Методы психологической защиты в коллективе. Психологические приемы самозащиты

Прежде всего важно знать, какое поведение может помочь избежать столкновения со злоумышленниками. На этот вопрос помогает ответить следующая таблица:

— Торопливая, нервная улыбка

— Спокойная улыбка, уверенное выражение лица

— Нервная поза

— Спокойная поза

— Уверенный тон

— Руки все время в беспокойном движении

— Редкие и спокойные движения рук

— Сгорбленная поза, вялая осанка

— Подтянутая, расслабленная и устойчивая поза

— Нервный, бегающий взгляд

— Спокойный и прямой взгляд

— Несогласованность, неуклюжесть походки (слишком размашистая или семенящая)

— Легкая спортивная походка, бодрость, энергичность движений

Ну, а теперь о том, как научиться вести себя уверенно, уменьшив тем самым риск нападения злоумышленников.

Самозащита — есть акт уверенности в себе. Это отказ принять «статус жертвы». Так что тренировка агрессивности и уверенности в себе оказывается неотъемлемой частью системы самозащиты. Что толку тренировать технику, если применить ее не хватит смелости!

Но что такое уверенность? Уверенность — это особый тип поведения, который помогает нам выражать — четко и доходчиво — наши чувства и желания. Она противоположна пассивному поведению, когда наше высказывание часто теряется в неопределенных или нерешительных действиях. Уверенное поведение, таким образом, не дает повода для недопонимания. Вы знаете, чего хотите и чего не хотите.

Рассмотрим типичные ответы уверенного человека на непрошенные выпады и угрозы. Над такими ответами следует работать, произносить убежденно и с соответствующими жестами: «А ну-ка не лезь ко мне», «Так я тебе и отдала мою сумку», «Прекратите сейчас же!», «Убирайтесь из моего дома вон!».

Существует техника тренировки уверенности, получившая название «заезженная пластинка», когда вы, не переставая, повторяете фразу о том, чего хотите или чего не хотите, причем решительным тоном, до тех пор, пока слушающий либо уступит, либо удалится. Для эффективного применения этого метода необходимо заменять некоторые слова, сохраняя при этом общий смысл высказывания. Например, «Вы не смеете входить в мой дом!» меняется на «Так я вас и впустила!» или «Чего зря тут торчать, я не передумаю: в дом вы не войдете» — и так далее до тех пор, пока ваше высказывание не будет воспринято. Целью использования метода «заезженной пластинки» является проявление упорства.

Учитесь проявлять свой гнев перед агрессором. Многие люди стараются никогда не сердиться, предпочитая «спокойную жизнь любыми средствами».

Большинство неуверенных в себе людей слишком легко принимают поведение других людей. Между тем вы не должны забывать, что у вас тоже должно быть свое мнение. Помните, что вы не обязаны делать то, что противоречило бы вашим желаниям. Это ваша жизнь.

Перед лицом агрессии тренированный человек не выступает суперменом, которому неведом страх. Тренировка развивает самодисциплину и самоконтроль. Она формирует способность действовать должным образом вопреки боязни. Умение справиться со страхом и направить его в русло успешной самозащиты — вот результат усилий, потраченных на упражнение.

Своими уверенными действиями вы даете понять, что готовы постоять за себя и вас никоим образом не следует воспринимать как потенциальную жертву.

Во многих случаях вам лучше брать инициативу в свои руки и самим идти в наступление, а не ждать развития событий, что может привести к еще большему усложнению ситуации. Как сказал Роберт Броунинг, английский поэт девятнадцатого века: «Когда борьба зажглась в тебе, считай, что выиграл полбитвы». Как правило, агрессоры выбирают в качестве своих жертв людей робких, весь вид которых говорит о том, что они едва ли смогут оказать сопротивление.

Быть человеком сильным, смелым, уверенным в себе — это здорово, к этому надо стремиться. Однако замечено, что сильные люди

редко вступают в конфликт, еще реже пускают в ход кулаки. Поэтому при возникновении угрозы насилия всегда предпочтительней уклоняться от конфликта, нежели применять какие бы то ни было приемы физической самозащиты.

Многие конфликты и нападения происходят по вине самой жертвы, которая показывает своим видом, что она либо «созрела» (оказалась в неположенном месте и в неположенное время), либо податлива (слишком легкодоступна), либо беззащитна (пьяна, напугана, возбуждена, чересчур доверчива).

Устранив эти факторы, вы в значительной мере уменьшите риск превратиться в жертву.

Прежде всего следует попытаться повлиять на потенциального агрессора методами убеждения. При этом допустимо даже забыть на время о собственной гордости. Однако вы всегда должны помнить о том факте, что преступник может сделать выпад в любой момент, и быть готовыми дать ему отпор.

