А н толстой детство никиты главные герои. Исследовательская работа Формирование характера Никиты (по повести А

Повесть А.Н. Толстого «Детство Никиты» (первоначально название «Повесть о многих превосходных вещах») впервые была опубликована в отдельном издании в 1922 году. Повесть написана в 1919–1920 годах. Осенью 1918 года он эмигрировал за границу. В 1920 году писатель еще находился в эмиграции и очень тосковал по России. Живя в Париже и Берлине, Толстой чуждался эмигрантской среды и начинал более глубоко вникать в смысл исторических событий. Воспоминаниями о родине, о невозвратных днях детства, о русской природе и было вызвано появление повести. «Детство Никиты» - произведение, полное подкупающего лиризма, неотразимого обаяния и правды, высокой поэзии народной жизни, живого восприятия природы, красоты родного языка. Все свое внимание автор отдает воплощению поэтических начал очарования невозвратной поры детства. Писатель говорил: «За эту книгу я отдам все свои предыдущие романы и пьесы! Русская книга и написана русским языком!» Повесть была написана для парижского журнала «Зеленая палочка» - для детей-эмигрантов, которые, как и сын А.Н. Толстого Никита, которому посвящено произведение и именем которого назван главный герой, остро нуждались в русских впечатлениях. Его интересовала реальная жизнь, он хотел опереться на опыт своих личных наблюдений: "Начал – и будто раскрылось окно в далекое прошлое со всем очарованием, нежной грустью и острыми восприятиями природы, какие бывают в детстве" (Полн. собр. соч., т. 13, стр. 563). В отличие от большинства произведений А. Толстого здесь почти не играет роли сюжет, последовательная цепочка событий, потому что все в мире превосходно. Детский писатель К. Чуковский по этому поводу писал в 1924 г.: «Это Книга Счастия, - кажется, единственная русская книга, в которой автор не проповедует счастье, не сулит его в будущем, а тут же источает из себя».

"Детство Никиты" – это автобиографическая повесть. Место действия довольно точно воспроизводит обстановку небольшой усадьбы отчима писателя А. А. Бострома, где Толстой вырос. Сохранено в повести даже название усадьбы – Сосновка. Впечатления детства, воспоминания А. Толстого о ранней поре жизни в Самарской губернии вошли в содержание его произведения. В одной из своих автобиографических заметок А. Толстой писал о себе так: "Я рос один, в созерцании, в растворении, среди великих явлений земли и неба. Июльские молнии над темным садом; осенние туманы, как молоко; сухая веточка, скользящая под ветром на первом ледку пруда; зимние вьюги, засыпающие сугробами избы до самых труб; весенний шум вод; крик грачей, прилетавших на прошлогодние гнезда; люди в круговороте времен года; рождение и смерть, как восход и закат солнца, как судьба зерна; животные, птицы; козявки с красными рожицами, живущие в щелях земли; запах спелого яблока, запах костра в сумеречной лощине; мой друг Мишка Коряшонок и его рассказы; зимние вечера под лампой, книги, мечтательность…" (Полн. собр. соч., т. 13, стр. 557–558). Картины русской зимы, необозримых снежных равнин, весенних звонких дней, летней страды, золотой осени сменяют одна другую естественно, как движение самого времени, переданного в живых образах. Смена времен года изображается не как пассивно-созерцательное движение, а как активное, затрагивающее все стороны существования и деятельности людей. Как раз в такой атмосфере растет и формируется и маленький герой повести А. Толстого Никита. Родители Никиты во многом повторяют реальные черты отчима и матери писателя. Мать Никиты зовут так же, как и мать писателя, – Александрой Леонтьевной. Для образа учителя прототипом послужил семинарист-репетитор, Аркадий Иванович Словоохотов, готовивший будущего писателя к поступлению в среднее учебное заведение. Взаимоотношения Никиты с деревенскими ребятишками – с Мишкой Коряшонком и Степкой Карнаушкиным, их дружба и товарищеские игры тоже автобиографичные, также как еще ряд подробностей и деталей. Следует отметить, что повествование ведется не от первого лица, что дает возможность автору реально, по прошествии многих лет оценить счастливую пору своего детства.
Глава 2. Формирование характера Никиты в повести «Детство Никиты»
§ 2.1. Родительская любовь – основа воспитания ребенка
«Детство Никиты» рассказывает о детстве русского мальчика из дворянской помещичьей семьи, когда-то богатой и знатной, но уже находящейся на грани разорения, доживающей последние дни в деревне. В изображении становления характера главного героя А.Н. Толстой на первое место ставит саму действительность, окружающую ребенка.

Уже с первых страниц повести мы видим, какая доброжелательная, нормальная обстановка окружала Никиту, как складывались его первые представление о жизни. "В теплом кабинете было так тихо, что в ушах начинался едва слышный звон. Какие необыкновенные истории можно было выдумывать в одиночестве, на диване, под этот звон. Сквозь замерзшие стекла лился белый свет. Никита читал Купера..." Так мы погружаемся в мир детства Никиты, в мир, окруженный книгами, занятиями с учителем, в атмосферу добра и заботы о девятилетнем мальчике. Взаимоотношения Никиты с матерью, отцом, учителем носят такой характер, что они воспитывают в мальчике здравый ум, прямоту и честность.

