Александрийский театр стиль архитектуры. Александринский театр: история, фото, отзывы

Александринский театр

30 августа 1756 г., в день памяти св. князя Александра Невского, указом Сената, подписанным дочерью Петра I Елизаветой Петровной, был учреждён один из старейших театров страны - Александринский театр (первоначальное его название Русский театр для представлений трагедий и комедий). Сейчас полное название театра — Российский государственный академический театр им. А. С. Пушкина. Первую труппу театра возглавил Фёдор Волков, которого называют «отцом русского театра», а директором стал драматург А. П. Сумароков. С 1759 г. театр получил статус придворного. «Российские придворные актёры», игравшие пьесы Сумарокова, Фонвизина, Я. Б. Княжнина, П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Ж. Б. Мольера, П. Бомарше, довольно долгое время выступали в различных театральных помещениях.

В Александринском театре состоялись премьеры почти всех драматических произведений русской классики: от «Горя от ума» А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова.

В 1832 г. театр получил на Невском проспекте новое здание, архитектором которого был знаменитый Карл Росси. С этого времени театр стал называться Александринским в честь супруги Николая I Александры Федоровны.

К. Винтерхальтер "Портрет императрицы Александры Федоровны"

Здание Александринского театра

Территория, на которой сейчас находится театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову, автору моста, названного его именем. Эта территория (сад) была у него куплена казной. В 1801 г. архитектор Бренна перестроил в театр большой деревянный павильон, где А. Казасси организовал оперную труппу, но вскоре это помещение стало недостаточным для растущего города, однако построить новое здание театра не удавалось в связи с обстановкой в России (Русско-турецкая война, Отечественная война 1812 г.). И только в 1828 г. началось строительство, которое продолжалось 4 года. В сентябре 1832 г. состоялось торжественное открытие нового здания театра.

Театральная (Александринская) площадь. Литогр. Иванова по рисунку Садовникова

Построено оно было по проекту Карла Росси в стиле ампир. (Ампир — от фр. empire - «империя») - это стиль позднего (высокого) классицизма в искусстве. Он возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века. В Российской империи этот стиль особенно развился при Александре I (К. Росси, А. Захаров, А. Воронихин, О. Бове, Д. Жилярди, В. Стасов, скульпторы И. Мартос, Ф. Щедрин).

Фасад театра оформлен глубокой лоджией. Боковые фасады выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая ансамбль с театром улица, перспективу которой замыкает задний, богато декорированный фасад театра.

Окаймляет здание скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах - статуи муз, на аттике главного фасада - квадрига Аполлона (скульптор В. И. Демут-Малиновский).

Карл Росси (1775-1849)

Б. Митуар "Карл Росси"

Карло ди Джованни (Карл Иванович) Росси родился в 1775 г. в Неаполе в семье балетных танцоров. С 1787 г. жил в России, куда был приглашен его отчим. Учился в России. Архитектуре обучался у Бренна, был его помощником во время строительства Михайловского замка. К ранним работам Росси в Петербурге относятся реконструкция Аничкова дворца, павильоны и библиотека в Павловском дворце, Елагин дворец с оранжереей и павильонами. Во многом благодаря ему Петербург обрёл новое лицо и превратился в столицу империи. Его работы: ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819-1825), Дворцовая площадь с дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой (1819-1829), Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода (1829-1834), Александринская площадь со зданиями Александринского театра (1827-1832), новый корпус Императорской публичной библиотеки и два однородных протяжённых корпуса Театральной улицы (теперь улица зодчего Росси). Одна из последних его работ – колокольня Юрьева монастыря недалеко от Великого Новгорода.

Умер Росси в 1849 г. Похоронен на Волковом лютеранском кладбище, перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры.

Труппа театра

Постепенно сложилась труппа театра, в которую всегда входили известные актеры своего времени: В. Каратыгин, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, М. Г. Савина, П. М. Свободин, В. В. Стрельская, В. П. Далматов, М. В. Дальский, П. А. Стрепетова, затем В. Ф. Комиссаржевская и позднее Е. Корчагина-Александровская, Н.Симонов, Н. Черкасов, В. Меркурьев, И. Горбачев, Б. Фрейндлих, Е. Тиме, Н. Ургант.

Пелагея Антипьевна Стрепетова (1850-1903)

И. Репин "Портрет актрисы Стрепетовой"

Жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой была трудной и яркой, как и ее игра на сцене, на которую она впервые вышла в семь лет. А в пятнадцать она уже стала профессиональной актрисой. Спустя некоторое время слухи о ее блистательной игре распространились по всей России.

Уже первые выступления провинциальной актрисы на сценах Москвы и Петербурга ошеломили театральную публику, породив как искреннее преклонение одних, так и искреннюю неприязнь других: Стрепетова была не просто талантливой актрисой, она ломала старые представления об актерской игре, наполняла сценические образы живым чувством и жизненной правдой.

