Сложные музыкальные жанры. Музыкальные жанры: список, какие бывают современные произведения

Продолжая цикл статей по теории музыки, мы бы хотели рассказать вам о том, как формировались и развивались жанры в музыке. После этой статьи вы больше никогда не перепутаете музыкальный жанр с музыкальным стилем.

Итак, сначала давайте рассмотрим, чем же отличаются понятия “жанр” и “стиль”. Жанр – это тип произведения, который сложился исторически. Он подразумевает собой форму, содержание и цель музыки. Музыкальные жанры начали свое формирование еще на раннем этапе развития музыки, в строе первобытных общин. Тогда музыка сопровождала каждый шаг человеческой деятельности: быт, труд, речь и так далее. Таким образом, сформировались основные жанровые начала, которые мы разберем далее.

Стиль же подразумевает собой сумму материалов (гармония, мелодия, ритм, полифония), то, каким способом они были использованы в музыкальном произведении. Обычно стиль основывается на веянии определенной эпохи или же классифицируется по композиторам. Другими словами, стиль – это совокупность средств музыкальной выразительности, которая определяет образ и идею музыки. Он может зависеть от индивидуальности композитора, его мировоззрения и вкусов, подхода к музыке. Также стиль определяет течения в музыке, такие как джаз, поп, рок, народные стили и так далее.

Теперь вернемся к жанрам музыки. Существует пять основных жанровых начал, которые, как мы говорили, зародились еще в первобытных общинах:

  • Моторность
  • Декламационность
  • Распевность
  • Сигнальность
  • Звукоизобразительность

Именно они стали основой всех последующих жанров, которые появились с развитием музыки.

Довольно скоро после образования основных жанровых начал, жанр и стиль стали сплетаться в единую систему. Такие жанрово-стилевые системы формировались в зависимости от случая, к которому создавалась музыка. Так появились жанро-стилевые системы, которые использовались в определенных древних культов, для древних обрядов и в быту. Жанр имел более прикладной характер, что сформировало определенный образ, стиль и композиционные черты древней музыки.

На стенах египетских пирамид и в сохранившихся древних папирусов были найдены строки ритуальных и религиозных гимном, которые чаще всего рассказывали о древнеегипетских богах.

Считается, что свою высшую точку развития древняя музыка получила именно в Древней Греции. Именно в древнегреческой музыке были обнаружены определенные закономерности, на которых основывался ее строй.

С тем, как развивался строй общества, развивалась и музыка. В средневековой культуре уже сформировались новые вокальные и вокально инструментальные жанры. В эту эпоху в Европе родились такие жанры, как:

  • Органум – самая ранняя форма многоголосой музыки в Европе. Использовался данный жанр в церквях, а расцвет свой получил в парижской школе Нотр-Дам.
  • Опера – музыкально-драматическое произведение.
  • Хорал – богослужебное католическое или протестантское пение.
  • Мотет – вокальный жанр, который использовался как в церкви, так и на светских мероприятиях. Стиль его зависел от текста.
  • Кондукт – средневековая песня, текст которой чаще всего был духовным и морализирующим. До сих пор не могут точно расшифровать средневековые ноты кондуктов, так как они не имели определенного ритма.
  • Месса – литургическая служба в католических церквях. К этому жанру относят и реквием
  • Мадригал – небольшое произведение на лирическо-любовные темы. Этот жанр зародился в Италии
  • Шансон – этот жанр появился во Франции, и изначально к нему принадлежали хоровые крестьянские песни.
  • Павана – плавный танец, который открывал праздники в Италии
  • Гальярда – веселый и ритмичный танец также родом из Италии
  • Аллеманда – танец-шествие, появившийся в Германии

В XVII-XVIII веках в Северной Америке довольно активно развивалась сельская музыка – кантри. На этот жанр очень сильно повлияли ирландская и шотландская народная музыка. Тексты таких песен зачастую рассказывали про любовь, сельский быт и ковбойскую жизнь.

В конце XIX века и в начале ХХ века в Латинской Америке и Африке довольно активно развивался фольклор. В сообществе афроамериканцев зарождается блюз, который изначально был “рабочей песней”, сопровождавшей работой в поле. Также в основу блюза легли баллады и религиозные песнопения. Блюз лег в основу нового жанра – джаза, который является результатом смешения африканской и европейской культур. Джаз получил довольно широкое распространение и повсеместное признание.

Основываясь на джазе и блюзе, в конце 40-х годов появляется ритм-н-блюз (R’n’B), песенно-танцевальный жанр. Он был довольно популярен в молодежной среде. В последствии в рамках этого жанра появились фанк и соул.

Любопытно, что наряду с этими афроамериканскими жанрами в 20-х годах ХХ века появился жанр поп-музыки. Корни этого жанра уходят в народную музыку, уличные романсы и баллады. Поп-музыка всегда смешивалась с другими жанрами, образуя довольно интересные музыкальные стили. В 70-х годах в рамках поп-музыки появился стиль “диско”, который стал самой популярной танцевальной музыкой в то время, отодвинув на задний план рок-н-ролл.

В 50-х годах в ряды уже существующих жанров врывается рок, истоки которого находятся в блюзе, фолке и кантри. Он довольно быстро обрел бешеную популярность и разросся на множество различных стилей, смешиваясь с другими жанрами.

Десятью годами позже на Ямайке формируется жанр регги, который получил широкое распространение в 70-х годах. Основой регги является менто – жанр народной музыки Ямайки.

В 1970-х годах появляется рэп, который “экспортировали” ямайские диджеи в Бронкс. Основателем рэпа считают диджея Kool Herc. Изначально рэп читали удовольствия ради, чтобы выплеснуть свои эмоции. Основой данного жанра является бит, который задает ритм речитативу.

Во второй половине XX века электронная музыка утвердила себя как жанр. Странно, что она не получила признание еще в начале ХХ века, когда появились первые электронные инструменты. Данный жанр подразумевает создание музыки с помощью электронных музыкальных инструментов, технологий и компьютерных программ.

Жанры, сформировавшиеся в ХХ веке, имеют множество стилей. Например:

Джаз:

  • Новоорлеанский джаз
  • Диксиленд
  • Свинг
  • Вестерн-свинг
  • Бибоп
  • Хард-боп
  • Буги-вуги
  • Кул или прохладный джаз
  • Модальный или ладовый джаз
  • Авангардный джаз
  • Соул-джаз
  • Фри-джаз
  • Босса-нова или латиноамериканский джаз
  • Симфо-джаз
  • Прогрессив
  • Фьюжн или джаз-рок
  • Электрический джаз
  • Acid jazz
  • Crossover
  • Smooth jazz
  • Кабаре
  • Менестрель-шоу
  • Мюзик-холл
  • Мюзикл
  • Рэгтайм
  • Лаунж
  • Классический кроссовер
  • Психоделический поп
  • Итало-диско
  • Евродиско
  • Хай-энерджи
  • Nu-disco
  • Space disco
  • Йе-йе
  • K-pop
  • Европоп
  • Арабская поп-музыка
  • Российская поп-музыка
  • Ригсар
  • Лаика
  • Латиноамериканская поп-музыка
  • J-pop
  • Рок-н-ролл
  • Биг-Бит
  • Рокабилли
  • Сайкобилли
  • Неорокабилли
  • Скиффл
  • Ду-воп
  • Твист
  • Альтернативный рок (Инди-рок / Колледж-рок)
  • Мат-рок
  • Мэдчестер
  • Гранж
  • Шугейзинг
  • Брит-поп
  • Нойз-рок
  • Нойз-поп
  • Пост-гранж
  • Lo-Fi
  • Инди-поп
  • Тви-поп
  • Арт-рок (Прогрессивный рок)
  • Джаз-рок
  • Краут-рок
  • Гаражный рок
  • Фрикбит
  • Глэм-рок
  • Кантри-рок
  • Мерсибит
  • Метал (Хард-рок)
  • Авангардный метал
  • Альтернативный метал
  • Блэк-метал
  • Мелодический блэк-метал
  • Симфонический блэк-метал
  • Тру-блэк метал
  • Викинг-метал
  • Готик-метал
  • Дум-метал
  • Дэт-метал
  • Мелодик-дэт-метал
  • Металкор
  • Нью-метал
  • Пауэр-метал
  • Прогрессив-метал
  • Спид-метал
  • Стоунер-рок
  • Трэш-метал
  • Фолк-метал
  • Хэви-метал
  • Новая волна
  • Русский рок
  • Паб-рок
  • Панк рок
  • Ска-панк
  • Поп-панк
  • Краст-панк
  • Хардкор
  • Кроссовер
  • Riot folk
  • Поп-рок
  • Постпанк
  • Готик-рок
  • No Wave
  • Построк
  • Психоделический рок
  • Софт-рок
  • Фолк-рок
  • Техно-рок