Семья Никиты и домашняя обстановка в доме была всегда очень доброй и родной, было видно, как все члены семьи заботятся о Никите и каждый пытается дать частичку своей любви мальчику, воспитать его хорошим человеком. Все члены семьи очень разные по характеру, темпераменту, у многих разные взгляды на жизнь, но, несмотря на это, это дружная любящая семья. На примере искренне любящих друг друга родителей Никиты можно видеть, как много значит семейное воспитание для формирования характера ребенка. Отец Никиты веселый, с тонким чувством юмора, в сочетании с необычайным умом, добротой и душевным благородством счастлив со своей женой, которая очень отличается от него. Она воспитанная, умная, статная, с нежной красотой женщина, которая в духе народных традиций воплощает в себе образ хранительницы семейного очага. Прототипом этого образа послужила мать А. Толстого. Мать Никиты очень скучает по своему мужу, когда он уезжаешь, переживает за него всем сердцем и обеспокоена тем, что Никита может забыть его. Однажды жизнь отца висела на волоске от смерти, когда он чуть не погиб в овраге во время весеннего наводнения. Это несчастье показало сплоченность семьи, заботу друг о друге, то общее, что объединяет настоящую семью – любовь. Иногда между родителями мальчика возникали конфликты по поводу расточительности мужа, иногда были разногласия в воспитании Никиты, мать очень трепетно относилась к сыну и слишком переживала за него и видела в нем только маленького мальчика, а отец же настаивал на воспитании в ребенке мужчины - смелого, сильного, закаленного. Но вместе с тем они шли навстречу друг другу и находили общее решение, которое не вредило Никите, а наоборот, развивало его. Например, эпизод с Клопиком. Мать очень боялась, что Никите рано еще самостоятельно ездить на лошади: может разбиться, может не справиться с необъезженным конем. Отец же, напротив, был убежден, что только так, при приобщении Никиты к самостоятельности, близости к жизни народа, к участию в общем деле можно воспитать крепкого, сильного мужчину.

Семья Никиты была всегда очень гостеприимна и рада гостям. Один из таких приездов гостей стал настоящим событием в жизни Никиты, тогда он встретил свою первую любовь. В доме всегда очень любили праздники. Один из самых ярких был чудесный новый год. В описании приготовлений к празднику, самодельных поделок, украшений, стойкого хвои, ожидания долгожданных подарков, пышного стола с угощениями, хороводов вокруг елки с приглашенными деревенскими детьми чувствуется любовь автора к традициям старинного дворянского уклада жизни. Так ярко, зримо подмечены А.Н. Толстым детали приготовлений детей к новому году.

В этом доме даже с простыми рабочими обходись очень хорошо, не смотря на то, что есть барин и крестьяне. Отец Никиты - очень простой в общении и поведении человек, дружески относился к дворовым, и они уважали хозяев, старались угодить им, платили верностью и заботой. Вызывают симпатии плотник Пахом, который мастерит Никите скамеечку, рассудительный мальчик, подпасок Мишка Коряшонок, учитель Аркадий Иванович. Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием. "Никита с большим уважением глядел на Коряшонка". Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер. Другой знакомец Никиты - вихрастый, курносый и большеротый Степа Карнаушкин с "заговоренным кулаком". Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник Петрушка. Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне... Для него понятнее всего суждения Мишки Коряшонка. Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий, сутулый Артем. Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят, к мужицким занятиям, не понимая сложностей и тягот деревенской жизни, но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя себя чем-то неразрывно связанным с деревней.

§ 2.2. Дружба с деревенскими ребятами

Никита общался с деревенскими ребятами, и в традициях деревенского детства всегда было противостояние одних дворов и других, драки, снежные побоища, игры в войну - все это тоже составляло его детство, счастливое детство, закаляло характер, подвергало испытаниям.

У Никиты никогда не было проблем в общении из-за разного социального положения, даже напротив, он считал, что его деревенские друзья никогда не заменят ему ни одного дворянского мальчика, в чем он убедился после общения с гимназистом второго класса Виктором, гостившим у Никиты на Рождество. Виктор тоже подружился с деревенскими, старался быть своим, но так и не стал. А вот Никита был своим среди ребят, не боялся ходить

Когда в 1920 году Алексей Николаевич Толстой получает заказ журнала «Зеленая палочка» написать цикл рассказов для детей эмигрантов, он настолько увлекся своими детскими воспоминаниями и поддался душевному порыву воссоздать образ Родины в словесных картинах, что задумал одно из самых поэтичных повестей своего «эмигрантского» периода

– повесть «Детство Никиты». Поселив на страницах своего произведения себя в 9-летнем возрасте, дав имя своего сына, Толстой создает во многом автобиографическую повесть: «Никита - это я сам, мальчик из небольшой усадьбы вблизи Самары».

«Детство Никиты» обладает многими реалистическими подробностями: например, прототипы реальных людей, которых автор перенес из своего детства (Мишка Коряшонок, репетитор Аркадий Словоохотов, проч.). Это качество роднит повесть с такими автобиографическими произведениями, как «Детство» Л.Н. Толстого, «Детство Багрова-внука» С.Т. Аксакова.

И Никита у А.Н. Толстого, и Николенька у Л.Н. Толстого, и Сережа у С.Т. Аксакова выросли в дворянской среде, где постигали жизнь в гармонии и согласии с окружающим миром, чувствуя свое слияние с природой. Детская наивность, первая езда верхом на лошади, первая влюбленность, первое разочарование, связанное с противоречиями бытия, которые до этого были незаметны - вот то, что объединяет героев. Однако нельзя отрицать и существенного различия между ними. «Автобиографические повести о детстве дворянского ребенка - это произведения исповедальные, сосредоточенные на преимущественном раскрытии отчуждающейся от мира или уже отчужденной личности, вне зависимости от того, тянется маленький герой к этому миру или нет». 94 Такими предстают перед читателями Сережа и Николенька, в изображении которых авторы основной упор делали на процесс развития индивидуального «я». Здесь и берет свое начало психологический «герметизм».

