Грифон-мифическое существо? Грифоны - "кони" солнечных богов - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации Грифон мифология.

γρύψ . По одной из гипотез, греческое название восходит к др.-евр. «керуб» (см. херувим) . Согласно другой гипотезе, оно происходит от греческого γρυπός («крючконосый»). Некоторые исследователи высказывали предположение, что grupos было позаимствовано из восточных языков: возможно, от ассирийского k’rub, то есть «фантастическое крылатое существо», или еврейского kerub , «крылатый ангел».

Древний мир

Впервые изображения грифонов засвидетельствованы на дворцовых фресках Крита позднеминойского периода . Также изображения грифонов встречались в древнем Египте и древней Персии, но наибольшее распространение они получили в искусстве античного греческого мира.

    Levantine - Winged Griffin Nibbling on Sacred Tree - Walters 711171.jpg

    Нео-ассирийское искусство, финикийский стиль: грифон, грызущий листок священного дерева. Слоновая кость; 8-й век до н. э.. Художественный музей Уолтерса

Античные авторы

Впервые их упоминает поэт VI в. до н. э. Аристей из Проконнеса , а также Эсхил (Прометей 803) и Геродот (История IV 13).

Средневековая символика

Считалось, что грифоны родом из Индии , где они охраняли огромные сокровищницы с золотом. Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии в Гиперборее и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают". Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Грифон в геральдике

Грифон - часто встречающаяся негеральдическая фигура в гербах . Символизирует могущество, власть, бдительность, быстроту и силу. Мужской вариант грифона (англ. male griffin ) изображался бескрылым и с пучками алых шипов (обозначающих солнечные лучи), иногда даже с рогами или бивнями. В геральдике существует образ морского грифона (англ. sea-griffin ), обозначающего связь армигера с водой. Такой грифон бескрыл и имеет рыбий хвост вместо «львиной» части тела.

Грифон в архитектуре

Архитектурное украшение в виде фантастического существа с туловищем льва и головой орла или льва встречается в виде барельефов на стенах зданий, а также в виде скульптур, располагающихся на крышах и венчающих колонны и пьедесталы. Как символ стража сокровищ, крылатый лев присутствует в качестве декоративного мотива элементом архитектурного оформления казнохранилищ банков и т. п.

Грифоны с головами львов высятся на крыше здания таможни в Барселоне .

Грифон в современной культуре

Грифон - популярный персонаж произведений в жанре фэнтези , встречающийся в художественной литературе, кинематографе и компьютерных играх.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.
Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.


"Змеи, драконы, грифы, охраняя сокровища, всегда охраняют пути к бессмертию, ибо золото, алмазы и жемчуг есть символы, воплощающие в себе сакральное начало и дарующие силу, жизнь и всеведение"
Мирча Элиаде
Грифон - мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла и телом льва. Он символизирует господство над двумя сферами бытия: землей (лев) и воздухом (орел). Сочетание двух главнейших солнечных животных указывает на общий благоприятный характер существа - грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.
В мифах и легендах разных традиций грифон выступает в роли стража. Он, подобно дракону, охраняет пути к спасению, располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. Он стережет сокровища или сокровенное, тайное знание.

Образ грифона имеет древневосточное происхождение, где вместе с другими фантастическими животными он должен был, как считалось, охранять золото Индии. По мнению Флавия Филострата (ІІІ в.), «грифоны действительно обитают в Индии и почитаются посвященными Солнцу - потому индийские ваятели изображают колесницу Солнца запряженной четверкой грифонов».

В древнеегипетской традиции грифон объединил в своем образе льва, олицетворяющего царя и сокола, который был символом бога неба Гора. В эпоху Древнего царства грифон являлся символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Грифон появляется и в Среднем царстве: его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе. В поздний период грифон считается «могущественным животным» и символом воздаваемой справедливости; в эпоху Птолемеев и Рима в образе грифона изображались боги Гор и Ра.

