«Константин Левин и его раздумья о жизни. «Константин Левин и его раздумья о жизни Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Константин Дмитриевич Левин - один из важных персонажей из романа Л.Н. Толстого "Анна Каренина".

В романе Левину тридцать два года. Широкоплечий мужчина с бородой. На лицо он не красавец, средней наружности. Всегда ходил с нахмуренными бровями, но добрыми глазами. Бывает неприятно резок, а иногда очень милым.

Родом Константин Дмитриевич из благородной дворянской семьи, которая всегда пользовалась уважением в обществе. Отец и мать умерли рано, он никого не помнил. Хоть Левин и живет в деревне, но считается богатым. В семье самый младший из детей. У него был старший брат, старшая сестра и еще один брат по матери.

По характеру он простой, честный, благородный и добрый. Считается, что в этого персонажа Лев Николаевич Толстой вкладывал свои черты. Но Левин не видел других вариантов правды жизни, кроме своих, что осуждает сам автор. Сам по себе энергичный, но застенчивый. Очень любит работать в своей деревне. Еду также предпочитает обычную, домашнюю. Хвастливую роскошную жизнь общества считает бессмысленной, предпочитает спокойствие, комфортную простоту.

Себя Левин считает некрасивым и непривлекательным. При этом женщины ему нравятся таинственные и с загадкой. Он долгое время любил Кити Щербацкую и думал, что такая как эта девушка никогда не обратит на него внимания. После его первого предложения выйти за него замуж она ему отказала. Константин Дмитриевич очень переживал этот отказ. Пытался полностью погрузиться в работу, за работой ему некогда было скучать. Во второй раз Кити уже согласилась.

Она была намного младше его. Когда Левин окончил университет, Кити была еще очень маленькой.

Он очень любил свою жену и считал, что полностью должен отдавать себя своей жене, считал ее священной. Всегда довольствовался тем, что у него есть и имел золотое сердце. Но после этих событий у Левина начинается неприятная полоса в жизни. В этот период он начинает размышлять о Боге и понимает, что не верит в него.

Несмотря на то, что Константин простой человек, он очень образован и много читает. В конце романа он пытался найти свою цель и смысл в жизни. Читал разные философские труды ученых, но не находит никакого ответа. В итоге разочаровывается в жизни и становится несчастным.

Сочинение про Константина Левина

Огромное количество разнообразных персонажей предстает перед нами, когда мы читаем произведения художественной литературы. По-особенному своих героев выделяет Лев Николаевич Толстой в романе “Анна Каренина”. Один из самых главных и ярких образов в произведении - Константин Левин.

В начале романе Левин представляется читателям как образованный помещик, живущий в деревне и ведущий свое собственное большое хозяйство. Константин - мужчина крепкого телосложения, обладатель широкой спины, с бородой. Его лицо было мужественным и не особо привлекательным. Он по-настоящему ценит то, как он живет, жизнь в других условиях кажется ему немыслимой и попросту скучной. В своем имении он всегда мог найти себе занятие, Константин - энергичный человек. У него есть два брата: старший, Сергей, писатель, и Николай, который был частью дурного общества. Родители умирают рано, поэтому Левин был передан на воспитание в семью Щербацких, чем можно объяснить их близость с семьей Кити. Несмотря на то, что воспитан Константин был в чужой семье, он дорожит памятью своих предков, ценит свое родовое имение.

Константин трезво смотрит на жизнь и борется за нее. У него есть особая симпатия к природе: там он находит умиротворение и спокойствие, он близок к природе и подчиняется ее законам. Левин часто общался с крестьянами и пытался активно преобразовать их жизнь путем реформ, он считал крестьян важным рычагом для развития всего государства. Кроме того, образом идеальной семьи была для Константина семья крестьян: большая и дружная. Сделав предложение Кити, и получив отказ, Левин полностью уходит в себя, в свое имение, считая, что обречен на одинокую жизнь. Но попытав счастья во второй раз, он связывает свою жизнь с младшей дочерью Щербацких, которую он безмерно любил. Первые три месяца их брака состояли только из ссор, недопониманий, но обсуждение проблем и осознание их незначительности помогли им сохранить семью. Позднее у них рождается сын, к которому Левин относится с трепетом и любовью.

О Константине можно сказать как о человеке, думающим не только о себе. Он старался помочь своему брату Николаю наладить свою жизнь, поправить здоровье. Кроме того, Левин не мог найти себе места при родах Кити, он ездил к врачу, требуя немедленно поехать с ним.

Придумывая образ и характер Константина Левина, автор романа, Лев Толстой, брал себя за основу, свой внутренний мир.

