Ироды, цари иудеи. Царь ирод великий и ужасный Царь ирод краткое содержание

По сей день в Иордании сохранились развалины высеченного из камня древнего города Петра. До конца III до н. э. он был столицей Идумейского царства. Населявшие его идумеи не разрешили Моисею и евреям, ушедшим из Египта, пройти через их земли. С тех далёких времён началась вражда между идумеями и евреями. В III веке до н. э. большая часть Идумеи вошла в состав Набатейского царства. Лишь западные районы остались независимыми и сохранили статус Идумейского царства. Однако через 100 лет это новое образование покорилось иудейскому царю Иоанну Гиркану I.

После этого Идумея получила статус вассального царства, но в 63 году до н. э. вместе с Иудеей вошла в состав Римской республики и попала в полную зависимость от неё. На тот момент Идумеей правил Антипатр Идумеянин. Он обладал хорошими дипломатическими способностями и сумел добиться расположения Помпея (полководец и консул Римской республики).

Тот назначил его соправителем иудейского царя Гиркана II (династия Хасмонеев). А Антипатр ещё более укрепил свои политические позиции, поддержав Цезаря в борьбе с Помпеем. После этого он стал полновластным правителем не только Идумеи, но и Иудеи, получив титул прокуратора.

Царь Ирод Великий

У Антипатра от арабской принцессы было пятеро детей. Старшего сына Фазаеля он сделал правителем Иерусалима, а следующего сына Ирода (будущий царь Ирод Великий) назначил губернатором Галилеи (историческая область на севере Израиля). Таким образом, предприимчивый идумеянин оттеснил от власти евреев, а сам с сыновьями стал править Иудеей.

Когда Ирод стал губернатором Галилеи, ему было 25 лет, и он показал себя жёстким и решительным наместником. Этот молодой человек безжалостно расправился с еврейскими повстанцами, возглавляемыми Хизкией. После этого он многих из них казнил, чем вызвал одобрение у римлян и осуждение у евреев.

В 43 году до н. э. был отравлен недоброжелателями Антипатр. Но на Ироде смерть отца никак не отразилась, так как он пользовался полной поддержкой римлян. Однако в 40 году до н. э. в Галилею вторглись парфяне. Спасаясь от них, развенчанный губернатор бежал в Иерусалим, но оказался в этом городе на положении никому не нужного беженца. Но Ирод был в самом расцвете сил, кипел энергией и мечтал о власти. Таковую ему мог дать только Рим.

Поэтому тщеславный мужчина устремляется в «вечный город», но перед этим посещает Египет. Там он добивается встречи с царицей Клеопатрой и производит на неё самое благожелательное впечатление. Клеопатра на тот момент была любовницей Марка Антония (политик и военачальник Древнего Рима) и родила от него двоих детей. Она даёт рекомендательное письмо Ироду, и тот спешит в Рим. Там он встречается с Марком Антонием, заручается его поддержкой и по решению римского сената назначается новым царём Иудеи.

В 39 году до н. э. новоиспечённый владыка Иудеи высаживается в городе Акко (Западная Галилея) и получает полную поддержку римских властей. Он собирает войско, в которое входят наёмники и местное население. С этой военной силой он начинает войну с династией Хасмонеев, поддерживаемой парфянами. Вскоре на помощь Ироду приходят римские легионы под командованием Сосия.

Таким образом, в Иудеи к 37 году до н. э. сложилась следующая политическая ситуация: ставленником Римской республики выступает Ирод, а ставленником парфян Антигон II, последний царь из династии Хасмонеев. Это противодействие заканчивается взятием Иерусалима в 37 году до н. э. армией Ирода и римскими легионами. Новый хозяин Иерусалима берёт себе в жёны Мариамну, которая приходится внучкой царю и первосвященнику Гиркану II. В результате этого брака Ирод роднится с династией Хасмонеев.

