Тема вов в литературе. Тема великой отечественной войны в поэзии

Для проведения исследовательской работы школьникам предлагаются темы проектов по истории Великой Отечественной войны . Данный раздел истории содержит множество глобальных и частных аспектов для индивидуального изучения школьника.


Представленные в рамках предмета история темы исследовательских работ по ВОВ интересны и актуальны всегда, над темами можно работать как группой, так и индивидуально. Наша задача - не допустить увядание героизма славянского народа в памяти последующих поколений.

Работая над темой проекта по истории Великой Отечественной войны, ученик чтит память своих предков и народа, потерявшего своих сыновей, дочерей, мужей и отцов в борьбе за светлое будущее своих потомков.

Любую тему исследовательского проекта по истории ВОВ (Великой Отечественной войне) ребятам можно усовершенствовать по своему усмотрению в рамках предмета история. Ученикам предоставляется выбор тем о героизме народа, павшего за будущее страны, об истории своей семьи в военный и послевоенный период, о боевой технике и вкладе стран-союзников.

Темы исследовательских работ по истории ВОВ

Авиация Второй Мировой войны.
Авиация времён Великой Отечественной войны.
Антигерои Великой Отечественной войны.
Архив учителя школы военных лет.
Батальон пропал… в архивах.
Бессмертный подвиг советского народа в Великой Отечественной войны.
Бессмертие и сила Ленинграда.
Битва за Кавказ
Битва за Ленинград.
Битва за Москву
Битва на Стремиловском рубеже.
Битва под Москвой в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Блокада Ленинграда в зеркале судеб
Блокада Ленинграда в судьбе моего прадеда.
Блокадник
Блокадные страницы истории моей семьи.
Боевая техника 1941-1945 гг.
Боевой путь авиаполка "Нормандия-Неман".
Боевой путь танкиста
Боль материнских сердец
Бронетанковая техника Красной армии 1941-1945 годов.
В бой шли партизаны
Великая Отечественная война в истории моей семьи
Великая Отечественная война в названиях улиц города.
Великая Победа в истории моей семьи
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Великая Отечественная война в дневниках советского солдата.
Великая Отечественная война в жизни моей прабабушки в зоне оккупации немецких войск.
Великая Отечественная война в судьбе моего прадедушки.
Великая Отечественная война в судьбе моей прабабушки.
Великая Отечественная война глазами ребёнка
Великая Отечественная война глазами современных детей.
Великая Отечественная война и учителя в тылу и на передовой.
Великая Отечественная война: накануне Елецкой операции.
Великая Отечественная война на Курской земле
Великая Отечественная война. Битва под Москвой
Великая Отечественная война: бои на Голубой линии.
Ветеран Великой Отечественной.
Ветеран живет рядом.
Ветеранам от благодарного поколения.

Темы исследовательских проектов по истории ВОВ (продолжение)

Темы проектных работ по истории Великой Отечественной войны:


Вехи Победы 1941–1945 гг.
В.П. Чкалов и наш край
В небо из Ибресь. Алексей Маресьев
В память о гвардейской дивизии
В память о героях Сталинградской битвы.
В памятнике память
Ведущие истребители Второй мировой войны.
Вернуть имя солдату
Вклад англоязычных стран в победу во Второй мировой войне.
Взгляд на Великую Отечественную войну через подвиги героев - конаковцев.
Военнопленные в годы Второй мировой войны
Воины-вагайцы в миграционных потоках Великой Отечественной войны.
Война это не только горе, но и любовь.
Война глазами деревенских девчонок. «Как было страшно…». По воспоминаниям участниц военных действий и трудового фронта.
Восстановление железнодорожных мостов – весомый вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Время отдавать долги: Работа советских концлагерей в годы Великой Отечественной войны.
Все для фронта! Все для Победы!
«Все мы жили ожиданием мира»: Военные и первые послевоенные годы в судьбе односельчан по материалам местной печати, архивным документам и устным источникам.
Вспомним годы боевые... История моей прабабушки.
Вторая мировая война. Поколения
Второй фронт и Сибирь в годы Второй мировой войны.
Герои в доме
Голоса павших - совесть живых
Города-герои
Горькое детство детей войны
Город Шахты в годы Великой Отечественной войны.
Герои Советского Союза - наши земляки.
Герои нашего города.
Герои нашего села.
Герой Советского Союза Е.В. Михайлов.
Герой Советского Союза - Н.Ф. Гастелло.
Герой истории и история героя.
Город-герой Сталинград.
Год 41-й только ими свят
День Победы.
Дела госпитальные в архивных записях.
Дети во время Великой Отечественной войны.
Дети войны
Дети блокадного Ленинграда
Дети в фашистских лагерях смерти.
Детства пламенные годы
Детство в блокадном кольце.
Детство, опаленное войной.
Дети - герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Детство моей прабабушки в годы войны
Деятельность румынских войск в годы Великой Отечественной войны.
День снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 г.
Долгие военные дни 1941-1945 гг.
Дорогами войны. За победу над Японией.
Дискуссионные проблемы Второй мировой войны.
Духовный и нравственный подвиг жителей Ленинграда.
Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны.
Женская доля в годы Великой Отечественной войны (по воспоминаниям моей прабабушки).
Женщина на войне: эволюция феномена
Женщины в Великой Отечественной войне.
Жизнь местного населения в тылу во время Великой Отечественной войны.
Живая летопись войны
Жизнь моей семьи в годы Великой Отечественной войны.
За гранью возможного (лётчики-инвалиды).
Застыл солдат у школьного порога.
Защитники Брестской крепости
Значение битвы за Ленинград в истории Великой Отечественной войны.
Значение пенициллина в годы Великой Отечественной войны.
Игры и игрушки детей войны
Из семейного архива - в школьный музей. Долг памяти.
Исследование и разработка рецептуры для хлеба военного времени.
История двух парадов.
И.И. Смирнов: Бухенвальд глазами узника.
История избранных военных песен (На подвиг вели боевой).
История одного ордена
История самолета - история Победы.
История фронтового письма
История моей семьи в годы Великой Отечественной войны.
История плакатов времён ВОВ.
История жизни ветерана Великой Отечественной войны.
Их оружие - кинокамера


"КАТЮША" БМ-13 – оружие победы.
Кинологическая служба в годы Великой Отечественной войны.
Концентрационные лагеря третьего рейха.
Криптография в годы Второй мировой войны.
Курская битва
Ленинградский блокнот моей прабабушки.
Летописцы Победы.
Математика в годы Великой Отечественной войны.
Математики и математика в годы Великой Отечественной войны.
Маршал Жуков – Человек и Герой.
Маршал Жуков - маршал Победы!
Малоизвестные страницы героической обороны Сталинграда.
Международные отношения накануне Второй мировой войны.
Мой дед - орденоносец
Методы, используемые И.В. Сталиным для мобилизации народа и армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Модернизация танка Т-34.
Мой прадедушка - Герой Советского Союза.
Мой прадедушка - ветеран ВОВ.
Мой прадед погиб на войне.
Мой прадед - фронтовик.
Мой прадедушка – ветеран Великой Отечественной войны.
Награды Великой Отечественной войны.
Надевают наши деды боевые ордена.
Наши земляки во время Великой Отечественной войны.
Наши земляки – герои Советского Союза.
Находка родом с войны
Наше наследство – это память о ветеране ВОВ.
Не стареет душой ветеран
Не только вспомнить имена героев, а взглянуть им в глаза.
Неизвестные герои войны.
Несовершеннолетние узники фашизма.
Оборона Брестской крепости
Оборона Кавказа в период Великой Отечественной войны.
Одна страница из жизни героев Великой Отечественной войны моего родного села.
Оружие пехоты Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Оценка личности и деятельности полководца Г.К. Жукова в Великой Отечественной войне.
О чем писали в октябре 1941 года?
О чем рассказали фронтовые письма.
Одежда и обувь детей войны.
Он сражался за родину
Они пережили войну
Освенцим - нацистская фабрика смерти.
Освобождение Северной Норвегии.
Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны.
Партизаны против Вермахта. Война на рельсах.
Патриотизм российских немцев в годы Великой Отечественной войны.
Памятники бессмертного подвига.
Память о солдате
Переломные сражения Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Песни на фронте
Песни военных лет.
Пионеры-герои, опаленные войной.
Победа ковалась не только на фронте.
Победа моего прадедушки
Подвиг защитников 30-й батареи во время Великой Отечественной войны.
Подвиг казаков Дона и Кубани в летней военной кампании 1942 года.
Подвиг легендарного летчика и полярного исследователя, героя Великой Отечественной войны, полковника Э.К. Пусэпа.
Подвиги моего прадедушки.
Полководец Г.К. Жуков
Потомки Пушкина - участники Великой Отечественной войны.
Плакаты в годы Великой Отечественной войны.
Плакаты военного времени.
Плакат сражается.
По дальним маршрутам войны.
Политика Третьего рейха в отношении славян
Помощь Великобритании и США героическому Сталинграду.
Последние дни войны (о высадке десанта на косу Фрише-Нерунг).
Последний ветеран села
План Жукова от 15 мая 1941 года
Правда о фашистской оккупации


Православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
Разгром немцев под Москвой
Роль физиков в Великой Отечественной войне.
Роль химии в годы Великой Отечественной войны.
Роль северных конвоев во Второй мировой войне.
Рубежи обороны Москвы
Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны.
С войны письмо в семье хранится...
Смоленское сражение, 1941
Сталинградская битва
Сталинградская битва глазами детей.
Сталинградская битва - коренной перелом в Великой Отечественной войне.
Суд истории. Нюрнбергский процесс
Самолёты времён Великой Отечественной войны.
Связь времен. Парады 1941 и 2013 годов.
Советская авиация против Люфтваффе в Великой Отечественной войне.
Советские военнопленные. Забытые имена.
Советский народ - народ победитель
Советско-германские отношения 1933-1945 гг. через призму карикатуры и плаката.
Солдат Великой Победы
Страницы истории Великой Победы.
Стрелковое оружие Великой Отечественной войны.
Сравнительная характеристика боевого потенциала бронетанковых войск Вермахта и РККА на втором этапе Великой Отечественной войны.
Сравнительная характеристика военной техники (танков и авиации) Советского Союза и фашистской Германии, участвовавшей в Курской битве.
Страницы истории. Разработка стрелкового оружия на полигоне "Ларцевы Поляны" накануне и в годы Великой Отечественной войны.
Судьба советского сокола
Танк Т-34: память о войне.
Танк-34 – лучший танк всех времен.
Танк-легенда Т-34
Танки Второй Мировой войны.
Танковое сражение под Прохоровкой.
Танки Танкограда.
Товарищ мой лохматый. Из истории использования собак на фронтах Великой Отечественной войны.
Тоталитаризм и война.
Трагическая судьба Брестской крепости.
Трудовой и ратный подвиг советских ученых, конструкторов, изобретателей в годы Великой Отечественной войны.
Тяжелые танки СССР во Второй мировой войне.
Условия жизни сталинградцев в годы войны (1942–1945 гг.).
Хатынь - скорбная страница Великой Отечественной войны.
Холокост и нацистский оккупационный режим.
Холокост как проявление антисемитизма
Холокост - трагедия XX века!
Цена победы
Что знает молодежь об истории Великой Отечественной войны.
Чукотка в годы войны.
Штрафные батальоны
Это гордое слово - Победа!
Я не была на той войне
Эхо войны в моей семье.
Этот День Победы.
Этот день мы защищали, как могли…

ТЕМА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Данная тема относится к темам свободным. Это значит, что автор сочинения свободен в выборе тех произведений, которые станут литературной основой его письменной работы. Тема Великой Отечественной войны занимает значительное место в современной литературе. Широко известны произведения В. Быкова, Б. Васильева, В. Гроссмана, Ю. Бондарева и многих других писателей о минувшей войне, ибо она до сих пор заключает в себе неисчерпаемый источник нового материала огромной драматической силы и выразительности. Страшная угроза фашизма, нависшая над нашей страной, заставила на многое взглянуть другими глазами. Война сообщила понятиям "родина", "Россия" новый смысл и ценность. Отчизна в мирное время казалась чем-то непоколебимым и вечным, как природа. Но, когда вражеское нашествие стало всерьез угрожать самому существованию нашей страны, когда возникла опасность ее утраты, то мысль о спасении России воспринималась с обостренной чувствительностью. Война представила в новом свете многие привычные понятия и нормы, выдвинув на первый план высокую ценность человеческой жизни.

