Конспект урока образ животных в искусстве. Конспект урока по окружающему миру "образы животных в народном творчестве"

Костанайская область

Узункольский район

КГУ «Троебратская средняя школа»

Мастер – класс

по изобразительному искусству в 3 «А» классе

«Создание образа животного с помощью графических материалов»

Провела: Гайдамака Ольга Николаевна

Тема: Создание образа животного с помощью графических материалов.

Вид искусства: графика.

Цель урока : Познакомить учащихся с разнообразием анималистического жанра (в особенности семейства кошачьих); дать представление о выражении художником – анималистом характера зверя.

Задачи урока:

    обобщение видов и жанров в изобразительном искусстве; знакомство с жанром анималистики; ознакомление учащихся с образом снежного барса; научить передавать в рисунках красоту линий, формы, определять пропорции изображаемого предмета; способствовать формированию у учащихся умений владеть графическими материалами, умений использования средств выразительности графики при создании изображений животных на листе бумаги;

    развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики рук.

    воспитание художественной культуры, интереса учащихся к графическому искусству; прививать интерес, любовь, любознательность к живой природе; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, стимулирующий.

Наглядный материал: презентация; методические таблицы «Последовательность рисования животного»; репродукции и иллюстрации художников-анималистов, образцы снежного барса в живописи, в графике; музыкальное сопровождение (релаксирующая музыка); видеоролик о снежном барсе, методический рисунок.

Ход урока.

Орг. момент.

Приветствие: Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок!

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Вводная часть.

Начнем урок с повторения ранее изученного.

Как мы уже знаем, существует несколько видов изо. искусства. – Вспомните и перечислите их.

Над каким видом изобразительного искусства мы начали работу на предыдущих уроках? (графика) (Слайд) - Сегодня на уроке мы продолжим работать в технике графика, самом древнем виде изобразительного искусства. - Что же такое графика?

Что означает в переводе с греческого языка? (Слайд)

- Графика – это прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого, причём белым является сама бумага, а чёрным – карандаш, уголь или другой «сухой» материал.

Каждый вид искусства «говорит» на своём языке (об этом мы беседовали на уроках живописи).

На каком языке говорит графика? - Каковы её главные выразительные средства? (Слайд)

- Верно, линия и сочетание чёрных и белых пятен – основные изобразительные средства графики, её язык, скупой и лаконичный.

Используется ли в графике цвет?

- Цвет в графике используется, но он условен, подчинен линии и не играет главной роли, как в живописи.

Существует множество жанров изо.искусства. В зависимости от того, что изображено на картине, можно определить её жанр.

Какие жанры знаете вы?

Существуют ли в графике жанры?

- Конечно, и пейзаж, и натюрморт, и портрет мы можем увидеть в технике графика.

- Сегодня мы познакомимся с новым жанро м в изобразительном искусстве, который существует в графике.

Послушайте стихотворение:

« Если видишь на картине нарисован слон,

Крокодил, жираф, горилла, кошка иль питон,

Или звери Аргентины, иль пингвин Арктический

Значит, жанр такой картины АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ (Слайд)

- Жанр изо. искусства, произведения которого посвящены животным и птицам называется анималистическим. А художники, занимающиеся этим – анималистами.

Изображение птиц и животных – тема в искусстве едва ли не самая древняя. Еще первобытные люди изображали на скалах и стенах пещер бизонов, коней, сцены охоты. (Слайд)

Художники всех времён рисовали, лепили, писали красками животных. Так родился анималистический жанр в изобразительном искусстве. Этот жанр есть и в живописи, и в скульптуре, и в книжной графике, и в графическом рисунке. Анималисты рисуют картины о жизни животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о природе. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных и птиц, которых изображают.

Сообщение темы, постановка целей урока: - Тема н ашего урока «Создание образа животного с помощью графических материалов ». (Слайд) - Значит сегодня на уроке мы представим себя в роли художников - ….. (анималистов) - Какую цель поставим перед собой на уроке?

- А вот какое животное мы сегодня будем изображать, догадайтесь по описанию. Это животное относится к семейству кошачьих. Этот осторожный и скрытный зверь – настоящий отшельник. Живет он высоко в горах, у самых ледников. Густой дымчато-серый пятнистый мех защищает от холода и делает его неприметным среди скал. Это сильный и быстрый хищник, двигается мягко, плавно, прыгает легко и бесшумно. Этот царственный зверь во многих культурных традициях разных стран мира символизирует силу и независимость. - О ком идет речь? (снежный барс) - Как иначе его называют? (ирбис ) (Слайд) - Снежный барс является национальным символом нашего государства. В Стратегии развития страны до 2030 года Казахстан характеризуется как «молодой барс, готовящийся к прыжку». Это символ, олицетворяющий мощь и величие независимого Казахстана, символ силы и благородства. Ему присущи элитарность, независимость, ум, мужественность, храбрость, хитрость. В современном мировом пространстве за Казахстаном закрепился образ азиатского барса.

Вспомните, где у нас в стране использовано изображение барса? - Что вам известно о барсе из уроков познания мира? - Ну, вот мы готовы отправиться в удивительный мир анималистического жанра, где важны наблюдательность и точность, чтобы верно передать облик и повадки животного. - А вы знаете, что у каждого животного свой характер. Животные как люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. - Рассмотрите репродукции художников. (Слайды) - Обратите внимание на то, как художник передает всю пластику и выразительность образа животного с его характером. Беседа о барсе: - Что вы можете сказать о барсе? - Чтобы правильно передать образ животного, нужно хорошо представлять его в реальности. - Я вам предлагаю посмотреть видеоролик, для того, чтобы ближе познакомимся с этим животным до того, как будем приступать к его изображению. Просмотр видеоролика. Введение в практическую деятельность. - Внешне мы теперь хорошо представляем снежного барса. Это достаточно красивый, изящный, благородный вид кошачьих. Имеет очень мощное, пропорциональное тело и красивый длинный хвост. Объяснение задания - А теперь представим, что мы в мастерской художника. - Какие графические художественные материалы потребуются художнику– графику? -Каких видов бывают простые карандаши? - Когда будем использовать мягкий карандаш? - Когда твердый?

