Система технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе. Контрольная работа особенности технологической культуры Компонентом технологической культуры не является

В основе технологической культуры лежит идея, сформулированная болгарским ученым Н.Стефановым: «реальная проблема не в том, возможно ли в принципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать» .

Как отмечалось выше, на современном этапе невозможно только опираться на практический опыт, накопленный человечеством, народами или лицами, при решении конкретных жизненных вопросов.

Технологическая культура предполагает не столько само обладание информацией, сколько рационализацию ее потока, ее носителей и возможность эффективно, своевременно и оперативно транслировать ее в процессе управления. В реальной практике проблема информации нередко сводится к увеличению потока бумаг, которые прикрывают несовершенство управления, неумение управлять. В конце 80-х годов в обороте находилось 100 млрд. документов, и на их заполнение затрачивалось около 600 млн. человеко-часов. Например, металлургический комбинат с численностью работающих 25–30 тыс. человек получал в год 130–140 тыс. документов.

Но отсутствие рационализации потока информации присуще и России 90-х годов. Отдельные островки этой рационализации в рамках конкретных производственных организаций еще не образуют целостности информационных потоков во всем обществе. Остается уповать только на то, что количество рационально функционирующих организаций будет расти и на определенном этапе количество перерастет в качество. Поэтому процесс усвоения азов технологической культуры идет как бы «снизу», от конкретных руководителей, их умения организовать научно обоснованные потоки информации и поставить их на службу делу.

Технологическая культура во многом зависит от умения осуществить всесторонний, системный подход. Пока же по объективным и субъективным причинам продолжает господствовать административный волюнтаризм. Управление сталкивается с повторяющейся бедой, не уходящими в прошлое пороками: отсутствием профессионализма, дилетантством, верхоглядством и поспешностью в принятии решений или, говоря иными словами, неумением или незнанием алгоритма управленческих процедур.

Возможности технологической культуры ограничиваются не только просчетами в процессе управления. Наука и эмпирия продолжают противостоять друг другу: практика очень мало, чаще стихийно использует научные рекомендации, выводы и предложения ученых. Независимо друг от друга сосуществуют два направления, которые реализуются учеными и практиками. Первые что-то пишут, исследуют, предлагают, вторые прекрасно обходятся без их научных выкладок. В этом случае технология управления теряет ориентиры, а управление поражают прагматизм, верхоглядство, возникают суета и ошибки.


К тому же не так редки случаи, когда необходимая информация собирается предвзято, без учета всех характеристик, как говорящих за принятие решения, так и предостерегающих от поспешных умозаключений. Психологически можно понять людей, которые, добиваясь именно такого, а не иного решения, стараются подобрать информацию, подтверждающую именно их точку зрения, и нередко игнорируют все, что противоречит ей. Но если это в какой-то степени объяснимо для поведения в повседневной жизни, то на официальном уровне такой подход нельзя расценивать иначе как тенденциозный, ибо он ведет к негативным последствиям в практике управления. Поэтому одно из первейших требований к технологической культуре – это получение полной, всесторонней, самой представительной информации, позволяющей сделать более обоснованные рекомендации.

Социальный аспект технологической культуры особенно наглядно проявляется в том, насколько в процессе управления осуществляются постоянный учет интересов работников и их согласование с интересами производства и общества. Рабочая сила сегодня выступает уже не просто как ресурс, а, прежде всего, как субъект производства. Поэтому там, где не на словах, а на деле отказались от анализа развития и функционирования производства только с точки зрения наличия материальных и финансовых ресурсов, а учитывают интересы и потребностей людей, обеспечивается успешное решение социально-экономических проблем. Нельзя рабочую силу по своим функциям уравнивать с другими ресурсами. К людям нельзя подходить с такими же мерками, как к материальным и финансовым резервам. При недостаточно продуманном и эффективном решении можно, в конечном счете, списать (и оправдать) и материальные, и финансовые потери. Поступить так с людьми – значит сознательно вызвать негативные социальные последствия.

Важны такие функции технологии, как регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления. В каждой системе действуют тенденции к организации и дезорганизации, что и предполагает поддержание и соблюдение определенного алгоритма, последовательности протекания операций. Процедуры и операции могут включать использование как экономических рычагов (прибыль, цена, заработная плата и т.д.), так и правового механизма. Но в любом случае они всегда связаны с воздействием на сознание и поведение людей, обеспечивая устойчивость организации.

Технологизация культуры как элемент человеческой культуры возникает двумя путями: «вырастает» в культуре эволюционно, постепенно или строится как искусственное образование, главная функция которого – соединение науки и практики .

В этом смысле социальные технологии учитывают, с одной стороны, характер и показатели развития глобальных процессов современного мира (развитие средств коммуникации, информации, компьютеризация, интернационализация научной, культурной, образовательной практики, рост взаимозависимости производственно-экономической и духовной жизни и др.), а с другой – специфику национально-культурного развития населения, региональные особенности образа жизни людей, их общественной организации, традиции взаимодействия в исторически определенных социокультурных условиях. Технологическая культура невозможна без выявления закономерностей самоорганизации и дезорганизации социально-экономических процессов, использования их с целью создания благоприятных условий жизнедеятельности людей. В технологической культуре важен учет социально-психологических явлений, которые нередко соединяют в себе противоречивые, а иногда и взаимоисключающие черты. Поэтому управление предполагает выявление этих ограничивающих или препятствующих факторов и предусматривает их учет, устранение или по крайней мере нейтрализацию. Все сказанное может быть отнесено к таким, например, явлениям, как национальные и групповые пережитки, предубежденность человека, базирующиеся часто на случайных факторах.

Технологическая культура проявляет себя в сфере управления экономическими, социальными, политическими и духовными процессами, в процессе совершенствования исследовательской работы, интеллектуальной деятельности, в образовании, воспитании, художественном творчестве. Но технологическая культура, являясь частью культуры, элементом творчества, – в большей мере продукт науки управления, ее неотъемлемый элемент. Поэтому новизна социальной технологии прежде всего определяется ее наукоемкостью.

