Григорий Мелехов в романе "Тихий Дон": характеристика. Трагическая судьба и духовные искания Григория Мелехова

Цитатная характеристика Григория Мелехова из романа «Тихий Дон»

В начале романа «Тихий Дон» Григорий - веселый, бойкий, озорной парень:

«Юношески круглая и тонкая шея, беспечный склад постоянно улыбающихся губ»

В жилах Григория течет кровь бабки-турчанки, на которой дед женился вопреки мнению всех хуторных. Он унаследовал также крутой нрав своих деда и отца:

«Григорий шел, придерживаясь за переднее стульце, на котором сидел брат; хмурился. От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок.

Человеческие чувства не подчиняются общественным правилам. Оглушительная страсть к замужней соседке Аксинье накрывает парня с головой:

Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей, что теперь на них при встречах почему-то стыдились люди смотреть»

Товарищи Григория, раньше трунившие над ним по поводу связи с Аксиньей, теперь молчали, сойдясь, и чувствовали себя в обществе Григория неловко, связанно. Бабы, в душе завидуя, судили Аксинью, злорадствовали в ожидании прихода Степана, изнывали, снедаемые любопытством. На развязке плелись их предположения.

«Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне, и в то же время не чуралась бы других, то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам»

В какой-то момент Григорий прекращает связь, выполняет волю отца и женится на юной девушке Наталье. Однако женитьба не оказывается счастливой, сын обвиняет в этом отца и вновь показывает свой непокорный характер, забирает Аксинью и уходит с отчего хутора:

«Григорий тянул за рукав брошенный на кровати полушубок, раздувая ноздри, дрожа в такой же кипящей злобе, как и отец. Одна, сдобренная турецкой примесью, текла в них кровь, и до чудного были они схожи в этот момент».

Ловкий и храбрый, прирожденный воин, Григорий попадает на фронта Первой мировой, где ему удается отличиться и показать свою молодую удаль. Еще бы, ведь казаков воспитывали настоящими бойцами, в духе служения царю. Однако вскорости становится ясно, что война, убийства меняют человека, и не в лучшую сторону:

«Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым - четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства».

Отношения с Аксиньей портятся:

«Холодком тянуло в письмах…» Вернувшись домой, где во время его отсутствия умерла маленькая дочь, Григорий узнает, что Аксинья- любовница панского сына. Ударив ее кнутом в гневе, он возвращается к жене, но долгие годы вспоминает утраченную любимую:

«Лежа здесь, на холме, он почему-то вспомнил ту ночь, когда с хутора Нижне-Яблоновского шел в Ягодное к Аксинье; с режущей болью вспомнил и ее. Память вылепила неясные, стертые временем бесконечно дорогие и чуждые линии лица. С внезапно забившимся сердцем он попытался восстановить его таким, каким видел в последний раз, искаженным от боли, с багровым следом кнута на щеке, но память упорно подсовывала другое лицо, чуть склоненное набок, победно улыбающееся. Вот она поворачивает голову, озорно и любовно, из-под низу разит взглядом огнисто-черных глаз, что-то несказанно-ласковое, горячее шепчут порочно-жадные красные губы, и медленно отводит взгляд, отворачивается, на смуглой шее два крупных пушистых завитка... их так любил целовать он когда-то...»

Начинается гражданская война, Григорий принимает сторону красных, но после зверского бессмысленного расстрела пленных переходит на сторону белых казаков, отличается и там:

«Стало казаться, что уже и правды не свете не существует и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди…. Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее, надо биться крепко, не качаясь - как в стенке, - а накал ненависти, твердость даст борьба…»

Григорий, не покидая жены, сходится и с Аксиньей тоже:

«Любушка! Незабудняя!»

Со временем Григорий Мелехов становится озлобленным, жестоким. Отец сердится на него:

«Герой, белый офицер, истый орел, командир дивизии, заслуженный, весь на кочках, и ни одну нельзя тронуть».