- А теперь выполним творческую работу – графический рисунок снежного барса.

Практическая работа - поэтапное выполнение рисунка

- Мы с вами будем использовать таблицу с поэтапным выполнением рисунка животного.

Работа в паре: - Поработайте в паре : проанализируйте внешность животного. - Какова форма туловища? - Головы? и т.д. - Для того, чтобы животное получились реалистично, рассмотрите этапы, как правильно его рисовать.

Инструктаж: - Как расположим альбомный лист?

1. Приступая к работе, нам необходимо не только уместить, но и композиционно разместить на листе форму рисуемого предмета. Для этого лёгким касанием карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и ширину.

А затем взаимное положение отдельных частей туловища.

1 этап (Слайд): - Чтобы начать рисовать, разбиваем тело животного на геометрические фигуры.

В процессе работы не следует сосредотачивать своё внимание на кончике карандаша, проводимых линиях, а нужно ориентироваться на всю изображаемую форму в целом. Не забываем о законах перспективы: предметы, находящиеся дальше – меньше; ближе – больше)

2 этап - (Слайд) Соединяем части воедино. Прорисовываем части животного, такие, как небольшие ушки, мордочку, лапы, большой хвост. Изобразим барса стоящим на скале, будто он смотрит вдаль. Это добавит выразительность в наш рисунок:

3 этап - (Слайд) Осторожно избавляемся от дополнительных линий и добавляем детали животного: глаза, нос, рот, прорабатываем лапы.

Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания ему выразительности.

4 этап - (Слайд) Добавляем объем четкими штрихами. Наносим на красивую шерстку пятнышки. Многообразные узоры на теле барса демонстрируют различные виды пятен окраса шерсти. Основными художественно- выразительными средствами являются: линия, штрих, тон, точка.

5 этап - (Слайд) Усиливаем все тени. Осталось навести чёткими линиями контуры и рисунок готов.

Наш Барс получился очень красивым! (Примерный образец барса в графике).

Проверка первичного усвоения - повторение этапов работы над рисунком учащимися.

Заключительный инструктаж- разработка критериев оценивания : - Приступая к работе, разработаем критерии, которыми будете руководствоваться при создании рисунка, а в дальнейшем самооценивании и взаимооценивании работ: (Слайд)

Повторение правил т /б при работе с карандашом.

Применение знаний на практике

Физминутка (музыкальная)

Самостоятельная работа – поэтапное выполнение рисунка животного (под музыкальное сопровождение)

Во время практической работы делаю целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Выставка. Анализ работ учащихся

1) Экспресс – просмотр рисунков, анализ удачных работ (взаимооценивание) - Какие, на ваш взгляд, рисунки получились наиболее удачными? Все ли критерии, которые мы с вами разработали, соблюдены в данных работах?

2) Самооценивание.

А теперь каждый из вас сами оцените свою работу по тем же критериям:

Если ваша работа соответствует всем критериям – ставим оценку «5» («Я молодец!»

Если есть отклонения хотя бы от одного критерия – оценка «4» («Мне нужно еще поработать»)

Если недочеты во многих критериях – оценка «3» («Сегодня у меня не все получилось»)

Рефлексия. (Слайд) - С помощью цветных сигналов отразите результаты своей работы на уроке: (зеленый – я молодец,

желтый – мне нужно ещё поработать,

красный – сегодня у меня не всё получилось)

Итог урока: - С каким жанром изо.искусства мы сегодня познакомились? (анималистический)

- Кто такие анималисты? (художники, рисующие животных)

В какой технике мы работали? (в технике графика)

Домашнее задание. Подобрать иллюстрации к анималистическому жанру.

Уборка рабочего места.

ИЗОРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

7 КЛАСС

УРОК № _________ ДАТА _______

ТЕМА. АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Цель:

    Расширить знания об анималистическом жанре. Познакомить с художниками-анималистами.

    Совершенствовать умения изображения животных.

    Развитие: творческого потенциала, зрительной памяти, внимания и наблюдательности, фантазии.

    Воспитание бережного отношения к природе и братьям меньшим; аккуратности в работе.

Оборудование: стихи, иллюстрации, рисунки детей и учителя, мультимедийная презентация (Приложение 1 ), слова-термины, музыка для фона.

Тип урока:

    Урок комбинированный

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Принципы обучения:

    Научность

    Наглядность

    Последовательность

    Доступность

    Активность

    Самостоятельность

    Создание необходимых санитарно-гигиенических условий

ХОД УРОКА

1. Организационная часть.

Ребята! Проверьте, всё ли вы приготовили для работы. Давайте начнем урок.

2. Введение в тему урока.

Начнем наш урок со стихотворения (читает ученик):

Полдня рисовал я красавца коня.
И все за рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама сказала словечко:
«Чудесная, Мишенька, вышла овечка».
Но с тем же рисунком я к папе пошел.
И папа сказал мне: «Отличный козел!».
Потом похвалила малышка сестренка:
«Ты очень хорошего сделал котенка».
И братец мой старший меня похвалил
Зевнул и сказал: «Неплохой крокодил».