Вот как писал художник М. Нестеров об игре Стрепетовой: «Стрепетова, как и великий Мочалов, как и ряд выдающихся русских актеров, основывавших свою игру на непосредственном „чувстве“, была неровна в игре. Сегодня потрясала она зрителей глубокими, незабываемыми переживаниями мятущейся женской души – ее тяжкой доли, а завтра в той же роли была заурядна, бесцветна. И так всю жизнь, на сцене и в жизни, чередовались у нее успехи с неудачами, с отчаянием.

В репертуаре ее было несколько ролей, в которых она не имела себе соперниц. В „Грозе“ она была поразительной Катериной.

Немало и других ролей с ярко выраженным трагическим характером и преимущественно из народной русской жизни Стрепетова играла как истинно великая артистка… Звук ее голоса, простота, естественность – тот великий реализм, что бывает так редко, и даже у великих художников знали мы не так часто – вот этот реализм был у Стрепетовой в минуты ее высочайшего вдохновения».

В Александринском театре работали великие режиссёры Вс. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов.

Режиссер Леонид Сергеевич Вивьен (1887-1966)

Режиссер Л.С. Вивьен

С 1911 г. состоял в труппе Александринского театра, а в 1937 г. стал главным режиссером. Спектакли, поставленные Л. Вивьеном, отличались глубиной раскрытия авторского замысла и тщательной психологической разработкой характеров. Репертуар театра был разнообразным: русская и зарубежная классика и спектакли современных авторов. Активно занимался педагогической деятельностью. Среди его учеников – известные актеры народные артисты СССР Николай Симонов, Василий Меркурьев, Рубен Агамирзян, Юрий Толубеев и др.

С театром сотрудничали великие художники Н. Альтман, А. Бенуа, А. Головин, К. Коровин, а также выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.

Художник Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)

А. Бенуа. Эскиз декораций к балету И. Стравинского "Петрушка"

По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал к петербургской художественной интеллигенции.

Художественные вкусы и взгляды молодого художника формировались в соответствии со временем в оппозиции к его семье, которая придерживалась консервативных «академических» взглядов. Стать художником решил еще в детстве, но после пребывания в Академии художеств разочаровался и предпочел получить юридическое образование в Петербургском университете, а художественное образование получил по своей собственной программе.

А. Бенуа проявил себя во многих жанрах: в литературе, живописи, истории искусства, критике, режиссуре, он писал прекрасные пейзажи, иллюстрировал произведения многих писателей, но более известен как театральный художник и теоретик театрально-декорационного искусства. Его декорации и костюмы открывают исключительную способность воссоздания самых разных эпох, национальных особенностей и настроений.

В настоящее время художественным руководителем театра является Валерий Фокин.

Театральные маски

Один из известнейших театров Санкт-Петербурга, легендарный Александрийский театр был основан по указу императрицы Елизаветы. В честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны театр был назван Александровским. 9 февраля 1937 года, когда Россия отмечала столетие со дня гибели Пушкина, театру было присвоено имя поэта, и теперь его называют Александринским, или Пушкинским театром.

Великолепное здание, в котором театр размещается с 1832 года, было построено архитектором Карлом Росси. Обращенный фасадом к Невскому проспекту, изысканный архитектурный ансамбль является одним из лучших образцов русского классицизма. Скульптурная композиция "Колесница Аполлона", расположенная на аттике здания, стала не только символом театра, но и одной из эмблем Северной столицы.

Репертуар театра традиционно составляют драматические спектакли русских и зарубежных классиков. На сцене Александринского театра состоялись практически все мировые премьеры произведений русской классической драматургии. На легендарных постановках часто бывали Пушкин и Белинский, Тургенев, Островский и Блок. Здесь же Чехов переживал радость на представлении своего "Иванова" и разочарование после первой провалившейся постановки "Чайки". Сегодня в афише театра наряду с драматическими произведениями все чаще можно встретить балетные постановки с участием звезд российской хореографии.
Актерский коллектив Александринского театра, известного как "театр мастеров", - один из сильнейших в Петербурге. Стены театра хранят память о выдающихся актерах В. Каратыгине, А. Мартынове, И. Горбачеве, Б. Фрейндлихе, актрисах В. Комиссаржевской, Е. Корчагиной-Александровской и многих других.

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина - легендарный Александринский театр - является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания - Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства.

Здание Александринского театра, созданное К. И. Росси, - один из наиболее характерных и выдающихся памятников архитектуры русского классицизма. В ансамбле площади Островского оно играет доминирующую роль. В результате перепланировки усадьбы Аничковского дворца в 1816-1818 годах между зданием Публичной библиотеки и садом Аничковского дворца возникла обширная городская площадь. На протяжении более десяти лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади, предусматривавших сооружение на ней городского театра. Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года. Строительство театра началось в том же году. 31 августа 1832 года состоялось его торжественное открытие.

Здание театра расположено в глубине площади Островского и обращено своим главным фасадом в сторону Невского проспекта. Обработанные рустами стены нижнего этажа служат как бы цоколем торжественных колоннад, украшающих фасады театра. Колоннада главного фасада из шести коринфских колонн четко вырисовывается на фоне стены, отодвинутой в глубину. Традиционный мотив вынесенного вперед классического портика здесь заменен редким в Петербурге эффектным мотивом лоджии. Гладь стен по сторонам лоджии прорезана неглубокими полуциркульными нишами со статуями муз - Терпсихоры и Мельпомены и завершена широким скульптурным фризом, опоясывающим здание. Аттик главного фасада, украшенный скульптурными фигурами Славы, увенчан квадригой Аполлона, символизирующей успехи отечественного искусства.