Григорий сам понимает это и говорит жене:

«Ха! Совесть! Я об ней и думать позабыл! Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась! Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось. Детву - и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

Вскорости, видя смерть друзей и близких, Григорий начинает терять интерес к войне. Он, как и другие офицеры, пьет, видя глупость и бессмысленность убийств. Его тянет к мирному труду:

«когда представлял себе, как будет к весне готовить бороны, арбы, плесть из краснотала ясли, а когда разденется и обсохнет земля, - выедет в степь: держась наскучавшимися по работе руками за чапиги; пойдет за плугом, ощущая его живое биение и толчки; представляя себе, как будет вдыхать сладкий дух молодой травы и поднятого лемехами чернозема, еще не утратившего пресного аромата снеговой сырости, - теплело на душе. Хотелось убирать скотину, метать сено, дышать увядшим запахом донника, пырея, пряным душком навоза. Мира и тишины хотелось, - поэтому-то застенчивую радость и берег в суровых глазах Григорий, глядя вокруг: на лошадей, на крутую, обтянутую тулупом спину отца. Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, все было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, забилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности - по той ли, по которой надо, идет…»

В финале романа из близких людей у Григория остаются только сестра и сын. Из офицеров он попадает во врагов, гонимых новой властью, Но он все еще держится в этом мире:

«Большой, мужественный, поживший и много испытавший казачина с усталым прищуром глаз, с порыжелыми кончиками черных усов, с преждевременной сединой на висках и жесткими морщинами на лбу - неистребимыми следами пережитых за годы войны лишений»

Описание внешности Григория Мелехова: "...горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы..." "...собой с лица красивенький…" "...к черному ласковому парню..." "...младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое..." "...Что за черт, не особенно высокий… — замурлыкал седой доктор..." "...коричневая кожа скуластого его лица..." "...только и доброго, что черный, как цыган..." "...Григорий ослепил ее белизною своих волчьих зубов..." "...на лбу его черной спутанной челкой прыгали волосы..." "...на запрокинутой голове Григория жесткие, как конский волос, завитки..." "...неподатливые, черствые на ласку Гришкины руки..." "...глядит на его красивый хрящеватый нос..." "...целует лицо его, шею, руки, жесткую курчавую черную поросль на груди..." "...его сильные ноги, уверенно попиравшие землю..." "...Его смуглое тело отливало цветом томленого дуба. Он конфузился, глядя на свои ноги, густо поросшие черным волосом..." "...Рожа бандитская… Очень дик..." "...Переродок! С Востока, наверное..." Глаза Григория: "...в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз..." "...черные Гришкины глаза..." "...открывает горячие свои, нерусские глаза..." "...Вообразите, увидит государь такую рожу, что тогда? У него одни глаза..."

Внешность Григория на службе у пана перед войной 1914 года: "...Легкая, сытая жизнь его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет..."

Внешность Григория на войне в 1914 году : "...Он заметно исхудал, сдал в весе..." "...борозда <...> темнела, стекая наискось через лоб, незнакомая..." (у Григория на лице появляется морщина от душевных страданий) "...Григорий, торопясь, снял шаровары, отошел на гребень плотины, коричневый, сутуло-стройный, на взгляд Петра постаревший за время разлуки..."

Одежда Григория Мелехова (традиционная казачья одежда): "...стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник..." (чирики - туфли) "...след, оставленный остроносым Гришкиным чириком...""...в мускулистую прижженную солнцегревом шею..." "...Широкие Гришкины шаровары, заправленные в белые шерстяные чулки, алели лампасами. На спине его, возле лопатки, трепыхался клочок свежепорванной грязной рубахи, желтел смуглый треугольник оголенного тела..." "...Григорий в накинутом на плечи зипуне вылез из темноты, подошел к огню..." (зипун - кафтан) "...бережно повесил праздничные, с лампасами, шаровары..." "...на спине Григория трепещет, надуваясь от ветра горбом, сатиновая синяя рубаха..." (нарядная одежда Григория, когда он едет свататься к Наталье) "...дергал его за полу сюртука..." (Григорий надевает сюртук на свадьбу с Натальей) "...Григорий, надевая полушубок, слышал..." (зимняя одежда) "...подхватил упавшую с кровати папаху..."