Царь Ирод Великий

Следует сказать, что царь Ирод Великий никогда не был самостоятельным правителем. Он являлся ставленником Рима и проводил его внутреннюю и внешнюю политику. В то же время Римская республика, а затем и Римская империя никак не ограничивали инициативу своего сатрапа. Ему полностью доверяли, а доверие это базировалось на преданности тем могущественным людям, которые сидели в Риме.

Им импонировала решительность и жестокость Ирода. После разгрома Хасмонеев и изгнания парфян он казнил и Антигона II, и его ближайших сподвижников. Беспощадно расправлялся с любым инакомыслием, доказывая тем самым свою лояльность «вечному городу». Однако в последнем тоже не всё было благополучно. Там начались распри между Марком Антонием и Октавианом Августом.

Победил последний, и Ироду пришлось срочно налаживать контакты с новым римским цезарем. После этого он успешно отразил вторжение арабских племён, занялся восстановлением Иерусалима после крупного землетрясения и развернул строительные работы по всей Иудеи. В общей сложности царь Ирод Великий правил 34 года, а умер в 4 году до н. э. на 71-м году жизни. То есть можно сказать, что он чуть-чуть не дожил до явления Христа народу.

Чем же прославился этот царь Иудеи, что он сделал значимого и запоминающегося ? Он проявил себя выдающимся строителем. При нём было положено начало реставрации Второго Иерусалимского храма. Основные работы начались в 15 год царствования Ирода (22 год до н. э.) и продолжались 9,5 лет. Все же строительные работы были завершены лишь к 64 году н. э. А через 6 лет в 70 году н. э. храм разрушили римляне. В истории такое тоже случается.

Второй Иерусалимский храм (реконструкция)

Отдавая дань уважения Риму, царь возвёл в Иерусалиме амфитеатр. В нём устраивались спортивные состязания и гладиаторские бои. Это вызвало резкое осуждение со стороны евреев, но римлянам такое новшество понравилось и лишний раз доказало лояльность Ирода к великой империи.

Помимо этого, в Иерусалиме появились новые великолепные здания и дворцы. В память о старшем брате Фазаеле был построен мавзолей. Над ним возвели башню, достигающую в высоту 130 метров. В честь цезаря Августа был переименован один из приморских городов. Его назвали Кесарией. В нём сделали большой морской порт и воздвигли роскошный театр. Был полностью перестроен иудейский город Самария. Его переименовали в Себастию, так как такое название звучало более благозвучно для римских ушей. Подверглись перестройке крепости Газа и Массада.

На острове Родос произошла встреча Ирода Великого с Октавианом Августом. На ней царь Иудеи заручился полной поддержкой нового римского правителя. В знак уважения к цезарю на острове был возведён роскошный храм. Но, угождая во всём римлянам, Ирод не забывал и простых людей. Так он спас жителей Иудеи от голода, который случился после неурожайного года. Казна в это время была пуста из-за масштабного строительства, и царь повелел собрать всё золото, которое имелось во его дворце. На эти средства закупили хлеб в Египте, и тяжёлая ситуация с продовольствием была преодолена.

Однако царь Ирод Великий больше прославился не благими делами, а своей неоправданной жестокостью к людям. По своей натуре правитель Иудеи ничем не напоминал ангела. В его характере преобладали такие черты как подозрительность, злопамятность, мстительность. Поначалу все эти негативные качества были обращены на врагов внешних. Но когда Иудея окрепла и возвеличилась, то враги отступили и попрятались. Однако черты характера никуда не делись, и их нужно было как-то реализовывать.

И тогда иудейский царь обратил свой грозный взор на ближайшее окружение. А надо сказать, что владыка имел чрезвычайно многочисленную семью. Одних жён насчитывалось 8, а ведь ещё имелись и дети. Истории известно 16 отпрысков – 9 сыновей и 5 дочерей. Друг с другом жили они очень даже не дружно. Постоянно строили какие-то интриги, заговоры и доносили друг на друга Ироду. Тот всё это впитывал в себя, как губка, и в его душе росло раздражение.