Торжественны и эффектны боковые фасады театра и южный фасад, замыкающий перспективу улицы Зодчего Росси. В работе над проектом театра Росси сосредоточил свое внимание на объемно-пространственном его решении, монументальности и выразительности внешнего облика. Внутри здания наибольший интерес представляет зрительный зал. Его пропорции хорошо найдены. Здесь сохранились фрагменты первоначального архитектурного оформления, в частности декоративная позолоченная резьба лож у сцены и центральной большой ("царской") ложи. Барьеры ярусов декорированы вызолоченными орнаментами, выполненными во второй половине XIX века.

В оформлении фасадов важную роль играет скульптура. Ее исполнителями были С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и А. Трискорни. Колесница Аполлона вычеканена из листовой меди на Александровском чугунолитейном заводе по модели С. С. Пименова. К столетнему юбилею театра в 1932 году под руководством И. В. Крестовского были заново изготовлены несохранившиеся статуи Терпсихоры, Мельпомены, Клио и Талии, установленные в нишах на фасадах.
Театр обладает уникальными коллекциями декораций, костюмов, мебели, театральной бутафории, оружия, богатейшими музейными фондами, которые могут быть экспонированы как в России, так и за рубежом в самых престижных выставочных пространствах.
В течение сезона 2005-2006 гг. Александринский театр осуществил генеральную реконструкцию, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания. В то же время Александринка стала одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок. Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года в дни празднования 250-летия старейшего государственного драматического театра России.

Репертуар Александринского театра.

Первым директором Александринского театра был А.П. Сумароков, а затем - Ф.Г. Волков. Труппа театра формировалась под руководством знаменитого актера, режиссера и педагога И.А. Дмитревского. В репертуар театра второй половины XVIII века входили драматические произведения А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, комедии В.В. Капниста, И.А. Крылова, Д.И. Фонвизина, бытовые драмы В. И. Лукина, П.А. Плавильщикова, а также западноевропейских драматургов - П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Мольера, Бомарше.

С начала 1770-х годов ведущее место в репертуаре театра занимает комическая опера - своеобразный театральный жанр, сочетавший в себе драматическое действие с музыкальными номерами, пением и танцами. Основанная на сюжетах из жизни "простых людей", она быстро стала популярна. Знаменитым был в свое время спектакль "Недоросль" Фонвизина, впервые поставленный на сцене петербургского театра в 1782 году с участием Дмитревского (Стародум), Плавилыцикова (Правдин), Михайловой (Простакова), Соколова (Скотинин) и Шумского (Еремеевна) .
Конечно же, исполнительское искусство театра вплоть до начала XIX века было связано с театральным классицизмом - этому учил Дмитревский. Но с изменением драматургии, с расширением жанровых законов усиливались эмоционально-психологические тенденции в актерском искусстве. На сцене театра блистали С.Н. Сандунов, А.М. Крутицкий, П.А. Плавильщиков, А.Д. Каратыгина, Я.Е. Шушерин. Сентиментальная драма и мелодрама, занимавшие значительное место в репертуаре, требовали от актеров большей естественности и простоты.
Публика любила эти жанры, поскольку они воспроизводили "обыкновенную жизнь". Конечно, представления о "простоте", "естественности" и "обыкновенной жизни", отраженной в драматургии в разные периоды истории театра, были достаточно заметно несхожими. И нам сегодня спектакли-мелодрамы, или "слезные драмы", как "Лиза, или Торжество благодарности" Ильина, "Лиза, или Следствие гордости и обольщения" Федорова, вряд ли бы показались жизненными.
Но таков был дух времени - на театре ценили всяческую чувствительность. Во время Отечественной войны 1812 года важнейшее значение для общества приобрели постановки трагедий В.А. Озерова - "Эдип в Афинах" и "Дмитрий Донской". Значительность их проблематики, их патриотизм были поддержаны великолепной игрой трагических актеров -Е.С. Семеновой и А.С. Яковлевым.
В 20-х годах XIX века все больше место в репертуаре театра стали занимать комедия и водевиль А. Шаховского, М. Загоскина, Н. Хмельницкого. Лучшими комедийными исполнителями были признаны М.И. Вальберхова и И.И. Сосницкий. В это время на петербургской сцене были поставлены ранние комедии А.С. Грибоедова - "Молодые супруги" и "Притворная неверность". В конце 20-х годов театр обратился к романтическому репертуару: инсценировкам поэм А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, романов В. Скотта. В актерском искусстве также складываются принципы романтического, эмоционально-действенного сценического поведения.

