Экспрессионизм в литературе: определение, основные черты, писатели-экспрессионисты. Экспрессионизм: представители, примеры и признаки стиля «Экспрессионистское десятилетие» в немецкоязычной литературе

Понятие экспрессионизма восходит к латинскому expressio и французскому expression («выражение»). Это основная характеристика течения авангардистского толка в различных видах европейского искусства первой четверти двадцатого столетия.

Яркие литературные произведения, явившиеся отражением идеологии и эстетики экспрессионизма, подарили миру поэты и писатели Германии и Австрии.

Суть экспрессионизма

(Винцент Ван-гог "Красные виноградники в Арле" )

В литературных произведениях этого направления превалировало не столько стремление воспроизвести действительность, сколько выразить эмоции и чувства автора по поводу изображаемых явлений. Авторская позиция была реакцией острой, болезненной, отражающей глубину переживаний, которые были рождены трагическими событиями начала века - Первая мировая война, революционные движения. На смену изображению пришло выражение, интуиция стала превыше логики - таковы принципы нового направления литературного творчества.

История возникновения

(Амедео Модильяни - "Пейзаж, Южная Франция" )

Писателям и поэтам, живущим в эпоху великих перемен, стал интересен внутренний мир человека в момент глубокого душевного потрясения. Произошел духовный прорыв, в произведениях зазвучали пророческие истины. Со страниц книг, из стихотворных строф выплескивалось ощущение ежедневной боли, высказывалось сомнение в разумности бытия, вставал страх за будущее человека, угроза бессмысленной гибели.

Предшественниками направления считаются французский и немецкий символизм, барокко и романтизм. Приверженцы нового течения ратовали за отказ от абстрактных философских концепций, но хотели проникнуть в скрытый смысл происходящего, становясь активными преобразователями реальности.

Выделяют два периода в развитии течения: ранний экспрессионизм (до 1914) и экспрессионистское десятилетие (1914-1924). Несмотря на столь краткий жизненный цикл, экспрессионизм захватил в свою орбиту 347 авторов.

Яркие представители экспрессионизма в литературе

Пророческий пафос наиболее полно отразился в произведениях немецкого писателя Георга Гейма, писавшего стихи, прозу, пьесы; стихотворения «Война» и «Грядет большое умиранье...» - предсказание будущей войны в Европе.

Австрийский поэт Георг Тракль (полное собрание сочинений вышло под названием «Себастьян во сне») оказал сильнейшее влияние на развитие немецкой поэзии.

(Бертольд Брехт )

Как экспрессионист творил ставший впоследствии широко известным драматургом Бертольд Брехт: «Что тот солдат, что этот», «Святая Иоанна скотобоен».

Роман «Берлин, Александерплац» Альфреда Дёблина входит в пятерку лучших книг на немецком языке.

Георг Кайзер прославился драматургической трилогией «Ад - Путь - Земля».

Поэт и драматург Рейнхарт Зорге считается основоположником экспрессионистской драмы (пьеса «Нищий»).

Литература экспрессионизма - это не отстраненное наблюдение со стороны, а неуемное и энергичное воображение, не пассивное рассматривание действительности, а видение образов в состоянии аффекта и экстаза.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ (франц. expression – выражение) – авангардистское течение в литературе и искусстве начала ХХ в. Основной предмет изображения в экспрессионизме – внутренние переживания человека, выраженные предельно эмоционально – как вопль отчаяния или безудержно-восторженное утверждение.

Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») - течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905-1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника. Экспрессионизм представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, кинематограф, архитектуру и музыку.

Экспрессионизм является одним из самых влиятельных художественных движений XX века, сформировался на немецких и австрийских землях. Экспрессионизм возник как реакция на острейший кризис первой четверти XX века, Первую мировую войну и последующие революционные движения, уродства современной буржуазной цивилизации, что вылилось в стремление к субъективному восприятию действительности и в стремление к иррациональности.

Изначально он появился в изобразительном искусстве (группа «Мост» в 1905 году, «Синий всадник» в 1912), однако обрел свое имя лишь по названию группы художников, которые представлялись на выставке Берлинского сецессиона. В это время понятие распространилось и на литературу, кино и смежные области, везде, где идея эмоционального воздействия, аффектации была поставлена в противовес натурализму и эстетизму. На становление экспрессионизма оказало влияние творчество Энсора Джеймса. Социальный пафос отличает экспрессионизм от авангардистских параллельно развивающихся движений, таких как кубизм и сюрреализм.