Нужно сказать, что царь Ирод Великий искренне и самозабвенно любил свою вторую жену Мариамну, ту самую – из династии Хасмонеев. Как уже говорилось, женился он на ней в 37 году до н. э. во время взятия Иерусалима. Тем самым владыка связал себя родственными узами с династией, правившей Иудее со 166 года до н. э.

Вторая жена Ирода Мариамна, казнённая мужем (английский художник Джон Уильям Уотерхаус)

Сама Мариамна, по словам еврейского историка Иосифа Флавия, отличалась необыкновенной красотой, умом, а держала себя с таким достоинством, что ей завидовали многие иноземные царицы. И Ирод без памяти влюбился в эту женщину, которой на момент свадьбы исполнилось 23 года. Что же касается самой Мариамны, то она мужа ненавидела, так как тот казнил почти всех её родственников. Однако внешне жена свою ненависть никак не проявляла, но зато вертела супругом как хотела, и её влияние на него росло из года в год.

Видя такое положение дель, мать царя с дочерями начали плести интриги против Мариамны. В конце концов, коварные женщины убедили Ирода, что вторая жена хочет его отравить. Тот отдал её под суд, а судьи приговорили бедную женщину к смерти. Но владыка долго не решался привести приговор в исполнение. Он заточил «преступницу» в дальних комнатах своего дворца, не зная, что делать с ней дальше.

Сестра Ирода Саломея, видя нерешительность брата, начала уговаривать его как можно быстрее казнить Мариамну. Она пугала народными волнениями, и царь сдался. Вторую жену казнили в 29 году до н. э. И после её смерти владыка очень долго переживал. Он пытался забыться в пирах, но не получалось. По приказу царя в Иерусалиме воздвигли башню и назвали её Мариамна.

Зато последующие казни ближайших родственников прошли уже без моральных страданий. По приказу царя повесили 3-х его сыновей, обвинив их в попытке захвата власти. Кровавой участи не избежали и многие сановники, также обвинённые в интригах и заговорах. Но самой примечательной стала история избиения младенцев .

Избиение младенцев в Вифлееме

Сразу надо сказать, что данный факт некоторые историки подвергают большому сомнению. Но большая часть специалистов и служителей церкви склоняются к мысли, что подобное зверство имело место в Иудеи. Также об избиении младенцев говорится в Новом Завете в Евангелии от Матфея (Глава 2). Там всё подробно описано об этом кровавом злодеянии.

Если же кратко, то волхвы узнали о том, что в Вифлееме родился Иисус, царь Иудейский. Они сообщили об этом Ироду, но после посещения младенца скрылись. Сбежала и мать с Иисусом в Египет. А царь Иудеи, не зная о том, что младенца в Вифлееме уже нет, повелел убить в городе всех детей младше 2-х лет. В городе устроили кровавую резню, которая и вошла в историю как избиение младенцев. А когда царь Ирод Великий умер, то мать с Иисусом вернулись и поселились в городе Назарете.

В последние годы своей жизни правитель Иудеи получил целый букет болезней. Он страдал от сильных болей в животе, судорог, отёка ног, затруднения дыхания. Врачи не могли помочь царю, и тот примирился со скорой смертью. Скорее всего у него был диабет, цирроз печени и заболевание почек. Умер владыка в 4 году до н. э. в Иерихоне. Перед смертью он назначил своим наследником сына Архелая.

Крепость Иродион в наши дни - именно в ней предположительно захоронены останки Ирода Великого

Похороны почившего царя Ирода Великого прошли роскошно. Его тело уложили на носилки из чистого золота и накрыли порфирой. После этого огромная процессия двинулась в сторону крепости Иродион. Находилась она на насыпной горе, а в центре крепости возвышался роскошный дворец из белого камня, считавшийся летней резиденцией Ирода. Именно в этом дворце и предали земле останки грозного властителя. Траур по почившему продолжался 7 дней. Могила царя Иудеи предположительно была найдена археологами в 2007 году.

