Мастер и маргарита добро как воскрешающая сила. Сочинение Булгаков М.А

Добро и зло… Как часто нам приходится слышать эти два понятия... С самого детства нас учили отличать добро от зла. Родители читали нам сказки, в которых добро всегда побеждает зло. В реальной же взрослой жизни всё намного сложнее: миром правят деньги. Ведь каждый человек хочет жить в комфорте, хорошо одеваться, есть вкусную пищу. Но для того чтобы пользоваться этими благами, необходимо иметь немалую сумму в своём кошельке. И, к сожалению, не всегда удаётся заработать её честным путём. Как известно, «деньги – это зло».

Произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» - творение, в котором показано множество людских пороков. Одним из главных героев является Воланд – вершитель судеб, наказывающий людей за их проступки. В данном романе сатана не представитель силы, противостоящей Богу, а, пожалуй, его помощник.

На удивление, Воланд пытается изменить мир к лучшему. Безусловно, он и его свита причинили немало зла москвичам. Но я считаю, что это зло – кара за безнравственные поступки людей и общества.

Булгаков очень мастерски показывает нам борьбу добра и зла в своём романе. Зло сатаны и его помощников обнажает зло человеческое, нещадно снимает маски, раскрывает тайные замыслы таких людей, как Степан Лиходеев. Пьяница, развратник, опустившийся бездельник является значимой личностью в культурных кругах Москвы. Поэт А. Рюхин – неисправимый лицемер, который сочиняет плохие стихи и сам это понимает: «Не верю я ни во что из того, что пишу!». Н. И. Босой – председатель жилищного товарищества, хитрец и плут. Воланд говорит о нём: «Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут». А. Ф. Соков – заведующий буфетом в театре Варьете, в котором подаются несвежие продукты. Все эти люди, а также многие другие были наказаны Воландом и его свитой. На сеансе чёрной магии в Варьете сатана, удивляя фокусами москвичей, хотел выяснить, изменились ли люди, но убедился в том, что они всё так же грешны – им важны деньги, они жестоки и алчны. В театре Воланд делает вывод, что люди особо не изменились, ими правят деньги, и «квартирный вопрос только испортил их».

Конечно, добро в романе предстает в образе Иешуа. Он не только не причиняет никому зла, но и не видит зла в других людях: «Злых людей нет на свете». Эту мысль пытался донести до нас автор. К сожалению, философ не стал бороться. Смирение - прямое следствие добра, именно это задумал Булгаков. И Га-Ноцри смирился, не стал бороться, он позволил убить себя.

Какую роль в романе играет Маргарита? Представителем добра или зла является эта героиня? Она обманула мужа, заключила сделку с дьяволом, стала ведьмой. Но ведь Маргарита совершила это ради большой любви. Чувство, которое она испытывает к Мастеру, неразрывно связано с её любовью к людям. Даже в порыве мщения героиня остаётся милосердной. Как только она увидела испуганного малыша в одном из окон, сразу прекратила «дикий разгром» в квартире критика Латунского. Несмотря на превращение в ведьму, героиня не утратила своей истинной женственности и чуткости. По моему мнению, героиня является носителем добра.

Понтий Пилат представляется суровым прокуратором, «свирепым чудовищем». Он был твёрдо убеждён: в мире господствуют те, у кого власть, остальные им подчиняются. Именно Пилат отправил Иешуа на верную смерть, хотя ему был симпатичен этот человек. Тем не менее игемон расквитался с Иудой за предательство и с первосвященником Каифой за требование казни философа. Прокуратор раскаялся и старался спасти Га-Ноцри, но не смог, оказался слаб духом: не решился разрушить свою жизнь ради спасения странника. Он струсил и был наказан – обречён на бессмертие.

Борьба добра и зла будет существовать всегда. Добро не может существовать без зла, они неразрывно связаны тонкой нитью бытия. Человек сам решает, какую сторону ему выбрать. Поэтому каждый обязан отвечать за свои поступки.

