Инструменты для нетрадиционного рисования. Нетрадиционные техники рисования

Монотипия - это отпечаток красками: на лист бумаги нанося пятна краски (с водой или без), сверху кладут еще один чистый лист, прижимают и разглаживают. Получается два листа с необычным пятнистым узором. Его можно использовать либо как фон будущего рисунка, либо его можно доработать, добавить деталей, превратив бесформенное пятно в полноценный рисунок.

Если брать не два листа, а один, сложенный пополам, краска отпечатается практически зеркально. В таком варианте техники очень хорошо получаются акварельные пейзажи: более четкая половина - это, допустим, лес, а более размытая - это отражение леса в каком-нибудь водоеме. Остается только доработать детали.

Акварель и чертежная тушь

Так как акварель и тушь - краски прозрачные, текучие, требующие обилия воды, монотипию с их использованием можно делать двумя способами. Во-первых, можно смочить лист бумаги водой, а потом широкой кистью или каплями наносить краску. Во-вторых, можно наносить краску на сухой лист, а потом разбавлять ее каплями воды. Результаты в обоих случаях будут заметно различаться.

Не берите слишком много краски и мало воды - отпечатки получатся излишне яркими. Если, наоборот, необходимо избавиться от лишней жидкости, промокните лист смятой бумажной салфеткой или насыпьте на бумагу крупную соль. Это еще и создаст необычные текстуры. После высыхания краски соль можно просто стряхнуть.

Акрил и гуашь

Эти краски, в отличие от акварели и туши, плотные и непрозрачные. Оттиски получаются так же другими: они фактурные и текстурные (особенно при использовании акрила). Акрил, кстати, для монотипии подойдет абсолютно любой. Если использовать густую, неразбавленную краску, при снятии второго листа (если снимать без сдвига) вы получите красивые древовидные или коралловидные структуры. Если при снятии верхнего листа его слегка сдвинуть или повернуть, получится красивый и фактурный эффект размазывания.

Состаривание бумаги при помощи лимона и молока

Это «предрисовальная» техника, которую используют для того, чтобы придать бумаге вид старой пожелтевшей страницы. Нанесите на чистый лист бумаги капли лимонного сока, некоторые можно размазать. Подойдет и сок лайма. Когда сок подсохнет, прогладьте лист утюгом. Лимонный сок потемнеет, создавая эффект состаривания. Кроме того, лист еще и слегка сморщится, что придаст ему еще большее сходство со старой бумагой.

Вместо лимонного сока можно использовать жирное молоко или сливки. Этот метод уходит своими корнями в давние времена, когда молоко использовали в качестве невидимых чернил. Нанесите молоко кистью на лист бумаги, дайте просохнуть. Потом лист прогладьте утюгом или нагрейте другим способом. Молоко станет коричневым и затонирует лист «под старину».


Смывание черной туши

Еще один способ оригинально затонировать бумагу (внимание, процесс очень грязный). Вам понадобятся листы бумаги, белая гуашь, чертежная тушь, большая кисть. Бумага должна быть очень плотной, чтобы не порвалась при промывке. Закрашиваем белой гуашью центральную часть листа (можно не стараться сделать контур ровным, подойдут и хаотичные мазки). Ждем, пока краска просохнет. Теперь черной тушью аккуратно закрашиваем весь лист. Снова оставляем сохнуть.

Теперь берем просохший лист и отправляемся в ванную. С листа под струей воды аккуратно смываем тушь (можно слегка потереть руками). Вымываем среднюю часть листа (тушь поверх гуаши должна легко смыться). А края листа, так как тушь впиталась в бумагу, так и останутся черными. Положите отмытый лист на стопку газет и оставьте сохнуть. Пока ждете, отмойте ванну, иначе тушь сильно въестся.

Рисование пеной для бритья и тушью

Вы сможете этим способом получить очень красивые разводы. Вам необходимы пена или гель для бритья и цветная тушь. Выдавите пену на пластиковую палитру (если гель, добавьте к нему чуток воды и взбейте кисточкой), размажьте ровным слоем по палитре и капните несколько капель чертежной туши. Ручкой кисточки сделайте разводы из туши на пене. Теперь положите сверху лист бумаги, слегка прижмите, снимите. Остатки пены уберите бумажными салфетками.

Рисование нитками

Очень нестандартный способ рисования, который дает потрясающие результаты. Вам понадобится бумага, тушь и толстые вязальные нитки. Кусок нити обмакните в тушь и красиво разложите на листе бумаги (но кончик нитки должен выходить за край). Накройте еще одним листом бумаги, сверху положите книжку и придавите слегка рукой. Теперь медленно вытягивайте нить. Когда вы уберете книгу и разделите листы, вы увидите, что оба листа бумаги покрыты красивым затейливым узором. Узор можно доработать, превратив в полноценный рисунок.

Пятна-кляксы

Такие пятна из туши могут стать заготовкой для полноценной работы: они могут быть фоном, а могут и являться базой рисунка, которую необходимо дополнить деталями. На сухой лист бумаги нанесите несколько капель цветной туши (если хотите много, лучше наносите их не все сразу). Берем трубочку для коктейля и раздуваем каплю. Можно просто дуть, стараясь растянуть кляксу как можно дальше, а можно пытаться придать пятну какую-то форму, чтобы потом использовать его для создания рисунка.

«Мятый» рисунок

Интересный эффект дает краска на мятой бумаге. Вам понадобится бумага, восковые мелки и гуашь (акварель). Мелками нарисуйте на листе желаемый объект (контур), пространство вокруг объекта так же закрасьте мелками. Теперь лист надо аккуратно смять, потом расправить. Закрашиваем гуашью, а потом, при помощи губки и воды, быстро смываем краску. Краска должна остаться только в местах сгиба бумаги на незакрашенной области.

Технологии в действии

Можно рисовать обычной зубной щеткой. А можно рисовать электрической. Подойдет и массажная щетка. Получаются необычные концентрические узоры, которые можно использовать в качестве фона для рисунка (особенно если взять не один цвет). Необходимая краска - гуашь или акрил.

Штампование

При помощи различных штампов (которыми, кстати, могут являться практически все мелкие и не очень предметы) можно создавать интересный фон к рисункам, сами рисунки и даже украшать одежду и интерьер. Можно использовать как подручные предметы с интересной текстурой, так и сделанные самостоятельно штампы: вырежьте их из ластика или из картофеля (на один раз). Потом вам просто остается окунать штамп в краску и начать творить.

Разбрызгивание

Разбрызгивать краску на лист можно двумя способами. Первый - разбрызгивание по трафарету, когда на лист бумаги кладется какой-либо предмет, и его контур отпечатывается брызгами. Второй - разбрызгивание целенаправленное, с разной интенсивностью, концентрацией краски, размером капель. Так можно создавать целые рисунки, причем, довольно презентабельные и не «детские».

Точечная техника

Похожа на штампование. Кроме того, что техника дает довольно необычный результат, она еще и является отличным способом снять свой стресс. Вам понадобятся ватные палочки, листы бумаги, краска на ваш выбор. Обмакните ватную палочку в краску и начинайте ритмичными движениями наносить рисунок на бумагу. Очень интересно в этой технике пытаться смешивать цвета и оттенки.

