Художественный руководитель спектакля. История создания

Сергея Женовача - это единственный чисто литературный театр столицы. Основная часть спектаклей поставлена по прозаическим произведениям. Будучи учеником Петра Фоменко, Сергей Женовач следует заветам мастера и, в принципе, работает в той же системе координат. Для него характерна идея совместного творчества, общего сочинения с актёрами, нацеленного на свободное течение творческой фантазии, а сам режиссёр играет роль лидера, объединяющего отдельные эпизоды в единую и целостную композицию.

Драматург, театральный и кинорежиссёр поставил более десяти спектаклей в Москве, Иркутске и польских городах - Варшаве и Кракове. За спектакль «Кислород» Вырыпаев награждён «Золотой маской», также является лауреатом многочисленных российских и международных театральных фестивалей. В 2009-м Вырыпаев был назван лучшим драматургом года в Германии, его пьесы переведены на множество языков и идут по всей Европе.

Пришёл в режиссуру из актёрской труппы Театра им. Вахтангова, также выступал как перформер. Долгое время отказывался от постановок, основанных на текстах, но, познакомившись с Павлом Пряжко, начал активно ставить его пьесы. Режиссёрский стиль Григорьяна называют дизайнерским, предшественником этого направления является Боб Уилсон. Крупнейшие работы режиссёра - спектакль-бродилка в Театре Наций и премьера сезона 2014-2015 - гоголевская с Ксенией Собчак и Максимом Виторганом в главных ролях.

Основатель московского , обладатель «ТЭФИ», «Золотой маски» и других престижных премий, Кирилл Серебренников знаменит не только как театральный, но и как кинорежиссёр. Его спектакли шли и идут на крупнейших театральных площадках Москвы и Петербурга (Большой театр, Мариинский театр, «Современник», Театр Наций и другие), а также на сценах Риги и Берлина.

Народный артист РФ, профессор Школы-студии МХАТ, обладатель крупнейших театральных премий, среди которых «Золотая маска», «Чайка» и «Хрустальная Турандот». Гинкаса отличаются мрачным колоритом, чувственностью, безжалостностью и натурализмом деталей. Мастерски воплощая трагедию, он также интересуется русской классикой, трагифарсом, темой смерти и судьбы.

Худрук , Римас Туминас придерживается традиций русской психологической школы. В его постановках нет эпатажа или политической сатиры, они всегда философичны и неспешны. Классическая русская драматургия в постановке Туминаса наполнена метафорами, поэтикой и визуальными символами. Режиссёр удостоен Государственной премии РФ, Ордена Дружбы и «Золотой маски».

Неожиданное смешение драмы и живописи в его работах объясняется тем, что Дмитрий Крымов - не только режиссёр, но и художник-сценограф. Его поражают визуальными метафорами, в них много юмора и фантазии, в то время как диалоги героев или даже сюжет могут полностью отсутствовать. Дмитрий Крымов является членом Союза художников России, лауреатом «Золотой маски» и международных театральных наград.

Художественный руководитель «Мастерской Петра Фоменко» тяготеет к масштабным постановкам, основанных на романах «нетеатральных авторов» (Джеймс Джойс, ). Его спектакли зачастую ироничны и даже гротескны. Помимо сцены «Мастерской» постановки Каменьковича идут в «Современнике», Театре им. Ермоловой, Студии театрального искусства. Режиссёр является лауреатом премий «Золотая маска», «Гвоздь сезона» и других.

Художественный руководитель Театра им. Вл. Маяковского награждён премией им. Станиславского, «Хрустальной Турандот», «Золотой маской» и не только. Его чаще всего основаны на классических текстах, они сдержанные, тонкие и проникнуты философской глубиной. Работы Карбаускиса не имеют ничего общего с развлекательным театром, а новаторствам и задору он предпочитает внятно выраженную основную мысль.

Выпускник ВГИКа и ГИТИСа, обладатель спецприза «Золотой маски» за спектакль «Жизнь удалась», Марат Гацалов ставит пьесы современных молодых драматургов, используя . По словам режиссёра, ему интересно изучать жизнь с расстояния вытянутой руки. Такой экспериментальной лабораторией для него стала «новая драма», воспитавшая у молодого режиссёра тонкий слух к театральной фальши.