Ребята, назовите жанр, в котором трудился Миша. (ответы ребят)

Сегодня наш урок посвящен этому жанру. Вы узнаете, как правильно изображать животных, кто такие художники-анималисты, как развивался анималистический жанр. А почему такое странное название, что означает…(ответы ребят)

Правильно. Мы совершим с вами путешествие в прошлое, настоящее и будущее, посмотрим, как выглядели древние животные, познакомимся с обитающими на нашей земле животными и помечтаем о существующих в наших фантазиях животных.

3. Теоретическая часть.

История об истории развития анималистики, о художниках-анималистах.

Художники всех времен рисовали, лепили, писали красками животных. Изображение животных – тема в искусстве самая древняя. Именно ему больше всего внимания уделяли первые художники. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и фресках на стенах строений и в скульптуре древнейших времен. (Слайд 2, 3).

Давайте дадим правильное определение жанру. Этот жанр есть и в живописи, и в графике и в скульптуре. Художников, изображающих животных, называют анималистами. (Слайд 4).

Животных изображали многие художники, а некоторые все свое творчество посвятили этому жанру.

Давайте поближе познакомимся с ними. Василий Ватагин (рассказывает ученик), Евгений Чарушин (рассказывает ученик). (Слайд 5-12).

Рисунки Серова. (Слайд 13-14).

Если сравнивать рисунки Ватагина и Чарушина то у первого изображение взрослых животных с характером, а у Чарушина – очаровательные мягкие зверята, которых хочется приласкать.

Но есть и другие художники, изображавшие животных. Посмотри их работы. (Слайд 15-22).

4. Алгоритм изображения животных. Выполнение упражнения «Набросок животного»

Рисовать животных не так-то просто, позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.

Что общего в строении тела животных.

Горизонтальное положение туловища, 4 конечности, шея, голова, хвост. Но есть и различия (какие?).

Посмотрите выполнение наброска животного. Начинают с общей формы туловища – это самая крупная часть у него. Конечности. Из туловища растет голова, но не стоит забывать нарисовать шею, хвост. Если основные параметры определены, то можно нарисовать детали.

Выполнение наброска животных в карандаше.

Передача шерсти выполняется с помощью штриха или мазка.

Нарисовав набросок – определить цвет животного. Тело объемно, поэтому нужно выделить светлую его часть и теневую.

Физкультминутка для пальчиков.

5. Постановка художественной задачи:

Сегодня мы с вами будем анималистами. Выполним рисунки животных. Перед уроком вы получили задание почитать книги о животных, посмотреть их рисунки, узнать, где живут, чем питаются, какой у них характер. Давайте посмотрим на них – какие они? (просмотр видеосюжета). (Слайд 27-42).

Животные, которых вы будете изображать, где-то обитают, живут. Значит, продумайте, что будет его окружать. Но не забывайте, что животное – главная фигура в вашем рисунке. Подчеркните основные элементы, чтобы оно не потерялось.

Послушайте требования к работе:

    Соблюдение пропорций

    Удачная передача характера животного

    Проработка мелких деталей

    Общая выразительность

    Завершенность

    Аккуратность

Я разделила вас на три группы. Первая группа ребят работают на мольбертах и, совершая путешествие в прошлое, изображают динозавров – самых древних животных. Вторая группа, совершая путешествие в будущее, рисуют фантастических животных, которых на самом деле нет, придумайте их и для каждого придумайте название. Третья группа ребят рисует животных настоящего времени, обитающих в лесу, пустыне, саванне, в водоемах, джунглях и т. д. На ком они остановили свой выбор, мы узнаем в конце урока.

Творческих успехов. Приступаем к работе. Делаем быстрый набросок и рисуем красками.

6. Практическое выполнение задачи. Звучит музыка для фона.

7. Подведение итогов. Вернисаж работ.

8. Заключение.

Вот и закончилось наше путешествие в прошлое, настоящее и будущее. Вы сегодня очень хорошо поработали. Надеюсь, узнали новое для себя. У вас получились прекрасные работы – индивидуальные, своеобразные. Где чаще всего мы видим работы художников-анималистов (в книгах, учебниках). Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками, но часто мы видим бродячих в поисках пищи собак, кошек, мяукающих в подвалах – их бросили!

Быть гуманным человеком без любви, без доброго и бережного отношения ко всему живому невозможно. Задумайтесь об этом, ребята.

ВОЙТЕХОВСКАЯ Инна Анатольевна

учитель отечественной и мировой художественной культуры

Государственного учреждения образования « Белицкий учебно- педагогический комплекс детский сад-средняя школа Лидского района»

Беларусь

ОБРАЗЫ ЖИВОТНЫХ В ИСКУССТВЕ

(первый урок темы)

Цель урока: формирование у учащихся общего представления о своеобразии и воплощении темы животных в разных видах искусства.

Задачи:

  • — создать условия для расширения знаний учащихся о культуре первобытного общества;
  • — способствовать познаниям учащимися об анималистическом жанре искусства;
  • — сформировать представление о неразрывной связи человека и животного;
  • — формировать понимание необходимости защищать и изучать природу;
  • — воспитывать любовь к животным, умение замечать их повадки;

Оборудование и учебные материалы:

  • мультимедийна установка или компьютер;
  • презентация «Образы животных в искусстве»;
  • видеоролики;
  • репродукции картин

Ход урока

1.Организационно - психологический момент. Введение в тему урока.

Учитель. Добрый день. Сейчас мы с вами услышим очень красивую, на мой взгляд, мелодию, которая будет звучать на фоне видеосюжета.

