Краткая биография льва толстого. Краткая биография толстого льва николаевича - детские и юношеские годы, поиск своего места в жизни Лев толстой краткое

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828 года, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 ноября 1910 года, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) — граф, русский писатель.

Родился в аристократической графской семье. Получил домашнее образование и воспитание. В 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков, затем учится на юридическом факультете. В 1847, не окончив курс, уходит из университета и приезжает в Ясную Поляну, полученную им в собственность по разделу отцовского наследства. В 1851 осознав бесцельность своего существования и, глубоко презирая самого себя, отправился на Кавказ в действующую армию. Там он стал работать над своим первым романом "Детство. Отрочество. Юность". Через год, когда роман опубликовали, Толстой стал литературной знаменитостью. В 1862, 34 лет от роду, Толстой женился на Софье Берс, восемнадцатилетней девушке из дворянской семьи. В течение первых 10—12 лет после женитьбы он создает «Войну и мир» и «Анну Каренину». В 1879 начинает писать "Исповедь". 1886 "Власть тьмы", в 1886 пьесу "Плоды просвещения", в 1899 году на свет выходит роман "Воскресенье", драма "Живой труп" 1900, повесть "Хаджи-Мурат" 1904. Осенью 1910 года, выполняя свое решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну, отрекшись от «круга богатых и ученых». Заболев в пути, умер. Был похоронен в Ясной Поляне.

ОСЕЛ В ЛЬВИНОЙ ШКУРЕ

Осел надел львиную шкуру, и все думали — лев. Побежал народ и скотина. Подул ветер, шкура распахнулась, и стало видно осла. Сбежался народ: исколотили осла.

КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами — и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.
Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

КУРИЦА И ЛАСТОЧКА

Курица нашла змеиные яйца и стала их высиживать. Ласточка увидала и говорит:
“То-то, глупая! Ты их выведешь, а как вырастут, они тебя первую обидят”.

ЖИЛЕТКА

Один мужик занялся торговлей и так разбогател, что стал первым богачом. У него служили сотни приказчиков, и он их всех и по имени не знал.
Пропало раз у купца двадцать тысяч денег. Стали старшие приказчики разыскивать и разыскали того, кто украл деньги.
Пришел старший приказчик к купцу и говорит: “Я вора нашел. Надо его в Сибирь сослать”.
Купец говорит: “А кто украл?” Старший приказчик говорит:
“Иван Петров, сам признался”.
Купец подумал и говорит: “Ивана Петрова надо простить”.

Приказчик удивился и говорит: “Как же простить? Этак и те приказчики то же будут делать: все добро растаскают”. Купец говорит: “Ивана Петрова надо простить: когда я начинал торговать, мы с ним товарищами были. Когда я женился, мне под венец надеть нечего было. Он мне свою жилетку дал надеть. Ивана Петрова надо простить”.

Так и простили Ивана Петрова.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лисица увидала — висят спелые кисти винограда, и стала прилаживаться, как бы их съесть.
Она долго билась, но не могла достать. Чтобы досаду заглушить, она говорит: “Зелены еще”.

УДАЧА

Приехали люди на остров, где было много дорогих каменьев. Люди старались найти больше; они мало ели, мало спали, а все работали. Один только из них ничего не делал, а сидел на месте, ел, пил и спал. Когда стали собираться домой, они разбудили этого человека и сказали: “Ты с чем же домой поедешь?” Он взял поднял горсть земли под ногами и положил в сумку.

Когда все приехали домой, этот человек достал свою землю из сумки и в ней нашел камень драгоценнее всех других вместе.

РАБОТНИЦЫ И ПЕТУХ

Хозяйка по ночам будила работниц и, как запоют петухи, сажала за дело. Работницам тяжело показалось, и они вздумали убить петуха, чтобы не будил хозяйки. Убили, им стало хуже: хозяйка боялась проспать и еще раньше стала поднимать работниц.

РЫБАК И РЫБКА

Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:
“Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет”.
Рыбак и говорит:
“Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит”.

ОСЯЗАНИЕ И ЗРЕНИЕ

(Рассуждение)

Заплети указательный палец с средним и заплетенными пальцами потрогивай маленький шарик так, чтобы он катался промеж обоих пальцев, а сам закрой глаза. Тебе покажется, что два шарика. Открой глаза, — увидишь, что один шарик. Пальцы обманули, а глаза поправили.

Погляди (всего лучше сбоку) на хорошее чистое зеркало: тебе покажется, что это окно или дверь и что там сзади что-то есть. Ощупай пальцем, — увидишь, что это зеркало. Глаза обманули, а пальцы поправили.

ЛИСИЦА И КОЗЕЛ

Захотелось козлу напиться: он слез под кручь к колодцу, напился и отяжелел. Стал он выбираться назад и не может. И стал он реветь. Лисица увидала и говорит:

“То-то, бестолковый! Коли бы у тебя сколько в бороде волос, столько бы в голове ума было, то прежде, чем слезать, подумал бы, как назад выбраться”.

КАК МУЖИК УБРАЛ КАМЕНЬ

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.
Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.
А один мужик сказал: “А я уберу камень и возьму за это 100 рублей”.
У него спросили, как он это сделает. И он сказал: “Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею”.
Мужик так и сделал, и ему дали 100 рублей и еще 100 рублей за умную выдумку.