В «Детстве Никиты», как и в «Детстве», повествование кольцевое; оно начинается с описания морозного утра и заканчивается осенним днем. Таким образом, герой оказывается встроенным в систему народного календаря. Цикличность сюжетного времени неоднократно отмечалась исследователями «Детства Никиты». Вот на что, например, указывала В. Щербина: «В повести последовательно проходят четыре времени года… Смена времени года изображается… как активное, затрагивающее все стороны существования и деятельности людей. Такое восприятие понятно: оно определяется всем трудовым распорядком окружающей крестьянской жизни». 96 Такое композиционное кольцо является признаком идиллического хронотопа, благодаря этому юных героев можно отнести к типу «идиллических людей», которые, по Е.И. Ляпушкиной, «характеризуются чертами сформировавшего его мира - они всегда замкнуты и всегда равны себе». 97 В противовес этому мнению можно привести высказывание А.В. Алпатова о том, что Николенька как бы привносит «усложненность, с такими наслоениями, которые шли скорее уже от сознания взрослого повествователя, вспоминавшее давнее»; Никите, однако, «чужд элемент морализирования», в повести «все дано так, как это воспринимает ребенок, пытливо смотрящий на мир широко раскрытыми глазами».

Для А.Н. Толстого представляет интерес прежде всего жизнь Никиты в соединении с жизнью других людей и всего бытия. Мальчик приобщается к конфликтам этого самого бытия, но лишь в той мере, в какой они взаимосвязаны с окружающим миром. В повести уделяется внимание тому, как мир и люди вокруг помогают раскрываться и развиваться личности Никиты: слова и поступки Аркадия Ивановича, родителей, Мишки Коряшонка, Лили и ее брата Виктора. Помогают выражению главного героя и изображения праздников и будней: они открывают картину бытия, и Никита - часть ее. «А.Н. Толстой, изображая детство своего героя Никиты, описывает его существование в рамках «единого пространства - родина, Россия, вечно юная, неделимая неделимая и светлая», то есть замкнутого, идиллического, и эпического времени, круглого, завершенного, соотносящегося с временами года».

Через характер Никиты выражает себя мир, который предстает в форме массовой жизни. Так, появляется второе действующее лицо - народ, народная жизнь. В этом угадывается стремление писателя рассказать о природной силе, мощной и жизнеутверждающей. Связь Никиты с массовой крестьянской жизнью подчеркивается на протяжении всего повествования. Отсутствует характеристика каких бы то ни было социальных и имущественных отношений. Угроза засухи и следующие за ней «голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети» воспринимаются не как беда собственная, а как народная. Социальное неравенство отступает назад перед лицом народной беды.

По словам А.К. Воронского, А.Н. Толстой «превосходно чувствует прелесть простых человеческих отношений, природу, жизнь в любви, в мелочах, в радостном и несложном обиходе». Это проявляется в том, насколько органично Никита вписан в крестьянский быт: он храбро сражается с «нашими» против «не наших» ? кончанских ребят, он играет в карты наравне со всеми и точно так же, как и все, после проигрыша получает хлопок по носу. Мальчику не приходит в голову то, что он принадлежит к привилегированному сословию, родители никогда не пытались отвадить его от деревенских ребятишек. Однажды только Никита может почувствовать свое отношение к дворянству - когда неизвестный старичок называет его «юнкером» по дороге на ярмарку. Толстой освобождает свой текст от социально-классовых конфликтов, в чем ему помогает маска ребенка, проводящего свое время с детьми крестьян. Погруженность Никиты в массовую народную жизнь углубляется за счет Мишки Коряшонка - лучшего друга мальчика, который выполняет роль своеобразного поводыря в мир природы: он учит его азам верховой езды, вместе они исследуют местные окрестности. «Никита с большим уважением глядел на Коряшонка».103 Этому Никита, вне всякого сомнения, научился у своей семьи, которой не чужда радость непростого крестьянского труда. Отец вместе с батраками работает у молотилки; мать, не покладая рук, занимается домашним хозяйством вместе с дворовыми девушками. Родители Никиты показаны добрыми и естественными людьми, которым не свойственны жеманство и заносчивость. Они органично вписываются в окружающий их крестьянский быт, став неотъемлемой его частью. Мать - идеальная дворянка, хорошая мать и преданная супруга, которая совмещает в себе такие таланты, как игра на фортепьяно с одной стороны, рукоделие и шитье - с другой. Автор наделяет ее выразительными чертами во внешности, которые подчеркивают ее благородное происхождение: «Матушка склонила голову над книгой, волосы у нее пепельные, тонкие и вьются на виске, где родинка, как просяное зерно». И тем контрастнее смотрится ее гармоничная связь с крестьянской жизнью.

Отец Никиты изображен настоящим хозяином: с его приездом вовсю начинаются весенние работы. Он показан мужественным, деловитым человеком, но вместе с тем и ему не чужды недостатки: Толстым подчеркивается его страстная любовь к лошадям, ему непросто устоять перед покупкой удалого жеребца. Он иногда спорит с женой, в чем-то ей уступает, а где-то и не идет на согласие. Этим лишний раз подчеркивается их естественное и свободное поведение. Тем не менее, ссоры не оставляют отпечаток на мировоззрении Никиты, ибо они не устраивают грандиозные скандалы, а решают все полюбовно. Жизнь в усадьбе неотделима от крестьянского быта и от работы.

Интересны отношения Никиты и Аркадия Ивановича. Они противостоят друг другу, соперничают - но ни один из них не может одержать окончательную победу над другим. Никита хочет уклониться от занятий и убежать на улицу без завтрака - его перехватывает Аркадий Иванович. Аркадий Иванович замешкался, узнав о том, что прибыла почта - Никита пользуется моментом и убегать к друзьям. И тем не менее, во всем этом чувствуется равенство в положении каждого. Это понятно по тому, как Аркадий Иванович обращается с Никитой, в его фразах чувствуется внимание к ребенку, уважение его личных границ:

«Когда Никита, протирая глаза, сел на постели, Аркадий Иванович подмигнул несколько раз и шибко потер руки.