Технологическая культура должна отвечать и за то, что реализуется в процессе ее осуществления. В научной литературе обсуждается идея управления по результатам и высказывается неудовлетворенность американской системой управления по целям (доход, прибыль, капитал).

В понятие результат все в большей мере включаются человеческий фактор, творческие способности, развитое мышление, развитие организации, самоуправление, укрепление межличностных контактов, и, что особенно важно, отрабатывается механизм получения социальной части результата. Этот механизм включает не управление людьми, а создание условий для свободного развития умственных и физических сил человека, повышение уровня организации социальной системы, качества жизни, стимулирование труда не декретами, инструкциями, а самим трудом, его творческим содержанием, материальными и моральными факторами. Причем очень гибко в эту систему вплетаются общечеловеческие ценности, в определенной мере сглаживающие противоречия капитала.

Внедряемые на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам (финский опыт), не только направлены на достижение социального результата, но и управленчески-организационно обеспечивают его достижение, имеют технологическую проработку, которая предполагает доверие к работнику, уважение к его творческому потенциалу, готовность к сотрудничеству и способствует средствами планирования, нормативными документами их проявлению и развитию. Технологическая культура обеспечивает практическую реализацию социальных резервов, освоение социальных ситуаций путем принятия и осуществления конкретных социальных решений, соответствующих уровню решений технико-технологических задач.

Все это позволяет сделать вывод, что технологическая культура – это органическая часть общей культуры, которая стремится в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования. Важным компонентом этой культуры является инновационный тип мышления, который характеризуется конструктивностью мышления. Акцент в мышлении, поведении и практическом действии смещается на то, как получить конечный социальный результат, какими методами и средствами оптимизировать социальные действия, как правильно использовать творческие возможности, имеющиеся потенциалы (общества, социальной организации, личности и др.). XXI век, по прогнозам экспертов, должен стать гуманитарным. Механизм формирования технологической культуры открывает пути органического вхождения гуманности в естественно-научное пространство, в хозяйственную жизнь общества, управленческие структуры и обеспечивает взаимообогащение разных видов культуры. Важнейшим компонентом этого механизма является изменение стиля мышления, которое постепенно становится концептуальным (гуманитарным), стратегическим и конструктивным, технологическим, находящим пути и средства решения все усложняющихся социальных задач .

Литература

1. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С.823.

2. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996. С.21.

3. См.: Уткин Э.А. Человеческий фактор и интенсификация производства. М., 1986. С.4; Труд, контакты, эмоции. Л., 1980. С.28.

4. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С.235.

5. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1983. С.48.

6. Зайцев А.К. Внедрение социальных технологий в практику управления // Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. М., 1989. С.95.

7. См.: Патрушев В.И. Информатизация и технологизация социального пространства: Сб. М., 1994.

8. Толковый словарь по социальным технологиям. М., 1994. С.211.

9. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М., 1976. С.183.

10. См. подробнее: Дудченко B . C . Инновационные игры. Таллинн, 1989.

11. Социальные технологии. Толковый словарь. М. – Белград, 1995. С. 218.

Слово "технология" происходит от греческого "techne" - искусство, мастерство, умение и "logos" - учение, наука. Оче­видно, что "логос техники" - это культурологическое понятие, связанное с творческим мышлением и преобразовательной дея­тельностью человека. Оно определяет место человека в приро­де и обществе, рамки его вмешательства в природные процессы.

Технологическая культура - четвертая универсальная культура . Она определяет мировоззрение и самопонимание со­временного человека. Эта культура зародилась в недрах антро­пологической культуры. Человек - исследователь, систематиза­тор и создатель нового - черпал силы из своих же сил и уверен­ности. Мир человека постепенно становился центром его вни­мания, сферой его достижений. Возникали новые представле­ния об отношении к природе, новые средства познания, кото­рые уже перестали быть просто посредниками между мыслью и природой. Начиналось активное вмешательство человека в ес­тественные процессы. Так началось развитие технологической культуры.

При характеристике этой культуры нужно учесть два мо­мента. Во-первых, вмешательство человека в ход естественных процессов становится постоянным, принимает небывало широ­кие масштабы и необратимые последствия (поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, освоение космоса и др.). Во-вторых, среда обитания человека - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким "рогом изобилия". Укоренившееся в сознании "царя природы" потребительское отношение к миру все чаще становится при­чиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.

В технологической культуре человек осознает себя не "царем природы", а властелином всего сущего. Прежде недос­тупное человеческому разуму постепенно становится все более ясным. Утверждается представление о временном характере понятия недоступного, о наличии еще не познанных явлений и законов, которые будут открыты со временем.

Подкрепленная современными технологическими средст­вами (в том числе биотехнологическими) человеческая актив­ность диффундирует в сфере действия еще не открытых зако­нов природы.

Человек оказался способным заставить природу проявить действие некоторых из ее потенциально существующих зако­нов. Сейчас он живет в условиях открытой инструментальной цивилизации, отдавая себе в этом отчет. Им созданы техноло­гические "организмы" - системы взаимозависимых компонен­тов, действия которых направлены на достижение целей, по­ставленных их создателем.

Мощь и диапазон современных технологических средств - компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотех­нологических реакций или ядерных реакторов - не сопостави­мы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь людей, а с другой - повышают ответственность человека за свои действия.

Технологическая концепция реальности предполагает функционирование интегрированных систем, а не сочетаний случайных компонентов или факторов. Ключевыми для пони­мания сущности процессов и явлений в этом случае становятся понятия "биосфера", "техносфера", "ноосфера", "технологическая среда" и "экосистема". Современная реаль­ность понимается как реляционная сеть, создаваемая челове­ком, в рамках и за рамками естественных ограничений, на ос­нове телеологических рассуждений, функционального плани­рования и рационального осуществления запланированного. При этом все существующее представляется результатом целе­направленного построения, а не ограниченного роста.