Обращаясь к военной теме, писатели предпринимают попытку разобраться в сложных процессах жизни, в людях трудной судьбы, в трагических коллизиях, порожденных войной. Драматизм обстоятельств военного времени послужил темой многих книг современных писателей. В повестях Б. Васильева и В. Быкова авторов нередко интересует "микрокосм" войны. Писатели сосредоточивают внимание в основном не на глобальных, широкомасштабных действиях. В поле их зрения, как правило, оказывается или небольшой участок фронта, или группа, оторвавшаяся от своего полка. В центре изображения, таким образом, оказывается человек в экстремальной ситуации, которая нередко возникает в военной обстановке.

Повести В. Быкова о минувшей войне по-прежнему волнуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. И, раскрывая эти проблемы на ярком и богатом материале, писатель воспитывает молодое поколение, формируя его нравственный облик. Но главная проблема творчества Быкова - это, безусловно, проблема героизма. Однако писателя интересует не столько его внешнее проявление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает героический поступок. Пожалуй, одной из характерных особенностей военных повестей Быкова является то, что он не щадит своих героев, ставя их в нечеловечески трудные ситуации, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делает это автор не случайно, ибо в обычной обстановке характер человека не может раскрыться полностью. Так происходит с героями повести "Сотников". Через всю повесть проходят два героя - бойцы одного партизанского отряда, которые морозной, ветреной ночью отправляются на задание. Им во что бы то ни стало нужно добыть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но они сразу оказываются в неравном положении, ибо Сотников пошел на задание с тяжелой простудой. Когда Рыбак с удивлением спросил его, почему он не отказался, если болен, то Сотников кратко ответил: "Потому и не отказался, что другие отказались". Эта выразительная деталь достаточно много говорит о герое - о его сильно развитом чувстве долга, сознательности, мужестве, выносливости. Сотникова и Рыбака преследует одна неудача за другой: хутор, где они надеялись добыть еду, сожжен; пробираясь назад, они попадают в перестрелку, в которой Сотников получил ранение. Внешнее действие, описанное автором, сопровождается действием внутренним. С глубоким психологизмом передает писатель чувства и переживания Рыбака. Сначала он испытывает легкое недовольство Сотниковым, его недомоганием, которое не позволяет им двигаться достаточно быстро. Оно сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Но ведет себя Рыбак вполне достойно: помогает Сотникову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не может идти из-за ранения. Но все чаще и чаще в сознании Рыбака возникает мысль о том, как спастись, как сохранить единственную и неповторимую жизнь. Он вовсе не предатель по натуре и тем более не замаскировавшийся враг, а нормальный крепкий, надежный парень. В нем живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Никто не мог усомниться в нем, пока он находился в обычной боевой обстановке, честно перенося с отрядом все трудности и испытания. Но, оставшись наедине с задыхающимся от кашля раненым Сотниковым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченными фашистами, Рыбак не выдерживает. Внутренний надлом совершается у героя в плену, когда им особенно властно завладевает неистребимое желание жить. Нет, он вовсе не собирался совершить предательство, он пытался найти компромисс в той ситуации, когда он невозможен. На допросе, частично признаваясь следователю, Рыбак думает перехитрить его. Примечателен его разговор с Сотниковым после допроса:

"- Ты послушай, - помолчав, горячо зашептал Рыбак. - Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в полицию, - как-то сам не желая того, сказал Рыбак.

Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вниманием сверкнули глаза.

Вот как! Ну и что ж - побежишь?

Не побегу, не бойсь. Я с ними поторгуюсь.

Смотри, проторгуешься, - язвительно просипел Сотников".

Рыбак принимает решение согласиться на предложение следователя служить полицаем, чтобы, воспользовавшись этим, бежать к своим. Но прав оказался Сотников, который предвидел, что мощная гитлеровская машина сотрет Рыбака в порошок, что хитрость обернется предательством. В финале повести бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого даже сама мысль о побеге кажется ему неправдоподобной. И, удивительное дело, жизнь, такая дорогая и прекрасная, вдруг показалась Рыбаку настолько невыносимой, что он подумал о самоубийстве. Но даже этого сделать ему не удалось, ибо полицаи сняли с него ремень. Такова "коварная судьба заплутавшего на войне человека", - пишет автор.

