Пейзаж поэтичная и музыкальная живопись. А

Методическая разработка

Урок искусства в 8 классе

по программе «Искусство 8 – 9 класс» Г. П. Сергеевой Е. И. Э. Кашекова, Е.Д. Критской,

Раздел: Искусство открывает новые грани мира.

Тема: Искусство рассказывает о красоте земли.

Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 352 с углубленным изучением

немецкого языка Красносельского района

Методическая разработка

Урок искусства в 8 классе

по программе «Искусство 8 – 9 класс» Г. П. Сергеевой Е. И. Э. Кашекова, Е.Д. Критской,

Раздел: Искусство открывает новые грани мира.

Тема: Искусство рассказывает о красоте земли.

Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

учитель искусства

Санкт-петербур

Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись

8 класс

Цели:

1. Формирование у обучающихся представление о жанре пейзажа в живописи и музыке;

Развитие художественно – аналитических способностей, внимание, культурную зоркость, повышать уровень образовательной мотивации и познавательный интерес; умение вести диалог с произведениями искусства.

Тип урока: – урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интернет

Зрительный ряд: DVD«Пейзаж», репродукции картин

Используемый цифровой ресурс http://palitra-ru.ru/ ; http://music.yandex.ru/#!/track/402710/album/220970 ); http://www.art-urok.ru/flomaster3.ht

Учебник: Г П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е Д Критская. Искусство, 8-9кл М: Просвещение, 2013

Ход урока.

1. Организационный.момент.

2. Вводная часть

Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства, проанализируем произведения живописного, музыкального, литературного характера и узнаем, какова роль пейзажа в произведениях различных видов искусств.

3. Объяснение нового материала

Давайте вспомним с вами что же такое пейзаж? (изображение природы).Как самостоятельный жанр пейзаж появился в в Китае в VI в.

Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т.д.)

В европейском искусстве до XVI-XVII в. пейзаж служил фоном для портрета.

Просмотр презентации «Пейзаж»

Долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Русские художники – передвижники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным,и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная!

Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели»

русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

Давайте с вами рассмотрим картины Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».

Послушаем музыкальный фрагмент из сочинения Вивальди «Лето». (http://music.yandex.ru/#!/track/402710/album/220970 ) Какое лето вы себе представили? (ответы уч-ся). С помощью каких музыкальных средств автор изобразил лето (интонация, ритм, форма и т.д.). Сопоставим музыкальное произведение и картины Левитана «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».

Какие средства художественной выразительности используют художники (цвет, ритм, светотень,
и т.д.)?

А теперь рассмотрим зарубежное изобразительное искусство XX века.:появление направления «импрессионизм»(впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840-1926).(http://www.art-urok.ru/flomaster3.htm)

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили,

что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно,

в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Давайте рассмотрим пейзажи художников-импрессионистов. Скажите мне, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах. (ответы уч-ся).

Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Посмотрев художественные произведения и послушав музыкальный фрагмент о лете, скажите в чем суть жанра пейзажа?(ответы уч-ся)

Практическая работа

По ходу изучения темы учащиеся заполняют таблицу

Обобщение и закрепление знаний

  • Что такое пейзаж?
  • Какую роль сыграли русские художники в поэтизации жанра пейзаж?
  • Что «воспевает» русский пейзажный жанр?
  • К какому времени относится первые пейзажи?
  • Что такое « импрессионизм », и каковы его особенности?
  • Назовите художников и их работы, о которых шла речь сегодня на уроке.
  • Каковы особенности современного портретного жанра?
  • Какая взаимосвязь между живописью и музыкой?

Итог урока : в русских пейзажах-настроениях -стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

Рефлексия:-

- что нового узнали на уроке?

Закончите фразу: «Русский родимый пейзаж составляет …:

Колорит красок

Мимолетное впечатление от реально-существующего мира

Лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка.

Художественно-творческое задание:

Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры



Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Водопьянова Т.М. Урок искусства в 8 классеИскусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота…

(Из Ивана Алексеевича Бунина)

Пейзаж – излюбленный и древний жанр для многих видов искусства. Несколько тысяч лет назад неизвестный художник, живший в Древнем Египте, изобразил сад, таким, каким он его увидел. Это был дивный сад с деревьями, кустарниками, маленьким искусственным прудом. Но рассматривая изображение, можно представить, что он рисовал с отдельных позиций, а потом собрал «пазлы» изображений. Некоторые он как бы «снимал» спереди, некоторые сбоку, а пруд таким можно увидеть, только зависнув над ним сверху. Исчезли все второстепенные детали, зато все оставшиеся проработаны очень четко. Благодаря этому художнику этот день, этот сад сохранился таким, каким он был в тот давний день, до сих пор.