В заключении следует сказать, что приставку «Великий» историки дали Ироду уже после его смерти . Потомки по достоинству оценили масштабы строительства иудейского царя, а также решили дистанцировать его от наследников: последние оказались полными ничтожествами.

Ирод Архелай, унаследовавший царство после Ирода Великого, не получил царского титула из рук Октавиана Августа. Римский император назначил его лишь этнархом, да к тому же не всего царства, а только нескольких областей. Но Архелай не справился и с ними, и в 6 году до н. э. был отстранён Августом от власти и отправлен в ссылку. После этого Иудеей стали править римские прокураторы. Впоследствии это привело к восстанию иудеев и разрушению Иерусалима .

Ирод - царь иудейский - был рождён в Иудее, расположенной в центре Палестины и захваченной во время гражданской войны сильными противниками, в 73 году до рождения нашей эры и рос там же. В это время произошёл раскол монархии Хасмонеев (Hasmonaean),управляющей Иудеей 70 лет на две части: Гиркана II и его брата Аристобула II. Сама Иудея участвовала тогда в более широких геополитических схватках римских легионов в северной и западной частях против перфян, исторических врагов Рима, в восточной части. Аристобул был изгнан римлянами из Иудеи, а Гиркана, являющийся отцом Ирода, верховным советником и очень умным и расчётливым военачальником, примкнувшим к ним, был назначен царём.

С раннего возраста Ирод придерживался своей позиции в отношении дружбы с правителями римской империи, считал выгонной дружбу с ними, что вызывало возмущение со стороны еврейской нации и расценивалось как предательство, и стал царём можно сказать благодаря этой дружбе. Во время правления он прислушивался и к запросам римлян, и к требованиям еврейского народа, придерживающихся политической и религиозной независимости, пытаясь наладить мир между ними.

Хрупкое равновесие из-за происхождения Ирода царя иудейского сохранялось с большим трудом. Отец его эдомит (Edomite),мать – этническая арабка, а сам Ирод считался евреем. Социальный статус фамилии, который в Иерусалиме доставался от влиятельных предков, имеющих право по традиции Хасмонеев на пост первосвященника, был недоступен для него, ему очень не хватало этого. Почти все подданные, как было написано в биографии, составленной еврейским воином благородного происхождения Иосифом Флавия, считали Ирода чужаком - «полуевреем», но это не мешало им воевать за теократию Хасмонеев. Отца Ирода примерно в 43 году до н. эры отравил шпион, посланный Хасмонеями. По прошествие трёх лет, во время вторжения перфян в Иудею фракция конкурентов Хасмонеев переметнулась к противникам, подвинув и изувечив Геркана и направившись к Ироду.

Кризис заставил Ирода просить римлян о помощи. Ночью он вынужден был бежать из родного Иерусалима, прихватив с собой семью. После победы над перфянами и евреями союзниками в сражении, которое проходило в месте, где позднее был построен Иродион и, которое изначально не давало никакой надежды на победу, направился в Рим. Сенат Рима назначил Ирода царём Иудейского государства, хорошо зная о его неизменной верности действующим законам. Два самых влиятельных человека вышли из сената плечом к плечу с Иродом царём иудейским: Марк Антоний (Mark Antony), великий воин и оратор, управляющий восточной частью, и Октавиан (Octavian),молодой патриций, управляющий западной частью и победивший спустя 10 лет Антония, захвативший власть над всем Римом и титулованный «Августом» ("Augustus"). На холме расположенном в Капитолии (Capitoline Hill) возле храма в честь Юпитера (Temple of Jove), который очень почитается римлянами, заранее зная о всех предстоящих уступках на дороге к управлению империей, Иродом был проведен обряд приношения жертвы языческим богам, которым поклоняется римский народ.