Подчеркивалась субъективность творческого акта. Были использованы мотивы боли, крика, так что принцип выражения стал преобладать над изображением

Считается, что экспрессионизм зародился в Германии, и важную роль в его становлении сыграл немецкий философ Фридрих Ницше, привлекший внимание к незаслуженно забытым ранее течениям в античном искусстве.

Под экспрессионизмом применительно к литературе понимают целый комплекс течений и направлений европейской словесности начала XX века, включенных в общие тенденции модернизма. Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии, хотя определенное влияние это направление имело и в других европейских странах: Польше, Чехословакии и др.

В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия»: 1914-1924 годы. При этом предвоенное время (1910-1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). В основном, это связано с тем, что в это время сам термин еще не прижился. Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др. Многие из авторов этого времени не называли себя экспрессионистами, и были причислены к ним лишь позднее (Георг Гейм, Георг Тракль).

Временем расцвета литературного экспрессионизма считаются 1914-1925 годы. В это время в этом направлении работали Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн и др.

Тетрадь

Статья Эдшмида написана в 1917 г. О немецком экспрессионизма мы начинаем говорить с 1910 г.

Очень многие погибли, быстро ушли как поколение. Но потом началась эпоха экспрессионистского кинематографа (Мурнау, например)

Поэзия уже состоялась. Теория говорит о том, что было

Статья à термин приходит из живописи (возможно, так сказал Э.Мунк (норвежский художник) перед своей работой “Крик»

В чем недостаток импрессионизма? à мозаичность, отрывочность.

Какие предметы выбирает экспрессионист в окружающем мире?

Бодлер выбирает искусственное, вторичное. Экспрессионисты же, наоборот, отбрасывают все вторичное, декоративное. Они примитивны, прямолинейны. Много времени уделяется телу, особенного его нездоровому состоянию и духу.

Экспрессионисты считают утопической задачу напрямую подойти к объективной реальности. Подлинный взгляд – взгляд от противного. Сначала удар по глазам, развоплощение, а лишь потом воссоздание.

Эдшмид выступает за абстрагированное, психологическое, духовное искусство Уничтожение прихотливых стилистических аппаратов натурализма и символизма. Они не подлинны.

Экспресиионисты и прозе и поэзии:

(Г.Манн, П.Адлер, Дёблин, Л.Франк, Эренштайн, Вальзер, Кафка, Штернхайм, Бубер) – проза

Развоплощение, деформация

«Чтобы в мире можно было выжить, нужно его деформировать». à главный лозунг экспрессионистов.

Через деформации к абстрактной идее.

Человеческая телесность – инструмент развоплощения действительности.

Зачем изображать гибнущую телесность? à человек со страд.телом – человечество как оно есть (обобщенное страдание) Чья это философия? Шопенгаур + Ницше. Разлагающаяся плоть прикасается ближе к этой абсолютной материи.

Нет страдающей души без разлагающегося тела.

«Сумерки человечества» à антология немецкого экспрессионизма. Вышла в 1919г.

2 экспрес.журнала – «Штурм», «Акцион» + «Пан», «Белые листы».

Сборник «Штурм» à “Сумерки человечества»

«Акцион» à “Товарищи человечества» à политические теории проектируют на соц. действительность.

«Сумерки человечества» à поэты духовицы, эстеты.

У Ницше есть книга «Сумерки кумиров» à название-пародия на “Сумерки богов» à музыкальный цикл Вагнера.

Есть химеры-кумиры, которые должны быть уничтожены.

Есть представление именно об общности. Люди представляют некую слитность. Певцы урбанизма – Бодлер и Верхарн. Ключевое слово – масса.

Лирический герой – часть массы. Есть некий универсальный человеческий опыт. Лир.опыт лишь его повторяет. Такой как все, как многие.

Экспрессионизм – первая литература поколения.



Место действия поэзии – город – ночной, трущобы: больницы, морг, фабрики, ночное кафе, кварталы, каналы.

Почему кафе, кабаре, варьете? Часть берлинской культуры. Увеселительное заведение, Актер, танцовщик – носитель эстетического начала – связь с дионисийским началом. У Ницше многие герои танцуют. Носители площадного, но подлинного искусства. Низкое искусство, как и больной в жизни, - проводники.

