Как рисовать на историческую тему для школы поэтапно? Исторический жанр в изобразительном искусстве. исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Из названия уже понятно, о чем пойдет речь. Мы будем учится как рисовать войну карандашом поэтапно. Это будут не звездные войны и Дартом Вейдером и даже не игра шутер, а самая настоящая что ни на есть война! Три солдата в окопе, с кучек военной техники. Дабы нарисовать все это, понадобиться немало знаний о военном деле. Можно конечно усесться играть в WoT, но в итоге так ничего и не нарисуешь. Кто не знает это такой суперский экшн с участием танков, собравший терагиговую массу геймеров в нашей стране. Кстати, желтолицые китайцы не меньше этим увлекаются. Кажется, у них половина населения занимается спортом, судя по количеству олимпийских медалей 2012 года, ну а вторая погрязла в омуте онлайн игрухи. За то, что половина нашего народонаселения уже два года неотрывно лупится в ЖК-монитор, параллельно успевая обляпать геймерскую мышь жирными пальцами от ужина и залить клаву кофе… дружно скажем «Спасибо» Wargaming! Хотя бог с ним. Сейчас отвлечемся от танков и попробуем нарисовать военные действия с участием настоящих . Впереди пять шагов.

Как нарисовать войну карандашом поэтапно

Шаг первый Сперва наметим людей в движении. Головы, положение туловища, рук, ног.
Шаг второй Теперь продумаем, что будет вокруг наших солдат: это забор, камни, бревна. Покажем их контуры.
Шаг третий Оденем наших воюющих: каска, штаны, сапоги. Снабдим одного из них сумку. У ближайшего к нам прорисуем профиль лица. Окутаем забор колючей проволокой.
Шаг четвертый Добавим деталей: колючек на проволоке, ремни на одежде людей, лопатку и т.п.
Шаг пятый Выполним штриховку. На одежде в местах сгиба – более темные участки. Затемним участки на столбах. Ну, вот и солдаты на фоне военного и совсем неживописного пейзажа.
Смотрите похожие уроки рисования военной техники .

Приближается Великий праздник всего российского народа - 70-летие со дня победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это очень важная дата не только для нашей страны, но и для всего мира в целом. Наш народ, наша армия победили в той страшной войне и спасли весь мир от коричневой фашистской чумы. Много бойцов полегло на полях сражений в те ужасные года.

Много простых жителей погибло в сожженных деревнях и городах, в блокадном Ленинграде, было замучено в концлагерях или пропало без вести. До сих пор в некоторых семьях не знают, где захоронены их предки… Великие потери пришли с той войной в наши дома. Но наши деды и прадеды выстояли, они победили!!! И вот уже скоро как 70 лет каждый год в ясный майский день 9 числа мы приходим к памятникам и монументам, чтобы отдать дань уважения тем, кто сложил свои головы за нашу настоящую жизнь.

Несомненно, многие из вас хотят нарисовать к этой памятной дате картинку и подарить ее ветерану, живущему по соседству или, может, своему прадедушке, если он жив и воевал в те далекие годы. Да и просто так, можно нарисовать такой рисунок в память о людях, самоотверженно сражавшихся в Великую отечественную войну за нашу Родину!

Этап 1. Наш рисунок будет содержать сюжет о бое между нашими бойцами и фашистами. На переднем плане изобразим двух сражающихся воинов. Для начала набросаем вспомогательные линии. Это несколько точек и линий, их соединяющих. Эти линии - каркасы будущих фигур воюющих бойцов советской и немецкой армий.


Этап 2. Рисуем спину фашиста. Плечи, бока и воротник формы - все эти линии делаем по первоначальным наброскам.



Этап 4. Теперь рисуем руки фашистского солдата. По наброскам показываем части руки и крупную кисть с пальцами. Вторая рука видна немного.


Этап 5. Добавляем нижнюю часть мундира немецкого воина.


Этап 6. Рисуем ноги.


Этап 7. В руки воину даем оружие. Рисуем длинную винтовку со штыковым ножом.


Этап 8. Рисуем голову советского бойца. Детализируем лицо. Добавляем каску.


Этап 9. Рисуем переднюю часть формы.


Этап 10. Дополняем элементы формы - рукава, видны кисти рук. В руке солдат держит топор.


Этап 11. Дорисуем нижнюю часть формы и ноги.


Этап 12. Добавим в рисунок штриховки.


Производный от итальянского слова «istoria» («описательный»), термин «историческая живопись» относится к любой картине героического, религиозного или исторического содержания. Сюжеты полотен основываются на реальных событиях, мифологии, библейских текстах.