Рисование поролоном

Текстурный фон или «пушистость» на рисунке можно создать при помощи обыкновенной губки. Можно попробовать этот прием и с мягкой фольгой или тонким целлофановым пакетом: небольшой кусок губки (если фольга или пакет - небольшой комочек) обмакните в краску и макайте по поверхности листа.

"Расчесывание краски"

Чтобы создать текстуру попробуйте провести по еще сырой краске гребешком с зубчиками или обыкновенной вилкой. Линии можно делать как прямые, так и волнистые. Только не перестарайтесь, чтобы не повредить бумагу.

Граттаж

Это тоже процарапывание острым предметом, только здесь создается не текстура, а сам рисунок. Плотный лист бумаги надо натереть свечой, поверх воскового слоя наносим тушь или гуашь (так, чтобы она полностью закрыла лист, без просветов). В тушь надо добавить несколько капель жидкого мыла, так она лучше ляжет. Когда краска просохнет, берем острый предмет и процарапываем рисунок.

Рисование с использованием пищевой пленки

На лист бумаги наносим крупные пятна краски, накрываем поверх пищевой пленкой. Но разглаживать ее не надо, напротив, слегка сомните ее. Когда краска полностью просохнет, снимаем пленку. На листе останутся тонкие черточки и пузырьки, которые паутинкой покрывают лист.

Поверьте, это далеко не все приемы, способы и техники рисования, которые вы можете опробовать, если вам захочется чего-то необычного в творчестве. В конце-концов, вам никто не мешает включить фантазию и попытаться придумать что-то свое, новое!

Для развития полноценной личности человек с детства должен пребывать в спокойной атмосфере, располагающей к творчеству. Нетрадиционные техники рисования позволяют раскрыть потенциал и приблизиться к созидательному процессу. Такие методики широко применяются в детском саду и подготовительных дошкольных учреждениях.

Любой вид изобразительного искусства предоставляет неограниченные возможности для самовыражения, более тонкого понимания окружающего мира, фиксирования и передачи мимолётных впечатлений и настроений, а также способствует обретению внутренней гармонии и развитию личности.

Помимо привычных техник рисования, в дошкольных образовательных учреждениях широко применяются и нетрадиционные направления изобразительного творчества. Они предоставляют массу дополнительных возможностей для постижения окружающего мира и воплощения оригинальных замыслов.

В отличие от традиционных методик, необычные техники позволяют ребёнку максимально раскрыть свой творческий потенциал, не обременяя его рамками

Большинство нетрадиционных техник рисования направлены на свободу, не навязывая при этом страх совершить ошибку , который в дальнейшем мешает творчеству и личностному развитию, превращая талантливых людей в посредственность. Оригинальные способы позволяют использовать различные материалы и помогают научиться мыслить нестандартно.

Чем полезно рисование нетрадиционными способами

Нетрадиционная техника рисования в детском саду или подготовительной дошкольной группе развивает ум и творческие способности. С раннего возраста нужно прививать детям любовь к искусству и поощрять творческие проявления. Малыш учится связывать единую композицию, создавая её из мелких деталей, гармонично располагать различные элементы, реализовать задуманное или импровизировать.

Необычные техники рисования имеют массу преимуществ:


Рисование ладошками

Нетрадиционная техника изображения, наиболее распространённая в детском саду, — это рисование ладошками и пальцами. Такую методику способен освоить каждый ребёнок. Техника выполнения чрезвычайно проста – достаточно просто опустить руку в ёмкость с краской или раскрасить ладонь при помощи кисти, а затем поставить отпечаток на листе бумаги.

При организации этого процесса преподаватель должен действовать по принципу «от простого к сложному». В ясельной или младшей дошкольной группе (возраст от 1 до 3 лет) дети ещё не создают композиционные произведения. На данном этапе они знакомятся с цветом и фактурой краски.

Для ребенка от 1 до 3 лет рисование ладошками – оптимальный вариант, поскольку он ещё не может правильно держать кисть или карандаш. Для детей средней группы (возраст от 3 до 4 лет) уже подойдёт создание картин при помощи данной техники.

Для начала следует выбирать самые простые и привычные для детей образцы:

  • цветы;
  • солнце;
  • деревья;
  • рыбки.

Нанесённый отпечаток нужно дополнить деталями, завершающими образ. В старшей группе дети уже учатся создавать более детализированные картины. Изображения чаще несут сюжетный характер.

Техника рисования ладошками благотворно влияет на психику ребёнка, позволяет ему успокоиться, привыкнуть к незнакомой обстановке на этапе адаптации к новой окружающее среде. Эта увлекательная игра также помогает детям научиться находить общий язык со сверстниками.

В группах дошкольного возраста можно предлагать коллективную работу – каждый ребёнок оставляет отпечаток, и создаётся какой-то образ. Для развития творческого потенциала рекомендуется давать детям возможность определить созданный образ и дополнить его недостающими деталями.

Рисование ладонями и пальцами не требует специальных материалов и инструментов. Понадобится лист бумаги и краски. Для этого вида творчества рекомендуется использовать гуашевую краску, слегка разбавленную водой.

Лучше всего налить цветную жидкость в блюдце. Также существует прекрасная альтернатива – так называемые, пальчиковые краски. Они абсолютно безопасны для ребёнка, легко смываются и не содержат токсичных веществ. Для более старшего возраста подойдёт акварель.

Идеи для рисования

Дерево

  • на ладонь наносится коричневая краска и ставится отпечаток на листе бумаги; это изображение массивного ствола многовекового дуба;
  • мелкими штрихами, при помощи пальцев дереву пририсовываются листья;
  • для завершения картины можно лёгкими синими разводами изобразить небо.

Цветы

Здесь открываются безграничные возможности для фантазии.

Ладошками можно изображать различные цветы:

  • с небольшим смещением по кругу наносится несколько отпечатков (при этом ладонь изображает сердцевину цветка, а пальцы рисуют лепестки), что позволяет получить изображение сказочных цветов, напоминающих астры или хризантемы.
  • если пальцы держать вместе, такие отпечатки будут похожи на тюльпаны.

Динозавр или дракон

Пальцы развести в стороны и нанести отпечаток на бумагу. При этом большой палец изображает голову дракона, ладонь – туловище, а остальные пальцы – иголки на спине. Затем детям предлагается дорисовать недостающие элементы – глаза, ноги и хвост дракона.

Штампы, оттиски

Суть методики заключается в том, что красящее вещество наносится на поверхность какого-либо предмета, который затем прикладывается к листу бумаги, оставляя оттиск. Для этого понадобятся всевозможные материалы, и чем разнообразнее, тем лучше.

Для этой цели прекрасно подойдут:

  • листья;
  • пробки;
  • рельефные салфетки с узорами;
  • мятая бумага;
  • перья.

Что касается красок, рекомендуется брать гуашь или акварель. Этот способ позволяет наносить несколько одинаковых изображений, составляя орнаменты или сюжетные изображения, дополненные деталями. Данная методика рисования подходит как для самых маленьких художников, так и для детей подготовительной группы.

Рисование поролоном

Нетрадиционная техника рисования в детском саду зачастую подразумевает применение простых материалов необычным способом. Одна из таких методик – рисование поролоном. Эта техника даёт возможность получить оригинальные изображения, которые невозможно выполнить кистью.