Шапкина Виктория

Проблема добра и зла - это вечная проблема, которая волнует человечество на протяжении веков. Автор исследования пытается разобраться, как соотносятся добро и зло в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Всегда ли торжествует добро и всегда ли зло несёт несчастье? Эти и другие вопросы затрагиваются в работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Существует и другая оценка поступка героя. В.А. Чалмаев считает: «Даже после прощения Пилат не может освободиться от мысли о «прошлой казни», ищет подтверждение тому, что ее не было. Тем не менее, он уже неотделим от Иешуа. Он вечно будет воплощением «пилатчины», ухода от своей совести. Понтий Пилат получил свое наказание за трусость – бессмертие вечной вины». Отсюда осуждение как естественная реакция на действия Понтия Пилата. Однако стоит ли торопиться с осуждением героя, ведь в последней главе романа по просьбе Мастера и Маргариты Понтий Пилат получает освобождение и прощение, и вместе с Иешуа уходит по лунной дорожке. Мне почему мне всё-таки ближе оценка Л.М. Яновской, которая более точно, на мой взгляд, отражающей замысел самого писателя, избегающего категоричности.

Понтий Пилат и Иешуа ведут дискуссию о добре и зле. Иешуа верит в добро, в предопределенность исторического развития, ведущего к единой истине. Пилат убежден в неискоренимости зла в человеке. Может быть, ошибаются оба? Путь по лунной дорожке стал итогом в споре Пилата и Иешуа, который навечно их сблизил; так зло и добро слились воедино в человеческой жизни.

Итак, в ершалаимских главах романа Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности. А Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность. Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.

Вывод Воланда известен: человеческая природа не может так быстро перемениться, все осталось по-прежнему. Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, не смогли ничего изменить в современной Москве. Такой вывод делает Булгаков.

Были ли прототипы у Воланда? Скорее всего, нет, потому что сам писатель подчеркивал в письме С. Ермолинскому: «У Воланда никаких прототипов нет, очень прошу тебя, имей это в виду» .

Изображение дьявола в русской и мировой литературе имеет многовековую традицию. Не случайно в образе Воланда сочетается черты героев многих литературных источников. Так например, имя Воланда и эпиграф к роману заимствованы из «Фауста» Гёте.

Воланд наделен всезнанием. Он видит будущее и прошлое, знает мысли своих героев, их намерения и переживания. И здесь нет ничего сверхъестественного, потому что он творец всего этого мира. Я согласна с мнением В.В. Петелина в том, что если «…снять всю внешнюю мишуру, все эти превращения, фантастические картины, все эти одежды, годные только для маскарада, то перед нами предстанет сам Булгаков, тонкий и ироничный». Именно таким тонким и ироничным предстает передо мной
М. А. Булгаков как автор романа.

Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает в своем истинном свете. Воланд не внушает и не сеет зла, он не лжет и не искушает. «Он всего лишь вскрывает зло, разоблачая, сжигая, уничтожая то, что действительно ничтожно», - говорит Л.М. Яновская. И я согласна с этим компетентным мнением.

Таким образом, в московских главах романа Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.

А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.

В этом варианте Бог приказывал сатане и, следовательно, отвечал за все зло мира. В окончательном виде «вина» Бога снимается, князь тьмы получает свое царство в полную власть, и былое распоряжение становится всего лишь просьбой даровать мастеру покой (однако не свет). Здесь зло следует логике парадокса Гёте: желая зла, зло все-таки (иногда) приносит благо. Эта парадоксальная роль делает тьму если не светом, то очищающим огнем.

Нигде в романе не говорится о каком-либо «равновесии» добра и зла, света и тьмы, или о приоритете добра. Эта проблема явно определена, но окончательно не решена автором ни в пользу добра, ни в пользу зла.