Вес Григория - около 84,5 кг: "...Пять пудов, шесть с половиной фунтов, — не опуская вздернутых бровей, ответил седой доктор..."

Личность и характер Григория Мелехова

Григорий Мелехов - своенравный и простой парень: "...похожий на прежнего норовистого и простого парня..."

Григорий Мелехов - упрямый человек . Он не всегда слушается отца: "..«Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище», — думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок..." (стреноженный - то есть со связанными ногами)

Григорий Мелехов - удалой казак : "...Мирону Григорьевичу в душе Гришка нравился за казацкую удаль..."

Григорий Мелехов - хозяйственный и работящий мужчина : "...Гришка нравился <...> за любовь к хозяйству и работе..." "...Работящий паренек..." Григорий Мелехов - совестливый человек: "..«Лежачего вдарил…» — Григорий побагровел. "...Ксюша… сбрехнул словцо, ну, не обижайся..."

Григорий Мелехов - горячий челове к. Он способен на безрассудные, "бешеные" поступки: "...Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину породу выродился, истованный черкесюка!.." "...От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки. Петро знал: это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок..."

Григорий Мелехов - упорный и настойчивый человек : "...Он упорно преследовал ее своей настойчивой и ждущей любовью. И это-то упорство и было страшно Аксинье. Она видела, что он не боится Степана, нутром чуяла, что так он от нее не отступится..."

Григорий - нетрусливый человек : "...Она видела, что он не боится Степана, нутром чуяла, что так он от нее не отступится..."

Григорий - гордый человек. Он не позволяет отцу бить себя и не просит помощи у отца, когда есть нужда: "...Драться не дам! — глухо сапнул Григорий и, стиснув челюсти, рванул костыль..." "...надеялся на сколоченные деньги, не кланяясь отцу, купить коня..."

Григорий - ловкий казак. Он отлично выполняет джигитовку на лошади: "...на скачках Гришка за джигитовку снял первый приз..." (джигитовка - это разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади) Григорий - грамотный казак . Он умеет писать: "...Григорий писал домой изредка..." Григорий любит тихую деревенскую жизнь на хуторе: "...От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?.."

Григорий Мелехов любит родные места и реку Дон : "...Скучаю по хутору, Петро. По Дону соскучился, тут воды текучей не увидишь. Тошное место!.."

Григорий не переносит женских сле з: "...Григорий не переносил слез. Он беспокойно заерзал по земле, ожесточенно стряхнул со штанины коричневого муравья и снова коротко взглянул на Аксинью..." Григорий Мелехов не позволяет к себе плохое обращение в арми и (когда другие терпят): "...вахмистр налетел на него коршуном, занес руку. — Не трожь!.. — глухо кинул Григорий, глядя в рябившую под срубом воду...." "...Вот что, — Григорий оторвал от сруба голову, — ежели когда ты вдаришь меня — все одно убью! Понял?.."

Григория мучает совесть на войне за то, что он убивает людей в бою : "...Я, Петро, уморился душой. Я зараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они меня и выплюнули..." "...Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча… Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?.." "...Вот и ну, срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится, сволочь. Аль я виноват?.."

Образ Мелехова в кинематографе

Пер-вым ис-пол-ни-те-лем роли Гри-го-рия Ме-ле-хо-ва стал Ан-дрей Аб-ри-ко-сов , ко-то-рый снял-ся в кар-тине , по-став-лен-ной по двум пер-вым кни-гам ро-ма-на. Как вспо-ми-нал впо-след-ствии актёр, в мо-мент ки-но-проб он ещё не про-чи-тал шо-ло-хов-ско-го про-из-ве-де-ния и при-шёл на пло-щад-ку непод-го-тов-лен-ным; пред-став-ле-ние об об-ра-зе пер-со-на-жа сло-жи-лось позже. По сло-вам ак-три-сы Эммы Це-сар-ской , сыг-рав-шей Ак-си-нью, Шо-ло-хов после вы-хо-да филь-ма писал про-дол-же-ние «Ти-хо-го Дона» с огляд-кой на ге-ро-ев, во-пло-щён-ных в ленте.

