Древнерусское государство киевская русь. Киевские князья Княжение Олега Вещего

Древнерусское государство - сильное, влиятельное политическое образование периода Средних веков. Формирование институтов власти происходило поэтапно. Основой для образования Руси стали племенные объединения славян, которые в ходе многолетнего противостояния сплотились в единое государство. Политическую и экономическую системы формировали Киевской Руси.

Ранний этап Русской государственности

Изначально существовало 14 племенных объединений славян. Среди них были дулибы, вятичи, северяне, тиверцы и многие другие. Племенные группы эволюционировали в политические образования, которые можно называть прототипами государства. Наиболее влиятельными были поляне и дулибы. В результате войн с кочевниками, более влиятельными стали поляне. С этим племенем связано основание Киева - будущей столицы Руси. Вокруг города образовалось несколько сильных княжеств. К середине IX века, по мнению историков, мы можем говорить о консолидации разрозненных государственных объединений в единое целое. Об успешных внешнеполитических мероприятиях княжества говорит история. Киевская Русь успешно сражалась с арабами и другими противниками.

Новгород: второй центр Руси

Второй после Киева по значимости политический центр сформировался в Новгороде. Мы можем говорить об основании этого города в X веке. Новгород был заложен на территории проживания славянских племен. Здесь была образована конфедерация. Объединение включало в себя также представителей неславянских народов - согласно исследованиям, они контролировали эти территории.

Северный и южный регионы формирования государственности - Киев и Новгород - отличались уровнем политического, экономического и социального развития. Историки отмечают, что Киев был цивилизованным и развитым. В это же время Новгород оставался практически «диким». Решающим фактором развития северного центра стало варяжское завоевание. Первые князья Киевской Руси были выходцами из Скандинавии. Варяжский фактор оказал существенное влияние на развитие государственности.

Почему именно скандинавы? В среде славянских племен не было единства относительно управления. Варяги на тот момент контролировали сбор дани. Поначалу славяне взбунтовались и отказались платить. Племена консолидировались и выгнали завоевателей, но это не принесло им единства. В итоге, славяне призывают править Рюрика - скандинавского конунга. Князья Киевской Руси считаются его потомками.

Начальный период исторического развития Руси

Первые князья Киевской Руси оказали существенное влияние на ход истории. Рюрику удалось сплотить племена и решить некоторые проблемы, но в 879 году он скончался. Его сын и законный наследник княжеского титула был еще слишком мал и не мог править сам - по существующим законам, ему был назначен регент.

Олег - одна из наиболее загадочных исторических личностей. Про него известно крайне мало - исследователи не могут точно определить его происхождение. Даже имя регента вызывало споры. Вскоре он стал полноправным правителем. Руси Олег провел серию удачных походов, в результате одного из них он и стал главой всего государства.

В 882 году был захвачен Киев, в котором на тот момент правили Эти князья были убиты, а их власть захвачена Олегом. Таким образом, северные и южные земли Руси были объединены. Это одно из главных деяний Олега. Князья Киевской Руси, правившие после него, успешно расширяли территории.

Олегу удалось осуществить еще одну перемену - изменить организацию славянских племен. Ранее это были разрозненные образования, князю удалось заложить основы централизации.

Князь Игорь и его супруга Ольга

Законный наследник Рюрика пришел к власти в 912 году. Его правление нельзя назвать успешным. Ему пришлось продолжить дело Олега - бороться с тенденциями к обособленности, к которой тяготели славянские племена, но не всегда это удавалось.

В результате трехлетней войны Игорь подчинил уличей и древлян, но весьма условно. Уличи признали верховенство князя лишь условно. Наибольшей неудачей правления Игоря стала его налоговая политика. Князь активно воевал со многими противниками, а это требовало средств. Однажды, во время повторной попытки собрать дань, Игорь был убит древлянами.

После его смерти к власти пришла Ольга - его жена. Она имела статус регента при малолетнем сыне Игоря. Ольга, как и другие князья Киевской Руси, сделала многое для реформирования государства. Ее первым действием была месть древлянам, но после этого правительница упорядочила систему сбора налогов. Дань стали собирать централизованно и систематизированно.

Внешняя политика правителей Руси на начальном этапе государственности

Правление князей Киевской Руси имело одну общую черту во внешней политике - поддержание отношений с Византией. При каждом правителе характер контактов был индивидуальным.

Причины интереса к Византии крылись в огромном влиянии, которое эта страна оказывала на всю Европу: государство было торговым, культурным и религиозным центром. Вступая в борьбу или дипломатические отношения с Константинополем, князья Киевской Руси пытались самоутвердиться на международной арене. Первые походы осуществил Олег - в 907 и 911 годах. Результатом стали выгодные для Руси соглашения: Византия была обязана выплатить немалую сумму контрибуции и обеспечить особые условия торговли для русских купцов.

Практику походов на Византию продолжил Игорь, но в его случае все было не так успешно. В 941 и 943 годах князь осуществил попытки улучшить условия старого договора. Во время первого похода его войска потерпели сокрушительное поражение. Через 2 года дело до битвы не дошло, поскольку Игорь собрал огромное войско. Византийский император согласился на подписание соглашения, но оно было менее выгодно для Руси, чем договор 911 года.

Отношения с Константинополем Ольги носили иной характер. Княгиня несколько раз посетила Византию. Ее интересовала христианизация Руси. Во время одного визита Ольга приняла христианство, но в целом ее религиозная политика была неуспешной.

Еще одним направлением внешней политики на раннем этапе развития государственности были страны Закавказья и Арабский халифат.

Святослав - князь-воин

Сын Игоря Святослав пришел к власти в 964 году путем переворота, осуществленного против его матери и регента - Ольги. Походы князя позволили Руси стать одной из наиболее влиятельных стран.

Первым направлением интереса Святослава были славянские племена. Князь включил некоторые территории в состав Руси. Боролся Святослав с хазарами и волжскими булгарами.

Успехи князя взволновали Византию - это государство славилось умением вести дипломатические войны. Константинополю удалось ввязать Русь в сопротивление с болгарами. Византия «попросила помощи» у Святослава победить этот народ. В ходе крупной битвы под Доростолом русский князь разгромил болгар - так завершился первый Балканский поход. Таким образом, Византия избавилась от крупного врага чужими руками. Уже через год Святослав идет во второй Балканский поход - его начало было успешным, но Константинополю удалось остановить русские войска и навязать князю договор. Условия: Русь не должна воевать с Византией и предъявлять претензии на территорию Крыма.

Интересно, что именно Святослав первым официально разделил Русь между сыновьями с целью избежать распрей после его смерти.