Итак, добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве. Если в дуалистических представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла, как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро, а еще точнее – зло ведет нас к добру. В романе «Мастер и Маргарита» добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.

Заключение

В ходе проведенного исследования, проанализировав ершалаимские главы романа, выяснено, что Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности. Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность. Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.

Определено, что в московских главах романа Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.

А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.

Сопоставление добра и зла в двух пластах романа привело к выводу, что добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве. Если в дуалистических представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро, а еще точнее – зло ведет нас к добру. В романе «Мастер и Маргарита» добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.

Гипотеза не нашла своего подтверждения, потому что в этом романе мы увидели, что добро и зло находятся в равновесии без явного преимущества добра, а зло не всегда противопоставлено добру.

Список использованной литературы

  1. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков. Философские науки. 1990.
  2. Абрагам П.Р. Роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова в аспекте литературных традиций. - М., 1989
  3. Белобровцева И., Кульюс С. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий / И.Белобровцева, С.Кульюс. – М., 2007.
  4. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5. Мастер и Маргарита. - М., 1992.
  5. Булгаков М.А. Неизвестный Булгаков. М., 1993.
  6. Булгаков М.А. Великий канцлер: Черновые редакции романа "Мастер и Маргарита" / Публ., вступит.ст. и коммент. В. Лосева. М., 1992.

В мире нет ничего абсолютно белого и абсолютно черного, как говорится: «Даже на солнце есть пятна». Без зла не было бы добра, следовательно, две эти силы дополняют друг друга. В романе Булгакова зло олицетворял Воланд, но он же и содействовал добру, обращая и высмеивая человеческие пороки, воздавая всем наказание по справедливости. Воланд помог воссоединиться и Мастеру с Маргаритой, пусть и путем нелегких испытаний.

Олицетворением добра в романе является Иешуа, проповедующий любовь, милосердие и сострадание. Ему удалось затронуть сердца многих людей, пробудив в них истину и веру в любовь. И несмотря на то, что Иешуа был распят, посеянные им семена добра остались, они продолжали расти и давать свои плоды. Если брать за основу Библию и говорить об Иешуа как об Иисусе Христе, то можно сказать, что память о нем жива по сей день. Миллиарды людей по всему миру верят в него, живя по оставленным им заповедям, значит, посеянное им добро продолжает жить, меняя людей к лучшему, направляя их к истине и к свету.

В романе добро и зло как партнеры в парном танце: один дополняет другого и вместе они составляют отличный тандем. Булгаков показал в своем произведении, что зло и добро всегда рядом, постоянно сменяют друг друга. В жизни, как и в этом романе, человеческая добродетель граничит с подлостью, трусостью, предательством и малодушием.

Самым ярким примером проявления малодушия является поступок Прокуратора, отправившего на казнь Иешуа. Булгакову отлично удалось выстроить и переплести сюжетную линию романа с главами Библии. И в своем произведении он, на мой взгляд, попытался донести до людей главную идею, что всё в этом мире относительно, кроме вечной и всепобеждающей силы - силы любви. Бог есть любовь - об этом сказано в Библии, любовь всё побеждает, всему верит...Так и в романе Булгакова добро и зло объединились для того, чтобы любовь восторжествовала. А значит, любовь важнее и выше всех сил добра и зла вместе взятых. Добро и зло в знаменитом романе служат в качестве инструментов, взаимно дополняющих друг друга.

Например, Воланд устраивает зрелищное представление, участниками которого являются сами люди, здесь с них слетают маски и открываются истинные лица. «Весь мир - театр, а люди в нем - актеры» - так сказал Шекспир. И порой люди действительно выступают в роли кукол-марионеток в руках судьбы и высших сил, но побеждает эти силы и восстанавливает баланс двух начал - добра и зла - истинная любовь, всепобеждающая и всепрощающая.