Молодой режиссёр, выпускник Школы-студии МХАТ, прославился благодаря своей хип-хоп-опере «Копы в огне», герои которой вскоре вышли за пределы сцены в медийное пространство. Сегодня Юрий Квятковский преподаёт в Школе-студии МХАТ, и один из спектаклей, поставленных со студентами, - вербатим , - вошёл в репертуар Театра «Практика». Недавним грандиозным проектом режиссёра стал спектакль-бродилка , поставленный в пространстве Центра им. Мейерхольда.

Выпускник ГИТИСа, получил диплом, будучи обладателем «Золотой маски» - общей на весь Liquid Theatre, в спектакле которого Вытоптов участвовал как актёр. Активно участвует . Среди лучших работ режиссёра - постановка синтетической современной оперы «Сны Минотавра». В режиссуре Вытоптова отсутствует деструктивное начало, он крепко держится за надёжное и проверенное, при этом не боится пользоваться самыми новейшими технологиями.

Павел Викторович Курочкин (1963 г.р.) – один из основателей и художественный руководитель «Ведогонь-театра», заслуженный артист РФ (2005 г.), доцент Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России, лауреат премии Мэрии Москвы (1995 г.).
Окончил Высшее театральное училище (ВУЗ) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России в 1985 г., курс профессора В. Б. Монахова.

Осуществил около двадцати постановок, среди которых:

  • «О хороших местах, светлых снах и окаянной жизни» (1992),
  • «В чужом пиру похмелье» А. Островского (2000),
  • «Квадратура круга» В. Катаева (2001),
  • «Анджело» по поэме А. Пушкина,
  • «В башмаках», Театральная фантазия по прочтении Х. К. Андерсена (2005),
  • «Доходное место» А. Островского (2006),
  • «Все мои сыновья» А. Миллера,
  • «За горизонтом» Ю. О’Нила,
  • «Убийственный и неповторимый» А. Эйкборна (2008),
  • «Таланты и поклонники» А. Островского (2009),
  • «Ваня Датский» по Б. Шергину (2008),
  • «Слово как слово» М. Рамлёзе (2011),
  • «Бесприданница» А. Островского (2011),
  • В.Кондратьев «Привет с фронта»,
  • «Бородинское сражение глазами Льва Толстого и его героев» (Литературно-музыкальная программа по роману «Война и мир»).
  • «Пришел мужчина к женщине» С.Злотников (2014)
  • «Кошки-мышки» И. Эркень (2015) в Театре им.Пушкина
  • «Урод» М. фон Майенбург (2016)
  • «Чучуня и новогодние подарки» Д. Голубецкий (2016)
  • Театральное кафе «А-ля «Вуаля»!»
  • «Легкие люди» М.Дурненков
  • «Белки, сосны, микросхемы» Е.Бондаренко

Актерские работы:

  • Пахом в народной комедии «Пахомушка» (1993),
  • Фредди - «Парад алле, бездельники!» Р. Тома (1994),
  • Крутицкий - «Не было гроша, да вдруг алтын» А. Островского (1998),
  • Кочкарёв - «Женитьба» Н. Гоголя (2002),
  • Лёва Груздев - «С вечера до полудня» В. Розова (2003),
  • Антифол - «Комедия ошибок» У. Шекспира (2004),
  • Царь Фёдор Иоаннович - «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого (2006),
  • Граф Альмавива - «Севильский цырюльник» П. Бомарше (2008),
  • Актер - «На дне» М. Горького (2009),
  • Николай Иванов - «Иванов» А. Чехова
  • Тураи - «Игра в замке» Ф.Мольнар,
  • Нароков - «Таланты и поклонники» А.Островский.
  • Гарпагон - «Скупой» Ж.-Б.Мольер
  • Поэтическая программа «Дух Победивший»
  • Театральное кафе А-ля «Вуаля»!
  • Режиссер - «Белки, сосны, микросхемы» Е.Бондаренко

Призы и награды:

  • Премия Мэрии Москвы в области образования (1995)
  • Медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (1997)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации» (2005)
  • Диплом «За самый необычный, сказочный спектакль» на Московском международном фестивале камерных театров и спектаклей малых форм «Славянский венец – детям» (спектакль «В башмаках», г. Москва, 2006 г.),
  • Специальный приз за исполнение роли царя Федора в спектакле «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого (IX Международный театральный фестиваль «Голоса истории» - г. Вологда, 2007 г.),
  • Приз «Лучшая мужская роль» за исполнение роли царя Федора на XVI Международном фестивале «Славянские театральные встречи» (г. Брянск, 2008 г.),
  • Приз «Лучшая мужская роль» за исполнение роли царя Федора на VI Международном театральном форуме «Золотой витязь» (г. Москва, 2008г.),
  • Приз «Лучшая мужская роль» за исполнение роли царя Федора на VII Международном фестивале «Молодые театры России» (г. Омск, 2009 г.),
  • Приз «Лучший детский спектакль» на X Международном театральном фестивале «Царь-сказка» (спектакль «Ваня Датский», г. Великий Новгород, 2009 г.).
  • Диплом «За самый вкусный всенародный смысл» VII Сказочный театральный фестиваль «Я – мал, привет!» г. Новый Уренгой, 2010 г. Спектакль «Ваня Датский»
  • Диплом «За лучший спектакль». Международный молодёжный театральный фестиваль «Русская классика» г. Лобня, Спектакль «Ваня Датский», 2015 г.
  • II-й Международный театральный фестиваль "У Троицы" г.Сергиев-Посад, 2015 г. Спектакль «Царь Федор Иоаннович» Режиссер – А.Кузин. Диплом «Лучшая мужская роль» - Павел Курочкин.

МХАТ им. М. Горького считает себя правопреемником Московского Художественного театра и, не отрекаясь от традиций, сложившихся в советскую эпоху, свой путь после раздела определяет как «возвращение к Станиславскому».

В настоящее время МХАТ им. М. Горького располагается по адресу: Тверской бульвар, д. 22, в здании, построенном в 1973 году по проекту архитектора В. С. Кубасова по инициативе министра культуры Е. А. Фурцевой для обеспечения сценическим пространством многочисленной труппы театра. Нынешнему МХАТ принадлежат обретенные в советскую эпоху орден Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Трудового Красного Знамени. Символику старого МХАТ, парящую чайку, сохраняют оба театра.

С октября 1987 года, когда пьесой М. Горького «На дне» театр после раздела заявил о своей верности основоположникам Московского Художественного театра, поставлено более семидесяти спектаклей.

По-прежнему на сцене МХАТ им. М. Горького идут пьесы, поставленные много лет назад: «Синяя птица» М. Метерлинка, «Три сестры» А. П. Чехова - спектакль, восстановленный Т. В. Дорониной по режиссерскому рисунку Вл. И. Немировича-Данченко.

В репертуаре театра представлены спектакли разнообразных жанров, от комедий до драматических постановок, по произведениям классиков мировой и русской литературы - У. Шекспира, Ж. Б. Мольера, Б. Шоу, А. Н. Островского, А. П. Чехова, М. Горького, М. А. Булгакова и многих других - а также современных писателей.

Особое место в репертуаре занимают спектакли с участием Народной артистки СССР Татьяны Васильевны Дорониной: «Васса Железнова» М. Горького и «Старая актриса на роль жены Достоевского» Э. С. Радзинского.

В настоящее время художественный руководитель-директор МХАТ им. М. Горького - Эдуард Владиславович Бояков, Президент - Народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина.

Президент МХАТ им. М. Горького, Народная артистка СССР Т. В. Доронина

Предназначение драматического театра всегда определялось словом «духовность». Стараясь удержать и развить то, что названо традицией, мы обратились к пьесам тех авторов, которые всегда считались мхатовскими и с первого сезона после разделения определили свой путь как «возвращение к Станиславскому», как утверждение классической театральной литературы. Чехов, Горький, Булгаков, Достоевский - в сегодняшней интерпретации, сегодняшними обостренными нервами сыгранные, воспаленными умами постигнутые. Советские драматурги Александр Вампилов, Виктор Розов, Алексей Арбузов. В традициях МХАТ - авторы-современники. Лучшие из них: Валентин Распутин, Юрий Поляков, Владимир Малягин.