СОБАКА И ЕЕ ТЕНЬ

Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, — она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а свое волною унесло.

И осталась собака ни при чем.

СУДОМА

В Псковской губернии, в Пороховском уезде, есть речка Судома, и на берегах этой речки есть две горы, друг против дружки.

На одной горе был прежде городок Вышгород, на другой горе в прежние времена судились славяне. Старики рассказывают, что на этой горе в старину с неба висела цепь и что кто был прав, тот до цепи доставал рукой, а кто был виноват, тот не мог достать. Один человек занял у другого деньги и отперся. Привели их обоих на гору Судому и велели доставать до цепи. Тот, кто давал деньги, поднял руку и сразу достал. Пришел черед виноватому доставать. Он не отпирался, а только отдал свой костыль подержать тому, с кем судился, чтобы ловчее было руками достать до цепи; протянул руки и достал. Тогда народ удивился: как, оба правы? А у виноватого костыль был пустой, и в костыле были запрятаны те самые деньги, в каких он отпирался. Когда он отдал в руки костыль с деньгами подержать тому, кому он должен был, он с костылем отдал и деньги, и потому достал цепь.

Так он обманул всех. Но с тех пор цепь поднялась на небо и больше не спускалась. Так рассказывают старики.

САДОВНИК И СЫНОВЬЯ

Хотел садовник сыновей приучить к садовому делу. Когда он стал умирать, позвал их и сказал:

“Вот, дети, когда я умру, вы в виноградном саду ищите, что там спрятано”.

Дети подумали, что там клад, и когда отец умер, стали рыть и всю землю перекопали. Клада не нашли, а землю в винограднике так хорошо перекопали, что стало плода родиться много больше. И они стали богаты.

ОРЕЛ

Орел свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.

Один раз подле дерева работал народ, а орел подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орел выронил рыбу, а люди подняли ее и ушли.

Орел сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орел устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.

Тогда орел отлетел от них и сел на верхний сук дерева.

Орлята засвистали и запищали еще жалобнее.

Тогда орел вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею, в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетал к дереву, он оглянулся, — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, а орел разорвал рыбу и накормил детей.

МЫШЬ ПОД АМБАРОМ

Жила одна мышь под амбаром. В полу амбара была дырочка, и хлеб сыпался в дырочку. Мыши житье было хорошее, но она захотела похвастаться своим житьем. Прогрызла больше дыру и позвала других мышей к себе в гости.

“Идите, — говорит, — ко мне гулять. Я вас угощу. Корму на всех достанет”. Когда она привела мышей, она увидала, что дыры совсем не было. Мужик приметил большую дыру в полу и заделал ее.

ЗАЙЦЫ И ЛЯГУШКИ

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь: “И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!”
И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит:
“Стойте, ребята! Подождем топиться; вот лягушачье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся”.

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА

Одному мужику захотелось есть. Он купил калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил другой калач и съел; ему все еще хотелось есть. Он купил третий калач и съел, и ему все еще хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт. Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

“Экой я дурак! что ж я напрасно съел столько калачей? Мне бы надо сначала съесть одну баранку”.

ПЕТР I И МУЖИК

Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.
Царь и говорит: “Божья помощь, мужик!”
Мужик и говорит: “И то мне нужна божья помощь”.
Царь спрашивает: “А велика ли у тебя семья?”

— У меня семьи два сына да две дочери.

— Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь?

— А я деньги на три части кладу: во-первых — долг плачу, в-других — в долг даю, в-третьих — в воду мечу.

Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг дает, и в воду мечет.
А старик говорит: “Долг плачу — отца-мать кормлю; в долг даю — сыновей кормлю; а в воду мечу — дочерей рощу”.
Царь и говорит: “Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду”.
Мужик говорит: “Найдешь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо”.
Царь и говорит: “Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня”.

— Мне, сударь, водить некогда: нам в крестьянстве день дорого стоит.

— Ну, дорого стоит, так я заплачу.

— А заплатишь — пойдем.
Сели они на одноколку, поехали. Стал дорогой царь мужика спрашивать: “Далече ли ты, мужичок, бывал?”

— Кое-где бывал.

— А видал ли царя?

— Царя не видал, а надо бы посмотреть.

— Так вот, как выедем в поле — и увидишь царя.

— А как я его узнаю?

— Все без шапок будут, один царь в шапке.

Вот приехали они в поле. Увидал народ царя — все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.
Вот он и спрашивает: “А где же царь?”

Говорит ему Петр Алексеевич: “Видишь, только мы двое в шапках — кто-нибудь из нас да царь”.

ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ

Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веник и говорит:
“Сломайте!”
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
“Так-то и вы; если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит”.

ОТЧЕГО БЫВАЕТ ВЕТЕР?

(Рассуждение)

Рыбы живут в воде, а люди в воздухе. Рыбам не слышно и не видно воды, пока сами рыбы не шевелятся или пока вода не шевелится. И нам также не слышно воздуха, пока мы не шевелимся или воздух не шевелится.

Но как только мы побежим, мы слышим воздух — нам дует в лицо; а иногда слышно, когда мы бежим, как воздух в ушах свистит. Когда же отворим дверь в теплую горницу, то всегда дует ветер низом со двора в горницу, а верхом дует из горницы на двор.