Несколько интересных сочинений

  • Цыганок характеристика и образ в повести Детство Горького сочинение

    Персонаж повести Максима Горького девятнадцатилетний Иван, весьма неоднозначен. Прозвище Цыганок он получил из-за своего внешнего вида – смуглая кожа, темные волосы, плюс ко всему он часто воровал на базаре

    Источником счастья для большинства людей, проживающих на нашей планете, является счастье близких людей. Такие люди, которые желают видеть улыбки на лицах окружающих, как правила добры от природы.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ (1828-1910)

ГЛАВНЫЕ ОБРАЗЫ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА»

Обоаз Левина

В романе сосуществуют две равнозначные сюжетные линии - Анны и Левина, которые не пересекаются. Однако наибольшее внимание писатель уделяет духовной жизни Анны и Левина. И если с Анной связаны проблемы, которые касаются так называемого женского вопроса, то Константин Левин ищет ответы на вопросы глобальные, философские: что такое человек? зачем она пришла в этот мир? для чего живет? Смысл человеческой жизни - вот конечная цель поисков Левина.

Однозначно определить роль образа Левина в структуре романа сложно. Большинство исследователей считает, что в этом произведении двое главных героев: Анна Каренина и Константин Левин. Да и объем текста, посвященный сюжетным линиям этих персонажей примерно одинаков. Как отмечалось, образ Левина появился только в четвертой редакции романа, однако сразу стал его важной частью. Анна и Левин встречаются только раз, непосредственно перед ее самоубийством. И если до встречи он осуждал Каренину, считал ее поступок недопустимым, то после разговора с ней его отношение к Анне изменилось чуть ли не на противоположное: «Следя за интересным разговором, Левин все время любовался ею - и красотой ее, и умом, образованностью, и вместе простотой и задушевностью. Он слушал, говорил и все время думал о ней, о ее внутренней жизни, стараясь угадать ее чувства. И, прежде так строго осуждая ее, он теперь, по какому-то странному ходу мыслей, оправдывал ее и вместе с тіш. жалел и боялся, что Вронский не вполне понимает ее» (7, X). Интересно, что до непосредственной встречи героев автор ничего не говорит нам об отношении Левина к Анне, хотя взаимоотношения между Левиным и Вронским - предмет детального исследования.

Вместе Толстой создал образ Левина? Пожалуй, ответ на этот вопрос нужно искать в сюжетной линии главной героини романа. Даже чтобы судьба Анны сложилась иначе: светское общество не отвернулось бы от нее, Каренин согласился бы на расторжение брака, Сергей остался бы с ней, она не родила бы внебрачного ребенка от Вронского - то и тогда вряд ли ее проблемы были бы решены, поскольку Толстой изображает конфликт не внешний, а внутренний. Анна захотела абсолютной свободы: быть только женщиной и никем больше - ни матерью, ни женой (кстати, женой Вронского!). Более того, этот вопрос (именно в такой его постановке) невозможно вообще решить. Ни одной счастливой развязки здесь не существует, и писатель это гениально воплотил в своем произведении.

Ad Fontes

Из секретов мастерства Льва Толстого

Рядом с Анной Карениной в романе Толстого все большее значение приобретает образ Константина Левина, у которого имеются знакомые черты автора этой книги. И если Анна Каренина вдруг почувствовала «шаткость» семейных устоев своей эпохи, то Константин Левин постигал тогда ненадежность післяреформе - них социальных основ... Внутренняя родственность мироощущения Анны и Левина обеспечивает единство всего романа.

ТОЛСТОЙ Л. М. Анна Каренина//Л. М. ТОЛСТОЙ. Собрание сочинений: В 12 т. - М.: Правда, 1987. -Т.7.- С. 484.

Публикация первых частей «Анны Карениной» (хотя и не в окончательной редакции) взволновала общественное мнение России: одни признавали незаурядный талант Толстого, другие - обвиняли его в расшатывании основ христианского брака или говорили, что ситуация Анны Карениной в жизни бывает нередко, поэтому и не сказать об этом прямо - значит не лечить болезнь, а скрывать ее... Тогда же появилось «литературное эхо» этого произведения. Так, широко известной стала эпиграмма выдающегося русского поэта Николая Некрасова, где он заявил на моральном аспекте и потенциале романа «Анна Каренина»:

Толстой, ты доказал с терпением и талантом,

Что женщине уже не следует «гулять»

Ни с камер-юнкером, ни с флигель-ад"ютантом1,

Когда она жена и мать.

