Конспект урока и презентация «Великие открытия и достижения XIX века. Сценарий бала в стиле XIX века «Императорский благотворительный бал Игра в фанты

Конспект урока истории в 8 классе.

Учителя: Денисенко Г.В., учитель истории, Рыжкова Т.Г., учитель физики.

Тема : Великие открытия и достижения XIX века.

Цель урока: обобщить знания учащихся о важнейших открытиях и достижениях XIX века.

Задачи урока :

    Интегрировать понимание учащихся связей между модернизацией жизни общества и изменениями в его духовной жизни.

    Изучить общие тенденции развития науки, искусства, влияния технического прогресса на жизнь и сознание людей.

    Развитие познавательной активности учащихся через межпредметные связи.

Форма урока : интегрированный (история – физика)

Оборудование: модель поршня двигателя внутреннего сгорания; эбонитовая палочка и бумага; муз. центр и муз. фрагменты Клод Дебюсси «Лунный свет на террасе», Эдвард Григ «Вечер в горах», Рихард Вагнер «Романс Вольфрама из оперы «Тангейзер», Людвиг ванн Бетховен «К Элизе»; мультимедийная презентация «Великие открытия и достижения XIX века»; раздаточный материал по данной теме урока.

План:

    Вступительное слово учителя.

    Целеполагание урока .

    Практическое задание.

    Анализ систематизации, проведенной учащимися и медиа – презентация.

    Практическая демонстрация.

    Практическая демонстрация.

    Духовное наследие XIX века.

    Итог урока.

    Домашнее задание.

На доске написан эпиграф :

И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ, УЖЕ СБЫЛОСЬ,
И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ”.

Леонид Мартынов.

    Вступительное слово учителя :

XIX век представляет собой совершенно особый период всемирной истории. Именно он столкнул Запад и Восток. Именно в этот век, пока еще несовершенные, с нашей точки зрения, машины взорвали размеренную жизнь людей. Великие изобретения XIX века превратили Европу в небольшое пространство, насыщенное железными дорогами, оснащенное телеграфной и быстрой почтовой связью. Прошлые века, полные героики, изысканных манер и религиозного экстаза, ушли безвозвратно, расчистив место налогам и бюджетам, тарифам и акцизам, биржам и аукционам. Религией стала технология. В этот век капитализм вырос до монополий. Тогда же выяснилось, что время от времени хозяйство сотрясают кризисы перепроизводства. Если в прежние времена жизнь внука не намного отличалась от жизни деда, то в XIX веке лавина изобретений и открытий обрушивается на человечество столь стремительно, что внуки и деды часто уже не понимали друг друга. Менялся лик Земли. Рушились традиции. Перестраивался уклад жизни и человеческие взаимоотношения. XIX век стал веком утверждения и расцвета индустриальной цивилизации.

    Целеполагание урока .

Сегодня на уроке обобщим и углубим наши знания о великих открытиях и достижениях XIX века. Сегодня на уроке предстоит и практическая работа, в ходе которой вы, ребята, продемонстрируете свои знания по изученным темам физики: механики и электростатике.

3. Практическое задание.

Первое практическое задание мы назвали « Эрудит ». Перед вами на доске области изобретений и открытий XIX века. А в «корзине» россыпь изобретений и открытий XIX века. Ваша задача – распределить их по областям науки и техники. (Приложение 1 )

Новые источники энергии

Средства связи

Транспорт

Машиностроение

Биология и медицина

Музыка

«Ах, мода, мода!»

Фотография – новый вид искусства

Открытия в точных науках

Военная техника

    Анализ систематизации, проведенной учащимися и медиа - презентация

Давайте проверим, насколько вы, ребята, точно справились с заданием. А при помощи учебной презентации углубим наши знания в некоторых вопросах изобретений и открытий, сделанных в XIX веке. ( Приложение 2. Мультимедиа презентация )

    Практическая демонстрация .

Перед вами модель двигателя внутреннего сгорания. Именно француз Бо де Роше предложил схему 4-тактного цикла. Опираясь на полученные знания по физике, расскажите принцип работы двигателя внутреннего сгорания. (Оценивает правильность ответа учитель физики )

    Практическая демонстрация.

- В каждую историческую эпоху люди считали, будто живут в особенное время. Историческое время неповторимо и уникально. И все-таки, XIX век поистине необычен! Взгляните, сколько открытий и изобретений он оставил Будущему! Исследователи называют это время “поколением Гениев”. Одним из таких гениальных изобретений является – открытие электричества.

    Духовное наследие XIX века.

Несомненно, XIX век был творцом. Сколько талантливых людей подарил он истории! Мир замирал в восхищении не только от гениальности изобретательской мысли человека, но от того, что рядом звучала удивительная музыка. Покоряли век индустриальный великие композиторы. Сколько шедевров той эпохи стали мировой классикой!

( Приложение 2. Мультимедиа презентация )

Какая музыка была, какая музыка звучала!

Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала.

Страданья вылечить страданьем, а душу греть добром .

Вслушайтесь в эти звуки музыки. Звуки, потрясшие XIX век, музыка ставшая вечностью.

муз. фрагменты

    Итог урока.

Как вы думаете, ребята, что полезного для себя вы взяли с урока?

Заглядывая далеко вперед, лучшие умы XIX века верили, что будущее – за духовно богатым человеком. За человеком, способным сделать свою жизнь прекрасной. За человеком, испытывающим неутолимую потребность в знаниях, доброте, красоте. И завершить урок хотелось бы словами, с которых мы начали урок:

«И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ - УЖЕ СБЫЛОСЬ. И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ».

    Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся вопрос: “ЧТО ИЗ XIX ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ СЛЕДУЕТ ВЗЯТЬ С СОБОЙ В 3-е ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ?” или задание: выпуск газеты « XIX век будущем векам» .

П Р И Л О Ж Е Н И Е.

Открытия и изобретения XIX века.

1800 г. Итальянец Алесандро Вольта изобретает источник постоянного тока.
Француз Никола Апперт создал первые консервы.
Джеймс Максвелл и Генрих Герц разработали теорию радиоволн.
Уильям Гершель открыл инфракрасные лучи.

1804 г. Англичанин Ричард Тревитик создал 1-й паровоз.

1808 г. Джордарки Купаранто выпрыгнул из горящего воздушного шара и остался жив. Парашют спас его жизнь.

1816 г. 1-й стетоскоп.

1821 г. 1-й электродвигатель Майкла Фаррадея.

1822 г. Француз Ж. -Н. Ньепс впервые получает фотоизображение.

1823 г. Чарльз Беббидж изобрел счетную машинку.
Англичанин Маккинтош изобрел непромокаемый плащ

1825 г. 1-я пассажирская ж\д в Англии (маршрут Стокгольм-Дарлингтон).

1827 г. Англичанин Джон Уолкер изобрел самозажигающиеся спички.

1829 г. Брайль создал выпуклый шрифт для слепых.

1831 г. М. Фаррадей создал 1-ю динамомашину.

1834 г. Изобретение молотилки.

1837 г. Англичане Крок и Уитсон изобрели электромагнитный телеграф.
Исаак Питман разработал основы стенографии.

