Духовные искания героев Толстого (Андрей Болконский и Пьер Безухов). Духовные искания князя Андрея в романе «Война и мир Духовные поиски андрея болконского

«Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека... Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних явлений на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и предписать его мог только один бог» (Л. Н. Толстой)


Персонажей великого романа-эпопеи «Война и мир» Льва Николаевича Толстого можно разделить на две категории: «герои вне пути» и «герои пути».
Первые отличаются отсутствием внутренней динамики характера, имеют устойчивую жизненную позицию. К таким героем можно отнести ветреного Анатоля Курагина, блистательную светскую Элен, Платона Каратаева, представителя народного мировоззрения, великого стратега Кутузова.
Герои второй категории постоянно находятся в нравственных исканиях, их внутренние ценности постоянно эволюционируют. Представителями «героев в пути» являются Пьер Безухов, Наташа Ростова и Андрей Болконский.

Внутреннее развитие последнего героя условно можно разделит на пять этапов. Каждый из них я детально рассмотрю в моем сочинении. О
В начале романа князь Андрей предстает перед нами довольно холодным и язвительным человеком. Он разочарован в женитьбе и в светской жизни, его целью является достижение славы на военном поприще. Кумир Болконского - гениальный жестокий полководец, враг России, Наполеон.
Во время австрийской кампании князь проявлял истинный героизм, сочувствовал русским солдатам, однако полного духовного единения с ними не испытывал. Перелом в сознании Болконского произошел во время Аустерлицкого сражения. Бесстрашный князь, чтобы воодушевить войско, взял знамя и побежал впереди солдат. За свою смелость Болконский страшно поплатился - его ранили. Глядя на небо, князь осознал ложность своих идеалов. Разочаровался он и в Наполеоне: кумир показался ему мелочным и ничтожным. Второй этап жизни князя ознаменован смертью жены, желанием жить для себя, воспитанием маленького сына, занятием хозяйством и крестьянским вопросом. Болконский разочарован в службе в действительной армии, он растворен в Богучарове. В его душе мрачно и пусто...
Третий период начинается знакомством с Наташей Ростовой, которая привнесла в жизнь князя житейскую радость и духовное обновление. Болконский теперь желает жить для народа, он работает в комиссии Сперанского с целью изменения правового положения крестьян. Все перспективные начинания обрушились. Князь Андрей разочаровался в Сперанском. Увлечение Наташи Анатолем он посчитал предательством...
Шел одна тысяче восемьсот двенадцатый год...Четвертый период своей жизни Болконский начал решением вернуться в армию командиром полка. Его настрой патриотичен, он верит в победу и в Кутузова.
Последний период жизни князя самый трагичный, в то же время он является пиком эволюции личности Болконского. Во время битвы на Бородинском поле князь был смертельно ранен. На операционном столе он прочувствовал духовное единение с народом, простил всех. Момент ожидания смерти и возврат в детство был идеальным состоянием человеческой души. Истинный путь Болконского был рассказан Пьером маленькому князю Андрею. Безухов был уверен, что Болконский идейно был бы на стороне декабристов...

«Жить по-божьи, творя любовь и добро» - таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» - вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим напряженным духовным поиском. Л.Н.Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, неординарному, думающему, ищущему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие» - такая высокая оценка дана князю Андрею на первых страницах романа. Совершенно очевидно, что князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь так объясняет свой уход на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!». И вот Болконский под небом Аустерлица. О чем он думает накануне сражения? - «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». Князь Андрей с наслаждением слушает свист пуль, берет знамя и бежит в атаку, уверенный в том, что весь батальон последует за ним. В действительности он сумел пробежать всего несколько метров, был ранен и истекал кровью на Праценской горе. Именно в этот момент в его душе произойдет перелом, который изменит его жизнь и определит будущее. «Как я не видал прежде этого высокого неба? - шепчет он в бреду. - И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба... ничего нет, кроме тишины, успокоения». Как эти мысли не похожи на прежнее честолюбивое стремление к славе. Взгляд на бесконечное и прекрасное небо помог герою осознать мелочность и суету своих желаний. Даже Наполеон, его кумир, кажется теперь маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? Этого еще герой не знает.

