«Изображение быта общества в романе «Евгений Онегин. Cочинение «Быт и нравы столичного и провинциального дворянства в романе «Евгений Онегин Федеральное агентство по образованию
Роман "Евгений Онегин" - величайшее создание А.С. Пушкина. Он является поэтическим изложением событий, где описание современной поэту жизни русского общества органично сливается с лирическим дневником автора, с его размышлениями о времени и о себе. Саму русскую жизнь, картину нравов светского и поместного дворянства Пушкин изображает с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, и в то же время делает это со свойственным ему лаконизмом, в предельно сжатой форме. Роман А.С. Пушкина - первое в русской литературе реалистическое произведение, и все типичные образы, представленные в нем, заключают в себе широкое художественное обобщение. "Евгений Онегин" - глубоко историчен и по методу изображения действительности, и по своему содержанию. Белинский видел в произведении "картину нравов русского общества, го в одном из интереснейших моментов его развития". Несмотря на то, что "Евгений Онегин" есть поэма историческая ская, в числе ее героев нет ни одного исторического лица, Пуш-кин описывает жизнь петербургского дворянства, петербургского высшего света, жизнь провинциальных помещиков и вводит многочисленные исторические реалии, связанные с общественно-политическими и культурными событиями русской жизни 20-х годов XIX столетия. Изображая лишь нескольких представителей того или иного круга, давая обобщенные образы, А.С. Пушкин сумел со всей полнотой нарисовать целые слои общества, различающиеся и по нравственному, культурному облику, и по быту. Каждый герой романа является ярким примером, типичным представителем определенного круга людей, определенного общественного слоя. В то же время каждый герой сформировался иод воздействием картины нравов, царившей вокруг него, а также под воздействием среды, в которой жил. Именно они наложили отпечаток на взгляды и мировосприятие всех героев "Евгения Онегина", сделали их именно такими, какими мы видим их на страницах романа. Так, Евгений Онегин является типичным молодым светским человеком, представителем вольнолюбиво настроенной и вместе с тем неудовлетворенной, скучающей дворянской молодежи. Перед нами выступает "молодой повеса", эгоист и скептик с острым и злым языком. Среда, к которой принадлежал Евгений, и нравы того общества сформировали его убеждения, мораль и интересы. Автор иронизирует над его ученостью, глубиной его экономических познаний; он не умеет обращать внимания на чувства других, .легкостью обижая и не замечая этого. Светское общество сформировало и сделало Онегина таким. Так, в отношениях с Ленским он открыто демонстрирует свою привязанность к устоям и нравам светского общества. Презирая их, он не смог преступить эти законы. Ярким примером тому яв-ляется поведение героя на именинах у Татьяны и дуэль с Ленским. Каждый герой романа является продуктом и жертвой того общества, в котором вырос, получил образование, воспитание, где сложились его основные жизненные принципы. Описывая светское петербургское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря о том, что в этой среде можно "ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть". Отношение автора к этому кругу людей ясно уже с первых страниц романа: Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые глупцы... ...И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой! Пушкин с иронией описывает образец "прекрасного человека" с точки зрения света: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел... Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов, О ком твердили целый век: К.К. прекрасный человек. Поместное дворянство с его нравами и обычаями наиболее полнокровно представлено в романе на балу в честь именин Татьяны: С своей супругою дородной Приехал толстый Пустяков; Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков; Скотинины, чета седая... И отставной советник Флянов, Тяжелый сплетник, старый плуг, Обжора, взяточник и шут. Здесь автор использует говорящие фамилии, наделяя помещиков в основном негативными чертами: они безжалостные крепостники, люди низкой культуры, низменными интересами (все их разговоры "о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне"). Неудивительно, что Татьяна не могла найти свое место в этом кругу, была безразлична к их интересам. На фоне остальных Пушкин выделяет семью Лариных: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины... В день Троицын, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три... Семья Лариных - это та среда, в которой выросла Татьяна, в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сер- поместных нравов и уклада жизни. Обществу же Москвы автор даёт также отнюдь не лестные характеристики. Он изображает его резко, остро-сатирически: Но в них не видно перемен, Все в них на старый образец... Все то же лжет Любовь Петровна... Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп. Типичность характеристик выведенных лиц Пушкин подчер-кивает многообразием примеров, укладывающихся под одно общее определение - грибоедовская Москва. Таким образом, в романе "Евгений Онегин" Пушкин нарисо-вал нам русское общество в "один из интереснейших моментов развития", воссоздав подлинно реалистическую картину нра-вов и обычаев России первой четверти XIX века.
