой – не велика помещица!» Незначащий, казалось бы, разговор, однако за ним – существенные исторические реалии: ШЕСТЕРКОЙ в дореформенное время разрешалось ездить только дворянам, купцам же – не более чем на одной паре лошадей.

Скорость движения почтовых экипажей составляла зимой не более 12 верст в час, летом – 8-10, осенью – не более 8 по немощеной дороге.

В «Братьях Карамазовых» Достоевского узнаем, что Дмитрий «проехал до Мокрого на тройке час с четвертью при расстоянии 20 верст с небольшим». Если принять эти «20 верст с небольшим» за 23 километра, то ехал он со скоростью чуть более 18 километров в час, при этом «быстрая езда как бы вдруг освежила Митю». Ничего себе быстрая езда!
Ямщик Балага в «Войне и мире», которого Анатоль Курагин нанял для того, чтобы увезти Наташу Ростову, «любил эту безумную езду, по восемнадцать верст в час», то есть 19 километров с небольшим.

Почтовые тракты иногда назывались СТОЛБОВЫМИ ДОРОГАМИ, так как расстояния на них отмечались ВЕРСТОВЫМИ СТОЛБАМИ . Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» начинается с того, что «на столбовой дороженьке / Сошлись семь мужиков».

В некоторых произведениях встречается непонятное ныне слово «подстава». В «Войне и мире» навстречу немцу доктору, ехавшему из Москвы, была выслана «подстава на большую дорогу». ПОДСТАВОЙ назывались свежие лошади, высылаемые с кучером в обусловленное место для перепряжки их в экипаж взамен уставших.

Приближение почтового экипажа оповещал звон КОЛОКОЛЬЧИКА , прикрепленного под дугой коренника. У пристяжных лошадей, ходивших без дуги, к сбруе подвешивались БУБЕНЦЫ . Крупные бубенцы, издававшие глухой звук, назывались ГЛУХАРЯМИ . Звон колокольчиков и бубенцов многократно описан в старой литературе. Чацкий, вспоминая о своей поездке в Москву на почтовой тройке, говорит Софье:

…Звонками только что гремя
И день и ночь по снеговой пустыне
Спешу к вам голову сломя.

Пушкин в «Графе Нулине» обобщает:

Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальный
Порой волнует сердце нам.

В главе XVII 3-й части 3-го тома романа «Война и мир» Л. Толстой чрезвычайно картинно и подробно, на целой странице, описывает отправление из Москвы кареты графини Ростовой: долго укладываются, два гайдука готовятся подсадить графиню, но она приказывает удобнее переложить сидение. Старый кучер Ефим терпеливо ждет, когда прикажут трогаться. «Наконец, все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась…– С Богом! – сказал Ефим, надев шляпу. – Вытягивай! – Форейтор тронул. Правый дышловой влег в хомут, хрустнули высокие рессоры, и качнулся кузов, лакей на ходу вскочил на козлы. Встряхнуло карету при выезде со двора на тряскую мостовую, так же встряхнуло другие экипажи, и поезд тронулся вверх по улице».

Остановимся на РЕССОРАХ. В древности их не было: для смягчения дорожной тряски кузова экипажей подвешивались к раме, снабженной столбиками, на ремнях. К концу XVIII века появляются металлические рессоры. Сначала это были высокие, они же стоячие, или круглые, рессоры – полукружия, соединяющие раму с кузовом по вертикали: именно такими была снабжена карета Ростовых. Вскоре их заменили лежачие, или плоские, рессоры – две или более скрепленные по краям пластины, расположенные горизонтально, сжимающиеся под воздействием дорожных неровностей – в принципе такие же, как у современных грузовиков. Подобные усовершенствованные рессоры долгое время считались признаком особого комфорта и достатка владельца экипажа, предметом его гордости и зависти окружающих. Теперь нам яснее становится концовка стихотворения Некрасова «Гадающей невесте», в которой автор, как бы обращаясь к влюбленной в модного хлыща девушке, пророчит:

Он твои пленительные взоры,
Нежность сердца, музыку речей -
Все отдаст за плоские рессоры
И за пару кровных лошадей!

Виды экипажей

Наиболее удобным, дорогим и комфортабельным экипажем была КАРЕТА, отличавшаяся полностью закрытым кузовом, с обязательными рессорами. Кучер располагался на передке – КОЗЛАХ, подвергаясь, в отличие от ездоков, всем воздействиям непогоды. В экипажах попроще козел могло не быть, и тогда возница сидел просто на высоком краю, окаймлявшем повозку, который назывался ОБЛУЧКОМ. Внутри карета имела мягкие сидения – от двух до шести, окошечки по бокам и спереди – для общения с кучером. Позади кузова, на ЗАПЯТКАХ , то есть специальной подножке, при особо торжественных выездах стояли один или два ВЫЕЗДНЫХ ЛАКЕЯ – ГАЙДУКИ.

Для входа в карету служили дверцы, к ним вела ступенька-подножка, закидывающаяся после посадки внутрь кареты и откидываемая гайдуком после остановки. Часто подножки закидывались и откидывались с грохотом, так, во всяком случае, говорится в «Двух гусарах» Л. Толстого. По бокам кареты в темное время горели фонари.

Кареты чаще всего закладывались тройкой или четверкой, легкие кареты – парой. На приемы и балы полагалось ехать в карете; если не было своей, нанимали ямскую. Так, Евгений Онегин поскакал на бал «стремглав в ямской карете». Аристократические персонажи «Анны Карениной» разъезжают в собственных каретах; однако, уйдя от мужа, Анна Каренина едет к сыну Сереже, наняв «извозчичью карету».
Забитый чиновник Макар Девушкин («Бедные люди» Достоевского) так передает свои впечатления от карет: «Пышные экипажи такие, стекла, как зеркало, внутри бархат и шелк… Я во все кареты заклядывал, всё дамы сидят, такие разодетые, может быть, и княжны и графини».

ДОРМЕЗОМ (в переводе с французского «спальная») называлась просторная карета со спальными местами, предназначенная для дальних поездок. Такая карета, унаследованная от родителей, была у Л.Н. Толстого, как вспоминал его старший сын, ее везли шесть лошадей.