Если есть возможность мирного разрешения конфликта, стоит попробовать снять напряжение, достигнуть взаимоприемлемого решения или даже завладеть инициативой.

Успех при снятии напряженности или завладении инициативой в опасной ситуации зависит от ваших собственных действий. Следует:

— говорить твердым, спокойным тоном. Это заставит агрессора поступить так же;

— внимательно слушать и стараться, чтобы происходил постоянный обмен фразами;

— как можно быстрее уяснить для себя, что именно агрессору от вас нужно. Отражение его чувств в обратном направлении даст ему возможность понять, что вы слушаете и воспринимаете его серьезно;

— предложить ему перейти в другое помещение, если что-то вызывает раздражение агрессора;

— если возможно, принять вместе с агрессором сидячее положение — это часто уменьшает напряжение;

— если ситуация позволяет, определить приемлемые рамки поведения. Например, сказать: «Мы продолжим разговор, но только сперва перестаньте кричать на меня и угрожать».

Не следует:

— кричать или говорить на повышенных тонах, поскольку это подстегнет агрессора;

— уходить или поворачиваться к агрессору спиной, пока он разговаривает с вами;

— посягать на личное пространство агрессора;

— игнорировать или выказывать невнимание или пренебрежение к агрессору;

— обращаться с агрессором уничтожительно или покровительственно;

— без необходимости спорить с агрессором или высказывать угрозы в его адрес. При этом, однако, вы можете стоять на своем и обосновывать ваше мнение;

— отдавать ему приказы типа «Замолчи!» или «Ну-ка сядь!»;

— жестикулировать — тыкать, грозить пальцем или размахивать руками.

Следующий немаловажный фактор безопасности — способность сорвать планы нападающих. Сделать это можно при помощи неожиданных, нешаблонных действий, вызвав замешательство злоумышленников.

В случае, если жертва оказывает сопротивление, будь то слово, физическое действие или и

то и другое одновременно, фактор неожиданности обращается против преступника точно таким же образом, как он должен был изначально сработать против жертвы. Это справедливо при любых обстоятельствах, вне зависимости от типа инцидента: вымогатели, срыватели сумочек, воры-взломщики — все они делают ставку на неожиданность. Лишение их этого фактора является первым шагом к избежанию незавидной участи жертвы.

Не замирайте, а используйте тот же важный принцип — неожиданность. Приведем достаточно яркий пример неожиданных действий.

♦ Это случилось в Италии. Преступник, пытавшийся ограбить пенсионера, лишился пальца. Неизвестный напал на показавшегося ему абсолютно безобидным тихого старичка, когда тот выходил с почты, получив там свое месячное пособие. Он попытался выхватить у пенсионера кошелек, но старичок, не долго думая, откусил грабителю палец. Обезумев от боли, грабитель бросился бежать, забыв о кошельке. В тот же день бандит лег в клинику, не подозревая, что дотошный старичок, хоть и сохранил свои деньги, решил не оставлять нападение без последствий и заявил в полицию. В больничную палату вскоре прибыли карабинеры, предъявившие преступнику его палец. Увы, пострадавший был вынужден отказаться от собственного пальца, чтобы не угодить за решетку. Однако полиция не поверила ему на слово: назначена судебно-медицинская экспертиза.

Если конфликт «замять» не удается, следует воспользоваться доступными и эффективными приемами самозащиты.

Смутить нападающего можно различными способами. Например, если выронить на землю деньги, агрессор может наклониться, чтобы подобрать их. Это даст вам необходимые мгновения на ретировку, а если убежать по какой-либо причине не представляется возможным, сделает лицо противника уязвимым для удара ногой.

— В той же ситуации можно указать на то, что в данный момент находится вне поля зрения агрессора. Сделайте вид, будто видите за его спиной милиционера. Если злоумышленник оглянется, вы тем самым снова выиграете драгоценное время. Поворот головы может вывести вашего противника из равновесия, чем следует тут же воспользоваться: толчок или удар по лицу еще больше нарушит его равновесие, и у вас соответственно появится больше времени на побег.

— Вы можете сделать вид, что за спиной агрессора приближается кто-нибудь из ваших друзей. Сопроводив жест призывом о помощи, обращенным к воображаемым людям, вы можете воспользоваться растерянностью агрессора.