Иной путь выбирает Сотников, которому гораздо тяжелее выдерживать и мороз, и преследования, и пытки. Решившись на смерть, он пытается своим признанием спасти ни в чем не повинных людей. Выбор был сделан им давно, еще до этих трагических событий. Геройская смерть во имя великой цели, во имя счастья будущего поколения - вот единственный возможный для него путь. Недаром перед казнью Сотников приметил среди согнанных к этому месту деревенских жителей мальчонку в старой отцовской буденовке. Приметил и улыбнулся одними глазами, подумав в последние минуты о том, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.

Проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов всегда глубоко волновала писателя. Еще большую конкретность и глубину приобретает она в повести "Обелиск". Здесь писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Можно ли считать подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза? Ведь, с точки зрения заврайоно Ксендзова, он не убил ни одного немца, не сделал ничего полезного для партизанского отряда, в котором пробыл совсем недолго. Его поступки и высказывания вообще стали нетрадиционными, не вмещающимися в узкие рамки установленных норм.

Работая учителем в Сельце, Мороз обучал детей не по установленным программам, в которых было принято толковать о недостатках и заблуждениях великих гениев России - Толстого и Достоевского. "А Мороз не ворошил толстовские заблуждения - он просто читал ученикам и сам вбирал в себя дочиста, душой вбирал. Чуткая душа, она прекрасно сама разберется, где хорошее, а где так себе. Хорошее войдет в нее как свое, а прочее быстро забудется. Отвеется, как на ветру зерно от половы. Теперь я это понял отлично, а тогда что ж... Был молод, да еще начальник", - рассказывает автору Тимофей Ткачук, старый партизан, который до войны был заведующим районо. И при немцах Алесь Иванович по-прежнему учительствовал, вызывая подозрительные взгляды окружающих. Сам Мороз ответил на вопрос Ткачука прямо и откровенно: "Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы - будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтоб их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется". Слова Алеся Мороза оказались пророческими. Он действительно сделал для своих учеников все, что смог. Учитель совершил поступок, который и после войны получил диаметрально противоположные оценки. Алесь Иванович, узнав о том, что фашисты обещают отпустить ребят, арестованных за попытку убить местного полицая, если учитель добровольно сдастся в плен, сам идет к гитлеровцам. Партизаны прекрасно понимают, что фашистам верить нельзя, что Мороз не сможет спасти ребят своим самопожертвованием. Понимал это и Алесь Мороз, но тем не менее он ночью ушел из отряда, чтобы разделить со своими учениками их страшную участь. Иначе поступить он не мог. Он всю жизнь казнил бы себя за то, что оставил ребят одних, не поддержал в самый тяжелый момент их коротенькой жизни. Через несколько дней зверски избитого Мороза повесили рядом с его учениками. Одному из них, Павлику Миклашевичу, чудом удалось спастись. Он выжил и, как Мороз, стал учителем в Сельце. Но здоровье его оказалось навсегда подорванным, и он умирает еще довольно молодым человеком. Но Ткачук видит в делах Миклашевича и Мороза прекрасную преемственность. И выражалась она в характере, доброте и принципиальности, которые обязательно проступят через несколько лет уже в его учениках.

Тема Великой Отечественной войны в современной литературе

Примерный текст сочинения

Великая Отечественная война уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы. К числу замечательных произведений о войне относятся повести Б. Васильева "А зори здесь тихие", "В списках не значился", роман Ю. Бондарева "Горячий снег" и многие другие.

Но я хочу обратиться к роману В. Гроссмана "Жизнь и судьба", который был написан в 1960 году, но только в конце 80-х стал известен широкому читателю. Поэтому он воспринимается как современное произведение о войне. В центре изображения находится Сталинградская битва, которая стала переломным событием в ходе Великой Отечественной войны. Однако роман Гроссмана поражает широтой охвата военной действительности, многообразием судеб и характеров, глубокими и интересными мыслями автора. Как полноправное действующее лицо входит в роман советское тоталитарное государство, с которым ведут жестокий поединок герои Гроссмана. Грозное, могучее, вездесущее, оно ломает и крушит человеческие судьбы, властно вмешивается в фронтовые будни, утверждая своим авторитетом культ насилия.

