фгос". Методическая разработка "кодификатор по литературе

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

с.Коромысловка

(МОУ ООШ с.Коромысловка)

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ ООШ с.Коромысловка

Приказ № -ОД от 28.08.2015

Чехонина Татьяна Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Кодификатор

элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся по ЛИТЕРАТУРЕ по программе основного общего образования

Раздел 1. Контролируемые элементы содержания по литературе

Код КЭС

Контролируемые элементы содержания (КЭС)

1

Основные теоретико-литературные понятия

1.1.

Художественная литература как искусство слова

1.2.

Художественный образ

1.3.

Фольклор. Жанры фольклора

1.4.

Литературные роды и жанры

1.5.

Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

1.6.

Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой

1.7.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория

1.8.

Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

2

Из русского фольклора

2.1.

Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных). Фольклорные жанры: русские народные песни, предания

2.2.

Малые жанры русского фольклора (пословицы, поговорки, считалки, потешки).

3

Из древнерусской литературы

3.1.

«Слово о полку Игореве»

3.2.

Жанры древнерусской литературы: повесть, житие, поучение, слово. «Сказание о белгородском киселе» «Поучение Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Житие Александра Невского», «Житие Феодосия Печерского», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Повесть о Шемякином суде»

4

Из русской литературы XVIII в.

4.1.

М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

4.2.

Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».

4.3.

Г.Р. Державин. Стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям», «Признание», «На птичку», «Последние стихи Державина»

4.4.

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь»

И.И. Дмитриев. Басня «Муха»

5

Из русской литературы первой половины XIX в.

5.1.

И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осел и Соловей», «Лисица и виноград»

5.2.

В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море», «Невыразимое», «Вечер». (из 5.2) Баллады: «Светлана», «Лесной царь»; «Сказка о мёртвой царевне»

5.3.

К.Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака»

5.4.

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

5.5.

А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла.», «Я вас любил: любовь еще, быть может.», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный.», «Не пой, красавица, при мне.», «Вакхическая песня», «Зимнее утро», «Узник», пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зелёный..»), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…»

5.6.

А.С. Пушкин. Поэмы: «Цыганы», «Кавказский пленник», «Полтава», «Медный всадник»

5.7.

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

5.8.

А.С. Пушкин. «Повести Белкина»

5.9.

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка», Исторический труд «История Пугачёвского бунта», «Дубровский»

5.10.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива.», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную.»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю.», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел», «Бородино»

5.11.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

5.12.

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

5.13.

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

5.14.

Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»

5.15.

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель», «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»

5.16.

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

6

Из русской литературы второй половины XIX в.

6.1.

А.Н. Островский. Одна пьеса по выбору

6.2.

И.С. Тургенев. Повесть «Ася», Рассказ «Муму»

6.3.

Ф. И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся.», «Есть в осени первоначальной...», «Весенняя гроза», «Еще шумел веселый день...», « Чародейкою-зимою.. .»

6.4.

А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Ласточки пропали...», «Еще весны душистой нега...», «На заре ты ее не буди...»

6.5.

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли...»

6.6.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». Фрагменты из «Истории одного города»

6.7.

Ф.М. Достоевский. Роман «Бедные люди»

6.8.

Н.С. Лесков. Рассказ «Старый гений» , Сказ «Левша»

6.9.

Л.Н. Толстой. Рассказы «После бала», «Кавказский пленник». (6.8. Повести)

6.10.

А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник»

7

Из русской литературы ХХ в.

7.1.

И.А. Бунин. Рассказы: «Косцы», «Танька», «Цифры»

7.2.

А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю.», «О, я хочу безумно жить...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На поле Куликовом». Д.С. Лихачёв. Очерки «Мир на Куликовом поле»*

7.3.

В. В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»

7.4.

С.А. Есенин. Стихотворения: «Береза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся...». Отрывки из поэмы «Пугачёв»

7.5.

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

7.6.