Сегодня, братец ты мой, заниматься не будем.

Потому, что потому оканчивается на у. Две недели можешь бегать, высуня язык. Вставай»

Нет вертикали «учитель над учеником», оба участника событий стоят друг друга.

Во всем этом присутствует некое гармоническое начало, «уравновешенность побед и поражений, печалей и радостей, воплощенная наглядно». После драки с «предводителем» «кончанских» Степкой Карнаушкиным они с Никитой становятся приятелями. Матушка бывает расстроена Никитиным поведением, но это длится недолго, они приходят к примирению. Никите стало тоскливо в долгий зимний вечер - приехали гости из Самары. Все неприятности длятся недолго, на их место приходят веселье и любовь. В этой мировой гармонии - особенность детского восприятия окружающей действительности. Все вокруг наполнено особым смыслом. Во сне Никита слышит голос, который призывает что-то достать из вазочки - наяву мальчик находит колечко, которое дарит Лиле - своей первой любви. Первая любовь тоже входит в состав жизненной гармонии, связывая теплыми воспоминаниями Никиту с домом.

Автор наделяет своего героя конкретно-образным мышлением, что является прямым указанием на его возраст. «Ребенок одушевляет окружающий его мир, вносит в него эмоциональную окраску. Он преобразует с своем воображении предметы действительности». 107Действительность вокруг него воспринимается единым образным миром, в котором все обретает иной смысл: портреты прадеда и загадочной дамы в бархатной амазонке оживают во сне и преследуют Никиту, купец с аршином сукна из обычной арифметической задачки становится живым, худощавым, в длинном пыльном сюртуке. Фантазия ребенка рисует совсем уже неожиданные картины, не имеющие ничего общего с арифметикой: «На пыльной плоской полке лежали два куска сукна; купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами».

В воображении ребенка животные также наделяются характерными признаками, собственной линией поведения. Описана реакция ежа Ахилки, кота Василия Васильевича, имя которого звучит очень солидно. Даже скворцу дали свое необычное имя - Желтухин.

Примечательно появление Желтухина в общей канве повествования. Автор использует так называемый прием «текст в тексте»: несмотря на повествование от третьего лица, все теперь дается от имени скворца, попавшего в дом к людям и не понимающего, так ли он опасен, как кажется. Выражен характер птицы, ее мысли и чувства по поводу того, что она оказалась в неволе. Это - частый прием, которым пользуется К.Г. Паустовский в своих рассказах о животных. Наделяя животных человеческими качествами, Паустовский показывает взаимосвязанные отношения в природе, и в то же время - ее хрупкость, легкий переход от баланса к дисбалансу. Этот прием использует и А.Н. Толстой, чтобы подчеркнуть гармонию и взаимосвязь в окружающем Никиту мире. Все вокруг него живет, дышит и понимает его. Вот и Желтухин, увидев в Никите защитника, спасшего его от покушений коварного кота, становится его верным другом и спасителем: одним засушливым вечером он предсказывает дождь по барометру.

В православной традиции птица - символ души. Эту идею перенесли в свои произведения многие русские писатели. У И.С. Шмелева многочисленные птицы становятся символом души отца - главного человека в жизни Вани. А.Н. Толстой ассоциирует Желтухина с Никитой. Будучи маленьким желторотым птенцом, он тоже знакомится с миром через призму своего неопытного восприятия - совсем как Никита. Возмужав и окрепнув, скворец покидает дом, а Никита чувствует с ним свою связь, когда уезжает из деревни в город: «В сумерки Никита сидел у окна. Закат за городом был все тот же деревенский. Но Никита, как Желтухин за марлей, чувствовал себя пойманным пленником, чужим - точь-в-точь Желтухин».

Примечательно то, что детство Никиты кончается, как только пора уезжать в город. В этот момент герой перестает быть единым целым с народом. Его взросление обусловлено фабулой повествования: мальчику надо уезжать, поступать в гимназию - соответственно, начинается отрочество. В этот момент, покидая народ, Никита получает некую «приватность», он оказывается отрезанным от массового. Но в отличие от Л.Н. Толстого или С.Т. Аксакова, которых такое проявление отрешенности и индивидуальности интересовало, А.Н. Толстой не мыслит своего героя в отрыве от народа. И теряет к нему интерес.

В этом, по мысли В.П. Скобелева, двойственное положение: с одной стороны, такой архаический элемент повествования, как народ, открывает «идилличность», торжественность, что скрывается в «упрощенности» всенародного бытия, которую можно назвать художественным воплощением если не реальным, то уж точно воспоминанием о нем; с другой стороны - есть то, что этой упрощенности и идеальности противостоит: это современная жизнь, выраженная в образе города, сословно-классовые отношения, социальное неравенство, отчуждение обособляемого «я» от коллективного «мы».

В финале видно, что в народной жизни ничего не изменилось - все так же бегает по двору Дуняша и строит глазки своему возлюбленному, работнику Василию. Трава, несмотря на тронувший ее иней, все так же зелена. Сельские жители готовятся к предстоящей зиме. Яркие краски добавляют праздничности повествованию.

И совсем другим предстает город. Он изображен в серых тонах. Жизнь беспокойная, люди на улицах «бегут, прикрывая рот воротниками от ветра, несущего бумажки и пыль». Каждый за себя, бежит по своим делам, в отличие от Сосновки, где всех объединяло общее дело. В деревне Никита чувствовал себя свободно, ему не нужно было думать ни о своем внешнем виде, ни о своем общественном положении. В городе он замечает разницу между деревней и городом, и ему становится стыдно за то, что его семья не похожа на других. Даже знакомые мальчику люди начинают вести себя по-другому. Лиля больше не смотрит на него ласково и будто бы осуждает его за проявление нежных чувств. Ее брат Витя тоже чем-то озабочен, встревожен, норовит куда-то убежать. Даже Аркадий Иванович меняется: ему больше нет дела до мальчика, он спешит на свидание с возлюбленной. В этом - очередной контраст между свободной жизнью за городом и замкнутой, вечно спешащей куда-то жизнью внутри него. Очередное противопоставление «деревня-город».