2. Тема человека и природы в стихотворении Фета «Заря прощается с землею…»
Стихотворение «Заря прощается с землёю…» на первый взгляд совсем простое, неяркое, спокойное. Но именно над этим сразу и задумываешься: в чём его простота? Почему, несмотря на обыденность, к нему вновь возвращаешься? Как непритязательность оборачивается притягательностью?
Автор даёт нам увидеть «кусочек вечера» глазами повествователя:
Заря прощается с землёю,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
И мы видим в высоком чистом небе яркий алый отблеск заходящего солнца, переводим взгляд вниз – там темнота земли скрадывается светлой мягкой вуалью туманной дымки пара. Контраст света и тьмы, цвета и пространства, яркости и приглушённости: «заря прощается с землёю».
Лес… Лес, конечно, лиственный: там липы, клёны, рябины, берёзы, осины – все те деревья, листва которых по осени становится яркой. Потому и бросаются в глаза «огни его вершин»: желтые, алые, коричнево-багряные, светящиеся и пылающие в лучах заката.
Значит, это осенний, сентябрьский вечер. Ещё тепло, но прохлада-где-то совсем близко, хочется зябко передёрнуть плечами. Лес уже погрузился во тьму, птиц не слышно, таинственные шорохи и запахи заставляют настораживаться, и…
Как незаметно потухают
Лучи – и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
Деревья здесь - живые, думающие, чувствующие существа, они прощаются со светом дня, с теплом лета, с мягкостью и тяжестью листвы. Это очень приятно: быть молодым, стройным и сильным, ласкать каждый свой листок упругими волнами ветра, и «с такою негой», с удовольствием, с наслаждением купать в лучах вечерней зари «пышный свой венец»! Но деревьям ведомо, что скоро, скоро это окончится, и надо успеть насладиться жизнью: пышностью кроны, пением лесных пичуг, рассветами, закатами, солнышком и дождями…
И всё таинственней, безмерней
Их тень растёт, растёт как сон:
Как тонко на заре вечерней
Их лёгкий очерк вознесён!
Взгляд наблюдателя скользил вверх-вниз: «небо-земля», а теперь появилось ещё и ощущение глубины и пространства, «тень растёт», и картина становится объёмной, цельной, живой. А как красивы, очаровательны и неповторимы нежные, лёгкие,
кружевные очертания куп деревьев на светлом палево-голубом экране небес. Лучи погасли, лес потемнел, цветная картинка исчезла и теперь фотография превратилась в дагерротип. А на земле вытянутыми карикатурными линиями узор повторяется,
искажённый, но узнаваемый и прекрасный по-своему.
Тончайшие колебания и настроения человеческой души улавливает и передаёт эта простая привычная картина такими же простыми и привычными словами.
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную,
И в небо просятся оне.
Деревья – удивительные существа. Они неподвижно прикреплены корнями к одному месту, где пьют соки матери-земли. Но они могут двигаться ветвями, листьями, всем своим телом в воздушном океане, где они живут. Необыкновенно интересно
наблюдать за движением высоких деревьев в лесу, когда долго смотришь на них снизу. Возникает абсолютное ощущение, что они общаются друг с другом, понимают друг друга; они раскачиваются, шелестят, прислушиваются, отвечают, согласно кивают
или отрицательно, возмущенно машут ветками, как руками. Может быть, они видят нас? умеют думать? чувствовать? любить?
Они – как мы - рождаются, живут, растут, питаются, дышат, размножаются, болеют, умирают, у них бывают враги и друзья.
Но часто ли мы думаем об этом?
А.А.Фет, несомненно, любил природу, много знал о флоре и фауне, умел замечать и наслаждаться праздником жизни, хотя «ничто человеческое было ему не чуждо». Он мечтал о восстановлении дворянского звания, о достижении материального
достатка, поэтому не женился на любимой и любящей бесприданнице. Современники характеризовали его как человека практического склада, что не мешало ему улавливать «трепет жизни» и щедро делиться им со своим читателем.