Другой день и другой сад оставил в сокровищнице мирового искусства французский композитор импрессионист Клод Дебюсси. Его «Сады под дождем» - удивительное отражение образов и звуков природы в музыке Фортепиано звучит как ударный инструмент, множество молоточков которого бьет капельками дождя по клавишам. Ритм пьесы изменчив, как ритм дождя. Возникает ощущение, что музыка рождается прямо в момент исполнения. А поэт Анри де Ренье описывает свой сад: Сад вздрагивает и бормочет, Доверчиво грозой пленен, А ливень тонкой сетью хочет Связать с землею небосклон. Закрыв глаза, стою, внимая, Как мокрый сад поет в тиши, Как льется свежесть дождевая

Во тьму взволнованной души.


Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Борис Кустодиев. Осень Камиль Писсаро Фруктовый сад в Понтуазе Иван Шишкин Лесные дали


Благодаря произведениям искусства литературным, музыкальным, живописным природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Иван Айвазовский Буря на Северном море Борис Кустодиев Зима Михаил Врубель Сирень. 1900


Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н. Рыленков Прочитайте вслух стихотворение. Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этом произведении.




К. Моне. Вестминстерское аббатство К. Моне. Реймский собор на восходе солнца В XX в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.


Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели. М. Алпатов о картине И. Левитана. Весна. Большая вода


Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это? П. Чайковский И. Левитан. Над вечным покоем.


Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П.Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской? Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.


Домашнее задание. Подготовьте компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуйте свой выбор художественных произведений. ИЛИ Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.




Список литературы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 89 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009 Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010.

Урок по искусству. Корниенко Е.Г., учителя высшей категории, МБОУ СОШ №4.

Структура плана учебного занятия

8 класс, программа «Искусство

8-9 класс», Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.

Учебная тема, название, учебная тема урока.

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись.

Цель (планируемые результаты учебного занятия).

Раскрыть прекрасный мир природы языком музыки, ли-тературы и живописи. Вызвать эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное про-изведение.

Задачи (планируемые результаты учебного занятия).

1. Показать, как живописцы, ли­тераторы, композиторы раскрыли красоту и необыкновенность при­роды языком музыки, красок и стихов. Знакомство с выдающи­мися произведениями и творче­ством выдающихся деятелей ис­кусства;

2. Развитие познавательного ин­тереса, творческих способностей, формирование у учащихся основ целостного анализа произведений искусства, развитие навыков уст­ной речи;

3. Приобщение учащихся к духов­но-нравственным ценностям, ше­деврам классического искусства.

Тип, вид учебного занятия.

Занятие по сообщению нового учебного материала.

Литература и оборудование.

Учебные: учебник «Искусство» 8-9 класс, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Москва «Просвещение» 2014 год.

Наглядные: мультимедийные презентации;

ТСО: компьютер, проектор.

Межпредметные связи: музыка, литература, изобразительное ис-кусство.

Музыкальный материал:

П.И. Чайковский «Октябрь. Осен-няя песня».

Этапы учебного занятия.

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению нового учебного материала.

Ещё Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по - новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни.

Рабочий лист. Задание № 1.

Природа и искусство в жизни неразделимы одно от другого. Природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и создают чудесные картины о природе.

Давайте вместе подумаем, какое место природа занимает в жизни человека.

Рабочий лист. Задание № 2.

Тема урока: Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись.

Цель урока: Будем говорить о прекрасном мире природы в живописи, литературе и музыке.

3. Усвоение новых знаний.

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава... Что в этом поэтичного?

Русские художники 19-го века А. Саврасов, И Левитан и другие вновь открыли красоту родной земли.

Рабочий лист. Задание № 3.

На картинах мы видим пейзажи и воспринимаем их при помощи зрения. А в литерату-ре, читая текст мы представляем пейзаж по его описанию. Одним из выдающихся пейза-жистов был поэт Николай Рубцов.

Живу вблизи пустого храма,
На крутизне береговой,
И городская панорама
Открыта вся передо мной.
Пейзаж, меняющий обличье,
Мне виден весь со стороны
Во всем таинственном величье
Своей глубокой старины.

(Поэт передаёт в стихах своё трепетное отношение к родному краю и мы ярко представляем то место которое он описывает).

Рабочий лист. Задание № 4.

Презентация.

Рабочий лист. Задание № 5.

«...Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстаёт перед читателями, слушателями, зрителями, всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому...».

Рабочий лист. Рефлексия.

Домашнее задание: Учебник стр.25 и стр.27 Выполнить художественно-творческое задание на выбор.

Приложение: Рабочие листы. Презентация. Музыка П.И. Чайковского.


«Рабочий лист вариант2»

Вариант 2

Рабочий лист ______________________________

Задание №1 Кроссворд.

Задание №2 Оформите ответ в схеме.

Что человек получает от природы?

Задание №3 Искусствоведческий текст.

(Смотри учебник стр.25)

И.И. Левитан «Озеро. Русь». Это основное произведение живописца поздней поры. Художник так и не завершил это творение, так как умер. Но даже в этом незавершённом виде картина производит на всех зрителей просто грандиозное впечатление. Солнечный день, его невероятная свежесть и особенная яркость, переданы с особой непосредственностью, которая почти импрессионистская. Зритель видит, как по небу плывут великолепные золотистые облака, причудливо отражаясь в озере. На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зелёные луга, осенние деревья. Всё это наполняет нас верой в то, что Россию ждет очень радостное и обязательно доброе будущее.