— Другой вариант отвлекающей техники известен как метод симуляции, когда вы убеждаете нападающего в том, что вот-вот уступите его требованиям и отдадите, скажем, кошелек, бумажник или магнитофон, а сами воспользуйтесь возможностью ошеломить его, ударив по лицу, в пах или живот, что даст вам необходимые секунды для бегства. Симуляция может принимать различные формы. Например, когда грабители потребовали у начальника почтового отделения в Бродстейрсе всю наличность, тот, держась за сердце, грохнулся на пол и крикнул, чтобы преступники вызвали «скорую помощь». В результате перепуганные грабители бежали ни с чем. Когда злоумышленники скрылись, начальник отделения встал на ноги и позвонил в полицейский участок.

— Если нет пути к отступлению перед превосходящими силами противника, сыграйте роль человека, имеющего мощную поддержку, к которому вот-вот подойдут надежные защитники (отец, старший брат).

Например, войдя в подъезд, где разместилась пьяная компания, паренек кричит, повернувшись назад (изображая, что кричит отставшему отцу): «Папа, придержи Джека! Как бы он не порвал в подъезде парней!» — и, пользуясь замешательством хулиганов, быстро проходит мимо.

— При внезапном возникновении экстремальной ситуации, связанной с угрозой нападения или самим нападением, взгляните вверх, сделав при этом полный глубокий вздох, и, опуская глаза до уровня горизонта, плавно выдохните воздух, максимально освободив от него легкие, и одновременно расслабьте все мышцы. Расслабить мышцы можно лишь тогда, когда упорядочится дыхание. Стоит в экстремальной ситуации задышать ровно и спокойно, как мышцы расслабятся тоже, и вы очень быстро успокоитесь. Несколько полных вдохов и выдохов — и все в порядке.

— Если вас задерживают и дело идет к конфликту, попробуйте сделать комплимент, отвлечь внимание нападающих на них самих. Держитесь при этом с достоинством, не унижайтесь. Например, девушка, которой ничего хорошего не стоило ожидать от подвыпивших парней в темном переулке, обратилась к ним с просьбой: «Парни, я вижу, вы не из робких! Проводите меня вон до того дома. Я здесь живу».

— В сложной обстановке, когда на вас нападает несколько человек, определите среди них лидера. Обращайтесь к нему. Попытайтесь сыграть на его самолюбии. Так, один из сильнейших самбистов Алтая, очень сильный человек, оказался зажат с двух сторон на крыше электрички вооруженными преступниками. Приемы самбо здесь не гарантировали безопасности. И тогда он обратился к главарю банды: «Командир, я за собой кое-кого из твоих парней заберу под колеса! Давай лучше поговорим на земле во время остановки. Если нужны деньги, водка, у меня кое-что есть…» И это обращение сработало: парня оставили в покое.

— В ситуации, когда преступник от вас чего-то требует, попробуйте предложить такие варианты выполнения требований, чтобы выиграть время, изменить условия или место столкновения, изменить соотношение сил в свою пользу. Наиболее характерно применение этого приема для женщин. Они приглашают насильников к себе домой: там музыка, вино, уют. Заявляют, что мужчина им нравится, но место встречи (парк, улица, лифт, подъезд) им не подходит. Приводят доверчивого злодея домой (вовсе не обязательно к себе), а там…

— Если сочтете возможным, попытайтесь вызвать у злоумышленника сочувствие, жалость. Скажите, что смертельно больны, что идете за лекарством для тяжелобольной мамы, что отец под следствием, а вам приходится заботиться о младших братьях. Например, подросток говорит грабителям: «Дяденьки! Отпустите меня, иначе моя мама может умереть. Я срочно должен купить для нее лекарство. У нее сахарный диабет».

— При необходимости действуйте так, чтобы у нападающих пропало желание иметь с вами дело. Изобразите рвоту, обморок, эпилепсический приступ, сильный насморк. Особенно этот прием эффективен при столкновении с сексуальными насильниками. Чувство брезгливости редко сопутствует сексуальному влечению, каким бы извращенным оно ни было.

— Если вас похитили в машине, можно сказать злоумышленникам, что кто-то из ваших близких все видел и запомнил номер машины, внешность похитителей. Известно, что по номеру машины (если она не краденая) ее хозяина можно найти очень быстро. Таким способом обезопасила себя барнаульская девушка Наташа, которая заявила незадачливому похитителю, что на автобусной остановке ее провожал брат, который имеет профессиональную память на номера машин: он таксист. И это подействовало. Не всякому преступнику хотелось бы иметь дело с таксистами.

— Не допускайте проявления уныния и апатии. Стремитесь быть или хотя бы выглядеть бодрым, энергичным в движениях, речи, действиях. Стремитесь даже в тяжелой ситуации найти что-то хорошее, приятное или смешное. Злоумышленники предпочитают не иметь дело с людьми энергичными, бодрыми, наделенными чувством юмора. Да и сам юмор нередко может помочь в экстремальной ситуации. В этом отношении характерен случай, произошедший с Юрием Никулиным.