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа», «Два солдата», «Поединок»)

7.7.

В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик»

7.8.

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

7.81

М. Горький «Детство»

7.82

М. Зощенко. Рассказ «История болезни»

7.83

М.А. Осоргин. Рассказ «Пенсне»

7.84

А.П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Рассказы: «Корова», «В прекрасном и яростном мире»

7.85

А.С. Грин. Феерия «Алые паруса»

7.86

В.Г. Короленко. Повесть «В дурном обществе»

7.87

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

7.88

П.П. Бажов. Сказы «Медной горы хозяйка» и 2-3 сказа по выбору

7.89

Поэзия XX века. В. Брюсов, И.Бунин, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов (Стихотворения о родной природе); А.Т. Твардовский. К.М. Симонов, Ю.В. Друнина. (Стихотворения о войне)

7.9.

Проза второй половины XX в.: Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади», В.П. Астафьев. Рассказы: «Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой», «Фотография, на которой меня нет», Ч.Т. Айтматов, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер Рассказ «Уроки французского», Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин Рассказ «Уроки французского», А.Н. и Б. Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трех авторов, по выбору.)

7.10.

Поэзия второй половины XX в. И. А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трех авторов, по выбору.)

8

Из зарубежной литературы

8.1.

Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты). Мифы Древней Греции: «Подвиги Геракла», «Троянский цикл», «Одиссея» (фрагменты) по книге Н.А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции»

8.2.

У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»

8.3.

Ж.-Б. Мольер. Комедия «Мещанин во дворянстве»

8.4.

И.-В. Гете. «Фауст» (фрагменты)

Раздел 2. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся по литературе

Код

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

знать/понимать:

1.1.

образную природу словесного искусства;

1.2.

содержание изученных литературных произведений;

1.3.

основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

1.4.

изученные теоретико-литературные понятия;

2

уметь:

2.1.

воспринимать и анализировать художественный текст;

2.2.

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

2.3.

определять род и жанр литературного произведения;

2.4.

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

2.5.

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

2.6.

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

2.7.

2.8.

выражать свое отношение к прочитанному;

2.9.

владеть различными видами пересказа;

2.10.

строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

2.11.

понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

2.12.

писать сочинения;

3

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

3.1.

создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

Кодификатор ЕГЭ по литературе: список произведений для подготовки к экзамену.

Сведения по теории и истории литературы

1.1 Художественная литература как искусство слова
1.2 Фольклор. Жанры фольклора
1.3 Художественный образ. Художественные время и пространство
1.4 Содержание и форма. Поэтика
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ
1.9 Деталь. Символ. Подтекст
1.10 Историзм. Народность. Психологизм
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном
произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
1.13 Стиль
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
1.15 Литературная критика

Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.


3.1 Д.И. Фонвизин . Комедия «Недоросль»
3.2 Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.


4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
4.2 В.А. Жуковский . Баллада «Светлана»
4.3 А.С. Грибоедов . Комедия «Горе от ума»
4.4 А.С. Пушкин . Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
4.5 А.С. Пушкин . Роман «Капитанская дочка»
4.6 А.С. Пушкин . Поэма «Медный всадник»
4.7 А.С. Пушкин . Роман «Евгений Онегин»
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
4.9 М.Ю. Лермонтов . Поэма «Песня про… купца Калашникова»
4.10 М.Ю. Лермонтов . Поэма «Мцыри»
4.11 М.Ю. Лермонтов . Роман «Герой нашего времени»
4.12 Н.В. Гоголь . Комедия «Ревизор»
4.13 Н.В. Гоголь . Повесть «Шинель»
4.14 Н.В. Гоголь . Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.


5.1 А.Н. Островский . Драма «Гроза»
5.2 И.С. Тургенев . Роман «Отцы и дети»
5.3 Ф.И. Тютчев . Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...»
5.4 А.А. Фет . Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
5.5 И.А. Гончаров . Роман «Обломов»
5.6 Н.А. Некрасов . Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
5.7 Н.А. Некрасов . Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин . Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин . Роман «История одного города» (обзорное изучение)
5.10 Л.Н. Толстой . Роман «Война и мир»
5.11 Ф.М. Достоевский . Роман «Преступление и наказание»
5.12 Н.С. Лесков . Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы конца XIX – начала XX в.