Начало «Золотой эры» Руси: правление Владимира Святославовича

Период наибольшего расцвета Русь пережила во время правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого. В это время окончательно закрепились границы государства, территория была наибольшей, был проведен ряд реформ относительно политической и экономической систем.

После смерти Святослава началась братоубийственная борьба за власть. В противостоянии победил Владимир, названный позже Великим. В 980 году он становится правителем всей Руси. За годы правления Владимир зарекомендовал себя как стратег, дипломат, воин и реформатор. Во времена его власти территория Руси завершила формирование.

Князь Киевской Руси Владимир провел несколько реформ:

  • В ходе административной - был юридически оформлен территориальный раздел государства.
  • Военная реформа: изменения касались племенной организации войска. Вместо нее Владимир воссоединил систему обороны Руси и феодальное устройство. Князь раздал приграничные земли лучшим воинам - они и обрабатывали земли, и защищали границы.
  • Религиозная: в 988 году князь Владимир крестил Русь.

В сфере внешней политики были продолжены отношения с Византией, налажены контакты со Священной Римской империей.

Период борьбы за власть

Князь Владимир умер в 1015 году. Его наследники начали активно бороться за свои права. Еще при жизни Владимир раздал земли сыновьям, но это не решило проблему - каждый хотел править всеми территориями. Четверо братьев были убиты в ходе противостояния. В итоге, наиболее сильными противниками оказались черниговский правитель Мстислав и киевский князь Ярослав. В 1024 году между их войсками состоялась битва неподалеку от города Листвена. Ярослав был разбит, но братья смогли договориться и совместно править более 10 лет, до смерти Мстислава.

Князья договорились, что у Руси будет два центра - Чернигов и Киев. Такое политическое явление носит наименование дуумвират - таких примеров немало знает история. Киевская Русь во времена правления братьев укрепилась, поскольку Ярослав был талантливым политиком, а Мстислав - полководцем и стратегом.

Время расцвета

После смерти Мстислава Ярослав стал единоличным правителем Руси. Годы его княжества - это времена небывалого расцвета, централизации государства. Ярослав был дипломатом, реформатором, но не воином. Он с детства имел хрупкое телосложение, слабое здоровье и хромал. Но эти недостатки компенсировались колоссальными способностями князя в вопросах внутренней политики и дипломатических контактов.

Еще в составе дуумвирата Ярославу и его брату удалось завоевать земли возле границы Руси. Правители делали многое для укрепления обороноспособности государства. Во времена правления Ярослава удалось победить давних врагов Руси - печенегов. В честь такого события был построен Софийский собор - выдающийся памятник архитектуры.

В сфере внешней политики ситуация была стабильной. Войска Ярослава осуществили последний поход на Византию. Он не был успешным, но это не навредило положению Руси на международной арене.

Ярослав был известнейшим «семейным дипломатом» - все его дети вступили в брак с великими европейскими правителями или представителями благороднейших родов.

Главным достоянием времени расцвета стала «Русская Правда» - первый написанный свод законов. Автором был Ярослав, прозванный Мудрым. Здесь содержались все нормы, которые регулировали жизнь населения.

Великие князья Киевской Руси - Ярослав и Владимир - сделали государство одним из величайших и влиятельнейших в Европе.

Начало раздробленности Руси

Период расцвета длился до середины XI века - за ним постепенно начался упадок. Князь Киевской Руси Владимир и его наследник Ярослав поступили практически одинаково - юридически закрепили разделение государства между сыновьями. Это было сделано из лучших побуждений, но положительного результата не последовало.

Сыновья Ярослава начали борьбу за власть. В результате изменилась форма монархии - централизованная превратилась в федеративную. Также был оформлен триумвират - уникальный политический союз, благодаря которому государство успешно функционировало около 20 лет. Времена шли, а каждый из триумвиров хотел сосредоточить в своих руках всю полноту власти. Распад союза официально состоялся на Вышгородском съезде - братья договорились править по очереди. Тогда была оформлена «Правда Ярославичей», ставшая дополнением «Русской Правды». Таким образом, первым стал князь Святослав, после него Изяслав, последним - Всеволод.

Конец века ознаменовался масштабным противостоянием между наследниками и претендентами на власть. Точкой в существовании единой Руси стал Любечский съезд - было принято решение, что каждый князь должен править своими землями. Это стало основой раздробленности.

Русские князья Киевской Руси в конце XI века завершили существование единого, сильного государства. Последней попыткой вернуть былое величие было правление Владимира Мономаха, а после - его сына. На короткий период земли были воссоединены, принят новый свод законов «Устав».

Эволюция государственной власти на Руси

На Руси была монархия. Она несколько раз видоизменялась на протяжении развития государственности. Власть князя в Киевской Руси прошла долгий путь.

На начальном этапе развития государственности князь был лидером-военачальником. Это примитивная форма монархии, которая опиралась на дружину. Войско и князь составляли государственную верхушку. Вокруг этого простого аппарата правления оформилась система налогообложения и суда. Про князя на том этапе трудно говорить, как про государственного деятеля или реформатора. Это времена правления Рюрика, Игоря, Олега.

Расцвет Руси - период оформления централизованной монархии. Теперь князь - не просто воин, а еще и реформатор, политик. Войско теряет влияние на решения правителя - дружина начинает выполнять свои непосредственные функции. У князя появляются советники - бояре. Это древнерусская аристократия, которая имела огромное влияние. Правитель в то время был носителем власти, представителем Руси на международной арене, гарантом власти и стабильности.

Когда Русь начала распадаться, централизованное государство постепенно превратилось в федеративное. Изменился характер власти правителей. Теперь не было единого князя всей Руси - было много лидеров, которые принимали общие решения на съездах.

Важными органами власти был боярский совет. Чем-то он напоминал прообраз парламента. Особенно значение этого органа власти возросло на этапе раздробленности. Во времена централизации решения боярского совета были вспомогательными.

Князья Киевской Руси (таблица): особенности государства:

Политические портреты князей Киевской Руси позволяют нам охарактеризовать особенности периода правления каждого из них. Воинская слава и сила Олега и Святослава на начальном этапе развития, дипломатия и реформы Владимира и Ярослава во времена расцвета, междоусобицы - все это история, которую необходимо знать каждому. Русь в своем развитии прошла классические этапы - становление, расцвет, упадок.

1. В конце IX в. произошел процесс образования единого Древнерусского государства. Он состоял из двух стадий:

— призвания на княжение в 862 г. жителями Новгорода варягов во главе с Рюриком и его дружиной, установления власти Рю­риковичей над Новгородом;

— насильственного объединения варяжско-новгородской дружиной восточнославянских племен, расселившихся вдоль Днепра, в единое государство - Киевскую Русь.