Более простыми и легкими экипажами были КОЛЯСКИ. В отличие от карет кузов у них был открытый, но с откидным верхом. Коляски обычно запрягались парой или тройкой лошадей, однако очень богатые люди, вроде Троекурова в «Дубровском», Андрея Болконского в «Войне и мире» или губернаторской дочки в «Мертвых душах», ездили в коляске шестериком.

Известен рассказ Гоголя «Коляска», в котором гости обнаруживают спрятавшегося от них хозяина в его новой коляске. В рассказе Чехова «Враги» различие кареты и коляски служит важной характеристикой социального и нравственного различия персонажей. Богатый помещик заезжает за доктором в коляске. Когда выясняется, что вызов был ложным и ненужным, доктор, у которого только что умер сын, высказывает свое негодование помещику, после чего тот приказывает лакею: «Пошел, скажи, чтобы этому господину подали коляску, а для меня вели заложить карету». Карета подчеркивала материальное превосходство помещика над доктором.

Разновидностями щегольских городских колясок с открывающимся верхом были ФАЭТОН и ЛАНДО.

ТАРАНТАС служил дорожным экипажем, поэтому прочность его считалась более важным качеством, нежели красота. Кузов его крепился на длинных – до трех саженей – продольных брусьях, так называемых ДРОГАХ, которые заменяли рессоры, амортизируя толчки и смягчая тряску. В Сибири тарантасы из-за их длины назывались ДОЛГУШАМИ.

Вот как описывает эту повозку писатель В.А. Соллогуб в повести «Тарантас»: «Вообразите два длинных шеста, две параллельные дубины, неизмеримые и бесконечные; посреди них как будто брошена нечаянно огромная корзина, округленная по бокам… На концах дубин приделаны колеса, и все это странное создание кажется издали каким-то диким порождением фантастического мира».

Тарантасами охотно пользовались помещики вроде Кирсанова, Лаврецкого и Рудина у Тургенева, Головлевы у Салтыкова-Щедрина, Левин у Л. Толстого и т.д. Именно тарантас чаще всего использовался при езде «на долгих», ехали в нем лежа. Позднее тарантас приобрел рессоры.

БРИЧКА была гораздо легче громоздкого тарантаса, но тоже выдерживала дальние поездки – так можно судить по той бричке, на которой разъезжал по Руси Чичиков. Как и тарантас, бричка имела откидывающийся верх, иногда плетеный, иногда кожаный – БУДКУ . В чичиковской бричке верх кузова, то есть своего рода шатер над седоком, был «от дождя задернут кожаными занавесками с двумя круглыми окошечками, определенными на рассматривание дорожных видов». На козлах рядом с кучером Селифаном сидел лакей Петрушка. Бричка эта была «довольно красивая, рессорная».


ДРОЖКИ получили свое название от описанных выше дрог – длинных брусьев, соединяющих обе оси. Первоначально это была совсем примитивная повозка: на доску, положенную сверху, приходилось садиться верхом или боком. Подобного рода дрожки иногда называли ТРЯСУЧКАМИ. Позднее дрожки усовершенствовались, обрели рессоры и кузов. Такие дрожки иногда получали название КОЛЯСКИ, по сходству. Но ни старые, ни более совершенные дрожки для езды на особо длинные расстояния не использовались. Это был преимущественно городской экипаж.

Городничий в «Ревизоре» едет в гостиницу на дрожках, Бобчинский готов петушком бежать за ним, любопытствуя посмотреть на ревизора. В следующем действии городничий едет на дрожках с Хлестаковым, а не хватает места Добчинскому… У гоголевских старосветских помещиков были дрожки с огромным кожаным фартуком, от которых воздух наполнялся странными звуками.


КИБИТКА – понятие очень широкое. Так именовалась почти любая полукрытая, то есть с отверстием спереди, летняя или зимняя повозка. Собственно кибиткой называлось переносное жилье у кочевых народов, затем – верх экипажа, сделанный из ткани, рогожи, луба или кожи, натянутый на дуги из прутьев. Гринев в «Капитанской дочке» уехал из дому в дорожной кибитке. В той же повести Пугачев едет в кибитке, запряженной в тройку.

В кибитке из Петербурга в Москву путешествует герой знаменитой книги Радищева. Любопытная деталь: в кибитке тех времен ехали лежа, сидения не было. Кибитку Радищев иногда именует повозкой, Гоголь подчас называет чичиковскую бричку кибиткой, так как она имела навес.

«…Бразды пушистые взрывая, / Летит кибитка удалая…» – памятные строки из «Евгения Онегина», описание начала зимы с первопутком. В картине переезда Лариных в Москву «горой кибитки нагружают» – эти примитивные повозки служили для клади.

Однако и в старину были легкие повозки. К таким относятся следующие.

КАБРИОЛЕТ – одноконный, реже пароконный рессорный экипаж, двухколесный, без козел, с высоким сидением. Правил им один из ездоков. Константин Левин в «Анне Карениной» везет брата на кабриолете, правя сам.

Такой же конструкции был и русский ШАРАБАН. Герои чеховской «Драмы на охоте» по двое или в одиночку разъезжают в шарабанах. В пьесе Островского «Дикарка» Мальков обещает Марье Петровне: «Я вам такого битюка доставлю – на редкость. В шарабанчике, сами будете править, любо-дорого». Самостоятельная езда женщин становится модой. Героиня рассказа Чехова «Ариадна» выезжала верхом или на шарабане.

Древнейший санный экипаж с закрытым кузовом назывался ВОЗОК. Он предоставлял ездоку все удобства, кроме разве отопления: мягкое сидение, теплые покрывала, свет через окошки. В поэме Некрасова «Русские женщины» о таком экипаже недаром говорится: «Покоен, прочен и легок / На диво слаженный возок».


На ДРОВНЯХ не ездили, хотя и «обновляли путь»: это были крестьянские грузовые сани.
На именины Татьяны Лариной, в январе

…Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях.