Итак, философской линии Анны нужна была своеобразная «противовес» - тоже философская. Однако с этой точки зрения никто из образов произведения «уравновесить» ее позиции не мог, поскольку внутренний мир главных героев, как и внутренний мир обычных людей (а их всегда большинство), не выходит за пределы личных переживаний. Те или иные философские проблемы интересуют их настолько, насколько они влияют на их жизнь. Вронский, Каренин, Долли, Кити сосредоточены прежде всего на своих личных проблемах, вызванных внешними факторами: влюбленность, измена мужа или жены, невозможность признать ребенка официально и т.д.

«Анна Каренина» - гениальная постановка неаирішуааних вопросов?..

Однако прямой моральный вывод М. Некрасова («...женщине уже не следует “гулять”..., когда она жена и мать») всем вопросам, затронутым Л. Толстым в романе, окончательно не решал. Ведь подобную установку («Будьте верными друг другу!») говорят и во время венчания, и во время регистрации брака. Новобрачные дают торжественный обет ее не нарушать. И где гарантия, что абсолютно счастлива сегодня семья, где муж и жена искренне любят друг друга, в будущем не попадут в ситуацию семьи Каре - ніних? С этой точки зрения, хотя не такой дидактической, но значительно более взвешенной, мысль А. Чехова: «В своем романе Толстой не ответил на один из поставленных вопросов, но сама их постановка является гениальной».

1. Граф Вронский имел высокий чин флигель-адъютанта (от начала XIX в. флигель-адъютанты служили при императорах, фельдмаршалах или других высших должностных лицах европейских стран).

Внешняя жизнь Левина вроде бы обыденное и почти бесконфликтное (отказе Кити выйти за него замуж никак нельзя сравнить с предательством Стіви или Анны). Общество считает его почти неудачником: «Он не имел никакой привычной, определенной деятельности и положения в свете, тогда как его товарищи теперь, когда ему было тридцать два года, были уже - который полковник и флигель-адъютант, который профессор, который директор банка и железных дорог или председатель присутствия, как Облонский; он (он знал очень хорошо, каким он должен был казаться для других) был помещик, который разводил коров, стрелял дупелей и строил, то есть бездарный человек, с которой ничего не получилось и которая делает, на мнение гражданства, то самое, что делают ни на что не годные люди» (1, VI). Поэтому он и воспринимает отказ Кити жениться с ним как закономерный результат своей «серости». «С точки зрения родных он невыгодная, недостойна партия для прелестной Кити. - А сама Кити не может любить его».

Однако за кажущейся «безподійністю» внешней жизни Левина спрятана напряженная внутренняя деятельность, которая вызывает у него даже мысль о самоубийстве именно тогда, когда, казалось, судьба его устроилась как нельзя лучше: любимая жена, сын, материальная обеспеченность: «И, счастливый семьянин, здоровый человек, Левин был несколько раз так близок к самоубийству, что спрятал шнурок, чтобы не повеситься на нем, и боялся ходить с ружьем, чтобы не застрелиться» (8, IX).

Однако мы не можем назвать Левина « alter ego » («вторым “Я”») Анны Карениной. У них диаметрально противоположные взгляды на жизнь. И прежде всего - в отношении к семье. Для Анны семья - неприемлемый способ связать себя с Вронским и средство ограничения женской свободы: «Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любит только его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим» (7, XXX).

Левин имеет противоположную точку зрения: «Любовь к женщине он не только не мог себе представить без брака, но он сначала представлял себе семью, а потом уже ту женщину, которая даст ему семью. Для Левина бракосочетание было главным делом жизни, от которой зависело все его счастье» (1, XXVII).

Однако Левин вместе с тем не является полной противоположностью Анны. Так, подобным является их отношение к церкви. Они потеряли веру в того Бога, которого проповедовала официальная религия. Однако атеистами их назвать нельзя, потому что в самые драматичные минуты своей жизни они мысленно обращались к Богу. Последние слова Анны: «Господи, прости мне все!» Перед тем как броситься под поезд, она перекрестилась! Возвращается к Богу и Левин. Однако это для него не Бог церкви, православия или магометанства, а Бог крестьянина Фоканича, что «для души живет. Бога помнит». Жить надо для того, чтобы вложить в жизнь, в каждую его минуту «смысл добра» - вот конечная цель напряженных духовных поисков Левина. Этого не было в жизни Анны, она чувствовала только «зло и бессмысленность жизни»...

Еще одно, что существенно объединяет эти два образа, - это поиски правды, нежелание жить фальшиво, во лжи.

Не осознание того, что вокруг нее все лживо, привело Анну к роковому концу?