Удивительно, что в стихотворении «Заря прощается с землёю…» ни слова не было сказано ни о времени года, ни о звуках, цветах, запахах, ни о погоде или температуре, но всё это видишь, слышишь, ощущаешь так, будто лично находишься на
месте повествователя. Язык автора настолько прост, понятен и приближен к обыденной речи, что кажется: «Да я и сам запросто мог бы так рассказать». Да, оно просто, как всё гениальное.
Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный университет
на тему:
Быт и интерьер в романе
«Евгений Онегин »
Выполнила: студентка 2 курса факультета
ИФиЖ, специальность:
«Журналистика»,
Проверил:
Саратов 2009г.
Введение
1.
2. Быт в изображении образов главных героев в романе «Евгений
Онегин»
3. Интерьер в изображении образов главных героев в романе «Евгений Онегин»
Заключение
Список литературы и источников.
Введение
Роман «Евгений Онегин» - самое значительное по объёму, по охвату жизненных событий, по многообразию тем и идей произведение А. С. Пушкина. Не каждая настоящая энциклопедия даёт такое лаконичное и в то же время полное представление об эпохе: об идеалах, нравах и страстях, о быте представителей всех сословий, какое даёт «Евгений Онегин» о своем времени.
Но, изображая русскую жизнь с небывало широким, подлинно энциклопедическим размахом, автор, в первую очередь, создает художественное произведение, в основе которого лежит интерес к человеку. Каждого человека характеризуют не только личностные особенности, такие как - уровень интеллектуального развития, характер, внешность, но и среда, в которой он существует, его дом, окружающие его вещи. При этом, насколько человек оказывает влияние на формирование окружающей его среды, настолько же его сознание и образ жизни являются «продуктом» среды обитания. Поэтому художник, создавая образ героя произведения, описывает не только самого человека, его отношения с миром людей, но также дает описание его дома, мест в которых он бывает, раскрывает образ жизни героя, рассматривая его привычки, поведение в быту, его взаимодействие с миром природы.
Такой прием в литературе принимает особую художественную форму, и чем глубже мы сможем изучить особенности этой формы, тем полнее откроется нам содержание образа человека. Все это в полной мере относится к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
Безусловно, основное место в романе занимает описание жизни главного героя - молодого столичного дворянина Евгения Онегина. Описывая один обычный день Онегина, останавливаясь на деталях быта и интерьера, давая зарисовки внешнего облика героев, и, даже, делая отступления на гастрономические темы, автор, по ходу сюжета романа дает читателю полное представление о среде, в которой формировался характер героев, складывалось их духовное состояние.
Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни занимает значительное место во многих литературных произведениях. Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.
Цель настоящей работы - рассмотреть описание быта и интерьера как художественной формы изображения главных героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В соответствии с целью были определены следующие задачи:
Изучить роль описания быта и интерьера в характеристике героя произведения, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла;
Исследовать особенности и эстетическое своеобразие описания быта и интерьера в романе;
Рассмотреть описание быта и интерьера как художественную форму изображения главных героев романа «Евгений Онегин».
1. Быт и интерьер как художественная форма изображения человека
С самого начала «Евгений Онегин» задумывался Пушкиным как широкая историческая картина, как художественное воссоздание исторической эпохи. Это одно из самых неисчерпаемых и глубоких произведений русской литературы, что подтверждает огромное количество исследований современных литературоведов, посвященных форме, жанру романа в стихах, сущности замысла и его воплощению, идейной, эстетической, нравственной и философской проблематике романа.
Этим исследованиям положили начало критические труды XIX - XX веков. Самым значительной и фундаментальной критической работой является труд Белинского представляющий собой цикл из 11 статей под общим заглавием «Сочинения Александра Пушкина» (1843-1846).
Интересна история комментирования романа «Евгений Онегин». Ведь как только пушкинский роман перешагнул свое время и оказался достоянием новой читательской среды, многое в нем потребовало дополнительного объяснения. В XX веке первые послереволюционные издания сочинений Пушкина вообще отказались от комментирования «Евгения Онегина». Появлялись отдельные издания «Евгения Онегина», снабженные краткими комментариями Г.О. Винокура и Б.О. Томашевского и рассчитанные в основном на широкий круг читателей.
В 1932 г. новый комментарий был создан Н.Л. Бродским, который писал в предисловии к третьему изданию, заявляя, что возникла задача обрисовать время, определившее судьбу и психологию главных героев романа, раскрыть круг идей самого автора в постоянно изменявшейся действительности.