Пройдет полтора года, князь Андреи оправится от раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное озарение под Аустерлицем не даст пока Болконскому внутренних сил, не избавит от разочарования и пессимизма, кстати, это обнаружит Пьер, приехав к нему в имение: «Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый...» Встреча Пьера и князя Андрея ста - нет еще одним важным моментом в духовной биографии последнего. Князь Андрей скептически слушает лозунги Пьера о необходимости делать людям добро. Сам он отстаивает другое, жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя. И все же «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». И в этой новой жизни князь Андрей перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщину оброком, в Богучарово крестьянских и дворовых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости. Но впереди - еще много надежд и разочарований, взлетов и падений. Князь Андрей будет пристально следить за происходящими событиями, думать, анализировать. Правда, он все еще убежден, что никогда не воскреснет к счастью, радости, любви. Поэтому, увидев посреди цветущего весеннего леса старый корявый дуб, он грустно согласится с ним: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый дуб, правда уже покрытый нежной зеленью, расскажет ему о другом. «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» - скажет себе Болконский. Однако на этом сложный нравственный путь героя не закончился. Личная драма повергнет его в апатию, мало того - породит в душе ненависть к Анатолю Курагину. Князь Андреи уходит на войну, он живет только этим мщением, он теряет себя. Истинное возрождение героя произойдет в армии: князя вылечит общение с простыми солдатами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями». Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро.

Внутренний мир героев очень богат, и нравственный уровень высок. Они на протяжении жизни развиваются, стремятся к совершенству.

Одним из таких героев является Андрей Болконский. Первая встреча с ним происходит в тот момент, когда, желая вырваться из надоевшей ему праздной и как бы ненатуральной жизни, князь Андрей собирается на войну. В первые моменты сражения под Аустерлицем ему кажется, что мечта о подвиге начала осуществляться, но видя бегущих солдат, отступающих из-за панического страха, князь Андрей чувствует только стыд. Его горделивые мечты рассеиваются, он думает только о том, как остановить бегущих, увлечь за собой в атаку. Когда он, раненный в голову, падает, его больше не интересует то, что раньше считал ценным, что было целью жизни. Он понял, что жизнь гораздо важнее всех честолюбивых мечтаний, само существование человека, его связь с природой, связь вечная.

На Аустерлицком поле окончательно исчезает мечта о славе. Андрей Болконский, кроме того, еще и разочаровывается, теряет веру в свой идеал. По сравнению с тем значимым, новым и высоким, что открыло ему небо Аустерлица, все прежние стремления кажутся ничтожными, даже сам Наполеон кажется не важнее, чем надоедающая своим жужжанием муха.

После Аустерлицкого сражения князя Андрея потрясают еще два события - рождение ребенка и смерть жены. Пройдя через горе и раскаяние, он решает, что жизнь для себя и своих родных - единственно возможное существование. Но такое существование не могло устроить такую деятельную личность, как князь Андрей. Он неминуемо должен был вернуться к жизни, к людям, к новым определениям, к любви, к вере. Пусть это возрождение проходило с трудом, но все то лучшее, что было в его душе, тоже стремилось к счастью, к новой жизни.

Сначала был разговор с Пьером на пароме, потом - лунная ночь в Отрадном. Это были как бы вехи на пути возвращения князя Андрея к жизни, они предопределили его духовное возрождение, которое позднее подтверждает встреча с дубом.

В первую встречу это дерево представляется ему старым и жалким; князю Андрею кажется, что дуб думает и чувствует, причем эти мысли и чувства точно такие же, как у самого Андрея. И также, как возрождается дуб, возрождается к жизни и князь Андрей. В его душе просыпаются радость, любовь, он верит в возможность счастья.

Но путь духовных исканий еще не завершен. Вновь появляется честолюбие, желание принять участие в комиссии Сперанского. Но когда князь Андрей понял всю праздность этих законов, их оторванность от действительной жизни, его вновь постигло разочарование.