В образах Анны и Левина общие не судьба (с этой точки зрения все люди подобны, поскольку ищут свою судьбу и любовь) и характер, хотя это важно, а те психологические ситуации, которые каждый должен самостоятельно решить: попытка забыть любимого человека, создание новой семьи, противоречивые чувства к родным детям, наконец - нежелание подчиняться фальшивым законам, попытка жить без лжи, по правде. Решение этих проблем приводит Анну к катастрофе, Левин же переживает глубокую внутреннюю драму, но находит утешение в том, чтобы постоянно делать добро. Так Толстой дает тот один-единственный рецепт, который поможет людям стать счастливыми.

Нужно обратить внимание на сходство образа Левина с Л. Толстым. «Автобіографізм образа Левина несомненно, как несомненно и то, что его путь к вере воспроизводит путь личных толстовских исканий “силы жизни”, которая уничтожает “страх смерти”»1.

Мысли, которые Толстой заключает в сознание Левина, его отношение к крестьянам, природы, общественной жизни, религии, семьи, занятия гимнастикой, катанием на коньках напоминают самого автора. Так, Левин «гимнаст, поднимающий одною рукой пять пудов» удивительно похож на Толстого, который, по воспоминаниям современников, что бывали в Ясной Поляне, мог подтянуться на перекладине одной рукой. И самая яркая соответствие - это описание косарства Левина. Писатель передает нам малейшие нюансы не только психологического состояния, но и будто стенографує изменение физического чувства. Так точно этот процесс мог описать только человек, который был искусным косарем, а именно таким был Толстой. Имя героя не случайно, ведь, по приведенным выше мнением Ю. Тынянова, в художественном произведении «все имена говорят». Фамилия персонажа «Левин» безусловно связано с именем Толстого - Лев. В то же время отождествлять образ Левина с автором нельзя, поскольку он содержит лишь самые общие автобиографические черты.

1 История русской литературьі: В 4 т. - Л.: Наука, 1982. - Т. 3. - С. 831.

Константин Дмитриевич Левин - помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Родовой дом «был целым миром для Левина». Он с гордостью рассуждает об истинном аристократизме, патриотизме своих предков. Теперь же наступает период разорения «дворянских гнезд», и Левин понимает неизбежность этой драмы.

Константин Дмитриевич пытается понять тайну новых общественных отношений, свое место в этих новых условиях и правду жизни. Левин не оторванный от жизни мечтатель. Он трезво смотрит на жизнь, борется за счастье, стараясь найти душевное равновесие.

Примерным укладом для России Левин видит большую и дружную крестьянскую семью, которой до всего есть дело, где все производится самими ее членами. Левин понимает, что западные теории преобразований страны не годны для России. Надо учитывать ее специфику. В крестьянской стране надо заинтересовать работников в труде, тогда они поднимут государство.

Левин мучительно ищет правду жизни, старается обрести душевное равновесие. Близко общаясь с крестьянами, он проникся «мужицкой правдой жизни», бессознательной верой в Бога. Ойисание жизни Левина образует свою сюжетную линию в романе «Анна Каренина», но не вступает в противоречие с общим замыслом и композицией произведения. Душевные терзания Анны и поиски истины Левина - это взаимосвязанные стороны жизни России в пореформенную эпоху, раскрывающие кризис в судьбах людей и пути его преодоления.

Толстой, в этой личности показывает нам самое настоящее столкновение двух внутренних сил. Назовем их: хорошая и плохая. Хорошая, конечно же, стремилась к любви и счастью, а плохая старалась его погубить и убить в нем стремление к счастью. Он выбирал позитивный вариант, и старался направлять все свои усилия в осуществление своей мечты - быть счастливым. Левин много работал и много думал. Время шло и делало свое дело. Он чувствовал, что в глубине его души что-то устанавливалось, усмирялось и укладывалось.

Левин принимает решение полностью изменить свое хозяйство. Он говорит, что будет много работать и сильно стараться, но своего добьется.

Толстой в этом романе показал и сравнил два самых важных чувства присущие человеку. Любовь и ненависть. Любовь испытывал Левин ко всем людям и проблемам окружавшим его в день свадьбы, и чувство ненависти Карениной в момент предсмертных переживаний. Левин никак не хотел принимать Церковь но он очень правильно понимал все основные духовные истины присущие Богу. И чем больше он размышлял и искал ответов, тем ближе он становился к вере и Богу. Левин нашел, и выбрал как раз тот узкий и трудный путь, который ведет ко спасению. Значит, он не застрелится, не уклонится от истиной веры, и обязательно примет в свою жизнь Церковь.