Послушайте, пожалуйста, и подумайте, о чем сейчас мы с вами будем говорить. На экране появляется видео заставка к передаче «В мире животных», музыка аргентинского композитора Ариеля Рамиреса) (слайд 1).

Учащиеся . Мы будем говорить о животном мире; о животных; о роли животных в жизни человека.

Учитель. Вы совершенно правы.

2. Сообщение темы урока. Актуализация знаний

На экране появляется изображение (слайд 2).

Учитель . Тема нашего урока: Образ животных в искусстве. (Табличка с названием темы на доске) А видеосюжет, который вы посмотрели, - заставка к передаче, которая так и называлась «В мире животных». В передаче рассказывали о жизни животных, их повадках, привычках. Всегда показывали интересные сюжеты о животных разных стран и континетов. Прекрасную музыку аргентинского композитора Ариеля Рамиреса взяли в качестве заставки к этой передаче. Она так органично подошла к сюжету передачи, что стала единым целым, неотъемлемой ее частью. На уроках истории вы изучали развитие общества, существование первобытных людей. Что вы можете о них рассказать?

Учащиеся. Люди жили до нашей эры. Они добывали мамонтов. У них были наскальные рисунки.

Учитель . Вспомните, пожалуйста, на какую тему были выполнены первые наскальные рисунки.

Учащиеся. Первобытные люди рисовали животных.

Учитель . Вспомните, изображения, каких животных увидели на скалах, как письмо из древнего мира?

Учащиеся. Мамонты, тигры, быки, кошки, собаки.

На экране появляется изображение пещерной живописи(слайд 3)

3. Изучение новой темы

На экране появляется изображение (слайд 4)

Учитель. (читается эпиграф ) " Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил".
Н. Заболоцкий

Учитель . Образ животного в искусстве имеет огромный исторический путь. Истоки звериных историй уходят в глубокую древность. Однажды в сентябре 1940 года во Франции случайно обнаружили пещеру Ласко, которая стала еще более знаменитой, чем пещера Альтамира в Испании.

На экране появляется изображение (слайд 5).

Четыре мальчика, которые играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко - изображение быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, диких лошадей, медведей и других животных - самое совершенное художественное произведение из тех, которые были созданы человеком в эпоху палеолита. Произведения хорошо сохранились, что позволило превратить эту многозальную пещеру в первоклассный музей первобытного искусства, называемый «доисторической Сикстинской капеллой»

На экране появляется изображение (слайд 6).

Человек издревле отождествлял свою жизнь с образами из животного мира. Животные - это источник жизни для человека. Мясо животных употребляли в пищу, из шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром, и зависит от него. В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром: в прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

Темой наскальных рисунков, сделанных рукой первобытного человека, были образы животных. На экране появляется изображение (слайд 7).

Они непосредственно воздействовали на чувства человека, вызывали в его представлении сцены охоты и победы над животными, это рождало в них отвагу и доблесть.

В процессе эволюционного развития человечество освоило новые формы общения с животным миром. Религия и культовые обряды наложили свой отпечаток. Древний мир оставил нам символические олицетворения единства животного и человека в виде фантастических, мифических животных сфинкса, крылатого быка, кентавра, птицы феникс.

На экране появляется изображение (слайд 8,9)

В древнем Египте многих животных считали священными. У Богов изображались звериные головы. Некоторые Боги были в виде животных и птиц: сокола, павиана, шакала. Но вместе с тем культура Египта - это в первую очередь монументальные постройки пирамид и захоронение фараонов.

Кошка символизировала мудрость и грацию, лев - силу и ярость. Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства.

Сохранилось множество статуэток птиц и зверей, сделанных из глины, бронзы, золота, кости, датируемых тысячелетием до н. э., и служащих предметами творчества скифских племен. В Древнем Египте животных возвеличивали наравне с фараонами, считали их богами. Их изображения, найденные в древних храмах и пирамидах, отличаются непревзойденной пышностью и декоративностью форм. В Древней Японии и Китае мастера декоративного искусства создавали причудливые композиции, одним из основных мотивов которых были образы животных.

Во времена Римской империи анималистический жанр утратил свою значимость, поскольку главной темой в искусстве был человек. В Средние века из таких историй были составлены объёмные сборники, получившие название физиологов или бестиариев. Их персонажи, полуреальные, полусказочные звери и птицы, не только поражали воображение, но и служили аллегориями человеческих добродетелей и пороков»

Рисунки животных вновь появляются лишь в эпоху Возрождения, в творчестве известных мастеров — Рембрандта, Дюрера, Рубенса, Леонардо да Винчи и др. В XVII веке в Голландии выделяется собственно анималистический жанр в искусстве. В картинах художников домашние животные изображались на фоне сельских мотивов. Родоначальниками этого жанра были А. Кейп и П. Поттер. В прошлом веке в анималистическом жанре работали прекрасные мастера-графики В.Ватагин и А.Лаптев, наделяя образы животных определенными человеческими качествами, с научной наблюдательностью передавая живость птиц, рыб и животных.

Создавая образ в анималистическом искусстве, художник, кроме передачи внешних форм, пластики, пропорции, выражает характер, присущий зверю или птице, отражает его индивидуальность, эмоциональное состояние, он пишет портрет своего персонажа. Всякий наблюдательный человек, сталкиваясь с животными, в той или иной мере относящийся к ним с добрым вниманием, легко может заметить разнообразие и сложность переживаний, выразительность их чувств (радости, огорчения, обиды, злобы, тоски, преданности). В зависимости от задачи художник-анималист может создать любой образ животного — грозный, гордый, трагический или героический. Любя и изучая природу, он не копирует натуру, но пытается передать изобразительными средствами удивительно многообразный и восхитительный внутренний мир животного, его настроение. Художник ищет и находит в нем что-то необычное, особенное. Создание правдивого изображения представителей фауны требует пристального изучения их жизни, внешнего облика, поведения, строения тела и характера, представления об особенностях среды обитания, откладывающей на животных свой отпечаток, наделяя их особыми качествами. Скажите, пожалуйста, почему или для чего первобытный человек стал рисовать в пещере?