Преодолеть его помогла Андрею Болконскому любовь к Наташе. Ему открылись все радости жизни, он думает, что именно теперь достигнуто счастье.

Но это счастье оказалось недолгим. Он очень тяжело переживал разрыв с Наташей, ему вновь кажется, что все вокруг померкло, перестало быть счастливым и радостным.

Но в 1812 году главной целью князя Андрея становится защита родины. На задний план отступают как личное горе, так честолюбивые мечты. Он решает служить в действующей армии, так как именно так сможет принести больше пользы. В его душе пробуждается новое стремление - служение людям. Одна из основных особенностей психологии Андрея Болконского - способность ясно мыслить, оценивать и судить свои поступки, движения души, помыслы. В его душе накапливаются новые чувства, впечатления, вызывающие изменения его состояния.

В романе постоянно чувствуется отношение автора к людям и событиям. Все самое высокое и прекрасное, чистое и доброе воплощено в любимых героях Л.Н. Толстого, одним из которых является и князь Андрей Болконский.

«Жить по-божьи, творя любовь и добро» - таковы были взгляды Л. Н. Толстого на духовный мир человека, которые он высказал на склоне лет, обращаясь к юношеству. «Кто я? Зачем я живу? Во имя чего я живу?» - вот круг вопросов, которые составляют нравственные искания человека. Все любимые герои Л. Н. Толстого заняты этим напряженным духовным поиском. Л.Н.Толстой с симпатией относится к князю Болконскому, неординарному, думающему, ищущему человеку. «Он все читал, все знал, обо всем имел понятие» - такая высокая оценка дана князю Андрею на первых страницах романа. Совершенно очевидно, что князь Андрей не удовлетворен жизнью света, живет по другим, более возвышенным и благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь так объясняет свой уход на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!». И вот Болконский под небом Аустерлица. О чем он думает накануне сражения? - «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими». Князь Андрей с наслаждением слушает свист пуль, берет знамя и бежит в атаку, уверенный в том, что весь батальон последует за ним. В действительности он сумел пробежать всего несколько метров, был ранен и истекал кровью на Праценской горе. Именно в этот момент в его душе произойдет перелом, который изменит его жизнь и определит будущее. «Как я не видал прежде этого высокого неба? - шепчет он в бреду. - И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба... ничего нет, кроме тишины, успокоения». Как эти мысли не похожи на прежнее честолюбивое стремление к славе. Взгляд на бесконечное и прекрасное небо помог герою осознать мелочность и суету своих желаний. Даже Наполеон, его кумир, кажется теперь маленьким и ничтожным. Конечно, князь Андрей не приходит к Богу, но все же отбрасывает честолюбивые мечты, понимает, что человек должен искать в жизни что-то вечное. Но что? Этого еще герой не знает.

Пройдет полтора года, князь Андреи оправится от раны и вернется в Лысые Горы. Но духовное озарение под Аустерлицем не даст пока Болконскому внутренних сил, не избавит от разочарования и пессимизма, кстати, это обнаружит Пьер, приехав к нему в имение: «Его поразила происшедшая перемена в князе Андрее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице князя Андрея, но взгляд был потухший, мертвый...» Встреча Пьера и князя Андрея ста - нет еще одним важным моментом в духовной биографии последнего. Князь Андрей скептически слушает лозунги Пьера о необходимости делать людям добро. Сам он отстаивает другое, жить так, чтобы не делать другим зла, жить для себя. И все же «свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». И в этой новой жизни князь Андрей перечислит своих крестьян в вольные хлебопашцы, заменит барщину оброком, в Богучарово крестьянских и дворовых детей станут учить грамоте. Так Болконский начнет преодолевать свое отчаяние, снова будет стремиться к добру, истине, справедливости. Но впереди - еще много надежд и разочарований, взлетов и падений. Князь Андрей будет пристально следить за происходящими событиями, думать, анализировать. Правда, он все еще убежден, что никогда не воскреснет к счастью, радости, любви. Поэтому, увидев посреди цветущего весеннего леса старый корявый дуб, он грустно согласится с ним: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый дуб, правда уже покрытый нежной зеленью, расскажет ему о другом. «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» - скажет себе Болконский. Однако на этом сложный нравственный путь героя не закончился. Личная драма повергнет его в апатию, мало того - породит в душе ненависть к Анатолю Курагину. Князь Андреи уходит на войну, он живет только этим мщением, он теряет себя. Истинное возрождение героя произойдет в армии: князя вылечит общение с простыми солдатами, с народом, со своим полком. Бородинское сражение, кровь и страдания людей, увиденные им, вид раненого Курагина, у которого отнимают ногу, - все это окончательно вернет его к мысли о прощении, к желанию «быть вполне хорошим», к стремлению жить для людей: «Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удерживаться более и заплакал нежными, любовными слезами над людьми, над собой и над своими заблуждениями». Таким образом, судьба Андрея Болконского - сложный путь нравственных потерь и открытий. Важно, что на этом пути он сохранил истинное человеческое достоинство не случайно Кутузов скажет герою: «Ваша дорога - дорога чести». Безусловно, Толстому по душе неординарные люди, подобные князю Болконскому, люди, старающиеся жить небесполезно, творя любовь и добро.