Все понятно, кроме того, как можно было по снежной дороге проехать на колесной бричке.
Не следует думать, что зимой колесные экипажи, особенно крытые, стояли без дела. Неизвестно, что сделалось со знаменитой чичиковской бричкой, но во втором, незаконченном томе поэмы у героя уже коляска. Кучер Селифан докладывает хозяину: «Дорога, должно быть, установилась: снегу выпало довольно. Пора уж, право, выбираться из города», на что Чичиков приказывает: «Ступай к каретнику, чтобы поставил коляску на полозки».

Такие превращения летнего, колесного, экипажа в зимний, санный, были делом весьма обычным. Несомненно, что и брички съехавшихся на именины Татьяны были поставлены на полозья. В «Дядюшкином сне» Достоевского огромная дорожная карета князя свалилась на дорогу: «…вшестером подымаем наконец экипаж, ставим его на ноги, которых у него, правда, и нет, потому что на полозьях». В той же повести Мария Александровна «катилась по мордасовским улицам в своей карете на полозьях».
Однако в больших городах, где снег с мостовой частично расчищался, частично утрамбовывался, можно было и зимой ездить в колесных экипажах.


«Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу, карета Ростовых подъехала к театру», – так описана зимняя поездка Ростовых в оперу («Война и мир» Толстого).

В «Пиковой даме» по Петербургу зимой разъезжают кареты явно на колесах, а не на полозьях. В начале повести Л. Толстого «Казаки» есть фраза: «Редко, редко где слышится визг колес по зимней улице».


Масти лошадей

Масти, то есть расцветки, лошадей собственно нельзя считать забытыми словами-архаизмами, но если прежде значения их были известны каждому, то ныне разбираются в них только люди, имеющие дело с лошадьми. Между тем вряд ли найдешь произведение русской классики без этих знакомо-незнакомых терминов. Потому есть смысл кратко объяснить смысл слов, обозначающих основные масти: для простоты – в словарном порядке.

БУЛАНЫЙ – светло-желтый, с черным хвостом и гривой.

ВОРОНОЙ – сплошь черный.

ГНЕДОЙ – темно-рыжий, с черным хвостом и гривой. В чичиковской тройке гнедым был коренник.

ИГРЕНЕВЫЙ – рыжий, со светлой гривой и хвостом. У старого графа Ростова в «Войне и мире» игреневый меринок.

КАРАКОВЫЙ – темно-гнедой, почти вороной, со светлыми (желтоватыми) пятнами, так называемыми подпалинами, в паху и на шее. Караковой была верховая лошадь Вронского Фру-Фру в «Анне Карениной». Некрасовский торговец дядя Яков – «седенький сам, а лошадка каракова»; тут подчеркивается цветовой контраст белых волос хозяина и темной масти лошади.
КАРИЙ – масть средняя между вороной и гнедой. Грива и хвост при этом обычно черные.
КАУРЫЙ – светло-каштановый, рыжеватый. В чичиковской тройке – левый пристяжной.
МУХОРТЫЙ – гнедой, с желтоватыми подпалинами.
ПЕГИЙ – в крупных пятнах.
ПОЛОВЫЙ – бледно-желтый.
САВРАСЫЙ – темно-желтый, с черной гривой и хвостом. В «Преступлении и наказании» с потрясающей силой описана саврасая крестьянская клячонка, которую пьяные забивают до смерти.
СИВЫЙ – серый, темно-сизый.
СОЛОВЫЙ – желтоватый, со светлым хвостом и гривой. В «Войне и мире» Наполеон разъезжает на соловом иноходце.
ЧАГРАВЫЙ – темно-пепельный.
ЧАЛЫЙ – серый с примесью другой шерсти. В «Евгении Онегине» Ленский едет к Онегину «на тройке чалых лошадей».
ЧУБАРЫЙ – с темными пятнами на светлой шерсти или вообще с пятнами другой шерсти, хвост и грива черные. В чичиковской тройке чубарым был правый пристяжной.
ГОЛУБОЙ - в «Воскресении» Л. Толстого читаем про длинноногого голубого жеребенка. Лошади голубой масти были и есть. Голубым, или МЫШАСТЫМ, называли серовато-сизый, пепельный цвет, такой, как у обычного голубя-сизаря.

В заключение – о двух породах верховых лошадей, названия которых запечатлены в классической литературе. На КЛЕППЕРЕ (или КЛЕПЕРЕ) разъезжали юный герой повести Тургенева «Первая любовь» и Николенька Иртеньев в «Детстве» Л. Толстого.

Так называлась коренастая, спокойного нрава лошадь, выведенная в Германии. Сходного типа был КОБ, на котором Анна Каренина встречала приехавшую к ней в имение Вронского Долли – «Анна ехала спокойно, шагом на невысоком английском кобе со стриженой гривой и коротким хвостом».


Железные дороги


С середины XIX века железные дороги быстро вошли в быт русского народа и получили отражение в литературных произведениях. Строительству первой протяженной железной дороги между Петербургом и Москвой Некрасов посвятил свое известное стихотворение. Важные для действия сцены на станциях и в вагонах железных дорог происходят в романах Л. Толстого «Анна Каренина» и «Идиот» Достоевского.

За исключением перевода на электрическую и дизельную тягу, существенных изменений за это время в железных дорогах не произошло, поэтому поясним только некоторые забытые слова и понятия.

В народе железная дорога долгое время называлась ЧУГУНКОЙ – первые рельсы делались из чугуна. «Хозяин приехал из Москвы на чугунке», – читаем у Тургенева. Но чаще для обозначения железнодорожного поезда употреблялось другое слово – МАШИНА. У темных людей невиданная машина поначалу вызывала суеверный ужас: странница Феклуша в «Грозе» Островского именует ее «огненным змием» и даже уверяет, что видела у него загребающие лапы.

В «Идиоте» князь Мышкин отправляется в Псков «по машине», там же Рогожин садится «на машину». «Машина в Петербург уйдет через четверть часа», – говорится в том же романе, а современный читатель может вообразить, что речь идет об автобусе, если бы не время действия и не контекст. Такая же «машина» встречается в произведениях Некрасова, Достоевского, Островского, Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого.