Как видите, стилей множество. На перечисление полного списка уйдет масса времени, поэтому делать мы этого не будем. Главное, вы теперь знаете, как появились современные популярные жанры и точно больше не будете путать жанр и стиль.

Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических колледжей с целью использования на уроках "Игры на музыкальных инструментах". В пособие включён теоретический материал, знакомящий студентов с основными жанрами музыки. Приложение содержит нотный материал, который может быть использован для слушания и исполнения студентами на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жанры музыки

В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои отличительные черты, содержание, форму и назначение. Чтобы лучше понять, что такое жанр, обратимся к живописи. Вы хорошо знаете, что если на картине изображён человек, эта картина называется портретом. Если на полотне изображена природа - это пейзаж. Изображение фруктов, дичи называется натюрмортом. Портрет, пейзаж и натюрморт - жанры в живописи. В литературе это повесть, роман, рассказ, очерк.

В музыке тоже есть свои жанры. Начнём с трёх музыкальных жанров: песни, танца и марша. Замечательный педагог и композитор Д.Б. Кабалевский сравнил их с тремя китами, на которых держится вся музыка. Песня, танец и марш стали частью нашей повседневности и настолько слились с нею, что порой мы не замечаем и не воспринимаем их как искусство. Кто из нас задумывался, когда слушал мамину колыбельную, шагал в спортивном строю, или танцевал на дискотеке, что исполняется музыкальное произведение? Конечно, никто. Но они всегда рядом с нами — песня, танец и марш.

В опере, в симфонии и в хоровой кантате, в фортепьянной сонате и в струнном квартете, в балете, в джазовой, эстрадной и народной музыке, словом, в любой области музыкального искусства нас ждет поддержка «трех китов».

Песня

Задолго до того, как появилась профессиональная музыка, народные песни правдиво и художественно отражали типические черты национального характера того или иного народа. Рождение песни издавна было связано с жизнью людей, их трудовой деятельностью, бытом. Песня , как рыдание или смех, отражает состояние человеческой души, поэтому они так разнообразны и многочисленны. Особенность песни — в гармоничном сочетании слов и музыки .

Очень часто к слову «песня» прибавляют определение «народная». Каждая народная песня имеет ярко выраженный национальный колорит, потому что поют народы всех наций и всех континентов по-своему. Трудно спутать русскую песню с грузинской, узбекской, неаполитанской или негритянской. Как драгоценный камень передавалась песня из уст в уста от одного поколения к другому. Каждый исполнитель вносил в неё что - то своё, индивидуальное. Нередко поэтому одни и те же тексты пелись в разных селениях с разными напевами. Существуют различные виды народных песен: трудовые, игровые, обрядовые, семейно - бытовые, хороводные, плясовые, лирические, эпические и многие другие.

Чаще всего песня исполняется в сопровождении музыкального инструмента. Используя народную тематику, композиторы создают новые песенные жанры, а также монументальные произведения: кантаты, оратории, оперы и оперетты. Органично вошла песня в симфоническую музыку. И таких примеров множество.

Танец — одно из древнейших проявлений народного творчества. В

Ритмическом или плавном движении люди стремились передать свои чувства

настроения и мысли. Так появились ритуальные танцы, которые стали

непременным атрибутом каждого праздника. У многих народов они сохранились

И до нашего времени. Люди танцуют, иногда превращая свой танец в искусство

— балет. Танцуют, участвуя в торжественных церемониях или веселясь в

свободные вечера и на праздниках. У каждого народа сложились свои

Национальные традиции танца с характерной, присущей ему музыкой.

Французский танец куранта (courante — «бегущая», «текущая»)

Придворного происхождения, но довольно быстрый, отличающийся

сложными, затейливыми фигурами и соответствующей им музыкой.

Совсем иной танец сарабанда — медленный, величественный. Он родился

в Испании и возник из торжественного траурного обряда. Это отразилось в

Названии (sacra banda по-испански — «святое шествие»).

Жига — старинный танец английских моряков, быстрый, веселый,

непринужденный. Эти четыре танца издавна объединялись композиторами

в сюиты.

Множество чудесных танцев издавна бытовало в Польше. Наиболее

Известными из них стали полонез, мазурка, краковяк.

Самый древний из них — полонез . В старину он назывался великим или

пешим танцем. Нынешнее его название произошло от французского

polonaise («польский»). Полонезом — парадным шествием открывались

придворные балы. Кроме придворного существовал и крестьянский

Полонез, более спокойный и плавный. Излюбленным танцем была и

мазурка , точнее - мазур (от названия одной из областей Польши —

Мазовии). Народная мазурка с веселой, задорной, резко акцентированной

Мелодией — это парный танец, в котором нет заранее придуманных фигур.

Третий танец — краковяк отличается от первых двух четким размером.

Все эти танцы представлены в творчестве Шопена, Слышим их мы и в

Опере Глинки «Иван Сусанин».

Танец полька принадлежит другому славянскому народу — чехам.

Название его происходит от слова pulka — «половина», так как танцевали

его мелкими шажками. Это живой, непринужденный танец, который

Танцуют парами по кругу. Самый любимый из чешских танцев, он звучит в

опере Сметаны «Проданная невеста».

Интересная судьба австрийского крестьянского танца лендлера. Парный

Круговой танец, получивший название от австрийской области Ландль, он в

начале XIX века перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его

стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и

всеми любимый вальс .

В «Венгерских рапсодиях» Листа, в «Венгерских танцах» Брамса звучат

характерные мелодические обороты, острые, ритмические фигуры. Они

сразу узнаются на слух, напоминая о венгерском народном танце чардаше .

Название его происходит от слова csarda — «трактир», «корчма».

Венгерские корчмы издавна служили своеобразными клубами, где

собирались окрестные жители. В них или на площадке перед ними и

танцевали. Чардаш возник к началу XIX в., причем не в крестьянской

Среде, а в городе. Танец этот состоит из двух частей: медленной,

патетической и подвижной, огневой пляски.

На юге Италии расположился город Торонто. Он дал название

национальному танцу тарантелле .