Каковы герои? à больные, библейские персонажи (религиозная образность), простолюдины, старики, трупы, есть Офелия, есть Дон Хуан, люди в состоянии безумия, артисты.

Л.Рубинер «Танцовщик Нижинский » à состояние ослепленности. С одной стороны, отдает им себя, он их преобразует. А они ему нужны?

Как представлены образы? Много деталей. Они активные, полноценные герои. Вещи становятся персонажами. Сродни «Башмакам» Ван Гога. Лирический субъект – важное звено поэтичсекого анализа.

«Рождение» (191..г.) à как соотносится лицо и множество. Есть разные местоимения: «мы», (все), «ты» (товарищ, Берлин), «я».

Темпельхофское поле à ярмарка (до этого описываются центральные улицы).

Глобальный контекст сужается.

Сестра à речь идет о любовном свидании. Почему? Христианский подтекст.

Др.христианские мотивы «пламенеющие пальмовые листья над Берлином».

Происхождение всеобщего человеческого опыта и конкретного любовного опыта (от частности к абстракции)

à напоминает стихи Маяковского (те же соотношения лица и множества).

Г.Бенн «Английское кафе»

à каковы уровни восприятия действительности?

Почему английское кафе? à есть некая претензия на

Действие происходит все в том же Берлине

Кто такая Рахиль? à искушение (и библейский герой тоже)

Шарм д,Орси à духи

По меньшей мере выделяются две женщины – Рахиль и какая-то блондинка.

Это конкретное ночное заведение, не дешевое à проститутки конкретных национальностей

Женщина воспринимается через детали

Очень важна рука à обнажена (не было принято)

Также важны духи à сильный запах, чувственное физическое восприятие

Есть некая смена времен года

Почему пальмы так представлены? à продолжение христианских мотивов

Почему Адриатика? à языческое начало

Асфадели à цветы мертвых/смерти

Розы à цветы любви

Радуга à символ счастья + врата для возлюбленных

Все происходит в сознании лирического героя. Через низкое к высокому.

Брехт «Баллада о смерти от любви»

1921 г. à каков культ.контекст?

Любовь – смерть как устойчивое понятие. Действие происходит на чердаке à потом на них обрушились стропила.

Упоминания о детях как будто бы не из этого стихотворения

Много упоминаний о влаге, влажности.

Любовники и зеленое море à “Тристан и Изольда» à Вагнеровское либретто

К высокому можно пробиться только через низкое.

Эта пара отвратительна, но ничем не отличается от Тристана и Изольды (раньше все неприятное вычиталось)

Кафка «Процесс»

Мы имеем дело с текстом подготовленным не Кафкой.

Какова тема и смысл названия?

Есть упоминания и о других процессах (Блок) + др.обвиняемые

1) судебное разбирательство

2) внутренняя история человека

3) некое действие схема поведения

4) метафизические отношения с божественным законом

à религиозную традицию нужно принимать достаточно широко, но, с другой стороны, и предельно конкретно.

Время и место в романе

Скорее всего действие происходит в Праге (Собор, мост + немецкие обращения и имена) à в Праге учатся на немецком в школах

Пейзаж конкретного города (холмы, горы, каменоломня)

Только в финальной главе появляется пейзаж

Именно К. смотрит на/видит пейзаж, поворачивается к нему. Сам ведет стражей.

à упоминание лунного света (романт.общ.место, которое впервые упоминалось у Новалиса)

Еврейская прослойка

Действие в основном происходит в трущобах

Как в целом выглядит город? à узкие улочки, каморки, душные помещения

Страшное место, где проходит суд (в этой же комнате и живут и стирают, и занимаются сексом)

Комната-конструктор

Социальная характеристика à холост. Живет в пансионе, занимает высокую должность прокуриста, разбирается в культуре, знает итальянский язык. Каждую неделю посещает свою любовницу, у него есть дядя, ему 30 лет.

à у нас есть достаточно информации, которая в другом романе могла бы стать ключевой (но т.к. это все оторвано от процесса, мы не столько обращаем на это внимание)

Место его работы – банк (несколько раз встречаются подсобные помещения à алогизм.

àперемещения К. по городу (вверх-вниз à и по улицам, и по лестницам домов).

à связь с Раскольниковым те же путешествия вверх/вниз + тоже ему везде душно, живет в тесной маленькой каморке)

Мы видим не парадные помещения а каморки, тесные комнатушки.

Зачем такой город выбран?