Первоначально в изобразительном искусстве доминировали религиозные сюжеты – во время оформления этого направления живописи в эпоху Возрождения наиболее популярными были евангельские и библейские тематики. Картины Сурикова, Репина, Жерико, Рембрандта и других художников отображают события, важные для развития человечества, культуры и общественного сознания.

Основные сюжеты

Религиозные

Любые картины с религиозными сюжетами, независимо от принадлежности к определенной религии (христианской, исламской, индуистской, буддистской, иудейской или племенной религии). Христианские сюжеты охватывают период от начала нашей эры до современности, выделяют искусство Реформации и Контрреформации и другие подвиды.

Мифологические

Картины, иллюстрирующие мифическую историю, легенды. Популярные темы: греческие божества, мифы о сотворении мира, римская мифология и пантеон богов.

Аллегорические

Картины со скрытым смыслом. На полотне один объект или персонаж символизирует другой.

Литературные

Исторические

Полотна, иллюстрирующие реальные исторические события с высоким уровнем точности и достоверности. Особое внимание уделяется деталям. Ярким представителем направления является российский живописец Василий Суриков.

История развития

В своем трактате «О живописи» итальянский художник эпохи Возрождения Альберти идентифицирует исторический жанр с представлением святых и других библейских фигур для демонстрации моральной борьбы, исторических событий, связанных с развитием религии.

Эпоха Возрождения

По традиции эпохи Возрождения, историческая живопись направлена ​​на поднятие морального уровня общества, идеально подходит для оформления общественных помещений, церквей, городских залов или дворцов.

Почти все художественные события в итальянском доренессансном и ренессансном искусстве можно интерпретировать как предпосылки к развитию направления «историческая живопись»:


В эпоху Возрождения зародились главные особенности направления «историческая живопись» — большое внимание к деталям, монументальность, масштабность, использование религиозной тематики, как основной в работе художников.

Ренессанс

Исторический жанр времен Ренессанса представлен такими работами:


Из художников эпохи барокко, Питер Пауль Рубенс ярко представляет исторический жанр. Основные сюжеты – мифологические. Итальянский художник Караваджо известен реалистичными религиозными картинам. Веласкес и Рембрандт – авторы полотен на религиозные, мифологические темы.

Барокко

В эпоху Барокко исторический жанр представлен работами:


В 18 веке

Исторический жанр 18 века характеризуется особенностями, не свойственными предыдущим эпохам. Этот период стал переломным в развитии живописи. Художники стремились отойти от академизма, искали новые темы для полотен, выбирали в качестве тематики для создания картин незначительные события. На развитие направления повлияли догмы классицизма и барокко.

Примеры работ 18 века:


Снижение значимости направления заметно в 19 веке. Художники стремились к драматизации искусства, а не вознесению моральных норм. На развитие направления больше всего влияли романтический и классический стили. Тематики картин стали более узкими – мастера отходили от превознесения масштабных событий и религиозных сюжетов.

Французский художник Эжен Делакруа был самым энергичным из романтических живописцев – полотна ярко демонстрирую романтизм в живописи. Популярны работы Эрнеста Месонье, выполненные в строгом академическом стиле. Адольф Менцель стал известен изображением сцен из суда Фридриха Великого.

В 19 веке

Художественные академии 19 века стремились вернуть историческому изобразительному искусству высокий статус и значимость в укреплении моральных норм.

Великий художник 19 века во Франции – академический преподаватель Густав Моро, известный работами на мифологическую тематику. В Англии Джордж Фредерик Уотс был лучшим из викторианских живописцев – яркий представитель аллегорического типа исторического изобразительного искусства. В Америке направление поддержал немецко-американский живописец Эмануэлем Готлибом Лойце.

Примеры картин 19 века:


В 20 веке

20 век принес перемены: революции, войны, кризисы сломали систему ценностей. Новациями отмечено изобразительное искусство – появились абстрактные стили живописи, авангардное направление. В 20 веке направлению перестали приписывать особую моральную и культурную значимость. Исторический жанр стал ресурсом, используемым художниками для демонстрации серьезности своих работ. Новые тематики – кельтская, скандинавская мифология, идеологическая, пропагандистская, идеологическая живопись.

Работы 20 века:


В России

Русская историческая живопись известна работами Василия Сурикова, Ильи Репина, Василия Поленова. Направление развивалось в 18 – 19 веках художниками-реалистами объединения передвижников. Наиболее популярны мифологические и исторические сюжеты. Формирование направления связано с формированием просветительских идей, пропагандировала которые Академия художеств. Суриков и другие российские живописцы работали в стилях реализм и классицизм.