Ирод завладел царством, на завоевание которого было потрачено ещё около трёх лет тяжких сражений. Только около 37 года до н.эры он кое как добился политической принадлежности Иудеи и обладания Иерусалимом. Чтобы повысить религиозный и социальный авторитет, Ирод взял в жёны Мариамну (Mariamne),из рода Хасмонеев, разведясь перед этим с Дорис (Doris), которая была его первой супругой. Только вот добиться этим ослабления угрозы этого народа не удалось.

Иудея при Хасмонеях и религиозное распадение народа израильского

(окончание)

Ирод Великий

Римляне и Ирод

Во время этих событий оказывал большие услуги римлянам хитрый и храбрый Антипатр, по происхождению идумеянин; он умел входить в милость ко всем римским полководцам, от Помпея до Цезаря. Римляне наконец поручили ему управление Иудеею, Самариею и Галилеею,так что за Гирканом остался только сан первосвященника. Римляне предоставили иудеям право жить по национальным законам, освободили их от военной службы, и брали дань с них в умеренном, необременительном размере. Народ иудейский был обязан этим отчасти Антипатру, потому любил его, так что он пользовался почти царским уважением, хотя и не назывался царем. Своего смелого и честолюбивого сына, Ирода, он назначил своим наместником в Галилее. В ущельях и пещерах галилейских гор держались шайки разбойников, которые скорее были недовольные патриоты, чем грабители по ремеслу. Ирод преследовал, одолел и жестоко наказал их; это навлекло на него ненависть Синедриона. Но первосвященник был так расположен, к энергическому молодому человеку, что обещал выдать за него свою внуку Мариамну. Фарисеи опасались его властолюбия, негодовали на него за то, что он казнил разбойников сам, а не отдал их на суд Синедриона, которому по закону принадлежало исключительное право постановлять смертные приговоры, вообще были сильно недовольны самовластием, с каким действовал он, уверенный в покровительстве римлян. Они обвинили его перед Синедрионом в нарушении закона; но он явился на суд с отрядом войска, и Синедрион не осмелился объявить его виновным. Однако ж он уехал из Иудеи в Дамаск. Это было по смерти Цезаря; Кассий собирал в Сирии деньги на войну с противниками, и потребовал от Иудеи 700 талантов серебра . Ирод быстро взнес свою долю этой суммы, и тем приобрел расположение Кассия. Вскоре после того умер Антипатр, отравленный одним из своих приближенных; Ирод стал хлопотать о том, чтобы занять место отца. Когда после битвы при Филиппах приехал в Сирию Антоний , Ирод умел подделаться к нему и, наперекор жалобам иудеев, приобрел такую благосклонность его, что он назначил его тетрархом (областным правителем) Иудеи, а многих из его обвинителей велел казнить. Но прежде, чем упрочил Ирод свою власть, ему пришлось выдержать опасную борьбу. Антигон, племянник первосвященника Гиркана, хотел стать правителем государства, деньгами и обещаниями призвал парфян, при их помощи овладел Иерусалимом, отрезал уши своему дяде, чтобы сделать его неспособным занимать сан первосвященника, посадил в темницу Фазаила, брата Ирода; пленник в отчаянии убил себя. Усердные к вере иудеи ненавидели идумейскую династию, как иноплеменную, хотя она и приняла закон Моисеев; потому они с радостью признали власть Антигона. Ирод бежал в Египет, оттуда поехал в Рим; Антоний и Октавиан признали его царем иудейским, он с большим войском высадился в Птолемаиде и начал войну с Антигоном, который был объявлен врагом римского народа. Война длилась три года; она была свирепая: фанатизм иудеев соперничал с яростью буйных наемников Ирода в делах убийства и разрушения. Ирод был человек энергический, храбрый, и воевал успешно, покорил всю Иудею; но еще сопротивлялся Иерусалим, в котором масса народа, фанатизированная фарисеями, и многие знатные люди твердо стояли за Антигона, потомка Хасмонеев . В городе владычествовал ужасный голод, но жители с презрением отвергли требования, чтоб они сдались. Наконец город был взят приступом ; буйные воины Ирода неистовствовали, не щадя ни пола, ни возраста. С трудом успел Ирод спасти храм от осквернения и грабежа, Антигон трусливо сдался в плен и был по приказанию Антония предан в Антиохии позорной казни. Он был последний государь из геройского рода Маккавеев .