Роман Толстого « Анна Каренина» строится на основе многогеройности (несколько ведущих героев), разносюжетности. Но здесь многоплановость сливается в целое не по эпическому образцу, как это было в романе «Война и мир». Разные индивидуальные судьбы соотносимы по принципу, родственному полифонии (может быть, потому что предметом изображения становится текущая современность, которая была материалом для полифонического романа Достоевского).
Длясюжета «Анны Карениной» характерна драматичность. Здесь есть линейная композиция (завязка, развитие, кульминация, развязка), есть напряжённость сюжета, устремлённость к итогу.
В этом отношении данное произведение наиболее близко европейской романной традиции, которую Толстой обычно оценивает как чуждую. Для сюжета «Анны Карениной» характерно обилие перфектов, необратимых свершённостей (в целом это совершенно не свойственно толстовской прозе): после встречи с Вронским уже нельзя жить, как будто её не было; тем более нельзя повернуть события вспять после их близости; максимальной степени необратимость достигает в последнем трагическом шаге Анны (она опомнилась под колёсами поезда, но было уже поздно).
Символика романа, пророческие знаки, предсказывающие будущее, усиливают драматическую напряжённость, ощущение рокового характера происходящих событий. Начало любви Карениной и Вронского (встреча на железной дороге, сопровождаемая гибелью дорожного работника под колёсами поезда) предсказывает её смерть. Анне снятся пророческие сны о смерти во время родов – и она действительно чуть не умирает.
Милан Кундера в философском романе «Невыносимая лёгкость бытия», размышляя о том, что связь начала и развязки любви Карениной и Вронского слишком литературна, предлагает видеть небуквальность этой соотнесённости. По его мысли, Толстой здесь не подчинён штампам «роковой» истории любви. Чешский писатель, размышляя о том, реалистичен или «литературен» Толстой в этом случае, указывает, что в реальной жизни мы нередко бессознательно сюжетны, литературны: когда выбираем любимого человека именно потому, что в отношениях с ним есть какая-то связная фабула, символичность, намёк на некую осмысленность; когда, собираясь расстаться навсегда, вдруг изменяем намерение, потому что происходит нечто, что кажется продолжением сюжета. У Толстого это действительно есть: повествователь указывает, что выбор способа свести счёты с жизнью был обусловлен подсознательным влиянием прежнего впечатления.
Думается, правильный ответ где-то посередине: идея Божьего суда всё же предполагает действие роковых сил. Но психологическая релятивизация сюжета возвращает нас к более привычному Толстому. И действительно, все остальные сюжетные линии (как и само их обилие, размывающее централизацию сюжета) менее перфектны, в них больше незаконченности и обратимости, и в этом смысле они «более толстовские». Наиболее характерна в этой связи история Левина и Кити (отказ Кити в начале романа оказался обратимым). Хотя и в случае с Левиным есть намёк на жёсткость композиции, роковую предсказанность (в начале романа Константин Левин разговаривает с Кознышевым и его гостем-философом о смерти; позиция брата связывается с проблемой смерти, что и будет потом реализовано в истории Николая Левина), но это скорее смысловое созвучие (как в похожем мотиве повести «Детство»), а не причина и следствие, акция и реакция.
В истории Анны также есть многое, разбивающее «романность» европейского типа: например, две кульминации. Традиционный европейский роман закончился бы в точке первой кульминации, у постели Анны, чуть не умершей во время родов, прощённой мужем, – здесь достигнут нравственный катарсис, вершинная сюжетная точка, случилось важное нравственное обретение. Всего этого вполне достаточно для традиционной романистики. Но у Толстого действие продолжается, катарсис оказывается относительным, Каренин, даже с его прощением, остаётся нелюбимым и неприятным, прощение лишь добавляет неловкость в их отношения…

На умонастроение главного героя романа оказывает большое влияние его старший брат Николай, человек острого ума, тяжело больной, мучительно умирающий. Брат, заставляющий Левина глубоко задуматься не только над «вечными вопросами» жизни и смерти, но и над тем, как найти выход из жестоких общественных противоречий, требовавших «развязки». Левин беседовал с братом о будущем России, о социальной революции, о Парижской коммуне, о коммунизме. Николай Левин был убежден в том, что революция необходима: это, говорил он, «разумно и имеет будущность, как христианство в первые века». Связанный с революционерами (многие называли их тогда нигилистами), Николай Левин осуждал брата за нежелание отказаться от своих привилегий. Так, он высмеял его намерения вести свое хозяйство на артельных началах с крестьянами. Николай прямо говорит ему по этому поводу: «…Тебе хочется оригинальничать, показать, что ты не просто эксплуатируешь мужиков, а с идеею».