В 1978 г. «Евгений Онегин» вышел с комментариями А.Е. Тархова.
Одним из наиболее значительных событий в современном истолковании «Евгения Онегина» явилась публикация в 1980г. Комментария Ю. М. Лотмана. В книгу «Евгений Онегин». Комментарий» включен «Очерк дворянского быта онегинской поры» - ценное пособие при изучении не только «Евгения Онегина», но и всей русской литературы пушкинского времени.
Ю.М. Лотман высказывает интересную мысль о создаваемом каждой, в том числе и русской, культурой пространственном образе мира. «Сложны отношения человека и пространственного образа мира, - пишет исследователь. – С одной стороны, образ этот создается человеком, с другой – он активно формирует погруженного в него человека».
В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек - это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое… Идя по жизни, человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, с природой… И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё - лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже вы сможете изучить особенности этой формы, тем полнее откроется вам содержание образа человека в искусстве слова, тем ближе станет вам художник и его взгляд на человека.
В литературоведении различаются несколько видов художественных описаний, таких как: портрет, пейзаж, жилище, а также быт и интерьер. Но подчеркнем, что и то, и другое, и третье главной задачей ставят именно изображение человека. Важно иметь ввиду, что это - виды художественных описаний, и именно описание выражает авторскую оценку.
Неразрывная связь человека с бытом, укладом его жизни всегда волновала художников. Поэтому быту, в широком понимании этого слова, в литературе отводится особое, почетное место.
Быт и интерьер в литературе есть постижение «языка» среды обитания и образа жизни человека посредством образного слова.
Очень часто, знакомство с человеком начинается с описания среды его обитания, уклада его жизни. В литературе часто встречается ситуация, когда через описание образа жизни, автор стремится раскрыть внутренний мир героя произведения, его характер.
Быт, как образ жизни, представляет собой совокупность связей и отношений по удовлетворению материальных потребностей человека и обеспечению его душевного комфорта в повседневной жизни. Реализация духовных устремлений героя, раскрывающих его жизненную позицию, в рамках материальных возможностей и социального положения.
Иногда, описание бытовых сцен может выполнять и более сложную, символическую, многозначную функцию, становясь отправной точкой авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека.
Интерьер в литературном произведении - это вид художественного описания внутреннего состояния дома или места в котором постоянно находится герой произведения, с тех сторон, которые представляют его в авторском видении и позволяют наиболее ярко раскрыть образ описываемого персонажа.
Этот художественный прием является одним из важнейших средств характеристики литературного героя. Создавая интерьер жилища героя, автор проникает в глубины души человека, ведь наше жилище - это овеществленная «модель» нашего внутреннего «я».
Описание интерьера - одно из важнейших средств раскрытия авторского замысла, которое подчиняется как требованиям литературного направления или жанра, так и целям автора: раскрыть состояние героя, противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям, установить композиционные связи между элементами произведения и т.д.
Место описания быта и интерьера в композиции литературного произведения чрезвычайно важно и разнолико:
С описания интерьера может начаться знакомство читателя с героем произведения;
Описание интерьера и образа жизни может быть монолитным, когда автор все его особенности приводит сразу, единым «блоком», и «разорванным», при котором описываемые детали «рассеяны» по тексту;
Отдельные бытовые подробности могут быть описаны автором или кем-то из персонажей;
Исправить нравы устаревшей нации так же трудно, как сделать белым черное дерево.
Пифагор
Говоря о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как об «энциклопедии русской жизни», необходимо упомянуть эпоху, в которую жил и работал Пушкин и в которую развивались события романа.
Отечественная война 1812 года показала, что русский народ – великая сила, фундаментом, которой были прежде всего патриотизм и искренняя любовь к Родине. По окончании войны народ победитель, народ герой был возвращен в первоначальное состояние. Солдаты, которые завоевали победу на фронте, вернувшись домой, опять превратились в подневольных крестьян, все подвиги их были забыты.
В связи с этими событиями в Москве и Петербурге дворянство разделилось на две неравные группы. Большая – преимущественно старшее поколение, консервативное по своим взглядам, привыкшее к своей жизни и не желающее ничего менять.
