Игры в песочной терапии для детей. Особенности песочной терапии для детей дошкольного возраста: методики, занятия и упражнения в детском саду и дома. Возможность высказать свои чувства

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем.

Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Кроме того, совместные занятия с песком помогают родителям изучить особенности поведения и развития ребенка.

Наиболее распространенное поведение, обнаруженное в этом исследовании, показывает, что школьная среда становится посредником взаимодействия ребенка с синдромом Дауна с другими детьми с нормальным развитием, что позволяет развивать ожидаемые социальные навыки. Ключевые слова: синдром Дауна; Межличностные отношения; Ниньо.

Разнообразие биологических факторов, функций и достижений, существующих во всех людях, также присутствует, вы растут подобно синдрому Дауна. Психическое развитие и интеллектуальные способности маленьких детей включают длительный период между умственной отсталостью и интеллектом, близким к нормам, которые считаются нормальными.

Суть метода

Песочница является хорошим диагностическим средством, которое помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение. Песочная терапия помогает высвободить и понять свое подлинное Я, способствует восстановлению своей психической целостности.

Ребенок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей Ребенок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создает картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения.

Номера усталости могут вызвать задержку, но главным из них является отсутствие в среде, где размножается жизнь, условий для ранних и частых стимулов. Что касается интеллектуальных способностей, известно, что психическое расстройство является довольно частым, и в то же время существует большая изменчивость в когнитивных функциях для каждого воспитания, что ограничение физических переживаний может препятствовать исследованию объектов и окружающей среды, мешая в когнитивном развитии.

Разведение в качестве специальных образовательных потребностей имеет самые полные условия, которые необходимо разработать, особенно когда вы получаете питание, которое способствует вашему развитию или если вы находитесь, когда сделаны необходимые изменения и модификации.

Играя в песке с различными фигурками, ребенок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность.


Мы выделяем аспекты, которые, как только они будут гарантированы, могут максимизировать возможность успеха в процессе включения: планирование из места ученика с особыми потребностями в классе, уход с квалификацией учителей для решения разнообразия требования, забота в том, чтобы предлагать нормы и процедуры, которые регулируют учебную организацию и другие.

Обучение раннему образованию нацелено на то, чтобы позволить ребенку сформировать позитивный образ себя, действуя все более независимым образом, с уверенностью в своих способностях и восприятием своих ограничений; открывать и постепенно узнавать свой собственный организм, их возможности и пределы, развивать и оценивать привычки заботы со своим собственным здоровьем и благополучием; устанавливать аффективные и обменные связи со взрослыми и другими детьми, укреплять их самооценку и постепенно расширять возможности общения и социального взаимодействия; постепенно расширять и расширять социальные отношения, постепенно учиться формулировать свои интересы и точки зрения с другими, уважать разнообразие и развивать отношения помощи и сотрудничества; наблюдать и исследовать окружающую среду с любопытством, воспринимая себя все более и более как интегрального, зависимого и трансформирующего агента окружающей среды и оценивая отношения, которые способствуют его сохранению; играть, выражать эмоции, чувства, мысли, желания и потребности; использовать разные языки, приспособленные к различным намерениям и ситуациям общения, чтобы понимать и понимать, выражать свои идеи, чувства, потребности и желания и продвигаться в своем процессе построения значений, все более обогащая их выразительную способность; знать некоторые культурные проявления, демонстрируя отношение интересов, уважение и участие перед ними и оценивая разнообразие.

Кроме того, нельзя не отметить уникальные свойства песка, который способен "заземлить" отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.

Краткая история

Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 года психотерапевтами Анной Фрейд, Эриком Эриксоном и другими. В. Юнг разработал технику активного воображения, которая считается теоретическим фундаментом терапии.

Таким образом, процесс социального взаимодействия является одной из важнейших задач начального развития ребенка, поскольку он характеризуется расширением и уточнением репертуара социального поведения и одновременно постепенным пониманием ценностей и норм, которые регулируют функционирование жизни в обществе.

Взаимосвязь, установленная в системе микросемейных, - это те, которые имеют наиболее существенные последствия для развития ребенка, хотя в них участвуют и другие социальные системы, такие как школа, рабочее место родителей, религиозный храм и социальные клубы, которые посещают семья. для его развития. К сожалению, существует нехватка работ, посвященных этой теме, в случае детей с некоторыми видами инвалидности, особенно в Бразилии.

В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с характера.