Царствование Ирода

Ирод взошел на престол Давидов и под покровительством римлян правил Иудеею 34 года . Римляне неизменно оставались покровителями его; он был человек энергический, имел много даровитых и верных помощников, одним из которых был оратор и историк Николай Дамасский, еврей, хорошо знакомый с греческою философиею и литературою, искусный государственный человек и усердный защитник действий Ирода. Главною страстью Ирода было властолюбие; но он заботился о развитии материального благосостояния народа и умел поддерживать спокойствие в государстве. Он дал иудейскому царству такой блеск, какого не имело оно со времен Давида, и получил название великого. Он покровительствовал торговле и промышленности, украсил Иерусалим великолепными зданиями, основывал города; на юге от Кармила, где стояло приморское укрепление, называвшееся Башнею Стратона, он устроил прекрасную гавань и портовый город, который назвал в честь Цезаря Августа Кесариею (Цезареею). Но никакими заботами о торговле и промышленности не мог он преодолеть глубокое чувство ненависти; все хорошие качества его омрачались пороками и страстями, все больше и больше вовлекавшими его в злодейства. Он выказывал наружное уважение к религии, не преследовал фарисеев и всячески старался смягчить вражду иудеев к нему, иноплеменнику. Но хотя он и выставлял себя держащимся иудейской религии, в душе он был чужд и ей и народу. Не имея доверия к иудеям, он полагался только на свое наемное войско, состоявшее из разноплеменных иноземцев, и на крепости, которые строил в разных местностях государства; наемники и постройка крепостей требовали больших расходов, и он обременял народ тяжелыми налогами, добывал деньги и злодействами. Так, например, он казнил 45 богатых приверженцев Антигона и конфисковал их имущество. Опасаясь рода Хасмонеев, он истребил всех, происходивших от этой династии. Брат его жены, Аристобул, был по наследственному праву первосвященником; народ шумно выразил свою симпатию этому представителю знаменитого имени Хасмонеев, Ирод велел убить его в бане . Несколько позднее, около времени битвы при Акциуме (Акции), был по его приказанию убит бывший первосвященник Гиркан, дед его жены, освобожденный им из Парфянского плена. Он велел осудить на смерть и казнил свою жену, красавицу Мариамну , от которой имел пятерых детей; предлогом послужило то, что она, как говорила сестра Ирода, Саломея, была неверна мужу. Она умерла с царскою гордостью. Но, казнив ее, злодей, страстно ее любивший, раскаялся в этом; горе его было так велико, что он очень опасно занемог. Выздоровев, он стал опасаться её матери, Александры: убил и Александру . Побочный сын его, Антипатр, возбудил в нем подозрения против его законных сыновей, Александра и Аристобула; он убил и их, чтоб они не отмстили ему за мать. Они были убиты в Самарии на том самом месте, где он праздновал свою свадьбу с их матерью. Чтобы смягчить ненависть народа к нему за его злодейства, он построил новый храм , желая заслужить такую же славу, как Соломон.