Техническое и технологическое конструирование вызыва­ет к жизни, запланированному функционированию таких орга­низмов, которые могут рассматриваться в качестве серийной, постоянно повторяющейся детали системы. Созданные средст­ва-системы функционируют изначально рационально и целесо­образно

Стремление к систематизации, присущее технологиче­скому мышлению, наделяет системообразующие принципы ре­шающим значением. Современный человек убежден в том, что подобные принципы можно обнаружить в функционировании всего окружающего мира и что без них ни одна система не мо­жет существовать. В данном случае технологическое мышление обращается к идеальным структурам, склоняясь к некой заранее установленной "нормальности" процессов и явлений.

Технологическая культура обращена лицом к открытой цивилизации. Если в предыдущих универсальных культурах любая онтология базировалась на приведении всего к общему знаменателю, то сейчас она основывается на осознании спо­собности преодолевать установленные границы.

Технология, с одной стороны, это наука, а с другой сто­роны, практическая деятельность человека.

Ранее под технологией понималась совокупность процес­сов, правил, навыков, применяемых при изготовлении какого- либо вида продукции в сфере производственной деятельно­сти . Еще раньше Д.И. Менделеев давал более простое и дос­тупное определение. В ней он видел "отыскание способов про­изводства полезного из бросового, бесполезного" .

Оба эти определения неполные. М.Б. Павлова технологию определяет, как "...многоаспектное понятие, сочетающее в себе чел ыре сущностных характеристики - объект, знание, процесс и волю (мотивации, потребности, намерения, ценности). Эти элементы находятся в сложном взаимодействии, результатом которого является материальный мир, созданный человеком (от космического корабля до бутерброда)" . Сегодня можно говорить о всеобщей технологии Причем она присуща не только человеческой деятельности, но и природным процессам (технология роста и развития живых организмов, технология эрозии почв и т.д.).

Таким образом, в основе технологической культуры ле­жит преобразовательная деятельность человека, в которой про­являются его знания, умения и творческие способности , т.к. человек в настоящее время в состоянии оказывать влияние и на природные процессы.

Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности - от промыш­ленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, до­суга и управления.

Технологическую культуру можно рассматривать в соци­альном (широком) и личностном (узком) планах:

В социальном (широком) плане технологическая культу­ра - это уровень развития жизни общества на основе целесооб­разной и эффективной преобразовательной деятельности лю­дей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве;

В личностном (узком) плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира

Технологическая культура является одним из фундамен­тальных компонентов общей культуры. Поэтому она выражает достигнутый уровень развития преобразовательной деятельно­сти человека и общества в целом.

Технологическая культура, являясь одной из универсаль­ные культур, оказывает влияние на все стороны жизни челове­ка и общества. Она формирует определенный (технологический) взгляд на природу, технику, общество и че­ловека и проявляется в технологическом мировоззрении.

Технологическая культура имеет гносеологические по­следствия и накладывает свой отпечаток на способ и характер мышления человека. Она определяет цели и задачи образова­ния подрастающего поколения, направленное на вооружение молодежи знаниями и умениями преобразовательной деятель­ности и воспитание необходимых личностных качеств.

В условиях все возрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов обретают но­вые звучания основные вопросы этики, идет процесс формиро­вания техноэтики.

В технологической культуре большую роль играет эстети­ка, которая способствует воспитанию эстетического отношения человека к процессу и результатам преобразовательной дея­тельности.

Интегральным выражением уровня технологической культуры является совокупность достигнутых технологий ма­териального и духовного производства, включающих в себя технологическую среду и способы преобразовательной дея­тельности.

Графически структуру технологической культуры можно представить следующим образом.

Таким образом, в обобщенном виде под технологической культурой следует понимать уровень развития преобразова­тельной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного произ­водства и позволяющий ему эффективно участвовать в совре­менных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой, т.е. комфортность триады: природа - общество - техносфера.

Технологическая культура является основой и важнейшим показателем уровня развития общества и производства, в т.ч. материального и духовного благополучия человека.

«Технологическая культура производства у нас, к сожалению, недопустимо низка. И за это приходится платить не только деньгами, но и, к сожалению, человеческими жизнями». В.В. Путин

Касается ли это приснопамятной Чернобыльской трагедии, обрушения здания аквапарка в Москве, аварии на Красноярской ГЭС и (или) других техногенных катастроф – все это камни в огород строительного комплекса России.

Необходимое введение

Понятие «технологическая культура в строительстве» стало модным в России буквально недавно – со времен вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), а с легкой руки лидера нашего государства применяется везде и всюду, и почем зря.

Вот и недавно руководителя огромнейшего строительного холдинга СУ-155 обвинили «в низкой технологической культуре строительства». Во-первых непонятно, как можно обвинять человека в том, чего нет? Во вторых - а знают ли сами хулители, что такое «технологическая культура», в чем ее смысл и сущность, а также каковы ее требования?

Не редко понятия о технике и технологии вызывают даже у «ученых мужей» расхождения во взглядах, многообразие суждений и определений. На сегодняшний день дефиниций, а проще говоря, толкований понятия «технологическая культура строительства» китайские исследователи насчитали более 300.

О чем же это свидетельствует?

Прежде всего, следует сказать о том, что круг явлений, охватываемых этим понятием, чрез­вычайно широк. Китайские ученые, принадлежащие к философской школе инженерии Ли Бо-Цуна , предложили использовать вот этот, вполне разумное и, безусловно, приемлемое толкование термина:

«Технологическая культура строительства» есть прагматический уровень развития строительной деятельности на основе:

  • рационализации потока коммуникационной информации о строительстве, ее носителей и методики ее доведения до исполнителей;
  • формирования критериев технологического мировоззрения, приоритетов технологического мышления и стандартов технологической дисциплины;
  • внедрения научной организации проектного дела, производства и труда;
  • эффективного применения перспективных технологи, инновационных материалов, современной техники и оборудования;
  • комплексного инженерного обеспечения строительства, охватывающего все фазы реализации инвестиционно-строительных проектов, в целях снижения стоимости, сокращения сроков и повышения качества строительства.

Происхождение термина «культура» и ее популярная структура

Само слово cultura известно со времен Древнего Рима и в переводе с латинского означает возделывание земли, обработка, уход, улучшение.