Здесь Толстой ставит точку в повествовании. Но тем не менее, финал полон оптимизма. Пусть Никита и оказался оторванным от сельской жизни, от народа, но ведь жизнь его только начинается! Неизвестно еще, действительно ли он будет одинок в новом городе, ведь велика вероятность того, что мальчик обретет и здесь верных друзей. Оптимизм А.Н. Толстого не раз отмечался критиками, в частности, В. Баранов указывал на «радостную устремленность вперед». Она обусловлена, в первую очередь, не физическим и душевным здоровьем Никиты (несмотря на то, что это играет важную роль), а тем, что за его спиной - надежный тыл, детская родина, основанная на сплоченности и единстве всех и каждого.

«Детство Никиты» - повесть А. Н. Толстого, опубликованная в 1922 году. Повесть навеяна воспоминаниями писателя о далеком детстве. Главного героя он назвал в честь своего сына Никитой. Сыну же и посвящена эта повесть.

Сюжет повести

Можно отметить, что сюжета как такового в повести нет. Произведение автобиографичное, писатель вспоминает годы своего детства и делится этими воспоминаниями с читателями. Реальное название толстовской усадьбы, где он жил в детстве тоже Сосновка.

Образы матери и отца Никиты почти в точности повторяют реальных родителей самого А. Толстого. Так же друзья Никиты имеют сходство с реальными детьми, друзьями автора.

Повествование от третьего лица позволяет, немного отстранившись, оценить пору собственного детства. М автор оценивает его как абсолютно счастливое, безмятежное и спокойное время.

Восприимчивый и любознательный ребенок Никита с интересом исследует окружающий мир, не только мир усадьбы, но и деревню, лес, всю окружающую природу.

Он очень любил русскую природу, ее неброскую красоту, замечал любые изменения, смену времен года.

Много времени Никита проводил именно на природе: в лесу или у речки, наблюдая за живым окружающим миром. Но это в некотором роде мешало его учебе: Никите интереснее было гулять и бегать на природе, чем сидеть в комнате и заниматься уроками.

Дружил Никита с детьми из деревни, даже больше, чем с дворянскими. Вникал во все их дела и обычаи, прислушивался к их мнению.

Характеристика Никиты

  1. Никита был дружелюбным, общительным, веселым и счастливым человеком.
  2. Он был живым и любознательным ребенком, очень смышленым и сообразительным, с большим чувством прекрасного.
  3. Тем не менее Никита не был усидчивым учеником, потому что больше любил гулять на воздухе, с друзьями, чем сидеть за уроками.
  4. Однако он был достаточно здравомыслящим, чтобы понять пользу учения и оценить советы своего учителя.

Повесть имеет автобио­гра­фический характер и основана на воспоминаниях автора о собственном детстве. Повествование ведётся от третьего лица.

Зимой Никите сделали скамейку для катания с горы, и мальчик с утра хотел убежать к крутым речным берегам, но его поймал учитель Аркадий Иванович, «удивительно расторопный и хитрый» человек. Никите пришлось умыться, позавтракать и заниматься сперва арифметикой, потом - чистописанием.

Во время чистописания Никите повезло - привезли почту. Аркадий Иванович, который ждал письма, отвлёкся, и мальчик улизнул. Подойдя к реке Чагре, Никита увидел своих приятелей - мальчишек с «нашего конца» деревни Сосновки. Чуть дальше виднелись их враги, «кончанские» - ребята с дальнего конца деревни.

Накататься вдосталь Никите не удалось - его быстро настиг Аркадий Иванович и сообщил, что пришло письмо от отца из Самары. Он обещал прислать Никите подарок настолько большой, что для него потребуется отдельная подвода, а на Рождество к ним приедет подруга матушки Анна Аполлосовна Бабкина с детьми. Аркадий Иванович тоже получил письмо от своей невесты - самарской учительницы.

Никита попытался разузнать о подарке у своего приятеля из людской. Мишка Коряшонок ничего не знал, зато сообщил о предстоящей битве между «нашими» и «кончанскими». Никита обещал участвовать.

Ночью Никите приснилось, что кот хочет остановить маятник больших часов, висевших в зале на летней половине дома. Мальчик знал: если маятник остановится, «всё треснет, расколется, зазвенит и, как пыль, исчезнет», но пошевелиться не мог. Вдруг Никита совершил отчаянное усилие воли и взлетел. Он увидел, что на футляре часов стоит бронзовая вазочка, и хотел взять то, что там лежит, но злая старушка с портрета схватила его худыми руками, а злой старичок с соседней картины ударил длинной курительной трубкой по спине.

Никита упал и проснулся - его разбудил Аркадий Иванович и сообщил, что с сегодняшнего дня начинаются рождественские каникулы.

В тот же день состоялся бой между «нашими» и «кончанскими». Под напором «кончанских» «наши» дрогнули и побежали. Никите стало обидно, и он изо всех сил ударил главаря «кончанских» Стёпку Карнаушкина, у которого, как утверждал Мишка, был заговорённый кулак.

Это переломило ход боя - «наши» кинулись на «кончанских» и гнали их пять дворов. Стёпка так зауважал Никиту, что предложил ему «дружиться», и бывшие неприятели обменялись ценными подарками.