На рубеже XIX-XX веков творчество Александринского театра было достаточно эклектично. На старейшей сцене тоже появилась режиссура, в которой преобладал бытовой реализм, граничащий с натурализмом (режиссер Е.П. Карпов). В 1908-1917 годах в театре несколько спектаклей ставит В.Э. Мейерхольд, увлеченный символическими и стилизаторскими идеями. Он утверждал на сцене праздничную театральность, яркость, роскошное декорирование спектаклей. "Дон Жуан" Мольера (1910), "Гроза" (1916), "Маскарад" (1917) последовательно развертывали перед публикой идею спектакля-маскарада, мистико-религиозного, а в теме рока "Маскарада", поставленного в канун революций, видели "гибель империи.

После революции 1917 года театр подвергался жесточайшим нападкам со стороны революционных театральных деятелей Пролеткульта, футуристов и прочих. Они требовали роспуска труппы и ликвидации императорского театра, представляющего "старый мир" "буржуазного искусства". Конечно, это было время кризиса. В 1919 году Александринский театр вошел в объединение академических театров, а в 1920 году переименован в Петроградский государственный академический театр драмы.
Впервые послереволюционные годы театр ставит преимущественно русскую и европейскую классику. На его сцене появилась драматургия Горького ("Мещане", "На дне"). В середине 20-х годов на его сцене появляются пьесы историко-революционного содержания: "Иван Каляев", "Пугачевщина", а режиссер Н.В. Петров ставит "Конец Криворыльска" Ромашова, "Штиль" Биль-Белоцерковского, "Бронепоезд 14-69" Bс. Иванова.
Революционная линия репертуара теперь надолго останется в театре. И, хотя, в 30-е годы на сцене театра появятся исторические персонажи и русские самодержцы (пьеса "Петр I" A.H. Толстого, "Полководец Суворов" Бехтерева), история российская трактуется в духе "классового подхода".
В 1937 году театру было присвоено имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, а на его сцене шли лучшие пьесы о войне советских драматургов - "Фронт", "Русские люди", "Нашествие". С осени 1944 года он возобновил работу в Ленинграде.
К рупнейшим событием стала постановка на его сцене в 1955 году пьесы "Оптимистическая трагедия" в режиссуре Г.А. Товстоногова. В труппе театра работали крупнейшие артисты: В.В. Меркурьев, Н.К. Симонов, Ю.В. Толубеев, Н.К. Черкасов, В.И. Честноков, Е.В. Александровская, Б.А. Фрейндлих и великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов и многие другие.

История театра - это еще и история человеческой души, ее падений и восхождений. История театра - это история человеческого творческого дара, которым мы распоряжаемся далеко не всегда по достоинству. И все же не любить театр нельзя. И мы любим этот великолепный, красивый и увлекательный мир театрального искусства, который поражает своим разнообразием и своей живучестью. Ведь и в начале нового века все еще мы видим представления петрушечников на улицах и ярмарках, все еще живы традиции китайского и японского театра, по-прежнему испытываем трепет, когда слышим о "русском классическом балете" или "итальянском бельканто".
Александринский театр - один из известнейших театров Петербурга.
Много родовых особенностей есть в жизни Петербурга; но Александринский театр едва ли не есть одна из самых характеристических примет ее, едва ли это не главнейший "норов" огромной и прекрасной столицы. Достаточно только взглянуть на Александринский театр, который, с его прелестным сквером впереди, садом и арсеналом Аничкина дворца с одной стороны и императорскою Публичною библиотекою с другой, составляет одно из замечательнейших украшений Невского проспекта. Но кто хочет узнать внутренний Петербург, не одни его дома, но и тех, кто живут в них, познакомиться с его бытом, тот непременно должен долго и постоянно посещать Александринский театр преимущественно перед всеми другими театрами Петербурга.
Имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем Северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО. Среди великих старейших национальных театров Европы - парижского «Комеди Франсез», венского «Бургтеатра», лондонского «Дрюри Лейн», берлинского «Дойчес театра» - Александринский театр занимает почетное место, являясь символом Русского национального театра.

12 сентября Александринский театр отмечает 180-летие своих стен. В 1832 году труппа въехала в одно из самых красивых зданий в центре Петербурга. РИА Новости публикует историческую справку о доме №6 на площади Островского.

Александринский театр

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина - Александринский театр - является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года. Именно этот театр является прародителем всех российских театров, а дата его основания - Днем рождения Русского профессионального театра.

Подготовка к строительству

Территория, где позже был построен известный ныне Александринский театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову, строителю моста, названного его именем, и была куплена у него казной. На этой территории находился сад, простиравшийся до нынешней Садовой улицы.

В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренер Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу. Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации при Александре I — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.

В 1818 году границы сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.
Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.

12 сентября 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского.

Дом №6

Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны). С тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО.

Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью площади Островского. Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков. С другой стороны к театру ведет спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.

Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона.

Интерьер

Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — все это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.

Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвёртого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.

Убранство зрительного зала торжественно и нарядно, интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золоченой резьбой: резьба центральной ("Царской") ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.

Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (художник А. К. Виги).

Конструкция

К.И.Росси, отстаивал свою конструкцию перед официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов: "…в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра".

История

Стены Александринского театра хранят помять о великих деятелях Российского государства, политиках, военачальниках, деятелях культуры. Здесь бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, П.И. Чайковский, А.М. Горчаков, С.Ю. Витте, В.А. Столыпин, К.Г. Маннергейм, многие коронованные особы европейских государств.