После изучения методики «Построения мира» Дорой Кальф была разработана юнгианская «Песочная терапия», которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми. Здесь используется поднос, наполненный песком, и множество мелких предметов. Программа «Песочная терапия» дополняет другие виды психотерапии.

Независимо от культуры, исторического периода, географического положения или внутреннего состава, семья является первой социальной группой, к которой принадлежит человек. Таким образом, роль семьи является фундаментальной и определяющей в развитии личности, отношения и способа поведения личности, даже во взрослой жизни. Именно благодаря отношениям, установленным с членами его семьи - матерью, отцом и другими членами, - и их реакцией на их поведение, что ребенок впервые встретился с миром и учится развивать основные роли и отношения в своем процессе социализация.


Она очень актуальна в современном мире. Мы все больше отдаляемся от природы, забывая свое естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям.

Цели

Для чего нужна песочная терапия? Занятия с песком помогают определить особенности личности ребенка, понять себя и свое Я, способствуют развитию мышления, фантазии, пальцев.

В семье больше, чем в любой другой социальной группе, отдельные границы являются текучими, и существует постоянный обмен чувствами, взаимными влияниями, ожиданиями и обвинениями, сознательными или нет. Даже когда есть конфликты и внутренние различия, семья ведет себя как единое целое, и все, что происходит с одним членом, напрямую затрагивает всех остальных.

Социальная интеграция людей с инвалидностью напрямую связана с динамикой взаимоотношений в семье и, прежде всего, с их включением и интеграцией в повседневную семейную жизнь. Уровень включения, который он может развиваться, в значительной степени зависит от готовности его семьи позволить ему участвовать в различных социальных условиях и отношениях, несмотря на существующие физические и социальные барьеры. И чем больше участие этого человека в разных социальных контекстах, тем больше вероятность вступления в новую роль в семье.

Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.

Сосуществование в среде солиситора, которое способствует разнообразию стимулов и различным возможностям открытий, позволит реорганизации и пластической пластичности человека. Несомненно, что взрослые чрезвычайно влиятельны в жизни ребенка в отношении когнитивного и социального развития, однако дети также могут учиться у своих сверстников. Таким образом, школьная среда становится важным местом для обучения и развития социальных навыков.

Прием в школу - это первый контакт ребенка с миром, его первый опыт вне семейной среды. Это отличный шаг, а также вызов для всех, кто участвует в этом новом этапе. Чтобы понять развитие ребенка, необходимо, чтобы он наблюдался не только в его индивидуальности, но и в его социальных отношениях. Важно наблюдать, как ребенок выражает себя в группе, чтобы он мог это понять. Школа может помочь в развитии своей индивидуальной самобытности, а в отношениях с другой будет решительным образом способствовать их будущим социальным отношениям.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребенка, она дает ему возможность быть самим собой. Подобные игры - это символический язык для самовыражения. Манипуляции с игрушками помогают ребенку выразить отношение к себе и другим людям, к происходящим событиям.

Какие проблемы помогают устранить занятия с песком

Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна для детей с особыми потребностями.

Исследования показывают, что включение обеспечивает выгоды для детей-инвалидов во многих отношениях не только с точки зрения академических преимуществ, но и с точки зрения речевых и социальных навыков поведения. Социальная эффективность и качество взаимоотношений в школе основаны на поведенческих ресурсах, ранее приобретенных ребенком в семейном контексте. С появлением текущих стратегий включения понимается, что межличностное развитие является незаменимым компонентом этого процесса. Эта позиция совместима с той, которая была принята несколькими исследователями, которые в качестве основных целей включения защищают, улучшают качество отношений между коллегами, продвигают отношения понимания и признания различий со стороны коллег и учителей.

В детсадах и школах только начали использовать влияние, которое оказывает песочная терапия на психическое развитие детей. В дальнейшем планируется сделать такие занятия обязательными.

Пробуя рисовать песком, дети быстрее осваивают буквы и цифры, учатся различать понятия «право» и «лево», отличать день и ночь, времена года. Поэтому игры с песком может использовать не только психолог, педагогам такие занятия помогают намного эффективнее обучать детей. Песочная терапия в детском саду способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.

Социальные навыки изучаются, и требования к их успеваемости зависят от стадии отдельного человека в результате экологических непредвиденных обстоятельств, которым он подвергается. Таким образом, ребенок в раннем детском образовании не демонстрирует те же социальные навыки, что и другие в начальной школе, а также навыки, которые демонстрирует подросток, не совпадают с ожидаемыми от взрослого или пожилого человека.