6.1 А.П. Чехов . Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
6.2 А.П. Чехов . Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.


7.1 И.А. Бунин . Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый
понедельник»
7.2 М. Горький . Рассказ «Старуха Изергиль»
7.3 М. Горький . Пьеса «На дне»
7.4 А.А. Блок . Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»
7.5 А.А. Блок . Поэма «Двенадцать»
7.6 В.В. Маяковский . Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
7.7 В.В. Маяковский . Поэма «Облако в штанах»
7.8 С.А. Есенин . Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
7.9 М.И. Цветаева . Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
7.10 О.Э. Мандельштам . Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
7.11 А.А. Ахматова . Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
7.12 А.А. Ахматова . Поэма «Реквием»
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.15.А М.А. Булгаков . Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
7.15.Б М.А. Булгаков . Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
7.16 А.Т. Твардовский . Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
7.17 А.Т. Твардовский . Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
7.18 Б.Л. Пастернак . Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»
7.19 Б.Л. Пастернак . Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с
анализом фрагментов)
7.20 А.П. Платонов . Одно произведение (по выбору экзаменуемого)__
7.22 А.И. Солженицын . Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ – начала XXI в.


8.1 Проза второй половины XX в . Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
8.2 Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
8.3 Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Среднее общее образование

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (10-11) (баз., углуб.)

Литература

Кодификатор ФИПИ для ЕГЭ-2020 по литературе, список произведений

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по литературе является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ единого государственного экзамена, объекты перечня которого имеют конкретный код.

Основные изменения в новой демоверсии
В 2020 году никаких изменений в структуре и содержании нет.
Скоро мы поговорим о грядущем ЕГЭ на и в эфире нашего канала на YouTube .

Расписание ЕГЭ по литературе в 2020 году
На данный момент известно, что Минпросвещения и Рособрнадзор опубликовали для общественного обсуждения проекты расписания ЕГЭ. Экзамены по литературе предполагается провести 25 мая.

Кодификатор представляет собой информацию, разделенную на две части:

    часть 1: «Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе»;

    часть 2: «Перечень требований к уровню подготовки выпускников, проверяемому на едином государственном экзамене по литературе».

Сведения по теории и истории литературы

1.1. Художественная литература как искусство слова

1.2. Фольклор. Жанры фольклора

1.3. Художественный образ. Художественные время и пространство

1.6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

1.7. Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма

1.8. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ

1.9. Деталь. Символ. Подтекст

1.10. Психологизм. Народность. Историзм

1.11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

1.12. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс

1.13. Стиль

1.14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр

1.15. Литературная критика

В пособии показаны основные этапы долговременной и экспресс-подготовки к аттестационному сочинению и мини-сочинению-рассуждению, которым является третья часть ЕГЭ по литературе, разъясняется специфика работы с основными типами тем сочинений, дана последовательность работы непосредственно в ходе экзамена. Особое внимание обращается на последние изменения в правилах сдачи экзамена. Для выпускников, абитуриентов, учителей и родителей.

Список литературы

Кодификатор по литературе ЕГЭ-2019 ФИПИ содержит список литературных произведений, которые экзаменующемуся необходимо изучить и знать содержание. Представляем данный официальный список.

2. Из древнерусской литературы

2.1. «Слово о полку Игореве»

3. Из литературы XVIII в.

3.1. Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

3.2. Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

4. Из литературы первой половины XIX в.

4.1. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»

4.2. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

4.3. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

4.4. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»

4.5. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

4.6. А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

4.7. А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

4.8. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»

4.9. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про... купца Калашникова»

4.10. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

4.11. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

4.12. Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»

4.13. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

4.14. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

5. Из литературы второй половины XIX в.