Когда читаешь роман, возникает впечатление, что советские воины и труженики тыла ведут изнурительную борьбу не только с фашизмом за освобождение России, но за свою личную свободу от тоталитарной мощи родного государства. Среди героических защитников Сталинграда особенно выделяется капитан Греков. Отчаянный смельчак, в котором живет неистребимое чувство свободы, уже взят на заметку как разносчик крамолы, опасный элемент. Капитан, собравший людей в осажденном доме "шесть дробь один", отбивший 30 атак, уничтоживший 8 танков, обвиняется в партизанщине. Политуправление фронта командирует боевого комиссара Крымова в окруженный дом, чтобы навести там большевистский порядок и в случае необходимости отстранить Грекова от командования. Да, он лихо воюет с немцами, презирая смерть, но его своевольное поведение недопустимо, ибо оно нарушает незыблемый порядок. Действительно, он может запросто нарушить беспроволочную связь с домом просто потому, что ему надоели строгие внушения командования, наотрез отказаться вести дневник боевых действий, дерзко отвечать комиссару на его допрос с пристрастием. В то время, как бойцы Грекова геройски воюют с врагом, комдива больше волнует вопрос о том, как ликвидировать это "государство в государстве", искоренить дух вольности, которым заразились бойцы. Но даже опытному комиссару Крымову не удалось справиться с этой ответственной задачей, ибо в доме "шесть дробь один" он столкнулся с людьми свободными, которые не пасуют перед посланцем партии. Они чувствуют себя сильными и уверенными, им не нужна моральная поддержка комиссара. В них достаточно мужества, чтобы смело смотреть смерти в глаза. Вместо почтительного внимания Крымов слышит насмешливые вопросы бойцов о том, когда ликвидируют колхозы, как будет осуществляться на практике принцип коммунизма: "Каждому по потребности". Когда рассерженный Крымов прямо говорит о своей цели - преодолеть недопустимую партизанщину, то Греков дерзко спрашивает: "А кто будет немцев преодолевать?" Смертельная схватка с фашизмом, как ни странно, дает людям ощущение бесстрашия, независимости, свободы, которое на протяжении нескольких десятилетий беспощадно подавлялось государством. И во время войны, этого всенародного бедствия, методы насаждения насилия остались прежними - доносы, обвиняющие человека в несуществующих грехах. От этого привычного финала Грекова спасает геройская смерть во время немецкого наступления.

Мужество требуется героям Гроссмана не только для борьбы с фашистами. Оно необходимо для того, чтобы взять на себя ответственность за верное гуманное решение, которое противоречит распоряжению свыше. Такой смелый поступок совершает командир танкового корпуса Новиков. Он своей волей продлевает на 8 минут артподготовку наперекор приказу командующего фронтом и самого Сталина. Новиков сделал это для того, чтобы как можно больше "нестриженых ребят из пополнения" осталось в живых. На войне убийство - обычное дело, но ведь можно четкими, продуманными решениями избежать лишних жертв. С точки зрения комиссара Гетманова, комкор совершил дерзкий и безрассудный поступок, о котором следует донести куда следует. Для Гетманова необходимость жертвовать людьми ради дела всегда казалась естественной и неоспоримой, причем не только во время войны. Гроссман затрагивает здесь проблему нравственного подвига, который выявляет высоту человеческого духа, обнаруживает могучие внутренние силы, скрытые часто за скромным, неприметным обликом.