Константин Левин страшно обиделся на брата за эти слова. И как это ни тяжело ему, но он должен признать справедливыми, точно выражающими правду жизни слова брата: «…Мужики теперь такие же рабы, какими были прежде». Заботясь об «общем благе», Левин, остающийся помещиком, думает и о своих интересах. На слова его старой экономки Агафьи Михайловны о том, что он чересчур много заботится о мужиках, Левин отвечает: «Я по о них забочусь, а для себя делаю… Мне выгоднее, если мужики лучше работают». По дело тут, разумеется, не в одной выгоде, а и, с детства возникшей у Левина привязанности к деревне и к крестьянам. Как и Толстой, Левин презирает великосветское общество с его лицемерием, честолюбием, условностями, фальшивой моралью. В то же время Левин склонен отрицать всю городскую культуру, всю цивилизацию. Идеалом для него является деревенская жизнь в помещичьей усадьбе. Он хочет только, чтобы эта жизнь была основана на справедливом отношении барина к крестьянину. Левин пытается вести свое «дело» совместно с крестьянами, но наталкивается на их недоверие. Мечтам Левина о «бескровной революции», при которой не пострадали бы интересы ни крестьянина, ни помещика, не суждено было осуществиться.

Как это было и с другими толстовскими героями, искания Левина завершаются тем, что он приходит к религии, но, разумеется, к особенной - не церковной. Левин решает, что ему надо жить, как живет уважаемый народом старый крестьянин Фоканыч. О нем люди говорят, что он «для души живет, бога помнит». В беседе с ним Левину открылся истинный смысл жизни, могущий осветить всю его дальнейшую деятельность.
В критической литературе о Толстом не раз проводилась аналогия между этим финалом духовных исканий Левина и духовным кризисом, пережитым Толстым в конце 70-х - начале 80-х годов, о котором он рассказал в своей «Исповеди». Однако сам Толстой предостерегал против чрезмерного сближения финальных глав романа «Анна Каренина» и «Исповеди». Действительно, мы знаем немало резких и не всегда справедливых отзывов Толстого о современных ему критиках. Но из этого вовсе не следует, что он отвергал литературную и художественную критику, не признавал ее высокого значения. Знакомясь с критическими отзывами на свои произведения, Толстой нередко возмущался, негодовал. Еще только вступая на путь писательства, молодой Толстой стремился определить свои взаимоотношения с критикой. В первую законченную повесть «Детство» он намеревался включить главу «К тем господам критикам, которые захотят принять ее на свой счет». В ней начинающий автор резко осудил поверхностные журнальные статьи с грубыми нападками на «хорошие сочинения» Гоголя и Тютчева, Гончарова и Григоровича. Задача настоящей критики, утверждал Толстой,- «дать понятие о ходе литературном, о значении и достоинствах новых книг». И потому - «критика есть вещь очень серьезная» . В этих словах Толстого - ключ к оценке его собственной литературно-критической деятельности и к пониманию полной драматизма истории сложных взаимоотношений писателя с журнальной критикой его эпохи. Вспомним о том, как была встречена «Война и мир» ее первыми читателями, писателями и критиками - современниками Толстого.

Пользовавшийся тогда расположением Толстого и преклонявшийся перед его талантом Н. Н. Страхов следующим образом обрисовал растерянность читающего общества и журнальной критики, вызванною появлением «Войны и мира»: «Люди, приступавшие к этой книге с предвзятыми взглядами,- с мыслью найти противоречие своей тенденции, или ее подтверждение,- часто недоумевали, не успевали решить, что им делать - негодовать или восторгаться, по все одинаково признавали необыкновенное мастерство загадочного произведения».

В романе «Анна Каренина» уже сильно звучат мотивы, которые предвещали крутой перелом во взглядах писателя, определивший направление и содержание его дальнейшего творчества. Достаточно вспомнить о беседах, которые Константин Левин ведет со своим братом Николаем. Никто яснее Николая не объяснил ему причины жесточайшего кризиса, охватившего пореформенную Россию, и никто более, чем он, не заставил Константина Левина задуматься о будущем страны и народа. Чем туже затягивался узел социальных противоречий, тем более мрачной становилась общественная атмосфера, тем невыносимее был гнет. Характеризуя эту пору русской жизни, Щедрин писал: «Что-то чудовищное представляется мне, как будто весь мир одеревенел. Деревянные времена, деревянные люди».

И в то же время в стране шла крутая ломка всего старого уклада жизни: капитализм расчищал себе дорогу, принося пароду новые мучения.