Учащиеся. Хотел оставить на память кому-нибудь достижения охоты; хотел украсить свое жилье; скучно было; время было много между охотой.

Учитель. Любые ваши предположения имеют место быть. Но есть конечно одно но. . . Дело в том, что когда человек работает, то он просто добывает пищу. А вот искусство в любое время считалось высшим развитием человека. Мы с вами можем сколько угодно предполагать, что сподвигло первобытного человека взяться за уголек и нарисовать что-то вроде животного. Об этом есть очень красивое стихотворение Евгения Винокура

Пещерный человек учился рисовать.
Не находя в изяществе резона,
Тяжелым камнем начал выбивать
Фигуру угловатого бизона.


Случайный шаг! Опасная стезя!..
Он кончил, и впервые с сотворенья
Из глаз звериных длинная слеза
Устало потекла-от умиленья.

И, страшной тайной творчества влеком,
Он чувствовал-назад уж нет возврата,
Когда он первобытным кулаком
Стирал слезу светло и виновато.


Косматый, дикий, шкура за спиной,
Лицо разодрала ему гримаса!..
Он радости был полон неземной,
Что слаще меда и сытнее мяса.

А теперь вы можете сказать, что случилось с первобытным человеком после того, как он стал рисовать?

Учащиеся. Он стал другим; он стал развиваться; он выделился из мира животных, хотя пока и не осознавал этого.

Учитель. Молодцы, ребята. Теперь я вам предлагаю сделать физкультминутку, которая называется Зверобика. Движения животных всегда грациозны. Вы будете делать движения тех животных, о которых поется в песне. На экране появляется видеосюжет (слайд 10) на песню « Зверобика» слова А. Хайта и А. Левенбука, муз. Б. Савельева

4. Физкультминутка «Зверобика».

Учитель. Образ животного тесно связан с разными легендами, приметами, которые к нам пришли из народного творчества. В эпоху первобытной архаики зародились мифологические рассказы о тотемных животных — основателях человеческих родов. Когда мифы утратили прежнее доверие, животные стали героями сказок, басен и легенд. Расскажите, что за приметы, легенды вы знаете?

Учащиеся. Есть примета, что если черный кот перейдет дорогу, то не повезет. Пословицы: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Волка ноги кормят», «На ловца и зверь бежит». Легенда о священной корове. В Индии считается, что в каждой корове есть что-то священное . Несмотря на то, что много людей в этой стране голодают, ни у кого из индусов не возникает мысли зарезать и съесть корову. В индийской религиозной книге Махабхарат сказано, что корова, благодаря своей чистоте, дарованной ей высшими силами, обладает возможностью наделить человека счастьем и защитить его от темноты ада. В ведических текстах говорится о том, что место, где находится корова, обладает чистой энергетикой, поэтому этим животным позволено прогуливаться даже по городским дорогам.

Учитель. Спасибо, ребята. Вы, действительно, очень много знаете о животных. Скажите, кто из вас интересуется гороскопом? А ведь в основу гороскопа положен образ того или другого животного. Внимание на экран.

На экране появляется изображение (слайд 11).

Учитель. У нас есть восточный гороскоп по годам. И гороскоп по месяцам. И в каждом из них месяц или год - символизирует какое - нибудь животное. Считается, что человеку, который родился под знаком этого животного, присущи некоторые качества. Допустим, кто-то из вас родился в год Петуха - у него будет бойцовский характер, в год Собаки - человек преданный, честный, надежный; в год Змеи - хитрый, умеет найти выход из любого положения и т.д.

5.Практическая часть.

Учитель. Сделайте зарисовку в карандаше животного, которое является вашим покровителем по гороскопу.

Учитель. А мы продолжаем знакомство с анималистическим жанром. Мы вами рассмотрим картину «Райский сад» Яна Брейгеля.

На экране появляется изображение (слайд 12).

Ваши впечатления от картины? Почему картина имеет такое название? Есть ли вымысел в изображении животных? Что здесь реалистично? Как вы думаете, зачем художник «смешал» правду с вымыслом?

Учащиеся. Художник хотел показать живописный уголок природы, в котором все дружат; в котором все счастливы; красивый тропический сюжет; очень красивые животные населяют это место, может, некоторых и нет в животном мире. Мне понравилась картина своей насыщенностью спокойного зеленого цвета. Смешение действительности и фантастики создает загадку, которую интересно разгадывать.

На экране появляется изображение (слайд 13).

Учитель. Ян Брейгель - известный фламандский художник. Родился в Брюсселе. По происхождению из великой династии фламандских живописцев Брейгелей. Ян Брейгель написал большое количество картин на мифологические темы и аллегорий, например, «Четыре элемента и пять

чувств».

На экране появляется изображение (слайд 14).

На картине «Рай» экзотические и обычные животные перемешаны в этом райском саду, щедро засаженном пышными растениями и цветами. Главной задачей художника было создание таинственного воображаемого пейзажа, поэтому он лишил Адама и Еву их роли в сюжете, чтобы подчеркнуть их окружение. Ограниченный выбор флоры и фауны может на современный взгляд казаться забавным, но Брейгель сумел вдохнуть сказочный дух в лесную поляну. Свойственные художнику глубина чувств и восприимчивость к природному окружению помогли развитию великой традиции голландской пейзажной живописи 17 века. Его в высшей степени завершенная, отточенная манера писать цветочные натюрморты, пейзажи и картины с изображением рая заслужила ему прозвище Бархатный.