Таким героем стал учитель Алесь Мороз из повести В. Быкова "Обелиск". Он погиб во время Великой Отечественной войны, но память о нем продолжает жить в сердцах людей. О нем вспоминают, говорят, спорят, не приходя к одному мнению, по-разному расценивая его последний поступок. Писатель предлагает читателю внимательно всмотреться в этого незаурядного человека, фигура которого постепенно приобретает в рассказе Ткачука все новые, реальные, зримые черты. Почему через много лет после войны личность Мороза продолжает так волновать старого партизана? Он знал Алеся Ивановича еще в мирное время, когда работал заведующим районо. И уже тогда он чувствовал неординарность этого скромного сельского учителя, его непохожесть на своих коллег. Алесь Иванович мог приютить у себя мальчика, с которым жестоко обращался его отец, не боясь скандала и вызова в суд, мог часами читать с ребятами Толстого, чтобы научить их слушать и понимать прекрасное, а не рассуждать о заблуждениях классиков, как рекомендовала школьная программа. Только теперь, спустя годы, Ткачук понимает, что для Мороза важнее всего был не багаж знаний, усвоенный учениками, а то, какими они станут людьми. Поэтому, когда началась война. Мороз не ушел, как многие, в партизанский отряд, а продолжал учить детей, вызывая косые взгляды и недобрые подозрения. Он сделал это для того, чтобы не допустить "расчеловечивания" фашистами этих ребят, ибо слишком много вложил в них. И действительно, он вырастил их патриотами, борцами с несправедливостью и злом. Не посвящая учителя в свои планы, они попытались убить местного полицая, но были схвачены гитлеровцами и приговорены к казни. Учителю удалось спастись, но он уходит из партизанского отряда, чтобы добровольно сдаться немцам. Зачем он совершил этот безрассудный поступок? Ведь не мог же он поверить гитлеровцам, обещавшим отпустить учеников, если учитель сам сдастся. Да, он действительно не смог спасти ребят. Их казнили гитлеровцы вместе с Морозом. Но в этой непростой ситуации поступить иначе он не мог, он просто должен был морально поддержать подростков в самые страшные минуты их жизни. Правда, одному из них, Павлику Миклашевичу, чудом удалось спастись. Но его здоровье было окончательно подорвано тем, что со сквозным ранением в грудь он пролежал в канаве с водой, пока его не обнаружили местные жители. Именно по его инициативе возле школы, в которой он работал учителем, был установлен скромный обелиск с фамилиями казненных гитлеровцами ребят. Сколько сил ему пришлось приложить, чтобы здесь появилась и фамилия Мороза; человека, совершившего великий нравственный подвиг, пожертвовавшего ради ребят своей жизнью.

Произведения о Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне - это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом победившим фашизм.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ВОВ

Внутри и внешнеполитические факторы, способствовавшие приходу к власти в Германии нацистов

Национал-социалистская идеология в Германии, ее сущность (политические, экономические и идеологические аспекты. Чем она привлекла значительную часть немцев? Почему нацистов поддержал крупный капитал? Какова роль международного капитала в укреплении экономический и военной мощи Германии?)

Экономический, военный потенциал Германии и СССР к 1939 г.:сравнительный анализ.

Экономический и военный потенциал Германии и СССР к июню 1941 г.: сравнительный анализ.

Военная стратегия Германии: ее суть и результаты (на примере военных действий в европейских странах в 1939-1941 гг)

Военная доктрина СССР в предвоенные годы: ее суть и практическая реализация.

Сравнительная техническая характеристика бронетехники Германии и СССР в 1991-1945 гг.

Сравнительная техническая характеристика авиации Германии и СССР в 1941-1945 гг.

Стратегия «блицкрига», ее сущность и практическая реализация (на примере боевых действий германских войск на европейском театре войны и в войне против СССР)

Война двух идеологий. Чем привлекли идеи нацизма значительную часть населения Германии и в чем истоки патриотизма советского народа, в том числе молодежи.

В чем причины неудач Красной Армии в начальный период войны?

Оценка возможного военного потенциала вермахта в тяжелом вооружении (орудия, минометы, бронемашины и т.д.), танках, самолетах к лету 1941 г., исходя их промышленного потенциала мощностей Германии и завоеваннх ею стран.

Участие в военных действиях на советском фронте румынских, итальянских и финляндских частей, вооруженных формирований, состоявших из представителей других национальностей (численность войск, количество и качество вооружения, участие в военных операциях и т.д.)

И.В. Сталин: портрет на фоне эпохи

Оценка военного потенциала СССР к началу войны в тяжелом вооружении, танках, самолетах.

Противостояние группы армий «Центр» и Западного военного округа: соотношение сил, огневая мощь войск, тактика сторон.

Причины поражения Красной Армии на центральном участке фронта летом 1941 г.: объективные и субъективные факторы.

«Лилия Молотова», ее строительство, инженерная составная, техническое и огневое обеспечение

- «Линия Сталина» - история создания, инженерная схема, состояние к началу войны

Война глазами очевидцев, моих собеседников

Война в судьбах моей семьи

Война глазами детей

Актуальные проблемы войны в зарубежных и отечественных источниках (сравнительный анализ)

Истоки патриотизма советских солдат, партизан, подпольщиков, тружеников тыла.