1842 г. Американец Кроуфорд Лонг применил эфир для обезболивания.

1845 г. 1-й стиральный порошок.

1846 г. 1-я анестезия в хирургической операции.

1851 г. Создан офтальмоскоп для проверки зрения.
Швейная машинка Зингера.

1854 г. 1-й безопасный лифт с автоматическим тормозом Элиша Отиса.

1856 г. Луи Пастер открывает микробы.
Бессемеровский процесс - массовое производство стали.
Безопасные спички изобрел Джон Лундстрем.

1859 г. Англичанин Чарльз Дарвин обнародует свою теорию эволюции.
1-ю нефтяную скважину пробурил Эдвин Дрейк в Пенсильвании.

1860 г. 1-й железобетон.

1861 г. 1-я цветная фотография.

1863 г. Применен процесс пастеризации для уничтожения микробов.
1-я подземная ж\д в Англии.

1864 г. В Женеве основано общество Красного Креста для оказания помощи раненым солдатам.

1866 г. Работа богемского ботаника Менделя о механизме наследственности.

1867 г. 1-я печатная машинка Кристофера Скопса, Карла Глиддена и Сю Сулье.

1869 г. Открыт Суэцкий канал.

1870 г. Американец Томас Эдисон изобрел электрическую лампочку.
Получен 1-й синтетический материал – целлулоид.

1873 г. Изобретение сноповязалки и жатки.

1876 г. 1-й телефон Александра Белла.

1877 г. Американец Томас Эдисон изобретает граммофон.
Он же записывает 1-ю грампластинку.

1879 г. 1-я электростанция в Сан-Франциско.
1-й электропоезд (Берлин).

1880 г. 1-е электроосвещение (США).

1880 г. 1-е электрические лифты (США).

1883 г. 1-й небоскреб в Чикаго построен Уильямом Дженки - 10 этажей.

1885 г. Немцы Г. Даймлер и Бенц создают 1-й автомобиль.
Луи Пастер сделал 1-ю прививку

1887 г. Изобретены контактные линзы.
Эйфелева башня в Париже.

1888 г. Генрих Герц открывает радиоволны
Фирма “Истман-Кодак” выпустила 1-й портативный фотоаппарат.
Шотландский хирург Джон Данклоп изобрел пневматическую шину для автомобиля.

1890 г. 1-й эскалатор американцев Джорджа Уиллера и Джесса Рено.
1-я кинокамера – кинетофон Томаса Эдисона.

1891 г. Американец Джатсон Уайткоум сконструировал новый вид застегивания одежды – “молнию”.

1895 г. Русский и итальянский изобретатели Попов и Маркони изобрели радио.
Братья Люмьер открыли в Париже 1-й кинотеатр с экраном “Синематограф” Рентген открыл невидимые лучи.

1896 г. 1-е современные Олимпийские игры.

1897 г. Впервые стали употреблять замороженное мясо.
1-е хирургическое вмешательство для лечения бьющегося сердца.

1898 г. 1-е доказательство, что комары переносят малярию.
Французские ученые Пьер и Мария Кюри изучают радиоактивность и открывают радий.
Дирижабль Цеппелина.

1899 г. 1-й аспирин для снятия боли.

, Внеклассная работа , МХК и ИЗО

Под звуки вальса (композитор М.Глинка) девочки вальсируют по сцене.

Выходят ведущие (Пушкин А.С., Гончарова Н.Н.)

Пушкин А.С.:

– О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог-изобретатель…

(Звучит отрывок вальса.)

Гончарова Н.Н.: Сколько известных людей присутствует на нашем балу. О, граф Третьяков Павел Михайлович со своей спутницей, графиней Софьей Александровной Засекиной.

Третьяков П.М.: Посмотрите, Софья Александровна, приобрел несколько картин в свою коллекцию. Полотна Айвазовского, Репина, Поленова, Васнецова, Шишкина. Планирую в скором времени открыть галерею. А какие у Вас успехи в области искусства? Слышал, Вы знатная мастерица по бисерной вышивке.

Засекина С.А.: Ну что Вы, Павел Михайлович! Это рукоделие так нынче модно. Посмотрите сами – сумочки, кисеты, вот недавно столешницу бисером вышила. Очень увлекает. Наталья Николаевна. Позвольте преподнести вам в знак почтения этот бисерный гарнитур.

(Дарит украшения и отходят на задний план сцены.)

Пушкин А.С.: Господа, хочу представить вам человек, которому подвластны семь нот. С удовольствием слушаю его вальсы, особенно люблю романсы на мои стихи.

(Звучит отрывок из романса “Я помню чудное мгновенье…”)

Глинка: Александр Сергеевич, хочу представить Вам молодого поэта Нестора Васильевича Кукольника.

Кукольник: Михаил Иванович, как Вам мое новое стихотворение “Жаворонок”?

Глинка: Замечательно! Я уже сочинил на эти стихи песню и дарю ее всем гостям этого бала.

В исполнении вокальной группы звучит песня “Жаворонок”. Герои уходят на задний план сцены.

Пушкин А.С.: О, кого я вижу: Василий Осипович Ключевский и Николай Михайлович Карамзин.

(Подходят действующие лица.)

Ключевский В.О.: Добрый вечер, уважаемый Николай Михайлович! Как продвигается ваша работа?

Карамзин Н.М.: И вам добрый вечер! Пишу батенька.

Ключевский В.О.: И что же пишите?

Карамзин Н.М: Пишу я о том как доблестная русская армия выбила неприятеля из России, а потом и всю Европу освободила от узурпатора Наполеона.

Ключевский В.О.: А что еще заслуживает внимания?

Карамзин Н.М: Народ русский хотел царя с престола скинуть, но прочно держится трон императора, сильна власть Николая. Расправились мы с бунтовщиками: кого в солдаты, кого на виселицу, а кого в Сибирь на каторгу.

А вы говорят “Курс русской истории” пишите?

Ключевский В.О.: Стараюсь. Хочу оставить потомкам подлинную историю государства Российского.

Карамзин Н.М.: Какие события были важные?

Ключевский В.О.: О, вторая половина XIX века полна событий.

Карамзин Н.М.: Нетерпится узнать!

Ключевский В.О. Крымская война, где Россия потерпела позорнейшее поражение, Царь Александр II решился дать волю народу русскому, освободив их от крепостной неволи, народовольцы убили Александра-освободителя, победа России в русско-турецкой войне, где русская армия освободила народы балканского полуострова от османского владычества.

Карамзин Н.М.: Непременно заканчивайте свою работу, чтобы память о героическом прошлом народа русского сохранилась в веках.

(Под звуки вальса девочки вальсируют по сцене, а герои уходят на задний план сцены.)

Пушкин А.С.: А вот вижу на балу нашем двух изобретателей, которые ведут о чем-то спор.

Попов: Уважаемый Павел Львович, Вы из Китая недавно возвратились. Какое впечатление на Вас произвела страна?

Шиллинг: Удивительная страна, Александр Степанович. Больше всего потрясло умение китайских предсказателей угадывать будущее с помощью шести линий двух типов: прерывной и непрерывной. И знаете, что подумалось, если с помощью этих линий возможно предать всю судьбу человека, то уж для передачи алфавита их тем более хватит!