На первом этапе, согласно общераспространенной легенде:

  • древнерусские племена, несмотря на зачатки государственности, жили разрозненно;
  • частым явлением была вражда как внутри племени, так и между племенами;
  • в 862 г. жители Новгорода обратились к варягам (шведам) с просьбой взять власть в городе и навести порядок;
  • по просьбе новгородцев в город прибыли из Скандинавии три брата - Рюрик, Трувор и Синеус, вместе со своей дружиной;

Рюрик стал новгородским князем и считается основателем кня­жеской династии Рюриковичей, правившей Русью более 700 лет (до 1598 г.).

Утвердившись у власти в Новгороде и смешавшись с местным населением, Рюриковичи и новгородско-варяжская дружина начали объединениепод своей властью соседних восточнославянских племен:

  • после смерти Рюрика в 879 г. новым князем был провозглашен малолетний сын Рюрика Игорь (Ингвар), а фактическим правителем стал военачальник князь Олег;
  • князь Олег в конце IX в. совершал походы на соседние племена и подчинял их своей воле;
  • в 882 г. князем Олегом был захвачен Киев, местные Полянские князья Аскольд и Дир были убиты;
  • в Киев была перенесена столица нового государства, которое получило название «Киевская Русь».

Объединение Киева и Новгорода в 882 г. под властью одного князя (Олега), считается началом образования Древнерусского государства.

2. В связи с образованием Киевской Руси существует две распространенные теории:

  • норманнская, согласно которой государство славянским племенам принесли варяги (норманны);
  • древнеславянская, отрицающая роль варягов и утверждающая, что государство было и до их прихода, но сведения в истории не сохранились, также выдвигается гипотеза, что Рюрик был славянином, а не варягом.

Точных архивных подтверждений той или иной теории не сохранилось. У обеих точек зрения есть свои сторонники и противники. Существует и две теории происхождения термина «Русь»:

  • «южная теория», согласно которой название пошло от реки Рось под Киевом;
  • «северная теория», согласно которой название «Русь» принесено варягами. Ряд скандинавских племен, особенно их элита - военачальники, управленцы, именовали себя «Русь». В скандинавских странах имеется много городов, рек, названий, производных от корня «Русь» (Русенборг, Рус, Русса и т. д.). Соответственно, Киевская Русь, согласно этой теории, переводится как го­сударство варягов («Русь») с центром в Киеве.

Также спорным является вопрос о существовании единого древне­русского народа и о централизованном характере государства Киевская Русь. Большинство источников, особенно иностранных (итальянских, арабских), доказывают, что даже под властью Рюриковичей Киевская Русь, вплоть до ее распада, оставалась союзом разных славянских племен. Боярско-аристократический Киев, культурно близкий Византии и кочевникам, сильно отличался от торговой демократической республики Новгорода, тяготевшего к североевропейским городам Ганзейского торгового союза, а быт и образ жизни живших в устье Дуная тиверцев сильно отличался от жизни Рязани и Владимиро-Суздальской земли.

Несмотря на это, в 900-е гг. (X в.) происходит процесс распространения власти Рюриковичей и укрепления созданного ими Древнерусского государства. Он связан с именами первых древнерусских князей:

  • Олега;
  • Игоря Рюриковича;
  • Ольги;
  • Святослава Игоревича.

3. В 907 г. дружина Киевской Руси во главе с князем Олегом совершила первый крупный заграничный завоевательный поход и захватила столицу Византии Константинополь (Царьград). После этого Византия - одна из крупнейших империй того времени, выплачивала дань Киевской Руси.

4. В 912 г. князь Олег умер (по преданию, от укуса змеи, спрятавшейся в черепе коня Олега).

Его наследником стал сын Рюрика Игорь. При Игоре племена окончательно были объединены вокруг Киева и принуждены платить дань. В 945 г. во время сбора дани князь Игорь был убит древлянами, которые данным шагом выразили протест против увеличения размера дани.

Княгиня Ольга, жена Игоря, правившая в 945 - 964 гг., про­должила его политику. Ольга начала свое правление походом на древлян, сожгла многие древлянские поселения, подавила их выступления и отомстила за смерть мужа. Ольга была первой из князей, кто принял христианство. Начался процесс христианизации древнерусской элиты, в то время как большинство населения оставалось язычниками.

5. Сын Игоря и Ольги Святослав проводил большую часть времени в завоевательных походах, в которых проявлял очень большую силу и мужество. Святослав всегда заранее объявлял войну («Иду на Вы»), воевал с печенегами и византийцами. В 969 - 971 гг. Святослав воевал на территории Болгарии и обосновался в устье Дуная. В 972 г., во время возвращения из похода в Киев, Святослав был убит печенегами.

6. К концу X в. процесс формирования Древнерусского государства, продолжавшийся около 100 лет (от Рюрика до Владимира Святославовича), в основном завершился. Можно выделить его основные итоги:

  • под властью Киева (Киевской Руси) были объединены все основные древнерусские племена, которые платили дань Киеву;
  • во главе государства стоял князь, который был уже не только военным предводителем, но и политическим лидером; князь и дружина (армия) защищали Русь от внешней угрозы (в основном кочевников), подавляли внутренние междоусобицы;
  • из зажиточных дружинников князя началось формирование само­тоятельной политической и экономической элиты - боярства;
  • началась христианизация древнерусской верхушки;
  • Русь начала добиваться признания других стран, в первую оче­редь - Византии.
Киевская Русь - древнерусское государство на западе, юго-западе, частично на юге Восточно-Европейской равнины. Существовало с девятого до начала двенадцатого веков нашей эры. Столицей был Киев. Возникло объединением славянских племен: ильменских словен, кривичей, полян, древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Принципиальным в истории Киевской Руси считается год 862-й, когда, как указывает древний письменный источник «Повесть Временных лет», славянские племена призвали на княжение варягов. Первым начальником Киевской Руси стал Рюрик, который занял престол в Новгороде.