Эвакуация белорусских предприятий, сельхозтехники на восток в 1941 г., труд эвакуированных белорусов

Межнациональные конфликты на просторах бывшего Советского Союза в конце ХХ-начале ХХ1 вв. и во время Великой Отечественной войны. В чем истоки просчета Гитлера, сделавшего ставку на развал СССР изнутри на межнациональной почве?

Проявления политики геноцида оккупантов на моей малой Родине.

Белорусская церковь во время нацистской оккупации (по советским и современным источникам)

Союз белорусской молодежи в годы оккупации: история создания, структура, характер деятельности

Политика оккупантов в области культуры, здравоохранения, образования

Молодежная политика оккупантов

Карательные операции против партизан как часть политики геноцида

Земляки- Герои Советского Союза

Их именами названы улицы моего поселка, города

Мои земляки – кавалеры полководческих орденов (Кутузова, Суворова, Нахимова и др.)

Наиболее значимые диверсионные и другие операции, совершенные партизанами, подпольщиками на моей малой Родине в годы оккупации

Деятельность в партизанском и подпольном движении на Беларуси патриотов-интернационалистов

Боевая слава наших дедов и бабуль (по материалам школьных и районных музеев боевой славы, семейных архивов)

Мои земляки на фронтах Великой Отечественной войны

Мои земляки (земляк) – полководцы

Оборона Минска в 1941 г.

Оборона Могилева в 1941 г.

Оборона Борисова в 1941 г.

Оборона Гомеля в 1941 г.

Сенненский контрудар в 1941 г.

Контрудар под Белостоком в 1941 г.

Возможные даты начала Великой Отечественной войны (по советским и зарубежным источникам)

Битва за Днепр – начало освобождения Беларуси

Гомельско-Речицкая наступательная операция 1943 г.

Калинковичско-Мозырская наступательная операция 1943 г.

Городокская наступательная операция 1943 г.

Взаимодействие партизан и Красной Армии в ходе операции «Багратион»

Участие партизан Беларуси в операции «Багратион»

Студенты и преподаватели БНТУ (БПИ) – участники Великой Отечественной войны

Студенты и преподаватели БНТУ (БПИ) партизаны и подпольщики

Участие белорусов (моих земляков) в Московской битве

Участие белорусов (моих земляков) в Сталинградской битве

Участие белорусов (моих земляков) в Курской битве

Участие белорусов (моих земляков) в освобождении Европы

Участие белорусов (моих земляков) в битве за Беллин

Стратегия и тактика наступательной операции в Маньчжурии

Участие белорусов (моих земляков) в Маньчжурской наступательной операции

Советско-финляндская война 1939-1940 гг., стратегия и тактика, участие в ней белорусов

Норвежская кампания 1940 г.

Движение сопротивления в странах Европы в 1940-1941 гг

Дипломатическое противоборство в Европе в 1939-1941 гг

Война в воздухе «Битва за Англию» 1940 г.

Военные действия вермахта в Северной Африке в 1940-1943 гг.

Балканская кампания 1941 г. Захват Крита

Народное ополчение в Беларуси истребительные батальоны в 1941 г.

Белорусские остарбайтеры в годы войны

Проблема коллаборации на территории Беларуси

Положение и быт населения на оккупированной территории

Особенности военной тактики партизан в годы войны

Материальное и боевое обеспечение партизан, помощь со стороны «Большой земли»

Партизанские зоны на оккупированной врагом территории Беларуси

- «Витебские ворота» как феномен периода оккупации Беларуси

Рельсовая война партизан Беларуси

Подполье моего города (райцентра, района) в годы войны

Польское подполье и Армия Крайова на территории Беларуси

Летняя кампания 1942 г. Причины неудач Красной Армии

Проблема ленд-лиза. Поставки союзников в СССР и их значение

Борьба на северных морских коммуникациях СССР. Северные конвои

Белорусы в Европейском движении сопротивления

- «Бобруйский котел» как составная часть операции «Багратион»

Освобождение Минска в ходе операции «Багратион»

Цена победы: оценка масштабов потерь



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то