Мы пытаемся передать молодым актерам, которых приняли в свою труппу, то лучшее, чему научили нас наши великие учителя. Традиции русского театра - реализм, правда и слово во славу человека. Духовное совершенствование, стремление возвернуть то, что названо «совестью», ибо именно совесть является мерилом человеческой порядочности, доброты и самоотверженности. Наличие совести в каждом из нас определяет «человек ты или тварь дрожащая», гражданин своей страны или враг и лихоимец, берущий, разрушающий и разоряющий землю, которая тебя породила. Это является для нас основой, очень востребованной сегодня, когда так много криминала и потеряны нравственные критерии. Мы их возвращаем. Мы - в пути.

Здание театра

В 1972–1973 гг. архитекторами В. С. Кубасовым, А. В. Моргулисом и В. С. Уляшовым было построено новое здание МХАТ (ныне МХАТ им. М. Горького): величественное сооружение с темным фасадом, облицованным коричнево-красным туфом. Главный фасад театра разделен на длинные горизонтальные полосы, имитируя в камне театральный занавес, складками спадающий вниз. Сплошная белая полоса балконов и резко выдвинутые вперед металлические кронштейны, поддерживающие фонари и барельефы, изображающие четырех муз, подчеркивают главный вход, а также вносят ритм и динамику во всю композицию. Пилоны завершены композициями из фонарей. Широкая лестница ведет с улицы к отодвинутым вглубь здания входам. Они манят зрителей войти в совершенно особый, чудесный мир. Общая стилистика фасада сближена с тяжеловесными прообразами петербургского или даже скандинавского модерна.

Зрительный зал рассчитан на 1345 человек. Атмосфера торжественности возникает в интерьерах, отделанных деревом, камнем, бронзой. Здесь все выдержано в тонах, характерных для старого здания МХАТ. Интерьер театра, выполненный с применением натуральных материалов (темное дерево и камень) получил выразительное, но сдержанное решение. Деревом облицованы не только стены фойе, но и весь зрительный зал, колонны и даже лифтовые двери. В пластической обработке стен, опорных стоек, перил и плафонов в сочетании с приглушенной колористической гаммой (оттенки коричневого и оливково-зеленого), создающей некоторую сумрачность помещений, проявилось образное мышление авторов.

Геометрическая мебель темно-зеленого оттенка гармонирует с островками зелени, выделенными подсветкой. Использование приема перетекающих пространств, в котором разные виды освещения (люстры в виде сталагмитов, лестницы со светящимися поручнями) изобретательно применены для акцентирования переходов из одного помещения в другое, скрывает асимметричность внутренней организации.

Архитекторы создали яркое художественно-образное решение для здания театра, в котором найдено точное ощущение стилистического единства формы, пластики и цвета.

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия" относится к категории "Профессионалы".

1.2. Квалификационные требования - полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист) и повышение квалификации. Стаж творческой работы не менее 5 лет.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- действующее законодательство в области культуры и искусства;
- важнейшие культурно-художественные достижения;
- методологию творческого процесса;
- основы сценического оформления, режиссуры, вокального, хореографического, актерского и музыкально-исполнительского мастерства;
- опыт работы отечественных и мировых учреждений культуры;
- классический и современный репертуар;
- основы организации труда и управления, авторского и трудового права;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.4. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Организует весь комплекс творческой и производственной деятельности театрально-зрелищного предприятия.

2.2. Определяет общую художественно-творческую концепцию, перспективы творческой деятельности в общей государственной культурной политике.

2.3. Формирует репертуарные планы, определяет сроки их выполнения и контролирует их соблюдение.

2.4. Несет ответственность за творческие и экономические результаты работы театрально-зрелищного предприятия.

2.5. Обеспечивает художественное качество текущего репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.6. Привлекает к творческому сотрудничеству ведущих мастеров, ведет работу с композиторами, литераторами по созданию новых музыкальных и литературных произведений, поддерживает постоянную связь с творческими союзами, средствами массовой информации.

2.7. Обеспечивает квалифицированное комплектование и использование творческих кадров.

2.8. Проводит воспитательную работу, определяет систему, формы и порядок повышения профессиональной квалификации творческих работников.

2.9. Контролирует творческую и трудовую дисциплину художественно-артистического персонала, вносит предложения о тарификации артистов, поощрений и наложений дисциплинарных взысканий.

2.10. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.11. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Художественный руководитель театрально-зрелищного предприятия несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то