В современном обыденном сознании с культурой особо не церемонятся. Отождествляют ее с образованностью: образованный, значит культурный и наоборот. Примеряют ее к образу жизни – городской или деревенской. Оценивают по поведению: хам – антипод человека культурного. Верх понятия культуры – творчество и творческие личности.

В научном обиходе понятие «культура» относится к числу тех, смысл которых кажется очевидным, но трудно поддается точному объяснению. В самом широком смысле под культурой нередко понимаются все достижения человечества, все созданное им. Культура тогда предстает как «вторая природа», сотворенная самим человеком, образующая собственно человеческий мир, в отличие от дикой природы.

В этом случае культуру обычно подразделяют на материальную и духовную. Такое деление восходит к Цицерону, который первым отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души».

Материальная культура охватывает, прежде всего, сферу материального производства и его продукты – технику, технологию, средства связи и коммуникации, производственные здания и сооружения, дороги и транспорт, жилища, предметы быта, одежду и т.д.

Духовная культура включает в себя сферу духовного производства и его результаты – религию, философию, мораль, искусство, науку и т.д. Внутри духовной культуры часто специально выделяют художественную культуру, включающую произведения искусства и литературы. Наука, в свою очередь, рассматривается в качестве основы интеллектуальной, научно-технической культуры.

Триединая сущность подходов определению культуры

Первый подход лежит в самой системе российского образования и воспитания. Культура зачастую представляется как область духовной свободы человека, сфера творчества поэтов, музыкантов и художников, но весьма редко – как преобразовательная деятельность общества и человека.

Такое понимание весьма популярно и в житейском массовом сознании home cultura (культурный человек) есть мера уровня образованности, просвещенности и воспитанности человека.

Весьма распространенным и популярным в Европе и Америке является представление о культуре как о совокупности положительных ценностей, созданных человечеством в процессе развития. Попросту говоря о всем том полезном, нужном, хорошем, что было сделано как в сфере духовной, так и материальной. Такой подход к пониманию культуры называется аксиологическим (от греч. axios – ценный + logos – слово, учение) – теория ценностей.

Однако ценности понятия относительные. В нашу эпоху английский язык становится «новой латынью», «азбукой образования». В качестве международного языка английский выступает как «мак-язык» (англ. McLanguage – редуцированный, стандартизованный), без скрытых коннотаций и грамматических тонкостей. На английском «говорят» все компьютеры и это 80% информации на электронных носителях.

Ежедневно на нем общаются более 1,6 млрд человек. Основная масса английских текстов создается теми, для кого английский – вовсе не родной язык. Некоторые лингвисты предсказывают, что уже к началу XXII в. выйдет из употребления до 9/10 существующих ныне языков.

Основа понимания культуры, которым мы будем руководствоваться в нашей работе, находится в изначальном значении самого слова «культура» (лат. cultura – возделывание).

Это третий, так называемый технологический или деятельностный подход: он строится на понимании культуры как человеческой деятельности и ее результатов. Все, что создано человеком в отличие от подаренного природой, и сам процесс создания, мы будем называть культурой.

Технологический подход хорош тем, что позволяет легко определить, что относится к миру культуры, а что – нет. Например: естественным образом выросший пшеничный колос – явление природы, а хлебное поле над созданием которого потрудился крестьянин – явление сельскохозяйственной культуры; естественный овраг – природа, а выкопанный котлован для возведения здания есть проявление геотехнической культуры строителей.

Обобщая существующие точки зрения на культуру, можно сказать, что слово «культура» имеет три основных значения:

  • возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли;
  • образование, воспитание, развитие;
  • поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.

Технология как основа основ технологической культуры

Сегодня понятие культуры охватывает все стороны деятельности человека и общества. Поэтому, различают политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественную, профессиональную и другие виды культуры.

Фундаментальным компонентом общей культуры является технологическая культура. В первую очередь необходимо выяснить, в чем сущность технологической культуры? Для этого необходимо определить содержание понятия «технология».

Технология – понятие многозначное

Термин технология появился в XVIII в., хотя со времени возникновения человеческой общности люди использовали различные технологии для обеспечения своей жизнедеятельности. Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинского слова techne – искусство, мастерство, ремесло и logos – наука. Следовательно, технологию, с одной стороны, можно рассматривать как практическую деятельность человека и общества, а с другой – как науку.

Термин «технология» имеет ряд смысловых нагрузок: он применяется в промышленности, науке, искусстве и других областях человеческой деятельности. Очевидно, что «технология» означает интеллектуальную переработку технически значимых качеств и способностей. В сущности, это культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека. Оно определяет место человека в природе, рамки его возможного вмешательства в природные процессы.

Современное понятие «технология» рассматривается в трех единых ипостасях.

  • Во-первых, это интегрированная область практических знаний о способах преобразования материи, энергии и информации в интересах человека.
  • Во-вторых, это наука о преобразовании материалов, сырья, энергии и информации в нужный для человека продукт, т.е. наука о способах преобразовательной деятельности человека.
  • В-третьих, это наука о способах производства в конкретных сферах и видах человеческой деятельности (таблица 1).

Таблица1. Виды технологий

Технологические революции и технологические уклады

На протяжении своей истории человечество пережило две технологические революции, связанные с радикальным изменением технологий производства. Первая – аграрная (сельскохозяйственная за 9,5–6 тыс. лет до н.э.), которая характеризовалась созданием технологий земледелия и скотоводства. Вторая – индустриальная (промышленная в XIX в.), завершившаяся появлением технологии конвейерного производства.

Вторая половина XX в. и начало XXI в. характеризовались резким увеличением объема общественного производства в мире, появлением вычислительной техники и новых, в том числе, высоких, наукоемких, материалосберегающих и энергоэффективных технологий.

Началась третья технологическая революция в истории человечества, появилось постиндустриальное общество с высоким уровнем интеллектуальной составляющей труда – общество «белых воротничков», которое пришло на смену индустриальному обществу конвейерного производства – обществу «синих воротничков».

Термин «технология» стал прилагаться не только к описанию материальных преобразований, но и энергетических, информационных и социальных. Никого не удивляют такие понятия, как «социальные технологии» и «педагогические технологии».