Именно в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от "Горя от ума" А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова.

Спектакли Александринки вошли во все мировые энциклопедии театра. С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман, выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.

Реконструкция

Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года в дни празднования 250-летия старейшего государственного драматического театра России. Утром митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил сцену и зрительный зал театра, благословив собравшихся актеров, режиссеров и работников театра. Днем в Мраморном дворце состоялось открытие выставки "Театр прославленных мастеров", приуроченной к 250-летию русского театра. Открытие обновленной Александринской сцены было кульминацией юбилейных торжеств.

С начала 21 века ведется строительство второй сцены театра. Сроки открытия несколько раз переносились. Сейчас администрация обещает, что работы будут завершены к 2013 году.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

К онстантин Станиславский говорил, что театр начинается с вешалки. Но если здание проектировал и строил известный архитектор, особая атмосфера у зрителей появляется у самого входа. Вспоминаем семь российских театров, которые стали памятниками архитектуры .

Большой театр в Москве

При восстановлении Москвы после пожара 1812 года архитекторы старались использовать уцелевшие фрагменты прежних построек. Частью нового храма Мельпомены должна была стать единственная стена Петровского театра. Его построили во второй половине XVIII века инженер Майкл Меддокс и архитектор Христиан Розберг.

В первом этапе конкурса участвовали опытные архитекторы Доменико Жилярди, Пьетро Гонзаго, Алексей Бакарев, однако ни один из проектов не был утвержден. В повторном конкурсе победил Андрей Михайлов. Проект дорогого монументального здания доработал Осип Бове. Он сохранил замысел Михайлова, но изменил пропорции театра и разбил перед ним площадь. Сначала она называлась Петровской, а потом была переименована в Театральную .

В 1853 году здание сильно пострадало от пожара: уцелели только внешние стены и колоннада портика . Современный Большой театр построил в 1850-х годах Альберт Кавос. При восстановлении архитектор сохранил общую планировку и объем здания, но вернулся к оригинальным пропорциям Михайлова и декорировал театр в стиле эклектики. Изменилось и скульптурное оформление здания. Алебастровую колесницу Аполлона на фронтоне сменила медная квадрига лошадей по проекту Петра Клодта . Ее разместили над портиком.

«Я постарался украсить зрительный зал как можно более пышно и в то же время по возможности легко, во вкусе Ренессанса, смешанном с византийским стилем. Белый цвет, усыпанный золотом, ярко-малиновые драпировки внутренних лож, различные на каждом этаже штукатурные арабески и основной эффект зрительного зала - большая люстра из трех рядов светильников и украшенных хрусталем канделябров - все это заслужило всеобщее одобрение».

Альберт Кавос

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Александринский театр Карл Росси построил на современной площади Островского в 1832 году на месте деревянного Малого театра. Архитектор разработал проект застройки и площади перед зданием, и улицы за ним.

Новаторскую для начала XIX века конструкцию кровли Карл Росси изобрел в соавторстве с инженером Матвеем Кларком. Чиновники опасались согласовывать перекрытие на железных арочных фермах: подобного еще никто не использовал. Тогда Карл Росси пообещал повеситься на одном из стропил театра в случае, если с кровлей что-то случится.

Здание в стиле ампир украшают работы Степана Пименова и Василия Демут-Малиновского: фриз с театральными масками, скульптурная квадрига Аполлона, статуи муз. Императорский театр получил свое имя в честь супруги Николая I - Александры Федоровны.

Помимо торжественного экстерьера, театр имел и впечатляющее внутреннее оформление. Многоярусная система лож с амфитеатром и партером была на тот момент передовым словом в театральной архитектуре. От роскошного интерьера тех лет сохранились лишь центральная и две боковые ложи около сцены. Утрачен и живописный плафон зала, созданный художником Антоном Виги.

Мариинский театр в Санкт-Петербурге

Альберт Кавос стал автором и главной сцены Петербурга. Мариинский театр получил свое название в честь супруги императора Александра II Марии Александровны. Здание, которое Кавос построил в 1848 годах, могло служить площадкой и для театральных постановок, и для цирковых. После пожара в 1859 году Мариинку реконструировали. С тех пор там стали проходить только театральные представления.

Позже здание перестроил главный архитектор Императорских театров Виктор Шретер, помогал ему в этом Николай Бенуа. У театра появился новый корпус для репетиционных залов, служебных помещений и мастерских. Шретер немного изменил и внешний облик здания: с помощью знаменитой башенки на куполе архитектор замаскировал вентиляционную трубу. Были обновлены и интерьеры. Пышный занавес, выполненный по эскизам Александра Головина, и сегодня остается одним из символов Мариинского театра.

Нижегородский театр драмы

Нижегородский театр - один из старейших в России, он существует с конца XVIII века. Однако собственное каменное здание для него построили лишь в конце XIX столетия. Его проект разработал специалист по театральной архитектуре Виктор Шрётер. Но фактически строительством по проекту Шрётера руководили архитекторы Павел Малиновский и Николай Фрелих.