Григорий Мелехов – центральный персонаж романа «Тихий Дон», безуспешно ищущий свое место в изменяющемся мире. В разрезе исторических событий показал нелегкую судьбу донского казака, умеющего страстно любить и самоотверженно воевать.

История создания

Задумывая новый роман, Михаил Шолохов не предполагал, что работа в итоге выльется в эпопею. Начиналось все невинно. В средине осени 1925 года писатель приступил к первым главам «Донщины» – так изначально называлось произведение, в котором автор хотел показать жизнь донского казачества в годы революции. С того и начал – казаки пошли в составе армии на Петроград. Вдруг автора остановила мысль, что читатели вряд ли поймут мотивы казаков в подавлении революции без предыстории, и он отложил рукопись в дальний угол.

Только спустя год замысел полностью созрел: в романе Михаил Александрович хотел отразить жизнь отдельных людей через призму исторических событий, случившихся в период с 1914 по 1921 годы. Трагические судьбы главных героев, в том числе Григория Мелехова, предстояло вписать в эпическую тематику, а для этого стоило ближе познакомиться с обычаями и характерами жителей казачьего хутора. Автор «Тихого Дона» переехал на свою родину, в станицу Вишневскую, где с головой погрузился в жизнь «донщины».

В поиске ярких характеров и особой атмосферы, которая поселилась на страницах произведения, писатель исколесил окрестности, встретился со свидетелями Первой мировой войны и революционных событий, собрал мозаику из баек, верований и элементов фольклора местных жителей, а также штурмовал московские и ростовские архивы в поисках правды о жизни тех лихих лет.


Наконец, первый том «Тихого Дона» увидел свет. В нем предстали русские войска на фронтах войны. Во второй книге добавились февральский переворот и Октябрьская революция, отголоски которых донеслись до Дона. Только в первые две части романа Шолохов поместил около сотни героев, в дальнейшем к ним присоединились еще 70 персонажей. В общей сложности эпопея растянулась на четыре тома, последний был завершен в 1940 году.

Произведение публиковалось в изданиях «Октябрь», «Роман-газета», «Новый мир» и «Известия», стремительно завоевывая признание у читателей. Они скупали журналы, заваливали редакции отзывами, а автора – письмами. Трагедии героев советские книгочеи воспринимали как личные потрясения. Среди любимцев, конечно же, выступал Григорий Мелехов.


Интересно, что в первых черновиках Григорий отсутствовал, зато персонаж с таким именем встречался в ранних рассказах писателя – там герой уже наделен некоторыми чертами будущего «жителя» «Тихого Дона». Прототипом Мелехова исследователи творчества Шолохова считают казака Харлампия Ермакова, приговоренного в конце 20-ых годов к расстрелу. Сам автор не признавался в том, что именно этот человек стал прообразом книжного казака. Между тем Михаил Александрович во время сбора исторической основы романа познакомился с Ермаковым и даже вел с ним переписку.

Биография

В романе изложена вся хронология жизни Григория Мелехова до войны и после. Донской казак родился в 1892 году на хуторе Татарском (станица Вешенская), при этом точную дату рождения писатель не указывает. Его отец Пантелей Мелехов когда-то служил урядником в Атаманском лейб-гвардии полке, но по старости лет отправлен на пенсию. Жизнь молодого парня до поры до времени проходит в безмятежности, в обычных крестьянских делах: покосы, рыбалка, уход за хозяйством. По ночам – пылкие встречи с красавицей Аксиньей Астаховой, дамой замужней, но страстно влюбленной в юношу.


Его отец недоволен этой сердечной привязанностью и спешно женит сына на нелюбимой девушке – кроткой Наталье Коршуновой. Однако свадьба не решает проблемы. Григорий понимает, что забыть Аксинью не в силах, поэтому бросает законную супругу и селится с любовницей в поместье местного пана. Летним днем 1913 года Мелехов становится отцом – на свет появилась его первая дочь. Счастье пары оказалось недолгим: жизнь разрушила начавшаяся Первая мировая война, позвавшая Григория отдать долг Родине.