Появление новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве способствовало резкому росту мирового общественного производства (в 3 раза с 1990 г. по 2010 г.). Этот рост продолжается и в настоящее время.

Создание вычислительных машин привело к появлению информационного мира и высоких технологий. Резко увеличился объем информации, используемой населением.

Согласно прогнозам, к 2020 г. доля занятых в сфере информационно-телекоммуникационных технологий в развитых странах составит не менее 50% от общего числа работающих, а на заводах и фабриках останутся от 5% до 10% населения. Основным же средством существования становится обработка информации в той или иной форме.

В XXI в. подавляющее большинство населения будет трудиться в сфере обслуживания, включая просвещение и здравоохранение, и в области информации, науки и культуры. Даже на фермах и в промышленности больше тружеников будет заниматься обработкой информации, нежели возделыванием земли и работой на поточных линиях.

Ученые-экономисты полагают, что передовые развитые страны вступили в фазу VI технологического уклада. Наиболее простое определение технологическому укладу (ТУ) дал Ю.В. Яковец: «Это несколько взаимосвязанных и последовательно сменяющих друг друга поколений техники, эволюционно реализующих общий технологический принцип».

Что это означает?

Начиная с промышленной революции в Англии, в мировом технико-экономическом развитии можно выделить периоды доминирования 6-ти последовательно сменявших друг друга ТУ, включая вступивший в настоящее время в фазу роста информационный ТУ.

I уклад (1785–1835 гг.) возник на основе развития технологий в текстильной промышленности и широком использовании энергии воды. Хотя в это время уже имелись паровые машины, но широкого применения они еще не получили.

II уклад (1830–1890 гг.) относится к эпохе ускоренного развития транспорта (строительство железных дорог, паровое судоходство) и возникновению механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

III уклад (1880–1940 гг.) базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на основе применения стального проката, новых открытий в области химии.

IV уклад (1930–1990 гг.) появился как результат дальнейшего развития энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программное обеспечение для них, радары. Атом используется в военных и, затем, в мирных целях. Организовано массовое производство на основе конвейерной технологии.

V уклад (1985–2035 гг.) опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи и т.п. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких компаний, соединенных электронной сетью на основе интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологий, контроля качества продукции, планирования инноваций.

VI технологический уклад будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем.

В рамках VI технологического уклада дальнейшее развитие получит гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки, будет совершенствоваться атомная энергетика, потребление природного газа будет дополнено расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно расширится применение возобновляемых источников энергии.

Понятие о критических технологиях

Выступая на XIX экономическом форуме в Санкт-Петербурге, Президент нашего государства В.В. Путин неоднократно затрагивал вопрос о технологиях, технологическом развитие страны и формировании технологического уклада экономики. В число «технологий, важных для будущего» наш лидер обычно включает технологии, используемые в энергетике, информатике и телекоммуникациях, в основных производственных процессах и области охраны окружающей среды, на транспорте, в процессах управления.

В США, странах ЕС и Японии такие технологии получили наименование «критических». Основные из них перечислены в таблице ниже:

Наименование технологического направления

Страна-лидер технологического направления
1. Технологии новых материалов США
2. Микроэлектронные технологии Япония
3. Оптоэлектронные технологии США, Франция
4. Лазерные технологии США
5. Радиоэлектронные технологии США
6. Компьютерные технологии США, Япония
7. Информационные технологии США, Япония
8. Ядерные технологии Россия, США, Япония
9. Технологии промышленного оборудования Германия
8. Технологии двигательных установок космических систем Россия, США
9. Технологии энергетики и энергосбережения Германия
10. Технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов США
11. Биотехнологии Япония
12. Уникальная экспериментальная база США
13. Технологии обеспечения экологически чистой среды обитания Япония

*Таблица составлена по материалам аналитического обзора Ассоциации делового и научно-технического сотрудничества в области машиностроения, высоких технологий и конверсии (ассоциация «МВТК»).

Как мы видим, процесс развития критических технологий в разных странах различен и неравномерен.

Одни страны – передовые в технологическом развитии, держат в своих руках основные технологии и обеспечивают себе устойчивое положение на международных рынках готовой продукции как гражданского, так и военного назначения. Это дает им возможность занимать доминирующее положение в мире. Другие – имеют стремление придать более динамичный характер своим национальным технологическим программам, направленным на сокращение отставания.

Являясь государствами передовыми в технологическом отношении, США и страны ЕС имеют приоритетные государственные программы по развитию «критически важных технологий», с помощью которых осуществляются регулирующие функции государства в сфере развития высоких технологий, и обеспечивается государственное финансирование концептуальных, базовых технологий.

Например, в США регулярно на уровне рассмотрения Конгрессом страны и последующего утверждения президентом формируется перечень «критически важных технологий», а затем из федерального бюджета выделяются необходимые средства для их развития.

В соответствии с принятой в 1976 г. в США «Концепцией национальной технологической безопасности», страна должна занимать ведущие позиции в области достаточно большого числа «критически важных технологий», – в целях сохранения способности выдвижения в безусловные лидеры на критически важных направлениях, обеспечивающих достижение национальных стратегических интересов.

Для осуществления необходимых исследований в США создан Институт критических технологий и, кроме того, каждые два года проводится широкомасштабная аналитическая работа, посвященная уточнению перечня выбранных приоритетов, но основной выбор остается за ведомствами министерства обороны (Пентагоном) и Министерства торговли.

Конгрессом США определена следующая градация важности систем военных критических технологий:

  • -часть первая «Технологии систем важных военных технологий»;
  • -часть вторая «Технология для оружия массового поражения»;
  • -часть третья «Разрабатываемые технологии».

Для справки: в 2013 г. по части третьей планировалось более 1,5 тыс. разработок. Наглядно это выглядит как 24 солидных книги, изданные Конгрессом США.

В науке США являются бесспорным лидером, и никто не сможет в ближайшие годы бросить им вызов. Однако в области развития технологий и применения их результатов Соединенные Штаты лишь один из лидеров, наряду с Японией и Европейским Союзом, и не обладают тем же запасом прочности, как в науке.