В Греции грифон символизировал могущество, уверенное в своей силе, но при этом проницательное и бдительное. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон. Эти чудовищные быстрые птицы также были впряжены в колесницу богини возмездия Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Будучи воплощением Немесиды, они вращали колесо судьбы.

В древнегреческой культуре изображения грифонов встречаются на памятниках искусства доисторического Крита(XVII-XVIв.в. до н.э.), а затем в Спарте(VIII-VIIв.в. до н.э.). Первое дошедшее до нас упоминание о грифонах принадлежит Геродоту (V в. до н.э). Он пишет, что это чудовища с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения золота. Эсхил называет грифонов «птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают». Греки полагали, что грифоны были стражами золотых копий скифов. Более поздние авторы добавляют массу подробностей в описание грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты не вступают.

Фантастическая сцена битвы тигрицы и грифона изображена на предметах скифского искусства VII в. до н. э. На одном из конских головных уборов из первого Пазырыкского кургана изображен львиный грифон, сражающийся с тигром. На золотых украшениях «сарматского звериного стиля» представлена сцена терзания: орлиный грифон и другое фантастическое существо нападают на хищника кошачьей породы - «пантеру».

Образ грифона встречается и в христианской традиции.

В средневековом церковном искусстве грифон становится очень распространенным персонажем и, будучи образом амбивалентного характера, с одной стороны, символизирует Спасителя, а с другой - тех, кто подавлял и преследовал христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва. Представляемый первоначально в качестве дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом двойственной природы Христа - божественной (птица) и человеческой (животное) вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.




В средние века грифон стал излюбленным геральдическим зверем, где он символизирует объединенные качества орла и льва - бдительность и отвагу. Бёклер (1688 г.) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы».


Пресс-грифон, подаренный А.С.Пушкиным А.А.Дельвигу. 1-я четверть XIX в. Золоченая бронза.

Пресс подарен в 1829 г. вместе с четверостишием: «Кто на снегах возрастил Феокритовы нежные розы?..». После смерти А.А.Дельвига пресс хранился у его жены, позже – у ее родственницы А.А.Барановой, от которой перешел в Государственный Литературный музей. Экспонируется в Музее-даче А.С.Пушкина.



Сотни тысяч мифических существ насчитывает история всех стран и религий. Реальны ли они? Ответ на этот вопрос скрыт в летописях и древних манускриптах.

Но, тем не менее, до наших времен дошли исторические сведения о существе, которое именовалось Грифон. Кто это? Действительно ли он существовал?

Как выглядел грифон

Грифон является мифическим существом с необычной внешностью. Он имел голову, когти и крылья орла, а тело — льва.

Будучи птицей, он легко поднимался в воздух сам, и мог поднять тяжелый груз в своих когтях. Как и у льва, грифон имел 4 лапы, оканчивающиеся большими острыми когтями.

Окрас грифон так же имел специфический: задняя половина туловища была черной, а передняя красной, крылья белые. Однако голова, нос и рот пылали огненным цветом. Проживает грифон в местах диких и пустынных.

Гнезда грифонов были из чистого золота, а располагались высоко в горах, на неприступных вершинах. Бдительно охраняя его, грифоны набрасывались на людей, если те приближались к нему.

Страх перед другими животными грифону неизвестен: наоборот, он смело нападет на любого зверя, кроме льва и слона.

Грифон – символичное животное. Он выступает в качестве главы двух сфер: земли – лев и воздуха – птица орел.

Сочетая в себе 2 мощнейших животных Солнца, он имеет благоприятный характер: грифон несет в себе силу, бдительность, возмездие.

Некоторые исследователи считают, что грифоном именовали южноамериканского кондора – вполне реальную птицу, не имеющую никакого отношения к мифам.

Происхождение

Существует 3 версии, рассказывающие о том, где впервые появился грифон.