Очень колоритны танцы Испании. Хота — любимый танец испанских

Провинций Арагон, Каталония, Валенсия — отличается быстрым темпом,

острым ритмом, который подчеркивается щелканьем кастаньет. Это парный

танец, исполняемый под гитару или мандолину. Своеобразием хоты

пленился Глинка во время своего путешествия по Испании. Его оркестровая

«Арагонская хота» написана на подлинную народную тему.

Другой распространенный танец — болеро (по-испански volar — «летать»)

более умеренный, с ритмом, напоминающим ритм полонеза.

В России чисто инструментальная танцевальная музыка не получила столь

широкого распространения: русские издавна любили петь, и все танцы — и

быстрые веселые пляски, и плавные хороводы — обычно сопровождались

пением. Наиболее популярная в XIX веке задорная пляска «Барыня» даже

название свое получила от припева песни «Сударыня-барыня». Среди

танцев других народов известны украинский казачок , быстрая, задорная

молдовеняска .

Огромную популярность приобрел кавказский танец лезгинка . Музыка

Лезгинки — с четким ритмом и энергичными движениями — привлекла к

себе внимание многих композиторов. Бурная, полная стихийной силы и

страсти лезгинка звучит в опере «Руслан и Людмила» Глинки, в балете

«Гаянэ» Хачатуряна.

Марш. Французское слово marche означает «ходьба». В музыке так называют пьесы, написанные в чётком, энергичном ритме, под который удобно маршировать. Хотя марши отличаются друг от друга, их объединяет одно: марш всегда пишется в чётном размере - на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги. Но в каждом правиле есть исключения. Послушайте песню А. Александрова на стихи В. Лебедева - Кумача «Священная война». Она написана в трёхдольном размере, и всё же это настоящий марш, под который воины уходили на фронт.Марш является важным организующим, объединяющим началом. Не случайно многие революционные песни написаны в ритме марша. Это знаменитые «Марсельеза», «Интернационал», «Варшавянка». Королём марша называли советского композитора И.О. Дунаевского. Он написал многие известные марши: «Марш энтузиастов», «Марш физкультурников», «Спортивный марш».Есть несколько типов маршей: строевой, встречный, концертный, похоронный.

Чайковский. Марш деревянных солдатиков ;
Похороны куклы (« Детский альбом »);
«Свадебный марш» Мендельсона;

Марши из опер: М. Глинка « Руслан и Людмила» ;
Дж. Верди « Аида»; Ш. Гуно « Фауст» ;
Ф. Шопен. Соната си-бемоль-мажор ;
Л. Бетховен. Финал Пятой симфонии;
В. Агапкин. « Прощание славянки» ;
В. Александров. «Священная война» ;
И. Дунаевский . Марш из кинофильма « Веселые ребята ».

Определение жанра в произведениях классической музыки.

Музыкальные жанры различаются и по способу исполнения. В симфонической музыке это симфония, концерт, сюита.

Симфония — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.

Концерт — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.

Времена года венецианского композитора Антонио Вивальди — первые четыре скрипичных концерта из его восьмого опуса, представляющего собой цикл из 12 концертов, одно из знаменитейших его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Нужно добавить, что парадигма художественного мышления не ограничивается единственным смыслом или сюжетом, и предполагает побочные смыслы, намёки, символы. Первая напрашивающаяся иллюзия — четыре возраста человека, от рождения до смерти (финальная часть содержит недвусмысленный намёк на последний круг дантова ада). Столь же неприкрыт намёк на четыре региона Италии, согласно четырём сторонам света и пути солнца по небу. Это восход (восток, Адриатика, Венеция), полдень (сонный, жаркий юг), пышный закат (Рим, Лаций) и полночь (холодные предгорья Альп, с их замёрзшими озёрами). Но в целом содержание цикла гораздо богаче, что было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю. В то же время Вивальди достигает здесь высот жанровости и прямой изобразительности, не чуждаясь юмора: в музыке присутствуют лай собак, жужжание мух, рёв раненого зверя и т. п. Всё это, вкупе с безукоризненно прекрасной формой, и обусловило признание цикла как бесспорного шедевра.

Сюита — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.

В камерной музыке различают жанры: трио, квартет, соната, прелюдия.

Три́о (от латинского tria — «три») — музыкальный ансамбль из трёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов .

Кварте́т — музыкальный ансамбль из четырёх музыкантов-исполнителей, вокалистов или инструменталистов .

Соната — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.

Прелюдия (от латинского - перед и игра) — короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы.

В вокальной музыке - романс, оратория, кантата.

Рома́нс - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Орато́рия - крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. В прошлом оратории писались только на сюжеты из Священного писания. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́льшими размерами и разветвлённостью сюжета.

Кантата (итал. cantata , от латинского саntare — петь ) — вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

К музыкально - театральным жанрам относятся опера, оперетта и балет.

Опера - произведение для театра, которое исполняется артистами - певцами и оркестром. В этом музыкальном жанре слиты в единое целое поэзия и драматическое искусство, вокальная и инструментальная музыка, мимика, танцы, живопись, декорации и костюмы.

Литературная основа оперы - либретто. Часто основой либретто становится какое - либо литературное или драматическое произведение. Например, опера «Каменный гость» Даргомыжского написана на полный текст «Маленькой трагедии» Пушкина. Но обычно либретто перерабатывается, так как текст должен быть сжатым и лаконичным.

Практически каждая опера начинается увертюрой - симфоническим вступлением, которое в общих чертах знакомит слушателя с содержанием всего действия.

Музыка в опере раскрывает сокровенные чувства героев, их характер,

рассказывает об их мыслях. В драматических спектаклях это передаётся в

монологах актёров. В опере роль монолога играет ария (в переводе с

Итальянского - «песня»). Ариям свойственна широкая распевность. Чтобы более

Полно показать героя, в оперу вводится несколько его арий. В опере П. И.

Чайковского «Евгений Онегин» Ленский исполняет арию «Куда, куда вы удалились», которая показывает его душевные переживания, волнение,

неуверенность в грядущем дне. Ариозо Ленского «Я люблю вас, Ольга» -

Небольшая ария свободного построения лирического характера.

Ещё один важный компонент оперы - ансамбли. Во время одновременного

Пения нескольких солистов мы не только слышим голос каждого

Исполнителя, но и ощущаем красоту такого совместного звучания.

Самый большой ансамбль, без которого не обходится ни одна опера, - хор.

Важное место в опере занимает оркестр. Он не только сопровождает всю оперу,

но и является своеобразным действующим лицом, так как музыка, исполняемая

Оркестром, выявляет идею произведения, раскрывает мысли, чувства,

взаимоотношения героев, обуславливает драматическое развитие сюжета.

Важным компонентом оперы являются танцевальные сцены. В опере М.И.

Глинки «Иван Сусанин» второе действие почти полностью построено на

танцах. Это своеобразная характеристика надменной, уверенной в своей

победе польской шляхты. Поэтому и танцуют на этом балу полонез,

краковяк, мазурку, представленные композитором не народными, а

Рыцарскими танцами.

Опере́тта (от итальянского operetta , дословно маленькая опера ) —

Театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера

Чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на

Комический сюжет , музыкальные номера в них короче оперных , в целом

музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует

напрямую традиции академической музыки.

Бале́т (от итальянского ballo — танцую) — вид сценического искусства ;

спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-

хореографических образах. Чаще всего в основе балета лежит

определённый сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и

бессюжетные балеты. Основными видами танца в балете

являются классический и характерный танец. Немаловажную роль здесь

Играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их

«разговор» между собой, суть происходящего. В современном балете

широко используются также элементы гимнастики и акробатики. Балет

требует выдержки и выносливости от любого человека, занимающегося им.