Отстать в развитии критических технологий, являющихся основой технологической базы стран – означает отстать в общечеловеческом прогрессе. Именно на это рассчитывают США и их партнеры, вводя политику технологических санкций против России.

Общие начала технологической культуры

Технологическая культура определяет мировоззрение, самопонимание и самоорганизацию современного человека. Ведь под универсальными культурами мы понимаем системы общепонятных принципов, характерных для определенной эпохи и определенных уровней развития научных знаний и технических средств.

Технологическая культура - четвертая универсальная культура

Первой универсальной культурой, отдельные черты которой восстановлены в ходе изучения археологических находок и письменных свидетельств, была культура мифологическая. Она присуща всем природным цивилизациям древности. Люди этой культуры объясняли явления природы, опираясь на данные непосредственных наблюдений. В своей жизни они пользовались функционально приспособленными натуральными продуктами и материалами.

Вторая универсальная культура – космологическая, расцвела в период средней природной цивилизации. Ее понятие сводилась к тому, что во всяком явлении проявляется действие сил природы в соответствии с присущими им закономерностями.

Понятия и определения третьей антропологической культуры характерны для развитой природной цивилизации. Согласно этой культуре, все явления и закономерности окружающего мира доступны человеческому пониманию. Опыт позволяет раскрыть системную сущность разрозненных фактов и явлений.

Начинается активное вмешательство человека в естественные процессы. Так шло развитие четвертой универсальной культуры. Здесь стоит учесть два фактора.

Первый – вмешательство человека в ход естественных процессов принимает небывалые масштабы, становится постоянным и, если иметь в виду результаты, необратимым.

Второй – среда обитания человечества – Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким «рогом изобилия»; укоренившееся в сознании «царя природы» потребительское отношение к миру все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.

Особенности технологической культуры

Утверждение Декарта: «Мыслю, следовательно, существую» (Cogito Ergo Sum) стало свидетельством прогресса в европейской философии Нового времени. Но в конце XX в. центр культурной динамики постепенно приобрел тенденцию сползания из духовной культуры в культуру технологическую. Процесс этот продолжается и поныне.

Идеолог технологической культуры Ли Бо-Цун придает утверждению Декарта новое значение – под его влиянием в китайской философии было сформулировано утверждение:

«Я создаю, Я использую вещи и, следовательно, Я существую».

Это выражается в том, что технология становится важнейшим фактором, определяющим развитие всех сфер культуры и общества в целом – от искусства и массовых коммуникаций, до бизнеса и политики.

Если духовная и социальная культура нацелены на создание идеалов и ценностей, то технологическая культура концентрируется на том, что и как надо сделать.

Современная технологическая культура сугубо рациональна и вносит рациональность во все ветви культуры, пользующиеся ее услугами.

Технологическая культура носит в основном утилитарный характер. Ее главный принцип – польза.

Три основных компонента технологической культуры

Технологическая культура складывается из трех основных компонентов: техники, науки и инженерии.

Что мы знаем о роли техники в технологической культуре?

С одной стороны, техника порождается культурой и постоянно получает из пространства культуры стимулы для развития. Во-первых, культура определяет цели, ради которых люди обращаются к технике, применяют и совершенствуют ее, и, следовательно, влияет на выбор направлений развития техники. Во-вторых, культура хранит и накапливает знания, необходимые для создания и совершенствования техники. В-третьих, культура обусловливает отношение людей к технике, характер и способы ее использования людьми.

С другой стороны, техника есть сила, которая активно воздействует на все культурное пространство. Каков потенциал научного компонента в технологической культуре?

Современные технологии и их объекты очень сложны, что определяет их высокую научную и информационную емкость, невозможность их формирования и развития без основательной научной базы, без научно-информационного поиска.

Эти технологии обычно базируются на новейших достижениях фундаментальных наук, и взаимодействуют с ними. Часто они ставят перед наукой сложные задачи, которые могут быть решены лишь на базе интеграции ряда естественных, математических, технических и общественных наук.

При их формировании устанавливаются новые связи между науками и технологией. Если раньше взаимодействовали науки, смежные по иерархическому ряду, то теперь начали взаимодействовать и науки далеко стоящие друг от друга.

Каковы позиции инженерии в технологической культуре?

Термин «инженерия» заимствован из французского (ingénierie), в свою очередь восходящего к латинскому ingenium – ум, способности, изобретательность. В истории инженерами изначально назывались военные инженеры. Понятие «гражданский инженер» появилось в XVI в. в Нидерландах применительно к строителям мостов и дорог и отличало их от военных инженеров.

Уже от этого сочетания произошел термин «гражданская (строительная) инженерия», в настоящее время распространенный во многих языках мира. Под ним понимается профессиональная инженерная дисциплина, которая занимается проектированием, строительством, эксплуатацией строительных объектов.

Исторически традиционная область инженерной культуры – изобретение, изготовление и эксплуатация механизмов, машин, строительных сооружений.

Инженер от возникновения этой профессии и до сего времени имел дело с конструкциями, расчет которых опирается, главным образом, на законы механики, физики, химии.

Однако во второй половине XX в. культурная «ниша» инженерии постепенно все больше выходит за пределы ее традиционной сферы. Одним из проявлений этой тенденции в современных условиях становится проектирование больших технических систем, охватывающее разнообразные аспекты их функционирования: организационные, экономические, психологические, культурные и др. (так называемая системотехника).

Системное проектирование окончательно разрушает перегородки, отделяющие инженера от других специалистов – геологов, географов, экономистов, культурологов, психологов, медиков и т. д. Они включаются в разработку инженерных проектов и, таким образом, начинают заниматься инженерией, которая все больше становится средством решения проблем, возникающих в разных областях практики.

Инженерная культура становится необходимой и в науках о жизни. Новой сферой инженерии является управление экологическими процессами.