  1. Древневосточная , а именно индийское происхождение. Грифон был призван охранять золото страны. Флавий Филострат был уверен, что мифические животные действительно проживали в Индии и считались посвященными Солнцу, так как художники изображали солнечную колесницу, запряженную четырьмя львами с орлиной головой.
  2. Шумеро-аккадская мифология (Лугальбанда). Здесь говорилось об огромной птице Анзуд, по описаниям похожей на грифона. Анзуд была посредником между небом и землей, людьми и богами, потому не причислялась к добру или злу, а считалась началом того и другого.
  3. Древняя Греция . Считается, что грифон был очень популярен у древних греков. Местом рождения, вероятно, был Восток, так как найдены изображения в разрушенном Персеиоле и на фресках острова Крит.

Птица Анзуд в шумерской мифологии

Символизм разных стран

Роль стража приписывается грифону в мифах разных стран. Словно , он стережет путь к спасению, расположившись рядом с Древом Жизни. Не только сокровища охраняет грифон, но и сокровенные тайны и знания.


Так же мифические животные являлись победителями змея и , являющихся воплощением демонов. Некоторые исследования даже связали с грифонами вознесение Христа.

По некоторым данным Данте мог символизировать и Папу, возносящегося к престолу. В силу своей двойственной природы считался символом слияния духовной и светской власти Папы.

В это же время существо становится любимым геральдическим изображением.

Обширное исследование, рассматривающее флаг Тартарского Цесаря и образ грифона, было проведено группой ученых.

В «Книге о флагах», изданной в 1705 году, голландским картографом Карлом Аллардом описывается флаг следующим образом:

Флаг Цесаря от Тартарии, желтый, с черным лежащим и к наружью смотрящим драхом (великим змием) с василисковым хвостом.

Некоторые рисунки, хранящие изображение флага, действительно показывают существо, похожее на дракона. Но другие источники содержат зарисовки, на которых отчетливо виден клюв, что идет в разрез с представлениями о драконах.

Собрание флагов, изданное в США в 1865 году, содержит в себе рисунок, на котором видно, что татарский флаг изображает существо с птичьей головой. Значит ли это, что именно грифон помещен на флаг?

Очевидно, да. Тому есть некоторые доказательства. Герб Малой Тартарии (Крымское ханство) изображает трех черных грифонов на желтом или золотом фоне.

Именно эта иллюстрация подтверждает, что на флаге Тартарии изображен грифон, или грифъ в русских книгах.

Рисунок имперского флага Тартарии, сделанный в США в 19 в.

Раскопки скифских курганов принесли множество различных предметов с грифоном в качестве изображения. Датируются находки 4-6 веком до н.э. Места артефактов: Тамань, Крым, Кубань, Алтай, район Аму-Дарьи, ХМАО, близ Днепропетровска.

  • 17 век, Великий Устюг: крышки сундуков украшены изображениями грифонов.
  • 11 век, Новгород: вырезанные грифы на деревянных колоннах.
  • 11 век, Сургут: медальоны с рисунками грифов.
  • Тобольск и Рязань: чашки и браслеты.

Изображение грифона на стене храма «Покров на Нерли»

Удивительно, но грифоны украшают ворота и стены древних храмов.

  • Владимир, Дмитриевский собор 12 века.
  • Юрьев-Польский, Георгиевский собор.
  • Церковь Покрова-на-Нерли.
  • Суздаль, ворота храмов.
  • Грузия, Мцхет. Барельеф с грифоном в церкви.

Но не только в храмах найдены изображения мифического зверя. В 13-17 веках этот образ широко использовался князьями и царями.

  • Шлем Ярослава Всеволодовича,13 век.
  • Царский ковчег, 15 век.
  • Теремной дворец Московского Кремля,17 век.
  • Великий стяг Ивана Грозного, 16 век.
  • Налучие царских саадаков.
  • Двойной трон Ивана и Петра Алексеевичей.
  • Держава Российского Царства/Держава Мономаха.