Музыкальных жанров и направлений великое множество. Если начать перечислять жанры музыки - список будет просто бесконечным, поскольку на границах разных стилей из года в год появляются десятки новых музыкальных течений. Это связано с развитием музыкальных технологий, новыми наработками в сфере звукоизвлечения, саунд-продюсирования, но в первую очередь - с потребностью людей в неповторимом звучании, с жаждой новых эмоций и ощущений. Как бы то ни было, существует четыре широких музыкальных направления, которые так или иначе породили все остальные стили. Между ними также нет четких границ, и всё же производство музыкального продукта, содержание песен и структура аранжировок заметно отличаются. Так какие бывают жанры вокальной музыки, по крайней мере, основные?

Pop

Поп-музыка - это не только направление, но и целая массовая культура. Песня - это единственная форма, которая приемлема для поп-жанра.

Ключевые моменты в создании pop-композиции - это наличие максимально простой и запоминающейся мелодии, построение по принципу куплет-припев, а в звучании на первый план выносится ритм и человеческий голос. Цель, с которой создается поп-музыка, - сугубо развлекательная. Исполнителю в стиле поп не обойтись без шоу-балета, постановочных номеров и, конечно, дорогостоящих видеоклипов.

Поп-музыка - коммерческий продукт, поэтому она постоянно меняется по звучанию в зависимости от стиля, находящегося на пике популярности. Например, когда в США в фаворе был джаз, то популярными становились исполнители вроде Фрэнка Синатры. А во Франции в чести всегда был шансон, поэтому Мирей Матье, Патрисия Каас - это своеобразные французские поп-иконы. Когда наблюдалась волна популярности рок-музыки, поп-исполнители широко использовали в своих композициях гитарные рифы (Michael Jackson), потом была эпоха смешения поп и диско (Madonna, Abba), поп и хип-хопа (Beastie Boys) и т. д.

Современные мировые звезды (Madonna, Britney Spears, Beyonce, Lady Gaga) подхватили волну ритм-энд-блюза и развивают её в своем творчестве.

Rock

Пальма первенства в рок-музыке отдается электрогитаре, а изюминкой песни как правило становится экспрессивное соло гитариста. Ритм-секция - утяжеленная, а музыкальный рисунок зачастую усложнен. Приветствуется не только мощный вокал, но и владение техникой расщепления, скриминга, гроула и всевозможных рыков.

Рок - это сфера экспериментов, выражения собственных мыслей, порою - революционных суждений. Проблематика текстов достаточно широкая: социальное, политическое и религиозное устройство общества, личные проблемы и переживания. Сложно представить рок-исполнителя без собственной группы, поскольку выступления осуществляются только вживую.

Самые распространенные рок-жанры музыки - список и примеры:

  • рок-н-ролл (Элвис Пресли, The Beatles);
  • инструментальный рок (Джо Сатриани, Фрэнк Заппа);
  • хард-рок (Led Zeppelin, Deep Purple);
  • глэм-рок (Aerosmith, Queen);
  • панк-рóк (Sex Pistols, Green Day);
  • ме́тал (Iron Maiden, Korn, Deftones);
  • (Nirvana, Red Hot Chili Peppers, 3 Doors Down) и т. д.

Jazz

Описывая современные жанры музыки, список стоило бы начать именно с джаза, поскольку он оказал огромное влияние на развитие и других направлений, в том числе pop и rock. Джаз - музыка, в основу которой легли африканские мотивы, привезенные в Соединенные Штаты из Западной Африки темнокожими рабами. За столетие своего существования направление существенно трансформировалось, но что неизменно, так это страсть к импровизации, свободный ритм и широкое использование Легендами джаза считаются: Ella Fitzgerald, Louis Armstrong, Дюк Эллингтон и др.

Electronic

XXI век - эра электроники, а электронное направление в музыке сегодня занимает одну из лидирующих позиций. Здесь ставки делаются не на живые инструменты, а на электронные синтезаторы и компьютерные эмуляторы звука.

Вот самые популярные и востребованные электронные жанры музыки, список которых даст вам общее представление:

  • ха́ус (David Guetta, Benny Benassi);
  • техно (Adam Beyer, Juan Atkins);
  • дабстеп (Skrillex, Skream);
  • транс (Paul van Dyk, Armin van Buuren) и т. д.

Музыкантам неинтересно придерживаться рамок стиля, так что соотношение исполнителей и стилей всегда достаточно условное. Жанры музыки, список которых не исчерпывается вышеперечисленными направлениями, в последнее время имеют тенденцию терять свои характерные особенности: исполнители смешивают музыкальные жанры, в музыке всегда есть место удивительным открытиям и уникальным находкам, а слушателю интересно каждый раз знакомиться с очередными музыкальными новинками.

Цель этой статьи - познакомить читателей с различными современными музыкальными жанрами и теми музыкальными средствами, которыми пользуются композиторы, создавая произведения в рамках определенного стиля. Умение ориентироваться в музыкальных жанрах и поджанрах является одним из первых признаков профессионализма, так что эта статья будет интересна всем тем, кто уже стал на путь совершенствования в музыкальной сфере.

Большинство критиков разделяют современные музыкальные жанры на три основные направления: поп, рок и рэп, которые в свою очередь уходят корнями в более ранние стили и породили большое количество собственных ответвлений.

Поп - это современная популярная музыка. Это очень широкий термин, охватывающий множество жанров, таких как диско, транс, хаус, техно, фанк, новая волна и другие. Давайте остановимся и рассмотрим особенности каждого из них.

  • Диско . Не так давно он был самым популярным жанром танцевальной поп-музыки. Ему присуще обилие эффектов, ведущая роль ритм-секции ударных и баса, а так же второстепенное, фоновое звучание струнных и духовых инструментов.
  • Транс . Он относится к одному из жанров электронной музыки и примечателен своим высоким эмоциональным воздействием на слушателя. Этот эффект достигается при помощи использования печальных, «космических» мелодий.
  • Хаус . Так называется танцевальная, полностью электронная музыка. Главным и единственным инструментарием является синтезатор. Отличительная черта этого жанра - наличие зацикленных музыкальных фраз и солирующих мелодий. Широко применяются эффекты.
  • Техно . Одной фразой можно сказать так: футуристическая музыка большого города. К особенностям техно относятся фантастические мелодии, мрачный металлический звук, «холодный», лишенный эмоциональности вокал.
  • Фанк . Один из танцевальных жанров, которому присущи четко выделенные доминирующие над всеми остальными инструментами ударники, низкая мелодичность, «неряшливый» ритм.
  • Новая волна . Жанр популярной музыки, который трансформировался из панк-рока и использует те же музыкальные средства.

Рок как самостоятельный жанр уходит корнями в «черный» американский блюз, который появился в 20-30-х годах. Традиционный блюз состоит из 12 тактов, то есть отрезков композиции, состоящей из нескольких нот, первая из которых имеет ударение или акцент. В основной инструментальный набор блюза входит контрбас или бас, задающий ритм, солирующая гитара, ударные, часто клавишные и духовые. Если быть совсем точным, рок появился из ветви этого жанра - гитарного блюза, в котором уже гораздо меньше клавишных и духовых инструментов.

Появление рока и рок-н-ролла , понятий, которые часто отождествляются, связано с такими музыкантами как Элвис Пресли и группа «Битлз». Первого можно назвать популяризатором этого жанра, в то время как «Битлз» стали теми, кто превратил рок в искусство.

В музыкальном плане рок остался практически тем же блюзом, но смысловое наполнение их отличается: рок - это музыка протеста против общества, власти или чего-то другого.