Князья Киевской Руси

  • 864 - Варяги Аскольд и Дир захватили княжескую власть в Киеве
  • 882 - Варяг Олег , княживший в Новгороде, убил Аскольда и Дира, сел княжить в Киеве, объединил северные и южные славянские земли и принял титул великого князя
  • 912 - Смерть Олега. Возвышение Игоря , сына Рюрика
  • 945 - Смерть Игоря. На престоле его жена Ольга
  • 957 - Ольга передала власть сыну Святославу
  • 972 - Гибель Святослава от рук печенегов. Киевский престол занял Ярополк
  • 980 - Гибель Ярополка в междуусобице с братом Владимиром. Владимир - киевский князь
  • 1015 - Смерть Владимира. Власть в Киеве захватил его сын Святополк
  • 1016 - Трехлетняя борьба за верховенство на Руси между святополком и новгородским князем Ярославом
  • 1019 - Гибель Святополка. Ярослав , прозванный мудрым - князь в Киеве
  • 1054 - После смерти Ярослава великокняжеский стол занял его сын Изяслав
  • 1068 - Восстание киевского народа, провозглашение им полоцкого князя Всеслава великим князем, Возвращение Изяслава .
  • 1073 - Изгнание Изяслава его братьями Святославом и Всеволодом. Князь - Святослав Ярославич
  • 1076 - Смерть Святослава. Возвращение Изяслава .
  • 1078 - Гибель Изяслава от рук племянника Олега Святославича, князя черниговского. Киевский престол занял Всеволод Ярославич
  • 1099 - Князь Святополк , сын Изяслава
  • 1113 - Князь Владимир Мономах
  • 1125 - Смерть Владимира Мономаха. На престол взошел его сын Мстислав
  • 1132 - Смерть Мстислава. Распадение Новгородско-Киевской Руси.

Краткая история Киевской Руси

    - Князь Олег, прозванный вещим, объединил два главных центра пути «Из варяг в греки» Киев и Новгород
    - 911 год - Выгодный торговый договор Киевской Руси и Византии
    - 944-945 - Поход русов на Каспий
    - 957 - Княгиня Ольга первый из русских князей приняла православие
    - 988 - Сестра византийского императора Василия II стала женой киевского князя Владимира
    - 988 - Крещение Владимира в Херсонесе
    - 989 - Присоединение к Руси Херсонеса
    - 1036 - После разгрома печенегов 25 лет мира на Руси, породнение Ярослава мудрого с королями Швеции, Франции, Польши.
    - 1037 - Закладка Собора Св. Софии в Киеве
    - 1051 - Основание Киевско-Печерского монастыря. Илларион - первый русский митрополит
    - 1057 - Создание дьяком Григорием «Остромирова евангелия»
    - 1072 - «Русская правда» - первый русский свод законов (судебник)
    - 1112 - Составление «Повести временных лет»
    - 1125 - «Поучение» Владимира Мономаха - наставления сыновьям. Памятник древнерусской литературы
    - 1147 Первое упоминание о Москве (в Ипатьевсеок летописи)
    - 1154 — Князь московский Юрий Долгорукий становится великим князем Киевским

Центром Киевской Руси Киев пребывал до 1169 года, когда был захвачен и разграблен отрядами князя Ростово-Суздальского Андрея Боголюбского

Города Киевской Руси

  • Новгород (до 1136 года)
  • Псков
  • Чернигов
  • Полоцк
  • Смоленск
  • Любеч
  • Житомир
  • Искоростень
  • Вышгород
  • Пересечен
  • Переяславль
  • Тьмутаракань

До монголо-татарского нашествия середины ХIII Киев продолжал формально считаться центром Руси, но фактически утратил свое значение. На Руси наступила пора феодальной раздробленности. Киевская Русь распалась на 14 княжеств, управлявшимися потомками разных ветвей древа Рюрика, и вольный город Новгород

Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

Бердяев Николай Александрович

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полудикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

  1. норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг - братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
  2. антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править. После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате. В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородскими и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

Становление государственности

Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.


Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Ключевые события

Киевская Русь это первая форма российской государственности, которая имела немало великих страниц в своей истории. В качестве основных событий эпохи киевского возвышения можно выделить следующие:

  • 862 г. – приход варяга-Рюрика в Новгород на княжение
  • 882 г. – Вещий Олег захватил Киев
  • 907 г. – поход на Константинополь
  • 988 г. – Крещение Руси
  • 1097 г. – Любечский съезд князей
  • 1125-1132 гг. – княжение Мстислава Великого

В исторической науке существуют разные точки зрения на место России в мировом историческом процессе. В соответствии с одной из них - это европейская страна, относящаяся к западному типу цивилиза- ции. В соответствии с другой Россию следует рассматривать как вариант посточного общества. В соответствии с третьей - это евразийская циви- лизация, возникшая в результате своеобразного взаимовлияния Востока и Запада.

Древнерусские летописи связывали образование государства в равной степени и с южной Русыо, и с Русыо северной. Очевидно, в IX в. у восточных славян сложилось два предгосударственных объединения. Одним из них стали земли полян с центром в Киеве; другим - земли ильменских славян, части кривичей, чуди и мери S центром в Новгороде. Вероятно, накануне объединения оба они возглавлялись князьями ва­ряжского происхождения. В 882 г. новгородский князь Олег объединил (свер и юг, в результате чего торговый путь «из варяг в греки» оказался и одних руках, столица сместилась из Новгорода в Киев.

Возникло единое государство - Киевская Русь. Вопрос о происхо­ждении древнерусского государства и династии киевских князей Поро­дил в отечественной науке многовековой спор между норманистами, до­казывающими организующую роль скандинавского начала в становле­нии государства у славян, и антинорманистами, защищающими теорию (I гественного возникновения славянского государства как результата мпигельного общественного процесса.

Слиянием Киева и Новгорода завершается образование древнерус- i кого государства. Это событие летопись связала с именем Олега (879- I I)._Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточ­ных славян, собирать с них дань и требовать участия в походах. Но мно- н) земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само древ­нерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севе­ра на юг вдоль великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову. Jleтопись рассказывает об успешном морском походе русских на Константинополь в 907 г. Результатом его было заключение договора между Ви­зантией и Русью, весьма выгодного для нас.



В княжение Игоря (912-945) русские совершают новый поход на Византию, он оказался неудачным. Поход был повторен в 944 г. Снова был заключен договор с Византией, менее выгодный для Руси. Князь Игорь погиб при попытке собрать дань с древлян.

Жена князя Игоря - Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за смерть мужа - сожгла столицу древлян город Искоростень. Она про­явила себя мудрой правительницей. «Все на этом свете остроумная Оль­га искала мудростью» - писал о ней летописец. Она объездила всю стра­ну, устанавливая правила, порядок, размеры дани, устраивала погосты - место сбора оброка, определяла места торговли, куда могли съезжаться гости и т.д. В 955 г. Ольга совершила путешествие в Царьград и приня­ла христианство.