Воплощением любви в произведении является сама Маргарита, и она тоже соединяет в себе как добро, так и зло. Ей приходится стать настоящей ведьмой, чтобы бороться за свою любовь. Не взаимодействуя с силами зла, она не смогла бы добиться добра, не исполнила бы своё главное предназначение - вернуть своего любимого.

Булгаков затронул в своем романе моральные ценности, продемонстрировав то, что жизнь состоит из вечной борьбы добра и зла, из света и тьмы, и как рассвета не бывает без ночи, так не бывает и любви без боли и страданий.

Проблема добра и зла волновала умы писателей во все времена. Не обошла она и гениального литератора XX века Михаила Афанасьевича Булгакова . Роман «Мастер и Маргарита» писался в 1930-е годы, но был опубликован лишь в 1966 году. Его относили к разряду фантастического, реалистичного, гротескного и даже атеистического. Появление Иешуа Га-Ноцри , прототипа Иисуса Христа, и Сатаны в одном романе, вызвало небывалый интерес. Уже на примере этих персонажей можно было сделать вывод, что фабула произведения основана на борьбе добра со злом. Однако, не обязательно, чтобы это были разные люди, ведь добро со злом могут столкнуться и в одном человеке. Каждая личность, желает того или нет, стоит перед проблемой выбора. То же происходило и с героями романа «Мастер и Маргарита».

Булгаковский Иисус, Иешуа Га-Ноцри, является обычным человеком со своими страхами и слабостями. Он мог бы быть и вовсе слаб, если бы не его вера. Он искренне верит, что все люди на свете добрые и, что злых людей не бывает. Будучи честным человеком, он прямо говорит о своих убеждениях, не отрекаясь от них даже под страхом смерти. Он искренне верит, что когда-нибудь настанет время справедливости и на свете не станет жестокости. Такой выбор делает Иешуа и не отступает со своего пути. За это он наделяется Светом.

Ему противопоставляется прокуратор Иудеи – Понтий Пилат . Этот человек, наделенный властью и силой, также стоит перед выбором: помиловать невинного философа или казнить. Однако ему не хватает храбрости пойти против системы. Опасаясь доноса, он подписывает Иешуа смертный приговор, хотя уверен, что арестант не виновен. В результате это становится тяжким грузом на его совести. Чтобы как-то искупить свою вину, он лично организует убийство предателя Иуды из Кириафа. Но, как оказалось, Иешуа был прав. Искупить вину можно только искренним раскаянием, а не новым убийством. Только после раскаяния Пилату было даровано прощение.

Проблема выбора добра и зла стоит не только перед евангельскими героями, но и перед жителями Москвы 1930-х годов. Так, например, председатель крупного литературного издательства, Михаил Александрович Берлиоз , был наказан и обречен на смерть за неверие в существование Бога и дьявола.

И своего главного героя, именуемого Мастер , автор ставит перед выбором. Однако, поддавшись малодушию и слабости, тот повторяет действия Понтия Пилата. Он отказался бороться за свое произведение и предпочел его сжечь, хотя и знал, что оно достойно публикации. В противовес ему, Маргарита , возлюбленная мастера, занимает более активную позицию. Она готова бороться за благосостояние любимого и его творчества. Ради этого она даже идет на сделку с дьяволом, принимая его условия. У нее нет такой веры как у Иешуа, но зато есть всепоглощающая любовь, от которой она не отрекается. В результате она делает верный выбор. Несмотря на то, что она выбирает сторону сил тьмы, ее выбор не приносит никому горя и страданий.

На примере своих героев, автор всячески старается показать читателю, что в романе никто не совершает грехов по подсказке. Все, что происходит, это сознательный выбор каждого. Поэтому каждый человек в ответе за свои поступки, как хорошие, так и плохие.

Порой жизнь бывает крайне непростой и непонятной. К сожалению, для правильных поступков не предусмотрены инструкции, поэтому такие вопросы, как «прощать — не прощать?» или «мстить – забыть?» становятся риторическими. Это стало почвой для многих литературных произведений, в частности, роман «Мастер и Маргарита» пропитан философией жизни и «напичкан» вопросами о человеческой добродетели.