Для работы понадобятся акварельные краски, кусочки поролона разной величины и листы бумаги. Суть метода очень проста – губка окунается в слегка разведённую водой акварель и прикладывается к листу бумаги. Также можно выполнять штрихи и разводы. Различная сила нажатия помогает варьировать текстуру.

Польза техники рисования поролоном:

  • Развивается воображение. Ребёнок учится распознавать знакомые предметы в замысловатых оттисках. После нанесения основных элементов, рисунок дополняется деталями, завершающими картину.
  • Дети учатся наносить крупные элементы, располагая детали в соответствии с размером листа. Это даёт начальные понятия о композиции.
  • Развиваются импровизационные навыки.
  • Дети учатся распознавать различные по текстуре изображения.

Рисование точками

Эта методика позволяет детям научиться гармонично воспринимать разрознённые мелкие детали и собирать их в общую картину. Данное направление изобразительного искусства также известно под названием техники «пуантилизма» или «дивизионизма». Рисование точками впервые предложил французский художник-постимпрессионист Жорж-Пьер Сёра.

Точечное рисование предполагает использование чистых цветов, без смешивания оттенков.

Например, вместо зелёного наносится синий и жёлтый цвета, а вместо оранжевого – красный и жёлтый. Восприятие цвета происходит посредством оптического эффекта. Если рассматривать такое произведение с близкого расстояния, то зритель увидит лишь отдельные точки. А издалека они образуют форму и цвета.

Для создания картин в этой технике понадобятся акварельные краски и бумага. Что касается инструмента для рисования, здесь выбор безграничен – от карандаша с ластиком на конце (при помощи которого и будут наноситься точки), до ватных палочек.

Точки не должны быть слишком маленькими, иначе на создание рисунка понадобится слишком много времени. Это направление изобразительного искусства замечательно подходит для детей 3-6 лет.

Техника «монотипия»

Суть этой техники заключается в следующем: на ровной гладкой поверхности наносится рисунок, который затем отпечатывается на листе бумаги.

Ещё один распространённый способ – рисунок наносится на одну из внутренних сторон сложенного вдвое листа, после чего лист складывается , и первоначальное изображение частично или полностью отображается на второй половинке бумаги. Получаются симметричные рисунки и орнаменты.

Эта уникальная методика позволяет создавать интересные, многообразные и оригинальные картины. Полученный отпечаток можно оставить в первоначальном виде. Но чаще он дополняется элементами, позволяющими завершить картину и сделать её более детальной.

Нетрадиционная техника рисования в детском саду, описанная выше, применяется довольно широко. Она подходит как для малышей, которым предлагаются самые простые рисунки (флажки, воздушные шары, кубики), так и для средней и старших групп, где дети уже могут выполнять более сложные изображения (бабочек, цветы, животных).

Рисование в технике «набрызг»

Одна из самых простых, но не менее интересных методик, — рисование в технике «набрызг». Суть этого направления отображена в самом названии – капли краски разбрызгиваются на поверхности бумаги.

Нередко для создания картин применяются трафареты. Для этой цели подойдут засушенные листья, цветы, фигурки, вырезанные из бумаги. Также можно выполнять многослойный «набрызг» при помощи нескольких трафаретов. Рисование в этой технике рекомендуется для детей в возрасте от 3-4 лет.

Для работы понадобится Последовательность действий
  • краски (акварель или гуашь);
  • старые зубные щётки;
  • пластиковые линейки;
  • стеки (инструмент в виде лопаточки, применяемый скульпторами);
  • трафареты;
  • клеёнка для стола (или газеты), фартук и нарукавники.
  • Щётку окунуть в стакан с водой, стряхивая лишнюю воду.
  • Набрать небольшое количество краски.
  • Держа щётку в левой руке (для левшей, наоборот, в правой), взять в другую руку стеку или маленькую пластиковую линейку.
  • Поднести инструменты к листу бумаги. Проводить по щётке стекой, направляя инструмент в обратную сторону от листа, так чтобы брызги попадали на бумагу. Движения должны быть точными и быстрыми.
  • Таким образом тонируется вся поверхность листа или нужный фрагмент.

Кляксография

Нетрадиционная техника рисования в детском саду способствует развитию творческих способностей детей. Одна из интересных методик живописи основана на рисовании пятнами и кляксами.

Этот вид творчества интересно тем, что заранее невозможно предугадать, что получится в результате. Суть метода заключается в следующем: на листе бумаги ставится клякса, а затем раздувается в разные стороны через соломинку.

Следующим этапом будет дорисовка полученных пятен. Идея придаёт кляксам смысл. Одно и то же пятно можно интерпретировать по-разному, дополняя его всевозможными деталями. При этом воспитатель или родители помогают детям, задавая наводящие вопросы, помогающие определить, какое изображение скрывает в себе клякса. Прорисовка дополнительных элементов является важной частью работы.

Для проведения занятий понадобятся жидкие акварельные краски, кисти, плотная бумага и соломинки (трубочки). Если же в наличии есть только обычная акварель, её нужно заранее разбавить и налить в удобные ёмкости.

Техника включает два основных приёма:

  • Капли. Кисть, обильно смоченная в жидкой краске, стряхивается над листом бумаги, оставляя различные по размеру кляксы и капли. Этот метод чем-то похож на технику «набрызг», однако здесь вместо зубных щёток применяются толстые мягкие кисти.
  • Растекание. При помощи кисти на бумагу наносится большое пятно краски, которое затем раздувается при помощи соломинки. Также можно наклонять лист в разные стороны, давая возможность каплям краски растекаться по поверхности.

Данная техника хорошо подойдёт для детей средней и старшей группы дошкольного образовательного учреждения (возраст от 3 до 6 лет).

Мыльные пузыри

Подкрашенные мыльные пузыри позволяют создавать эфемерные неуловимые картины.

Для работы понадобится:

  • вода;
  • шампунь или пенящееся жидкое мыло;
  • пищевые красители;
  • плотный картон;
  • трубочки для коктейля;
  • ложки.

Ход работы:

  1. Моющее средство развести с водой в соотношении примерно 1:5. Добавить красящее вещество. Желательно делать несколько ёмкостей с разными оттенками.
  2. Поместить трубочки в стакан с раствором, взболтать и подуть так, чтобы над поверхностью ёмкости появилась пена.
  3. Прикладывать листы бумаги к стаканам с разноцветной пеной, оставляя отпечатки.
  4. Также можно наносить пену на бумагу ложкой.
  5. Ещё один способ – надуть мыльный пузырь и аккуратно, задерживая его на трубочке, поместить на бумагу.

Готовые работы можно дополнить деталями или же оставить в первоначальном виде. Данная техника подходит для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Соль

Многие необычные техники рисования основывается на использование вполне привычных материалов.

Для рисования солью потребуются:

  • альбомный лист;
  • несколько кистей разных размеров;
  • крупная соль;
  • акварель;
  • карандаш и ластик;
  • бумажные салфетки;
  • стакан с водой.