Другая же – молодые прогрессивные дворяне, видевшие мир и умеющие сравнивать свободную от крепостничества Европу и рабскую, подверженную предрассудкам Россию. Из этого класса впоследствии выйдут знаменитые декабристы, к нему принадлежал сам поэт.
Но наша задача – описать дворянство таким, каким оно было, с его сияющим блеском, балами и вечерами, дамами в шикарных нарядах и светскими львами. За внешней красотой скрывалось насквозь прогнившее общество, в котором «не вспыхнет мысли в целые сутки» и «везде встречаемые лица, // Непроходимые глупцы». Здесь мало кто получил серьезное образование и воспитание.
Мы все учились понемногу
Чему нибудь и как нибудь.
Так, воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Роман "Евгений Онегин" создавался Пушкиным в течение 8 лет (с 1823 по 1831). Если первые главы романа были написаны молодым поэтом, почти юношей, то заключительные главы писал уже человек с немалым жизненным опытом. Это "взросление" поэта отражено в...
Один из главных героев романа в стихах А.С.Пушкина – Онегин. Не случайно и произведение называется его именем. Образ Онегина – сложный и противоречивый, заключающий положительные признаки прогрессивности и резко отрицательные черты явно выраженного индивидуализма....
Бросается в глаза неуверенность всех писавших о „Евгении Онегине". Критики и литературоведы как бы заранее сознают порочность замысла и ничтожность шансов на успех. Даже смелый и независмый Белинский оговаривался с первой же строки: „Признаемся:...
Прежде всего Ленскому недостает собственного, выстраданного им личного опыта. У него почти все от его заемной учености до стихов буквально всё почерпнуто из книг, из романтической германской поэзии и философии первых двух десятилетий XIX века. Он не...
Выдающийся критик девятнадцатого века Виссарион Григорьевич Белинский назвал роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». В этом произведении автор в той или иной мере отобразил все социальные слои русского общества. Но наиболее полно он обрисовал быт и нравы дворянства, господствующего класса того времени, — класса, к которому принадлежал и сам поэт.
В романе мы встречаем изображение трех разрядов, трех социальных срезов дворянского общества: это, во-первых, петербургский высший свет; во-вторых, мелкопоместная сельская среда; и в-третьих — московское патриархальное дворянство. Эти три группы имеют между собой как черты сходства, так и черты различия.
Чтобы увидеть черты различия, нужно вспомнить, как обрисована в «Евгении Онегине» каждая из трех групп.
В начале романа мы вместе с заглавным героем оказываемся в Петербурге — столице Российской империи. Петербург первой четверти девятнадцатого столетия был центром политики и культуры. Образ жизни Онегина является типичным для молодежи того времени. Его жизнь проходит в постоянной праздности, бесконечных развлечениях:
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Жизнь в Петербурге строится по европейскому образцу, что видно и по моде, и по обилию «иноплеменных слов». Но при всей кажущейся наполненности и быстром темпе жизни, она, по замечанию поэта, «однообразна и пестра». Неудивительно поэтому, что главным героям романа, стоящими над своей средой, такая жизнь кажется никчемной. Онегин быстро в ней разочаровывается, а Татьяна, став после замужества видной представительницей высшего света, дает ему такие характеристики: «постылой жизни мишура» и «ветошь маскарада».
Совершенно иной образ жизни ведут мелкопоместные дворяне, подробно показанные на примере семьи Лариных. Их быт ближе к народному. Ларины сохранили «привычки милой старины». Но при этом «милая старушка» Ларина оказывается заядлой крепостницей: она «служанок била осердясь», как госпожа Простакова в «Недоросле» Фонвизина, «брила лбы» мужикам, то есть отправляла их служить в армию. А ее помещичья жадность проявлялась в том, что крестьянские девушки, собирая ягоды для хозяев, должны были все время петь: «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели».
В среде поместного дворянства фактически нет никакой духовной жизни. Отец Татьяны Дмитрий Ларин считал книги «пустой игрушкой», а покойный дядя Онегина, как «деревенский старожил», занимался главным образом тем, что «с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил».
Выделяются из этой среды сам Онегин и его друг Ленский — романтический юноша, получивший образование в Германии. В их общении заметно кипение молодой мысли:
Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые.