Рок собрал в себе много поджанров, основными из которых являются софт-рок, хард-рок, поп-рок, фолк-рок, панк-рок, психоделический рок, хэви металл и трэш.

  • Хард-рок . Дословно это переводится как «тяжелый, жесткий». Этот стиль не спроста имеет такое название, ведь его звучание соответствует, тому как он называется. Тяжесть в хард-роке достигается благодаря доминирующему звучанию громкой и мощной ритм-секции над остальными инструментами. В большинстве случаев «утяжеляются» ударники, бас или ритм-гитара. В хард-роке часто используются эффекты Overdrive и Distortion.
  • Поп-рок . Популярный рок. Этот стиль отличается хорошей сбалансированностью, использованием всевозможными эффектами и популярных аранжировок. К поп-року можно отнести любую рок-музыку, которая рассчитана на широкую аудиторию слушателей.
  • Фолк-рок . Это рок-музыка с элементами народной музыки.
  • Панк-рок . К этому жанру причисляется грубая, часто непрофессиональная, но выразительная музыка, для которой характерны простые, незатейливые, но шокирующие мелодии.
  • Психоделический рок . Сложная, нешаблонная музыка, переполненная различными эффектами. Эта музыка отличается высоким уровнем эмоционального воздействия на слушателя.
  • Хэви металлом называется резкая металлическая музыка, которая часто отличается негармоничностью. Она далекая от привычных стандартов.
  • Трэш . Это очень жесткий жанр, которому присуща сложность и непрерывность мелодий, а так же импровизация.

Рэп как жанр произошел от танцевальной музыки. Характерные особенности: неровный ритм, сложные эксперименты с ударниками, наличие зацикленных музыкальных фрагментов. Одной из главных особенностей рэпа является отсутствие вокала, который заменяется речитативом. Рэп читают, как стихи, а не поют. Основными инструментами являются ударные и сложный бас, который часто солирует. Часто рэп-музыканты используют эффект scratch - скрип виниловых пластинок.

Вероятнее всего рэп произошел из рэггей - танцевального стиля, возникшего на Ямайке. Эти два стиля имеют много общего: такой же неровный, рваный ритм, наличие закольцованных музыкальных фрагментов, сложный ударник.

движение эмоций.

Музыкальная драматургия

Музыкальный стиль

Музыкальная форма

4) как эстетический порядок в музыкальной композиции, который проявляется как оформленность или бесформенность.

5) как один из разделов музыкально-теоретической науки.

Таким образом, рассматриваются две категории музыкальной формы:

а) в широком смысле слова – как способ воплощения содержания;

б) в тесном – как план развёртывания функционально различных разделов и частей музыкального произведения, которые объединяются в целостную композицию. Иначе это называется формой композиции или композиционным планом.

Форма композиции имеет две стороны:

*) внешняя, связанная с музыкальным содержанием, с жанром и с темой, а также с формами бытования музыки, что особенно важно для первичных жанров.

*) внутренняя, связанная с раскрытием внутренней организации, её сторон, элементов.

Функции композиции:

1) семантическая, обусловленная содержанием произведения;

2) коммуникативная, направленная на управление слушательским восприятием.

Метод анализа и его формы

Основная проблема анализа – взаимосвязь формы и содержания. Задачи анализа:

а) сформулировать, какие чувства, эмоции выражает музыка;

б) какие средства для этого применены;

в) связать содержание с эпохой, породившей данный стиль, жанр, творчество композитора. Вышеперечисленные пункты могут быть рассмотрены как отдельные аспекты анализа и выделены в самостоятельные формы.

Формы анализа (по Ю. Холопову):

1) Анализ как практическая эстетика. Заключается в прослеживаниизакономерностей музыки и вынесении оценок. Включаемые в анализ восприятие и эстетическое переживание явлений музыки придают определённой части анализа характер конкретно-эстетического исследования, практической эстетики.

2) Анализ-описание. Научную ценность этот вид представляет лишь в том случае, когда описывается новое явление. Описание – это пересказ нотного текста в общеизвестных терминах.

3) Целостный или комплексный анализ. Метод В. Цуккермана. Состоит в привлечении к анализу широкого круга сведений, относящихся к сочинению. Содержание и форма рассматриваются в неразрывном единстве. Цуккерман: «Анализ – это синтез науки и искусства, так как требует не только знаний, но и восприимчивости».

4) Количественно-измерительный анализ. Это анализ в буквальном смысле слова, то есть расчленение целого на элементы. Здесь возникает проблема, поскольку главный объект измерения – неточен.

С более широких позиций анализ как таковой вообще не отделим от синтеза. Это – две стороны единого процесса мышления, познания. Анализ должен быть не просто целостным, а ценностным, то есть должен выявлять наличие духовных связей. Музыкальный анализ не покидает музыки, если он:

*) представляет технические средства музыки как эстетические

*) сохраняет звуковую форму музыки, то есть оперирует музыкальными примерами.

Ценностный анализ раскрывает образно-эмоциональную сторону музыки через эстетическое переживание. При ценностном методе анализа «средства» трактуются прежде всего в рамках музыкальной формы. Отсюда – доминирующее значение понятия формы как объекта анализа.

Строение музыкальной речи

Музыкальной форме свойственна иерархия строения (взаимоподчинение). Музыкальная форма состоит из ряда разделов, каждый из которых делится на подразделы. Период содержит следующие подразделы:

1) предложение – наибольшая часть периода, завершённая каденцией;

2) фраза – часть предложения, отделённая цезурой;

3) мотив – минимальный конструктивный элемент формы, связанный с одной сильной долей.

Метрические структуры формы

Для музыки как временного искусства важна пропорциональность, соразмерность частей. В музыкальной форме выделяют следующие метрические структуры, зависящие от количества сильных долей:

1) квадратность – «4-х тактовость частей» (Способин). Квадратность типична для жанров, связанных с движением (танцы, марши);

2) неквадратность – нарушение принципа квадратности (3+3; 6+6 тт.). Характерна для русских народных песен.

Простая двухчастная форма

Простые формы – это формы, состоящие из 2х или 3х частей, каждая из которых не сложнее периода. Отличие от периода – наличие развивающего раздела. Простые формы возникли из песенной или танцевальной музыки. Сфера использования – песни, инструментальные миниатюры, жанрово-бытовая музыка.

Простая 2х-частная форма – это форма, состоящая из двух разделов или периодов, где первый раздел – изложение музыкальной мысли, а второй – её развитие и завершение. Простые 2х-частные формы разделяются на контрастные А+В и развивающие А+А1 .

1) контрастные (безрепризные). Строение запевно-припевное, с жанровыми признаками (р.н. п. «Дубинушка»).

2) развивающие (репризные): аа1+ва1 , где второй раздел состоит из двух построений: в – обновление и развитие темы, так называемая «середина»; а1 - повторение второго предложения первого раздела.

Простая трёхчастная форма.

Простая трёхчастная форма – это форма, в которой первая часть – изложение музыкальной мысли, вторая часть – либо её развитие, либо изложение новой музыкальной мысли, третья часть – завершение с помощью репризы. В зависимости от тематического материала средней части существуют 2 разновидности простой 3х-частной формы:

1) развивающая (однотемная) АА1А. Для среднего раздела характерна тонально-гармоническая неустойчивость, избегание тоники, отклонения, дробные структуры, секвенции, полифонизация темы (Чайковский, «Баркарола»).