Попов: Павел Львович. Так вы соединили восточную мудрость, немецкую практичность и русскую смекалку. А в результате наша страна получила электромагнитный телеграф!

Шиллинг: А над чем Вы работаете, Александр Степанович?

Попов: Над созданием радиоприемника и системой радиосвязи. Изобретаемый мною аппарат будет способен принимать на расстоянии без проводов электромагнитные сигналы различной длительности.

Шиллинг: Любопытно-любопытно. Александр Степанович….а представим себе, что потомки в честь вашего изобретения будут праздновать праздник, скажем – День Радио.

Попов: Да уж. Ну тогда пусть празднуют его весной, в мае, числа седьмого, когда тепло, солнышко светит, птички поют. Да что там птички – душа поет! Ох, да Вы, Шиллинг не только изобретатель, но и мечтатель….

Шиллинг: Господин Попов, пойдемте-ка, помечтаем вон за тем столиком…

Уходят на задний план сцены. Звучит вальс. Пушкин с Гончаровой танцуют вальс. Наталья Николаевна подворачивает ногу, лакеи подают стул на который она садится.

Пушкин: Не беспокойтесь, Наталья Николаевна. На нашем балу присутствует знаменитый врач Пирогов Николай Иванович. А вот и он.

(Подходит Пирогов Н.И.)

Пирогов: Что случилось?

Пушкин: Наталья Николаевна вальсируя подвернула ногу.

Пирогов (осматривает ногу): Ничего страшного, просто легкий вывих. Моих изобретений здесь не понадобится.

Гончарова: Благодарю Вас. А о каких изобретениях идет речь?

Пирогов: В худшем случае я применил бы эфирный наркоз и наложил гипсовую повязку.

Под звуки вальса все уходят со сцены. На сцене остается Пушкин А.С.

Пушкин А.С. На нашем балу не принято скучать. Ого, какая важная гостья сегодня присутствует здесь.

Подходит к директору школы и приглашает ее на вальс. Танцуют вальс.

Пушкин: Сударыня, а что Вы интересного скажете нашим гостям?

(Директор школы говорит об открытии проектно-ролевой игры и зачитывает план проектной недели.)

Пушкин: Любимым занятием на балах в XIX веке была игра в фанты. Давайте и мы сегодня немного поиграем.

Проводят Пушкин А.С. и Гончарова Н.Н. игру со зрителями. За правильный ответ получают зрители фант. Правильные ответы сопровождаются мультимедийной презентацией.

Пушкин: На этом наш бал окончен, но впереди нас ждут увлекательное путешествие по XIX веку. Сохраните свои фанты, они пригодятся вам, когда будут подводить итоги. До свидания.

Игра в фанты.

  1. Как называли 19 век в литературных кругах?
    (Золотой век.)
  2. Какой праздник отмечали в нашей стране 7 мая?
    (День радио.)
  3. В каком городе находится Третьяковская галерея?
    (В Москве.)
  4. Какой композитор написал музыку к стихам А.С.Пушкина “Я помню чудное мгновенье”?
    (М.И.Глинка.)
  5. В какой войне Россия потерпела поражение?
    (Крымская война.)
  6. За какое стихотворение М.Ю.Лермонтов был отправлен впервые в ссылку?
    (На смерть поэта.)
  7. На стихи какого поэта был написан романс “Жаворонок”?
    (Н.В.Кукольник.)
  8. О каком восстании говорит Карамзин Н.М.?
    (Восстание декабристов.)
  9. Кто изобрел телеграф?
    (Шиллинг П.Л.)
  10. Модное занятие дам из высшего света в 19 веке?
    (Бисероплетение.)
  11. Каким народам Россия принесла свободу в русско-турецкой войне?
    (Народам Балканского полуострова.)
  12. О каких изобретениях говорит врач Пирогов на балу?
    (Эфирный наркоз и гипсовая повязка.)

ГОСУДАРИ-ИМПЕРАТОРЫ

На сцену друг за другом выезжают три трона, на них исполнители в образах государей-императоров.

1-АЯ: Императрица Екатерина!

Повелеваю правила о балах, написанные мною собственноручно, соблюдать неукоснительно, а именно:

В собрание отправляясь, оставить все чины вне дверей, равномерно, как и шляпы, а наипаче шпаги. Спесь тоже у дверей оставить.

Сама люблю и шутки, и переодевания, и ряженых, и танцы модные.

2-ОЙ: Император Павел!

Запрещаю употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспрещаю также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции следить за исполнением указа строжайшим образом!

3-ИЙ: Император Александр!

Платья французского покроя носить разрешается. Повелеваю балы-маскарады в Зимнем Дворце для желающих сделать доступными. Модные танцы и можно, и нужно.

На вершине лестницы – Ц-р.

Ц: Бал-маскарад, господа! Маски можно купить у входа! Танцуем галоп! Музыка!

Государи-императоры прикрывают лица масками на палочках. Троны уезжают в кулисы.

Исполняется ГАЛОП. Все танцоры – в масках, костюмах (в крайнем случае можно обойтись наличием полумасок). По окончании танца – поклон, и все замирают. Застывшая картина бала.

ФАНТАЗИИ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА МОДЫ


Фантастическая музыка и свет.


Появляются плащ и корона Ее Величества Моды.

И с ними вслед одна другой

Мелькают ветреные моды

Разнообразной чередой…

Взгляните на мой волшебный плащ, господа! Он хранит память обо всех моих увлечениях, фантазиях и причудах…

Край плаща Моды взмывает вверх (он был заранее прикреплен невидимыми лесками к штанкету), и плащ превращается в экран, на который проецируются слайды. Или демонстрируется видеоряд.

… В эпоху рококо я придумала изумительные дамские прически – целые натюрморты из цветов, лент, перьев. И даже лодки с высокими парусами, ветряные мельницы, мосты и садовая архитектура украшали женские головки. Бедняжки! Представляете, как сложно им было все это удерживать во время танцев?!

Когда модники и модницы по моей прихоти стали пудрить свои волосы, они тратили на это по 2-3 часа в сутки.

На бал надевали платье с обтягивающим фигуру корсажем, большим декольте и необычайно широкой юбкой.

Мужская мода приспосабливалась к капризам женской. Она делала фигуру причудливой и даже женоподобной. Фалды камзола напоминали юбку на обручах.

Наконец я решила упразднить камзол и сделала мужчинам царский подарок – я подарила им фрак! Фрак, который стал основой мужской одежды в 19 веке.

А танцы? Танцами я поражала мир всегда! В 19 веке у меня новые фавориты! Знакомьтесь!...

Конец плаща опускается. Полный свет на сцене.

ТАНЦЫ. ВЕК 19.

МОДА: Самый скандальный и самый любимый, конечно же, вальс! Он родился в Австрии. Сегодня ему более двухсот лет, но никому и в голову не придет назвать Вальс стариком.