Левин Константин Дмитриевич — дворянин, помещик. Сильного сложения, широкоплечий, с курчавой бородой. Добрый и упрямый человек с неспокойной совестью. Нравственные и хозяйственные искания приводят его к отрицанию зла цивилизации: городской светской жизни, пореформенных буржуазных преобразований в России и к утверждению добра природы, явленного в деревенской семейной жизни, крестьянском и помещичьем совместном труде. Константин Левин — автобиографический герой. Толстой образовал его фамилию от своего имени «Лев», которое он произносил как Лёв.

В начале романа герой приезжает из деревни в Москву, чтобы просить руки младшей дочери князя Щербацкого, семью которого он знает со студенческих лет. Ее отказ становится для него тяжелым ударом, усиливающим его отдаление от света и побуждающим искать утешения в повседневных деревенских заботах помещика и неистовых хозяйственных проектах. Дорожа своим аристократическим происхождением, настаивая на необходимости для дворян созидательных трудов по приумножению своего имущества и доходов, негодуя на беспечных и проматывающих состояние аристократов, Константин Левин в романе «Анна Каренина» ощущает себя частью народа и бывает счастлив, когда имеет возможность удостовериться в этом, как, например, на покосе, где, работая, он упивается энергией коллективной деятельности и полной самоотдачей общему делу.

Левин убежден во вредности привнесенных с Запада, прежде всего из Англии, буржуазных форм хозяйствования, негативно сказывающихся на жизни крестьянина. Это относится к фабричному производству, сети банков и бирж, к новой форме коммуникаций — железной дороге. С точки зрения героя, все эти экономические установления — помехи в развитии крестьянских хозяйств, виновные в кризисе аграрной сферы производства. Помимо западных нововведений, неудовольствие и протест Константина Дмитриевича вызывают также земские учреждения: мировой суд, больницы, школы. Он не видит толку в просвещении крестьян, которое только усложняет их жизнь и мешает им работать как следует. Константин Левин в романе «Анна Каренина» полагает, что нужно полнее учитывать национальное своеобразие русского крестьянства, которое заключается в призвании заселять и обрабатывать огромные незанятые пространства с помощью традиционных и в своей традиционности ставших естественными способов хозяйствования. Приоритетом в крестьянском хозяйствовании герою видится личная, собственническая заинтересованность крестьян. Предоставляя крестьянам пай в предприятии, перераспределяя собственность, можно добиться, считает Левин, увеличения доходов и крестьян, и помещиков.

Практические инициативы Константина Дмитриевича встречают весьма умеренный интерес крестьян в Покровском, любящих своего барина, но не доверяющих ему до конца как помещику и желающих работать так, как им удобно. Константин Левин не теряет надежды перебороть их глухое нежелание улучшить хозяйство, уговаривает, добивается уступок и надеется на лучшее. Он пишет экономический трактат, в котором излагает свои взгляды, вдохновляясь мечтой о «величайшей бескровной революции», начинающейся в его замыслах локальным поместным экспериментом.

Свою позицию он проверяет и укрепляет в спорах с гостящими у него братьями Сергеем Ивановичем Кознышевым и Николаем — несносным, неизлечимо больным человеком, а также с предводителем дворянства Николаем Ивановичем Свияжским, искушенным в сложных и безрезультатных полемиках. Брат Николай уличает проекты Левина в близости коммунистическим утопиям. Кознышев и Свияжский заставляют его осознать свою недостаточную образованность. Эти обстоятельства побуждают Константина Левина отправиться за границу для учебы.

Но в момент полной захваченности его хозяйством автор возвращает своего героя на путь любви и к вопросу о семье. Константин Дмитриевич навещает в соседней деревне Ергушево, принадлежащей Облонским, Долли, приехавшую на лето с детьми. Беседа с ней о Кити бередит рану Константина Левина. Он уверяется в невосполнимой утрате, а потому намерен погрузиться в хозяйственные занятия и даже всерьез относится к мысли о женитьбе на крестьянке — мысли, которую ранее отверг. Но, случайно встретив Кити на дороге, когда она едет к сестре, вернувшись после лечения, Левин приходит, в восторг, забывает свою недавнюю программу семейного опрощения и осознает, что только с ней он может быть счастлив. Момент озарения героя изображен Толстым в соотнесении с меняющимся обликом неба: перламутровая раковина превращается в «ровный, расстилающийся по целой половине неба, ковер все умельчающихся и умельчающихся барашков».