Большинство картин Сурикова, Угрюмова, Иванова, Лосенко – масштабные, детализированные, выполненные по всем традициям академического искусства.

Представителем российского изобразительного искусства является Василий Суриков: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы». Особенности работ: монументальность, значительное количество персонажей на полотне, динамичность, использование природных, темных тонов. Картины Сурикова – наиболее репрезентативный пример исторической живописи России.

Значение жанра

Исторический жанр конца 20 – начала 21 века развивается в картинах художников – представителей современного искусства. Изобразительное искусство тяготеет к абстракционизму, тематически – к актуальным проблемам человечества. Направление дает возможность живописцам выразить мнение по поводу событий в мире, перемен в политике, экономике, культуре.

Задачи.

  • Дать понятие исторического жанра в изобразительном искусстве и определить причины, по которым художники разных времен и народов обращались к исторической теме, определить значение произведений исторического жанра.
  • Развить умения и навыки при работе с графическими и живописными материалами в процессе создания эскиза на историческую тему.
  • Развить эстетическое отношение к действительности, эмоционально- ценностное восприятие произведений художников и уважение к работе мастеров.

Оборудование.

  • Репродукции картин, скульптур с изображениями произведений:
  • И.Репин “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Бурлаки на Волге”, “Иван Грозный и сын его Иван”; В.И.Суриков “Утро стрелецкой казни”, “Боярыня Морозова”, “Переход Суворова через Альпы”, В.Васнецов “Царь Иван Грозный”; М.М. Антокольский “Иван Грозный” О. Роден “Граждане Кале”; П.Д. Корин “Александр Невский”; А.Дейнека “Оборона Севастополя”, Рембрант Ван Рейн “Ночной дозор”; Ж.Л.Давид “Клятва Горациев” и др.
  • Образцы рисунков и таблиц педагога.
  • Детские работы.
  • Музыкальные фрагменты произведений М.Мусоргского, А. Лядова.
  • Компьютер, проектор. Презентация к уроку “Исторический жанр. Процесс создания картины”. (Приложение 1)

Материалы.

  • Бумага, картон, карандаш, кисти, акварель, сангина, сепия, восковые мелки.

Задание.

  • Зарисовки и эскизы для создания коллективной композиции на историческую тему.

План проведения уроков.

Урок 1

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока. Определение задач урока.

III. Исторический жанр в изобразительном искусстве. Знакомство с новым материалом, беседа с просмотром презентации.

IV. Обсуждение произведений художников. Изобразительный анализ композиции картины.

Урок 2

I. Процесс создания художественного произведения. Этапы работы над картиной.

II. Практическая работа

Показ учителем приемов работы с графическими материалами

Создание учащимися эскиза-идеи на историческую тему.

III. Просмотр и обсуждение работ, подведение итогов.

Урок 1

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока. Определение задач урока

III. Исторический жанр в изобразительном искусстве.

Исторический жанр посвящается изображению значимых исторических событий, явлений, военных деятелей. В основном обращается к историческому прошлому, но может показать и недавние события, если современниками признано их историческое значение.

Он часто переплетается с другими жанрами: бытовым (историко-бытовые изображения), портретом (деятели прошлого, портретно- исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж). Но особенно тесно исторический жанр смыкается с батальным жанром, когда показываются исторические баталии (сражения, битвы), военные события.

Исторический жанр может быть представлен и в живописи, и в скульптуре и в графике (ученики рассматривают репродукции, иллюстрации в книгах, слайды презентации, учитель называет авторов и названия картин и скульптур ). (Приложение 1)

Истоки возникновения исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных событиях переплетались с фольклорным вымыслом и мифами. В Древнем Египте - рельефы и росписи стен на темы битв, походов, путешествий, побед правителя и его войска. В древней Греции – мифические темы и образы на вазах, на рельефах, в Риме - рельефные изображения сцен венных триумфов. В средневековой Европе религиозные сюжеты рассматривались как исторические, а реальным событиям придавался священный смысл (рисунки ковров, миниатюры).

Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе (14-16 века), чему способствовала вся культура гуманизма и пробуждение интереса к историческим знаниям (настенные росписи с изображением битв и реальных событий).

К 17 веку в искусстве уже окончательно оформились жанры (особенно- с появлением станкового искусства) и исторический жанр занял ведущие позиции в классицизме. Утвердилось мнение, что этот жанр - высокий, включающий и исторические сюжеты, и религиозно- мифологические сюжеты. Композиции представляли античных героев и властвующих монархов (показ репродукций .).