5.1. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

5.2. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

5.3. Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах...», «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), «Природа - сфинкс. И тем она верней...»

5.4. А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь»

5.5. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

5.6. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...»

5.7. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

5.8. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

5.9. М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)

5.10. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

5.11. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

5.12. Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

6. Из литературы конца XIX - начала XX в.

6.1. А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

6.2. А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Учебник знакомит учащихся с избранными произведениями русской и зарубежной литературы XX–XXI веков в теоретических и критических статьях; способствует нравственному и мировоззренческому развитию личности; показывает возможности использования интернета в решении коммуникативных, творческих и научных задач. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012 г.).

7. Из литературы первой половины XX в.

7.1. И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

7.2. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

7.3. М. Горький. Пьеса «На дне»

7.4. А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...»

7.5. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

7.6. В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

7.7. В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

7.8. С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога...», «Запели тесаные дроги...», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

7.9. М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

7.10. О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...»

7.11. А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

7.12. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

7.13. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

7.14. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

7.15.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)

7.15.Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)

7.16. А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом...»), «Я знаю, никакой моей вины...»

7.17. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

7.18. Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле...»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

7.19. Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)

7.20. А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

7.21. А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

7.22. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

8. Из литературы второй половины ХХ - начала XXI в. (В зависимости от формулировки задания 17.4. экзаменуемый может опираться на произведения новейшей отечественной литературы 1990–2000-х гг., не обозначенные в кодификаторе.)

8.1. Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

8.2. Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

8.3. Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Требования к уровню подготовки выпускников

КИМ ФИПИ разрабатываются с опорой на конкретные требования к уровню подготовки экзаменующихся. Таким образом, чтобы успешно справиться с экзаменом по литературе, выпускнику необходимо:

1. Знать/понимать:

1.1. образную природу словесного искусства;

1.3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;

1.4. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

1.5. основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;

1.6. основные теоретико-литературные понятия.

2. Уметь:

2.1. воспроизводить содержание литературного произведения;

2.2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

2.3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

2.4. раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

2.5. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

2.6. определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

2.7. сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

2.9. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

2.10. писать сочинения на литературные темы.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

3.1. для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;

3.2. участия в диалоге или дискуссии.

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал официальные версии демоверсии, кодификаторы и спецификации к ЕГЭ 2019:

Справка об изменениях в КИМ ЕГЭ 2019 г.

В КИМ по всем учебным предметам введены дополнительные инструкции-напоминания для участников ЕГЭ о проверке записи ответов на бланках №1 и №2 под соответствующими номерами заданий.

Все изменения в КИМ ЕГЭ не носят принципиального характера. По большинству предметов проводится уточнение формулировок заданий и совершенствование системы оценивания заданий для повышения дифференцирующей способности экзаменационной работы.

Математика География Физика Химия Информатика и ИКТ - Изменений нет

Русский язык

Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста.

Изменён формат заданий 2, 9-12.

Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений. Уточнён уровень сложности отдельных заданий.

Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27.

Биология

Изменена модель задания в линии 2 (вместо двухбалльного задания с множественным выбором предложено однобалльное задание на работу с таблицей). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы уменьшен с 59 до 58.

Иностранные языки

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют.

Уточнены критерии оценивания выполнения задания 40 раздела «Письмо» в письменной части экзамена, а также формулировка задания 40, в котором участнику экзамена предлагаются на выбор две темы развернутого письменного высказывания с элементами рассуждения «Мое мнение»

Литература

Уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2), заданий 9 и 16 (в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе), заданий 17.1-17.4 (в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок).

Обществознание

Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25. Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4. Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы их оценивания. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 64 до 65

История

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. В задание 21 добавлено дополнительное условие, определяющее требование к оформлению ответа. Соответственно, дополнены критерии оценивания задания 21.

Редакция "сайт"

Впереди сессия ЕГЭ 2020 года и всем, кто планирует сдавать выпускной экзамен по литературе, мы предлагаем детально разобрать основной документ, представленный ФИПИ – кодификатор, содержащий полный список произведений и требования к уровню подготовки выпускников.

