Рабочая программа по песочной терапии для дошкольников. Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста. Песочная арт-терапия с детьми дошкольного возраста

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Романова Евгения Валерьевна, педагог-психолог МБДОУ "Детский сад № 6" г.Вилючинск, Камчатский край.
Описание: Данная статья будет полезна педагогам-психологам, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателям и заботливым родителям.

«Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!» - сказал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
Первое место, куда ведет мамочка своего малыша - это песочница. Здесь ребенок может долго пересыпать песок из лопатки в ведерко, делать «куличики» или просто брать песок в кулачок и наблюдать как он высыпается.
Нет ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем игры с песком. Песок действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. а если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется собственный мир, где ребенок может выдумывать и фантазировать.
Метод песочной терапии, или игра с песком (Sand play), в наше время все больше завоевывает популярность у специалистов. Появилось данное направление еще в юнгианской психотерапии, в настоящее время активно применяется специалистами в сказкотерапии, арт-терапии и психодраме.
Песочная терапия применяется в работе с детьми со следующими проблемами: тревожность и страх, нарушения в поведении, сложности во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, сложности, связанные с изменениями в семье (развод родителей, рождение младшего ребенка и другие).
Особо нуждаются в такой терапии дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В качестве ведущих характеристик таких детей выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, фамильярность по отношению к взрослому.
Занятия по песочной терапии я провожу с детьми старшего дошкольного возраста, индивидуально и в группах по 3 человека. У каждого ребенка своя ванночка с кинетическим песком. «Kinetic Sand» - это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд такой песок напоминает влажный морской песок, но как только берешь его в руки – проявляется его необычное свойство. Он течет сквозь пальцы, и в тоже время остается сухим. Песок рыхлый, из него можно строить разнообразные фигуры. Он не сохнет, играть с ним можно снова и снова. Песок приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. Не вызывает аллергии, безопасен для детей с 3 лет.
Кинетический песок используется как расслабляющее и терапевтическое средство, развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность.
Для занятий с песком понадобятся коллекции миниатюрные игрушек (можно от «Киндер-сюрприза»), разноцветные декоративные кумушки, ракушки, формочки и т.д.


Мы будем информировать о профессиональной безопасности и этических рамках для практики такого подхода. Методология преподавания, включающая личные эксперименты, требует активного участия со стороны участников. Консолидируйте нестандартный подход, сопровождающий игру; Представить основные понятия руководящего подхода посредством игры; Эксперимент, посредством практических упражнений по симуляции, каждый из двух подходов; Узнайте и экспериментируйте с особенностями различных проективных поддержек, используемых в сопровождении игры; Работа над профессиональными ситуациями, вызванная участниками. Выступающие Сара Штауффер, доктор философии, психолог в течение 7 лет в Швейцарии и играют терапевтом в течение 14 лет.


Чтобы детские пальчики привыкли к песку, в начале занятия мы проводим разминку. Это 3-4 упражнения, например, такие: погладить песок, выпускаем песок тонкой струйкой из кулачка, «прыгают зайчики», «идут медвежата», «бегают паучки» и другие.
Упражнение "Песочные прятки" (в песочнице психолог заранее закапывает миниатюрные игрушки). Ребятам необходимо найти спрятанные в песке игрушки и назвать их.



Упражнение на развитие пространственных представлений. (Участникам раздаются фигурки животных, а если не наберётся нужного количества, то можно просто силуэты животных) . Ребята расставляют животных согласно инструкции, например: собака живет в верхнем правом углу, лошадь – в нижнем левом, ящерица – в нижнем правом, корова – в верхнем левом, тигр – между собакой и коровой и т.д.


Она признана зарегистрированным игровым терапевтом-супервизором Ассоциации игровой терапии в США и арт-терапевтом. Она также является тренером Высшей школы социальных и педагогических исследований. Розмари Чопард, социальный педагог, теолог: она специализируется в сопровождении траура детей и молодежи, а также в терапии через игру и творчество, В течение десяти лет она активно работает в Фонде «Аштраме», предоставляя последующие меры детям, молодым людям и разбитым семьям.