Из-под плаща Моды появляется исполнитель в образе Вальса, далее прием повторяется. Вместе с Вальсом появляется Маэстро Шлягер, на нем элегантный черный блестящий фрак. В течение представления М.Ш. постоянно меняет костюмы, преображается, в то время как Церемониймейстер и Танцмейстер остаются без изменений.

М.Ш.: Вальс! Огненный и нежный, он прожил жизнь, полную приключений, познал горечь запретов и головокружительную популярность. Подобно струе свежего воздуха ворвался Вальс в аристократические салоны с их жеманными, вычурными танцами! Боже мой, его называли даже неблагопристойным!

Т: Как это возможно: обхватить даму за талию и кружить ее по залу!

М.Ш.: И все-таки он покорил весь мир! Вальс танцевали медленный и быстрый, в пять па, вальс-миньон, двух-шаговый русский вальс, но самый любимый вальс – на три па. Раз-два-три! Раз-два-три!...

Вальс и М.Ш. танцуют.

МОДА: Кадриль! Модница и фантазерка!

Т: Фигуры кадрили танцевали парами vis-a-vis, и именовались фигуры вначале по названию модных песенок, под которые исполнялись. Потом стали называться просто – «первая фигура», «вторая», «третья»…

М.Ш.: Кадриль невозможно представить без своего верного спутника – Галопа!

МОДА: Галоп! По происхождению – венгр. Однако, им была увлечена вся Европа!

Т: В России галопом начиналась и заканчивалась шестая – т.е. последняя и главная! – фигура кадрили. В галопе все пары объединялись по распоряжению Ц-ра в разнообразные «круги», «звезды», «гирлянды». Это было очень увлекательно и живо!

МОДА: Полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!

М.Ш.: Она не знает, что такое плохое настроение или жеманная медлительность. И хотя в России на великосветские балы Польку допускали неохотно, студенты, гимназисты и дети танцевали ее с восторгом!

МОДА: Мазурка! А вот мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал!

М.Ш.: Разумеется! Мазурка – супер-шлягер своего времени! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры –показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!...

МОДА: …Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком!

Исполняется МАЗУРКА.


После танца на сцене Танцмейстер и Церемониймейстер.

Ц: Вы слышали, какой роскошный бал был вчера в Дворянском Собрании?

Т: Я не перестаю удивляться этой загадочной стране. Казалось, недавно учились кланяться, не то что танцевать, а нынче танцуют в каждом доме. И как танцуют! Хорошо! Отлично танцуют!

Ц: Не удивительно! Как с петровских времен повелось – так и по сей день: танец – обязательный предмет в любой школе, любом пансионе, гимназии.

Ц: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!

Детский танцевальный коллектив исполняет веселую ПОЛЬКУ.


УРОК ТАНЦА И ХОРОШИХ МАНЕР

Ц: Девицы! Получив за раз приглашения на несколько кадрилей, вы должны запомнить своих кавалеров, чтобы не причинить никому неудовольствия и не сделаться героиней скандала. Во избежание подобных неприятностей, должно запасаться для бала маленькими агендами, в которых вписываются имена и очереди танцоров.

Ц. Протягивает девушке маленькую книжечку. Та с поклоном принимает ее.

Следующая пара.

Ц: Сударыня! Будьте так любезны, прочтите, пожалуйста, порядок кадрилей на вашей агенде.

Девушка читает: Первая кадриль – князь Николай Бегичев, вторая кадриль – граф Толь, третья кадриль – князь …

Ц: Довольно, довольно, сударыня! Хорошо! Я попросил прочесть исключительно ради нашего урока. Надеюсь вы понимаете, что светские девушки не станут хвастаться друг перед другом своими агендами, ибо это есть доказательство дурного тона.

Необходимо также помнить, что, отказав одному танцору, девица не имеет права участвовать в том же танце с другим кавалером: такой поступок обнаруживает также кокетство дурного тона и может иметь самые плачевные последствия. Не раз мы видели и кровавую развязку. Продолжим урок…

Неожиданно появляется М.Ш. в маскарадной полумаске и с огромным веером.

М.Ш.: Милые девушки! Послушайте опытного человека! Чтобы не доводить дело до дуэли, советую вам обратить внимание на последнюю выдумку Моды. Вот она – коробочка с мушками. Вы еще не научились читать по мушкам?

М.Ш. подходит к девушке, открывает коробочку – и она одну за другой прилепляет новые мушки (в соответствии с тем, что он говорит).

…Новые мушки модница налепляет сообразно с обстоятельствами, потом что мушки дают возможность говорить молча. Звездочка на середине лба – величественная, на виске у самого глаза – страстная, на носу – наглая, на верхней губе – кокетливая, у правого глаза – тиран, крошечная на подбородке – «люблю, да не вижу», на щеке – согласие, под носом – разлука…

Девушка закрывает лицо веером.

Правильно! От чужих взглядов должна закрыть лицо веером.

Мушка – тайный знак лишь одному. А веер? Видите, как я его раскрыл? О! Это тоже особый, полный тайных знаков язык.

Энергично обмахиваясь веером, М.Ш. удаляется.

Т.: Не отвлекайтесь! Что там такое?!

Ц: Девицы, запомните: слишком смелое и фамильярное обращение с мужчинами чрезвычайно безобразит всякую девушку!

ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ


Звучит романтическая музыка вальса.


Появляется Маэстро Шлягер в белоснежном костюме.


Солист музыкального театра исполняет старинный романс.


Один на выбор:


«Я встретил вас» – ст. Ф.Тютчева, муз.ред. И.Козловского


«Я помню чудное мгновенье» – ст. А.Пушкина, муз. М.Глинки


«Я помню вальса звук прелестный». – ст. и муз. Н.Листова

Ц.: Вальс, господа! Вальс!

Музыка звучит в полную силу. Маэстро кружится в вальсе, останавливаясь перед девушкой, кланяется ей. Выводит девушку в центр сцены. Начинается вальс. Вначале танцует одна пара. Потом, друг за другом, к ним присоединяются и другие. Исполняется большой, красивый, романтический

ВАЛЬС. Вальс – объяснение в любви.

На заднике сцены возникают тени танцующих людей (используется эффект театра теней).



II Отделение XX ВЕК


Занавес закрыт.


Звучит музыка в современных ритмах. Занавес разлетается в разные стороны. Из разных кулис появляются Маэстро Шлягер (он в модном костюма XX века) и танцмейстер (он в прежнем своем костюме).


Церемониймейстер спускается по лестнице (он тоже в прежнем костюме).

Ц: Как стремительно бежит время! Вот уже и XX век спешит к финишу!

Т: И все вокруг бегут, бояться опоздать, не успеть, отстать! Отстать от жизни, от моды, от времени!

М.Ш.: А время – оно все-таки неумолимо убегает вперед! Время потрясающих открытий и новых ритмов, время новой моды!

Ц: Встречайте: Ее Величество Мода!

Звучит фантастическая музыка. Меняется свет.


Появляются корона и плащ Моды.

МОДА: В XX веке я совершила революцию – я открыла женщинам ноги! Да, я не раз удивляла мир своими фантазиями и раньше, но открытые ноги женщин – это был шок! Это, действительно, было подобно революционному перевороту!