Ход работы:

  1. На листе бумаги наносится рисунок.
  2. Крупной кистью обильно смочить лист бумаги водой.
  3. Аккуратно нанести основные цвета. Прикасаться кистью к бумаге нужно осторожно, поскольку краска растекается.
  4. Посыпать солью окрашенные фрагменты.

Полученный рисунок обретает своеобразную текстуру и рельеф.

Песок, бисер и крупы

Нетрадиционная техника рисования в детском саду может подразумевать использование любых материалов. При помощи различных круп, песка и бисера можно создавать оригинальные картины.

Причём, существует два направления:

  • песочная анимация;
  • фиксирование сыпучих материалов на поверхности листа при помощи клея.

Анимация

Для этой техники обычно применяется песок или манная крупа. Материал насыпают на контрастную по цвету поверхность. Рисовать нужно непосредственно руками на поверхности.

Эта техника очень полезна для детей. Работа с сыпучими материалами помогает избавиться от негативных эмоций, успокоиться, преодолеть внутренние личностные преграды и научиться импровизировать. У детей развивается координация, мелкая моторика, воображение, фантазия и память. Техника подходит для детей любого возраста.

Урок песочной анимации для детей:

Картины с клеем и сыпучими материалами

Данная методика заключается в следующем: на бумаге прорисовывается контур рисунка и промазывается клеем. Затем на поверхность насыпается песок или крупа. Готовая картина обретает объём. Сочетание различных круп позволяет варьировать разную текстуру.

Акватипия

При помощи этой техники дети создают причудливые узоры, состоящие из пятен и разводов

Для работы понадобятся следующие инструменты и материалы:


Процесс:

  1. На гладкую поверхность (стекло или пластик) наносятся предварительно смоченные и размягчённые акварельные краски. Здесь открывается неограниченное пространство для творчества. Можно наносить пятна и разводы любых размеров, формы и оттенков.
  2. Затем к окрашенной поверхности прижимают лист бумаги, аккуратно разглаживая.
  3. Можно обвести полученные изображения контрастным тёмным цветом, подчёркивая имеющиеся детали и добавляя новые элементы.

Эта методика чаще всего применяется в средней и старшей группах детского сада.

Граттаж

Эта техника, которая также известна под названием воскография, основывается на процарапывании поверхности грунтованного листа при помощи острого предмета. Перед работой плотная бумага или картон натираются восковой свечой. Метод очень простой.

  • заостренный предмет (перо, зубочистка, пластиковая вилка);
  • тёмные гуашевые краски;
  • картон;
  • немного мыльного средства или ПВА.

Процесс работы:

  1. Плотный лист картона хорошо натереть свечой из воска.
  2. Крупной кистью нанести густой слой гуаши тёмного цвета. Стараться не оставлять пробелов. Для того, чтобы краска при работе не оставалась на руках, рекомендуется добавить немного жидкого мыла или клея ПВА.
  3. Заостренным предметом выполнить рисунок.

Фроттаж

Техника фроттаж заключается в следующем:

  • под лист бумаги подкладывается плоский предмет с рельефной поверхностью;
  • затем следует тщательно натереть поверхность листа восковыми мелками, пастелью или карандашами, после чего рисунок проступает на поверхности.



Шаблоны для работы заранее изготавливаются из плотного картона. Если разместить трафареты на поверхности москитной сетки, получаются замечательные картины. В процессе натирания бумаги мелками детям приходится прилагать усилия, чтобы удержать в руке мел и заштриховать всю поверхность. Это позволяет развить мелкую моторику.

Рисование пластилином по стеклу

Рисование пластилином или пластилинография позволяет детям создавать объёмные и рельефные картины. Методика очень проста.

Для работы потребуются:

  • пластилин;
  • гуашь;
  • тонкие кисти;
  • доска для лепки;
  • стекло;
  • картинка для шаблона.

Осваивать эту технику следует от простого к сложному.


Ход работы:

  1. Перед началом работы стекло нужно протереть спиртом.
  2. Любую понравившуюся картинку подложить под стекло. Тонкой кисточкой гуашью обвести контуры. Дать подсохнуть.
  3. Затем раскатывать тонкие пластины пластилины и заполнять рисунок, обогащая его цветом.

Эта техника замечательно подходит для детей в возрасте 4-6 лет.

Рисование вилками

Методика создания картин при помощи этого способа весьма проста. Для работы понадобятся пластиковые вилки и гуашевые краски, разведённые до консистенции сметаны.

Ход работы:

  1. На поверхность плотной бумаги или картона толстым слоем наносится краска.
  2. Затем вилкой нанести необходимые штрихи.
  3. Дорисовать недостающие элементы карандашом или кистью.

Этот метод хорошо подходит для изображения листвы деревьев, густой травы, шерсти животных, дождя. В результате получаются рельефные картины, отличающиеся живостью и необычностью.

Отпечатки ступнями

Эта техника по своей сущности очень схожа с рисованием ладошками.
Картины создаются по такому же принципу с применением аналогичных материалов.

Метод штриховки

Различные виды штриховки позволяют ребёнку приблизиться к настоящему изобразительному искусству и в дальнейшем развивать навыки рисования. На начальных этапах работы детям предлагается попробовать выполнить разные виды штриховки: прямой, косой линией и вкруговую. После чего эти методы используются для создания простых рисунков.

Нетрадиционные техники рисования открывают огромное пространство для творческой реализации юных художников. Осваивая разные направления изобразительного искусства в детском саду, ребёнок постигает окружающий мир, ищет то, что ему по душе, а также учится выражать собственные эмоции и мысли.

Оформление статьи: Светлана Овсяникова

Видео на тему: нетрадиционная техника рисования в детском саду

Нетрадиционные техники рисования в детском саду:

Данный материал познакомит родителей с разнообразными способами и приемами работы гуашью и акварельными красками, углем, сангиной, пастелью и другими материалами, также с их сочетанием.

Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

РИСОВАНИЕ ЛИНИЕЙ

Материал : карандаш, фломастер, бумага

Ход работы:

А попробуйте-ка нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Вот где работает воображение!

А можно закрыть глаза и под музыку рисовать хаотично разные неотрывные линии, после посмотреть что получилось, на что походить и раскрасить это.

ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА

Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

Ход работы:

1-ый способ

Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может наше настроение? Попробуйте, вы получите столько радости!

2-ой способ

Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

3-ий способ

Опустить веревку в краску, а затем разложить кольцом или любым другим способом на листе бумаги. Накрыть сверху другим листом и придавить ладонью. Раскрыть, убрать веревку и посмотреть на полученное изображение, дорисовать.

4-ый способ

Обернуть веревку вокруг цилиндра. Сделать перекрещивающийся узор, наложить сначала веревку вверх, потом вниз по всей длине цилиндра. Впитывать краску на веревку. Затем прижать цилиндр к нижнему краю бумаге. Плотно прижимая, хотите его от себя. На листе появится веревочный узор.

МОНОТИПИЯ

Материал: краска, кисточка, бумага

Ход работы:

Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось? Сказочные цветы? Жук? Да нет, это красавица-бабочка!

НАБРЫЗГ

Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.

Ход работы:

На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ

Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Ход работы:

1-ый способ

Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок (можно использовать раскраску) накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасилась в нужный нам цвет. Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на стекло, прижимаем, затем отрываем от стекла. Все готово!