Русские совершали походы на Закавказье (80-е годы, 909, 910, 913- 914, 943-944), используя для выхода в Каспийское море Дон и Волгу. Постоянные и все развивающиеся связи, как это обычно было в эпоху раннего феодализма, перемежались с военными столкновениями.

В княжение Святослава Игоревича (964-972) был нанесен сокру­шительный удар Хазарскому каганату. Владения Киева распространи­лись до низовьев Дона, Северного Кавказа, Тамани и Восточного Кры­ма, где возникло русское Тмутараканское княжество. В состав Руси во­шли земли ясов, касогов, обезов - предков нынешних осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев, абазинцев и др.

Святослав совершил поход на Дунай. Целью похода было создание обширного славянского, русско-болгарского государства с центром в низовьях Дуная. Святослав привлек па свою сторону болгарского царя Бориса, и Болгария выступила союзником Руси. В 970 г. русские начали наступление. Весной 971 г. император Византии перешел в наступление. Русские героически отстаивали Доростол, но огромное численное пре­восходство греков вынудило Святослава вступить в переговоры с импе­ратором. Русские вернулись в Причерноморье, двинулись к Киеву, но у порогов на них напали кочевники-печенеги. Святослав был убит. Свято­слав закончил процесс объединения восточно-славянских земель.

2. Расцвет Киевской Руси

Период укрепления и расцвета Киевской Руси (конец X - начало XI вв.) связан с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Муд­рого (1019-1054). Содержание этого периода состоит в следующем: п окончательном завершении объединения восточнославянских земель в рамках единого государства; в решении проблемы обороны южных и юго-восточных рубежей страны; в расширении территории государства

Период расцвета Киевской Руси характеризуется процессом дальнейшей феодализации. Возникают крупные земельные вотчины (княжеские, бо­ярские, церковные наследственные владения); идет процесс закабаления ранее свободных крестьян. Из числа разорившихся крестьян (смердов) формируются новые категории зависимого населения - рядовичи, заку­пы, холопы. Однако основную массу сельского населения продолжают составлять свободные крестьяне - общинники, подчиняющиеся только государству и эксплуатируемые им (государственный феодализм).

В рамках этого периода истории Киевской Руси принимается и ут­верждается единая государственная религия - христианство, в стране по­являются первые письменные законы (правовым кодексом Киевской Ру­си стала «Русская правда»),

£ Языческая религия не могла уже удовлетворять потребностей фео­дального государства. Попытка реформировать язычество, предпринятая при Владимире и заключавшаяся в объединении главных божеств, в том числе племенных, в единый пантеон во главе с Перуном, копировавший отношения, сложившиеся на Руси между князем и его дружинным ок­ружением, как полумера, успеха не имела, и религией раннефеодального древнерусского государства стало христианство.

Решающую роль в утверждении христианства на Руси сыграла Ви- зантия. Немаловажное значение имела и Болгария. С обеими этими странами, особенно с родственной по языку и культуре Болгарией, Русь издавна была тесно связана. Христианство было религией феодального общества, и укреплявшийся на Руси класс феодалов рассматривал хри­стианство, как наиболее приемлемую форму идеологии возглавляемого им общества.

По летописному рассказу, официальное принятие Русью христиан- i I на как господствующей религии произошло 988 г. Новую веру вводи- ни силой. Свергали, рубили и сжигали идолов. Киевлян, пытавшихся“ук- попиться от крещения, пугали конфискацией имущества и смертью и за- I оняли в реку для крещения «страхом».

Принятие христианской религии, заменившей традиционные пле- мгиные, языческие верования, обеспечило духовное единство Киевской Руси, идеологически укрепило Авторитет государства, подняло значение | пяжеской власти. Христианство по-новому организовало сознание и питие восточнославянского общества, оказалоогромн^^ политические и правовые отношения, дало мощный толчок развитию ■ пьтуры. Принятие христианства включило Русь в систему_общехристанских ценностей. Вопрос о христианизации Руси продолжает вызы- пип, острые дискуссии. Одни историки утверждают, что принятие христианства, несмотря на Византийский вариант, сблизило Русь с христианской Европой. Другие полагают, что принятие «греческой веры» ой! словило развитие Руси по византийской (восточной) модели развития. I

При Ярославе Мудром продолжалось укрепление рубежей РуЯ На юге, на р, Сан, высились стены города Ярослава, на северо-западе, земле «чуди» (эстов), был заложен Юрьев (Тарту), названный христши ским именем Ярослава Мудрого - Юрий. В 1036 г. у самого Киева ру! ские наголову разгромили печенегов, остатки которых откочевали я юго-запад. К югу от Киева, в Поросье, стали оседать признавшие с< и подданными киевского князя тюрки-кочевники: торки, печенеги, берендеи 1

Развитие феодализма выражалось прежде всего в росте феодальна го землевладения. В XI - начале XII в. этот процесс идет очень быст *(Источники той поры часто говорят о крупном феодальном землевлаш нии князей, бояр, монастырей.

Развитие феодального землевладения находит яркое отражений! «Русской Правде». Она была составлена в 1072 г. Изяславом, Святосн! вом и Всеволодом - сыновьями Ярослава Мудрого.

Отношения между государствами в XI - начале XLU в. были npl имущественно мирными: имели место только два военных конфликта 1043 г., когда русские войска совершили последний поход па КонстЯ тинополь, и в середине 1110-х гг., когда киевский князь Владимир IVfl номах предпринял попытку посадить на византийский императора и престол своего ставленника.

В период существования единого государства Русь, с конца X I начала XII столетия, оно играло заметную роль в международных о им шениях. Киевские князья вмешивались в политическую борьбу в По/Я ше, Венгрии, Норвегии. Поддерживались постоянные связи, в том чип! через многочисленные династические браки, также с Германией, Вши тией, Швецией, Данией, Чехией, Францией.

Пока Русь оставалась относительно единым государством, ее ii|> вители проводили общерусскую внешнюю политику: преимуществе! iit| ориентация на союз с теми или иными иностранными государстниК| (Византией, Германией, Польшей, Венгрией) бывала в XI - начале* столетия следствием личных (матримониальных в первую очередь) С1 зей тех или иных князей. Иная ситуация сложилась в период раздет ленности. Теперь каждая земля проводила свою внешнюю полш ий Нередки были в XII - нач. ХШ в. факты участия иноземцев (полошЯ венгров, поляков) в междоусобных войнах русских князей.

3. Древнерусская культура

В формировании древнерусской культуры решающее значея имело принятие христианства в его восточном, православном варили!