Новый театр открыли в 1896 году, в день коронации Николая II , оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» . Зрители быстро прозвали его «голубым театром» - такого цвета были портьеры на ложах и дверях, плюшевая обивка кресел и барьеров. Актер и режиссер Николай Собольщиков-Самарин позже вспоминал: «Я был первым артистом, который вступил на театральные подмостки нового нижегородского театра в 1896 году. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в театр, меня охватывал какой-то трепет, и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно» .

Иркутский драматический театр

По проектам Виктора Шрётера к концу XIX века были построены около десяти театральных зданий в Российской империи - Грузинский театр оперы и балета в Тбилиси, Оперный театр в Киеве, не сохранившийся до наших дней театр в Рыбинске и другие. Он же стал автором и драматического театра в Иркутске. В качестве конкурсного проекта Шрётер предложил отработанную им до совершенства схему ярусного театра с партером, ложами и глубинной сценой.

Бюджет для строительства иркутские власти выделили скромный. Шрётер должен был построить небольшое, на 800 человек, но при этом эстетичное и функциональное здание. Были и другие ограничения: например, перед архитектором поставили задачу построить здание из кирпича и известняка без штукатурки и лепных украшений. Строительство началось в 1893 году и длилось всего три года. Хотя не все задумки Виктора Шрётера были реализованы, Иркутский драматический театр поражал современников своим изысканным обликом, элегантной отделкой, техническим оснащением и безупречной акустикой.

Один из основных памятников сталинского ампира - театр Советской армии - стал первым московским театральным зданием, возведенным после революции. Строительство по проекту Каро Алабяна, Василия Симбирцева и Бориса Бархина шло с 1934 по 1940 год, его контролировал лично маршал Климент Ворошилов. По легенде, именно ему принадлежит идея возвести здание в форме пятиконечной звезды.

Высота Театра Советской армии составляет десять наземных этажей и столько же подземных. Залы Большой и Малой сцены в общей сложности могут вместить почти 2000 человек. Главная сцена была рассчитана на постановки с участием более тысячи человек. Авторы проекта предполагали, что в спектаклях смогут участвовать батальон пехоты, танки и кавалерия. Для военной техники даже создали специальный въезд. Правда, ни в одной постановке танки пока не задействовали: выдержать их вес не может сцена.

Оформляли интерьер театра известные художники-монументалисты 1930-х годов. Лев Бруни создал фрески акустического потолка, Владимир Фаворский - эскиз железобетонного занавеса-портала, Илья Фейнберг и Александр Дейнека украсили росписями плафоны. Живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова разместились на парадных лестницах. Мебель, люстры и многие детали интерьера были созданы по специальным заказам.

Новосибирский театр оперы и балета

Новосибирский театр оперы и балета называют «Сибирским колизеем». Самое крупное театральное здание в России строили в 1931–1941 годах. Однако оно могло выглядеть иначе. Первоначально архитектор Александр Гринберг задумал его как Дом науки и культуры из шести корпусов с огромными театральными, концертными и выставочными залами, библиотекой, музеем и научно-исследовательским институтом.

Сам театр также должен был стать новаторским - «театром техники и реальной обстановки». Планировалось, что играть здесь будут большие труппы, на сцене будут появляться автомобили и тракторы, а специальные механизмы обеспечат быструю смену декораций. Планировалось, что театр будет трансформироваться в бассейн для водных постановок, цирк или планетарий.

В ходе строительства авторы проекта отказались от этих грандиозных задумок. При участии архитекторов Александра Куровского, Виктора Биркенберга и Григория Данкмана вместо Дома науки и культуры был построен традиционный оперный театр. Торжественное открытие состоялось через несколько дней после Победы - 12 мая 1945 года.

Указом императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге основан русский для представления трагедий и комедий театр, от которого ведет историю труппа Александринского театра. Директором театра был назначен драматург Александр Петрович Сумароков. Труппу возглавил актер Фёдор Григорьевич Волков. Театр стал первым государственным публичным театром в России и начал свои регулярные представления в бывшем Головкинском доме на Васильевском острове. Впоследствии здание было перестроено для Академии художеств.

1759 год

Высочайшим распоряжением по придворному ведомству театр определен в ведомство Придворной конторы.

1763 год

После смерти Ф.Г. Волкова труппу возглавляет знаменитый русский актер Иван Афанасьевич Дмитревский.

1766 год

Труппа театра вошла в состав учрежденной императорской театральной дирекции.

1783 год

Русская драматическая труппа начинает свои выступления в здании вновь построенного Большого каменного театра в Санкт-Петербурге, впоследствии перестроенного для Санкт-Петербургской консерватории.

1831 год

Труппой театра впервые полностью исполнена комедия А.C. Грибоедова «Горе от ума». Роль Чацкого сыграл В.А. Каратыгин.

31 авг 1832 года

Санкт-петербургская русская драматическая труппа начинает свои выступления в новом здании в самом центре Санкт-Петербурга, созданном по проекту великого архитектора К.И. Росси. В честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны здание получает название - Александринский театр. Здание Александринского театра - шедевр мировой театральной архитектуры, охраняется ЮНЕСКО.