  1. (Можно ли оправдать жестокость?). «Мастер и Маргарита» — роман, осветивший всевозможные философские темы и затронувший проблемы человеческой жизни. Произведение начинается с рассказа о двух приятелях — Берлиозе и Иване Бездомном, спорящих о вере людей, а точнее, о существовании Бога. В ход их беседы включается таинственный незнакомец, пытающийся рассудить господ в столь тонком вопросе. Однако товарищи проявили упрямство и отказались поверить в существование высших сил. Спустя совсем немного времени Берлиоз попал под трамвай. Мораль, заключенная устами Воланда: «Каждому воздастся по его вере». Можно ли считать это жестокостью со стороны Сатаны, и, если да, то оправданной ли? С его стороны, он заслуженно наказал неверующих, преподал урок. С этого урока началась месть Воланда людям – таким грешным и безбожным. Упрекнуть его можно лишь в радикальности принятых мер, но ведь нельзя не согласиться, что наказания были заслуженными.
  2. (Ложная доброта, превратившаяся в жестокость) Может ли доброта обернуться жестокостью? Да, если обратиться к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд – воплощение Сатаны, он на протяжении всей книги даёт людям жизненные уроки. Стоит вспомнить эпизод из театра Варьете. Воланд решил изучить изменившуюся натуру москвичей, и его свита обнажила человеческие пороки своими фантастическими фокусами. Во время этого представления граждане были в буквальном смысле щедро осыпаны деньгами, женщины одарены последними моделями платьев и самыми модными аксессуарами. Сатана не скупился на такие подарки, которые полностью подчеркнули меркантильность и скупость людей. Жадность, с которой они пытались ухватить «лакомый кусочек», превратила их в животных, которые готовы грызться за желаемую вещь. За своё поведение жадные москвичи поплатились сполна: были раскрыты грешные похождения зрителей, деньги превратились в пыль, а женщины и вовсе оказали обнаженными на улицах города. Воланд проучил поколение, испортившееся квартирным вопросом. Отсюда необходимо вынести, что доброта, воплощенная в поступке, нередко имеет под собой совершенно иные мотивы. Нередко именно она является орудием изощренной жестокости, которой так знаменит Сатана.
  3. (Доброта невозможна без самопожертвования) Что такое доброта? Я думаю, это качество включает в себя такой элемент, как готовность к самопожертвованию. К примеру, главная героиня романа «Мастер и Маргарита», отличающаяся добросердечием, оказалась в довольно непростой жизненной ситуации, со своими проблемами и вопросами без ответов. Ей явно нужна была помощь высших сил, чтобы разобраться в сложившейся обстановке. К её счастью, если так можно сказать, она оказывается интересна явившемуся в город Сатане – Воланду. Она удостаивается чести быть приглашённой на его Великий бал, да ещё и в качестве королевы. По соглашению с дьяволом, в конце бала девушка имела право на просьбу, которую неоспоримо должен был исполнить Воланд. Оказавшись на торжестве нечистых сил, Маргарита заполняет своё одиночество и страх новыми знакомствами. Так, на её пути встречается порочная Фрида, тронувшая героиню своей печальной историей. Жертва страдает от мстительного испытания за свой грешный поступок – она удушила своего нежеланного новорождённого ребёнка. Маргарита настолько проникается судьбой новой знакомой, что в конце бала использует свою просьбу на спасение Фриды от мук. Попросив не за себя, а за другого человека, Маргарита обескуражила участников бала, да и многих читателей. Вместо своего счастья она выбрала помощь нуждающемуся человеку, такая доброта с её стороны заслуживает отдельного поклона. Таким образом, готовность к самопожертвованию – это основной элемент доброты, без которого проявление данного качества невозможно.


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то