Духовные искания Андрея Болконского в романе Л. И. Толстого. В 1856 году Л. Н. Толстой начинает работу над романом «Война и мир» о бывшем декабристе, который возвращается с семьей в Россию из-за границы. Но в ходе работы, автор все более отодвигал действие вглубь истории, пока в конце концов не пришел к выводу, что истоки декабристского движения следует искать в событиях войны 1812 года,

Когда в борьбе с завоевателями объединились все слои русского общества, дворянство и крестьянство сражалось плечом к плечу за освобождение родины. Так возник замысел романа «Война и мир». Первоначально Толстой предполагал написать классический семейнолюбовный роман. Но произведение, вышедшее из-под его пера после шести лет кропотливой работы, оказалось гораздо шире этих условных рамок. Оно стало развернутой панорамой всей русской жизни, на протяжении пятнадцати - двадцати лет. Судьбы отдельных героев автор умело вплетает в общую картину исторического процесса. Но отнюдь не внешние события составляют основное содержание, этого произведения. Главная цель автора - показать духовную эволюцию и духовные искания своих героев,становление их личности, Один из главных героев - Андрей Болконский. В начале романа мы наблюдаем его увлечение Наполеоном. Он разочарован пустотой светской жизни, ее однообразием и бессмысленностью и томится жаждой деятельности. Он женат всего лишь пол года, но уже глубоко разочарован в семейной жизни и в своей хорошенькой куколке - жене, с которой обращается вежливо, но холодно, как с посторонней женщиной. Ища возможности для приложения своих сил, князь отправляет беременную жену к отцу для того, чтобы ехать в армию, чем вызывает у нее искреннюю обиду. Избалованная, привыкшая к обожанию и поклонению маленькая княгиня, обижена тем, что муж покидает ее в таком положении, хотя имеет возможность блестяще устроить карьеру через ее дядю, став флигель-адъютантом. Но князь Андрей мечтает о настоящей военной карьере, о славе. В тот момент он всерьез увлечен Наполеоном, которого считает великим полководцем. Он мечтает о своем Тулоне^ который принесет ему славу и поможет возвыситься. Он верит, что рожден для подвига. В мечтах он видит, как армия попадает в трудное положение, а он спасает ее и выигрывает войну. Но следует заметить, что для князя Андрея стремление к славе - это не эгоистичное побуждение, а наоборот, благородная потребность служения обществу. Именно она заставляет Болконского подхватить падающее знамя и кинуться вперед навстречу врагу. Вот он - его Тулон, долгожданный момент подвига, о котором он мечтал. Но, как ни странно, в этот момент герой не ощущает особого душевного подъема, наоборот, в глаза ему бросается что-то мелкое, второстепенное. Потом он падает раненый вместе со знаменем и перестает замечать что-либо вокруг. Он не заметит даже похвалы своего вчерашнего кумира - Наполеона. Он увидит лишь высокое небо над головой и поразится тому, что не видел его раньше. И все его мечты и честолюбивые замыслы покажутся Андрею Болконскому пустыми и мелочными. Здесь, под высоким небом Аустерлица откроется ему смысл истинных ценностей и истинного счастья. Залогом этого счастья для него становится семья - жена, любовь к которой вновь возродится в его душе, и будущий сын. Теперь уже он считает свое презрение и холодность к жене жестоким и несправедливым. Он возвращается с твердым намерением все исправить. Но застает жену при смерти и тяжело страдает от вины перед ней, от того, что «оскорбил близкое и дорогое существо, и знаешь, что ничем загладить нельзя…». После смерти жены Болконский убеждается в несбыточности своих надежд на счастье и живет тихой домашней жизнью, наполненной заботой о сыне.