à среда, в которой невозможно жить, город – лабиринт, непредназначенный для нормальной жизни + символ духовного спуска и подъема.

Роман пишется во время 1-ой мировой войны à от дня рождения до дня смерти циклы: год без одного дня à говорит, что через день наступит его д.р. à то есть год.. момента/начала процесса.

Есть повторение деталей à те же стражи, в 1-й и последний день принаряжается + сцена ареста повторятся, когда он рассказывает фройляйн Бюрстнер (моделирует арест) + письма дяде, где речь идет об аресте.

Почему, когда человека сажают в тюрьму, отбирают у него костюм?

à человек теперь не свободен (так же и в ночном одеянии люди приблизительно равны)

Почему процесс длится именно столько?

Можно ли говорит, что это второе рождение. Новое рождение? Смерть?

В романе 10 глав. Как они друг от друга отличаются? На каком этапе сталкиваемся с притчей?

Йозеф К. много занимается своим процессом, но приходи ли он к чему-то? Если ли продвижение?

Его собственное понимание расширяется. Сначала не понимает, за что судят, потом хочет бороться, потом хочет ускорить процесс.

Глава 9 выбивается по содержанию, как и 10 (фрагмент пейзажа в лунном свете. Во-первых, собор, а не суд.канцелярия; во-вторых, есть притча. Приходит, чтобы показать итальянцу достопримечательность. Шел не своему делу, но пришел в итоге куда надо (случайно, нет рационального зерна).

Кем оказывается священник в соборе? Тюремный капеллан.

Тоже разговаривает о процесса, впервые доверяет человеку, с которым говорит.

К.говорит, что он невиновен (до этого лишь ищет людей, которые могли бы его оправдать)

Некая параллель с Чацким

(К. стремится объяснить суду, что этот процесс не соответствует его выс.представлениям; занят всем кроме цели – оправдания себя).

Священник зовет его по имени – Йозеф К. à на молитве фамилия несущественна.

О чем разговор и по какому поводу рассказана притча?

В 9-й главе есть некий прогресс à четко заявляет о невиновности.

В христианстве человек не может быть невиновным à первородный грех и т.д.

Правильное восприятие явления и неправильное толкование того же явления, никогда полностью взаимно не исключаются.

à ты можешь знать или чувствовать, но не можешь вербализовать

Объяснение писательской несостоятельности

Каков смысл притчи?

à что такое Закон? Врата предназначены лишь для одного человека. М.б. небесные врата (врата рая), м.б. столпы Завета, т.е. Ветхий Завет (Закон vs Благодать – Евангелие) Каждый человек рожден, у каждого свои врата, каждый по-своему виновен.

Какова личность привратника?

à непонятно, добрый он или злой, умный или глупый

Обычно священник и притча отвечают на все наши вопросы, а тут все еще более загадочно.

à после долгих мытарств нас просят принять все, как есть (утверждается некий абсолютный релятивизм)

Так почему тогда конец таков? Казнят в каменоломне. Почему не вешают? Убийство на камне – жертвоприношение (то, что Бог потребовал от Авраама – казнить Исаака)

«Позор» в конце текста à внутреннее чувство стыда

à некое личное отношение прослеживается

Манера повествования – несобственно прямая речь (передача слов персонажа)

Есть повествователь, есть изложенные мысли героя, есть прямая речь (в первых восьми главах почти нет собственно прямой речи). Потом повествователя становится меньше, а потом и вовсе исчезает + преклоняется.

Йозеф К. виновен, потому наказан à Кафка так считает

Рассматривая эстетические позиции экспрессионизма, следует обратить внимание на то, что экспрессионизм складывался, прежде всего, в процессе отталкивания. Именно отрицание образует основу экспрессионистского мироощущения. Возникновение движения экспрессионизма в литературе Германии было связано с тем, что новое поколение немецких поэтов и писателей, решительно заявившее о себе в первое десятилетие XX века, не устраивало положение относительной стабильности в культуре Германии. По их мнению, натуралисты так и не смогли осуществить обещанные революционные преобразования в области культуры и к началу века уже не были в состоянии сказать ничего нового в литературе. Экспрессионисты стремились преодолеть эту неподвижность, непродуктивность мысли и действия, которая воспринималась ими как духовный застой и общий кризис интеллигенции. По убеждению теоретиков экспрессионизма, натуралистическое искусство, неоромантизм, импрессионизм, «югендстиль» (как в немецкоязычных странах называли стиль «модерн») отличаются нефункциональностью, поверхностностью, которые затмевают истинную сущность вещей. С отрицания предшествующих литературных традиций, с сознательного отклонения от того направления, которого придерживалась не только немецкая, но и вся европейская литература XIX века, и с противопоставления своего творчества всем существовавшим художественным течениям, прежде всего, натурализму и импрессионизму, а в поэзии - символизму и неоромантизму, и начался экспрессионизм.