2-ой способ

В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем. Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации.

РИСОВАНИЕ СВЕЧОЙ ИЛИ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ

Материал: Свечка, бумага, кисточка, краски.

Ход работы.

1. Переведение – под тонкий альбомный лист положите нарисованный контурный рисунок. Сверху обведите по контуру свечой, затем нанесите краску.

2. Трение – под тонкую бумагу положите, какой либо четко выраженный рельефный рисунок, верхний лист бумаги натрите свечой и нанесите краску.

ПАЛЬЧИКИ — ПАЛИТРА. ПЕЧАТЬ ОТ РУКИ

Материал: краска, тарелочки, бумага

Ход работы.

Сжать руку в кулак и вдавить его в краску. Поводить его из стороны в сторону, чтобы краска хорошо размазалась по руке. Приложить боковую часть кулака к листу бумаги и поднять его. Сделать несколько отпечатков. Краску также можно наносить кисточкой. Можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев.

ПЕЧАТКА

Материал: печатки, бумага краски, тарелочки, губка-подушечка.

Ход работы.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции, украшая ими пригласительные билеты, открытки, салфетки, платки и т.д.

Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» готова! Можно использовать различные краски, пробки, песочницы и т.п. Теперь прижмем печатку к подушечке с краской, а затем к листу бумаги. Получился ровный и четкий отпечаток. Составляй любую композицию!

КЛЯКСОГРАФИЯ. РИСОВАНИЕ СОЛОМКОЙ.

Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Ход работы.

1-ый способ

Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Пусть встретятся. Что получится, думайте сами.

2-ой способ

Выполните краской и кисточкой любой рисунок. Поставьте на необходимые для вас линии капли и раздуйте их трубочкой. Рисунок готов!

РИСОВАНИЕ ПО-СЫРОМУ

Материал: влажная салфетка, емкость с водой, краски, кисти, акварельные мелки.

Ход работы.

1-ый способ

Намочите бумагу и положите ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмите акварельный мелок и нарисуйте все, что угодно.

2-ой способ

Если нет акварельных карандашей, можно рисовать красками и кисточкой.

МЯТАЯ БУМАГА

Материал: бумага, краски, кисти, тарелочки.

Ход работы.

1-ый способ

Чистый лист бумаги смять руками и разгладить. Нарисовать задуманный рисунок. Эта техника интересна тем, что на местах сгибов бумаги краска при закрашивании делается более интенсивнее, темной – это называется эффект мозаики.

2-ой способ

Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок. Этот способ можно использовать для фона, или для завершения работы – цветы, крона дерева, сугробы и т.п.

ГРАТТАЖ

Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.

Ход работы.

Нанесем цветной фон акварелью или возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином. Нальем в розетку черной, или цветной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов.

А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Чем не гравюра!

ТРИО – ТУШЬ, ВОДА, ГУАШЬ

Материал: плотная бумага, гуашь, тушь, емкость с водой.

Ход работы.

Разведите гуашь водой и крупно широкими мазками кисти нарисуйте то, что задумали. Главное чтобы рисунок получился крупным. Когда гуашь закрепится, покройте весь лист черной тушью. И когда она высохнет, опустите лист для «проявления» в ванночку с водой. Гуашь смоется с бумаги, а тушь останется. На черном фоне проявится интересный белый контур рисунка с различными краями.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ – «ТЫЧКА»

Материал: Грифельный карандаш с резинкой на конце, старая обрезанная кисть на 1 мм, щетинная кисть, трубочка от фломастера с вставленным поролоном, белая бумага, книжки – раскраски, тарелочка, гуашь.

Ход работы.

В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Готовый рисунок имитирует технику рисования «пуантилизм». Щетинной сухой кистью – тычком можно нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ — ТРЕНИЯ

Материал: Засушенные листья, силуэты с ярко выраженным рельефом, вата, порошок от наструганных грифелей цветных карандашей.

Ход работы.

Под тонкую бумагу положить засушенный лист, ветку, цветов, силуэт, сверху потереть ватным или тряпочным тампоном порошком из карандашного грифеля. Полученное на тонкой бумаге изображение наклеить на плотную бумагу – получится открытка. Таким способом можно создать сюжетную композицию, декоративный узор.

Этим же способом можно потереть края силуэта, которые приложены к листу бумаги.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ПРИМАКИВАНИЯ

Материал: Кисточки разного размера, гуашь, акварель, тушь, бумага

Ход работы.

Окунув кисточку в краску, приложить ее хвостик к листу бумаги и поднять получится капелька. Если нанести такие капельки по кругу – получился цветок. Примакиванием можно нарисовать листья у деревьев, животных и другие рисунки, стоит только пофантазировать.

РИСОВАНИЕ СПОСОБОМ ОТ ПЯТНА

Материал: Кисточка №10, 3, бумага, краска, фломастеры, восковые карандаши, уголь или другие графические материалы

Ход работы.

1-ый способ

Широкой кистью наносится пятно произвольно или в соответствии с задуманным изображением. Когда оно высохнет, дополнительно подрисовываются недостающие детали или краской или другими изобразительными материалами. Таким способом можно нарисовать животных, цветы и т. п.

2-ой способ

Восковым карандашом нарисуйте глазки, носик, ротик. Затем широкой кисточкой по верх изображения краской нарисуй те желтое пятно – получился веселый колобок. Так можно изобразить деревья, ветки и ствол нарисовать восковыми карандашами, а крону краской. Фантазируйте.

ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ

Материал: крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисти, вода.

Ход работы.

В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных капель краски. Положить в коробку

2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики, катались, смешивая краски, создавая узор.

РИСОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п. Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка.

Ход работы.

Природный материал обмакивают в форму с краской и прикладывают к бумаге, слегка прижимают – остается отпечаток. В зависимости от изображения подбирается и природный материал для отпечатывания.

Ели засушенный листок от дерева, кустарника покрыть краской и отпечатать на бумаге, могут получиться деревья, цветы, солнышко и другие изображения. Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мохом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др.

РИСОВАНИЕ ПЛАСТИЛИНОМ

Материал: плотная бумага или картон, пластилин, карандаш.

Ход работы.

На плотный лист бумаги или картон нанесите карандашом контур. Рисуйте по нему теплым пластилином. Получается очень даже выразительно. Ребятишки в полном восторге.

РИСОВАНИЕ СКОТЧЕМ

Материал: Цветной скотч, ножницы, цветная и белая бумага, книжка-раскраска, водостойкие цветные маркеры.

Ход работы.

Предварительно подбирается линейный рисунок с крупным изображением без мелких деталей. Затем небольшими отрезками скотча заполняется изображение. По окончанию работы все мелкие детали проводят маркером.

РИСОВАНИЕ ТУШЬЮ

Материал: тушь, бумага, губка, штрих

Ход работы.

1-ый способ

Работа выполняется на горизонтальной поверхности. Лист бумаги предварительно намачивается. Затем наносятся или капли туши, или, перевернув тюбик туши, проводят линии, слегка нажимая на него. Получается интересное расплывчатое изображение, которое после высыхания дополняется четким линейным рисунком с прорисовкой деталей глеевой ручкой, фломастером или другим изобразительным материалом.