Когда кто-нибудь ходит по комнате или махает платьем, то мы говорим: “он ветер делает”, а когда топят печку, всегда в нее дует ветер. Когда на дворе дует ветер, то он дует целые дни и ночи, иногда в одну сторону, иногда в другую. Это бывает оттого, что где-нибудь на земле воздух очень разогреется, а в другом месте остынет, — тогда и начинается ветер, и низом идет холодный дух, а верхом — теплый, так же как с надворья в избу. И до тех пор дует, пока не согреется там, где было холодно, и не остынет там, где было жарко.

ВОЛГА И ВАЗУЗА

Были две сестры: Волга и Вазуза. Они стали спорить, кто из них умнее и кто лучше проживет.

Волга сказала: “Зачем нам спорить, — мы обе на возрасте. Давай выйдем завтра поутру из дому и пойдем каждая своей дорогой; тогда увидим, кто из двух лучше пройдет и скорее придет в Хвалынское царство”.

Вазуза согласилась, но обманула Волгу. Только что Волга заснула, Вазуза ночью побежала прямой дорогой в Хвалынское царство.

Когда Волга встала и увидала, что сестра ее ушла, она ни тихо, ни скоро пошла своей дорогой и догнала Вазузу.

Вазуза испугалась, чтоб Волга не наказала ее, назвалась меньшой сестрой и попросила Волгу довести ее до Хвалынского царства. Волга простила сестру и взяла с собой.

Река Волга начинается в Осташковском уезде из болот в деревне Волге. Там есть небольшой колодезь, из него течет Волга. А река Вазуза начинается в горах. Вазуза течет прямо, а Волга поворачивает.

Вазуза весной раньше ломает лед и проходит, а Волга позднее. Но когда обе реки сходятся, в Волге уже 30 саженей ширины, а Вазуза еще узкая и маленькая речка. Волга проходит через всю Россию на три тысячи сто шестьдесят верст и впадает в Хвалынское (Каспийское) море. И ширины в ней в полую воду бывает до двенадцати верст.

СОКОЛ И ПЕТУХ

Сокол привык к хозяину и ходил на руку, когда его кликали; петух бегал от хозяина и кричал, когда к нему подходили. Сокол и говорит петуху:

“В вас, петухах, нет благодарности; видна холопская порода. Вы, только когда голодны, идете к хозяевам. То ли дело мы, дикая птица: в нас и силы много, и летать мы можем быстрее всех; а мы не бегаем от людей, а сами еще ходим к ним на руку, когда нас кличут. Мы помним, что они кормят нас”.
Петух и говорит:
“Вы не бегаете от людей оттого, что никогда не видали жареного сокола, а мы то и дело видим жареных петухов”.

// Февраль 4, 2009 // Просмотров: 113 741

(09.09.1828 - 20.11.1910).

Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении «Кремль». Москва здесь названа «величайшим и многолюднейшим городом Европы», стены которого «видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых». Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.

Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.

Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня («История вчерашнего дня»). Тогда же была начата повесть «Детство». Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856), в повести «Казаки» (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть «Детство», в 1852 г. напечатанная в журнале «Современник».

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1856 гг.». Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но однако «Георгия» он так и не получил. В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал «Солдатский вестник» («Военный листок»), но его издание не было разрешено императором Николаем I.

Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу.

После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле. Вскоре в Ясной Поляне, когда Толстой находился в отъезде, жандармы произвели обыск в поисках тайной типографии, которую писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом. Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике («О народном образовании», «Воспитание и образование», «Об общественной деятельности на поприще народного образования» и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с учениками («Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы», «О методах обучения грамоте», «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят»). Толстой-педагог требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей.

Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести «Детство», «Отрочество» и «Юность», «Молодость» (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман «Четыре эпохи развития».

В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.

Писатель работает над романом «Война и мир» (1863-1869). Завершив «Войну и мир», Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав «петровского» романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание «Азбуки», а затем и «Новой азбуки». Тогда же им были составлены «Книги для чтения», куда он включил много своих рассказов.

Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - «Анна Каренина».

Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 - нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В «Исповеди» (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону «простого трудового народа».

В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате «Так что же нам делать?» (1882-1886). В них писатель сделал основной вывод: "… Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". «Исповедь» и «Так что же нам делать?» представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений - по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,- займет большое место в его творчестве.

В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: «Критика догматического богословия», «В чем моя вера?», «Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий», «Царство божие внутри вас». В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство «Посредник», печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для «простого» народа, был рассказ «Чем люди живы». В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма «Власть тьмы» (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под «властью денег» рушились вековые патриархальные порядки.

В 1880 гг. появились повести Толстого «Смерть Ивана Ильича» и «Холстомер» («История лошади»), «Крейцерова соната» (1887-1889). В ней, а также в рассказе «Дьявол» (1889-1890) и повести «Отец Сергий» (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.

На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого «Хозяин и работник» (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для «домашнего спектакля» комедию «Плоды просвещения». В ней также показаны «хозяева» и «работники»: живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их «подает» в ироническом свете.

Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени «развязке» социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного «порядка». «Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,- я уверен». Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества «позднего» Толстого - роман «Воскресение» (1889-1899).

Менее десяти лет отделяют «Анну Каренину» от «Войны и мира». «Воскресение» отделено от «Анны Карениной» двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение «сопрягать» в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что «Воскресение» написано в «старой манере», имея, прежде всего, в виду эпическую «манеру», в которой были написаны «Война и мир» и «Анна Каренина». «Воскресение» стал последним романом в творчестве писателя.

В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви.

В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью «Хаджи-Мурат» (1896- 1904), в которой стремился сопоставить «два полюса властного абсолютизма» - европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес - «Живой труп». Ее герой - добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на «дно» и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства «добропорядочных» людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья «Не могу молчать», в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя «После бала», «За что?».

Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу «вместе-врозь» уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал «зеленую палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.

Лев Толстой (1828-1910) входит в пятерку самых читаемых писателей. Его творчество сделало русскую литературу узнаваемой за рубежом. Даже если вы не читали эти произведения, вы наверняка знаете Наташу Ростову, Пьера Безухова и Андрея Болконского хотя бы из фильмов или анекдотов. Биография Льва Николаевича может вызывать интерес у каждого человека, ведь всегда вызывает интерес личная жизнь известного человека, проводятся параллели с его творческой активностью. Попробуем проследить жизненный путь Льва Толстого.

Происходил будущий классик из известного с XIV века дворянского рода. Петр Андреевич Толстой, предок писателя со стороны отца, заслужил благосклонность Петра I, расследуя дело его сына, которого подозревали в измене. Потом Перт Андреевич возглавил Тайную канцелярию, карьера пошла в гору. Николай Ильич, отец классика, получил хорошее образование. Однако оно сочеталось с непоколебимыми принципами, не позволившими ему продвигаться при дворе.

Состояние отца будущего классика было расстроено из-за долгов его родителя, и он вступил в брак с немолодой, но состоятельной Марией Николаевной Волконской. Несмотря на первоначальный расчет, в браке они были счастливы и завели пятерых детей.

Детство

Лев Николаевич родился четвертым (еще была младшая Мария и старшие Николай, Сергей и Дмитрий), но внимания после рождения он получил немного: мать скончалась через два года после рождения писателя; отец ненадолго переехал с детьми в Москву, но в скором времени тоже умер. Впечатления от поездки были настолько сильны, что юный Лёва создал первое сочинение «Кремль».

Воспитывало детей сразу несколько опекунов: сначала Т.А. Ергольская и А. М. Остен-Сакен. А. М. Остен-Сакен умерла в 1840, а дети уехали в Казань к П.И.Юшковой.

Отрочество

Дом Юшковой был светским и веселым: приемы, вечера, внешний блеск, высшее общество – это всё было очень важно для семьи. Толстой и сам стремился блистать в обществе, быть «comme il faut», но застенчивость не давала развернуться. Реальные развлечения Льву Николаевичу заменяли размышления и самоанализ.

Будущий классик обучался дома: сначала под руководством гувернера-немца Сен-Тома́, а потом у француза Ресельмана. По примеру братьев Лев решается поступать в Императорский Казанский университет, в котором трудились Ковалевский и Лобачевский. В 1844 году Толстой стал учиться на восточном факультете (приемная комиссия была поражена знаниями «турецко-татарского языка»), а позже перевелся на юридический факультет.

Юность

С домашним учителем истории молодой человек конфликтовал, поэтому оценки по предмету были неудовлетворительными, в ВУЗе необходимо было прослушать курс заново. Дабы избежать повторения пройденного, Лев перешел на юрфак, но не закончил, ушел из университета и уехал в Ясную Поляну, родительскую усадьбу. Здесь он пытается вести хозяйство по новым технологиям, старался, но неудачно. В 1849 году писатель отправляется в Москву.

В этот период начинается ведение дневника, записи будут продолжаться до смерти писателя. Они являются важнейшим документом, в дневниках Лев Николаевич и описывает события своей жизни, и занимается самоанализом, и рассуждает. Также здесь были описаны цели и правила, которым он старался следовать.

История успеха

Творческий мир Льва Толстого складывался еще в подростковом возрасте, в его появившейся потребности в постоянном психоанализе. Системно же такое качество проявилось в дневниковых записях. Именно в результате постоянного самоанализа и появилась знаменитая «диалектика души» Толстого.

Первые работы

В Москве была написана детская работа, там же написаны и настоящие произведения. Толстой создает повести о цыганах, о своем дневном распорядке (неоконченные рукописи утрачены). В начале 50-х годов создается и повесть «Детство».

Лев Толстой – участник Кавказской и Крымской войн. Военная служба дала писателю много новых сюжетов и эмоций, описанных в рассказах «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», в повести «Казаки». Здесь же закончено и «Детство», принесшее известность. Впечатления от битвы за Севастополь помогли написать цикл «Севастопольские рассказы». Но в 1856 году Лев Николаевич расстается со службой навсегда. Личная история Льва Толстого многому его научила: насмотревшись кровопролития на войне, он осознал важность мира и настоящих ценностей – семьи, брака, своего народа. Именно эти мысли он впоследствии вложит в свои произведения.