Обучение проводится до практического и активного. Это требует быть готовым экспериментировать с игровыми приемами и работать над собой. Аспирантура по терапевтическим навыкам игры - на английском языке. . Содержание тренинга: ознакомление с практикой неподходящих методов игры и рекомендаций. Она исследует различные основные методы, включая: песочницу, творчество, язык тела, терапевтическое повествование, творческую визуализацию, музыкальную терапию, маски и марионетки. Изучаются теоретические предпосылки, лежащие в основе каждой практики.


Далее ребята из камушков могут выложить дорожки в животным.



Упражнение «Дорожки из камушков». Участники выкладывают дорожки из камушков, следуя инструкции психолога, например: положи 2 зелёных камушка, один жёлтый и т.д. А потом детские пальчики «ходят» по этим дорожкам.


Также рассматриваются сравнение различных психотерапевтических моделей работы с детьми, теории развития детей, теории привязанности и история игровой терапии. В конце этого тренинга участники могут. Практиковать не директивную и директивную терапевтическую игру.

Знать этику и закон, регулирующий профессию. Провести собеседование до того, как будет проведено соответствующее последующее наблюдение за наиболее подходящим образом для удовлетворения потребностей ребенка. Проведение профессиональных балансовых оценок.

Управлять административной записью. Продолжительность обучения: 15 дней интенсивных курсов. Теоретическая и практическая работа по получению сертификата. Диплом в области передовой практики игровой терапии - на английском языке. . Предпосылки: Получили сертификат в терапевтических игровых навыках. Быть в профессиональной деятельности с детьми. Закончили 100 часов индивидуального терапевтического надзора, в игровой терапии с детьми или подростками.


Упражнение «Волшебный мир». Из камушков и разных миниатюрных фигур участники создают волшебный мир.



После упражнений с песком необходима подвижная или малоподвижная игра, например: «Море волнуется», «Изобрази животного» и др.
Кроме игры с песком можно детям предложить рисование песком. Нам понадобится специальный стол светящим эффектом, а в качестве рабочего материала можно использовать не только песок, но и различную крупу (манка, гречка, пшено и т.д.)


Это обучение предназначено для. Углублять и совершенствовать свою терапевтическую практику, играя со спецификой групповой или индивидуальной практики. Углубить практическую теорию различных методов терапии игрой, в частности навыки в символической игре, работать с метафорами.

Углубление знаний о психологии и развитии детей и подростков. Интеграция терапевтической работы с ребенком в системный и междисциплинарный подход. Приобретать навыки для работы с детьми или молодыми людьми, представляющими всевозможные трудности, которые есть в группе или в индивидуальном.


Песок или крупу можно насыпать и на поднос. С помощью данной техники создаются мультфильмы и целые песочные шоу.
Таким образом, упражнения с песком помогают получить новые знания об окружающем мире, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают познавательные процессы: восприятие, внимание, память, воображение, развивают навыки общения. На таких занятиях проявляется творческая активность ребёнка.
Литература:
1. Конаныхина Е.Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми. – М.: Генезис, 2016.
2. Тупичкина Е.А. Мир песочных фантазий: Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «Sand-Art» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2016.
3. Войнова А. Песочное рисование. – Ростов н/Д: Феникс, 2014.

Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотворно влияют на нашу психику, избавляют от негативных эмоций, тревог, иногда даже помогают в решении проблем. Дети, которые любят играть в песочнице, строить замки, рисовать песком, вырастают уверенными в себе и чаще достигают успеха. Кроме того, совместные занятия с песком помогают родителям изучить особенности поведения и развития ребенка.

Предоставлять инструменты наблюдения и оценки для обеспечения соответствующей терапевтической поддержки. Получить твердое знание принципов, лежащих в основе игровой терапии, и научиться мудро использовать свои методы. Иметь возможность создавать и поддерживать практику или услуги, специализирующиеся на игровой терапии.

Иметь возможность принимать решения, учитывающие этические аспекты каждого участвующего партнера. Знание текущих исследований в профессии. Личное и профессиональное развитие, а также прочные юридические и этические основы, регулирующие профессию. Продолжительность: 15 дней, затем различные работы, которые необходимо выполнить для получения диплома.

Суть метода.

Песочница является хорошим диагностическим средством, которое помогает эффективно преодолеть самые разные личностные проблемы, снять внутреннее напряжение. Песочная терапия помогает высвободить и понять своё подлинное Я, способствует восстановлению своей психической целостности.