Вечером было скучно. На чердаке выл ветер. Никита представлял, как Ветер, «мохнатый, весь в пыли и паутине, сидит смирно» и воет от скуки. Тоску прервал приезд Анны Аполлосовны с сыном Виктором, учеником второго класса гимназии, и необычайно хорошенькой девятилетней дочкой Лилей.

Никита был очарован красотой Лили. Когда утром на гуляющих во дворе мальчиков напал бык Буян, Виктор упал от страха на землю, а Никита остановил свирепое животное. За этим подвигом в окно наблюдала Лиля, что очень обрадовало мальчика.

Через день в усадьбу пришёл обоз, в котором был обещанный Никите подарок - двухвёсельная лодка. Несколько вечеров перед Рождеством дети клеили из цветной бумаги украшения для ёлки. Потом в гостиной поставили огромное, до потолка, дерево и украсили его звёздами, пряниками, яблоками и свечами.

Вечером Никиту, Виктора, Лилю и детей из Сосновки впустили в гостиную к ёлке.

Дети разобрали подарки, и праздник начался. Никитина мама Александра Леонтьевна играла на рояле, а Аркадий Иванович водил с детьми хороводы вокруг ёлки. Во время этой суеты Никита ухитрился остаться с Лилей наедине и поцеловать её. После чая Никита пошёл провожать довольных и уставших гостей. На душе у него было легко и счастливо.

Никита предпочитал сидеть дома с Лилей, Виктор же сдружился с Мишкой Коряшонком. Они построили на канаве за прудом снежную крепость и вызвали «кончанских» на бой. Стены из снега не помогли: «кончанские» пошли на приступ, и вскоре «защитники крепости побежали через камыши по льду пруда».

Никита не понимал, почему ему скучно играть с мальчишками. Глядя на Лилю, он чувствовал счастье, «будто где-то внутри у него вертится, играет нежно и весело музыкальный ящичек».

Мальчик рассказал Лиле свой сон, и девочка захотела узнать, есть ли на самом деле на часах бронзовая вазочка, и что в ней лежит. На часах красного дерева в дедушкином кабинете действительно стояла вазочка, в которой Никита нашёл «тоненькое колечко с синеньким камешком». Мальчик немедленно надел это колечко на пальчик Лили.

Гости собрались уезжать. Лиля обещала писать, а Никите казалось, «что всему на свете конец», и он больше никогда не увидит тень от огромного Лилиного банта на стене комнаты.

После отъезда Бабкиных каникулы у Никиты кончились. Аркадий Иванович ввёл новый предмет - алгебру, которая оказалась скучнее и суше арифметики. Отец мальчика, Василий Никитьевич, ожидавший в Самаре получения наследства, написал, что дело задерживается, ему придётся «поехать в Москву хлопотать» и дома он будет только к великому посту.

Письмо расстроило Александру Леонтьевну. Василий Никитьевич давно не был дома, и она боялась, что Никита окончательно забудет отца. Никита же знал, что всегда будет помнить этого весёлого, краснощёкого человека, немного беспечного и легкомыс­ленного. Увлекаясь, Василий Никитьевич мог потратить последние деньги на совершенно ненужную вещь, чем иногда доводил жену до слёз.

Ударили сильные морозы. Никиту редко выпускали во двор. Мальчик ходил скучный и вспоминал о Лиле. Заметив это, Александра Леонтьевна решила, что сын болен. Никите отменили занятия по алгебре, стали давать касторку и пораньше отправлять спать. Повеселел Никита через три недели, когда с юга подул сильный сырой ветер.

Вслед за ветром к старым гнёздам прилетели грачи, и началась весна. Никита ходил сонный, одурелый от ветра и крика грачей, его мучили зловещие предчувствия. Однажды, забравшись в плугарскую будку, Никита начал просить Бога, чтобы всё было хорошо, а ему снова стало легко. Молитва помогла: матушка взглянула на него не строго, как в последние дни, а нежно и ласково, как раньше.

Ночью прошёл сильный ливень, а на следующее утро начался весенний паводок. Днём Никиту напугало известие, что Василий Никитьевич тонет в заполненном талыми водами овраге.

Вечером счастливо спасённый Василий Никитьевичь пил дома чай и рассказывал, как добирался до дома на только что купленном породистом жеребце, не смог перебраться через заполненный водой овраг и действительно чуть не утонул, да мужики вовремя подоспели - вытащили и его, и коня. Александра Леонтьевна была так счастлива, что даже не стала сердиться на мужа за совершенно ненужную покупку.

Три дня у Василия Никитьевича был жар, но долго болеть было некогда - надо было готовиться к севу. Александра Леонтьевна затеяла в доме большую весеннюю уборку. Затем в усадьбе красили яйца и пекли куличи. За неделю родители Никиты так устали, что не поехали стоять великую заутреню, да и Аркадий Иванович, не получивший письма от невесты, пребывал в мрачном настроении.

Никиту отпустили к заутрене в Колокольцево одного, велев остановиться у старинного отцовского приятеля Петра Петровича Девятова. Никита быстро раззнакомился с шестью сыновьями и дочерью Петра Петровича. Братья наперебой жаловались Никите на сестру Анну - страшную ябеду.

После заутрени и пасхального угощения Анна ходила за Никитой по пятам. Мальчику было неудобно и стыдно, да и братья Девятовы начали над ним посмеиваться. Наконец, Никита понял: Анна чувствовала к нему то же самое, что и он к Лиле, но всё равно отверг дружбу девочки.

Пришла весна, между деревьями забегали чёрные дрозды, а в лесу закуковала кукушка. Однажды Василий Никитьевич спросил сына, какая лошадь из табуна ему более по душе. Никита указал на кроткого, тёмно-рыжего мерина Клопика и подумал, что этот разговор был неспроста.