Когда был сложен фундамент нового храма, обученные каменной работе священники, облаченные в священные ризы, стали строить стены из больших камней белого мрамора. Храм имел 100 локтей в длину и 120 в вышину. Восточный вход закрывали, как в скинии Моисеевой (I, 583), пестрые завесы, по которым были вышиты пурпурные цветы и другие фигуры. Все было устроено по образцу храпа Соломонова. Новое было только то, что за этими завесами было поставлено золотое изображение большого куста виноградной лозы, эмблема благословенной Богом страны, одно из чудес искусства по драгоценности. Храм окружали великолепные колоннады, особенно красива была южная, образуемая 162 коринфскими колоннами. Перед восточною стороною храма стоял большой жертвенник. На террасе, бывшей несколькими ступенями ниже храма, Ирод построил обнесенный зданиями двор для народа; на этот двор вели с террасы храма трое северных и трое южных ворот, а восточные ворота, самые огромные и великолепные, вели на передний двор и на особый двор для женщин. Надписи над воротами переднего двора воспрещали под страхом смертной казни вход в него иноплеменникам. Кругом его Ирод повесил трофеи своих побед, как приношения храму. Он соперничал с Соломоном и построением великолепного дворца, и сооружением других построек.

Но несмотря на построение великолепного храма, он становился все ненавистнее народу своими злодействами и господствовавшим при его дворе развратом; с годами, он делался все более свирепым; в последние годы его царствования яд и палачи играли большую роль при безбожном дворе иерусалимском. Народ с нетерпением ждал смерти Ирода; в особенности горячо желали ее гонимые им фарисеи.

За пять дней до смерти Ирод велел казнить своего старшего сына, Антипатра, который, перессорив царское семейство и погубив братьев своими клеветами, задумал убить отца, но вместо того, чтобы овладеть престолом, попал в темницу и был убит.

Потомки Ирода и переход Иудеи под власть Рима

По смерти Ирода Иудейское царство быстро стало разрушаться. Он разделил его на четыре части между своими сыновьями и родственниками, постановил, что сын его Архелай, которому он отдал Иерусалим, должен быть старшим над остальными государями. Ненависть народа к его династии была так сильна, что постоянно происходили мятежи, и народ стал считать присоединение страны к сирийской провинции спасением себе. Пятьдесят депутатов, избранных народом, представили правителю Сирии Квинктилию Вару просьбу, чтоб он ходатайствовал у Августа о принятии Иудеи под непосредственное управление Рима. Император согласился. Из уважения к памяти Ирода, он оставлял несколько лет Архелая владетелем Иерусалима; но жалобы иудеев на жестокости Архелая усиливались; после десятилетнего правления, Август сослал его в Галлию; там он и умер . Таким образом, Иудея стала римскою областью. Но народ Божий сохранил свою веру, свои законы, сберегал и под чуждою властью свои вечные надежды, свои национальные особенности.

(40 — 1 гг. до н. э.), основатель идумейской династии Иродиадов. Известен масштабными строительными проектами в Иерусалиме и других частях Иудеи, включая строительство Второго Храма.