Только к началу XX века слово выходит из употребления.
ПАРОВОЗ поначалу назывался… ПАРОХОДОМ . Это обстоятельство до сих пор смущает слушателей знаменитой «Попутной песни» М. И. Глинки, написанной на слова Н. В. Кукольника:

Дым столбом – кипит, дымится
Пароход…

И быстрее, шибче воли,
Поезд мчится в чистом поле.

Песня сочинена в 1840 году, когда уже действовала короткая железнодорожная линия между Петербургом и Царским Селом.



Слово «ВОКЗАЛ» в значении здания крупной железнодорожной станции вошло в язык только в 1870-х годах, до этого говорилось «станция железной дороги». Так читаем еще у Льва Толстого, Островского, у Чернышевского в «Что делать?».

Первые железнодорожные вагоны, даже высшего класса, с нашей точки зрения, были крайне неудобными. Из Петербурга в Москву ехали сутки, таким образом, и ночью, однако спальных вагонов не было. Отапливались вагоны железной печкой, освещались тусклыми свечами, потом уже газовыми фонарями. Во всем поезде не было туалета. В таких условиях путешествовали в поездах герои Л. Толстого и Достоевского.

Паровоз долгое время назывался ПАРОВИКОМ, проводник – КОНДУКТОРОМ, вокзальные носильщики – АРТЕЛЬЩИКАМИ, так как были объединены в артели, перрон – ДЕБАРКАДЕРОМ, то, что ныне именуется тамбуром, называлось патриархально – СЕНЯМИ. В рассказе Бунина «Несрочная весна» читаем: «Не выдержав, я бросил место и ушел стоять в сени. А в сенях оказался знакомый, которого я не видел уже года четыре: стоит, качается от качки вагона бывший профессор».

Об отправлении поезда на станции возвещал звук сигнального рожка или колокола. В зале ожидания об этом «зычным, величественным басом» объявлял «огромный швейцар в длинной ливрее» (Бунин И. «Жизнь Арсеньева»).

Вагоны были трех классов. В стихотворении Блока «На железной дороге» есть проникновенные строки: «…Молчали желтые и синие; / В зеленых плакали и пели». Смысл их становится понятен только тогда, когда мы узнаем, что желтыми были вагоны первого класса, синими – второго, а зелеными – третьего, самые дешевые.


Во второй половине XIX века в городах, на смену примитивной линейке, появляется новый вид рейсового транспорта – конно-железная дорога. Это были ходившие по рельсам, запряженные лошадями вагончики с сидячими местами для пассажиров. Более дешевые места находились на крыше – ИМПЕРИАЛЕ , куда можно было взобраться по винтовой лестнице. Женщинам на империале ездить запрещалось. В просторечии конно-железную дорогу прозвали КОННОЖЕЛЕЗКОЙ , затем просто КОНКОЙ .

Чеховская Каштанка «бросалась с лаем на вагоны конножелезки». Действие юморески Чехова «Двое в одном» происходит в вагоне конки.

В начале XX века конку быстро вытеснил трамвай, пущенный по тем же рельсам с надвешенным над ними контактным проводом. Первое время трамвай в отличие от конки называли весьма нелепо – ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ КОНКОЙ , хотя никаких коней при нем, естественно, не было.

Другие средства передвижения

Пароходы стали ходить в России с ноября 1815 года, сначала из Петербурга в Кронштадт. Долгое время они именовались ПИРОСКАФАМИ , что по-гречески означает огненное судно.

Пушкин в 1830 году писал: «Уже воображал себя на пироскафе… Пироскаф тронулся – морской, свежий ветер веет мне в лицо». Этой «могучей машине» Баратынский в 1844 году посвятил стихотворение под названием «Пироскаф». В «Петербургских заметках 1836 года» Гоголь, описывая столичную весну, отмечает: «Дымясь, влетел первый пароход». Впервые же это слово в современном значении появилось в петербургских газетах в 1816 году.

Мы давно привыкли к тому, что КАТЕР – небольшое судно на двигателе внутреннего сгорания, и поэтому не без удивления узнаем, что герои «Бесприданницы» Островского, задолго до изобретения такого двигателя, совершают прогулку на катерах по Волге, а Викентьев в «Обрыве» Гончарова говорит Марфеньке, которая боится переправляться через Волгу: «Я за вами сам приеду на нашем катере». Однако в обоих случаях речь идет о гребном катере – большой прогулочной лодке. На таком катере, с 24 гребцами, катался еще Чичиков, гостя у помещика Петуха (второй том «Мертвых душ»).

АВТОМОБИЛИ появились в России в самом начале XX века, и вскоре мы находим это слово на страницах русской литературы – у Горького, Куприна, Бунина. Любопытно, что наряду с «автомобиль» у Бунина употребляются слово «экипаж» и вполне привычное для нашего слуха «машина», а у Блока в этом значении применяется МОТОР:

Пролетает, брызнув в ночь огнями,
Черный, тихий, как сова, мотор.

(«Шаги командора», 1912 год).

Список использованной литературы:

Федосюк Ю. «Что непонятно у классиков, или энциклопедия русского быта»


Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины Коган Марина Соломоновна

Викторина «Сказочный транспорт»

Эти вопросы можно использовать также для проведения разминки.

На чем только не передвигались сказочные герои! Так кто же чем пользовался? Вспомните .