В день рождения Никиты, одиннадцатого мая, на воду пруда была спущена новая лодка. Потом Василий Никитьевич провозгласил Никиту «лягушиным адмиралом» и поднял на флагштоке адмиральский штандарт с изображением стоящей на задних лапах лягушки.

Однажды Никита нашёл желторотого скворчонка, выпавшего из гнезда, и забрал его в дом. Мальчик назвал птенца Желтухиным, смастерил ему домик, кормил его червяками и защищал от домашнего кота. Сначала Желтухин боялся Никиту и думал, что тот его непременно съест, потом привык, научился летать и стал членом семьи наравне с котом Василием Васильичем и ежом Ахилкой.

Желтухин прожил у Никиты до осени и научился говорить по-русски. Весь день скворец летал по саду, а вечером возвращался в свой домик на подоконнике. Осенью Желтухина сманили в стаю перелётные скворцы.

Настали свободные дни между весенними полевыми работами и покосом. Мишку Коряшонка поставили пасти лошадей, и Никита уходил к нему на целый день - учился ездить верхом. Александра Леонтьевна боялась, что сын переломает себе руки и ноги, но Василий Никитьевич не хотел, чтобы из сына вырос «какой-нибудь несчастный Слюнтяй Макароныч» и подарил ему Клопика. Никита научился ухаживать за лошадью и с этого дня ездил только верхом.

Когда настало время созревать хлебам, в поместье пришла засуха. Родители Никиты ходили с озабоченными лицами.

Аркадий Иванович тоже грустил - его невеста не смогла приехать в Сосновку из-за болезни матери и теперь увидится с женихом только осенью, в Самаре.

После обеда, когда родители Никиты прилегли отдохнуть, в комнату влетел Желтухин. Никита налил ему в блюдце воды, скворец напился, выкупался, а потом сел на барометр и сказал «нежным голосом»: «Бурря». И тут Никита увидел, как стрелка барометра с отметки «очень сухо» переместилась к надписи «буря». Вечером началась страшная гроза с проливным дождём. Урожай был спасён.

У Никиты появилась новая обязанность - ездить на Клопике в соседнее село за почтой. Злой пьяница-почмейстер никогда не отдавал газеты и журналы, пока сам их не прочтёт. Шесть раз в год он запивал, и тогда в почтовое отделение лучше было вовсе не входить.

В этот раз Никите снова достались только письма. Одно из них было от Лили. Девочка писала, что помнит Никиту и ещё не потеряла его колечко. На мальчика пахнуло воспоми­наниями о Рождестве и сердце его радостно забилось.

Уже три дня родители Никиты ссорились. Василий Никитьевич хотел поехать на ярмарку, чтобы продать норовистую кобылу, а Александра Леонтьевна не пускала мужа - боялась, что он потратит слишком много денег. Наконец, супруги пришли к соглашению: Василий Никитьевич пообещал жене «не тратить сумасшедших денег на ярмарке», для чего придумал продать там воз яблок.

В итоге яблоки так и остались непроданными, пришлось отдать их в придачу к кобыле. Василий Никитьевич, пряча глаза, сообщил Никите, что совершенно случайно и «страшно недорого» купил партию верблюдов, а завтра пойдёт смотреть тройку серых, в яблоках, лошадей - всё равно дома достанется на орехи.

Наступил август. Василий Никитьевич с сыном целые дни проводил на молотилке и сам подавал снопы в её «пыльные недра». Никите нравилось возвращаться домой на возу, полном свежей, золотистой соломы.

Пришла осень. Василий Никитьевич снова уехал в Самару и через неделю сообщил, что «дело с наследством... не продвинулось ни на шаг». Он не хотел жить вторую зиму врозь, просил Александру Леонтьевну переехать в город и грозился купить «две изумительные китайские вазы».

Александра Леонтьевна не любила город, но известие о покупке никому не нужных ваз побудило её собраться за три дня. Аркадий Иванович, напротив, был рад и предвкушал встречу с невестой.

В белом одноэтажном доме Александру Леонтьевну ожидали две китайские вазы и Анна Аполлосовна, а Никиту - разгневанная Лиля. Она потребовала назад своё письмо, и Никита с ужасом вспомнил, что так и не ответил на него. Мальчик начал оправдываться, и Лиля на первый раз простила его.

Для Никиты кончилось деревенское раздолье и началась городская жизнь в семи необжитых и тесноватых комнатах. Мальчик чувствовал себя пленником - таким же, как Желтухинн в первые дни. Через неделю Никита сдал экзамены и поступил во второй класс гимназии.

Класс: 4

Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными.

Задачи урока:

  • Учить определять учебную задачу;
  • Учить планировать выполнение учебной задачи;
  • Создать благоприятный эмоциональный настрой;
  • Вспомнить содержание рассказа;
  • Дать характеристику героям рассказа;
  • Формировать умение работать с текстом;
  • Проанализировать черты своего характера;
  • Продолжить работу по развитию речи, памяти, критического мышления;
  • Формировать умение работать в группе.

Перечень оборудования к уроку:

  • Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 158 с. : ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива);
  • Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 79 с. : ил. - (Перспектива);
  • Мультимедийное оборудование для показа презентации, компьютер;
  • Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
  • Рабочие тетради в клетку по литературному чтению;
  • Полоски фраз из текста для организации работы в группах (по количеству групп).
  • Листочки для написания синквейна.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
  • Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока.
  • Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
  • Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  • Осуществлять логическое действие обобщение.
  • Доносить свою позицию до других, аргументируя её.

Личностные:

  • Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
  • Оценивать черты своего характера;
  • Определять, какие черты являются главными и определяющими;
  • Мотивировать к учебной деятельности;
  • Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

2. Мотивация к активной учебно-познавательной деятельности (эмоциональный настрой).