2) контрастная (двухтемная) АВА. Средний раздел представляет собой период неэкспозиционного типа, в котором отсутствует завершённость, в конце накапливается неустойчивая гармония (Чайковский, романс «Средь шумного бала»).

Реприза бывает двух видов:

а) точная (буквальная, статичная, da capo);

б) изменённая – варьированная, расширенная или сокращённая (редко).

Разновидность простой трёхчастной формы – трёх-пятичастная форма АВАВА (Лист, «Грёзы любви»).

Сложные формы

Состоят из 2х или 3х частей, каждая из которых (хотя бы одна) – простая форма. Имеет ярко выраженный контраст противоположных образных сфер.

Сложная двухчастная форма

Сфера применения – камерно-вокальная, оперная музыка, реже – в инструментальной музыке (Моцарт, Фантазия ре минор). Существует в двух разновидностях:

1) безрепризная или репризная АА1 (Бах, ХТК II, прелюдии №2,8,9,10,15,20; Скрябин, прелюдии оp.11 №3,16,21);

2) контрастная АВ. (Бах, ХТК I, прелюдии №3,21).Цельности формы способствует неравноправие частей:

а)1 часть – вступительная, 2 – основная (Глинка, каватина и рондо Антониды из оперы «Иван Сусанин»). Или в Хоре охотников (Вебер, опера «Волшебный стрелок»):2 часть – припев.

Сложная трёхчастная форма

Это репризная форма, состоящая из 3х частей, каждая из которых – простая форма. Эта форма включает два контрастных образа с последующим закреплением первого. История возникновения: инструментальная и вокальная музыка XVII века – циклы танцев, ария da capo . Сфера использования: средние части сонатно-симфонических циклов, отдельные инструментальные произведения, романсы, арии, хоры. Разновидности:

1) АСА 2) АА1А (арии da capo) 3) АВСА (у романтиков)

Особенность первой части: отсутствие контраста – однотемная 2х или 3х частная форма.

Исторически сложились два типа средней части:

1) средняя часть с трио , где изложение нового материала преобладает над развитием. Это построение устойчивое, завершённое по форме и тонально-гармоническому строению, чётко отделённое цезурой от крайних частей (Рахманинов, прелюдия соль минор)

2) средняя часть – эпизод , где развитие преобладает над изложением. Это построение тонально, гармонически и структурно неустойчивое, с плавным переходом к репризе (Чайковский, «Февраль»).

У романтиков различие между трио и эпизодом стирается.

Типы репризы:

1) точная (Моцарт, симфония соль минор, 3я часть)

2) варьированная (Шопен, ноктюрн ре-бемоль мажор)

3) динамическая, содержащая образное переосмысление тематического материала первой части и новый образный контраст (Шопен, ноктюрн до минор).

Кода – развитое послерепризное дополнение. Выполняет итоговую, синтезирующую функцию. Главные признаки: тонический органный пункт, плагальные обороты.

Вариационная форма

Вариационной называется форма, основанная на изложении темы и её повторении в изменённом виде: АА1А2… Количество частей не ограничено. Смысл – раскрытие заложенных в теме различных образных состояний.

Происхождение – связано с народной исполнительской традицией. Сфера использования – самостоятельные произведения, части сонатно-симфонических циклов.

Следует различать варьирование (это способ развития темы) и вариации, то есть вариационную форму.

Исторические типы вариаций:

1) Старинные вариации (XVI – XVII вв.). Вариации Basso ostinato. 2 типа:

а) пассакалия – крупная форма, Maestoso.Варьируется неизменная тема в басу.

б) чакона – камерная, лирическая. Обычно входит в состав крупной формы. Варьируется неизменная гармоническая формула.

К концу XVII века различия между пассакалией и чаконой стираются (Бах, Чакона ре минор; Гендель, Пассакалия из сюиты соль минор, №7).

2) Строгие вариации. Вариации ВКШ. Фигурационные, орнаментальные вариации.

Особенности темы :

1) средний регистр, 2) умеренный темп, 3) аккордовая фактура,

4) ясная функциональность темы, 5) песенно-танцевальный характер темы,

6) форма – простая двухчастная, реже – 3х-частная, ещё реже – период.

Принцип варьирования: воспроизведение темы как целого, обогащение её деталями.

В теме изменяются: мелодический рисунок, ритм, фактура, темп и т.д.

Неизменными остаются: гармонический план,форма, тональность(может быть один раз заменена на одноимённую или параллельную).

Приёмы развития мелодии: а) орнаментация, б) распев, в) вариантное преобразование. (Моцарт, соната Ля мажор, №11, 1я часть).

3) Свободные вариации. Утвердились в творчестве композиторов-романтиков в начале XIX века. Жанрово-характерные вариации. Каждая вариация подобна самостоятельной пьесе на материале темы. Тема – лишь повод для создания контрастных образов. Принцип варьирования: элемент темы является объектом самостоятельного развития (Рахманинов, «Рапсодия на тему Паганини»).

Двойные вариации.

Это вариации на две темы. Темы могут варьироваться как каждая отдельно, так и поочерёдно (Глинка, «Камаринская»).

Глинкинские вариации (soprano ostinato).

Тема остаётся неизменной, меняется сопровождение (Глинка, Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила»).

Сонатная форма

Сонатная форма – это форма, в которой 1-й раздел (экспозиция) основан на тональном контрасте двух основных тем. 2-й раздел (разработка) интенсивно их развивает. 3-й раздел (реприза) приводит темы в тональное единство.

Сонатная форма – высшая среди инструментальных гомофонных форм, впитавшая в себя признаки всех других форм. Благодаря усложнённой структуре сонатная форма способна отразить яркие образные контрасты, воплотить сложное содержание в развитии, показать качественное изменение образов.

Сонатная форма окончательно сформировалась в творчестве композиторов ВКШ. Используется в крайних частях сонатно-симфонических циклов, как форма одночастных программных оркестровых произведений (увертюра, фантазия, картина, поэма), в качестве формы оперной увертюры. В вокальной музыке встречается редко (ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» Глинки).

Сонатная форма содержит три обязательных раздела: экспозиция, разработка и кода. Кроме них могут быть дополнительные – вступление и кода.

Экспозиция

Это – показ музыкальных образов, завязка драмы. Основана на тональном (тематическом) контрасте главной и побочной партий. Следует различать понятия партии и темы: партия – это раздел экспозиции или репризы. Тема – это музыкальный материал, характеризующий образ.

Главная партия – чаще активного, волевого характера (движение по аккордовым звукам, импульсивный ритм). Часто содержит в себе внутренний контраст различных элементов.

Побочная партия – чаще лирического характера. Обычно это певучая жанрово-танцевальная тема. Иногда побочная партия состоит из нескольких тем (Бетховен, «Героическая» симфония, 1 часть). Часто побочная партия содержит перелом (сдвиг) – внедрение элементов главной партии, связующей партии. Это вносит напряжение, предвосхищает драматизм разработки.

Типичные тональные соотношения:

Гл.п. (в мажоре) – поб.п. (в тональности D)

Гл.п. (в миноре) – поб.п. (в параллельном мажоре)

Кроме главной и побочной партий экспозиция содержит связующую партию , которая тонально и тематически связывает главную партию с побочной, разряжает накопившуюся в главной партии энергию. Главный признак связующей партии – тональная неустойчивость. Связующая партия бывает различна по масштабам: от развитых построений до короткой связки (Шуберт, «Неоконченная» симфония, 1 часть).

Заключительная партия – подводит итог экспозиции, закрепляет тональность побочной партии. Построена чаще на материале тем экспозиции, реже – на новой теме.