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Транспорт» Занятие 25. Мчится поезд(Свободный выбор материала)Программное содержание. Учить изображать предметы, похожие на разные геометрические формы (прямоугольник, круг, квадрат). Рисовать простым карандашом сложные предметы, передавая форму основных

Из книги Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Транспорт» Занятие 13. Лодка с веслами(Лепка из пластилина)Программное содержание. Продолжать учить раскатывать из шара овал, сплющивать его и вдавливать середину пальцами, стягивать и подравнивать края. Раскатывать колбаски, приплющивать пальцами с одного

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Транспорт» Занятие 24. Машинка(Лепка из пластилина)Программное содержание. Продолжать учить детей лепить из пластилина предметы, состоящие из нескольких частей. Развивать речь, мышление.Демонстрационный материал. Игрушки или предметные картинки с

Из книги Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий автора

Задание 5. Литературная викторина I часть. Воспитатель показывает обложку книги (иллюстрацию, читает отрывок из сказки). Ребенок, как может, называет сказку (например: «Про гусей, которые мальчика к Бабе Яге унесли») и сообщает, чем закончилась история.Итог. Ребенок хорошо

Из книги Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий автора Гербова Валентина Викторовна

Транспорт Эта картинка так же, как и картинка «Образцы тканей», способствует обогащению и активизации словаря детей.Педагог уточняет, как одним словом назвать самолет, пароход и поезд (электричку). Интересуется, кто на каком транспорте отправился бы в путешествие и

Из книги От нуля до букваря автора Аникеева Лариса Шиковна

Личный транспорт Самая необходимая для прогулок вещь – коляска – понадобится вам с первых же дней. Еще до выхода в свет вы можете использовать ее дома в качестве уютного гнездышка для крохи. В ограниченном пространстве он будет чувствовать себя более комфортно и

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Из книги Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины автора Коган Марина Соломоновна

Викторина «Бросай-ка» Литературная викторина для детей младшего школьного возраста Перед проведением викторины желательно поговорить с детьми о том, что такое художественная литература, вспомнить, какие книги они читали, каких героев знают.Ведущий. Добрый день,

Из книги Что делать, если ребенок не хочет… автора Внукова Марина

Викторина «Отгадай произведение» Вспомните названия произведений по начальным фразам.Бланк для ответов Ответы: 1.Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей». 2.П. Ершов. «Конек-горбунок». 3.В. Гауф. «Карлик Нос». 4.Е. Велтистов. «Приключения Электроника». 5.П. Бажов.

Из книги Мамамания. Простые истины, или Воспитание с любовью автора Попова-Яковлева Евгения

Викторина «Отгадай-ка героев сказок и литературных произведений (по подсказкам)» Ведущий. Отгадайте по подсказке, о каком герое идет речь. Чем меньше подсказок вы используете, тем больше баллов получите.Одна подсказка – 9 баллов, две подсказки – 8 баллов и т. д., то есть

Из книги автора

Викторина «Отгадай-ка-2» Одна подсказка – 5 баллов, две – 4 балла и т. д., то есть если использованы пять подсказок, то начисляется 1 балл.11. С момента появления на свет ОН умел плавать.2. ОН не любил, когда его воспитывали, но «воспитателей» в беде не оставлял.3. Как и все дети,

Из книги автора

Викторина «Сказочный алфавит» Викторину можно провести как соревнование между командами. На обсуждение вопроса отводится 15 секунд, ответы даются письменно. Перед началом игры составляются 33 вопроса с ответами на все буквы алфавита. На буквы Й, Ё, Ь, Ъ, Ы предлагаются

Из книги автора

Игра-викторина «Хоровод сказок» Желательно перед началом игры разделить детей на две группы и предложить им немного подготовиться: придумать название группы, нарисовать эмблему, выбрать музыкальный эпиграф (фразу или куплет песни), приготовить костюмы для героев,

Из книги автора

Викторина «В зоопарке» Варианты проведения викторины.А. Если викторина не командная, каждый участник может выбирать карточку с вопросом и отвечать на него.Б. Командная игра. Каждой команде предлагается ответить на определенное количество вопросов (две команды – по 15

Назовите известные вам сказочные средства передвижения и получил лучший ответ

Ответ от Варвара Шелковская[гуру]
Гуси лебеди -гуси
Маша и медведь - короб с пирожками и Машей
Царевна лягушка - коробчёнка
лисичка использовала волка - как средство передвижения
Избушка на курьих ножках
БУРЯ-КОНЬ - конь Перуна:
«У коня Перуна жемчужный хвост, его гривушка золоченая, крупным жемчугом вся унизанная, а в очах у него камень Маргарит, куда взглянет он - все огнем горит» .
ЛЕГКОКРЫЛАЯ ЛАДЬЯ, запряженная белыми или золотыми лебедями, - средство передвижения славянских богов или сказочных героев.
ДОБРОГОСТ - у западных славян покровитель добрых вестей, посланник богов - нечто вроде античного Гермеса (Меркурия) .
Спускаясь с небес, он надевал крылатые чёботы, напоминающие сапоги-скороходы русских сказок.

Ответ от Колибрия фреш [гуру]
телепорт


Ответ от Grigoriy Shtarkman [гуру]
Ядро (Мюнгаузен). , дикие гуси (Нильс, лягушка - путешественница)
А слово ""сапоги" не склоняется (кроме сапог- скороходов)


Ответ от ~ Caroline ~ [мастер]
ступа бабы-яги, ковер-самолет, летучий корабль, сивка бурка, сапоги-скороходы, гуси-лебеди, серый волк, избушка на курьих ножках, помощь волшебников, карета-тыква, печь, конёк-горбунёк, сказочные герои иногда превращаются в животного и убегает, чёрт, на животных и птицах верхом, в шапке-невидимке, метла, волшебные туфли (летающие)


Ответ от Александр Перевозчиков [гуру]
Серый волк, пепелац, печка, ступа, волшебное кольцо, Сивка-бурка


Ответ от Ёветлана Прокофьева [гуру]
Сапоги-скороходы!


Ответ от Ехидна [гуру]
дом, серебряные туфельки и летучие обезьяны - "изумрудный город"
поезд - "Алиса в зазеркалье"
майский жук, водомерка и прочие насекомые - сказка про муравья, который в муравейник опаздывал
зонт - Мери Поппинс
гроб - панночка у Гоголя


Ответ от Владимир Векшин [гуру]
Метла, помело, печка из "По щучьему веленью", там же и сани на которых Емеля из леса ехал, сани-самокаты упоминаются в сказке "Петух и кот", в редакции Ушинского, избушка на курьих ножках, гуси-лебеди, джин из 1000 и одной ночи, который переносит героя в разные места, где-то есть волшебное кольцо, с теми же функциями. Есть русская народная сказка "Летучий корабль", в различных сказках герой спасается на орле, кормя его мясом, отрезанным от своего бедра. Если вспомнить мифологию, то там есть Пегас, сандалии, на которых Персей сражался с драконом, кентавры, тучи.