Теперь мы с вами тезисно запишем главные мысли нашего урока.

Для записи в тетрадь:

Учитель. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появляется отдельный жанр. Он считается самым древним и называется он - анималистический. Расцвет получил в XVII веке в Голландии, где выделяется собственно анималистический жанр в искусстве. Родоначальниками этого жанра были А. Кейп и П. Поттер.

Анималистка - жанр изобразительного искусства, главные герои - животные (от франц. Animale - животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Учитель. Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью. Как вы думаете, почему?

Ученики. Художник-анималист должен обладать хорошей зрительной памятью, ведь животное нельзя заставить позировать. Чтобы нарисовать каждую черточку, когда изображают животных.

Учитель. Но прежде чем рисовать по памяти, надо поупражняться в понимании и ощущении животного - поработать с натуры, знать анатомию животного, которого изображаешь, выполнять быстрые наброски и зарисовки. В них необходимо как можно быстрее схватить и зафиксировать движение, поэтому выполнение рисунка, наброска и зарисовки животных требует особого напряжения и собранности.

На экране появляется изображение (слайд 15) с изображением картин «Молодой заяц» А. Дюрер, «Пингвины» В.А. Ватагина, «Голова оленя» Д.Веласкеса, «Цепная собака» П.Поттера).

Животные в произведениях художников, которые мы видим на экране - очеловечены, они наделены определенными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, значительность, сосредоточенность, тоска). Эта аналогия между чертами лица людей и мордами, животных между повадками животного и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных еще более понятными, емкими и близкими.

В рабочих тетрадях вам предложено сделать домашнее задание.

Из предлагаемого списка надо выбрать характеристику для каждой картины, соединить стрелочками и объяснить свой выбор. И еще одно задание - посмотреть мультфильм «Варежка». Мы обсудим его на следующем уроке.

Учитель. Анималистический жанр используется не только в изобразительном искусстве, но и в литературе. Мы очень часто видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором. Вспомните эти произведения и образы животных.

Демонстрируется слайд (16)с изображением сказок о лисе, медведе и зайце

Учитель. Вспомним русские сказки: лиса какая?

Учащиеся. Хитрая, изворотливая, наглая;

Учитель. Заяц какой?

Учащиеся. Трусливый, боязливый, нерасторопный, обиженный;

Учитель. Медведь какой?

Учащиеся. Строгий, но справедливый, добродушный, бесхитростный, доверчивый;

Демонстрируется слайд (17)с изображением к басням И.А. Крылова

Учитель. Басни Крылова. Ворона какая?

Учащиеся. Глупая, доверчивая, бесхитростная.

Учитель. Обезьяна какая?

Учащиеся. Хвастливая, вертлявая, болтливая, заводная.

Учитель. Медведь какой?

Учащиеся. Неуклюжий, неловкий.

Учитель . Лиса какая?

Учащиеся. Хитрющая, нагленькая, вредная.

Учитель. Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «Проказница - Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка». Художник придал героям животным черты, свойственные людям.

Большой советский мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня. Художник писал: «Много необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознает, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее страдание и вместе с тем трепетно принимающее всякое доброе отношение к нему и отвечающее человеку чувством привязанности, глубокой преданности, чувством любви…».

6. Подведение итогов

Учитель . С каким новым жанром изобразительного искусства мы познакомились?

Учащиеся. С анималистическим жанром. Он является самым древним. Нам известны наскальные рисунки быков и бизонов в пещерах. Десятки тысяч лет тому назад человек рисовал красоту зверя и запечатлел его на стенах своего жилища. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать любить животный мир, природу.

Учитель . В каких жанрах искусства он встречается?

Учащиеся. В живописи, стихах, баснях, рассказах, народных пословицах и поговорках

7. Рефлексия

На столе лежат смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему настроению, расположите его на наше волшебное дерево.

8. Оценки за урок

До свидания!

Литература:

  1. Винокуров Е.100 стихотворений об искусстве Мозырь Издательский Дом «Белый Ветер»2002 С. 12
  2. Глебова Г.В.«Отечественная и мировая культура» Минск «Зорны верасень» 2005 г С.7-11
  3. Хурсан А.И., Гайдуль В.Е. «Свет сквозь столетия» Мн. 1998 «Асобны Дах» С. 13-15
  4. Энциклопедия для детей. Т. 7.Искусство. Ч. 1. Архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство Издание 2-е, исправленное Издательский дом «Аванта +» С. 10-17
  5. Энциклопедия ВикипедиЯ https://ru.wikipedia.org/wiki/Брейгель,_Ян_(Младший)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71697 выдано 30.11.2017 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Категория 0+.

Портал Всероссийского социального проекта "Страна талантов". Учредитель: АНО ДО "Страна талантов". Главный редактор: Черняев Е.В.

Урок изобразительного искусства

во 2 классе

Программа и УМК Б.М Неменского «Школа России»

Тема урока: Изображение и фантазия. Фантастическое животное.

Цель урока:

познакомить с понятием «фантазия», изображениями сказочных птиц и фантастических животных.

Задачи урока:

Дать представление о роли фантазии в искусстве, в работе художника, о связи фантазии с реальностью;

Развивать умение сравнивать, комбинировать, анализировать, делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;

Совершенствовать технику работы графическими материалами;

Воспитывать любовь к животным, интерес к предмету.