Признание

Повесть «Детство» создавалась зимой 1850-51 года, а опубликована через год. Это произведение и его продолжения «Отрочество» (1854 год), «Юность» (1857 год) и «Молодость» (так и не была написана) должны были составить роман «Четыре эпохи развития» о духовном становлении человека.

Трилогии рассказывают о жизни Николеньки Иртеньева. У него есть родители, старший брат Володя и сестра Любочка, он счастлив в своем домашнем мире, но внезапно отец сообщает о решении переехать в Москву, Николенька и Володя едут с ним. Столь же нежданно умирает их мать. Суровый удар судьбы обрывает детство. В отроческом состоянии герой конфликтует с окружающими и с самим собой, пытается осмыслить себя в этом мире. У Николеньки умирает бабушка, он не только горюет о ней, но и с горечью замечает, что некоторых заботит лишь ее наследство. В этот же период герой начинает готовиться в университет и знакомится с Дмитрием Нехлюдовым. Поступив в университет, он чувствует себя взрослым и бросается в омут светских удовольствий. Это времяпрепровождение не оставляет времени на учебу, герой проваливается на экзаменах. Это событие привело его к мысли о неправильности выбранного пути, ведет к самосовершенствованию.

Личная жизнь

Семьям писателей всегда сложно: творческий человек может быть невозможен в быту, да еще и ему всегда не до земного, он охвачен новыми замыслами. А как же жилось семье Льва Толстого?

Жена

Софья Андреевна Берс родилась в семье доктора, она была умна, образована, проста. Писатель познакомился с будущей женой, когда ему было 34, а ей 18. Ясная, светлая и чистая девушка привлекла опытного Льва Николаевича, который уже многое повидал и за свое прошлое стыдился.

После свадьбы Толстые стали жить в Ясной поляне, где Софья Андреевна занималась хозяйством, детьми и помогала мужу во всех делах: переписывала рукописи, занималась изданием произведений, была секретарем и переводчиком. После открытия в Ясной Поляне лечебницы она помогала и там, осматривая больных. Семья Толстого держалась на ее заботах, ведь всю хозяйственную деятельность вела именно она.

Во время духовного кризиса Толстой придумал особый устав жизни и решил отречься от имущества, лишив детей состояния. Софья Андреевна выступила против этого, семейная жизнь дала трещину. Тем не менее, жена у Льва Николаевича — единственная, и она внесла большой вклад в его творчество. Он же относился к ней двойственно: с одной стороны, уважал и боготворил, с другой, порицал ее за то, что она занималась материальными делами больше, чем духовными. Этот конфликт получил продолжение в его прозе. Например, в романе «Война и мир» фамилия отрицательного героя, злого, равнодушного и помешанного на накопительстве, — Берг, что очень созвучно с девичьей фамилией жены.

Дети

Детей у Льва Толстого было 13, 9 мальчиков и 4 девочки, но пятеро из них умерли в детстве. Образ великого отца жил в его детях, все они были связаны с его творчеством.

Сергей занимался творчеством отца (учредил музей, комментировал произведения), а также стал профессором Московской консерватории. Татьяна была последовательницей учения отца и тоже стала писательницей. Илья вел беспорядочную жизнь: недоучился, не нашел подходящую работу, а после революции эмигрировал в США, где читал лекции о мировоззрении Льва Николаевича. Лев тоже сначала следовал идеям толстовства, но позже стал монархистом, поэтому также эмигрировал и занимался творчеством. Мария разделяла идеи отца, отказалась от света и занималась просветительской работой. Андрей высоко ценил свое дворянское происхождение, участвовал в русско-японской войне, после увел жену у начальника, а вскоре внезапно умер. Михаил был музыкален, но стал военным и написал мемуары о жизни в Ясной Поляне. Александра помогала отцу во всех делах, потом стала хранительницей его музея, но из-за эмиграции ее достижения в Советское время пытались забыть.

Творческий кризис

Во второй половине 60-х – начале 70-х годов Толстой переживает мучительный духовный кризис. Писателя несколько лет сопровождали панические атаки, мысли о суициде, страх смерти. Ответа на мучавшие его вопросы бытия Лев Николаевич не мог найти нигде, и он создал собственное философское учение.

Смена мировоззрения

Путь победы над кризисом был необычен: Лев Толстой создал свое нравственное учение. Мысли его были изложены им в книгах и статьях: «Исповедь», «Так что же нам делать», «Что такое искусство», «Не могу молчать».

Учение писателя несло антиправославный характер, так как православие, по мнению Льва Николаевича, извращало сущность заповедей, его догматы не допустимы, с точки зрения морали, и навязаны вековыми традициями, насильно привитыми русскому народу. Толстовство находило отклик в простонародье и в интеллигенции, в Ясную Поляну стали приходить паломники из разных сословий за советом. Церковь резко отреагировала на распространение толстовства: в 1901году писателя от нее отлучили.

Толстовство

Нравственность, мораль и философия соединяются в учении Толстого. Бог – это лучшее в человеке, его нравственный центр. Вот почему нельзя следовать догмам и оправдывать любое насилие (что делала Церковь, по мысли автора учения). Братство всех людей и победа над мировым злом – конечные цели человечества, которые можно достигнуть путем самосовершенствования каждого из нас.