Ответ от Qwerqwerqwe rqwerqwerqw [мастер]
Если по современному
Пылесос-метла Это для бабаёжок
Самолет- ковер Для всяких туристов и алладинов.
Дельтоплан- орёл. Для экстрималов и хоббитов.
Истребитель- Дракон Для лётчиков и Арагонов.
Машина -Волк для всех и ивана дурака.
Танк - Печка для танкистов и ерём всяких.
Ассоциировать можно долго. Главное у нас есть транспорты, которые не хуже чем в сказках.
Про машину времени...Это скорей область научной фантастики чем сказки.


Ответ от Ёамiйло Кiшка [гуру]
Туфли у маленького Мука


Ответ от Fabull [гуру]
Печь. Чёрт (вечера на хуторе близ Диканьки)


Ответ от Nick Storozhev [гуру]
осёл


Ответ от Дарья [гуру]
исучезнут мгновенно и появится там где надо, в сказке старой был параход летающий
метла, печь, сивка-бурка, и помогают волшебники феи тому подобное


Ответ от Анатолий [гуру]
волк, орел, дракон, бочка


Ответ от Наблюдатель [гуру]
Ковёр-самолёт, пепелац, ступа с метлой у бабы яги, по щучьему велению...


Ответ от Владимир Иорганский [гуру]
Цветик симицветик (загадал куда нужно и переместился)

Исследовательская работа на тему: Сказки, в которых герои передвигаются разными способами

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Сказки, в которых герои передвигаются разными способами.… …..4

1.1. Что такое «сказка»……………………………………………………………4

1.2. Передвижение героев по воздуху…………………………….……………5

1.3 .Передвижение героев по дорогам……………………………………….....7

1.4. Передвижение героев по воде………………………………………………8

Глава 2 Практическая работа по сказкам…………………………….………..9

    Викторина по сказкам……………..………………………………….........9

    Советы путешественникам……..………………………………………..10.

Заключение……………………………………………………………………….11

Список использованной литературы…………………………………………...12

Приложение……………………………………………………………………..13

Введение

Я очень люблю читать. И это самые разные произведения: мифы, сказки, авторские рассказы, повести. Наше внимание привлекло то, что во многих произведениях герои передвигаются по дорогам, по воздуху и по воде. Мне захотелось выяснить, почему авторы отправляют своих героев на разных летательных аппаратах и с ними никогда не случаются ДТП.

Актуальность данной темы заключается в том, что мы часто слышим о дорожно-транспортных происшествиях, в которые попадают люди и в которых они, к сожалению, гибнут. Нас предупреждают взрослые, мы изучаем правила дорожного движения, стоят на дорогах предупреждающие знаки, следят за движением инспекторы, а ДТП не становится меньше. Почему? Может, ответ на этот вопрос можно найти в сказках, где герои активно передвигались, и никаких ДТП там не было.

Поэтому цель исследовательской работы я определил так: выяснить, для чего нужны различные средства передвижения героям.

При выполнении работы были поставлены следующие задачи:

2.Внимательно изучить некоторые пункты правил дорожного движения.

3.Найти общие моменты в сказках и правилах дорожного движения.

4.Активизировать познавательную деятельность при изучении правил дорожного движения и чтении сказок.

5.Выполнить творческое задание: составить викторину.

Объектом исследования являются сказки.

Предметом исследования являются средства передвижения героев в сказках.

Представленная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце работы дается список использованной литературы.

Глава 1. Сказки, в которых герои передвигаются разными способами.

1.1. Что такое « сказка ».

Сказки – это удивительный жанр. Русский философ Ильин сказал, что «сказка - это сон, приснившийся нации». Действительно, в сновидениях иногда люди видят сюжеты, похожие на фрагменты сказок или на какие-то древние ритуалы. Исследователи фольклора считают, что знакомые нам с детства сюжеты волшебных сказок действительно имеют отношение к древнейшим обрядам и ритуалам. А природа этих древних ритуалов связана с глубинными механизмами формирования символического поведения и образного мышления. Сказки, как и сновидения, в некотором смысле обращаются непосредственно к механизмам бессознательного. В этом их большая сила. И в то же время это выразительные, художественные тексты, которые доставляют при чтении эстетическое удовольствие. Сюжеты волшебных сказок странны с точки зрения рационального сознания. Действие их происходит в особом пространстве - «в некотором царстве, в некотором государстве...» и закономерности их невозможны в привычном мире - в них животные разговаривают, Баба-Яга пытается съесть мальчика, героя можно сварить в котле - и после этого он остается жив... И это рассказывается как подлинная история, а не как сравнение или метафора... То есть существует мир, который функционирует по таким правилам

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказках дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание. Форма изображения этих явлений - особая, сказочная, доступная.

1.2. Передвижение героев по воздуху.

Движение – это жизнь. Текут реки, плывут облака, дуют ветры, мигрируют птицы, рыбы, животные, в теле человека течёт кровь, вода. Сам человек летает, ездит, ходит. Остановить движение невозможно ни в природе, ни в жизни человека. Значит надо научиться передвигаться так, чтобы это было безопасно. Могут ли этому научить сказки? Могут!

Место передвижения – сказочное пространство. Участники движения: Дюймовочка, Кай, Герда, Маша, Баба Яга, Иван-царевич, Емеля, Айболит, лягушка. Транспортные средства: конь, ковёр-самолёт, лапти, лодка, кораблик, лепесток кувшинки, печка, медведь с коробом, волк, бычок-чёрный бочок.

Герои сказок перемещаются по воздуху. Летит на ковре-самолёте Иван-царевич. В ступе летает Баба Яга: «Баба Яга в ступе летает, пестом погоняет, помелом след заметает». (Сказка «Василиса Прекрасная»). Дюймовочка «уселась птице на спину, и ласточка стрелой взвилась в воздух и унесла Дюймовочку в сказочный край». (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»). Летит в тёплые края и лягушка-путешественница, уцепившись ртом за прутик, который держат в клювах утки: «Нашли хороший прочный прутик, две утки взяли его в клювы, лягушка прицепилась ртом за середину, и всё стадо поднялось в воздух». (Гаршин «Лягушка-путешественница»).