По приезде из-за границы Константин Левин встречается с Кити у Облонских. Они понимают друг друга меньше чем с полуслова, объясняясь с помощью игры в secretaire — угадывая слова по начальным буквам. Симпатическая близость превращается в этот момент в телепатическую проницательность. Левин прощает Кити и на следующий день обручается с ней. Простив и сам желая быть прощенным, этот герой романа «Анна Каренина» показывает невесте свой дневник — свидетельство «неневинности и неверия». Его неверие ее не смущает, а «неневинность» оскорбляет и ужасает. Она находит в себе силы простить жениха, желающего стать перед нею таким образом совершенно открытым, но этого оказывается недостаточно. От опьяненного счастливого состояния Левин переходит внезапно к отчаянию и, обуреваемый сомнением в своей способности сделать Кити счастливой, предлагает расторгнуть помолвку. Ей, проникшейся сочувствием и пониманием к болезненным пределам нравственных исканий своего жениха, удается успокоить его.

Исповедь перед венчанием обостряет для Левина вопрос о вере и смысле жизни, и, счастливый, он обязуется перед самим собой позднее основательно продумать этот вопрос. Обвенчавшись, Левин и Кити уезжают в деревню. Семейная жизнь их складывается нелегко. Они медленно и трудно привыкают друг к другу, то и дело ссорясь по мелочам. Смерть брата Николая, у одра которого Левин и Кити проводят несколько дней, придает новую меру серьезности их отношениям. Вид брата наполняет душу Константина Левина гадливостью, ужасом перед непостижимой тайной конечности человека, а уход Николая повергает его в оцепенение. Только беременность жены, о которой объявляет доктор, отвлекает его внимание от сосредоточенности на «ничто», возвращает к жизни. Изображением близости жизни и смерти затронута важнейшая проблема романа — вопрос о границах бытия и небытия. Супруги возвращаются в Покровское дожидаться времени родов. Идиллическое пребывание там в окружении родственников и друзей: Щербацких, Облонских, Кознышева, Вареньки — для Левина омрачается только вспышкой ревности к жизнерадостному Васеньке Весловскому — его гостю, вздумавшему флиртовать с Кити. Левин попросту выгоняет его.

Приходит время родов, и супруги перебираются в Москву. Они стараются занять свое время, отвыкнув от столично-светской жизни. Константин Дмитриевич особенно сближается здесь со своим бывшим товарищем по университету, теперь профессором, Федором Васильевичем Катавасовым — ученым-позитивистом, с которым он часто спорит о смысле жизни. Рождение сына Дмитрия потрясает героя вновь открывшейся ему тайной гранью бытия и небытия, как и во время смерти брата. Левин неправильно понимает слово доктора «кончается» во время родов Кити. Доктор имеет ввиду окончание родов, а Левину слышится смертный приговор жене. Он огорчен тем, что к своему сыну он не испытывает любви, а только гадливость и жалость. Вопрос о вере, о поиске своего места в жизни встает перед героем в полный рост. Вернувшись в деревню с женой и сыном, Константин начинает основательно продумывать проблему.

Он разочаровывается во всех известных ему философских и богословских мировоззрениях, отчаивается и подумывает о самоубийстве, однако постепенно приходит к выводу, что искомое им знание добра является врожденным и постольку непознаваемым. Левин считает, что в мучительной бесплодности его исканий повинен разум, который из «гордости» и «плутовства» заставляет его искать ответы на неразрешимые вопросы, провоцирует уныние и отчаяние. Это заключение приводит героя к отрицанию прав разума решать вопрос о смысле жизни и к утверждению законов любви и совести, данных человеку с рождения.

Охваченного энтузиазмом Левина ненадолго отвлекают приехавшие в Покровское Катавасов и Кознышев, сочувствующие начавшемуся движению добровольцев сербской войны. Старый князь Щербацкий и Левин высказываются в споре с ними против национально-конфессиональных спекуляций. Константин Дмитриевич видит в аргументации Катавасова и Кознышева ту самую «гордость разума», которая чуть было не довела его до самоубийства, и еще раз убеждается в своей правоте.

Роман «Анна Каренина» Толстого завершается лирической сценой грозы и восторженно дидактическим монологом Левина. Герой, испытав страх за Кити и Дмитрия, захваченных короткой летней грозой врасплох, радостно начинает чувствовать долгожданную любовь к сыну, которая тотчас же находит ответ у ребенка: мальчик начинает узнавать своих. Это обстоятельство придает интонации финального монолога героя почти одическое звучание. Левин радуется своей открытости добру, любви к ближним и миру. Его слова кажутся, по замечанию В. В. Набокова, «скорее дневниковой записью самого Толстого». Так завершается «обращение» героя.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то