Если весь лист покрыть синей тушью, а затем белым штрихом нанести точки – получится снежное вечернее небо.

2-ой способ

На влажную, но хорошо отжатую губку по ширине наносятся полоски цветной туши. Губка переворачивается краской вниз – «лицом» к влажному листу бумаги, и проводится непрерывная линия – радуга, поле, волны, куст и др.

Разнообразные движения руки с губкой оставляют различные следы, которые легко превратить в бабочку, улитку, цветок, дополнив рисунок характерными штрихами.

ГЕЛЕВАЯ ГРАФИКА

Материал: Бумага черного цвета, набор гелевых ручек, простой карандаш.

Ход работы.

1-ый способ

Монохромная техника. На черный фон нанести линейное изображение белой (серебристой) гелевой ручкой (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать в карандаше. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.

2-ой способ

Полихромная техника. На черном фоне работают цветными гелевыми ручками, затонировать изображение белым или серебристым гелем. Белый тон придаст свежесть, яркость, серебристый имитирует металлографику. После высыхания нужно сделать подмалевку (белого, серебристого цвета) и нанести необходимые цвета. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.

Работа такова вида прекрасно смотрятся, когда она оформлена в паспорту.

ТОНИРОВАНИЕ БУМАГИ

Материал: Белая бумага, клейстер из крахмала, тряпка, ванночки, гуашь, краски клеевые или масляные, масляный разбавитель (бензин).

Ход работы:

1-ый способ

Масляную краску 2-3 тонов разведите масляным разбавителем до густоты очень жидкой сметаны. Каждый цвет в отдельной посуде, отдельной кисточкой.

В миску или ванночку налейте холодной воды, на нее брызгайте разведенную краску одного цвета. На получившиеся разводы (мраморная пленка) кладите лист бумаги (бумагу держите за отогнутый уголок) и сразу снимайте.

На другие листы можно брызгать сразу 2-3 краски разного цвета. Окрашенную бумагу высушите на газете и положите под пресс. Бумага, выкрашенная таким способом, напоминает разводы мрамора.

2-ой способ

Возьмите клеевые или гуашевые краски 2-3 цветов, сварите крахмальный клейстер, влейте ее в ванночку или тарелку, добавить в нее краску и слегка помешать. Полученную в виде пасты или киселя, цветную массу наносят на бумагу кистью, затем лишнее снимают тряпочкой, щеткой, гребенкой или жесткой кистью. Нужный рисунок можно также получить прикладыванием еловой ветки или проводя в разном направлении всевозможные линии.

ЦВЕТНЫЕ ФИГУРКИ НА СТЕКЛЕ

Материал: Краски в тюбиках, прозрачная пленка или стеклянная поверхность, лист бумаги, клеевая лента.

Ход работы:

1-ый способ

Чтобы получить рисунок, надо тонкими полосками выдавить краску из тюбиков на пленку, оставляя широкие поля, друг от друга.

Можно использовать побольше разных красок.

Аккуратно наложить второй слой пленки на изображение, прижать края. Кончиками пальцев разровнять краску. Приложить картину к окну, разгладить ее и посмотреть, как свет играет на красках. Оклеить по периметру клеевой лентой.

2-ой способ

На стекло, зеркало наносят краску так же, как и в первом способе. Затем прикладывают на него бумагу и прижимают сверху еще одним стеклом, или каким либо тяжелым предметом. Это позволит краске одновременно разойтись по листу бумаги. Затем груз убирают, ждут высыхания краски на бумаге. После чего дорисовывают мелкие детали кисточкой или другими изобразительными материалами.

ВОЛШЕБСТВО БУМАГИ

Материал: Туалетная бумага, альбомная бумага, ванночки, краска, кисти.

Ход работы:

Разлить краску по ванночкам, разбавить водой.

Приготовить туалетную бумагу в 6-4-2 квадратика, около 18 полосок.

Чтобы сделать цветы, сложите полоски 4-6 квадратиков пополам и еще раз пополам. Скатать их в трубочки. Намочить бумагу в краске. Потом быстро окунуть ее в миске с теплой водой и оставить на несколько секунд высыхать. Свернуть бумагу кольцом на стопке газет, надавить не нее сверху так, чтобы стекли краски и вода.

Чтобы сделать листья, согните полоски бумаги из 2-х квадратов пополам, и свернуть в трубочку. Также покрасить и отжать как цветы.

Положить цветы и листья на блюдо, покрыть калькой и просушить в духовке 10 минут.

Готовые цветы размещают и приклеивают на бумагу. Можно добавить вазу, веточке или другие детали, по вашему желанию.

Информацию подготовила: воспитатель ИЗО, Л.В. Овсянкина

Экология потребления. Дети: Если ваш ребенок периодически расстраивается, говоря: "я не умею это рисовать" или "не красиво получилось", оставьте попытки...

Если ваш ребенок периодически расстраивается, говоря: "я не умею это рисовать" или "не красиво получилось", оставьте попытки рисовать по образцу, как это делают на различных кружках по рисованию, и попробуйте спонтанные техники рисования, не стандартные.

Мы предлагаем вам 20 ВАРИАНТОВ подобных техник, раскрывающих индивидуальность ребенка .

Паспарту.

Это когда каляки-маляки ребенка вставляются в лист с вырезанной какой-либо формой. Т.е. вырезаете шаблон, например, бабочки и накладываете сверху на "черканье" малыша. В итоге произведение ребенка образует неповторимый узор крыльев бабочки.

Рисование ногами.

Закрепите на полу клейкой лентой лист бумаги. Вложите малышу между пальцами ног карандаш и попросите что-нибудь нарисовать. Можно творить одновременно двумя ногами на одном листе бумаге. Прикрепите к стене большой лист бумаги и попросите ребенка изобразить на нем нечто, лежа на спине.


Фроттаж.

Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете и затем, перемещаясь не заточенным цветным карандашом по поверхности, вы получаете оттиск, имитирующий основную фактуру. Можно карандашную крошку точно так же растирать по рельефной поверхности. Кто пытался рисовать на столе с рельфным покрытием знает, как эта техника рисования может включиться в рисунок совершенно непрошенно. А можно создавать рисунки комбинируя рельеф нескольких предметов.

Воздушные краски.

Чтобы приготовить краску перемешайте в небольшой чашке:

  • одну столовую ложку «самоподнимающейся» (блинной) муки - это мука с уже добавленным разрыхлителем. Можно просто добавить в муку (на 500 гр) 1ч.л. соды и 1ч.л. лимонной кислоты,
  • несколько капель пищевого красителя,
  • одну столовую ложку соли.

Затем надо добавить немного воды, чтобы придать «воздушной» краске нужную консистенцию.

Наносить краску надо на толстый лист картона (если у вас нет нужной кисти, можно использовать ватные палочки).

Внимание! Картон не должен содержать синтетических материалов и пленок, используйте обычный картон или очень плотную бумагу.

Поместите картину в микроволновую печь, включив максимальный режим на 10 - 30 секунд, пока краска не станет сухой. Время сушки зависит от толщины слоя краски и ее консистенции.

Мраморная бумага.

Нужны: крем (пена) для бритья, акварельные краски или пищевые красители, плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок, бумага, скребок.