Формирование экспрессионизма как направления началось с двух объединений художников: в 1905 году в Дрездене возникла группа «Мост» (Die Brticke, в нее вошли Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель, Карл Шмидт-Ротлуф, позднее - Эмиль Нольде, Отто Мюллер, Макс Пехштейн), а в 1911 году в Мюнхене была создана группа «Синий всадник» (Der blaue Reiter, среди участников: Франц Марк, Август Макке, Василий Кандинский, Лионель Файнингер, Пауль Клее). Литературный экспрессионизм начался с творчества нескольких больших поэтов: Эльзы Ласкер-Шюлер (1976-1945), Эрнста Штадлера (1883-1914), Георга Гейма (1887-1912), Готфрида Бенна (1886-1956), Иоганнеса Роберта Бехера (1891 - 1958), Георга Тракля (1887-1914). Объединение поэтов и писателей, провозгласивших себя экспрессионистами, происходило вокруг двух литературных журналов - «Штурм» (Der Sturm, 1910-1932) и «Акцион» (Die Aktion, 1911 - 1933), которые находились в полемике друг с другом по вопросу отношений искусства и политики, однако при этом часто на страницах обоих изданий печатались одни и те же авторы.

Многие теоретики экспрессионизма видели его своеобразие не столько в новизне провозглашаемых им принципов, сколько в качественно новом подходе ко всем явлениям действительности, в первую очередь социальной. М. Гюбнер, один из виднейших пропагандистов экспрессионизма, представляет его историческую миссию следующим образом: «Импрессионизм - есть учение о стиле, экспрессионизм же - норма наших переживаний, действий и, следовательно, основа целого миропонимания... Экспрессионизм имеет более глубокий смысл. Он обозначает целую эпоху. Единственно равносильным противником ему является натурализм. ...Экспрессионизм есть жизнеощущение, сообщающееся человеку теперь, когда мир превращен в ужасающие развалины, для создания новой эры, новой культуры, нового благополучия» .

Надо отметить, что и сами художники экспрессионизма в своих попытках теоретически осмыслить характерные особенности и специфику их метода, часто рисовали процесс формирования основ экспрессионизма только как процесс отталкивания от старых принципов (прежде всего, от натуралистических и импрессионистических), причем не в виде диалектической борьбы противоположностей, а как процесс антиномичный, в ходе которого старое и новое представлялись в качестве антиподов. Также и многие исследователи предпочитают раскрывать суть экспрессионизма и выделять его основные характерные черты через сопоставление, а чаще противопоставление его другим художественными течениями, считая этот путь наиболее удачным. «Только сумма негативных признаков, сумма несходств позволяет вычленить экспрессионизм из мирового литературного и художественного процесса как нечто цельное и единое» , - считает В. Топоров. Однако такой подход, как нам кажется, не лишен односторонности: уделяя особое внимание отличиям экспрессионизма от других - традиционных и модернистских методов, он одновременно оставляет в тени момент преемственности.

Даже несмотря на решительный отказ экспрессионистов от всего ранее существовавшего в мировом искусстве, необходимо признать наличие параллелей между экспрессионистами и некоторыми из их предшественников и современников. В частности, сами участники объединений «Мост» и «Синий всадник» находили истоки своего творчества в художественных традициях других европейских стран, в творчестве бельгийца Джеймса Энсора, норвежца Эдварда Мунка, француза Винсента Ван-Гога. Также ими признавалось большое влияние на их творчество французских художников конца XIX века (Анри Матисс, Андре Дерен и др.), кубистов Пабло Пикассо и Робера Делоне. В критике же неоднократно подчеркивалась связь экспрессионизма с романтизмом, с эстетикой литературного движения «Буря и натиск» (Sturm und Drang, 1770-е годы). Прослеживаются параллели между экспрессионистским и натуралистическим изображением человека. Говорится и о том, что существует нечто общее между первыми сборниками экспрессионистской лирики и поэзией импрессионизма. Также предшественников экспрессионистов видят в Августе Стриндберге, Георге Бюхнере, Уолте Уитмене, Франке Ведекинде.