Происхождение и ранние годы

Дед Ирода Антипатр покорился Хасмонейскому иудейскому государству, принял иудаизм и сохранил за собой власть над Идумеей. Отец Ирода Антипатр Идумеянин активно поддерживал римскую экспансию (кульминацией которой было взятие Иерусалима Помпеем в 63 году до н. э.), надеясь ослабить евреев. В 47 году до н. э. Ирод получил римское гражданство. В 47 г. до н. э. отец назначил сына правителем , и Ирод жестоко подавил там восстание против отца. Опасаясь смертного приговора Синедриона за незаконную казнь повстанцев, Ирод бежал в Сирию, и получил должность римского чиновника, что обеспечило ему иммунитет в Иудее. В 43 г. до н. э. Антипатр II был отравлен, Ирод, заручившись поддержкой Рима, расправился с убийцами отца. В 37 г. до н. э. римский сенат утвердил Ирода царем Иудеи, но своих сил для захвата Иерусалима у Ирода было недостаточно и он обратился за помощью к Марку Антонию, который согласился послать в Иудею войска после окончания Парфянской войны. Пять месяцев длилась осада Иерусалим, после чего город пал под натиском армий Ирода и римлян. Захватив Иерусалим Ирод приказал казнить 45 членов Синедриона, сторонников , и превратил Синедрион в подконтрольный религиозный суд, где он мог сам назначать и смещать первосвященников. Во время правления Ирода процветало и практически вернулось к границам государства при царе Давиде. Ирод осуществлял масштабное строительство по всей стране, дворцы, ипподромы, амфитеатры, но важнейшим объектом было возведение Второго Храма. Другим гигантским проектом был Иродион, крепость, построенная в 23-20 гг. до н.э. на том месте, где Ирод выиграл важную битву. Иродион построили на рукотворной насыпной горе, высота сооружения составляла 8 этажей. Отношение еврейского народа к Ироду было отрицательным, они видели в нем выдвиженца Рима и человека, нарушившего ветвь Давида. Ирод решил жениться на Мариамне, внучке первосвященника Гиркана II, чтобы внешне восстановить связь с домом Давидовым. Это не помогло, возникла оппозиция со стороны зелотов. Ирод, не задумываясь, расправился с оппозицией и истребил весь дом Хасмонеев, не пощадив даже свою любимую жену Мариамну. В конце царствования Ирода миру явился Иисус Христос. Согласно Евангелию от Матфея, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не сообщили Ироду местонахождение младенца.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.» (Мф.2:16).

Последние годы правления Ирода отмечены особой жестокостью. Уже смертельно больной Ирод приказал казнить своего наследника, сына от первой жены Дорис, уличенного в заговоре. Известно, что при утверждении приговора, римский император Август сказал:

«Быть свиньей такого человека лучше, чем быть его сыном!».

Перед смертью Ирод дал приказ в день своей смерти убить многих представителей еврейской знати, но это распоряжение не было выполнено. За четыре дня до смерти Ирод I завещал престол Архелаю, своему сыну от жены-самаритянки Малтаки и назначил при нем тетрархами Ирода Антипу и Ирода Филиппа. Тем не менее, согласно , хоронили Ирода пышно:

«После этого они занялись погребением царя. Архелай сделал все, чтобы погребение было как можно более великолепным: он даже вынес из дворца все царские украшения, чтобы их несли за телом. Погребальные носилки из чистого золота были украшены драгоценными камнями и убраны дорогим пурпуром. Тело Ирода было облачено в виссон, на голове его покоилась диадема, а поверх нее — золотой венец, в правую руку был вложен скипетр. За телом шли сыновья Ирода и все его многочисленные родственники, вслед за ними — телохранители, за ними — колонна фракийцев, германцы и галлы, все в полном боевом облачении. Далее шествовало войско при полном вооружении, сохранявшее боевой строй и ведомое военачальниками, за войском — 500 домашних рабов и вольноотпущенников, воскурявших благовония. Тело было пронесено на расстояние 70 стадиев до Геродиона, где во исполнение воли покойного царя и погребено. Так кончается история Ирода».

Фотогалерея






Годы жизни: 73-74 гг. до н. э–1 г. до н. э. (по другим данным 4 г. н.э.)

Полезная информация

Ирод I, наименование Великий было позже дано историками
в русском языке - Ирод от традиционной среднегреческой передачи
ивр. הוֹרדוֹס‎
транслит. Хо́рдос, Хо́рдус
лат. Herodus
греч. Ἡρῴδης
транслит. «Херодос»

Не путать

Часто Ирода I путают с Иродом Антипой, его сыном от самаритянки Малтаки, который правил Галилеей (1 г. до н.э. - 40 г.) во времена Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.

Титул «Великий»

Присвоен историками Ироду после его смерти. Был ими обусловлен ловкостью Ирода-политика, грандиозными свершениями Ирода-строителя, а также роскошью двора Ирода-правителя.

Этот титул главным образом отличает Ирода от его наследников, носивших то же имя, но не содержит нравственной оценки этого правителя - порочного, коварного и жестокого.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то