Женщина XX века – это женщина-мальчик. Короткая юбка и короткие волосы. Эта женщина занимается спортом, овладевает незнакомыми профессиями, страстно танцует новые танцы. Знакомьтесь: вот они!

Из-под плаща Моды появляются, исполняют несколько движений и замирают каждый в своей позе исполнители в образах популярных танцев.

В XX веке я привезла в Россию целую группу потрясающих парней:

– Фокстрот!

– Чарльстон!

– Буги-Вуги!

– Рок-н-ролл!

И жизнерадостных, ярких, веселых латиноамериканских девушек:

– Англичанин Шейк!

И наконец, имею честь представить танец особый – страстный, вызывающий, яркий. В Европу он попал из Южной Америки, хотя происхождение его до сих пор овеяно тайной. Мы знаем несколько вариантов этого удивительного танца – испанский, цыганский, креольский, аргентинский. Вы догадались? Конечно же это

Танго, господа!

Исполняется ТАНГО. М.Ш. выступает в роли партнера.


ТАНЦПЛОЩАДКА.

На сцене Т. и Ц.

Ц.: Да, популярность танцев XX века сложно преувеличить!

«Твист и чарльстон!

Вы заполнили шар земной!» – написал поэт.

И это, действительно было так.

«Твистовал» весь мир. Словно кто-то бросил клич:

«Стиляги всех стран, объединяйтесь!»

Т.: И они объединились! Они надели немыслимых цветов галстуки, узкие брючки-дудочки, длинноносые туфли, черные очки, девушки сделали начес … и?!

Ц.: И «на танцы!»

Конечно же; на танцы! Они были настоящими фанатами танцплощадки! Пожалуй, так же, как танцплощадку они любили только Элвиса Пресли и «Битлз». Не верите?.. Спросите своих бабушек и дедушек – ведь это они те самые стиляги. Они знакомились, влюблялись, ревновали, расставались на танцплощадке.

Т. (напевает):

… Стоят девчонки, стоят в сторонке,

Платочки в руках теребят,

Потому что на десять девчонок

По статистике девять ребят.

На вершине лестницы появляется М.Ш. в образе стиляги 60-х годов.

М.Ш. Привет, старик, привет!

Ц.: «O Tempere! O mores!» (о темпере, о морес) – «О времена! О нравы!» Да, 60-е – это было самое танцевальное десятилетие века.

Кстати, молодой человек, вы не в обиде на нас за то, что мы остались верны своим старым камзолам, а не явились перед вами в образе диск-жокеев в каких-нибудь майках или вообще с обнаженной грудью? Я, знаете ли, люблю старые вещи…

М.Ш.: Все нормально, старик, все путем! А по поводу этих танцев, в которых надо все время крутиться, у меня есть своя версия. Я думаю, причина их появления – в изобретении пластинки. Это было изобретение века! Ведь пластинка постоянно крутится.

Ц.: Очень даже может быть.

М.Ш.: Ну что, старики, на танцы?!

Ц. и Т. (вместе): На танцы!

М.Ш. (кричит в кулисы): Заводи пластинку! Начнем с 20-х!

На вершине лестницы появляется девушка в образе «пластинки». Начинает крутиться на верхней ступени – и звучит музыка чарльстона. Вращаясь в танце, «пластинка» спускается вниз – навстречу М.Ш. Он танцует в центре сцены. Сближаясь, они продолжают танец вдвоем, как бы соревнуясь.


Через некоторое время к ним присоединяются и другие молодые люди и девушки.


Исполняется танцевальная композиция – ФАНТАЗИЯ НА ТЕМУ ТАНЦЕВ 20-х, 30-х, 40-х, 50-х, 60-х годов, звучат мелодии популярных песен. «Пластинка и Маэстро Шлягер танцуют в центре, начиная каждый новый танец. Композиция заканчивается заводным рок-н-роллом.


КАРНАВАЛ


На сцене Церемониймейстер и Мастер Шлягер (он в ярком латиноамериканском костюме).

Ц.: Мы приглашаем вас на карнавал!

На праздник жизни, музыки и света!

И длится праздник от рассвета до рассвета –

Мы приглашаем вас на карнавал

М.Ш.: «На карнавал!!!» – зовут нас барабаны.

На карнавал настроены сердца.

На карнавал, где от веселья пьяны,

И нет веселью где ни края, ни конца.

Ц.: Танцуют румбу здесь и яростно, и страстно,

И улицы все – танцевальный зал.

Мгновение продлись: ведь ты прекрасно!

(вместе): Мы приглашаем вас на карнавал!!!

Исполняется КОМПОЗИЦИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ ТАНЦЕВ.


МОДА XX ВЕКА


На сцене появляется Ее Величество Мода.


Плащ Моды поднят, как экран.

МОДА: Как стремительно бежит время!

Начинают демонстрироваться слайды или видео-кадры.

МОДА: Брюки для женщин, подкладные плечи, подражание мужскому костюму, наконец, я выпустила на арену жизни джинсы – дешевые рабочие штаны. И весь мир оделся в джинсы.

Мои настроения переменчивы: «грубый стиль» я легко и быстро могу заменить романтическим фольклорным или ретро-модой… Кто знает, чего мне захочется завтра… или сегодня вечером. Я, как все женщины, ветрена и непостоянна. Но вам я могу дать один совет. Самый верный совет: не подражайте никому, даже мне! Ищите свою индивидуальность!

Звучит музыка. На экране, сменяя друг друга, появляются изображения женщин различных эпох. Лучше всего расположить слайды (видео-кадры) по принципу контраста (романтическую красавицу в пышном платье сменяет современная девица с серьгой в носу и бритым затылком и т.п.). На последнем слайде – красивые улыбающиеся молодые люди и девушки в современных костюмах бального танца.


В этом эпизоде возможен показ моделей экстравагантного характера. Манекенщицы тоже появляются из-под плаща Моды.


По окончании показа плащ-экран поднимается вверх. Вместе с короной он останется над сценой, как бы венчая ее, до конца представления.


ФИНАЛ.


Вдоль лестницы стоят юноши с канделябрами.


На сцене – Танцмейстер, Церемониймейстер и Маэстро Шлягер .

Ц.: Господа! Через несколько минут погаснут эти свечи, и бал наш завершится. Это был необыкновенный бал. Бал – фантазия! Фантазия красок, фантазия танцев, фантазия красоты!

Т.: Не сомневаюсь, что сегодня вы получили истинное наслаждение. Позвольте мне от вашего имени поблагодарить участников нашего ансамбля бального танца – поблагодарить не только за приглашение на этот бал, а в первую очередь, за сохранение высоких традиций танцевальной культуры России.

Звучит музыка. По лестнице, через коридор огней, одна за другой, спускаются группы людей в костюмах разных эпох: 18, 19, 20 век. Каждая последующая группа как бы вытесняет предыдущую. Образуется широкий коридор.


В кульминационный момент музыки на вершине лестницы появляется Петр I . Спускается вниз.

ПЕТР I: Благодарю вас, мои юные друзья! Благодарю от всей души! Не токмо не посрамили имени моего и начинаний первых, но славу российскую приумножили. Так держать!