>n<> приобщило страну к культурам византийской, а через нее опосредо- нпнно - к античной и ближневосточной. Но еще задолго до крещения Русь стала входить в орбиту формировавшейся славянской христиан­ской культуры - благодаря усвоению славянской азбуки, созданной Ки­риллом и Мефодием Деятельность Кирилло-Мефодиевской миссии происходила во второй половине IX в. в других славянских странах, Болгарии и Моравии, но уже с начала X столетия один из двух создан­ных ее трудами славянских алфавитов - кириллица - стал использоваться на Руси. А после христианизации сюда пошел мощный поток славяноя- 1ЫЧНОЙ литературы.

Памятники, созданные во второй половине JX-X вв. в Болгарии, Моравии, Чехии, сохранились в основном в русских списках (некоторые только в русских), то есть Русь выступила, в силу исторических об­стоятельств, хранительницей ранней славянской литературы, созданной ia ее пределами.

Появление письменности на славянском языке, понятном всему на­селению (в раннее Средневековье речь славян из разных-регионов отли­чалась еще незначительно), и введение богослужения на славянском языке (это также было наследие Кирилло-Мефодиевской миссии) имело неоценимое значение для культуры русского Средневековья. Эти черты отличали славянские православные страны от католической Европы (в юм числе славянские страны, принявшие христианство из Рима), где языком богослужения и соответственно литературным языком была первые века после христианизации латынь, знание которой было уделом небольшого слоя ученых людей.

На Руси же язык письменности был близок к жиьому языку. Это, во-первых, привело к весьма высокому для раннего Средневековья уровню грамотности: он открылся благодаря находке археологами в се­редине прошлого столетия (1951 г.) берестяных грамот - писем различ­ного содержания на бересте, выполненных людьми самых разных слоев древнерусского общества (ныне такие грайоты обнаружены уже в де­сятке древнерусских городов; большая их часть происходит из Новгоро­да, где сохранению бересты в земле помогали почвенно-климатические условия). Во-вторых, способствовало быстрому развитию собственной оригинальной литературы.

Большинство произведений литературы, дошедших до нас от до­монгольского периода - памятники церковной литературы, в первую очередь богослужебного характера, которые лучше всего сохранялись. Среди них есть выдающиеся произведения - «Слово о Законе и Благода­ти» митрополита Иллариона (середина XI в.), памятники житийного

жанра - Жития Бориса и Глеба, первых русских святых, Феодосия Пе­черского (вторая половина XI столетия).

Одним из оригинальных жанров древнерусской литературы было летописание. Его зарождение исследователи датируют по-разному - концом X в. (эпоха Владимира Святославича), 1030-ми гг. (княжение Ярослава Владимировича), второй половиной XI в. Наиболее ранним памятником летописания, дошедшим до нас в относительно цельном ви­де (в составе Новгородской первой летописи) является так нназываемый Начальный киевский свод конца XI столетия. В начале XII в. в Киеве была создана «Повесть временных лет» - произведение, в котором исто­рия Руси была вписана в историю общеславянскую и мировую. В XII - начале XIII вв. летописи создаются уже во многих центрах Руси - Киеве, Новгороде, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Ростове, Г аличе.

Сохранился также ряд произведений, уникальных по своим жанро­вым характеристикам. Таково, например, «Поучение» Владимира Мо- номаха (начало XII в.) - целый комплекс сочинений^созданных киев­ским князем. Самое выдающееся по своим художественным достоинст вам произведение древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве» (конец ХП столетия) - вместе со сходным с ним но манере «Словом о погибели Русской земли» (вторая четверть ХШ в.) представляют собой осколки традиции древнерусской придворной поэзии. Не имеет анало­гий также такой памятник, как «Слово (или Моление) Даниила Заточни­ка» (конец XII столетия).

Высокого развития достигла архитектура, в которой сочетание местные традиции, византийское и западноевропейское влияние. Древ нейшие, сохранившиеся до нашего времени памятники древнерусского зодчества - Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Спасский собор в Чернигове - датируются серединой XI столетия. В XII-начале XIII вв. наибольших высот достигло каменное зодчество в Новгородской и Суз­дальской землях.

Вопросы для самоподготовки.

1.Какие условия способствовали созданию Древнерусского госу дарства?

2.Политическая деятельность первых русских князей.

3.Обоснуйте необходимость принятия для Руси большой религии христианства?

4.Личность князя Владимира в русских былинах?

5.Русь в системе общеевропейских отношений при Ярославе Мудром

Охарактеризуйте письменные источники Древнерусского госу дарства?Тема 5. Русь в период феодальной раздробленности (XII - XIII вв.)

1.Причины феодальной раздробленности Киевской Руси

2.Политическое положение наиболее крупных русских княжеств.

3.Монголо-татарское нашествие и его последствия

4.Разгром шведских и немецких захватчиков

1. Причины феодальной раздробленности Киевской Руси

По мере укрепления отдельных древнерусских земель правившие ими князья из рода Рюриковичей стремились к большей самостоятель­ности и, опираясь на местное боярство, начинали противопоставлять се- ("и великокняжеской власти. Одновременно начался затянувшийся на ве­ки процесс вытеснения системы горизонтального (очередного) порядка наследования власти по старшинству (от старшего брата к следующему) вер! икальным порядком, обеспечивающим переход власти от отца к сы­ну. Решение, согласно которому каждая княжеская линия должна была наследственно владеть своим княжеством, было принято на съезде кня­зей в 1097 г. Однако от принятия решения до его реализации прошло не одно десятилетие. Распаду страны на отдельные самостоятельные земли предшествовали многочисленные и разорительные усобицы, краткий период укрепления единства Киевской Руси при Владимире Мономахе (1113-1125) и его сыне Мстиславе (1125-1132).

В течение долгого времени Киевская Русь сохраняла черты ранне­феодальной монархии. Верховная власть принадлежала великому киев­скому князю, которому подчинялись князья подвластных земель из чис- ла его ближайших родственников. На Руси признавался родовой сюзе­ренитет. У князя была дружина. Между князем и дружиной устанавли­вались вассальные отношения. Дружинники жили на княжеском дворе, участвовали в походах, делили военную добычу. Князь советовался с пружиной по всем вопросам управления, суда, сбора дани. В противном случае он мог лишиться поддержки дружинников. Наиболее опытные, старшие дружинники составляли совет (думу) и назывались боярами. (Появление дружины как постоянной военной силы было шагом на пути изживания всеобщего вооружения народа, характерного для родопле­менного строя, хотя народные ополчения продолжали играть важную роль).

Княжеско-дружинная власть была ограничена элементами само- \ правления, сохранившегося от догосударственной организации племен.