Картина Левитана - некий синтез всех наблюдений и впечатлений художника над природой своей земли.

Над этим полотном художник работал невероятно долго и главное вдохновенно. Для него он делал множество этюдов и эскизов. Очень часто ездил на озёра в Тверской губернии, которые и стали натурой его шедевра.

Левитан мастерски сочетает краски лета с буйством оттенков осенней природы. Замысел художника в том, что именно такой должна быть природа в достаточно редкие минуты её подлинного счастья. Перед зрителем предстаёт невероятно романтическая картина, которая звучит словно лирическая песня.

Важно, что небо - не просто фон картины. Возникает непреодолимое ощущение, что облака - наиболее выразительная часть этого грандиозного пейзажа.

Пространство охвачено настолько масштабно, что создаётся поистине панорама. Облака движутся, усиливая эту невероятную широту.

Все цвета картины необыкновенно яркие и чистые. Облака далеко не просто белые. Они слегка фиолетовые и немного желтоватые там, где их освещают лучи солнца.

Задание №4

Я так люблю осенний лес, О, сельские виды! О, дивное счастье родиться

Над ним сияние небес В лугах, словно Ангел, под куполом синих небес!

Что я хотел бы превратиться Боюсь я, боюсь, как вольная сильная птица,

Или в багряный тихий лист, Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Иль в дождевой осенний свист...

Задание №5

красный

желтый

оранжевый -

зелёный

синий

фиолетовый

Рефлексия

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»

Вариант 1

Рабочий лист _____________________________

Тема:___________________________________________________________________________

Задание №1 Кроссворд.

    Жанр изобразительного искусства, где изображено лицо или фигура человека.

    Общественное учреждение для хранения произведений искусства.

    Искусство, средством которого является звук.

    Искусство проектировать, строить здания и сооружения.

    Вид искусства, который создается при помощи кисти и красок.

Задание №2 Оформите ответ в схеме.

Что человек получает от природы?

Задание №3 Искусствоведческий текст.

Подчеркните слова, словосочетания, которые помогут ответить на вопрос.

(Смотри учебник стр.25)

А.К. Саврасов «Грачи прилетели».Неприхотлив и прост мотив картины. Простыми изобразительными средствами художник показал чудо пробуждения природы, чарующую притягательность ранней весны.

На полотне изображена окраина небольшого селения. Пасмурный весенний день. Воздух тих, прозрачен и свеж. По сероватому небу плывут легкие рыхлые облака. Снег еще не сошел полностью, от земли идет теплый пар.

За дощатым забором - крестьянские избы, церквушка и колокольня с облезлой крышей, а еще дальше - пашни с белыми пятнами нерастаявшего снега. На окраине села, на холме - несколько корявых березок. Среди их обнаженных ветвей, суетясь и галдя, летают грачи - вьют новые гнезда, обновляют старые...

Картина «Грачи прилетели» исполнена в пастельных, приглушенных тонах. Всё на картине - и бурые проталины на снегу, и сизый дымок, курящийся над крышей крестьянской хаты, и мокрые стволы кривых березок - наполнено бесконечным лиризмом и поэзией. Человек, создавший эту картину, безусловно, не просто любил природу - он понимал её тайный язык. С поразительной ясностью передано едва уловимое её состояние, знакомое сердцу каждого человека, - состояние обновления, присущее ранней весне. И грачи на картине - как вестники весеннего обновления.

Задание №4 Подберите репродукции картин художников к стихам Н. Рубцова. Обоснуйте свой выбор.

Я люблю, когда шумят берёзы, Люблю твои избушки и цветы

Когда листья падают с берёз И небеса, горящие от зноя,

Слушаю, и набегают слёзы И шёпот ив у омутной воды

На глаза, отвыкшие от слёз... Люблю на век, до вечного покоя...

Задание №5 Выразите в красках настроение, переданное в музыке П.И. Чайковского «Времена года».

Действие цветов обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета. В изобразительном искусстве принято считать, что:

красный - согревающий, оживляющий, активный, энергичный;

желтый - теплый, бодрящий, весёлый, привлекательный;

оранжевый - весёлый, радостный, пламенный, добрый;

зелёный - спокойствие, приятное и мирное настроение;

синий - серьёзный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный;

фиолетовый - приятный, полный жизни, тоска, грусть.

Рефлексия Закончите некоторые из предложений.

Самым интересным сегодня на уроке было _____________________________________

Самым сложным для меня сегодня было _______________________________________

Сегодня я понял____________________________________________________________

Сегодня я научился _________________________________________________________

Сегодня я задумался ________________________________________________________

На будущее мне надо иметь в виду____________________________________________

Просмотр содержимого презентации
«УРОК»










  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то