Мелехов сражался на войне самозабвенно и отчаянно, в одном из боев получил ранение в глаз. За храбрость воина отметили Георгиевским крестом и повышением в звании, а в будущем к наградам мужчины прибавятся еще три креста и четыре медали. Перевернуло политические взгляды героя знакомство в госпитале с большевиком Гаранжой, который убеждает его в несправедливости царского правления.


Тем временем дома Григория Мелехова ждет удар – Аксинья, убитая горем (смертью маленькой дочери), поддается чарам сына хозяина поместья Листницкого. Прибывший на побывку гражданский муж не простил предательства и вернулся к законной супруге, которая позднее родила ему двоих детей.

В разгоревшейся Гражданской войне Григорий встает на сторону «красных». Но к 1918 году разочаровывается в большевиках и вступает в ряды тех, кто учинил на Дону восстание против Красной Армии, становится командиром дивизии. Еще большую злость к большевикам в душе героя пробуждает смерть старшего брата Петро от рук односельчанина, ярого сторонника советской власти Мишки Кошевого.


На любовном фронте тоже кипят страсти – Григорий не может найти покоя и буквально разрывается между своими женщинами. Из-за еще живых чувств к Аксинье Мелехову не удается спокойно жить в семье. Постоянные измены мужа толкают Наталью на аборт, который ее и губит. Преждевременную кончину женщины мужчина переносит с трудом, ведь к супруге тоже питал пусть своеобразные, но нежные чувства.

Наступление Красной Армии на казаков вынуждает Григория Мелехова податься в бега в Новороссийск. Там загнанный в тупик герой присоединяется к большевикам. 1920 год ознаменовался возвращением Григория на родину, где он селится вместе с детьми у Аксиньи. Новая власть начала гонения на бывших «белых», и во время побега на Кубань за «спокойной жизнью» Аксинью смертельно ранили. Поскитавшись еще немного по свету, Григорий вернулся в родную станицу, ведь новые власти обещали амнистию казакам-повстанцам.


Михаил Шолохов поставил точку в повествовании на самом интересном месте, так и не поведав читателям о дальнейшей судьбе Мелехова. Впрочем, нетрудно предположить, что с ним случилось. Историки призывают любопытных любителей творчества писателя считать датой смерти полюбившегося персонажа год расстрела его прототипа - 1927.

Образ

Нелегкую судьбу и внутренние изменения Григория Мелехова автор передал через описание его внешности. Влюбленный в жизнь беззаботный статный юноша к концу романа превращается в сурового воина с сединой и заледеневшим сердцем:

«…знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы, а во взгляде его все чаще стал просвечивать огонек бессмысленной жестокости».

Григорий – типичный холерик: темпераментный, вспыльчивый и неуравновешенный, что проявляется как в любовных делах, так и в отношениях с окружением в целом. Характер главного героя «Тихого Дона» представляет собой сплав из храбрости, героизма и даже безрассудства, в нем соединились страсть и покорность, мягкость и жестокость, ненависть и бесконечная доброта.


Григорий – типичный холерик

Шолохов создал героя с открытой душой, способного на сострадание, прощение и человечность: Григорий мучается от случайно убитого на покосе гусенка, защищает Франю, не побоявшись целого взвода казаков, спасает на войне Степана Астахова, своего заклятого врага, мужа Аксиньи

В поисках правды Мелехов мечется от красных к белым, в итоге становится отщепенцем, которого не принимает ни одна сторона. Мужчина предстает настоящим героем своего времени. Его трагедия кроется в самой истории, когда спокойную жизнь нарушили потрясения, превратив мирных тружеников в несчастных людей. Духовные искания персонажа точно передала фраза романа:

«Стоял он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их».

Все иллюзии развеялись в сражениях гражданской войны: злоба к большевикам и разочарование в «белых» заставляет героя искать третий путь в революции, но он понимает, что в «середке нельзя – задавят». Когда-то страстно любивший жизнь, Григорий Мелехов так и не находит веры в себя, оставаясь одновременно народным персонажем и лишним человеком в сложившейся судьбе страны.