Это не экспериментальное кросс-секционное исследование качественных и количественных описательных случаев. Шесть детей в возрасте от 5 до 6 лет были расположены, две девочки и четыре мальчика, которые составили образец этого исследования. Сокращение числа участников не повлияло на достижение целей, поскольку это описательное обсервационное исследование, в котором основное внимание уделяется качеству социальных взаимодействий, которые представляют дети.

Стадии игры с песком у детей

Общие стадии такой игры выделил Джон Аллан в 1986 году:

1. Хаос . На этой стадии ребенок отбирает много фигурок, сваливая их в емкость с песком. Фигурки имеют разные размеры, принадлежат к разным категориям, среди них нет растений и животных. Такое поведение малыша говорит о тревогах, страхах и смятении, которые преобладают в его жизни. Эта стадия может продолжаться в течение нескольких занятий.

Были также другие объекты в соответствии с мероприятиями, предложенными в день сбора, такими как мяч, куклы, клики, тележки и игрушки для доков. Поведение детей было записано с помощью цифровой видеокамеры в течение двух пятнадцатиминутных сеансов, на полчаса съемок каждого учащегося, участвовавшего в исследовании. Каждый сеанс съемок проводился в разные дни, чтобы принять более широкий подход к каждому ребенку. Ситуации детского любопытства, которые происходили во время съемок, решались с помощью простых и коротких ответов, чтобы не влиять на динамику среды социального взаимодействия.

2. Борьба . На этом этапе среди фигурок появляются хорошие и плохие герои, хищные и травоядные животные, земляне и пришельцы и др., что означает противостояние, военные действия, конфликты. Стадия может длиться долго. На этом этапе нельзя торопить малыша, предлагая ввести положительный персонаж. Нужно дать возможность ребенку преодолеть внутренний конфликт самостоятельно, в необходимом ему темпе. О завершении стадии можно судить по заключенным мирным договорам, помилованию противника и сохранению его жизни.

Камера была сосредоточена на ребенке, участвовавшем в исследовании, и исследователь старался не устанавливать какой-либо тип взаимодействия во время съемок, а начало съемок определялось началом предлагаемой деятельности. На листе записи, содержащем каждое проанализированное поведение, в минуту, когда наблюдалось поведение, было отмечено галочку. Эти две съемки были подсчитаны вместе, чтобы получить среднее поведенческое поведение участников.

Тест Фридмана использовался для проверки наличия различий в показателях деятельности, связанной с навыками межличностного общения и самовыражения, при значительном уровне 5%. Результаты показывают, что с точки зрения межличностных навыков было более высокое проявление поведения «взаимодействие с другим ребенком» со средним значением 3 в частоте представленного поведения в сумме двух съемок каждого ребенка.

3. Исход . Эта стадия означает гармонию и равновесие. На этом этапе все объекты связаны между собой, среди фигурок появляется зелень и плоды, животные расставляются парами.

Игры с песком в домашних условиях

Для домашних занятий понадобится коробка (65×75×8), голубая краска, емкость с водой, много мелких игрушек. Проследите за тем, чтобы ящик для игр не был шершавым и не имел острых краев. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в голубой цвет, который благотворно влияет на психику.

Затем появляется категория со средним значением в 21 по частоте поведения, представленная участвующими детьми. Поведение «взаимодействие с объектами» может быть визуализировано вскоре после этого, со средним значением 5 в частоте поведения. Поведение происходит с более низкой частотой, являющейся средним значением «Уже поведение», наблюдалось со средней частотой.

Поведение «оспаривает внимание педагога с другим человеком», «бои или агрессии» и «имеет самооборону», мало присутствовало со средней частотой ниже, чем. Среди поведения категории способностей к самовыражению только поведение «улыбки» и «имитирует других детей» представляло собой значительное событие со средним значением 16 и 3 соответственно в частоте представленных действий в сумме двух съемок каждого ребенка. Поведение «в одиночку» показало в среднем 16 по частоте поведения, а другое поведение представляло среднюю частоту ниже 1, что можно наблюдать в следующем.

Песок для песочной терапии лучше брать желтый. Но для того чтобы создавать акценты в игре, подойдет и песок темного цвета. Чтобы ребенок мог лепить фигурки из песка, необходима емкость с водой. Фигурки для игры должны быть не больше 10 см в высоту. Подойдут игрушки из пластмассы и металла.