Нельзя не упомянуть и о том большом влиянии, которое оказали на экспрессионизм славянские культуры и литературы. Безусловно, прежде всего, это касалось русской литературы, в частности, творчества Ф. М. Достоевского и Л. Андреева, которых также часто называют предшественниками экспрессионистов. Кроме того, многие исследователи объясняют некоторые особенности поэтики экспрессионизма значительным воздействием на него славянского культурного ареала, о чем, например, пишет в предисловии к сборнику экспрессионистской прозы «Предчувствие и прорыв. Экспрессионистская проза» («Ahnung und Aufbruch. Expressionistische Prosa», 1957) немецкий писатель и публицист К. Оттен, который указывает на два важнейших обстоятельства возникновения немецкого экспрессионизма. Первое обстоятельство - это «славянско-немецкое происхождение, которым объясняется та особая глубина рокового отношения к миру, встречающаяся у Кафки, Музиля и Тракля» К А второе - перенос «центра тяжести» немецкой литературы на восток, в чешско-австрийскую среду, из которой вышли такие видные авторы, как Макс Брод, Зигмунд Фрейд, Карл Краус, Франц Кафка, Роберт Музиль, Райнер Мария Рильке, Франц Верфель, Пауль Адлер и Стефан Цвейг. О том же еще в 1921 году писал и хорватский экспрессионист-драматург Й. Кулунджич: «Россия и Германия, обращенные к исконным формам восточной мистики, создали новую культуру, новое искусство» .

Для нашего исследования также важно будет определить, какие силы притяжения и отталкивания действовали между экспрессионизмом и романтизмом, а также экспрессионизмом и натурализмом, поскольку именно связь с традициями и эстетикой этих двух художественных течений оказывается одним из наиболее актуальных вопросов при изучении словацкого экспрессионизма.

Для экспрессионистов, как и для романтиков, «характерно внимание к интуитивным основам творчества, к мифу, как целостному выражению подсознательных глубин человека и источнику образов искусства, отказ от пластической завершенности и гармонической упорядоченности внутреннего и внешнего в искусстве Возрождения и классицизма, подчеркивание динамичности, незавершенности, “открытости” художественного высказывания» . Много общего у экспрессионистов с романтиками и во взглядах на природу искусства: их роднит признание идеальной сущности искусства, а также рассмотрение фактов искусства как оформления всеобщего духовного ощущения, владеющего душой художника. Проявлявшиеся в произведениях романтиков убежденность в преимуществах интуиции перед интеллектом, в необходимости иррационального постижения действительности, тенденция к символизации, тяга к условным формам, фантазии, гротеску также встречаются и в творчестве экспрессионистов.

Однако между экспрессионизмом и романтизмом существует немало различий. Экспрессионисты, в отличие от романтиков, не создают новый мир идеала, мечты, а разрушают мир старых иллюзий, не творят прекрасные формы, а уничтожают их, деформируют оболочку вещей, чтобы суть их могла выразить себя. При этом если романтизму свойственно глубокое восхищение красотой мира, стремление воссоздать ее в своих произведениях, используя при этом довольно традиционную форму, то экспрессионизм выражает протест против действительности, изменяя и ломая привычные пропорции, формы и очертания. Характерное для романтиков стремление к жиз- неподобию, гармонии и красоте у экспрессионистов заменяет желание шокировать публику, заставить читателя, зрителя или слушателя содрогнуться, пробудить в нем чувство возмущения и ужаса к современному миру. По словам Г. Недошивина, экспрессионизму свойственно «органическое отвращение ко всякой гармонии, уравновешенности, душевной и умственной ясности, спокойности и строгости форм» . При создании образа экспрессионисты не руководствуются принципом объективного сходства-несходства объекта и изображения, но основываются на собственных ощущениях, на своем отношении к данному объекту. Как отмечает английский теоретик Дж. Гуд- дон, «художник сам определяет форму, образ, пунктуацию, синтаксис. Любые правила и элементы писательства можно деформировать во имя цели» .