Ц.: Господа! По традиции мы завершаем наш бал танцем со свечами. Кавалеры приглашают дам! А вы, дорогие зрители, не удивляйтесь смешению времен – представители разных эпох будут танцевать его вместе. Ведь наш бал был необычным – БАЛ-ФАНТАЗИЯ!

Начинается ПРОЩАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ. Это танец-шествие, у всех в руках зажженные свечи. Танец открывает Петр I. Участвуют в нем также Церемониймейстер, Танцмейстер, Маэстро Шлягер, дети. В одной паре должны танцевать исполнители различного возраста в костюмах совершенно разных эпох.

Во время танца звучат стихи:

Прошли века мгновениями,

Но танец был всегда,

И «па», как вдохновение,

Летят через года.

Они кружат над миром,

И люди в них кружат.

И Аполлона лира

Ведет в искусства сад.

Слились Европа, Азия,

Москва, Париж, Каир!

И БАЛ – души фантазия

Кружит в объятьях мир!

Заключительный фейерверк.

1. Исполнителям ролей Танцмейстера и Маэстро Шлягера должны быть обязательно артисты, блистательно танцующие, скорее всего участники коллектива бального танца, но по сценарию на них ложится и большая текстовая нагрузка. Поэтому лучше всего весь текст заранее записать на фонограмму (причем, вместо них это могут сделать артисты драматического театра). Вообще, в данном случае, на фонограмму может быть заранее записано практически все, быть может, кроме тех мест, где «вживую» выходит Петр I.


2. В образе Моды, в самом крайнем случае, может появляться и просто актриса в плаще. Но, конечно, лучше сделать так, как написано в сценарии. Если плащ-экран не получится, можно показывать слайды просто на экран или использовать экран для видео-проекции, но оформить его рамой под «волшебное зеркало». Могут появиться из-под плаща Моды и живые модели в костюмах в раме большого зеркала, но тогда нужны, безусловно, хорошие костюмы. На мой взгляд, отказываться от слайдов или видео-кадров не стоит: разнообразные выразительные средства сделают ваше представление значительно интереснее.

Сценарий бала в стиле XIX века

«Императорский бал»

Цель: Создание условий для развития творческой личности.

Задачи:

    Учить творческому восприятию художественной культуры.

    Познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века.

    Развивать эстетический вкус.

    Формировать у учеников социальные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

    Воспитать духовную культуру учащихся

Оборудование:

    проектор мультимедиа, компьютер,

    микрофоны

Ведущая: Сегодня я хозяйка бала,
Как в нашем зале тесно стало.
Здесь собрались мои друзья:
ученики, учителя!
Все мамы с папами хотят
увидеть здесь своих ребят.
Я речь о танце поведу,
Помощников себе возьму.
Он расскажут про балет,
Кадриль и польку, падеграс…
Итак, начнем мы свой рассказ.

Портрет Петра I , выходит первая пара (Аня, Денис)

Он: Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.

Она: И название им велено было дать «ассамблеи». А в наше время они стали именоваться балами. что в переводе с французского означает «танцевать, прыгать».

Портрет Екатерины I, выходит 2 пара (Соня, Максим)

Она: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.

Он: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.

Портрет Павла I , выходит 3 пара (Марина, Саша)

Он: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!

Она: О времена, о нравы!

Портрет Александра I, выходит 4 пара (Ира, Архип)

Он: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.

Она: И с той поры балы в Зимнем Дворце сделались регулярными.

Слайд с изображением бала

Ведущая: Добрый вечер, уважаемые дамы и господа! По светским условиям бала представляю Вам участников бала. На балу присутствуют:

Графиня Василичева Вера Александровна со своим семейством!

Герцогиня Салазкина Олеся Валерьевна с сыновьями и дочерьми.

Класс делает 2 шага вперед, юноши на втором плане, девушки на первом делают реверанс.

Баронесса Богачева Любовь Александровна со своим семейством!

Класс делает 2 шага вперед, юноши на втором плане, девушки на первом делают реверанс.

Герцогиня Петрухина Любовь Николаевна с племянниками!

Слайд с иллюстрацией о полонезе.

Ведущая: Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывают себя, свой наряд, светскость манер и благородство.

Полонез, господа!

Исполняется полонез

Ведущая: Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец. Теперь же настала пора усладить наш слух изысканной прозой.

Инсценировка отрывка из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова.

Печорин (с покорным видом). Я слышал, княжна, что, будучи Вам вовсе незнаком, я имел уже несчастие заслужить Вашу немилость,… что Вы нашли меня дерзким…. Неужели это правда?..

Мери (иронично). И Вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?

Печорин. Если я имел дерзость Вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте иметь ещё большую дерзость просить у Вас прощения. И, право, я бы очень желал доказать Вам, что Вы насчёт меня ошибались…

Мери. Вам это будет довольно трудно…

Печорин. Отчего же?

Мери. Оттого, что Вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.

Печорин (с досадой). Знаете, княжна, никогда не стоит отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может стать ещё преступнее…(Изменив интонацию ) А, впрочем, пока позвольте пригласить вас на тур вальса.

Ведущая : Вальс «Знакомство», господа!

Исполняется вальс «Знакомство»

Ведущая : То был вальс прелестный, да то был дивный вальс.Благодарим всех, кто принимал участие в его исполнении. А сейчас, дамы и господа, объявляется игра «Нежное прикосновение»

Игра «Нежное прикосновение»

Ведущая: Мы благодарим всех гостей за участие в нашей танцевальной игре. Хочу напомнить вам, уважаемые дамы и господа, что есть праздник в нашей душе или нет, зависит в основном от нас самих. Не разрешайте себе плохое настроение – это неприлично.

Разговор двух девушек на балу

Машенька: Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!
Вот, капитан Васильев - душка -
Со мной мазурку танцевал!
Сашенька: Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын
Ко мне неравнодушен, знаю!
Он здесь без матушки, один!
Машенька: Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.
На нас он смотрит не мигая.
Ну, просто, чудо кавалер.
Сашенька: А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.
Сейчас к нам подойдет поближе.
Он, кстати, сказочно богат.
Машенька: О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!
Товар удачно сбыл папаша,
Гостинцев ворох ей привез.
Машенька: А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!
- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.
Явилась старая сова!
Сашенька: Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.
И мы, с тобой, не лыком шиты.
Себя в обиду не дадим.
Машенька: Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!
Мелодия журчит рекою!
И будем танцевать всю ночь!

Звучит музыка, девушки, хихикая.

Ведущая: Вот такие разговоры иногда случались на балах. Простим этим молодым особам их ветреность и злословие. Падеграс, господа!

Исполняется падеграс

Ведущая: На балах 19 века очень часто звучали различные музыкальные произведения. И, сейчас, прозвучит романс «

Романс «

Ведущая: А сейчас, господа, предлагаю Вам вновь окунуться в атмосферу танца. Падекарт, господа!

Исполняется падекарт

Ведущая: Приглашаю желающих принять участие в игре «Встань в пару»

Игра «Встань в пару»

Ведущая: Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихор шумный,
Чета мелькает за четой.
Король бала!