1836 год

На сцене Александринского театра состоялась премьера «Ревизора» Н.В. Гоголя. Активное участие в постановке спектакля принимал сам автор. В роли Хлестакова - Н.О. Дюр.

1836 год

Здание Александринского театра закреплено за Санкт-Петербургской императорской драматической труппой. Одновременно труппа продолжает выступления на других театральных площадках столицы, находящихся в ведении Дирекции императорских театров.

1856 год

Постановка на сцене театра комедии А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». В заглавной роли - В.В. Самойлов.

1859 год

Впервые на сцене Александринского театра поставлена пьеса А.Н. Островского «Гроза».

1867 год

Впервые на сцене театра поставлена трагедия А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного». В роли Иоанна Грозного - П.В. Васильев.

1870 год

Впервые на сцене театра поставлена трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». В роли Бориса Годунова - Л.Л. Леонидов.

1879 год

Впервые на сцене театра поставлена комедия И.С. Тургенева «Месяц в деревне». В роли Верочки выступила М.Г. Савина.

1889 год

Впервые на сцене императорского театра поставлена пьеса А.П. Чехова «Иванов». Заглавную роль исполнил В.Н. Давыдов


1895 год

Впервые на александринской сцене поставлена пьеса Л.Н. Толстого «Власть тьмы». В роли Акулины выступила М.Г. Савина

1896 год

Впервые на сцене театра поставлена комедия А.П. Чехова «Чайка». В роли Нины Заречной выступила В.Ф. Комиссаржевская. Постановка вошла в историю мирового театра как «провал „Чайки“».

1902 год

На сцене театра осуществлена постановка трагедии Еврипида «Ипполит» в переводе Д.С. Мережковского. Постановку осуществил режиссер Ю.Э. Озаровский, декорации создал Л.С. Бакст.

1910 год

На александринской сцене Вс. Э. Мейерхольдом осуществлена постановка комедии Мольера «Дон Жуан». Художник - А.Я. Головин. В главной роли - Ю.М. Юрьев

1914 год

Впервые на сцене театра поставлена пьеса Л.Н. Андреева «Профессор Сторицын». В заглавной роли - Р.Б. Аполлонский.

Февраль 1917 года

Премьера легендарного спектакля Вс. Э. Мейерхольда и А.Я. Головина по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Музыка А.К. Глазунова. Спектакль становится последней постановкой императорской сцены и одним из самых гармоничных спектаклей в истории мировой сцены. В главной роли - Ю.М. Юрьев. Спектакль находился в репертуаре театра до июля 1941 года.

После февраля 1917 года

Театр входит в состав дирекции Государственных театров.

Конец октября 1917 года - март 1918 года

«Cаботаж» большевистской власти, Театр прекращает представления и бойкотирует новую власть.

Март 1918 год

«Автономизация» бывших императорских театров. Театр впервые начинает называться «Александринским» (с приставкой - «бывший») применительно к петроградской государственной драматической труппе.

1919 год

Театр получает статус «академический» и именуется Петроградский государственный академический драматический театр (бывш. Александринский)

1920 год

Театр входит в ассоциацию академических театров.

Театр получает название Государственный академический театр драмы (Госдрама).

1922-1928 годы

Руководителем театра является выдающийся русский актер и театральный деятель Юрий Михайлович Юрьев

1928-1933 годы

Театром руководит видный советский режиссер Николай Васильевич Петров.

1931 год

«Страх» А. Н. Афиногенова. Постановка Н.В. Петрова. В роли профессора Бородина - И.Н. Певцов.

1932 год

Столетний юбилей здания Александринского театра (тогда Ленинградского государственного театра драмы) отмечается как крупный юбилей общественно-политической и культурной жизни страны. При этом, следуя идеологической линии тогдашней власти, семьдесят шесть лет произвольно отсекаются от творческой истории первой государственной драматической труппы России.

1933-1936 годы

Художественным руководителем театра является выдающийся актер, режиссер и педагог Борис Михайлович Сушкевич.

1934 год

«Борис Годунов» А.С. Пушкина. Постановка Б.М. Сушкевича. В роли Бориса Годунова - Н.К. Симонов.

1936-1938 годы

Художественным руководителем театра являлся известный советский режиссер Сергей Эрнестович Радлов.

1936 год

«Лес» А.Н. Островского. Постановка В.П. Кожича. В роли Несчастливцева - Ю.М. Юрьев.

1937 год

В год столетия со дня смерти А.С. Пушкина Ленинградской Госдраме присвоено имя А.С. Пушкина.

1938-1966 годы

Художественное руководство театром осуществляет выдающийся актер, режиссер и педагог Леонид Сергеевич Вивьен.

1940 год

«Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. Постановка А.А. Музиля. В роли Лаврецкого - Н.К. Симонов.

1941-1944 годы

Театр в эвакуации. Труппа работает в Новосибирске, на сцене театра «Красный факел». На сцене Александринского театра во время блокады выступает Ленинградский театр музыкальной комедии.