При необыкновенном интересе к человеческой личности как со стороны романтиков, так и экспрессионистов, они, однако, по-разному подходят к изображению человека: в отличие от романтиков, внимание экспрессионистов приковано не к отдельной личности, не к неповторимым ее чертам, а к типовому, родовому, сущностному в ней. Герои экспрессионизма не возвышаются над толпой, а тонут, растворяются в ней, принося себя в жертву общему делу. Именно экспрессионизм вводит в искусство нового героя - человека массы, толпы. Однако и такой герой чувствует себя беспомощным перед грозной действительностью в отчужденном, враждебном ему мире. Это все тот же самый «маленький человек», подавленный жестокими условиями существования, ощущающий свое одиночество, бессилие, но еще пытающийся постичь тяготеющий над ним закон.

И все же, несмотря на такие существенные различия между этими двумя художественными направлениями, в связи с экспрессионизмом часто говорят о возрождении романтизма на почве культуры XX века, сам экспрессионизм называя «в известной мере наследником романтизма» , «формой неоромантической реакции» и т.п.

Также многое роднит экспрессионизм с эстетикой натурализма, хотя и это художественное направление не раз подвергалось серьезной критике со стороны экспрессионистов. По их мнению, натурализм лишь скользит по поверхности явлений, не стремясь к ноуменальному и оставаясь на уровне феноменального. В этом смысле экспрессионизм идет дальше, ставя перед собой более общие и абсолютные вопросы, что продиктовано его стремлением восстановить связь частного человеческого бытия с жизнью всего человечества и природы. Сам человек рассматривается уже не в полной зависимости от мира, среды, обстоятельств, как это было в натурализме, но акцент делается на внутренних мотивировках его поступков, на изменчивости его внутреннего состояния, что экспрессионисты начинают называть «прорывом сквозь факты». Объявляя творчески бесплодными попытки воспроизводить в искусстве «живую жизнь», экспрессионизм противопоставляет принципу правдоподобного изображения действительности «подчеркнутую гротескность образов, культ деформации в самых разных ее проявлениях» .

Принципиально новый взгляд демонстрирует экспрессионизм и на роль художника: это уже не «гений» романтизма, по законам красоты творящий прекрасный мир идеала, противопоставляемый миру низменной реальности; и это не фотограф-натуралист, бесстрастно копирующий факты, кредо которого - показывать, но не делать выводов; он - пророк, устами которого вещает, а иногда и кричит сама жизнь, раскрывающая перед ним свои тайны.

Таким образом, при заявленном решительном отклонении нового направления от всех предшествующих художественных традиций, отталкивание экспрессионизма от прошлого не было абсолютным: связь его с эстетикой романтизма и натурализма, а также с модернистскими течениями (символизмом, импрессионизмом, дадаизмом, сюрреализмом и другими) несомненна. На это обстоятельство указывает, например, А. Зёргель, отмечая, что «экспрессионизм был тысячами нитей связан с немецкой почвой, с натуралистической школой, со всем культурно-историческим развитием эпохи» .

Интересный подход к изучению экспрессионизма мы находим в работах некоторых исследователей, которые заостряют внимание на выявлении типологической природы экспрессионизма и при этом находят ее черты в практике далекого прошлого. Внеисторическое рассмотрение феномена экспрессионизма присуще, например, концепциям В. Воррингера, К. Эдшмида, М. Крелля, М. Гюбнера, В. Кандинского. В них констатируется его типологическое родство с примитивным искусством, готикой и романтизмом. Подобный подход вычленяет анализируемое явление из конкретных исторических рамок, придает ему характер вневременной, извечно существующей структуры. Так, К. Эдшмид в своих выступлениях отмечает: «Экспрессионизм существовал всегда. Нет страны, в которой его не было бы, нет религии, которая не создала бы его в лихорадочном возбуждении. Нет племени, которое не воспевало бы в экспрессионистских формах неясное божество. Созданный в великие эпохи могучих страстей, питаемый глубинными слоями жизни, экспрессионизм был стилем всеобщим - он существовал у ассирийцев, персов, древних греков, египтян, в готике, примитивном искусстве, у старых немецких художников.

У первобытных народов экспрессионизм стал выражением страха и благоговения перед божеством, воплощенным в безграничной природе. Он стал естественнейшим элементом в работах мастеров, душа которых была переполнена творческой силой. Он - в драматическом экстазе картин Грюневальда, в лирике христианских песнопений, в динамике пьес Шекспира, в статичности пьес Стринд- берга, в той неумолимости, которая присуща даже самым ласковым китайским сказкам. В наши дни он охватил целое поколение» .