Лев Николаевич иначе взглянул не только на свою личную жизнь, но и на творчество. Только простой народ близок к истине, а искусство должно лишь разделять добро и зло. И эту роль выполняет одно народное искусство. Этот приводит Толстого к отказу от прошлых произведений и максимальному упрощению новых сочинений с добавлением к ним назидательности («Холстомер», «Смерть Ивана Ильича», «Хозяин и работник», «Воскресение»).

Смерть

С начала 80-х годов семейные отношения обостряются: писатель хочет отказаться от авторского права на свои книги, своего имущества и раздать все бедным. Жена резко выступила против, пообещав обвинить мужа сумасшедшим. Толстой понял, что мирно проблему не решить, поэтому придумал оставить дом, уехать за рубеж и стать крестьянином.

В сопровождении доктора Д.П. Маковицкого писатель выехал из имения (позже присоединилась и его дочь Александра). Однако планам писателя не суждено было осуществиться. У Толстого поднялась температура, он остановился у начальника станции Астапово. Через десять дней болезни писатель умер.

Творческое наследие

Исследователи выделяют в творчестве Льва Толстого три периода:

  1. Творчество 50-х годов («молодой Толстой») – в этот период складывается стиль писателя, его знаменитая «диалектика души», он накапливает впечатления, в этом помогает и военная служба.
  2. Творчество 60-х-70-х годов (классический период) – именно в это время написаны самые известные произведения писателя.
  3. 1880-1910 (период толстовства) – несут на себе отпечаток духовного переворота: отречение от прошлого творчества, новые духовные начала и проблемы. Стиль упрощается, как и сюжеты произведений.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Лев Толстой - известнейший русский писатель, на весь мир прославившийся своими произведениями.

Краткая биография

Родился в 1828 году в Тульской губернии в дворянской семье. Детство провёл в имении Ясная поляна, где получил начальное домашнее образование. У него было трое братьев и сестра. Воспитывали его опекуны, так в раннем детстве при рождении сестры умерла мать, а позже, в 1840 году, отец, из-за чего вся семья переехала к родственникам в Казань. Там он учился в Казанском университете на двух факультетах, но решил бросить учёбу и вернуться в родные места.

Два года Толстой провёл в армии на Кавказе. Храбро участвовал в нескольких сражениях и даже удостоился ордена за оборону Севастополя. У него могла бы выйти хорошая военная карьера, но он написал несколько песен, высмеивающих военное командование, в результате чего ему пришлось уйти из армии.

В конце 50х годов Лев Николаевич отправляется путешествовать по Европе и возвращается в России после отмены крепостного права. Ещё во время своих путешествий он был разочарован европейским образом жизни, так как увидел очень большой контраст между богатыми и бедными. Именно поэтому, вернувшись в Россию, он был рад тому, что крестьяне теперь поднялись.

Женился, в браке родилось 13 детей, 5 из которых умерли ещё в детстве. Его жена, Софья, помогала своему мужу, переписывая аккуратным почерком все творения своего супруга.

Он открыл несколько школ, в которых всё обставил по своему желанию. Сам составлял школьную программу - вернее, отсутствие таковой. Дисциплина для него не играла ключевой роли, он хотел, чтобы дети сами тянулись к знанием, поэтому основной задачей учителя являлось заинтересовать учеников, чтобы те хотели учиться.

Его отлучили от церкви за то, что Толстой выдвигал свои теории о том, какой же должна быть церковь. Всего за месяц до своей смерти он решил тайно уехать из родного имения. В результате поездки сильно заболел и умер 7 ноября 1910 года. Похоронили писателя в Ясной поляне у овраге, где он любил играть в детстве со своими братьями.

Литературный вклад

Писать Лев Николаевич начал ещё во времена учёбы в Университете - в основном это были домашние задания по сравнению различных литературных произведений. Считается, что именно из-за литературы он и бросил учёбу - он хотел посвящать чтению всё свободное время.

В армии работал над своими «Севастопольскими рассказами», а также, как уже было сказано, сочинял песни для своих сослуживцев. По возвращении из армии принимал участие в литературном кружке в Петербурге, откуда и отправился в Европу. Он хорошо замечал особенности людей и старался отразить это в своих произведениях.

Толстой написал множество самых разных произведений, но всемирную славу получил благодаря двум романам - «Война и мир» и «Анна Каренина», в которых с большой точностью отразил жизнь людей тех времён.

Вклад этого великого писателя в мировую культуру громадный - именно благодаря ему многие люди узнали о России. Его произведения издаются и по сей день, по ним ставят спектакли и снимают фильмы.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

В истории русской литературы есть немало писателей, произведениями которых до сих пор зачитывается весь мир. Взять хотя бы все того же Федора Михайловича Достоевского, романы которого изучают далеко не только в рамках отечественной школьной программы.

Столь же знаковым писателем является небезызвестный Лев Николаевич Толстой, краткая биография которого описана нами в данной статье. Именно его жизнь предопределила несколько спорные взгляды этого человека на жизнь.

Детства радостные годы

Маленький Лев был уже четвертым ребенком в большой и известной дворянской семье. Матушка его, урожденная княгиня Волконская, скончалась, когда ему не было еще и двух лет. Несмотря на это, Толстой прекрасно запомнил “духовный облик” матери: ее склонность к рефлексии, чуткое отношение к искусству, и даже удивительное портретное сходство он передал Марье Николаевне Болконской.