План работы:

  1. Равномерным толстым слоем нанесите пену для бритья на тарелку.
  2. Смешайте краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор.
  3. С помощью кисточки или пипетки накапайте краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке.
  4. Теперь все той же кисточкой или палочкой красиво размажьте краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Это самый творческий этап всей работы, который доставит удовольствие детям.
  5. Теперь возьмите лист бумаги и аккуратно приложите его к поверхности получившейся узорчатой пены.
  6. Положите лист на стол. Вам осталось только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или разрезанную пополам крышку.
  7. Под слоем пены для бритья вы обнаружите потрясающие мраморные узоры. Краска успела быстро впитаться в бумагу, вам надо только дать ей высохнуть в течение нескольких часов.

Рисование пищевой пленкой.

Наносим пятна нескольких цветов акварельной или гуашевой краски на всю поверхность листа. Накладываем сверху пленку и прорисовываем, слегка нажимая на пленку, разнообразные линии. Даем краске высохнуть и снимаем пленку. Доводим рисунок до конца, фломастерами или карандашами.

Мыльная живопись.

Краски вы можете смешать с мыльным раствором и затем наносить кисточкой узоры и формы. При рисовании образуются мыльные пузырики, которые создают фактуру красочных мазков.

Кляксография.

Пусть малыш капнет краской на лист, наклонит его в разные стороны, а затем дорисует кляксу так, чтобы получилось какое-либо изображение. Или ребенок окунает кисть в краску, затем сажает кляксу на лист бумаги и складывает лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Затем разворачивает лист и старается понять, на кого или на что похож рисунок .

Рисование по сырой поверхности.

Техника очень проста: смачивайте бумажный лист водой, даете подсохнуть 30 секунд и начинаете рисовать акварельными красками. Краски растекаются в разных направлениях и получаются очень интересные разводы (заря, облака, деревья, радуга).

Соль.

Предварительно сделайте на бумаге набросок. Смочите его водой с помощью кисти, посыпьте солью, подождите, пока она вберет себя воду, лишнюю соль ссыпьте. Когда все подсохнет, прорисуйте недостающие элементы и раскрасьте. Солью хорошо рисовать стрекоз, птичек, медуз, бабочек, снег, дым.

Воск.

Приготовьте лист с силуэтами животных, которые вы заранее «нарисуете» свечкой. Закрашивая рисунок краской, ребенок неожиданно для себя «создаст» изображения животных.

Поролон или губка.

Обмакнув губку в густую гуашь, ребенок может нарисовать пейзажи, букеты цветов, ветки сирени, яблони.

Пучок карандашей.

Надежно закрепите клейкой лентой большой лист бумаги. Соберите в пучок цветные карандаши – так, чтобы заточенные концы находились на одном уровне. Предложите ребенку порисовать.

Мелки и крахмал.

Налейте на лист бумаги немного крахмала и руками равномерно размажьте по поверхности. Предложите малышу рисовать мелками по скользкой поверхности. Лучше использовать основные цвета мелков, чтобы они дали вам новые цвета.

Цветной клей.

Разлейте клей по пустым флаконам, добавьте в каждый по нескольку капель разного цвета, и вы готовы к созданию художественных произведений. Рисуйте цветным клеем на темной бумаге, используя «капельную» технику.

Марлевый тампон.

Предложите ребенку окунуть марлевый тампон в краску и нарисовать облака, мыльные пузыри, снежные сугробы, утят, бабочек. Недостающие детали надо дорисовать кисточкой или фломастером.

Кукурузные початки.

Придумайте какое-либо изображение. Окуните початок в краску и прокатите по листу чистой бумаги. Сделайте отпечаток «хвостом» кукурузного початка.

Отпечатки.

Делаем рисунки отпечатками штампиков.

Рисование точками.

Малыш легким нажимом карандаша намечает предварительный контур предмета, затем точечной техникой заполняет пространство внутри него, используя фломастеры или карандаши разных цветов.

Рисование брызгами.

Самое основное здесь – освоить технику «набрызга». На сухую зубную щетку с достаточно жесткой щетиной нанесите гуашь, чуть меньше, чем вы обычно кладете зубной пасты. Консистенция краски – чуть гуще, чем паста, поэтому вода здесь обычно не нужна. Держите щетку в левой руке щетиной вниз на расстоянии 3-4 см от бумаги и палочкой скребите щетину по направлению к себе.

Очень красив разноцветный «набрызг» (салют) и желто-красный (золотая осень) на белом листе; белый «набрызг» на темно-синем фоне (зимний пейзаж).

Волшебные шарики.

Материал: крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисти, вода.

Ход работы. В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных капель краски. Положить в коробку 2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики катались, смешивая краски, создавая узор. опубликовано

Разделы: Работа с дошкольниками

Это правда!
Ну что же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне!
Э. Успенский.

Известно, что рисование – одно и самых любимых детских занятий.

Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует разнообразному развитию ребенка.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Для развития творчества детей необходимо определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут, речь идет о целенаправленном обучении богатого художественного опыта. Педагог - удивительная творческая личность, способная воспитывать творчески развитого ребенка. И любовь к искусству, которую педагог прививает своим подопечным в детстве лейтмотивом пройдет через всю жизнь, обогащая её яркими позитивными эмоциями. Обучение должно начинаться уже в дошкольном детстве. Опыт работы убедил меня, что положительное влияние на развитие детского творчества оказывает обучение детей нетрадиционным техникам изображения.

Значение и ценность нетрадиционного изображения, безусловно, положительно влияет на лечение эмоциональных расстройств. Такая своего рода терапия помогает детям с заторможенным психическим развитием. Известно: что такие дети не проявляют интерес к рисованию, у них рассеянное внимание, плохая координация, импульсивное, небрежное выполнение изображения Они рисуют, не всегда то, что видят и знают, обычно изображение возникает спонтанно, с элементами эмоционального настроения.

На первом этапе обучения в процессе художественного творчества дети учатся, не боятся, а это немало важный фактор. Учить таких детей нужно начиная с простейших предметов постепенно по мере приобретения навыков и опыта. Переходя к рисованию более сложных предметов. Не надо настаивать на соответствии цвета, что может смутить ребенка и возможно повлиять на его желание рисовать.

Также необходимо формировать связную речь. Для этого рекомендуем использовать на занятии короткие потешки и песенки. Повторяя хором песенки или четверостишия несколько раз при этом развивая память, внимание, а также активизируя словарный запас.

Например:

Первые пушинки, первые снежинки
В воздухе кружатся.
И на землю тихо, падают, ложатся.

Елочка, елочка
Зеленая иголочка…и т.д.

Благодаря многократному повторению с незатейливой мелодией дети быстро запоминают и сосредотачивают свое внимание на объекте, приобретая уверенность, становясь более раскрепощенными в творчестве. Кроме того в процессе практической деятельности создаются неограниченные возможности для спонтанного речевого общения между педагогом и детьми.

Рекомендуем проведение пальчиковой гимнастики каждый раз до занятия или в виде обыгрывания темы занятия. В конце занятия, подводя итог все достижения ребенка необходимо приветствовать, а не подавлять, вопросы критики только помешают педагогическому процессу. Со временем, когда дети усвоят нетрадиционные способы получения графических изображений можно обучать смешанным техникам изображения и их вариативностью. Предлагаем несколько видов нетрадиционных художественно графических техник для обучения детей с 5 – 7летнего возраста с задержкой психического развития. Очередность расположения связано с последовательностью обучения.