Форма урока : урок- знакомство с искусством.

Интеграция: изобразительное искусство, история, окружающий мир.

Тип урока : введение и сообщение новых знаний, с использованием ИКТ.

Формы и методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный;

Фронтальная и индивидуальная.

Личностные:

осознавать необходимость уважительного отношения к произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности, как основе творчества;

развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений искусства и работ обучающихся.

Познавательные:

осуществлять анализ реально существующих форм животных и умение творчески преображать формы реального животного мира в условно-декоративные.

Регулятивные:

формировать навыки самостоятельной работы, развивать образное воображение, способность к творчеству, планировать время, работу, оценивать и анализировать результаты работы.

Коммуникативные: развивать потребность в коллективной деятельности, способствовать накоплению опыта общения, ведения диалога, дискуссии, определять общую цель и пути ее достижения, принимать активное участие в работе парами, учиться высказывать и отстаивать свое мнение.

Предметные:

понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные способы стилизации и комбинирования форм для получения новой вымышленной формы, формировать изобразительные умения, навыки, чувство формы, ритма.

Оборудование:

изделия художественных промыслов с изображениями сказочных птиц, карточки для работы в группе, детские работы, презентация по теме урока.

Художественные материалы:

акварельные краски, кисти, бумага.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Спасибо, садитесь.

Девизом нашего урока станут слова режиссёра, актёра и педагога Константина Станиславского: «Фантазия, как и воображение, необходима художнику» (материал презентации)

2. Разминка для художников

1) Рисование в воздухе.

Ваша рука – кисточка. Рисуем в воздухе цветок, бабочку, дом.

2) Блиц-турнир.(сопровождается материалом презентации: фото, иллюстрации)

Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок?

(Мороз, Осень)

Назовите единственное на Земле рисующее существо.

(Человек)

Какой материал для рисования заливает лицо от стыда?

Её художник «вгоняет в краску». Назовите её.

Что, по мнению художников, маслом не испортишь?

(Картину)

Ткань на языке живописца - это что?

(Холст, полотно)

3. Актуализация знаний

На доске фото животных, репродукции картин (материал презентации),

выставка детских рисунков.

Учитель: - Кого изображали на прошлом уроке изобразительного искусства?

Обучающиеся: - Мы рисовали птиц родного края.

Учитель: - Как называют художников, изображающих животных?

Обучающиеся: - Их называют анималистами.

Учитель: - Правильно, а как произошло это слово?

Обучающиеся: - От латинского слова «анимал» - животное.

Учитель: - Каких художников-анималистов вы знаете?

Обучающиеся: - Василий Ватагин, Евгений Чарушин, Валентин Серов.

4. Беседа по теме урока

Учитель: - На прошлом уроке мы рисовали птиц, реально существующих в окружающем мире. Что такое реальность? Реальность - это то, что вокруг нас, то, что существует на самом деле. Реальный мир во всём его многообразии проявлений – это бесценная кладовая, из которой художник черпает темы для своих картин.

Наша школа – это реальность?

Обед в школьной столовой – это фантазия?

Змей-Горыныч, обучающийся с нами в классе, – это реальность? Это, конечно, фантазия.

Фантазия - это импровизация на свободную тему. Фантазировать - значит воображать, сочинять, представлять.Фантазия - мечта, продукт воображения, помогает создавать новое, обогащает человека.

Мастер Изображения рисует не только то, что видит вокруг, но и то, что ему подсказывает фантазия.В основе любой фантазии - правда жизни. Ведь художник способен фантазировать только на основе увиденного в окружающем мире.

5. Работа в группах

Повторение правил работы в группе.

Каждая группа получает карточку. Участники группы знакомятся с фантастическим животным, чтобы рассказать о нем классу.

Кого увидел Мастер Изображения?

Каждая группа знакомит класс со своей информацией. (сопровождается материалом презентации: иллюстрации)

6. Физминутка

Цель: отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и обучить основам здоровой жизни.

Чтоб красиво рисовать,

Надо пальцы нам размять.

Кулачки все крепко сжали

И немного подержали.

Подержали и разжали.

Мне ладошки показали.

Делай быстро, детвора.

Рисовать теперь пора.

7. Работа с учебником

Учитель: - Откроете учебник на странице 62. Сегодня мы познакомимся с реальной или сказочной птицей?

Обучающиеся: - Со сказочной птицей.

Учитель: - Видели такую птицу в природе?

Обучающиеся: - Не видели.

Учитель: - Это сказочная птица Сирин, один из самых любимых образов русского декоративно-прикладного искусства. Когда-то в старые времена легенды о сладкоголосой птице Сирин привезли на Русь купцы и путешественники. Она была наделена сильным голосом, который завораживал людей, сводил их с ума. Прилетает птица Сирин один раз в сто лет из Рая. Люди слушали сладкие и заманчивые песни птицы, шли за ней следом, отчего обязательно погибали.

Вы сказали, что не видели в природе такую птицу, а отдельные элементы, части?

Обучающиеся: - Это части птицы и человека.

Учитель: - Художник соединил в одно целое разные части разных образов. В этом ему помогла фантазия.

Задание: придумать и изобразить свое фантастическое животное, похожее на зверя, птицу или рыбу.

8. Работа в парах

Обсуди с партнером, какое животное придумал и решил изобразить.

9. Творческая практическая деятельность обучающихся

Повторение правил техники безопасности и личной гигиены с краской, кистью и водой.

Фантазия художника щедра,

Она нам дарит столько неожиданного...

Представь, насколько б жизнь была бедна,

Коль не было бы в ней чудес невиданных.

Творите! Желаю успехов в работе.