Базовые игры

Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые популярные:

1. Игра "Угадайка". В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, не вынимая из песка.


2. Игра "Веселые истории". Буквами алфавита выкладываются на песке несложные слова. Затем нужно их прочитать вместе с ребенком. После этого малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребенка - найти буквы и восстановить слово.

3. Игра "Мой город". Малыш должен отобразить на песке свой городок или даже волшебную страну. Необходимо придумать историю, которая отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам-участникам можно дать имена.

Групповые игры

Песочная терапия для детей дошкольного возраста проводится в группах из 4-6 человек. В том случае, если участники агрессивны или гиперактивны, в группе не должно быть более 3 человек. Групповые занятия развивают умение играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определенные роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям и выражать свои мысли.

Задачами групповых занятий с песком является совершенствование умений и навыков практического общения с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии и образного мышления, умения сконцентрироваться, повышение активности детей.

Игра заключается в следующем. Дети становятся волшебниками, которые должны создать сказочную страну на необитаемой земле. Детям разрешается взять все, что они считают нужным. Страну создают все вместе или по очереди, не мешая друг другу, до тех пор, пока она не будет построена.

При этом необходимо вести наблюдение за поведением детей, за тем, как они контактируют друг с другом. Песочная терапия для детей дошкольного возраста полезна тем, что, играя, дети учатся самостоятельно разрешать конфликты, совместно преодолевать трудности, слушать и слышать других.

Противопоказания

Противопоказано заниматься песочной терапией детям, которые гиперактивны и имеют синдром детям-эпилептикам, малышам, у которых обнаружены аллергические реакции на пыль и мелкие частицы, а также легочные и кожные заболевания.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста под руководством психолога - прекрасный вид занятий, помогающий родителям получить ответы на вопросы, которые касаются внутреннего мира их малыша, позволяющий понять причины конфликтов, страхов и тревог и успешно провести коррекцию таких состояний.

Один из методов аналитической психотерапии – песочная терапия — позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возрасте. Данную методику используют арт-терапевты, бизнес–тренеры, коррекционные педагоги в детских дошкольных учреждениях. Для решения каждой конкретной задачи используются различные методики песочной терапии.

Метод подходит для всех возрастных категорий. Как только человек опускает ладони в песок, его воображение начинает рисовать красочные картины золотого пляжа, яркую синеву моря и белые хлопья облаков, неспешно плывущих по небу. Аналогично тому, как песок пропускает воду, он поглощает и негативную энергию. Мельчайшие песчинки, только соединённые вместе определенным образом, позволяют создать своё произведение. Они символизируют жизнь, в которой человек, расставляя определённым образом события и мысли, получает желаемые результаты.

Комплексное воздействие на психику человека обеспечивается благодаря тактильному раздражению очень чувствительных нервных окончаний ладоней, кистей рук. Возникает состояние медитации, снимается нервное напряжение. По изображениям и символам, получившимся в результате рисования на песке, можно делать выводы о специфике личностных проблем, выявлять потребности человека. Изучая запечатлённое, мы видим трёхмерное изображение внутреннего мира, неосознанные проблемы и конфликты.

Цель терапии – развить в ребёнке принятие самого себя, научить доверять и любить себя.


Задачи терапии:

  • воспитание позитивного отношения к жизни, к себе;
  • воспитание ответственности за свои действия;
  • тренировка способности доверять себе и осуществлять самоконтроль над своими действиями;
  • лечение избыточной тревожности при планировании поступков и преодолении препятствий;
  • развитие веры в себя.

Принципы метода

Песочная терапия основывается на создании фигур или изображений на плоскости. Первоначально необходимо провести тестирование, попросив создать свой образ и описать его словами. Детская аудитория рассматривает это как игру, которая на самом деле является мощным диагностическим инструментом и коррекционной методикой. Заниматься можно под музыку или слушая сказку, в зависимости от задачи конкретной процедуры.


Метод используется в качестве самостоятельного или как составная часть следующих направлений лечения:

  • песочная арт–терапия;
  • психология;
  • логопедия;
  • развитие речи, письма, счёта, памяти и внимания;
  • терапия, направленная на развитие самоосознания, уважения к себе;
  • выявление негативных мыслей, обучение справляться с ними;
  • воздействие на нескольких членов семьи с целью коррекции поведенческих расстройств;
  • детский психоанализ.