Доска. Приложение 1

Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака.
- позвольте, я Вам прочитаю это стихотворение.

О какой стране идёт речь? Почему так решили?
- кто слышал выражение «остров детства»?
- как понимаете его?
- закройте глаза, сядьте поудобней. Я приглашаю Вас в путешествие к «острову детства».
Звучит 1 куплет и припев песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского.
- какие у Вас возникли эмоции?
- почему именно эту песню я предложила Вам послушать?

Читают стихотворение С.Маршака самостоятельно.
- слушают чтение стихотворения учителем.
- высказывают мнения, о какой стране пойдёт речь, объясняя свой выбор.

Объясняют смысл выражения «остров детства».
- прослушивают фонограмму; высказывают, какие эмоции возникли.
- объясняют, почему прозвучала именно эта песня.

3. Сообщение темы и формулировка целей урока.

Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока.

Знакомятся с темой урока.
- формулируют цели урока: анализируя произведение обсудить и сравнить характеры героев произведения А. Толстого «Детство Никиты».

4. Актуализация знаний.

Прочитайте…
- что можете сказать?
- какое может быть задание?
- кто не понял задание?
- кто может объяснить?
В 4-ах разложите полоски в нужном порядке.

Проверка (допущена ошибка) Приложение 3

Проверьте себя. Кто не согласен? Почему?
- зачем мы выполнили это задание?

Читают вслух по одному фразы на доске.
- делают вывод, что это фразы из текста.
- предлагают варианты заданий, останавливаются на том, что надо поставить эти фразы в том порядке, как они встречаются в тексте.
- образуют четвёрки, повторяют правила работы в группе и раскладывают полоски с фразами в нужном порядке.

Сверяют свою работу с образцом на доске.
- замечают на доске ошибку, доказывают своё мнение.
- подводят итог проделанной работе: вспомнить содержание текста и последовательность событий.

5. Проверка домашнего задания

Что надо было сделать дома?
- открываем рабочие тетради, стр. 45, таблица
- как зовут главного героя?
- почему автор выбрал именно это имя, Никита?
- какие черты характера Вы увидели у Никиты?
- похож ли он на Вас? Чем?
- на ваших друзей? Чем?
- кто такой Пахом?
- каким он был человеком?
- каким ценным качеством, по мнению автора, он обладал? Докажите текстом.
- кто такой Аркадий Иванович?
- найдите в тексте описание его внешности. Прочитайте.
- каким он показан в этом произведении?
- как он относится к главному герою?
- что означает выражение «держать ухо востро»?
- почему Никите приходилось «держать ухо востро»?
- какого героя нет в этой таблице?
- какой она показана в этом произведении?
- как Вы это поняли?

Открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу. Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали.
- вспоминают, что произведение автор посвятил сыну Никите.
- называют черты характера Никиты.
- сравнивают себя и своих друзей с Никитой.
- вспоминают, что Пахом - плотник. Называют черты характера Пахома. Опираясь на цитаты из текста, доказывают каким ценным качеством, по мнению автора, обладал Пахом (учебник, стр. 99).
- находят в тексте описание внешности Аркадия Ивановича (учебник, стр.100).
- обсуждают отношение Аркадия Ивановича к главному герою: заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения.
- объясняют значение фразеологизма «держать ухо востро» - остерегаться. Выясняют, почему Никите приходилось так себя вести.
- дают характеристику маме главного героя, объясняют, что позволило сделать такой вывод.

6. Физминутка

7. Организация познавательной деятельности

Работа в рабочей тетради, стр.46-47
- прочитайте опорные слова. Что это такое?
- прочитайте задание на стр.47. кто не понял задание? Кто может объяснить?
- выполните его. Кто сможет - продолжите ряд самостоятельно.
Обсуждение:
- какие черты характера для Вас являются главными? Почему?
- кто считает по-другому? Объясните своё мнение.
Идёт обсуждение.

Открывают рабочие тетради на стр.46-47.
- читают вслух опорные слова, делают вывод о том, что это разнообразные черты характера человека.
- самостоятельно знакомятся с заданием на стр. 47. Осмысливают его и выполняют.
- учащиеся, которые выполнят задание раньше, продолжают самостоятельно перечислять другие, известные им черты характера.
- высказывают своё мнение, какие черты характера для них являются главными и почему.
- высказываются разные мнения, обязательно с доказательством выбора.

8. Домашнее задание

Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число.
- ниже заголовок: сочинение-рассуждение, ниже тема «Какие черты характера я ценю в людях».
- что отличает текст - рассуждение от других типов текста?
Это будет домашнее задание. Откройте дневники. Запишите.

Открывают тонкие тетради по литературе.
- записывают число, тему сочинения
- объясняют, что в тексте - рассуждении сначала высказывается мысль, утверждение, а потом она доказывается, даётся пояснение, почему так.
- открывают дневники и записывают домашнее задание.

9. Рефлексия

Попробуем написать синквейн. Что это такое? Какие правила написания? Какую предложите тему?
- кто хочет прочитать?

Вспоминают, что синквейн - это пятистишие и правила его написания
- предлагают свои темы, объясняя свой выбор.
- пишут самостоятельно синквейн по теме ХАРАКТЕР, зачитывают по желанию, обсуждают, что лучше удалось.

10. Подведение итогов

Подводя итог урока, закончите фразы:
«Работая над этим произведением, я понял…», «Главный герой Никита…»

Подводят итог урока, заканчивают предложенные фразы.

11. Самооценка.

Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки с синквейном.

Каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю

12. Эмоциональная рефлексия.

Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства? Какие цвета преобладали? Почему?
- кроме обязательного домашнего задания я предлагаю задание по желанию:
1. Изобразить своё детство в цвете.

2. Написать синквейн



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то