Нетрадиционные художественно-графические техники

Способы получения изображения

1. «Пальцевая живопись» (краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки, розетки, ставится вода. Правило - каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются салфеткой.

Рисунок 1

Для рисования ладошкой краска наливается в блюдце. Пальцевой живописью получаются рисунки в младших группах, в старших группах можно сочетать и другими техниками.


Рисунок 2


Рисунок 3

2. «Печать листьев» - используются различные листья с разных деревьев. Они покрываются краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест, делается это на отдельном листе бумаги. Затем окрашенной стороной плотно прижимают к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Листья можно использовать и повторно, нанося на него другой цвет, при смешении красок может получиться необычный оттенок, остальное прорисовывается кистью. Получаются великолепные пейзажи


Рисунок 4

3. «Рисование методом тычка» - (ватным тампоном) для тычка достаточно взять какой-либо предмет (ватный тампон) опустить его в краску и ударить им по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.


Рисунок 5

«Тычок (жёсткой полусухой кистью)» - используется жёсткая кисть, она опускается в краску, а затем ударяется по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.


Рисунок 6

4. «Оттиск пробкой» - используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушечке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и мисочка и пробка. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с 2-х сторон. (Правило - прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места).


Рисунок 7

5.«Оттиск печатками из картофеля» - из картофеля заготавливаются заранее печатки. Ребёнок прижимает печатку к мисочке с густой краской, лишнюю вытирая об край мисочки (можно использовать штемпельную подушечку с краской) наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется, и мисочка и печатка для создания большей выразительности используется кисть для нанесения другого цвета краски


Рисунок 8

6. «Оттиск смятой бумагой, оттиск поролоном и оттиск пенопластом» - способ получения изображения одинаков, что и выше перечисленный. Правило – не используется вода.


Рисунок 9

7. «Кляксография» - капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.


Рисунок 10

8. Вариант 2 . Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.


Рисунок 11

Вариант 3 . (Раздувание краски). Нанести краску через соломинку и раздувать краску от центра в разные стороны, создавая изображение дорисовать недостающие детали.


Рисунок 12

Вариант 4. (Кляксография с ниточкой) - нитки по 25-30 см сложенные вдвое обмакивают в разные краски (гуашь) кладут на лист бумаги, прикладывают другим листом и выдёргивают нить. Недостающие детали дорисовываются. (Нитки можно использовать разной толщины и фактуры.) дорисовать недостающие детали.


Рисунок 13

9. «Печать по трафарету» - поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.


Рисунок 14

10. «Рисование по мокрой бумаге ». Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.


Рисунок 15

Вариант 2 при помощи губки плотная бумага смачивается водой. Затем акварельными мелками торцом или плашмя наносится рисунок. При высыхании бумага смачивается.

Вариант 2. (Размытый рисунок ) рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист опускается на секунду-две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане, дождливый день.)

11. «Набрызг» - (рисование зубной щёткой). На зубную щётку набирается краска (тушь или разведённая гуашь с ПВА) и с помощью палочки разбрызгивается краска на рисунок. Правило - проводить палочкой движением к себе, направляя щётку на бумагу. Совет: желательно надеть фартук и застелить стол бумагой (газетой или клеёнкой). Также можно зубной щёткой, рисуя всем ворсом изобразить волны, бахрому, густую траву и т.д.


Рисунок 16

12. «Монотопия» - (отпечаток)- лист бумаги складывается пополам, затем разворачивается, краска (гуашь) наносится на одну половину листа - создаётся пейзаж. После чего лист снова складывается и отпечатывается, получается как бы зеркальное изображение. После получения оттиска исходный рисунок оживить красками повторно, чтобы он имел более чёткие контуры, чем его отражение на водной глади водоёма. Отражение на воде вновь подкрашивать не нужно, оно остаётся слегка размытым.


Рисунок 17

Вариант 2. «Монотопия предметная» - В такой же технике можно изображать деревья, цветы, бабочек, стрекоз. Когда высохнет из листа сложенного вдвое можно вырезать бабочку или др. изображение


Рисунок 18

Вариант 3. Краска наносится на кусочек целлофана, бумаг или кусочек стекла и прикладывается к бумаге, на которую наносится изображение и прижимается. В зависимости от размера пятна и направления растирания получаются различные изображения.

13. «Скатывание бумаги» – берется бумага и мнется в руках, пока она не станет мягкой. Затем скатывается из нее шарик. Размеры могут быть разными (маленькая – ягодка, большой – снеговик). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.


Рисунок 19

14. «Обрывание бумаги» – отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.


Рисунок 20

15. «Проступающий рисунок» - (восковые мелки + акварель). Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется.

Правило - должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Акварелью закрашивать быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту.


Рисунок 21

16. «Знакомая форма» - («новый образ») – карандашом обводится выбранный предмет (ножницы, очки, вилка, степлер, ложка и т.д.). Затем превращают его во что-то другое, путём дорисовывания любыми подходящими материалами. можно обновить любые предметы, а также кисти рук и ступни ног.)

Вариант 2. (ожившие предметы ). Изображаются разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д. Которые, вдруг «ожили». При этом сохранить форму рисуемых объектов, придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды бантики, галстуки, шляпки и др.


Рисунок 22

17. «Шаблонография» – данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку. Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких геометрических форм он состоит.

Правило – начинать создание объекта с самой крупной формы и только потом переходить к деталям. Шаблон необходимо прикладывать к листу одной рукой, стараясь не сдвигать его, а другой карандашом обводить его вокруг.

Совет: готовую композицию выполнять в цвете при помощи цветных карандашей (если дорисовка выполняется восковыми карандашами можно раскрасить акварелью или гуашью).


Рисунок 23

18. «Граттаж» (гравюра) – натирается свечой лист бумаги (лучше картон или плотная бумага). Затем весь лист закрашивается тушью с жидким мылом - создаётся фон в определённом цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.

Вариант 2 . На плотной бумаге рисуются разноцветные мазки (или фон в 2-3 цвета). Затем рисунок натирается свечой и закрашивается тушью. Рисунок процарапывают стекой или острой палочкой. В этом случае рисунок получается цветной.


Рисунок 24

19. «Фотокопия» - рисунок находится при помощи водоотталкивающего материала – свечки или сухого кусочка мыла, невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки


Рисунок 25

20. «Пластилинография» - пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.


Рисунок 26

21. «Витраж» (клеевые картинки) – клеем ПВА (из флакона с дозированным носиком) на лист бумаги наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур простым карандашом), даётся время для подсыхания клеевой основы рисунка – витража, затем пространство между контурами раскрашивают яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться. Правило – клеевой контур должен обязательно подсохнуть. Одним цветом несколько участков в разных местах, а только после этого менять цвет.

Вариант 2. Контур для витража можно заменить масляными или восковыми мелками, что не позволит краске растекаться и смешиваться.


Рисунок 27

Литература

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий» 2003, 2007.

2. Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.

3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то