Отец писателя запомнился ему как веселый, энергичный человек, который очень любил охоту и долгие прогулки. Тоже умер рано, в 1837 году. Именно поэтому всю тяжесть воспитания детей вынесла на своих плечах Т. А. Ергольская, дальняя родственница семьи. Она имела огромное влияние на юного графа, “заразив” его склонностью к искусству.

Несмотря на раннюю смерть своих родителей, ранние детские годы всегда были для Льва Николаевича особенным, светлым временем. Все впечатления, которые произвела на него сама усадьба и те годы, которые он там провел, в полной мере отражены в автобиографическом произведении "Детство".

Вот так прошло детство Толстого. Краткая биография дальнейшей жизни была бы неполной без повествования о его студенческих годах.

Казанские времена

Когда Льву исполнилось 13 лет, его семья переехала в Казань, разместившись на постой в доме родственницы, П. И. Юшковой. Уже в 1844 году будущий писатель поступает на отделение востоковедения местного университета, после чего он перевелся на факультет юриспруденции и права, где проучился всего два года. Как он сам впоследствии вспоминал, “занятия не находили отклика в моей душе, и я предпочитал им светские развлечения”.

В 1847 году ему самому надоедает такая жизнь. Толстой подает рапорт на увольнение его из университета “по семейным обстоятельствам и состоянию здоровья”, после чего едет в Ясную Поляну с намерением выучить весь университетский курс самостоятельно и сдать экзамен экстерном.

Юношеская “бурная жизнь”

Его неудачная попытка построить тем летом новую жизнь для крепостных ярко отражена в повести "Утро помещика". Толстой напишет ее в 1857 году. Тогда же, осенью 1847, он едет сперва в Москву, а затем и в Санкт-Петербург, где собирается сдавать кандидатские экзамены. Современники свидетельствуют, что Лев Николаевич Толстой (краткая биография которого описывается в статье), был довольно странной личностью: он то сутками напролет готовился к экзаменам и сдавал их, то предавался мечтаниям или проводил время в кутежах.

Даже его религиозность порой чередовалась с периодами атеизма. Неудивительно, что в семье Толстого его считали “бесполезным и пустячным” человеком, а долги, которые он накопил в тот период, удалось отдать лишь через много лет. Несмотря на такое поведение, внутри него все горело. Толстой вел подробный дневник, где занимался глубокой самооценкой. Именно тогда у него появилось страстное желание писать, и он начал делать первые серьезные заметки.

Какие же еще события включает в себя краткая биография Льва Толстого? Как формировался писатель?

"Война и свобода"

Через четыре года, в 1851 году, старший брат уговорил его поехать на Кавказ (он был действующим офицером в армии). В результате Толстой три года прожил с казаками на берегах Терека, регулярно посещая Кизляр, Тифлис, Владикавказ. Более того, вчерашний “пустячный” человек бесстрашно участвовал в военных действиях, а вскоре был принят в действующую армию.

На Толстого произвела сильнейшее впечатление простота казачьего быта, свобода этих людей от той мучительной рефлексии, которая была свойственна многим людям из высшего общества в те годы. Эти его переживания нашли яркое отражение в произведении "Казаки" (1852-1863). Вообще, кавказские впечатления дали ему огромный запас вдохновения: черты его переживаний того периода можно отыскать едва ли не в каждом произведении, которое написал Лев Николаевич Толстой, краткая биография которого на этом периоде еще не заканчивается.

В своем дневнике он записал, что этот край “войны и свободы” ему очень полюбился. Именно в тех краях была написана упомянутая нами в самом начале повесть "Детство". Тогда он направил ее в журнал "Современник", причем печатали его под псевдонимом, инициалами “Л. Н”. Дебют получился ошеломительным, молодой писатель сумел первым же произведением показать свое мастерство.

Крымское назначение

Уже в 1854 году он получает новое армейское назначение и едет в Бухарест. Но там было настолько скучно и уныло, что писатель вскоре не выдержал и написал прошение о переводе в Крымскую армию. Попав в осажденный Севастополь, он получил в свое распоряжение целую батарею на четвертом бастионе. Дрался Толстой храбро и решительно, отчего и был неоднократно награжден медалями.

Крым опять-таки дал новую порцию впечатлений и литературных планов. Так, именно здесь Лев Толстой (краткая биография которого описана в статье) решает издавать специальный журнал для солдат. В этих краях писатель начинает свой цикл "севастопольских рассказов", которые прочитал и высоко оценил сам Александр II.

Особенности романов Толстого

С самых первых своих произведений молодой писатель поразил критиков смелостью суждений и широтой "диалектики души" (в частности, об этом говорил сам Чернышевский). Впрочем, уже в то время в его книгах можно наблюдать признаки перелома в его религиозном восприятии: он начинает мечтать об основании религии “чистой”, свободной от таинств и мракобесия, “сугубо практической”.

Чем же еще занимался Лев Толстой? Краткая биография его жизни все равно не уместит всех чаяний и стремлений этого деятельного человека, но хотелось бы остановиться на его преподавательской деятельности.