Экранизации романа «Тихий Дон»

Эпопея Михаила Шолохова четыре раза появилась на киноэкранах. По первым двум книгам в 1931 году сняли немой фильм, где главные роли исполнили Андрей Абрикосов (Григорий Мелехов) и Эмма Цесарская (Аксинья). Ходят слухи, что с оглядкой на характеры героев этой постановки писатель создавал продолжение «Тихого Дона».


Пронзительную картину по мотивам произведения подарил советскому зрителю в 1958 году режиссер . Прекрасная половина страны влюбилась в героя в исполнении . Усатый красавец-казак крутил любовь с , которая убедительно предстала в роли страстной Аксиньи. Жену Мелехова Наталью сыграла . Копилка наград фильма состоит из семи премий, включая диплом Гильдии режиссеров США.

Еще одна многосерийная экранизация романа принадлежит . Над фильмом «Тихий Дон» 2006 года выпуска трудились Россия, Великобритания и Италия. На главную роль утвердили и .

За «Тихий Дон» Михаила Шолохова обвиняли в плагиате. «Величайшую эпопею» исследователи считали украденной у белого офицера, погибшего на Гражданской войне. Автору даже пришлось на время отложить работу по написанию продолжения романа, пока специальная комиссия расследовала поступившую информацию. Впрочем, проблема авторства до сих пор не решена.


Начинающий актер Малого театра Андрей Абрикосов после премьеры «Тихого Дона» проснулся знаменитым. Примечательно, что до этого в храме Мельпомены он ни разу не выходил на сцену – просто не давали роли. С произведением мужчина тоже не удосужился познакомиться, читал роман, когда уже вовсю шли съемки.

Цитаты

«Умная у тебя голова, да дураку досталась».
«Слепой сказал: «Посмотрим».
«Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория. Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других».
«Иной раз, вспоминаючи всю свою жизнь, глянешь, - а она как порожний карман, вывернутый наизнанку».
«Жизнь оказалась усмешливой, мудро-простой. Теперь ему уже казалось, что извечно не было в ней такой правды, под крылом которой мог бы посогреться всякий, и, до края озлобленный, он думал: у каждого своя правда, своя борозда».
«Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал».

(446 слов)

Главным героем романа М.А. Шолохова является донской казак Григорий Мелехов. Мы видим, как драматично развивается судьба Григория на одной из самых противоречивых и кровавых страниц нашей истории.

Но роман берёт своё начало задолго до этих событий. Сначала нас знакомят с бытом и нравами казаков. В это мирное время Григорий живёт спокойной жизнью, ни о чём не заботясь. Однако тогда же случается первый душевный перелом героя, когда после бурного романа с Аксиньей Гришка осознаёт важность семьи и возвращается к своей жене Наталье. Чуть позже начинается Первая мировая война, в которой Григорий принимает активное участие, получив множество наград. Но сам Мелехов разочаровывается в войне, на которой он увидел лишь грязь, кровь и смерть, вместе с этим приходит и разочарование в императорской власти, которая отправляет на смерть тысячи людей. В связи с этим главный герой попадает под влияние идей коммунизма, и уже в семнадцатом году встаёт на сторону большевиков, веря, что они смогут построить новое справедливое общество.

Однако почти сразу же, когда красный командир Подтелков устраивает кровавую расправу над пленными белогвардейцами, приходит разочарование. Для Григория это становится страшным ударом, по его мнению, нельзя бороться за лучшее будущее, при этом творя жестокость и несправедливость. Врождённое чувство справедливости отталкивает Мелехова от большевиков. Вернувшись домой, он хочет заниматься семьёй и хозяйством. Но жизнь не даёт ему этого шанса. Его родной хутор поддерживает белое движение, и Мелехов следует за ними. Гибель брата от рук красных только подогревает ненависть героя. Но когда сдавшийся отряд Подтелкова безжалостно истребляют, Григорий не может принять такого хладнокровного уничтожения ближнего.