Возможности метода

Песочная терапия в детском саду позволит приготовить самый первый обед, построить свой первый дом. Будучи отражением внутреннего мира, терапия песком обеспечивает следующие моменты:


  1. Создаёт естественную комфортную среду для творчества ребёнка, которая стимулирует его созидательную деятельность.
  2. Оживляет абстрактные образы, упрощает возможность понять сложение букв — в слова, цифр — в математические действия.
  3. Даёт возможность детям «проживать» ситуацию вместе с героями сказок.
  4. Обеспечивает переход от реальности в сказку, даёт возможность проверить правильность выбора решения в той или иной ситуации.

Песочная игра и терапия помогают понять своё подлинное Я, понять свою уникальность. Дошкольный возраст – самый важный этап в жизни человека, поскольку в это время ребёнок активно познаёт окружающую действительность, ищет своё место в мире, учится жить в ладу с собой и людьми. Задача родителей, воспитателей, педагогов, психологов – получение ребёнком знаний в психологически комфортных условиях.

У детей с речевыми расстройствами имеются сложные нарушения эмоций, что выражается в несоответствии эмоциональных реакций конкретной ситуации. Это осложняет контакт со сверстниками, ведёт к гиперактивности или зажатости. Это порождает необходимость включения самых разнообразных методов в работу с детьми. Доказано, что песочная терапия позволяет развить способности общения, учит выражать и понимать себя, свои чувства.

Показания к терапии

Имеются следующие показания к проведению песочной терапии:

  • переживание ребёнком возрастного кризиса;
  • неспособность изложить словами свои переживания;
  • наличие психологической травмы;
  • неспособность самостоятельно принять решение;
  • задержка психоречевого развития;
  • эмоциональная заторможенность, «скудодушие»;
  • психотерапия различных зависимостей;
  • уменьшение напряженности;
  • развитие всех видов чувствительности;
  • нормализация мышечного тонуса;
  • расширение кругозора;
  • повышенная тревожность, эмоциональная лабильность.


Противопоказания

  • дефицит внимания, гиперактивность;
  • эпилептические припадки;
  • психиатрические болезни;
  • повышенная тревожность;
  • невроз навязчивых состояний;
  • пылевые аллергические реакции;
  • болезни лёгких;
  • заболевания кожи и травмы кистей рук.

Психотерапевты применяют занятия на песке с детьми, страдающими дефицитом внимания и гиперактивностью.


Оборудование для занятий

Для лечебной игры используются следующие приспособления:

  • водонепроницаемый ящик, стенки которого окрашены в голубой цвет, а дно – в синий;
  • специальная песочница, меняющая цвет – планшет;
  • чистый песок, который во время определённых игр надо увлажнить;
  • набор фигурок, символизирующих здания, людей, животных, машины;
  • символические предметы, которые будут обозначать загаданные желания, сундуки с сокровищами, кладами;
  • сказочные герои – добрые и злые;
  • религиозные предметы и сувениры;
  • естественные предметы – ракушки, веточки, шишки;
  • домашняя утварь;
  • болты, шурупы;
  • пластиковые буквы и цифры, геометрические фигуры.

После тестирования начинаются обучающие игры для дошкольников соответственно потребностям, возрасту, выявленным нарушениям, когнитивным расстройствам.


В дальнейшем можно подключать интерактивные, развивающие занятия и только потом — проективные игры, упражнения.

Требования к педагогу

Начиная игру с песком, маленькие ручки соприкасаются с уникальным мирозданием. Необходимо создать доброжелательную, доверительную обстановку, учесть все нюансы голоса, его тембра, соблюсти следующие важные параметры:



Песочная терапия для детей дошкольного возраста развивает мелкую моторику кисти, стимулирует кровообращение в головном мозге, ускоряет умственные процессы, нормализует психологические реакции. Необходимо к этому процессу подключать методики цветотерапии, поскольку они являются мощными сигналами к развитию личности.

Методики игр

В зависимости от поставленных задач песочная терапия может проходить в виде игр, направленных на:

  • развитие фонематики;
  • коррекцию произнесения звуков;
  • обучение грамотности;
  • познавательные игры;
  • семейная песочная терапия;
  • проекционные игры.