Разработка

Это – развитие и кульминация музыкального действия. Контраст тем экспозиции либо углубляется, либо сглаживается. Чаще разработка основана на теме главной партии, как более активной и внутренне конфликтной. Основные приёмы развития темы:

1) дробление темы на элементы и их тональное, гармоническое, фактурное, регистровое, тембровое развитие.

2) полифонизация темы.

Разработка может состоять из нескольких разделов, каждый со своей кульминацией (так называемые волны). Последний раздел, основанный на накоплении энергии неустойчивой функции, называется предыктом. Появление в разработке новой темы, не звучавшей в экспозиции, называется эпизодом (Шостакович, «Ленинградская» симфония, 1 часть).

Реприза

Это – развязка музыкального действия, в которой происходит сближение тем на основе тонального единства. Реприза сонатной формы бывает:

1) точная (Бетховен, симфония №3, 1 часть)

2) динамическая – образное переосмысление тем экспозиции; начало репризы совпадает с кульминацией разработки (Шостакович, симфония №7, 1 часть)

3) зеркальная (Шопен, баллада №1, соль минор)

4) неполная, с пропущенной главной партией, которая появляется в коде (Шопен, соната №2, си-бемоль минор).

Кода

Её функция – подведение итогов развития, приведение контраста в единство, утверждение главной мысли. Чем сильнее контраст в экспозиции, чем динамичнее развитие в разработке, тем больше значение коды. Кода сонатной формы может быть подобна второй разработке. Обычно кода строится на тематическом материале экспозиции, реже – на новой теме.

Рондо-соната

Это – промежуточная форма между рондо и сонатной формой. Схема: АВА С АВ1А, где АВА – экспозиция, С – эпизод, АВ1А – реприза. Средний (центральный) эпизод может быть заменён разработкой предшествующих тем. По определению В Цуккермана, «Рондо-сонатой называется такой вид рондо с тремя (изредка четырьмя) эпизодами, в котором крайние эпизоды тематически и тонально находятся в том же соотношении, что и побочные партии экспозиции и репризы сонатной формы. Разновидности:

1) если центральный эпизод С – разработка тем экспозиции, то этот вид приближается к сонатной форме,

2) если центральный раздел С – эпизод, то – к рондо.

Признаки сонатной формы:

*) тональный контраст тем А и В в начале и их тональное единство в конце

*) эпизод В – не промежуточное построение, а противопоставление гл. п. как самостоятельной партии

Отличие от сонатной формы:

*) повторение гл. п. в конце экспозиции и репризы

Признаки рондо:

*) проведение рефрена не менее трёх раз

*) жанрово-танцевальный тематизм

Отличие от рондо:

*) повторение нового эпизода в новой тональности.

Область применения: финалы сонатно-симфонических циклов, иногда – в качестве самостоятельных пьес. Вступление для рондо-сонаты не характерно, кода – возможна. Бетховен, соната №8, финал, средний раздел – эпизод. Моцарт, соната №17, финал, средний раздел – разработка).

Циклические формы

Циклической называется форма, состоящая из нескольких законченных контрастных частей, объединённых общим замыслом.

Различают два типа циклических форм:

1) сюита, в которой преобладает контрастность частей,

2) сонатно-симфонический (вокально-симфонический,вокальный, инструментальный) цикл, в котором главное – единство цикла.

Сюита.

Это циклическое произведение, состоящее из ряда разнохарактерных пьес. Исторические типы сюит:

1) Старинная сюита (партита). XVI-XVIII века. Состоит из четырёх танцев:

а) аллеманда (немецкий танец) – медленный темп, 4/4, полифонический склад;

б) куранта (французский танец) – умеренный темп, 3/4, полифонический склад;

в) сарабанда (испанский танец) – медленный темп, 3/4, аккордовая фактура;

г) жига (английский танец) – быстрый темп, триольный ритм. Кроме основных танцев в сюиту иногда вводились дополнительные – гавот, менуэт, буре и т.д. Открывала сюиту прелюдия или токката. (Бах, Английские, Немецкие, Французские сюиты).

2) Сюита ВКШ . Основные жанры: кассации, дивертисменты, серенады (Моцарт, «Маленькая ночная серенада»). Происходит отказ от обязательной танцевальности и сближение с сонатно-симфоническим циклом.

3) Новая сюита (2я четверть XIX века). Её черты: большое значение программности, объединение частей определённым сюжетом, усиление контрастности частей (Шуман, «Карнавал»). Сюита может быть составлена из основных музыкальных номеров спектакля, балета, оперы (Григ, «Пер Гюнт»).

Сонатно-симфонический цикл

К сонатно-симфоническому циклу относятся жанры симфонии, сонаты, концерта, квартета. Классический сонатно-симфонический цикл состоит из 4х частей, включающих Allegro в сонатной форме, медленную часть, менуэт (позже – скерцо) и финал. В жанрах концерта и сонаты менуэт отсутствует. Композиционное единство частей цикла проявляется в темповой организации целого, В тонально-гармонических, тематических и образных связях.

Части сонатно-симфонического цикла являются как бы фазами раскрытия концепции сочинения в целом. Каждая часть цикла имеет свои типичные жанры и формы:

1 часть (сонатное Allegro) – сонатная форма.

2 часть (Andante, Adagio) – сложная 3х-частная форма, сонатная форма без разработки, вариационная форма, иногда – рондо.

3 часть (Менуэт) – сложная 3х-частная форма.

4 часть (Финал) – сонатная форма или рондо (рондо-соната).

Тональные связи: крайние части пишутся в одной тональности или одноимённых, 2я часть – в тональности S, одноимённой или параллельной. 3я часть – в главной тональности.

Свободные и смешанные формы

Это – нециклические музыкальные формы, не укладывающиеся в типовые схемы форм классической и романтической музыки, либо объединяющие в себе черты различных форм. Свободные формы отличаются от смешанных тем, что в смешанных формах сонатная форма сочетается с другими формами. В свободных формах же с другими формами сочетаются сюитные формы. Свободные формы связаны с жанрами развлекательной инструментальной музыки (вальсы Штрауса, попурри). Часто ведущим принципом становится рондальность. Каждый новый музыкальный образ имеет законченную форму. Свободные формы характерны для сочинений, имеющих программу.

Свободные формы эпохи барокко – органные и клавирные фантазии и родственные им жанры. Характерным признаком свободных форм 2й половины XVIII века является смешение гомофонных и полифонических признаков.

Возросшее значение свободных и смешанных форм в XIX веке (баллады, поэмы, рапсодии) определяется эстетикой романтизма. Для них характерны обстоятельное экспонирование контрастных тем, возрастание интенсивности развития, трансформация и сближение образов, динамизация репризно-кодовой части.

В XIX-XX веках в основе свободных форм лежит замысел, влияющий на форму (программа). Индивидуальное «сочинение формы» становится принципом композиции во 2й половине XX века.

Полифонические формы

1) имитационная, основанная на развитии одной темы.

2) неимитационная (контрастная), основанная на одновременном сочетании (контрастировании) различных тем.

Полифония возникла в XIV веке как разновидность церковной музыки для хора а capella. Основные полифонические жанры: фуга, фугетта, ричеркар, инвенция и т.д.

Фуга

Фуга – это высшая форма имитационной полифонии. Основные композиционные элементы фуги: тема, ответ,противосложение, интермедия (построение между проведениями тем, основанное на развитии элементов тем) и стретта (имитационное вступление темы в одном голосе до окончания её в другом).