Структура или 5 столпов технологической культуры

Понятия Определения
Технологичес­кое мировоззрение Составная часть научного мировоззрения, в основе которого лежит система технологичес­ких взглядов на мир (природу, общество и чело­века)
Технологичес­кое мышление Мыслительная способность человека к пре­образовательной деятельности по созданию ма­териальных и духовных ценностей
Технологичес­кое образование Организованный процесс и результат обуче­ния и воспитания с целью формирования готов­ности к преобразовательной деятельности
Технологичес­кая эстетика Эстетическое отношение к средствам, процессу и результатам преобразовательной дея­тельности
Технологичес­кая этика Способность оценить соответствие создавае­мых техносистем нормам этического партнерства

Бегло рассмотрим каждый из этих структурных компонентов.

Технологическое мировоззрение есть система технологических взглядов на мир, природу, общество и человека. Основные положения технологического мировоззрения заключаются в следующих постулатах.

На современный мир надо смотреть всесторонне, воспринимая его во взаимосвязи биосферы, техносферы, ноосферы. Каждый человек должен осознавать ответственность за последствия своих действий против природы и общества, а применяемые в производстве технологии не должны приносить вреда человеку и природной среде.

Каждый человек должен быть подготовлен к гармоничному существованию и поведению в информационно и технологически насыщенном мире, ибо жить в мире, и не знать его – опасно и даже преступно, а выбор способа производства должен определяется не результатами деятельности, а социальными, экономическими, экологичес­кими, психологическими, этическими и другими факторами и последствиями его применения.

Технологическое мышление - это нацеленность человека на преобразовательную деятельность по созданию материальных и духовных ценностей. Технологическое мышление предполагает поиск оптимальных средств преобразования материи, энергии и информации в нужный для людей продукт. Оно предполагает комплексный, многоаспектный характер знаний.

Цель технологического мышления в познании и изменении окружающей действительности в интересах человека. Целевая установка связана с поиском ответа на вопрос «как?», а не «что?» при создании нового объекта или придании ему новых качеств.

Технологическое образование подразумевает организацию процесса обучения и воспитания, результатом которого становится формирование готов­ности человека к преобразовательной деятельности.

Структуру технологического образования органично составляют три модуля:

  • -технологические знания есть основной показатель готовности человека к успешной профессиональной деятельности. Они базируются на общих базовых понятиях технологий и углубленном изучении отраслевых технологий;
  • -технологические умения это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных технологических знаний. Технологические умения должны быть гибкими, мобильными. Они формируются и развиваются путем упражнений и выбора различных технологических операций и творческих проектов.
  • -технологически важные качества это личностные возможности человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью.

Особо высоко ценится стремление к постоянному самообразованию, самоорганизации и самосовершенствованию.

Технологическая этика есть оценка создаваемых техносистем с позиции их соответствия нормам этического партнерства.

Технологическая этика в соответствии с областями человеческой деятельности разделяется на разделы: биоэтику, информационную и коммуникационную этику, экономическую этику, инженерную этику, демографическую (или демологическую) этику.

Технологическая этика в целом формирует всеобъемлющую взаимную ответственность за сохранение природной среды и человека.

Технологическая эстетика или дизайн определяет эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях преобразовать технологическую среду по законам красоты.

Знания в области технологической эстетики (дизайна) носят сугубо специфический характер. В настоящее время выделилось целое научное направление дизайна, а профессия дизайнера очень и очень престижна.

Промежуточный вывод

Развитие понятия «технологическая культура» на прямую связано с потребностью изучения, анализа и воздействия на множество негативных для человека и окружающей его среды последствий непродуманного, а проще говоря, варварского применения технических средств, новых методов и технологий для достижения определенных целей.

Так, интенсивное использование человеком новейших технических систем привело к истощению ресурсов природы и нарушению природного равновесия. Эти разрушительные действия человека угрожают существованию самой жизни на Земле. Не изучено пока и влияние современных технологических средств, то есть компьютеров, промышленных роботов, управляемых биологических реакций и других «дитяток» научно-технической революции на еще не известные людям силы природы.

Таким образом, под технологической культурой следует понимать такую преобразовательную деятельность человека в материальной, духовной и социальной сферах, когда главным критерием оценки и применения им новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека и природы, человека и общества, человека и человека.

Заключение

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что технологическая культура есть органическая часть общей культуры, которая стремится объединить достижения технических и гуманитарных наук, а также применять интегрированные принципы не только в целях изучению экономического, социального и общественного пространства, но и решать задачи по его активному обустройству в соответствии с целями общественного развития и самим смыслом человеческого существования.

Технологическую культуру необходимо оценивать и анализировать как результат современных научно-технических и социально-экономических достижений. К великому сожалению хвалится здесь нечем. Достаточно сказать, что на производство одной пищевой калории в США расходуется 10 тепловых калорий, а в нашей стране – более 23 калорий.

При огромных стратегических ресурсах сырья и энергии России предстоит неизбежная технологическая перестройка, которая обусловлена низким уровнем современной технологической культуры, затрудняющим использование этих ресурсов.

В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека. Именно от наших знаний, умения и творческих способностей зависит и наше благосостояние и дальнейшее процветание нашей Родины.

Продолжение следует

Тема урока: Технологическая культура: ее сущность и содержание

Цель урока: сформировать у учащихся представление о технологической культуре, технологии ее видах; ознакомить с технологическими укладами, обозначить связи технологии с наукой, техникой и производством; развивать познавательный интерес к наукоемким технологиям; способствовать формированию технологической культуры.

Оснащение уроков: презентация, содержащим произведения искусства, памятники культуры, технические достижения человечества; учебник технологии (гл.1, §1); ПК.

Методы обучения: рассказ, беседа, показ наглядных пособий, практическая работа.

Тип уроков: приобретения учащимися новых знаний.

Опорные понятия: технологическая культура, технология, технологический уклад, научно-техническая революция (НТР), технологическая революция,

Ход уроков

1. Изложение нового материала

Уже с первого урока важно заинтересовать учащихся новым содержанием технологии. Познакомьте их со структурой учебника, содержанием. Школьники должны осознать важность и необходимость приведенных в учебнике сведений.

Урок носит теоретический характер, идет формирование новых понятий, поэтому ориентиром может служить спроецированный на экран план изучения темы.

Вопросы для фронтальной вступительной беседы, приведенные в начале параграфа, помогут учащимся погрузиться в рассматриваемое содержание, сформировать мотивационную сторону его усвоения.