Фигурный вальс, господа!

Исполняется «Фигурный вальс»

Ведущая: Предлагаем вашему вниманию мастер-класс танца «Фигурный вальс»

«Фигурный вальс» (мастер-класс)

Ведущая: Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

В зал вносят подносы с записками. Каждый гость берет записку.

Тексты пожеланий:

    «Выбрав дорогу, не сворачивай»

    «Загляни в свою душу, спроси у своего сердца»

    «Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»

    «Не забывай о себе!»

    «Помни, пущенная стрела, не возвращается!»

    «Найди счастье в дне сегодняшнем!»

    «Знай, рассеются облака, покажется вершина!»

    «Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»

    «Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»

    Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные!

    «То, что вас ждет, будет прекрасно!»

    «Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!»

    «Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!»

Ведущая: Господа! Игра «Ручеек», приглашаются пары

Игра «Ручеек»

Ведущая: Обожаю танец менуэт,
Ничего прекрасней в мире нет

Менуэт наплывает,
Чаруя, как сон,
От колонн,
до зашторенных красным окон.

Менуэт, господа!

Исполняется «Менуэт»

Ведущая: Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.

Ведущая: Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро

Блюз-пинк, господа!

Исполняется «Блюз-пинк»

Ведущая: Господа, бал окончен.

Путешествие в гимназию конца XIX века.

Цель занятия:
Сформировать представление об учебных заведениях Челябинска конца XIX – начала XX века, о традициях женской и мужской гимназий, об образе жизни гимназистов.
2.Воспитывать у детей интерес к учебе.
3.Развивать внимание, аналитическое мышление, воображение.

Методы и приемы, используемые на занятии:
Беседа с учащимися, рассказ, наблюдение, сравнение, отгадывание загадок, импровизированный урок.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация к занятию.

Предметный ряд из фонда музея:
перьевая ручка, набор перьев, чернильница-непроливашка, грифельная доска, школьная форма середины XX века, колокольчик школьный, парта школьная, счёты. атрибуты пионерской символики 20 века.

Проводит: Л.А.Фоменко –
».
2013г.
Ход занятия.
Вступление:________________________________________

Здравствуйте, ребята. Сегодня Международный – праздник – День знаний. (слайд 1)

Я поздравляю вас с этим замечательным праздником и началом учебного года. День знаний - это праздник тех, кто учится, и тех, кто учит вас.
Скажите, пожалуйста, а где сейчас можно учиться? Правильно-в детском саду (дошкольном учреждении), школе, колледже, училище, институте, университете).
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в конец XIX века и узнать, а где же и как учились и жили ваши сверстники более 100 лет назад. (слайд2)
(слайд3)- высказывание о 19 веке
(слайд 4)-историческая справка о грамотности 19 века.

В то далекое время нашего города еще не было, а была лишь казачья станица Тугайкуль. Да и такого большого города как Челябинск тоже не было. А была крепость Челяба (слайд 5)

Долгое время в Челябинске не было учебных заведений. Дети чиновников и купцов обычно получали домашнее воспитание и образование, а затем отправлялись для дальнейшего обучения в Оренбург, Екатеринбург или столицу. (слайд 6)

(слайд6-7)
Детей казаков и бедных мещан за три рубля обучали грамоте и арифметике более грамотные местные жители: писцы, священники, разночинцы. Да, наверное и не было необходимости открывать школы. Ведь казаки в конце 18 века жили, в основном, вне города, а такого развития промышленности, как, например, на Среднем Урале, в Челябе (так раньше назывался город Челябинск) в то время не существовало. Государство также не проявляло активности в широком просвещении граждан, отдавая образование на откуп церкви.
При церквях создаются первые школы духовного и начального образования – церковно-приходские школы.
(слайд 9)
Чему же в них учили? Прежде всего, Закону Божьему и церковному пению. Это были главные уроки в церковно-приходской школе. А также преподавали здесь арифметику и грамматику. Дети учились в церковно-приходских школах 4 года, и, выйдя из ее стен, умели читать, писать и знали основы церковной грамоты.

В первой половине XIX века в городе появляется несколько учебных заведений: мужское духовное, уездное, приходское училища и школа для мальчиков. (слайд 10)

В начале XX века создавались школы для детей рабочих. Их еще называли фабричные школы. (Давайте рассмотрим фотографии и представим себе, какие предметы преподавали в этих школах?)
(слайд 11)

До начала ХХ века в Челябинске не было достойных учебных заведений, дающих среднее образование. Но бурный рост города на рубеже веков потребовал и грамотных, образованных людей, поэтому в 1902 г. открылось первое среднее мужское учебное заведение - реальное училище. Училище сразу стало центром просвещения города. Уклон здесь делали на естественно-технические науки. (Как вы думаете, почему в Челябинске возникла необходимость создания такого учебного заведения? Правильно. Ведь в городе строились заводы и фабрики – мануфактуры, и технические знания были здесь как нельзя кстати.)
Для девочек, первое учебное заведение открылось только в начале шестидесятых годов XIX века. Немного позднее для них создали две начальные школы, одну при монастыре, и женскую прогимназию. Прогимназия давала начальное образование (первые 4 года) и создавалась в небольших городах. В крупных городах создавались гимназии, которые давали начальное и среднее образование. Как вы уже поняли, девочки и мальчики учились в разных гимназиях и во время учебы не встречались. (слайд 12)
Вот почему я вас рассадила, когда вы входили в зал..
Все гимназии имели приблизительно одинаковую программу обучения и были рассчитаны на семилетний срок образования. Так, в течение первых двух лет преподавались следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, арифметика, география, чистописание.(слайд 3)
урок арифметики:
- Давайте попробуем решить шуточные задачи, которые могли решать на уроках арифметики гимназисты.
Шуточные задачи.
В моём саду выпадает в 2 раза больше снега, чем у соседа. Почему?
(Потому что хитрый сосед сгребает весь снег ко мне в огород)
В каком случае 6 детей, 2 собаки, 4 взрослых, забравшись под один зонтик, не намокнут?
(если не будет дождя)
Два плюс два умножить на два?
(6)
На столе сидели три мухи. Одну из них прихлопнули.
Сколько мух осталось на столе?
(одна. Остальные улетели.)

Также важным предметом для девочек считалось рукоделие (чаще всего вышивание). Вышивка была лучшим подарком в конце XIX века. Вышивали платки, шарфы, кисеты. Их дарили родителям и даже кавалерам. Ведь ребенок не зарабатывал денег сам. А брать их у родителей, чтобы купить им же подарок, считалось некрасивым. Поэтому все подарки делали своими руками. С 3 класса класса добавлялись уроки иностранных языков: немецкого и французского. За отдельную плату преподавали пение, музыку и танцы. Также девочек учили хорошим манерам. Ведь каждая девочка в будущем станет мамой и главное ее предназначение – воспитывать детей. А чтобы воспитать достойных граждан своей страны, она сама должна быть образованна, воспитана, уметь вести себя в обществе, быть аккуратной. Желающие могли остаться и на 8-ой год, в течение которого им преподавался педагогический курс обучения. После окончания 8-го класса выпускницы получали аттестат домашней наставницы. В гимназии каждую четверть выдавались сведения об успеваемости и поведении, которые выдавались родителям на подпись, а затем возвращались начальнице гимназии. В дневниках гимназисток обязательны были отметки за поведение, внимание и прилежание. Итак, в гимназии была строгая дисциплина. Гимназистки должны были строго выполнять правила, установленные гимназией: по воскресеньям и в праздники посещать церковь, не пропускать занятий без уважительной причины, быть всегда вежливыми, дружелюбными, опрятными и др.; на занятия приходить со своими учебниками и тетрадями.