Открытие народной школы

В 1859 году писатель открывает школу для крестьянских детей в деревне. После этого он участвует в открытии еще двух десятков школ в окрестностях Ясной поляны. Педагогическая деятельность его настолько увлекла, что в 1960 году писатель отправляется в путешествие по Европе, где знакомится с местными школами. В пути он виделся с А. И. Герценом, а также посвятил много времени изучению основных педагогических теорий, которые Толстого, в основной своей массе, совершенно не удовлетворяли.

Свои же идеи Лев Николаевич Толстой, краткая биография которого описывается в данном материале, изложил в отдельной статье. В ней он пишет, что основной идеей преподавания должен стать полный отказ от насилия в обучении и “свобода”.

Чтобы продвигать свои идеи, он начал издавать журнал "Ясная Поляна". Особенность его была в том, что он выпускался со специальными книжками для чтения в виде приложений. Они стали в России классическими образчиками детской литературы.

В 1870-х годах им издаются две книги: "Азбука" и "Новая Азбука", которые повторили громкий успех своих предшественников. Одним только этим писатель внес в анналы русской педагогики фамилию Толстой. Биография, краткое содержание которой мы описываем, имеет и “шпионскую” страницу.

Увлечение выпуском книг едва не сыграло с графом дурную шутку: в 1962 году его имение обыскивают с целью обнаружения тайной типографии анархистов. Обыску также могли способствовать как собственные его идеи, так и наветы недоброжелателей. Но на этом краткая биография Льва Толстого еще не закончена. Впереди его ждал один из главных трудов жизни!

"Война и мир"

В сентябре того же года он женится на Софье Андреевне Берс. Сразу после венчания он везет молодую жену в Ясную поляну, где с головой отдается хозяйственным заботам и работе на литераторском поприще. Именно тогда (точнее, с осени 1963 года) он всецело поглощен своим новым, потрясающим проектом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год".

Несложно догадаться, что то была “Война и Мир”, после которой в мире появился еще один легендарный писатель, Толстой Лев Николаевич. Краткая биография его свершений не в силу передать того значения, которое это произведение оказало на всю мировую литературу.

Роман был настолько удачным еще и потому, что время его создания было ознаменовано семейным счастьем и неторопливым, уединенным писательским трудом. Он много читал, причем в основном переписку Толстых и Волконских тех времен, постоянно работал в архиве, самолично ездил на Бородинское поле. Работа двигалась медленно, причем в редактировании и копировании рукописей Толстому помогала жена. Только в начале 1865 года он впервые представил в "Русском вестнике" первые наброски своего легендарного романа "Война и мир".

Отношение к произведению, отклики

Роман публика приняла восторженно и читала взахлеб. Пришло множество положительных откликов на новое произведение. Читателей поражало живое описание эпического полотна с тонким психологическим анализом, а также живой картиной повседневной жизни, которую автор мастерски вписал в историю.

Последующие же части романа вызывали ожесточенные споры, так как в них писатель все глубже ударялся в фатализм, которым “заразился” на конечном этапе жизни Толстой Лев Николаевич. Краткая биография его знает немало примеров, когда писатель надолго погружался в глубокую депрессию. Конечно же, такие перемены в нем самом не могли не сказаться и на его произведениях.

Прозвучало много претензий в отношении того, что Толстой “перенес” на людей начала века веяния и характеры, которые в те времена не были распространены. Как бы там ни было, но роман об Отечественной войне тех лет и в самом деле отражал чаяния публики, которую тот период живо интересовал. Впрочем, сам Толстой говорил о том, что его творение не попадает под критерии ни романа, ни повести, ни истории или поэзии…

Таким вот особенным писателем был Толстой. Биография, краткое содержание которой мы представили в этой статье, говорит о том, что он вскоре начинает переживать творческий и личный кризис, последствия которого отражаются во всех его последующих работах.

"Анна Каренина"

В 1870 году писатель начинает работать над новым, прецизионным романом. Это было произведение “Анна Каренина”, в котором Толстой пытается “заимствовать” у Пушкина легкость и простоту слога, формируя свой новый стиль повествования. Нужно заметить, что к тому времени уже сформировался “новый” Лев Толстой. Биография, краткое содержание которой раскрывается в этом материале, изображает его в это время как глубоко религиозного человека, который постоянно занимается самоанализом и рефлексией.

Его интересует сам смысл существования “образованного” и “мужицкого”сословий, тематика всемирной справедливости. Писатель начинает развивать идею о добровольном лишении себя “излишков”, на почве чего у него начинает разлаживаться семейная жизнь.

Перелом

В 1880 году начинается глубокий творческий кризис, который тяжело переносит Л. Толстой. Краткая биография его в этот период небогата на события: постоянные ссоры и скандалы с женой, мысли о самоубийстве и смысле жизни.

Развязка наступила в 1910 году. Создатель величайших романов тайно сбежал от семьи и решил пуститься в дальний путь. Но слабое здоровье (ему было уже 82 года) заставило его сойти с поезда на станции Астапово. Через семь дней он скончался.
Трагическую историю своего предка неоднократно вспоминал и Алексей Толстой. Биография (краткое содержание ее можно отыскать в любом учебнике по литературе) этого человека столь необычна, что до сих пор наводит на размышления…



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то