Мечту людей о полёте мы встречаем и в народных сказках. Это, конечно же, сказка «Летучий корабль». Царь обещал выдать свою дочку за того, кто ему летучий корабль построит. А дальше сюжет известный: старшие братья попытались, но у них ничего не получилось. А вот младший, дурень, с помощью чудесного дедушки смог выстроить летучий корабль с парусами. Вот как об этом в сказке написано: «Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну: верхушкой в облака эта сосна упирается, обхватить её впору только троим. … Срубил он сосну, стал её от сучьев очищать. Подошёл к нему старичок… и показал, как надо сосну обтёсывать.

Ну, теперь станем паруса прилаживать!

И достал из-за пазухи кусок холста.

Старичок показывает, дурень старается, на совесть всё делает – и паруса готовы, прилажены.

    Садись теперь в свой корабль, - говорит старичок, - и лети, куда тебе надобно. …

Тут они и распрощались. Старичок своей дорогой пошёл, а дурень на летучий корабль сел, паруса расправил. Надулись паруса, взмыл корабль в небо, полетел быстрее сокола». С помощью этого летучего корабля и смог герой осуществить свои мечты и стать счастливым.

В некоторых сказках герои передвигаются на ковре-самолёте. В полёте им открываются леса, поля, горы, реки, то есть необозримые просторы. Ковёр-самолёт помогает героям не только быстро перемещаться по воздуху из одного места в другое, но и обмануть врагов, которые их преследуют. Я думаю, что человек, создавая своей фантазией все перечисленные средства передвижения по воздуху, в чём-то завидовал птицам. И не только тому, что птицы могут быстро преодолевать расстояние, но и потому, что они – существа вольные, свободные.

1.3. Передвижение героев по дорогам.

В сказочном пространстве герои могут передвигаться по земле, ходить пешком или ехать на каких-то животных. Нюрочка-девчурочка уселась на бычка: «Бычок-чёрный бочок, белые копытца головой тряхнул, хвостиком махнул и побежал.» (Сказка «Бычок-чёрный бочок, белые копытца»).

« Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришёл, наконец, к Кощееву дубу». («Царевна-лягушка»). «Клубочек катится по высоким горам, по зелёным лугам, катится по топким болотам, катится по глухим лесам» («Царевна-лягушка»). «А лиса едет на волке и потихоньку приговаривает: «Битый небитого везёт» («Лисичка-сестричка и серый волк»). «Серый волк с Иваном-царевичем пуще коня помчался, чтобы жар-птицу взять» («Иван-царевич и серый волк»). Сами по себе мчатся сани, где сидит Емеля, подняв дубинку кверху. Емеля и на печи может ехать. «Печь затрещала и вдруг вылетела на волю. И быстрее всякой птицы понеслась к царю». («Сказка про Емелю-дурака»). «Машенька залезла в короб, взвалил его на спину медведь и пошёл в деревню». (Сказка «Маша и Медведь»). «Я себе лапти сплёл, не простые они, чудесные. Обуюсь в них – ноги у меня сами и побегут,» - говорит старичок Ивану в сказке «Чудесные лапоточки». Спасать Кая Герда едет в золотой карете: «К воротам подъехала карета из чистого золота. Принц и принцесса усадили Герду в карету и пожелали ей счастливого пути». А потом девочка едет на олене: «Посадила финка Герду на спину оленя, и тот бросился бежать со всех ног». «Снежные хлопья всё росли и обратились под конец в больших белых кур. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, в них сели Снежная королева и Кай. Сани понесли их в ледяной дворец». (Г.Х. Андерсен «Снежная королева»).

1.4. Передвижение героев по воде.

Сказочные герои плавают по морям, рекам, океанам. По реке в лодке плывёт Герда в поисках Кая. Дюймовочка «каталась на лепестке розы в тарелке с водой». Спасая Дюймовочку от жабы, рыбки перекусили стебель кувшинки и лист быстро поплыл по течению «Дюймовочка плыла всё дальше и дальше».

«Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.»

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Солтане…»)

А доктор Айболит, спеша в Африку, то летит, то плывёт, то едет:

«Выбегают мохнатые волки:

Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!»

«Но тут выплывает кит:

Садись на меня, Айболит!

И, как большой пароход,

Тебя повезу я вперёд!»

«И сейчас с высокой скалы

К Айболиту слетели орлы:

Садись, Айболит, верхом,

Мы живо тебя довезём!»

(К.И. Чуковский «Айболит»)

Глава 2. Практическая работа по сказкам.

2.1. Викторина по сказкам.

Среди учащихся начальных классов была проведена «Викторина по сказкам».

Викторина

1.Чем заметала след Баба Яга, летая в ступе? (помелом)

2.На чём передвигались герои сказки К.И.Чуковского «Тараканище» ? (вставьте нужные слова)

«Ехали медведи на (велосипеде),

Зайчики – (в трамвайчике),

Жаба – (на метле),

А комарики – (на воздушном шарике).

3.Виды транспорта, которыми пользовалась Герда, спасая Кая? (лодка, золотая карета, олень)

4.Какой круглый предмет указывает в сказках дорогу герою? (клубок)

5.Какими словами вызывал коня герой сказки «Сивка-бурка»?

6.На чём добирался до Африки доктор Айболит? (на волке, на ките, на орле)

7.Назовите транспортные средства, которые упоминаются в русских народных сказках? (конь, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы и др.)

8.Добралась ли лягушка-путешественница до тёплых стран? Почему?