Выяснение понятие «культура» является первым этапом формирования термина «технологическая культура». Перед тем, как дать определение, необходимо выяснить, что учащиеся понимают под «культурой» вообще. Можно предположить, что этот вопрос вызовет у школьников определенные трудности, так как понятие «культура» многогранно и определений существует множество. Обобщая ответы учащихся, демонстрируя видеофильм, учитель вводит понятие «культура». Перейдя к разбору схем учебника «Виды культуры» (с.7), можно предложить охарактеризовать каждый из ее видов. Необходимо акцентировать внимание учащихся на понятии «технологическая культура». Важно заметить, что каждый человек постигает современную ему технологическую культуру в течение всей своей жизни, с первых ее шагов.

Логичным переходом может служить фронтальное выполнение заданий кроссворда, ответы на вопросы которого составят новое понятие «технология».

Перечислим ряд проблемных вопросов, которые можно применять в беседе:

Ваше понимание «технологии»?

Назовите виды технологий?

Какие достижения техники и технологий ХХ века вы считаете самыми значимыми для человечества?

Обычно вариантов ответов на эти вопросы у учащихся бывает множество, поэтому учитель должен быть всегда готов расширить, дополнить их содержание. Учителю необходимо указать на происхождение термина «технология», ввести новое понятие. Разбирая содержание схемы учебника (с.9), учащиеся могут назвать виды промышленных технологий и привести примеры.

Для дальнейшей беседы об основополагающих технологических проблемах предлагается описать технологию изготовления, например, валика (показ). Данную беседу учитель должен построить таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно выявили необходимость таких вопросов: как обрабатывать (технологический процесс), на чем обрабатывать? Чем? Вводятся понятия «технологические машины», «технологические приспособления». Учитель делает вывод, опираясь на схему учебника (с.10).

Взаимовлияние рассматриваемых компонентов друг на друга учащиеся могут усвоить, работая по учебнику (с.11, рис. 1-2) и рассматривая приведенный экскурс в историю развития техники. Важно, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что каждой ступени развития общества соответствуют преобладающие способы производства.

Перечислим ряд вопросов, которые можно применять на данном этапе беседы:

Знаете ли вы, что такое катапульта, праща, водочерпательное колесо? Где они применялись?

Попытайтесь начертить схему работы ветряной мельницы.

Какие открытия и изобретения принадлежат Архимеду, Ньютону, Копернику?

Обобщая ответы учащихся, учитель вводит понятие «технологический уклад». Далее можно предложить учащимся самостоятельную работу с учебником (с.12-15, схема, рис. 3-7), заранее огласив вопрос:

Назовите технологические уклады и их основные технические достижения.

Демонстрация видеофильма и слайд-фильмов, устные выступления, подготовленные учащимися, могут служить завершающей частью данного этапа урока.

Вопросы для фронтального опроса по новому материалу можно взять в конце параграфа (с.19).

2. Практическая работа

Выполнить задания и упражнения

А) Расположить исторически сложившиеся типы универсальной культуры в правильном прядке:

Антропологическая (1), мифологическая (2), технологическая (3), космологическая (4).

Ответ: 2,4,1,3.

Б) Заполнить пустые графы таблицы «Основные научные открытия и изобретения в эпоху господства антропологической культуры (характерной для развитой природной цивилизации и охватывающей 2-ую половину 18, а также 19 и начало 20 веков)». Рекомендуется использование справочного, энциклопедического материала. Здесь приведена заполненная таблица, некоторые графы которой учитель при подготовке для учащихся оставляет незаполненными.

Годы

Открытия, изобретения

1729

Г. Стефан

Явление электропроводности

1733

Ш. Дюфе

Электричество

1738

А.К. Нартов

Станок с механическим суппортом

1748

М.В. Ломоносов

Закон сохранения и превращения энергии

1770

П. Дро

Первый робот «Пишущий мальчик»

1789

М.Г. Клапрот

Уран

1791

И.П. Кулибин

Самокатка

1799

А. Вольт

Гальванический элемент

1801

Е.А. Артамонов

Двхколесный велосипед

1802

В.В. Петров

Электрическая дуга

1826

Г. Ом

Закон Ома

1831

М.Фарадей

Электромагнитная индукция

1832

Н.И. Лобачевский

Новая неевклидовая геометрия

1832

И. Пикел

Генератор электрического тока

1834

Б.С. Якоби

Электродвигатель

1834

Е.А. и М.Е. Черепановы

Паровоз

1837

Я.Э. Пуркинье

Основы теории клетки

1859

Ч. Дарвин

Эволюционное учение

1860

Э. Лендар

Газовый двигатель внутреннего сгорания

1869

Д.И. Менделеев

Периодическая система элементов

1874

А.Н. Ладыгин

Электролампочка

1877

Т.А. Эдиссон

Фонограф

1881

А.Ф. Можайский

Летательный аппарат

1884

И.С. Костович

Бензиновый двигатель внутреннего сгорания

1887

Г.Герц

Электромагнитные волны

1888

Ф.А. Блинов

Трактор

1891

Д.Добровольский

Трехфазный асинхронный двигатель

1895

А.С. Попов

Радио

1895

В.К. Рентген

Рентгеновский лучи

1896

А.А. Беккерель

Естественная активность

1898

В. Пауэльсон

Магнитная запись звука

1900

Т.А. Эдисон

Щелочной аккумулятор

1905

А. Энштейн

Теория относительности

1910

М. Кюри, А. Дебьер

Радиоактивность и радиоактивное излучение

1927

Д.Л. Берд

Запись изображения

Учащимся можно предложить заполнить аналогичную таблицу «Основные научные открытия и изобретения 20 века». Для активизации учащихся данное задание рекомендуется предложить в виде организации соревнования между 2-3 командами. Выигрывает та команда, давшая наибольшее количество правильных ответов.

3. Подведение итогов урока

Идет обсуждение результатов выполненной практической работы, обобщаются сведения по пройденной теме, разбираются типичные ошибки, а также отмечаются лучшие ответы.

Результаты работы учащиеся могут занести в тетрадь.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то