Вскоре недовольные белогвардейцами казаки, в числе которых был и Григорий, дезертируют и пропускают красноармейцев через свои позиции. Уставший от войны и убийств герой надеется, что его оставят в покое. Однако красноармейцы начинаю творить разбой и убийства, и герой, чтобы защитить свой дом и семью, присоединяется к восстанию сепаратистов. Именно в этот период Мелехов сражается наиболее рьяно и не мучает себя сомнениями. Его поддерживает осознание того, что он защищает своих близких. Когда донские сепаратисты объединяются с белым движением, Григорий вновь испытывает разочарование.

В финале Мелехов окончательно переходит на сторону красных. Надеясь заслужить прощение и шанс вернуться домой, он сражается, не жалея себя. За время войны он потерял брата, жену, отца и мать. Всё, что у него осталось — это дети, и он хочет лишь вернуться к ним, чтобы забыть о борьбе и никогда не брать в руки оружие. К сожалению, это невозможно. Для окружающих Мелехов — предатель. Подозрительность оборачивается откровенной враждебностью, а вскоре советская власть начинает настоящую охоту за Григорием. Во время бегства гибнет всё ещё любимая им Аксинья. Проскитавшись по степи, главный герой, постаревший и поседевший, окончательно падает духом и возвращается в родной хутор. Он смирился, но желает, возможно, в последний раз увидеть сына, прежде чем принять свою печальную участь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Казак Григорий Мелехов - один из центральных персонажей исторического романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». В основе сюжетной линии данного произведения лежит его жизненный путь, становление и формирование Мелехова как личности, его любовь, успехи и разочарования, а также поиск правды и справедливости.

Тяжелые жизненные испытания выпадают на долю этого простого донского казака, ведь он попадает в вихрь кровавых событий начала ХХ века: первая мировая война, революция, гражданская война в России. Жернова войны, в которые попадает главный герой, как бы «перемалывают» и калечат его душу, навсегда оставляя свой кровавый след.

Характеристика главного героя

(Петр Глебов в роли Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", СССР 1958 )

Григорий Пантелеевич Мелехов - самый обычный донской казак. Впервые мы знакомимся с ним в двадцатилетнем возрасте в его родном хуторе Татарском казачьей станицы Вешенской, расположенной на берегу реки Дон. Парень не из богатой, и не из бедной семьи, можно сказать середнячок, но живет в достатке, есть младшая сестра Дуня и старший брат Петр. На четверть турок по бабушке Мелехов имеет привлекательную и немного дикую внешность: смуглую кожу, нос с горбинкой, черные как смоль кудрявые волосы, выразительные миндалевидные глаза.

Сначала Григорий показан нам как обычный парень, живущий на хуторе. Он имеет определенные обязанности по хозяйству, погружен в свои заботы и повседневные занятия. Особо по поводу своей жизни он не заморачивается, живет как велят того традиции и нравы казачьей станицы. Даже бурная страсть, вспыхнувшая между молодым казаком и замужней соседкой Аксиньей, ничего в его жизни не меняет. По настоянию отца он женится на нелюбимой Наталье Коршуновой, и, как заведено у молодых казаков, начинает подготовку к военной службе. Получается, что в это период своей тихой и размеренной жизни он безвольно и механически выполняет ему предначертанное, и ничего особо в своей жизни не решает.

(Мелехов на войне )

Однако все меняется, когда Мелехов попадает на поля сражений Первой мировой войны. Здесь он показывает себя как храбрый и отважный воин, защитник Отечества, за что и получает заслуженный чин офицера. Однако в душе Мелехов самый обычный труженник, привыкший работать на земле, заботиться о своем хозяйстве, но приходит война и в его мозолистые от работы руки вкладывают не лопату, а ружье и приказывают уничтожить врага. Для Григория первый убитый австриец стал настоящим шоком, а его смерть трагедией, которую он переживал вновь и вновь. Его начинают мучить вопросы о смысле войны, зачем люди убивают друг друга и кому это нужно, какая его личная роль в этом кровавом хаосе? Так он начинает взрослеть и жить уже более осознанной жизнью. Понемногу его душа черствеет и закаляется тяжелыми испытаниями, но все равно в её глубине он сохраняет и совесть, и человечность.