Ребёнок часто не умеет выражать свои тревоги и страхи словами. Сделать это помогает песочная терапия для детей дошкольного возраста. Ребёнок проигрывает волнующую его ситуацию с помощью игрушечных персонажей, создаёт картину собственного мира из песка, тем самым освобождаясь от напряжения.

В настоящее время обучение в основном осуществляется на английском языке. Однако, в случае нескольких франкоязычных регистраций, занятия могут быть даны на французском языке. Директор по обучению: Моника Джефкотт. Директор по обучению, г-жа Джефкотт хорошо понимает французский язык. Не стесняйтесь обращаться к ней по-французски!

Дети часто спонтанно играют в песочные игры, учитывая их близость к спонтанной игре и бессознательному. Что касается взрослых, важно установить связь между пациентом и терапевтом, прежде чем начинать песочные игры. Чтобы играть в песок, можно испытать как ограниченный момент расслабления со стороны, более осознанной нами, что позволяет допустить, что происходит от тела и внутренних образов, возникающих неожиданным образом через руки, и вступать в эмоциональный контакт со своим внутренним миром, фигурировал в песочнице.

Играя в песке с различными фигурками, ребёнок имеет возможность изменить некомфортную для него ситуацию или состояние в игровой форме, таким образом приобретая опыт самостоятельного решения проблем как внутренних, так и внешних. Полученный опыт малыш переносит в реальность. Кроме того, нельзя не отметить уникальные свойства песка, который способен «заземлить» отрицательные эмоции, привнося гармонию в состояние человека.

Результат этого эксперимента не когнитивен. Каждая игра с песком - это этап процесса трансформации, который имеет место в терапевтической структуре и передаточных отношениях. Этот процесс не должен нарушаться интерпретациями, которые укрепляли бы интеллектуальную защиту. Аналитик в песочнице содержит свободное выражение того, что играет для человека, мобилизация творческих энергий, и сопровождает этот процесс своей защитой и пониманием, как в словесном анализе. Анализирующий рассказывает о том, что приходит в голову о созданных им фигурах и символах, а также о том, что коснулось его во время композиции игры.

Песочная терапия очень актуальна в современном мире. Мы всё больше отдаляемся от природы, забывая своё естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям.

Для чего нужна песочная терапия?

Занятия с песком помогают определить особенности личности ребёнка, понять себя и своё Я, способствуют развитию мышления, фантазии, мелкой моторики пальцев. Они учат детей создавать модели своих фантазий, понимать их и объяснять. Занятия помогают преодолеть трудности в общении, учат выражать свои мысли словами, отвечать за собственные действия и поступки, больше полагаться на себя, способствуют развитию самооценки, избавлению от страхов и последствий психологических травм и обретению веры в себя.

Он берет с собой внутренний образ того, что он создал и свою энергию. Психические процессы могут сталкиваться, оборона ослабляется, а психическое содержимое реорганизуется по-новому. Как пишет Рут Амманн: В человеческом развитии человек впервые переживает жизнь, касаясь и захватывая объекты; мы переходим только к абстрактному пониманию позже. Таким образом, работа на песке мобилизует творческие энергии человека. Затем это инициирует целостный процесс исцеления и трансформации личности.

Когда настало время, пациент и аналитик по песочнице могут просмотреть весь процесс. Ибо мы не можем настаивать слишком много: Юнг говорит в Моей Жизни о «моральной ответственности за образы» и напоминает нам, что он проявил наибольшую осторожность, чтобы понять каждый образ, каждое содержание, упорядочить его рационально и прежде всего, реализовать это в жизни. Потому что это то, что мы пренебрегаем чаще всего. Мы уходим от строгости, чтобы подняться и выйти из изображений, мы, возможно, восторженные о них, но чаще всего мы оставляем его там.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста используется не для того, чтобы изменить или переделать ребёнка, она даёт ему возможность быть самим собой. Подобные игры - это символический язык для самовыражения. Манипуляции с игрушками помогают ребёнку выразить отношение к себе и другим людям, к происходящим событиям.

Какие проблемы помогают устранить занятия с песком ?