Интересный факт. Древнерусское название грифона не только див, но и ног, иног, нагай, ногай.

Грифон на гербе Крыма

Получается, что на большей части территории России изображение грифона использовалось с 4 века до н.э. до 17 века. А непрерывный период существования данного символа составляет более 2250 лет!

Так же символ грифона до сих пор используется в геральдике некоторых европейских государств: Мекленбург, Латвия, Поморское воеводство Польши и др.

Обширное исследование образа грифона на флаге Цесаря Татарского привело к следующим выводам:

  1. Грифон/гриф/грив/див/ног/ногай – не заимствованный символ. Он мог быть объединительным и сакральным для славянского, тюркского и угорского народов.
  2. Широко использовался на гербах, предметах и храмах в Российской Империи, пока не был предан забвению при Петре 1.
  3. Грифон, как символ язычества, применялся и в культовых целях, но с укреплением христианской и исламской религии ушел из ритуалов.

Заключение

По всему выходит, что грифон – абсолютно мифическое существо, но откуда же тогда такая популярность в использовании его изображения?

Быть может, когда-то грифы – полуорлы-полульвы — действительно существовали, охраняя золото и символизируя амбивалентное начало?

Не исключено, но это тайна так и останется неразгаданной.

Грифон одно из древнейших мифологических существ, которое смогло перейти с пожелтелых манускриптов в современную жизнь. Этот красивый зверь оставил отпечаток своих когтистых лап на гербах, рисунках, фэнтези книгах и в компьютерных играх. Этот рассказ о нём.

Как выглядит грифон и его родословная

Почему грифон выглядит именно как вмешение льва и орла, не знает никто. Впрочем, если читать хотя бы средневековые бестиарии, то понимаешь, что фантазия в древние времена у людей была безгранична. Поэтому современное искусствоведенье различает несколько видов мифологических существ подобного рода. Есть львиные грифоны, когда у зверя тело и голова львиные, а крылья и лапы птичьи. Есть и классические грифоны, с головой орла. Собственно «грифоном» можно назвать любое существо с крыльями и лапами птицы, которое нельзя точно причислить к уже известному божеству или мифологическому персонажу. Считается, что своё происхождение образ грифона ведет из Передней Азии. Прототип их изображения появляется в религиозных культах Вавилона и Ассирии.

В Вавилоне часто делали такие скульптуры у входа в дом. Пятая нога нужна была для визуального эффекта: если идти на чудовище, то оно сделает вам шаг навстречу.

Там был очень распространены статуи «хранителей», в виде льва с крыльями и человеческой головой. Постепенно этот образ, распространяясь с разные страны, менялся. Так в Древней Греции грифоны имели уши из перьев, или же нечто похожее на рога. Образ грифона как мифологического существа с телом льва и головой орла был очень устойчив у греков, и можно говорить, что таковым сложился именно у них. Где же живет грифон? В древности его помещали на две точки карты мира. Первое это Скифия, в сторону ближе к гипербореям, и в Индию. Нрав у грифонов был агрессивный и враждебный людям. Согласно автору 4 века до н.э. Сервию Туллию, они не любят лошадей. Считалось, что у грифон это ездовое животное бога солнца Апполона. Он посещал иногда Гиперборею в колеснице запряженной грифонами или же был верхом на них.

Роспись на вазе. Древняя Греция

Так же грифоны были спутниками богини возмездия Немисиды. Обычно Немесида изображалась с символами равновесия, скорости и воздаяния - очевидно, что грифоны и выступают олицетворением последних двух качеств. Возможно также, что здесь тоже присутствует некая связь с мифом о гипербореях, так как этот народ, как считалось, никогда не навлекал на себя гнев богини. С Средние века образ грифона поначалу чуть было не исчез со страниц сочинений, ведь Европа в то время растеряла многое из греческого наследия. Но все же грифон остался в бестиариях. Его усиленно помещали в Индию.