В России исторический жанр получил развитие в 18-19 вв. и был связан с появлением светского искусства, исторической науки, просветительскими идеями. Особая роль принадлежала большой по размеру тематической картине, скульптурным памятникам и портретам на тему войны 1812 г. Выдающимися мастерами исторической живописи были К.Брюллов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, В.М. Васнецов, Н.Н.Ге и другие (показ репродукций ).

В 19-20 веках художники в произведениях исторического жанра отразили события многих революций, борьбу с фашизмом, события освободительных движений в разных странах

(О.Роден, П.Пикассо, М.Греков, А.А. Дейнека, П.Д. Корецкий и др.) (Приложение 1)

IV. Обсуждение произведений художников. Изобразительный анализ композиции картины.

Произведения исторического жанра дают нам возможность не только увидеть прошлое, но и пережить, стать его участником.

Три произведения исторического жанра: скульптура М.М. Антокольского “Иван Грозный”, портрет В.Васнецова “Царь Иван Грозный” и картина И.Репина “Иван Грозный и сын его Иван”.

Они показывают нам одного человека- Ивана Грозного, находящегося в разных жизненных ситуациях, изображенного с разных позиций авторов произведений.

На портрете В.Васнецова- это великий царь, правитель, властный человек, а на картине И.Репина царь испуган, охвачен ужасом. Это видно и по выражению лица, по жестам.

Это уже не властелин и самодержец, а просто человек, отец, совершивший под влиянием эмоций убийство собственного сына, осознавший это и раскаявшийся.

Картина показывает страшную сцену, но призывает к милосердию и добру.

В этом великая сила искусства: через противоречие дойти до души человеческой и донести призыв о добре и сострадании.

Следующая работа-скульптура М.М. Антокольского “Иван Грозный”. Здесь герой как будто уставший, состарившийся и уже не такой грозный. Здесь – другой образ царя (хотя рука все еще сжата в кулак), он с опущенной головой, постаревший, в раздумье.

Три произведения и три разных образа одного человека. Сила искусства помогает понять не только, что и как изображено, но и задуматься о себе и своих поступках.

Почему художники обращаются к историческим событиям?

На всех картинах изображены реальные исторические события. Художникам это очень интересно - путешествовать по миру и по временам. Зритель вместе с художником начинает тоже путешествовать и узнает, как жили люди, какие события происходили, за что боролись и какие были герои, какие вещи и предметы окружали людей, узнают об архитектуре и природе. Кроме того, художник доносит до зрителей свое собственное мнение и отношение к изображаемому событию. Мы ощущаем это через характеры героев картины. Все изображение, словно живое, и мы переживаем прошлое как в жизни. Видим людей, их отношения, задумываемся о смысле событий, о смысле побед и поражений, о том, почему люди совершают подвиги. А страдают люди и совершают подвиги для того, чтобы защитить своих близких, страну, Родину. Такие люди- герои, им хочется подражать, быть такими же смелыми, отважными, решительными.

Художники своими работами учат нас добру, мужеству, героизму, красоте поступков человека. Каждая картина, скульптура доносит до нас не только реальные исторические события (хотя и это тоже важно), но и образ, прочувствованный автором (подтекст), который говорит часто даже сильнее изображения: в композиции, в движении, в цвете.

Урок 2

I. Процесс создания художественного произведения. Этапы работы над картиной.

Вспомним, как создается художественный образ. Еще раз убеждаемся в том, что изображаемое событие художник словно “пропускает” через себя, проживает его и доносит до зрителей нечто важное о своем времени, о взаимоотношениях людей, о смысле жизни. Поэтому, когда мы общаемся с подлинным искусством, мы начинаем ощущать идею и замысел автора, начинаем размышлять, и часто находим для себя ответы на жизненные вопросы, учимся милосердию, мужеству, состраданию.

Что ценного в искусстве исторического жанра? Произведения исторического жанра дают нам возможность не только увидеть прошлое, но и пережить, стать его участником.

С чего же начинается картина? Как ее создать?

Можно взять холст, бумагу и сразу рисовать, писать маслом. Но, возможно, захочется что-то исправить, поменять местами фигуры или сделать что-либо крупнее. Нет, сразу писать картину нельзя. Нужно сначала подготовиться. Необходимо все продумать.