Мы не пытаемся их понять, а тем более нести этические последствия, которые они влекут за собой. При этом один человек исправляет отрицательную эффективность бессознательного. Практикующий постоянно контактирует со своими мыслями, эмоциями и телесными ощущениями, чтобы воспринимать бессознательные сообщения человека, которого он сопровождает, отфильтровывать и возвращать должным образом в нужное время.

Его внимательное и доброжелательное присутствие, периметр безопасности и интимности, которые он создает, позволяют постановке очень глубокого содержания, восприятию символического выражения психики и осуществлению восстановительных сил. автономный пациент.

Детская песочная терапия помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями.

Песочная терапия в детском саду способствует развитию наглядно-образного мышления, восприятия и памяти, тактильной чувствительности и мелкой моторики рук. В практике песочная терапия с дошкольниками обычно организуется в двух вариантах: работа с неоформленным материалом - песком, водой; построение песочных миров, сюжетная игра (по заданной теме или же спонтанная. На первый взгляд, простые действия − выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной жижи, перелива- ние из ѐмкости в ѐмкость, отделение воды от песка и тому подобное - позволяют уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативные эмоции и страхи, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия. Сначала взрослый дает возможность ребѐнку потрогать песок, просыпать его между пальцами, почувствовать крупинки, попробовать стряхнуть их с рук. После чего малышу подсказывают, что в песок можно добавить воду. Если ребѐнок легко увлекается предложенной игрой, дальше взрослому надо лишь следовать за детской фантазией. Если же ребѐнок сомневается, опасается или отказывается от контакта с природными материалами, то объяснение воспитателя должно быть более интересным для малыша и более прозрачным. Нужно подводить ребѐнка к идее, давать возможность ему самому догадаться, что делать и как играть с этими материалами. Вряд ли малышу захочется играть по продиктованным вами правилам, он выбирает игру сам - в этом суть методов арт-терапии. Порой, заигравшись, дети в песочницу выливают столько воды, сколько позволяет объем, до самых краев. Руки по локоть и даже выше погружаются в ту самую вязкую смесь, напоминающую грязь, к которой взрослые так категорически запрещают приближаться. Ребѐнок получает возможность удовлетворить потребность в экспериментировании и свободной активности. Через несколько занятий малыш сам захочет развивать, менять игру.

Развитие профессиональной практики песочной игры требует приобретения глубоких знаний, личного опыта работы с песнями и анализом, обучения, клинического наблюдения, изучения анализа изображений. и символы, интеграция знаний и коллегиальный обмен. Чтобы присоединиться к веб-сайту Французской ассоциации исследований и исследований по терапии песочной игрой, нажмите на логотип.

Песчаная терапия была изобретена швейцарским психологом и философом Карлом Юнгом, учеником отца психоанализа Зигмунда Фрейда. Покончив с наставником, Юнг уединился у озера. Горький, он провел долгие часы на берегу, бродил и просеивал песок руками. Через некоторое время он заметил, что его оскорбление и его гнев на Фрейда успокоились. Он даже решил, как они могут продолжать свои сложные отношения. Ученый также пришел к выводу, что проблемы могут быть «погребены» на песке или рассеяны как мелкий песок.

Базовые игры с песком.

Игр для песочной терапии много, для начала можно попробовать самые популярные:

  1. Игра « Угадайка». В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, не вынимая из песка.
  2. Игра « Весёлые истории». Буквами алфавита выкладываются на песке несложные слова. Затем нужно их прочитать вместе с ребёнком. После этого малыш закрывает глаза, а буквы прячутся в песок. Задача ребёнка- найти буквы и восстановить слово.
  3. Игра « Мой город». Малыш должен отобразить на песке свой городок или даже волшебную страну. Необходимо придумать историю, которая отображает происходящее в песочнице. Всем персонажам-участникам можно дать имена.
  4. Игра на релаксацию «Песочный дождик». Дети представляют, что они находятся в сказочной стране, в которой идёт дождик из песка. Малыши показывают, как медленно или быстро сыплется песок из кулачка на ладонь. Они закрывают глаза, сыплют песок на ладонь или на любой из пальцев, затем рассказывают, куда сыпался песок, и передают свои ощущения. Игра помогает снимать напряжение, расслабляет, повышает внимание.
  5. Игра на развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики « Необыкновенные следы».