«Находятся там (в Индии – прим.ред) золотые горы, куда дойти из-за близости драконов, грифонов и людей крайне чудовищного вида, невозможно». Исидор Севильский «Этимологии».

Грифоны в современной культуре

Битва грифона и Геральда. Ведьмак 3

В наши дни только ленивый автор не описывал грифона или ему подобных существ в фэнтези книгах. Частые они и герои игр. Так в серии книг о ведьмаке Анджея Сапковского неоднократно встречаются эти звери. Так же есть «Школа Грифона», где готовили ведьмаков для сражений с чудовищами. В компьютерной игре по миру саги можно найти доспехи грифона. Чертежи с ними расположены в окрестностях Велена. Просто обследуйте все неизвестные места и обязательно их найдете. Так же грифоны были в играх Word of Warcraft, пресловутой Линейке и многих настольных играх. Еще грифоны есть в книгах Андре Нортон, Клиифорда Саймака. В произведениях Клайва Стейпса льюиса про Норнию грифоны помогают в сражении войскам льва Аслана. В кино грифоны не редкость, нужны они там или нет. Ведь они внешне эффектные существа и кадры полета с ними придают эпичности фильму.

Грифоны в геральдике

Грифон часто встречается на гербах. Это символ власти, могущества и бдительности. Встречается вариант морского грифона, у которого рыбий хвост вместо задней части тела. Грифон есть на родовом гербе Романовых, так же гербах Свердловской области, Керчи, Саянска.

Герб города Керчь в 19 веке. Сейчас тот же грифон на красном фоне и без короны.

Родовой герб рода Романовых.

Грифоны в архитектуре

Грифоны, наравне со львом и драконом , достаточно распространенный мифологический образ в архитектуре. Когда то изображали их как реально существующих зверей, позже как декоративный элемент. Знаменит на весь мир Банковский Мост через канал Грибоедова в Санкт-Петербурге. Грифоны с золотыми крыльями маскируют крепления моста.

Впрочем, грифонов в Петербурге хватает.

В России, как и в других Европейских странах, грифоны часто встречались в летописях и барельефах. Это украшение церкви на Нерли.


Статуя грифона на воротах в Ботанический сад Карлсруэ, Германия.

Мифы и Легенды * Грифон (Gryphon)

Грифон (Gryphon)

Грифоны (Gryphon) · чудовищные птицы с орлиной головой и телом льва. От их крика вянут цветы и жухнет трава, а все живые существа падают замертво. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом в фут длинной, крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать.
Грифоны - "собаки Зевса" - стерегут золото в стране гипербореев, сокровища Рипейских гор, охраняя их от одноглазых аримаспов (Эсхил "Прометей прикованный", 803 след.). Также эти чудовищные быстрые птицы впряжены в колесницу Немесиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи.
Среди сказочных обитателей севера - исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и грифонов (Herodot. IV 13).


Грифон - существо греческой мифологии, которое выглядело как полулев-полуорел со змеиным хвостом. Его образ олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орел).
Символика этого мифического животного связана с образом Солнца, поскольку и лев и орел в мифах всегда неразрывно связаны с ним. Кроме того лев и орел связаны с мифологическими мотивами скорости (образ орла) и отваги (лев).
Функциональное назначение грифа - охрана, часто мы видим его в виде стража. В этом он схож с образом дракона. Как правило, охраняет сокровищ или некое тайное знание.
По словам одного из исследователей, охрана драгоценных камней и металлов, символизирующих сакральное начало в древнем мире, соответствует охране путей к бессмертию.
Грифон, скорее всего, имеет древне-восточные корни. Скорее всего, наряду с другими сказочными животными, он охранял золото Индии.