1950 год

«Живой труп» Л.Н. Толстого. Постановка В.П. Кожича и А.Н. Даусона. В роли Феди Протасова - Н.К. Симонов.

1955 год

«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Постановка Г.А. Товстоногова. В роли Вожака - Ю.В. Толубеев, в роли Комиссара - О.Я. Лебзак

1956 год

«Игрок» Ф.М. Достоевского. Постановка Л.С. Вивьена и А.Н. Даусона. В роли Алексея Ивановича - В.И. Честноков.

1958 год

«Бег» М.А. Булгакова. Постановка Л.С. Вивьена. В роли Хлудова - Н.К. Черкасов.

1962 год

«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Постановка Л.С. Вивьена. В роли Барона - Н.К. Черкасов, в роли Сальери - Н.К. Симонов.

1974 год

«Похождения Чичикова, или Мёртвые души» по Н.В. Гоголю. Постановка Н.М. Шейко. В роли Чичикова - И.О. Горбачев.

1975-1991 годы

Художественным руководителем театра является выдающийся артист и педагог И.О. Горбачёв.

1975 год

«Элегия» П. Павловского. Постановка И.С. Ольшвангера. В роли Тургенева - Б.А. Фрейндлих.

1978 год

«Иванов» А.П. Чехова. Постановка А.О. Сагальчика. В роли Иванова - И.О. Горбачев.

1981 год

Широко празднуется 225-летие Российского-Александринского-Пушкинского театра.

1991 год

Театру возвращается название Александринский. Официальное название театра: Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский).

1994 год

«Мсье Жорж. Русская драма» по М.Ю. Лермонтову. Постановка А.А. Праудина

1997 год

«Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф. Горенштейна. Постановка А.В. Галибина

1998 год

«P.S. капельмейстера Иоганнеса Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии: Каденции на темы произведений Э.-Т.-А. Гофмана и В.-А. Моцарта». Постановка Г.М. Козлова. Спектакль удостоен Государственной премии России.

2002 год

Театр заключает творческий договор с Центром им. Вс. Мейерхольда об осуществлении совместной творческой программы «Новая жизнь традиции». Художественным руководителем программы становится выдающийся российский режиссер, руководитель центра В.В. Фокин

5 октября 2002 года

В.В. Фокин осуществляет свою первую постановку на сцене театра - оригинальную версию комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», которая открывает творческую программу «Новая жизнь традиции». В роли Хлестакова - А.В. Девотченко. Спектакль удостоен Государственной премии России.

2003 год

2005 год

«Двойник» по Ф.М. Достоевскому. Постановка В.В. Фокина. В роли Голядкина Старшего - В.В. Гвоздицкий.

2006 год

250-летие Александринского театра празднуется как юбилей первого государственного театра России и начала государственной политики в области отечественного сценического искусства. Осуществляется масштабная реконструкция-реставрация исторического здания театра. Открывается историческая экспозиция «Музей русской драмы». Впервые проводится Международный театральный фестиваль «Александринский».

В рамках творческой программы «Новая жизнь традиции» греческий режиссер Теодорос Терзопулос ставит трагедию Софокла «Эдип-царь». Этим спектаклем был открыт Первый Международный театральный фестиваль «Александринский».

«Живой труп» Л.Н. Толстого. Постановка В.В. Фокина. В роли Феди Протасова - С.И. Паршин.

2007 год

«Чайка» А.П. Чехова. Постановка К. Люпы (Польша). В Роли Нины Заречной - Ю.Г. Марченко.

2007 год

«Иваны» по "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" и другим произведениям Н.В. Гоголя. Постановка А.А. Могучего. В роли Ивана Ивановича - Н.С. Мартон, в роли Ивана Никифоровича - В.Ф. Смирнов.

2008 год

«Женитьба» Н.В. Гоголя. Постановка В.В. Фокина. В роли Подколесина - И.Н. Волков.

2009 год

«Ксения. История любви» В. Леванова. Постановка В.В. Фокина. В роли Ксении - Я.Д. Лакоба.

2010 год

«Гамлет» В. Шекспира. Постановка В.В. Фокина. В роли Гамлета - Д.О. Лысенков.

2011 год

«Ваш Гоголь» по Н.В. Гоголю. Постановка В.В. Фокина. В роли Гоголя - И.Н. Волков.

2012 год

«Литургия Zero» по Ф.М. Достоевскому. Постановка В.В. Фокина. В роли Алексея Ивановича - А. Шагин.

15 мая 2013 года

Открывается Новая сцена Александринского театра.

Август 2014 года

Александринский театр получил статус Национального достояния

2014 год

«Маскарад» по М.Ю. Лермонтову и Вс. Мейерхольду. Постановка В.В. Фокина. В роли Арбенина - П.М. Семак и Д.О. Лысенков.

Август 2015 года

Первые гастроли Александринского театра в Китае. Спектакль Валерия Фокина Ревизор по одноименной комедии Н.В. Гоголя показан в Пекине на сцене Пекинского народного театра и в Шанхае на сцене Большого Шанхайского театра.

2016 год

«Сегодня. 2016» К.В. Фокина. Постановка В.В. Фокина. (Новая сцена). В главной роли - П.М. Семак.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то