Занятие включает следующие основные фазы:

  1. Знакомим ребёнка с песочницей, объясняем, что голубой бортик символизирует небо, что можно создать любой вид местности: горы, пустыни, а раздвинув песок – синее море.
  2. Даём возможность подержать в руках коллекцию геометрических фигур, животных, предметов быта.
  3. Фигуры, которые выбирает ребёнок, символизируют его состояние на сегодняшний день. Самое главное — попросить ребёнка рассказать то, о чём он думает по поводу выбранных фигурок.
  4. Внимательно наблюдаем за ребёнком: как он входит в ситуацию, с кем он себя идентифицирует.
  5. Учим ребёнка бережному отношению к песку.
  6. Формулируем тему в начале занятия, а после его окончания важно сделать вывод о проделанной работе, разложить все использованные предметы и игрушки по местам, убрать за собой.


Игры на развитие слухового внимания и памяти

  • Игры, направленные на увеличение словарного запаса, построения развёрнутых фраз.

К трём годам ребёнок правильно произносит основные слова. Некоторые дети говорят нечётко, меняют местами слоги и буквы в словах, неправильно ставят ударения. В случае невнимательного отношения к проблемам с речью к 5 годам ребёнок понимает, что говорит неправильно и начинает этого стесняться, замыкается в себе. Можно устраивать речевые игры в песке. Для этого детки рисуют буквы на песке, учат строить слоги и произносить их громко или тихо, нараспев, шёпотом.

Поставив в песок разные фигурки, учим ребёнка называть животных, писать — на какую букву начинается его название, и какие звуки издают эти животные. Можно играть в крестики-нолики на песке.

  • Познавательные географические игры на песке.

После простых игр с построением домиков, рек, морей и корабликов на них начинаем развивать пространственное мышление у ребёнка. Для занятий подойдёт сделанная самостоятельно в виде пазла карта мира или материков. Для этого надо приобрести две одинаковые географические карты в магазине и разделить одну на 4-6 фрагментов. Даём ребёнку карту-образец и предлагаем сложить пазл. Постепенно начинаем складывать материки, океаны. Затем усложняем игру, делая «море» на дне песочницы, раздвинув песок. Во время игры проговариваем названия стран, их столицы, узнаем, кто там живёт. Например, во Франции столица — Париж, а живут там французы.


Для каждой страны подбираем характерную растительность и животных, размещая в песочнице пальмы, слонов, крокодилов. Объясняем, что такое тропический климат, почему там не растут берёзы. Можно совершить путешествие на Северный полюс, предварительно сделав запас соли, пенопласта или ваты для снега.

  • Фантастические игры с трансформерами на песке.

Имитируем жизнь других планет, лунный ландшафт, звёздные войны, которые особенно будут интересны мальчикам, помогут реализовать им желание быть супергероем, научат их сражаться и побеждать.

В зависимости от возраста детей, кроме географических и фантастических, существуют следующие разновидности обучающих игр:

  • исторические;
  • найти логические пары;
  • научиться исключать лишнее;
  • провести экскурсию по городу;
  • считать предметы, строить логические ряды;
  • учиться ориентироваться: что такое — сверху, снизу, справа, слева.


Проективные игры

Выявленная З. Фрейдом особенность приписывать свои чувства и желания внешним объектам очень помогает в работе с детьми. Ребёнку предлагают сделать следующее:

  • описать имеющиеся изображения на песке и наделить их какими-либо качествами;
  • создать из разрозненных деталей, спрятанных в песке, единое целое;
  • придумать рассказ или сказку с персонажами и предметами из имеющихся фигурок на песке;
  • нарисовать несуществующее животное, и другие.

Необходимо помнить, что проективные методики невозможно однозначно интерпретировать, они социально и ситуационно обусловлены, направлены на изучение детской личности в целом. Учитывая, что эти методики недостаточно стандартизированы, они используются для диагностики и лечения психотерапевтами.

Песочная терапия включает большое разнообразие индивидуальных и коллективных игр, занятий. Активно используются доски с подсветкой или песок различного цвета. Это поможет ребенку выразить имеющееся эмоциональное состояние.


Заключение

Рисование песком поможет ребенку расслабиться, оно завораживающе действует на зрителей и художников. Песочная терапия может проводиться под музыку и позволяет решить многие задачи диагностики, лечения и развития когнитивных способностей. При этом задействуются в процесс практически все виды органов-анализаторов:

  • зрение;
  • слух;
  • тактильная чувствительность;
  • сенсорное восприятие.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста позволяет развить речь, моторику, слух, общительность, креативность, творческие способности. Кроме того, она снимает стресс, избавляет от страхов, помогает выразить внутренние конфликты и переживания, повысить самооценку. Песочная терапия способствует формированию у маленькой личности самоуважения, научит понимать себя.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то