В отличие от работ К. Эдшмида, в исследованиях В. Воррингера, Ю. Кайма, В. Зокеля вневременность экспрессионизма не выступает как нечто изначально присутствующее в душе художника. В них делается попытка проследить развитие художественного сознания и подчеркнуть закономерность появления экспрессионизма в определенные периоды времени, что объясняется как возвращение к утраченным ценностям. «Рассматриваемый чисто отвлеченно, наплыв романтическо-мистических идей является не чем иным, как реакцией на предшествующий период максимально конкретного миросозерцания» , - пишет Ю. Кайм. Другой немецкий исследователь В. Зокель описывает появление экспрессионизма в начале XX века следующим образом: «В конце первого десятилетия XX века в западном искусстве и литературе произошла всеобъемлющая революция, состоявшая в самой непосредственной связи с научными переворотами той эпохи. ...Но каким бы шокирующим и разрушительным ни было это рождение новой эпохи, она не являлась чем-то совершенно новым - это была кульминация того развития, которое происходило на протяжении всего XIX века, и корни которого уходят в еще более давние эпохи» .

Несмотря на многообразие различных теорий и концепций об экспрессионизме, в целом мы вынуждены согласиться с Н. Пестовой, которая считает, что до сих пор «экспрессионизм был понят и осмыслен односторонне как “крик”, как пафос разрушения или утопии, а не как комплексное художественное воплощение глобального отчуждения человека» . Как отмечает исследовательница в своей монографии «Лирика немецкого экспрессионизма: профили чу- жести», «литературный экспрессионизм предстает понятием более широким, чем стиль, так как его поэтика явно выходит за рамки простого набора поэтических приемов и формируется под сильнейшим воздействием более глобальных интеллектуальных проектов начала века»

экспрессионизм литература андреев

Важно подчеркнуть, что экспрессионизм не был оформлен организационно как самостоятельное художественное течение и проявлялся через миросозерцание творца, через определенный стиль и поэтику, возникавшие внутри разных течений, делая их границы проницаемыми, условными. Так, в рамках реализма рождался экспрессионизм Леонида Андреева, в символистском направлении обособлялись произведения Андрея Белого, среди книг акмеистов выделялись поэтические сборники Михаила Зенкевича и Владимира Нарбута, а у футуристов сближался с экспрессионизмом «крикогубый Заратустра» Владимир Маяковский. Характерные для экспрессионизма тематические и стилеобразующие признаки находили воплощение в деятельности ряда групп (экспрессионисты И. Соколова, «Московский Парнас», фуисты, эмоционалисты) и в творчестве отдельных авторов на разных этапах их эволюции, порою в единичных произведениях.

Глубина и сложность процессов, одновременно и разнонаправленно совершавшихся в русской литературе 1900-1920-х гг., выразилась в интенсивном поиске способов и средств обновления художественного языка для все более тесной связи с современностью. Потребность быть современным как никогда остро переживалась и писателями-реалистами, и символистами, и теми, кто желал сбросить их с «парохода современности». Русская словесность проявляла не только интерес к повседневной жизни человека и общества (политической, религиозной, семейно-бытовой), но стремилась вмешиваться в нее

3. Леонимд Николамевич Андремев (9 (21) августа 1871, Орёл, Российская империя -- 12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия) -- русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Считается родоначальником русского экспрессионизма.

Первые произведения Леонида Андреева, во многом под воздействием бедственных условий, в которых тогда находился писатель, проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). Однако ещё в раннем периоде творчества писателя проявились его основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»), возникает увлечение спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Рассказы «Губернатор», «Иван Иванович» и пьеса «К звёздам» отражают симпатию писателя к революции. Однако после начала реакции 1907 г. Леонид Андреев отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям (см. «Рассказ о семи повешенных»). В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны (реакция на Русско-японскую войну 1905 г.). Недовольство его героев окружающим миром и порядками неизменно выливается в пассивность или анархический бунт. Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией, идеей о торжестве иррациональных сил.

Несмотря на патетический настрой произведений, литературный язык Андреева, напористый и экспрессивный, с подчёркнутым символизмом, встречал широкий отклик в художественной и интеллигентской среде дореволюционной России. Положительные отзывы об Андрееве оставили Максим Горький, Рерих, Репин, Блок, Чехов и многие другие. Произведения Андреева отличает резкость контрастов, неожиданные повороты сюжета, в сочетании со схематической простотой слога. Леонид Андреев признан ярким писателем Серебряного века русской литературы.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то