Подробнее об особенностях новой демоверсии по литературе, расписании ГИА-2020, самом формате испытания и структуре КИМ, вы можете прочитать в статье « ».

На этапе подготовки к ЕГЭ 2020 по литературе, педагоги и выпускники должны руководствоваться тремя основными документами, разработанными ФИПИ – кодификатором, спецификациями и демонстрационным вариантом КИМ.

Кодификатор, полную версию которого можно найти в соответствующем разделе официального портала ФИПИ, содержит:

  1. Основные нормативные документы, на основе которых разработаны КИМы и кодификатор.
  2. Перечень элементов содержания.
  3. Систематизированный перечень основных требований, предъявляемых к уровню подготовки (что должны знать и уметь выпускники 11 класса).
  4. Список литературы, включенной в ЕГЭ 2020 с акцентом на новые произведения, недавно включенные в программу.

Ознакомление с кодификатором – важный этап подготовки к ЕГЭ, ведь в документе четко прописано, какие знания и умения будут проведены в ходе ГИА 2020 года, и на что выпускникам стоит обратить особое внимание.

Нормативные документы

Кодификатор 2020 года уточняет, что все задания, которые могу встретится на ЕГЭ по предмету «литература», соответствуют образовательным нормам, которые были установлены актуальными на данный момент приказами Минобразования РФ:

  1. №1236 от 19.05.1998;
  2. № 56 от 30.06.1999;
  3. № 1089 от 05.03.2004.

Таким образом, кодификатор акцентирует внимание выпускников и педагогов на том, что экзамен по литературе в 2020 году будет базироваться на актуальных нормативных документах с учетом изменений, внесенных в данные приказы в связи с внедрением ФГОС в 2010 году.

Требования к уровню знаний

Обратите внимание, что КИМ имеет многоуровневую структуру и включает в себя темы, изучаемые не только в базовой программе, а и в программе углубленного уровня. Это значит, что учащимся школ и физико-математическим либо биологическим профилем для достижения максимального балла может потребоваться дополнительно ознакомиться с некоторыми произведениями.

Проверочные задания, разработанные ФИПИ для ЕГЭ 2020 года по литературе, будут направлены на проверку знания теоретических основ и сформированности практических навыков, о чем говорит нам кодификатор.

Выпускник должен знать и понимать:

Выпускник должен уметь:

образную природу словесного искусства воспроизводить содержание произведений (из списка ФИПИ)
основные теоретико-литературные понятия проводить анализ произведения
содержание произведений, включенных в список рекомендованной литературы сопоставлять литературу и факты культурной жизни общества
историю создания и историко-культурный контекст этих произведений всесторонне раскрывать содержание произведений
биографии писателей, а также важные факты из их жизни и творчества соотносить изучаемое с литературным направлением эпохи
закономерности историко-литературного процесса определять позицию автора
формулировать свое отношение к прочитанному и аргументировать его примерами
писать сочинения

Важным навыком для 11-классника также является умение применять знания и навыки, приобретенные на уроках литературы, в повседневной жизни – вести диалоги и дискуссии на литературные темы, создавать связанные тексты на предложенную тему и т.д.

Список литературы

Важнейшая информация, которую содержит кодификатор по литературе – это полный список произведений, которые должен досконально знать выпускник, планирующий сдавать ЕГЭ по предмету в 2020 году.

Обратите внимание, что в документации представлены 4 варианта указания литературного произведения:

  1. Автор и произведение (таких указаний большинство).
  2. Автор и рекомендация обзорного изучения конкретного произведения.
  3. Имя автора без указания произведений (на выбор учащегося).
  4. Список писателей с указанием минимального числа авторов, с творчеством которых необходимо ознакомиться (для литературы XX века).

Предлагаем ознакомиться с полным перечнем литературных произведений, рекомендованных в кодификаторе ФИПИ к изучению для сдающих в 2020 году ЕГЭ по литературе.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то