Фуга обычно состоит из трёх разделов:

1 раздел – экспозиция. Это последовательное вступление голосов с темой в Т-D соотношении. Между 2м и 3м проведениями темы, а также после всей экспозиции звучат интермедии.

2 раздел – разработка, основана на проведении темы в подчинённых тональностях. Используются преобразования темы и интермедии.

3 раздел – реприза. Начинается с возвращения темы (в основной тональности), которая проводится во всех голосах.

В репризе широко используется стретта.

Фуга на одну тему называется простой, на две темы – двойной, на три – тройной. Двойные и тройные фуги бывают с раздельной или с совместной экспозицией. Фуга может иметь двухчастное строение: 1 раздел – экспозиция, 2 раздел – свободный.

Фугетта – небольшая фуга, менее серьёзного характера. Основана на несложных видах имитации.

Особенности формообразования в вокальной и хоровой музыке

Синтез текста и музыки приводит к тому, что отдельные части вокальной формы оказываются менее завершёнными, чем в инструментальных формах. Так, начальные периоды вокальных форм часто оканчиваются половинной каденцией. Часто встречается свободное в отношении внутренней структуры неквадратное строение начальных периодов.

Другая особенность вокальных форм – малая пригодность их для тематической разработки – связана с двумя причинами:

2) с единообразным метрическим и структурным строением стихотворного текста.

В этом – одна из причин редкого применения в вокальной музыке сонатной формы.

Единообразное строение стихотворного текста может привести к тому, что в середине сохраняется структура экспозиционных построений, но с тонально-гармоническим, мелодическим, фактурным варьированием. Возникает так называемая «вариантная середина».

Чаще, чем в инструментальной, в вокальной музыке встречаются и вариантные репризы.

Для вокальных форм очень характерно взаимопроникновение различных принципов формообразования, приводящее к синтетическим формам.

Среди особых форм вокальной музыки выделяются 3 основных вида, оказавшихся исторически очень устойчивыми:

1) куплетная форма

2) варьированная форма

3) сквозная вокальная форма.

Музыка – сложный и трудный для понимания вид искусства, поскольку музыка, в отличие от других видов искусства, обращена исключительно к слуховому восприятию. Существуют различные точки зрения по вопросу, что составляет содержание музыки:

1) «Музыка – нечто целиком врождённое, внутреннее, не нуждающееся ни в каком опыте, извлечённом из жизни» (И. Гёте).

2) Г. Ларош: «Музыка отражает общий дух эпохи».

3) Э. Ганслик: «В музыке нет содержания» (т.е., нет информации). «Музыкальное содержание есть движение звуковых форм».

4) Б. Асафьев: «Фуга – королева логики».

5) Прежде всего музыка отражает эмоциональный мир человека. Сама по себе эмоция не имеет значения, эмоциональный мир всегда находится в движении. Таким образом, основу музыки составляет движение эмоций. По мнению Л. Мазеля, в музыке должно быть единство эмоции и мысли, то есть, эмоция должна быть осмыслена, а мысль прочувствована.

Музыкальное содержание мы распознаём при помощи интонационного слуха, который является своеобразным «органом общения». Интонационный слух выделяет 4 эмоциональных состояния своего собеседника-музыки:

а) Призыв – резко, поступательно, без колебаний (восходящее движение);

б) Прошение – жалобно, неуверенно (нисходящее движение);

в) Игра – оживлённо и легко, виртуозно (моторное движение);

г) Медитация – спокойно, размеренно (возвращение к одним и тем же оборотам).

Музыкальная драматургия

Это система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете, оперетте). В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ярко выраженного центрального конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия; определённая последовательность этапов развития драматического замысла (экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка). Эти общие закономерности находят специфическое преломление в каждом из видов музыкально-драматического искусства, соответственно природе их выразительных средств, причём роль музыки определяет ряд особенностей их композиции, отличной от построения литературной драмы.

В ходе исторического развития сложились определённые формы, служащие для воплощения сценического действия: в опере – речитатив, ария, ариозо, ансамбли, хоры. В балете – классические и характерные танцы, ансамбли. Эти формы не остаются неизменными. Так, оперная драматургия обогащается за счёт некоторых приёмов симфонического развития (лейтмотивы и т.д.). В произведениях музыкально-сценических жанров встречаются признаки вариационности, рондообразности, сонатности.

Понятие драматургии применяется и к произведениям инструментальной музыки. Так, драматургия представляет собой одну из конкретных форм симфонизма (так как метод симфонизма есть не что иное, как метод драматургического становления тематизма).

Музыкальные жанры и принципы их классификации

В раскрытии содержания музыкального произведения важна роль жанра. Как правило, род жанром имеют в виду социальную роль музыки, условия бытования, условия средств исполнения. Жанры – это исторически сложившиеся типы, виды, разновидности музыкальных произведений, которые объединяются и разграничиваются по ряду признаков.

В отечественном музыкознании проблемой жанра занимались В. Цуккерман и А. Сохор. Цуккерман разграничивает жанры по характеру содержания – лирические, повествовательно-эпические, моторные, картинно-живописные. Сохор разграничивает жанры на основе условий исполнения, бытования – обиходные (бытовые), массово-бытовые, концертные, театральные. Это – наиболее общая классификация жанров, внутри их могут быть подразделения (Бобровский определяет их как «вторичные жанры»).

Жанры могут также подразделятся на простые и сложные. Простые – песня, танец, марш. Они также подразделяются на более мелкие (песни – трудовые, лирические и т.д. Марши – похоронные, военные и т.д.). Простые жанры иначе называются бытовыми (обиходными), что подчёркиапет их утилитарное назначение. Сложные жанры могут быть систематизированы по исполнительским средствам:

1) инструментальные жанры – симфоническая, камерная, сольная музыка

2) вокальные жанры - хоровая, ансамблевая музыка, соло с аккомпанементом

3) смешанные инструментально-вокальные жанры – кантаты, оратории

4) театральные жанры – оперы, балеты, оперетта и т.д.

Музыкальный стиль

Музыкальный стиль (от латинского «стилос» - палочка для письма, то есть, способ изложения) – понятие эстетики и искусствознания, фиксирующее системность выразительных средств. В эстетике категория стиля появилась в конце XVI века в связи с дифференциацией профессиональной музыки, ранее преимущественно культовой. В XVII веке под стилем подразумевали характеристику жанра и национальных школ. С XVII века прибавилось более широкое значение – стиль исторического периода (полифонический стиль и новый стиль – гомофонно-гармонический). В XIX веке понятие стиля приобретает узкое значение – индивидуальная манера письма композитора. В XX веке вследствие подчас резких различий между разными этапами творчества одного композитора, стиль определяет какой-либо период творчества автора, либо отдельное произведение.

Понятие музыкального стиля имеет оценочное значение, указывая на единство, органичную взаимосвязь выразительных средств произведения, соотношение традиционного и новаторского в индивидуальном композиторском языке.

Музыкальная форма

Понятие «форма» в музыке применяется в нескольких значениях:

1) как эстетико-философская категория, то есть музыкальное воплощение содержания или же целостная организация средств музыкальной выразительности (мелодия, гармония, ритм, тембр и т.д.), направленных на воплощение содержания. Это форма в широком смысле слова.

2) как музыкальное понятие, то есть тип композиции, форма-схема по Асафьеву, форма сочинения (например, сонатная форма, фуга и т.д.).

3) как индивидуальный, неповторимый облик музыкального произведения. Асафьев: «Сонатная схема существует одна, а форм её проявления столько, сколько существует самих сонатных форм».



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то