10. Электронная физминутка для глаз «Пчелка» (http://pedsovet.su)

Цель: эффективное переключение внимания и снятие утомления с глазодвигательных мышц.

11. Итог урока

Что такое фантазия?

Что вдохновляет Мастера Изображения придумывать фантастические образы?

Каких животных вы придумали и изобразили?

12. Выставка и анализ рисунков

13. Домашнее задание (дифференцированное)

Красная группа: найти в литературных произведениях примеры фантастических животных, принести книги в класс.

Синяя группа: вылепить из пластилина фантастическое животное и дать ему устную зарисовку-характеристику.

Зеленая группа: найти фото или рисунок фантастического животного и войти в его образ.

14. Эмоционально – художественная рефлексия

Обучающимся предлагается два изображения - пейзажи. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, веселым. Ученики выбирают тот пейзаж, который соответствует их настроению от урока, ставят туда магнит-звездочку.



15. Уборка рабочего места

Список использованной литературы

1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству по программе Неменского Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд»: 2 класс. М.: ВАКО, 2011.

2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.

3. Неменский Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М.: Просвещение, 2010.

4. Светлова И. Е. Развиваем воображение и фантазию. М.: Эксмо, 2005.

Интернет-ресурсы

План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс

Учитель: Мишенина Наталья Александровна

Тема урока: «Декоративная стилизация животного мира»

Цель урока :

Формирование у учащихся представления о многообразии и образной выразительности животного мира в природе и искусстве.

Задачи урока для преподавателя:

Образовательные:

Познакомить учащихся с разнообразием форм животного мира.

Сформировать понятия об образности животного мира через понятие в изобразительном искусстве «стилизация » «типизация»

Выявить особенности форм животного мира и представить их в своём понимании стилизации животного с использованием графического материала.

Воспитательные:

Пробудить интерес учащихся к разнообразию животного мира.

Раскрыть понятия «Образ животного» в изобразительном искусстве. Привить трудолюбие в исполнении практической работы.

Развивающие: Развить наблюдательность учащихся в процессе работы на уроке с изучением и рассматриванием различных форм и видов животного мира.

Научить проводить анализ форм животного мира, через типизацию и особенности строения.

Задачи урока для учащихся:

Образовательные:

Понять особенности (формы, закономерности) животного мира в природе и искусстве.

Уметь определять признаки особенностей животного.

Выработать навык представления орнаментального мотива и образа животного объединённого одним понятием «стилизация».

Воспитательные:

Соотнести образы животных в различных видах изобразительного искусства.

Бережно относится к окружающему миру.

Развивающие:

Развить наблюдательность в процессе изучения форм животного мира.

Научиться выделять и обобщать формы животных при помощи орнаментальных мотивов.

Зрительный ряд:

презентация по теме «Декоративная стилизация животного мира»

Изображение стилизованных животных в работах учащихся.

Наглядные формы животных, как контурные изображения.(индивидуальный раздаточный материал).

Материалы:

Карандаш простой, цвет. карандаши

Гелиевая ручка (черная)

Альбом

Оборудование:

аудиозаписи, компьютер, проектор, презентация по теме

План урока:

Организационная часть

Беседа о разнообразии животного мира его форм. Использование орнаментальных мотивов в искусстве стилизации животного мира.

Объяснение последовательности практической работы.

Постановка задачи по стилизации одного из представителей фауны.

Практическая работа.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Ход урока:

Последовательность проведения занятия

время

Наглядное и звуковое оформление

Этап урока

Преподаватель проверяет готовность к уроку учащихся.

Орг. момент

Учащиеся определяют жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический жанр)определяя что объединяет в данном слайде все эти жанры. (использование узоров, орнаментов, декоративность изображений.

2 слайд

Этап мотивации и актуализации знаний

Художник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно-прикладного искусства. Основной задачей художника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность.

Через метод формообразования создается новый орнамент художник синтезирует , изменяет, декорирует

3слайд

Открытие обучающимися новых знаний

Преподаватель «подводит» учащихся к понятию « стилизация». Термин вывешивается на доске. Учащиеся дают определения данному термину, выбирая наиболее полную характеристику понятия, формулируя тему урока, определяя задачи урока.

4слайд

«Открытие»

обучающимися нового знания

Целеполагание

Преподаватель уточняет тему урока-«Стилизация животного мира»

5 слайд

Преподаватель повторяет понятие стилизация (используя примеры на слайде в качестве образца) систематизируя знания учащихся

6 слайд

Первичное закрепление

Объяснение технических приёмов в изображении стилизованных образов животных (линия, пятно)

7слайд

Изучение нового материала

Демонстрация иллюстраций работ мастеров. Преподаватель обращает внимание на выразительность силуэта, особенности линий, графики в передаче образа животного.

8слайд

9слайд

10слайд

Изучение нового материала

Творческое задание по выявлению типичных признаков группы животных

11 слайд

Творческая, практическая деятельность

Учащиеся определяют алгоритм работы, свои дальнейшие действия по стилизации форм

12 слайд

Самостоятельная работа учащихся над образной выразительностью объектов животного мира. При необходимости индивидуальная работа преподавателя с учащимися.

13 слайд

14 слайд

Творческая, практическая работа

Анализ выполненных работ учащихся. Коллективная оценка и определение лучших работ.

15 слайд

Рефлексия

12.

Домашнее задание

16 слайд

17 слайд

13.

Подведение итогов урока: «хочется отметить, что, владение приемами стилизации позволяет личности (художнику) более творчески решать задачи, которые ставит перед ним жизнь и профессиональная деятельность».

18 слайд

Рефлексия



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то