Однако, рисуя возможное будущее Ленского, если бы тот не был убит на дуэли, Пушкин весьма ироничен. Он предполагает, что молодой романтик, под влиянием обыденной сельской жизни, со временем мог бы повторить типичную судьбу поместного дворянина:
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел И наконец в своей постеле Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
Нет принципиальных отличий от сельского помещика и в жизни московского дворянства. Когда Татьяну привозят в Москву «на ярманку невест», Пушкин подробно рисует нам московское общество. В отличие от петербургского высшего света, ориентированного на Запад, московские жители ведут патриархальный образ жизни, который очень похож на тот, что описан в комедии Грибоедова «Горе от ума». Здесь «всё на старый образец». Застылость, малоподвижность московской жизни подчеркивается и обилием существительных в этой части романа. В то время как динамичность Петербурга создается использованием преимущественно глаголов.
В описании московского дворянского общества Пушкин щедро пользуется сатирическими красками. Разговоры в московских гостиных — это «бессвязный пошлый вздор», где «не вспыхнет мысли в целы сутки». В целом изображение быта и нравов дворянства в романе Пушкина «Евгений Онегин» показывает историческую обреченность этого класса, не способного вести Россию по пути прогресса.
Исправить нравы устаревшей нации
так же трудно, как сделать белым
черное дерево.
Пифагор
Говоря о романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как об «энциклопедии русской жизни», необходимо упомянуть эпоху, в которую жил и работал Пушкин и в которую развивались события романа.
Отечественная война 1812 года показала, что русский народ - великая сила, фундаментом, которой были прежде всего патриотизм и искренняя любовь к Родине. По окончании войны народ-победитель, народ-герой был возвращен в первоначальное состояние. Солдаты, которые завоевали победу па фронте, вернувшись домой, опять превратились в подневольных крестьян, все подвиги их были забыты.
В связи с этими событиями в Москве и Петербурге дворянство разделилось на две неравные группы. Большая -преимущественно старшее поколение, консервативное по своим взглядам, привыкшее к своей жизни и не желающее ничего менять.
Другая же - молодые прогрессивные дворяне, видевшие мир и умеющие сравнивать свободную от крепостничества Европу и рабскую, подверженную предрассудкам Россию. Из этого класса впоследствии выйдут знаменитые декабристы, к нему принадлежал сам поэт.
Но наша задача - описать дворянство таким, каким оно было, с его сияющим блеском, балами и вечерами, дамами в шикарных нарядах и светскими львами. За внешней красотой скрывалось насквозь прогнившее общество, в котором «не вспыхнет мысли в целые сутки» и «везде встречаемые лица, // Непроходимые глупцы». Здесь мало кто получил серьезное образование и воспитание.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь.
Так, воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть.
Нa самом же доле образования в обществе не требуется новее, а для того чтобы блеснуть воспитанием, необходимо всего лишь знать французский и уметь «кланяться непринужденно» и танцевать, а также «с ученым видом знатока // Хранить молчанье в важном споре».
В среде столичных дворян нет дружбы и любви, они полностью поглощены собой. Дворяне по своей природе космополиты, люди без родины, они увлекаются всем иностранным, говорят «на смеси французского с нижегородским», не зная до конца родного языка, для них нет понятия Родины и патриотизма.
Таков высший свет. Нетрудно понять, почему Онегину так быстро наскучило это общество, почему он отвернулся от всех его прелестей, поняв его суть.
Но и поместное дворянство не обрадовало героя. Если споличное дворянство с его пороками было сливками всего русского общества, то о провинциальных помещиках, живших в изоляции от всего мира, невозможно было сказать даже пары добрых слов.
Жизнь этих людей была настолько скучна, однообразна и лишена смысла, что Онегину даже не хотелось с ними видеться. Характерный пример провинциального помещика дядя Онегина, сорок лет давивший мух и бранившийся с ключницей. Сорок лет «растительного» образа жизни этого человека обеспечивал труд крепостных крестьян.
Другой помещик - Дмитрий Ларин, жизнь которого «катится спокойно». Все управление поместьем взяла на себя ого бойкая жена, а Ларину остается только ежедневно дожидаться вечера, когда к ним собираются друзья, чтобы «и потужить, и позлословить, // И посмеяться кой о чем».
Пушкин очень хорошо характеризует провинциальных помещиков, давая им меткие фамилии: Петушков, Буянов, Скотинины, Пустяков. Они говорят об этих людях так много, что продолжения характеристики не требуется.