(Речь идет о вечевой власти, т. е. народном собрании). Молено полагать, что государственное устройство держалось на договоре князя с народ­ным собранием (вече) отдельных земель. Особенно сильны были эти ин­ституты на окраинах страны. Однако во второй половине XI - начале XII вв. в Киевской Руси по существу шел процесс перехода к новой полити­ческой системе. Древнерусское государство превращалось в своеобраз­ную федерацию княжеств, возглавляемую киевским князем, власть ко­торого все более слабела и приобретала номинальный характер. К сере­дине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных кня­жеств и ослабления Киева привел к распаду этого формально единого государства и образованию на территории Киевской Руси ряда само­стоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными из них были Вла- димиро-СуздаЛьское, Черниговское, Смоленское, Галицко-Волынское, Полоцко-Минское, Рязанское княжества. Особый политический строй установился в Новгородской земле (Новгородская феодальная респуб­лика).

К середине XII в. положение Руси резко ухудшилось. Углубилась феодальная раздробленность, было ослаблено политическое единство страны. Разорялось хозяйство южных земель, окончательно прервались торговые связи с южными странами и потеряны были придунайские го­рода и Тмутаракань.

Но и в таких условиях борьба Руси с врагами не прекращалась, хо­тя все труднее было добиться объединения сил даже нескольких кня­жеств. Так было в 1185 г.. когда группа князей во главе с Новгород северским князем Игорем Святославичем совершила поход вглубь сте пей. Вначале поход был удачен, однако, углубившись в степь, русские потерпели поражение, Игорь попал в плен. Не случайно поход Игоря Святославича был воспет в бессмертном произведении конца

Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский (1157-1174 разрушил Киев и он потерял свое политическое значение центра Руси. В период татаро-монгольского ига Киев утратил роль резиденции митро полита. В 1299 г. митрополит Максим, оставив Киев, нашел убежище в Северо-Восточной Руси.

Владимирское великое княжество, сохраняя свое первенствующе! политическое положение среди остальных северо-восточных земель стало объектом постоянных притязаний со стороны целого ряда русски князей.

История Киевской Руси позволяет говорить о самобытной и сво< образной древнерусской цивилизации, в которой в силу серединного по ложения Руси между Востоком и Западом в трансформированном вил проявились черты и средневековой западноевропейской, и традицион­ном восточной цивилизаций.

2. Политическое положение наиболее крупных русских княжеств

Владимиро-Суздальское княжество.

С конца XI - начала XII в. вся Русь разделилась на ряд отдельных политических образований. Однако местные особенности как экономи­ки, так и средневековой социальной структуры в разных землях обшир­ной Руси обусловили и разнообразие их государственных форм.

Крупнейшими были Владимиро-Суздальское княжество, Новго­родская республика и Г"алицко-Волынское княжество.

Владимиро-Суздальское княжество граничило с Рязанским и Чер­ниговским княжествами (к северу от реки Оки), со Смоленской землей и с 11овгородскими владениями. Затем границы на севере шли от Белого озера через реку Сухону в Заволочье, а на северо-востоке - до Нижней ()ки.

После смерти Мономаха край политически обособился; здесь на­чало местной династии положил его сын Юрий Долгорукий (1125-1157). При нем возникают ряд новых городов и укрепляются старые. К этому ^времени относится первое упоминание в летописи о Москве - 1147 г. Юррий Долгорукий позвал к себе черниговского князя Святослава слова­ми: «Приди ко мне в Москов».

С именем Юрия Долгорукого связано укрепление города Москвы, mi,й одное расположение которой он правильно оценил. Новая крепость прикрывала подступы с юга и юго-запада к Владимиро-Суздальской |гмле.

Борясь за Киев, Юрий вместе с тем. стремился утвердить свое нппяние и в Новгороде, и в других зеКшях Руси. В его стремлении укре­питься на великокняжеском престоле в Киеве видна тенденция к восста- монлению политического единства Руси. Наряду с этим князь Юрий на­чинает борьбу против местных сильных бояр в самом Ростово-

| уздальском княжестве, стремясь ослабить и подчинить их своей вла­сти.

После смерти Юрия Долгорукого стал княжить его сын Андрей Бо- голюбский (1157-1174). Это был один из сильнейших князей на Руси. Разгром Киева в 1169 г. нанес серьезный удар другим князьям - пре­зидентам на киевский престол, стремившимся не только захватить Ки-

·IH кую землю, но и использовать Новгород против Андрея. Князь пере­нес свою столицу в город Владимир-на-Клязьме. Недалеко от этого го­рода, в^селе Боголюбове, был построен замок, который служил княжеской резиденцией. Отсюда и прозвище князя - Боголюбский. Он первый присвоил себе титул великого князя всей Руси.

Однако Андрею не удалось довести борьбу до конца. Слишком сильны были местные феодалы; еще недостаточно окрепли тогда города. Враги Андрея Боголюбского объединились, организовали заговор и убили князя. В княжестве началось восстание крестьян; они громили бо­яр, истребляли княжескую администрацию. С большим трудом восста­ние было подавлено.

Князем стал брат Андрея - Всеволод Юрьевич, прозванный Боль­шое Гнездо (1176-1212). Он много сделал для усиления великокняже-1 ской власти. Не случайно автор «Слова о полку Игореве», называя Все-1 волода «великый княже», подчеркивает его силу и богатство, говоря, что его рать могла бы веслами Волгу «раскропити, а Дон шеломы выльяти». У многих сильных бояр из числа своих врагов Всеволод отобрал «села 1 ...и кони, и скот», раздав их своим дворянам и служилым боярам. Куп­цы и богатые ремесленники Владимира и других городов получили! льготы от князя. Всеволод, как и его предшественники, продолжал борь-1 бу против крупных феодалов, стремившихся к ослаблению великокня-| жеской власти.

После смерти Всеволода в княжестве снова возобновились фео-1 дальные войны, в которых приняли участие не только местные князья,] бояре, но и Новгород и др. Владимирское великое княжество раздроби-! лось на несколько уделов-княжеств, где правили другие князья Всеволо­довичи. Снова начала усиливаться власть великого князя при Юрии Всеволодовиче (1218-1238). Границы великого княжества расширялись. После успешного похода на болгар, здесь был основан новый город 1 Нижний Новгород. Он стал важным торговым и ремесленным центром и опорным пунктом в Поволжье и в бассейне реки Оки. . ;

В 1236 г. суздальский князь Ярослав Всеволодович стал и киев­ским князем, а его сын Александр (позже - Невский) - князем в Великом Новгороде. Успехи социально-экономического развития Владимирского княжества выдвигали его претендентом на объединение Руси, но этого не произошло. В результате междоусобных войн, княжество распалось на ряд мелких княжеств.