Мы видим его у древних шумер в мифе о Лугальбанде в виде огромной птицы Анзуд. Эта птица имела голову льва. Изображали охотящейся на оленей или других животных. Птица выполняла функцию посредника между небесным и земным миром, богами и людьми. Уже тогда в образ грифона была заложена амбивалентность.
Флавий Филострат говорил о том, что грифонов запрягают в колесницу Солнца и они на самом деле живут в Индии.
Грифона можно увидеть и в египетской мифологии, соединяя в себе льва (царя) и сокола (символ бога Гора). Это существо прослеживается на всем протяжении существования египетской цивилизации: в Древнем и Среднем царстве он символ - победоносного царя, шагающего по трупам врагов.
Грифон в греческой мифологии олицетворял проницательное и бдительное могущество. Тесно связан с богом Аполлоном, фигурирует как животное, которое бог впрягает в свою колесницу.
Некоторые из мифов говорят о том, что этих существ впрягали в повозку Немезиды - богини возмездия. Кроме того, грифоны вращали колесо судьбы, а с Немезидой были связаны генетически.
Эти мифологические животный широко представлены в различных культурах античности: о них говорит Геродот, их изображения обнаружены на памятниках периода доисторического Крита и в Спарте.
Геродот говорит о них как о чудищах, имеющих тело льва, крылья и когти орла. местом их проживания он называет крайний север Азии, где они охраняют залежи золота от сказочных аримаспов. Греки считали, что грифоны охраняют золото скифов.
Один из греческих авторов - Эсхил - дает им следующее определение: “птицеклювые собаки Зевса, которые не имею голоса”.
В дальнейшем их образ дополняется различными чертами: о них говорят как о сильнейших из зверей, подчеркивают их тесную связь с высшими божествами; грифоны строят гнезда из золота.
Этот образ проник из греческой мифологии в традиции христианства. Образ грифона тесно связан с образом Христа. Исидор Севильский говорит о том, что Христос есть лев, поскольку он управляет и имеет власть, и орел, поскольку после смерти своей Христос вознесся на небо.
Данте впрягает грифона в церковную триумфальную колесницу. Одна часть грифона - орел - золотая, другая - лев - алая и белая. Так, возможно, передается соединение в образе
божественного и человеческого начала.
Некоторые из исследователей говорят о том, что грифон является символом Папы, претворяющего божественную волю Господа на земле.

Грифон часто встречается в произведениях средневековых авторов. Однако его символика
неоднозначна. Противоречивость проявляется в том, что этот персонаж может ассоциироваться как с демоническим началом, так и с божественным. Соответственно неоднозначным является и выполняемая им функция: в одном случае грифон является символом воинственности и бдительность (геральдический грифон), а в другом - как элемент, соединяющий небо и землю.


Дуальность образа четко прослеживается в произведениях Средних веков: в одних вариантах - это символ Спасителя (поскольку грифон объединяет в своем образе земное (лев) и небесное (орел)), а в других - эти же черты переосмысливаются, и орел со львом становятся олицетворением кровожадности.
Неоднозначность содержания этого символа проявляется, например, у Данте. Изначально грифон играл роль демонического похитителя душ, но затем этот образ приобрел противоположное значение и стал воплощением двойственной - божественно-человеческой -природы Иисуса.
Архаичная связь грифона с Солнцем, которая наблюдается еще в древнеегипетских изображениях, четко прослеживается и в Средние века. Эта связь усиливается и укрепляется христианскими мотивами. Грифон приобретает черты борца с демоническими силами: он считался победителем василиска и змея, основных средневековых символов Сатаны.

Геральдический Грифон (Gryphon)

Это животное греческой мифология стало одним из ключевых элементов геральдической науки, как элемент соединяющий символику льва и орла.
Бёклер говорит, что грифон потому изображаются с орлиной головой, львиным туловищем длинным туловищем и орлиными когтистыми лапами, что должен обозначать союз ума и силы.

Борис Валледжо - Грифон и египтянка Дженис
(Gryphon and Egyptian Janice)



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то