Итак, у художника есть идея- образ, который автор продумывал в течение некоторого времени. Этот образ художник сначала воплощает в быстрых набросках-образных зарисовках карандашом, углем, даже цветом. Это первое впечатление, которое автор желает зафиксировать, чтобы в дальнейшем разработать до целой картины. Таких набросков- образов может быть и несколько. Далее автор делает эскиз-идею, эскиз-образ. Таких эскизов также может быть несколько, потому что художник постоянно ищет лучшее, более выразительное материальное воплощение своего незримого образа. Автор может менять местами фигуры и предметы, что-то выносить на первый план, что-то - отодвигать на дальний план, то есть ищет выразительную композицию. Но в процессе работы и этот вариант может исправляться и переделываться, потому что внутреннее представление художника меняется. Изменения могут быть и в композиции - в соответствии с замыслом, идеей. Постоянно помнить о многообразии любой ситуации.

Художнику нужно знать, как выглядят персонажи, в чем они одеты, что у них в руках, что окружает героев картины. Нужно собрать большой материал, провести большую поисковую работу:

  • изучить материальной культуры времени, того, что делает картину убедительной (предметы быта, оружие, костюмы, архитектура);
  • найти образы героев картины (наброски, зарисовки, этюды с натуры);
  • найти подходящие пейзажи, интерьеры, архитектурные фрагменты, связанные с выбранной темой, то есть исторический фон картины.

Подобная работа может продолжаться не один месяц, даже не один год.

После сбора материала художник собирает и обобщает свои сведения в композицию - рождается разработанный эскиз, который также может дорабатываться автором (показ материалов к картине).

Теперь по эскизу мастер создает картину, продумывая колорит, освещение, контрастные сопоставления, композицию.

Работа некоторых художников над своими произведениями иногда занимает несколько лет (В.Васнецов, И. Репин, В.Суриков). Даже в итоговом процессе создания картины, автор может вносить изменения в полотно в соответствии с видением своей идеи.

Итак, процесс работы над картиной может содержать следующие этапы:

1.Эскиз – образ будущей картины, которую художник увидел “внутренним зрением”.

2.Изучение материальной культуры времени.

3.Поиск образов героев.

4.Поиск среды, в которой происходит действие.

5.Эскиз-композиция.

6.Работа над итоговым произведением.

Это еще не конечный этап. Для кого создается картина?

Конечно, зрители должны посмотреть произведение, оно обязательно оставит в душе определенный след. Особенное значение имеет то, кого и с каким чувством изображал автор, важно отношение художника к изображаемому.

Великая сила искусства помогает понять не только, что и как изображено, но и задуматься о себе, своих поступках.

II. Творческое задание. Работа над эскизом композиции.

Сегодня нам предстоит создать эскиз-идею вашей будущей картины. Мы послушаем музыку М. Мусоргского, и воображение подскажет сюжеты работ.

Помним о том, что можно в эскизе объединять исторический жанр с другими жанрами, выполнять исторический портрет, исторический пейзаж, создать эскиз с историко-бытовым или батальным сюжетом.

Можно применять графические материалы (сангина, карандаш, фломастер), использовать выразительность техники восковых мелков в сочетании с акварелью.

Звучит музыка, учитель показывает приемы работы на доске.

Учащиеся приступают к работе.

Проходя по классу, учитель помогает ученикам выбрать сюжет рисунка, объясняет, дополняет, помогает.

После завершения работы эскизы на историческую тему помещаются на стенд.

III. Просмотр и обсуждение работ, подведение итогов.

Художникам всегда интересна история. Искусство дает возможность побывать в прошлом и художнику, и зрителям. Но очень важно, что можно не только узнавать, как жили в прошлом люди, что их окружало, но и пережить эти события вместе с автором, почувствовать характер, эмоции героев, их внутренний мир. Произведения мастеров всегда учат различать добро и зло, сопереживать героям, учат милосердию и состраданию, зовут на подвиги, вдохновляют на благороднее поступки.

Работы детей оцениваются, после чего ученики могут по выполненным эскизам собирать материал к коллективной работе на историческую тему.

Источники информации:

1. Рассказ о русской живописи. Г.Островский. Москва. “Изобразительное искусство”.1989.

2. Азбука русской живописи. Н. Астахова, Л.Жукова. “Белый город”. Москва.2007.

3. Человек в мировой художественной культуре. Ю.Солодовников.8,9 класс “Просвещение”. Москва.2005.

4. Русские художники. В.Артемов. “Росмэн”. Москва.2003.

5. Изобразительное искусство. О.Павлова. Пособие для преподавателей.7 класс “Учитель”. Волгоград.2006.

7. Изобразительное искусство.5-9 класс. Программно-методические материалы. Под ред. Б. Неменского. “Дрофа”. Москва.2012.

8. Сайты: www.bibliotekar.ru, www.museum.ru, www.iskusstvo.info.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то