Жизнь бросает его из крайности в крайность, в гражданской войне он воюет то на стороне белых, то вступает в буденновский отряд, то в бандитские формирования. Он уже не просто плывет по течению, а уверенно и осознанно ищет свою дорогу в жизни. Отличаясь острым умом и наблюдательностью «честный до донышка» Мелехов сразу видит обман и пустые обещания большевиков, звериную жестокость бандитов и не может никак понять «правды» офицер-дворян. Лишь одно для него имеет значение в этом безумном хаосе братоубийственной войны, это его отчий дом и привычный, мирный труд на родной земле.

(Евгений Ткачук играет Григория Мелехова, кадр из фильма "Тихий дон", Россия 2015 )

В итоге он сбегает из опостылевшей банды Фомина и мечтает вернуться домой и зажить спокойной жизнью с Аксиньей, никого не убивая, а просто работая на своей земле. Вот как раз за неё он готов пролить последнюю каплю крови, убить любого, кто посягнет на неё. Вот как война изменила когда-то обычного трудягу, остро чувствовавшего красоту окружающей природы и от души жалеющего нечаянно зарубленного им утенка.

На пути домой его ждет огромное душевное потрясение, от пули умирает Аксинья, рушится его любовь, умирает надежда на счастливую и свободную жизнь. Раздавленный и несчастный добирается наконец до порога родного дома, где его встречает оставшийся в живых сын и земля, ждущая своего хозяина.

Образ героя в произведении

(Григорий с сыном )

Всю правду того страшного и кровавого времени в истории казачьего Дона показал выдающийся советский писатель Михаил Шолохов в образе простого казака Григория Мелехова. Все его противоречия, сложные духовные метания и переживания описаны автором с удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью.

Нельзя однозначно сказать, что Мелехов отрицательный, либо положительный герой. Иногда его поступки страшны, а иногда благородны и великодушны. Простой казак и трудяга, привычный с утра до ночи работать, он становится заложником тех кровавых исторических событий, которые переживал весь русский народ. Война ломала и калечила его, забирала самых родных и близких людей, заставляла совершать ужасные поступки, однако он не сломался и сумел сохранить в себе те частицы добра и света, которые были в нем когда-то. В конце концов он понимает, что самая главная ценность для человека это его семья, дом и родная земля, а оружие, убийства и смерть вызывают в нем только отвращение и ужас.

Образ Мелехова, простого «мужика-хлебороба в мундире» воплощает многострадальную судьбу всего простого русского народа, а его непростой жизненный путь это путь борьбы, исканий, трагических ошибок и горького опыта, и наконец познания истины и самого себя.

Григорий Пантелеевич Мелехов – главный герой романа-эпопеи М. А. Шолохова «Тихий Дон» (1928-1940), донской казак, офицер, выслужившийся из рядовых. Это молодой житель станицы Татарская, обыкновенный хуторской парень, полный сил и жажды жизни. В начале романа трудно причислить Григория к положительным или отрицательным героям. Он – скорее свободолюбивый правдоискатель. Он живет бездумно, но по традиционным устоям. Несмотря на сильную любовь к Аксинье , разрешает отцу женить себя на Наталье . Григорий так всю жизнь и мечется между двумя женщинами. На службе он тоже оказывается меж красных и белых. Этому не жестокому по натуре и не любящему кровопролитие человеку суровая жизнь все же вложила в руки саблю и заставила воевать.

Трагический перелом в его личной жизни совпал и с резким переломом в истории донского казачества. Благодаря своим природным способностям Григорий сумел дослужиться сначала из рядового казака до офицера, а затем и до командира повстанческой армии. Однако впоследствии становится ясно, что военной карьере Мелехова не суждено сложиться. Гражданская война забрасывала его, то в белые соединения, то в Буденновский отряд. Он шел на это не по бездумному подчинению укладу, а из-за поиска правды. Будучи честным человеком, он до конца верил в обещанное равенство, но выводы были неутешительны. От брака с Натальей у Григория были сын и дочь, от Аксиньи – дочь умерла в детстве. В конце романа, потеряв



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то