Наказания в такой школе были строже наших, современных. Вспомните сказку Антония Погорельского «Черная курица». Как наказали гимназиста Алешу за то, что он сказал неправд? (Розгами) За поведением учеников следил специальный человек: у мальчиков это был мужчина – надзиратель, а у девочек это была женщина – «наставница» или «классная дама».
(слайд 14)
Все гимназистки должны были ходить в форме. Давайте рассмотрим фотографии, во что же были одеты девочки? (Темно-синее или коричневое платье с длинной пышной юбкой, передник – в праздники белый, в будни – черный. Прическа всегда одна – коса, в которую вплетен черный или коричневый бант. В праздники вплетали белый бант. Эта школьная форма существовала очень долго. Ваши бабушки и мамы тоже ее носили. Отменили единую школьную форму совсем недавно. Но уже сейчас многие школы, современные гимназии и лицеи вводят у себя форму, которая отличает учащихся этого учебного заведения от остальных учеников. Когда в гимназии было холодно, девочки надевали поверх платья пелерину, сшитую из теплой ткани.
Теперь давайте посмотрим, как выглядел гимназист. У мальчиков тоже была своя форма, похожая на военную. На голове гимназисты носили фуражку с кокардой, где размещалась эмблема гимназии. Также мальчики носили гимнастерку – военную рубашку. Обязательный элемент формы – ремень с бляхой. Брюки были тоже на военный манер, часто с лампасами. На ногах сапоги или ботинки. В холодное время – шинель с блестящими металлическими пуговицами, часто на ней были погоны с символами гимназии. Кстати, до 1918 года гимназисты ходили в форме не только во время занятий, но и после них.
Если девочек готовили к тому, чтобы быть хорошей хозяйкой, женой и матерью, то мальчиков готовили к службе в своей стране. «Долг, Честь, Отечество», - вот те слова, которые мальчик должен был знать с младых лет. Поэтому наряду с чистописанием, арифметикой, грамматикой, чтением, мальчики в гимназиях занимались изучением военного дела. Обязательным предметом была и гимнастика. А как вы думаете, занимались ли мальчики танцами? Конечно же занимались. Лучшими танцорами среди взрослых считались офицеры, так что танцы для гимназистов были знакомым предметом. Для детей даже организовывали «детские балы», где должны были танцевать и гимназисты, и гимназистки. Очень многие мальчики и девочки умели играть на музыкальных инструментах.
Мы многое уже узнали о жизни гимназистов и гимназисток. А теперь давайте рассмотрим несколько предметов из фондов нашего музея, которыми могли пользоваться гимназисты.
(Дети рассматривают перьевую ручку, чернильницу – непроливашку, грифельную доску, школьный колокольчик, промокательную бумагу, перочистку (ее делали своими руками), перочинный ножик для заточки (починки) гусиного пера).
Парты тоже отличались от современных Они были наклонные, чтобы удобно было писать перьями. У парты были крышки, которые поднимались, если ученик вставал. Столешница парт была в основном черного цвета, чтобы не видно было клякс от чернил. Такая форма парт сохранялась в российских школах очень долго. Даже ваши бабушки и дедушки, а возможно папы и мамы учились за такими партами.
- Сколько времени длится урок сейчас?
А 100 лет назад урок в гимназии длился 1час 15 мин. Потом время урока сократили до 1 часа.
- С какого времени продолжается учебный год в вашей школе? (1 сентября – 30 мая)
А в то далекое время учебный год начинался с 16 августа и заканчивался 1 июня. В 1 класс принимали в мае, а всех прочих в августе. Для иногородних детей существовали пансионы, где дети жили и учились. А домой они уезжали только на каникулах.
Но жизнь гимназистов и гимназисток состояла не только из учебы. Чем же они занимались в свободное время? Посещать театры, кино разрешалось только в сопровождении родителей или классной наставницы, и только с разрешения начальницы.
(слайд 18)
А еще учащиеся старших классов вели альбомы. Они были похожи на дневники, которыми увлекаются современные девочки. Эти альбомы представляли собой обыкновенную тетрадь, в которую записывались любимые стихи, песни, пожелания. Стихи во всех тетрадях написаны разными почерками, т. к. альбомы принято было давать друзьям, чтобы они сделали запись на память.
отрывок их дневника..
Скажи, ну стоит ли учиться,
Семь лет без отдыха долбить.
Потом с гимназией проститься
И все, что знали позабыть.

Не только девушки вели альбомы, но и юноши.
Почти во всех альбомах гимназистов есть рисунки: цветы (у девушек), а у А. Никонова – изображения музыканта, продавщицы семечек, бильярда. Рисунки принадлежат руке не только хозяина или хозяйки альбома, но и друзьям, стремившимся украсить написанные ими странички.
Альбомы дают нам представление о формах досуга молодого поколения ушедшей эпохи.
В одном из альбомов переписаны русские народные загадки, возможно для того, чтобы загадывать их друзьям. Попробуйте и вы отгадать эти загадки.

1. Меня бьют, колотят, ворочают – я все терплю и всем добром плачу (земля).
2. Синенька шубенка покрыла весь мир (небо).
3. Сито- вито кругловато, кто не взглянет, тот заплачет (солнце).
4. За бабиной избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают - достать не могут (месяц).
5. Идет лесом – не треснет, идет плесом – не плеснет (месяц)
6. Выгляну в окошко – стоит репы лукошко (звезды).
7. К вечеру умирает, к утру оживает (день)
8. Махнула птица пером, покрыла весь свет одним пером (ночь)
9. Конь бежит – земля дрожит (гром)
По выходным дням учащиеся устраивали вечера, велись чтения, беседы на исторические и литературные темы.

Итог.
А как часто у вас в школе бывают каникулы? (Ответ).
В гимназии же не было весенних, осенних и зимних каникул. Только летние, да и те длились 1,5 месяца.
Когда же дети успевали отдыхать? Много было праздников. Почти на каждой недели свой, а то и несколько? Откуда столько? С чем связано?
Ответ:

(церковные праздники были выходными днями, а также императорские именины были выходным днем.)

А сколько минут идёт урок в вашей школе?
40-45 минут.
А в гимназиях -60 минут.
В школе о конце урока сообщает что?
Звонок.
Вот и в гимназии конца XIX века тоже был звонок, но только не электрический, как у вас, а колокольчик. Сейчас мы в него позвоним, и вы услышите, какой он громкий – его могла услышать вся многоэтажная гимназия.
(звенит звонок)

Спасибо за внимание. Наше занятие окончено.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то