Господин Великий Новгород.

Центр Новгородской земли - Великий Новгород расположен на реке Волхов, которая разделяет его на две стороны: восточную, Торго­вую, и западную, Софийскую. Новгород примыкает к озеру Ильмень, Реки Волхов, Ловать, и Молога связывали край с Финским заливом, я Днепр и Волга - с Черным и Каспийским морями.

В Новгородскую землю входили не только области новгородских (ильменских) словен, но и финно-угорских племен и народностей - води, ижоры", карел, чуди и др. Новгородская колонизация направлялась в 11рибалтику, опираясь там на город Юрьев (Тарту). Еще в XI в. началось продвижение новгородцев к Белому морю и Уральским горам. В Новго­родской земле издавна было развито земледелие, а также охота, рыбная ловля, солеварение и бортничество. К северу от Новгорода крестьяне добывали железо. Ремесленники работали не только на заказ, но и на рынок. С ростом общественного разделения труда наступил расцвет инутренней и внешней торговли Новгорода. Этому способствовало и его удобное географическое, положение. Новгородские купцы постоянно ездили на остров Готланд, в Швецию, Данию, а со второй половины XII н. расцветает торговля Новгорода с Ганзой, союзом немецких городов. В Западную Европу новгородские купцы вывозили меха, воск, лен, пеньку, сало, тюлений жир и моржовые клыки, ремесленные изделия. Купцы из Чападной Европы ввозили в Новгород сукна, вина, пряности, предметы роскоши. Успешно развивалась торговля с другими княжествами Киев­ской Руси, особенно с Владимиро-Суздальским княжеством.

Сила народных масс Новгорода утвердила вечевую организацию.

I осподствующий класс феодалов стал руководителем республики, при­способив вече для своих классовых целей, прочно удерживая в руках все главные должности. Республика в феодальном Новгороде стала бояр­ской, аристократической. Верховная власть формально принадлежала нече, в котором могли участвовать все свободные жители города. Вече решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, приглашало князя па определенных условиях и т. д. Вечем руководили (юяре. Даже в тех случаях, когда на вече собирались восставшие новго­родцы, их борьбу обычно спешила использовать одна из групп бояр, стремившихся захватить власть.

Высшие выборные должности замещались^олько боярами, иногда лаже по наследству. Первое место среди высших должностных лиц за­нимал самый крупный феодал в Новгороде - епископ (позже - архиепи­скоп). Он хранил казну Новгорода, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, наблюдал за торговыми мерами, возглавлял церковный суд, при его дворе велась новгородская летопись; епископ имел своих служилых феодалов и свой полк. Епископ сгоял во главе «совета господ», в который входили бояре, высшие долж­ностные лица. Посадник возглавлял суд Новгорода, назначал и смещал разных должностных лиц, наблюдал за деятельностью князя, выступал с ним во главе войска, сносился с другими государствами. Помощником посадника был тысяцкий. Он командовал народным ополчением, ведал

торговым судом. Новгород имел и князя. Князь с дружиной нужен был только как полицейская сила и как военачальник всех вооруженных сил в случае войны. Кроме того, в лице князя осуществлялась связь Новго­рода с другой частью Руси - «отчиной» приглашенного князя. Князь не мог судить и управлять, он, его бояре и дружина не могли иметь владе­ний в Новгородской земле, не могли участвовать в торговле и т. д. Кня­зю платили жалованье. Вече заключало с князем договор. Если князь на­рушал договор, новгородцы обычно «показывали ему путь», прогоняли его.

Городские массы Новгорода добились некоторых прав в са моуправлении. Город делился на пять концов (районов); эти концы, как и улицы, имели свои объединения (кончай, уличан), выборную админи страцию. Каждый конец имел и некоторую власть над примыкавшей к нему территорией Новгородской земли. Но эти органы фактически тоже находились в руках бояр.

Используя межкняжескую рознь, Новгород не раз успешно отстаин вал свою самостоятельность. Все же обострение классовой борьбы с на­чала XIII в. заставляло новгородских бояр искать поддержки у сильного Всеволода Большое Гнездо.

Но положение в Новгороде усложнялась. Его землям стали угро­жать немецкие захватчики и Литва; обострялась и классовая борьба.

Галицко-Волынское княжество.

Галицко-Волынское княжество образовалось в конце XII в. в ре зультате слияния двух княжеств - Галицкого и Волынского. Галицкая земля граничила с Польшей, по Карпатам - с Венгрией, на юго-востоке граница шла от Южного Буга к устью Дуная. Волынь занимала землю по течению Западного Буга и верховьев Припяти.

На Волыни и в Галицкой земле с их черноземом издавна развива­лось пашенное земледелие и, кроме того, скотоводство, охота и рыбо­ловство. С утверждением феодальных отношений здесь быстро росло! крупное боярское и княжеское землевладение. Обогащению бояр спо­собствовала и их широкая торговля. Край находился на пересечении важных речных и сухопутных путей. Весьма сильное экономически, бо-| ярство края, особенно галицкое, превратилось в. мощную политическув силу. Служилые феодалы получали от князей за свою службу землю^ отобранную у крестьян или же конфискованную у бояр.

В Галицкой земле велись большие разработки соли, которую выво. зили в другие земли Руси. В XII в. в крае насчитывалось около 80 горо; дов (Владимир-Волынский, Луцк, Берестье, Дорогичип и др.).

Попытки обособления Волыни от Киева наметились с ссредицы XI в. Усиление галицких князей братьев Володаря и Пасилько Ростиславичей (1084-1124) вызвало против них союз киевского и волынского кня- jeii и Польши, а затем и Венгрии. Однако Ростиславичи при поддержке местных феодалов и городов успешно выдержали борьбу. Галицкая зем- III окончательно обособилась, в то время как Волынь до середины XII в. Оставалась зависимой от Киева.

Галицкое княжество особенно усилилось в княжение Ярослава Во- подимирковича (1153-1187). Этот князь настойчиво добивался укрепле­ния своей власти. Он умело использовал сд^зников среди князей на Ру- 41 и одновременно проводил внешнюю политику в соответствии с инте­ресами не только своего княжества, но и всей страны. Его выдающиеся I нособности признавали и современники, присвоив ему прозвище Ос- момысл. Автор «Слова о полку Игореве» говорит о Ярославе Осмомыс­ле как об одном из самых сильных князей на Руси, который подпирает «горы Угорский своими железными полки».



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то