Но постепенно Андрей пробуждается к новой жизни. И понимает, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Ему открылась новая истина. Он хочет, «чтобы не для одного меня шла моя жизнь». Он вновь стремится жить для других. И свою роль в его пробуждении сыграла встреча с Наташей Ростовой. Он впервые увидел ее в Отрадном. И ему стало отчего-то больно, что он совсем чужой для этой тоненькой черноглазой девочки, и ей дела нет до его существования. И вот он вновь в Петербурге, в центре подготовки гражданских реформ. Здесь происходит его новая встреча с Наташей. И после нее он вдруг понимает, что его абсолютно не занимает законодательная деятельность, а вещи, еще вчера казавшиеся важными, пусты и не интересны. С Наташей связано возрождение его надежд на счастье. Но, несмотря на все попытки сближения между ним и Наташей останется какая-то отчужденность. Не случайно княжна Марья не поверит в известие о помолвке брата, а старый князь открыто воспротивится этому браку и потребует отсрочки. А для старой графини Ростовой Болконский будет «чужим и страшным для нее человеком» несмотря на искреннее стремление «любить его как сына». Жених так и останется закрыт и таинственен и для самой Наташи. И хотя это придаст их отношениям особую романтичность, разделяющая их дистанция, в конечном счете разведет их в разные стороны. Наташа, в ее стремлении к свободе, изменит жениху, согласившись бежать с Анато-лем, пустым и эгоистичным человеком. Князь Андрей не так давно наставлявший Пьера в необходимости простить развратную и не способную на искреннее чувство женщину, сам не может простить увлечения неопытной девушке. То, что Наташа с легкостью променяла его на пустого хлыща, стало для него крахом всех иллюзий. Этот крах усиливает начавшаяся война, вторжение в Россию французов и разорение его родного гнезда. И вот он снова в рядах армии, но он по-прежнему, как бы и вне общей массы.

В момент смертельного ранения, когда рядом с ним вертится готовая взорваться граната, князь Андрей ощущает острый прилив любви к жизни. Он с завистью смотрит на траву и полынь. А затем, узнав в окровавленном и рыдающем раненом своего врага Анатоля, он испытает чувство сострадания и даже любви к нему. Но эта абстрактная христианская любовь к врагу, по сути, означает его прощание с жизнью. Удержать его может лишь иная любовь - земная, мирская - любовь к женщине, которая возрождается в нем, после новой встречи с Наташей Ростовой. Но в этом поединке чувств побеждает идеально-абстрактная христианская любовь, то есть фактически побеждает смерть.

Несмотря на все предпринятые попытки, Андрей Болконский так и не смог преодолеть свою отчужденность от жизни, не смог слиться с ней, как не смог он барахтаться вместе с солдатами в грязном пруду. Не захотел стать таким же «человеческим мясом». Князь Андрей умирает не от раны. По всем медицинским показателям он должен был остаться жить. Но, как чутко подметит сердцем Наташа: «…он слишком хорош, он не может, не может жить…». Герой действительно не может жить, потому, что все его духовные поиски и метания в конечном счете ни к чему не приводят. На протяжении всей жизни он последовательно утрачивает веру в то, что на тот момент кажется ему значимым. Под конец ему открывается единственная истина христианской любви и прощения, которой пыталась научить его княжна Марья, и которая теперь все дальше уводит его по пути к смерти.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то