9.Катится, катится какой вагон? (голубой)

10.Как князь Гвидон попал на остров Буян? (в бочке)

После викторины был проведен анализ работ. Мы видим, как много передвигались сказочные герои и у них никогда не было аварий ни на суше, ни на воде, ни в воздухе. Почему? Во-первых, потому, что все они передвигались, чтобы делать добрые дела: Айболит, чтобы лечить, Серый волк, чтобы помочь Ивану-царевичу, бычок и медведь спасают девочек, Герда искала Кая и т.д. Во-вторых, все герои с уважением, терпением, пониманием относились к другим участникам движения, понимали, что нарушать чьи-либо права нельзя. Поэтому в сказках никаких ДТП не было, и у героев сказок можно этому поучиться.

2.1. Мудрые пословицы путешественникам.

Мудрые советы путешествующим дают пословицы:

(Не превышай скорость)

2.Ретивая лошадка недолго живёт.

(Не перегружай мотор)

3.Тихий воз на горе будет.

(Двигайся осторожно)

4.Не спросясь броду, не суйся в воду.

(Изучи дорогу)

5.Едешь на день, бери хлеба на неделю.

(Бери в дорогу припасы)

(Отдыхай в дороге)

7.Тяжело против воды плыть.

(Выбирай удобную дорогу)

8.На хромом коне далеко не уедешь.

(Транспортное средство содержи в порядке)

Заключение

В своей работе я рассмотрела несколько произведений: мифы, сказки, художественную литературу и могу сделать вывод, что цели известных и неизвестных их авторов самые разные. Различные средства передвижения, описанные в книгах, помогают героям то вырваться из многолетнего плена, то быстро переместиться из одной точки земного шара в другую, то интересно провести время в путешествии. Также прочитав сказки, пословицы, мы убедилась, что по ним можно учить правила поведения на дорогах. А чтобы не попасть в ДТП и не быть пострадавшим в них, нужно стремиться делать только добрые дела, быть вежливым, уважать всех участников движения, слушать старших.

Список использованной литературы.

1.Андерсен Г.Х. «Дюймовочка». Ижевск, «Странник» 1994г.

2.Андерсен Г.Х. «Снежная королева». М., «Детская литература», 1985г.

3.Гаршин «Лягушка-путешественница». Родная речь. М., «Просвещение», 1995г.

4.Репин Я.С. «Дорожная азбука». М., Ордена «Знак почёта» издательство ДОСААФ СССР, 1980г.

5.Русские народные сказки. Новосибирское книжное издательство, 1989г.

6.Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., «Просвещение», 1990г.

7.Сказки, пословицы, загадки. М., «Детская литература» 1989г.

8.Хрестоматия по детской литературе. М., «Детская литература», 1965г.

9.Хрестоматия для дошкольников (1,2,3т). М., АСТ 1997г.

10.Чуковский К.И. «Айболит». М., «Детская литература», 1997г.

Введение………………………………………………3

Цели и задачи………………………………………...3

Ход исследования…………………………………….4

Основная часть………….…………………………...5

Выводы………………………………………………..7

Источник информации………………………………8

Приложение…………………………………………...9

Введение.

Цели: Узнать, чем отличается сказочный транспорт от настоящего, определить какой из них эффективнее.

Задачи:

Научиться исследовать сказки, сравнивать, находить общее и различия.

Узнать качества и возможности сказочного транспорта.

Развить умения сравнивать сказочные объекты с самолетом, вертолетом.

Определить общие характеристики и отличительные черты.

Нарисовать сказочные объекты по впечатлениям и сделать выставку рисунка «На чем летают в сказках».

Провести игру «Что на что похоже».

Провести викторину « Сказочные средства передвижения».

Сравнить формы, назначение средств передвижения.

Сделать выводы.

Основная часть.

Мы прочитали русские народные сказки : « Ковёр самолёт», « Баба Яга», « По щучьему велению», « Гуси Лебеди», « Конёк Горбунок»,

« Сивка Бурка», « Летучий корабль»;

Литературные сказки: « Кот в сапогах», «Дюймовочка», « Приключения Буратино или золотой ключик»

Посмотрели мультфильмы:
«Винни-Пух и все, все, все»
«Карлсон, который живет на крыше»

« Приключения Мюнхаузена»

« Лягушка путешественница»

« Доктор Айболит»

Мы узнали, что в этих сказках герои передвигаются по воздуху с помощью разных средств: ступы и метлы, ковра – самолета, сапог – скороходов, летающего корабля, воздушных шариков, собственного пропеллера.

Все сказочные средства передвижения мы разделили на три группы:

Волшебные предметы (Ковёр-самолёт, летучий корабль, ступа, метла, русская печь, сапоги скороходы)

Животные и птицы (гуси-лебеди, волк, конек-горбунок, утки)

Разное (пропеллер, бочка, ядро, воздушные шары)

По впечатлениям от прочитанных сказок мы нарисовали картинки с изображением сказочных средств передвижения.

Собрали выставку рисунков, рассмотрели их, сравнили рисунки и поняли, что характер рисунка зависит от качества сказочного предмета.

Игра «Что на что похоже» помогла нам найти общие части устройства сказочного и реального транспорта. Мы выявили, что у всех реальных летательных аппаратов есть крылья, а в сказках они необязательны. У ступы, ковра – самолета, сапог-скороходов нет емкости для горючего, нет колес (шасси). Реальный воздушный транспорт рассчитан на несколько десятков, а то и сотен пассажиров, а сказочные вместят одного или нескольких героев.

Выводы.

Сравнив внешние и качественные характеристики, мы пришли к выводу, что сказочные виды транспорта гораздо удобнее, выгоднее, скоростнее и мобильнее реального транспорта:

- им не требуется специальной подготовки для взлета

- они совершенно бесплатные, так как не надо денег на бензин и ремонт,

- Не надо учиться ими управлять – это легко,

- Они могут подлететь в любое место.

Но! Они не являются совершенными, потому что вмещают мало людей, некоторые небезопасны (с ковра – самолета можно свалиться). Конечно, наша гипотеза подтвердилась, до школы правда быстрее и интереснее добраться на сказочных средствах передвижениях.

Но мы решили продолжить наши исследования в этом направлении и придумать свой фантастический воздушный транспорт.

Источник информации

Русские народные сказки.

Литературные сказки.

Сборник мультфильмов.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то