« Идут медвежата» - ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

В настоящее время некоторые инновационные специалисты уже имеют свои отделения для песочницы, где у них есть свои сессии. Клиент делает разные формы на песке, которые выражают его психологическое состояние. Психолог разъясняет свою проблему, чтобы помочь ему. В последнее время также стали популярны картины из песочного стекла. Когда они двигаются, появляется новый «пейзаж», который уникален. Беспокойные и расстроенные люди обычно видят драматический сюжет на картинке, а счастливый - оптимистичный.

Профессор доктор Власаки Шуманов - часть новых мероприятий, предлагаемых студентам благодаря привлекательному приобретению, - песочная терапия. Кто не видел на коленях вокруг волн людей, давно ушедших из детства, в муках строительства песчаных замков, туннелей или сложных сооружений? Они относятся к этой профессии со всей серьезностью и усердием, но в каждом случае они также обычно предоставляют себе алиби - «Я помогаю детям сделать песчаный замок».

« Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

« Ползут змейки - расслабленными/ напряжёнными пальцами рук делают поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

« Бегут жучки-паучки» - двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь руками друг с другом (« жучки здороваются»)).

Прагматичным американцам не нужен алиби, потому что для многих игра с песком - это не детство, а респектабельный метод исцеления. Они даже интерпретируют знаменитый желтый песочный след в «Волшебнике Оз» как сложный путь к гармонии. Песок используется для медитации и творчества. Во время сеансов этой терапии люди строят свой песчаный путь и пытаются найти свою роль в жизни - точно так же, как герои знаменитой сказки. Из песка вырисовываются воображаемые города, семьи, даже ситуации.

Задача школьного психолога - расшифровать сообщения, выраженные на подсознательном уровне, и помочь ребенку-инвалиду построить новый, более светлый город - сначала на песке, а затем на собственном сознании. Драгоценные камни протекают сквозь пальцы и создают приятное ощущение, которое успокаивает и расслабляет детей с генерализованным расстройством развития. Песок имеет еще одно хорошее качество - это материал, который легко формируется, но легко ломается. Это делает его чрезвычайно подходящим для работы с агрессивными учениками.

  1. Игры на развитие воображения и творческих способностей.

« Забавные ладошки». Дети делают отпечатки ладошек, палочкой дорисовывают изображение.

« Картины на песке». На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуют различные изображения животных, людей, зданий и т.п.

  1. « Дорожка из песка». Нужно показать ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы

(дорожку к дому зайчика, лисы, птички и т. Д.).

Групповые игры.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста проводится в группах из 4-6 человек. В том случае, если участники агрессивны или гиперактивны, в группе не должно быть более 3 человек. Групповые занятия развивают умение играть в коллективе, общаться с другими детьми, исполнять определённые роли, прислушиваться к себе, своим чувствам и волнениям и выражать свои мысли.

Задачами групповых занятий с песком является совершенствование умений и навыков практического общения с помощью вербальных и невербальных средств, развитие фантазии и образного мышления, умения сконцентрироваться, повышение активности детей.

Игра заключается в следующем. Дети становятся волшебниками, которые должны создать сказочную страну на необитаемой земле. Детям разрешается взять всё, что они считают нужным. Страну создают все вместе или по очереди, не мешая друг другу, до тех пор, пока она не будет построена. При этом необходимо вести наблюдение за поведением детей, за тем, как они контактируют друг с другом. Песочная терапия для детей дошкольного возраста полезна тем, что, играя, дети учатся самостоятельно разрешать конфликты, совместно преодолевать трудности, слушать и слышать других.

В нашей группе « Мишутка» оборудована зона воды и песка «Страна открытий».

Это зона арт-терапии предназначена для решения задач релаксации, отреагирования семейных и внутренних конфликтов, выражения и отработки новых эмоциональных состояний ребенка. Песок и вода наиболее часто используются ребенком в качестве игровой среды. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:

  • при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
  • с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

«Центр» представляет собой стол с двумя пластиковыми ёмкостями для воды и песка. На полочках расположен материал для игр с водой и песком:

  • пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);
  • стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;
  • совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;
  • сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия);
  • космический песок. Песок заполняет 1/3 емкости;
  • небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп).




  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то