* Как-то поздно ночью Никулин возвращался из цирка. На темных улицах города не было ни души. Неожиданно его задержали вооруженные грабители. Угрожая оружием, они потребовали от него деньги. Никулин не растерялся. Он засмеялся и огорошил грабителей: «Да вы что, мужики! Меня только что вон за тем углом ограбили! Догоняйте тех парней, у них все мои деньги!» Незадачливым грабителям пришлось довольствоваться общением с великим артистом. Но в темноте они не разглядели Никулина и отпустили, не попросив автографов.

— Следите за своим внешним видом. Старайтесь не выделяться из окружающих людей излишней экстравагантностью, яркой и необычной одеждой, дорогими вещами и украшениями. Все это привлекает внимание не только законопослушных граждан, но и преступников. Выбирая одежду, следует избегать темных тонов (темно-коричневого, черного), так как они могут усиливать агрессию окружающих людей.

— Постарайтесь как можно лучше запомнить нападавших: их внешность, одежду, манеру двигаться, особенности речи. Обратите внимание на цвет глаз, шрамы, татуировки, родинки, дефекты речи. Все это понадобится для того, чтобы обезопасить себя в дальнейшем.

— Обращайте внимание на то, как ведут себя люди, которым обычно везет, которые редко попадают в опасные ситуации, которые выходят «сухими из воды». Как они этого достигают? Что из их опыта можно позаимствовать?

— Стремитесь замечать свои ошибки и промахи в обеспечении личной безопасности. Извлекайте уроки из печального опыта других людей. Старайтесь не допускать в дальнейшем подобных просчетов.

Многие могут возразить: если постоянно думать об опасности, можно дойти до того, что от каждого звука будешь вздрагивать, в каждом человеке будешь видеть врага… Однако быть бдительным и быть трусливым — не одно и то же.

Быть бдительным — это значит обращать внимание на то, что происходит вокруг. Бдительность — это состояние духа. В контексте самозащиты это еще и состояние ума, при котором наблюдательность доведена до такого автоматизма, что используется на уровне подсознания и не сопряжена ни с какими усилиями. Бдительность должна становиться сознательной лишь тогда, когда опасность либо замечена, либо предполагается. Осторожность и бдительность можно выработать в себе до такой степени, что они превратятся во вторую натуру. Благодаря этим привычкам вы будете знать, как избежать неприятной ситуации раньше, чем она возникнет.

Пристегиваясь ремнем безопасности в автомобиле, вы едва ли говорите себе: «Сегодня я попаду в аварию». Ваши действия не более чем подготовка на случай, если вдруг что-то подобное произойдет. Вы также не станете отказываться от ремня безопасности только потому, что считаетесь хорошим водителем: ведь как знать, кто еще окажется на дороге, кроме вас? При самозащите происходит то же самое. Вам следует находиться в состоянии повышенной готовности, что должно получаться само собой и не накладывать отпечатка на всю вашу повседневную жизнь.

Бдительный водитель, увидев впереди аварию, отмечает потенциальную опасность и объезжает. Водитель же невнимательный может сам оказаться «в гуще событий». Точно так же и при самозащите: бдительный человек, заметив, как компания подростков задирает прохожих, предпримет необходимые действия, чтобы избежать нежелательной встречи, тогда как невнимательный, напротив, шагнет прямо навстречу ненужной опасности.

Развив в себе навыки, необходимые для повышения уровня бдительности, вы обнаружите, что они стали вашим вторым «я» и срабатывают инстинктивно. Тогда у вас появится отличная возможность применять их на практике и не попадать в места потенциального риска и опасности. Избегайте алкоголя, наркотиков и переутомления, поскольку все это ведет к ослаблению способности замечать опасность.

Представьте себе следующие ситуации: кроме вас, в доме никого нет, и поздно вечером раздается звонок в дверь; или вы идете домой и вам кажется, будто кто-то вас преследует; или, предположим, вы возвращаетесь с вечеринки, а какой-то незнакомец предлагает вас подвезти. Все эти будничные ситуации требуют учитывать вероятность опасности.

Используя изложенные выше приемы самозащиты, проиграйте с родителями или сверстниками различные ситуации:

1. Поговорите с «незнакомцем» так, чтобы он почувствовал вашу уверенность, готовность постоять за себя.

2. В столкновении со «злоумышленником» откажитесь от выполнения его требований так, чтобы он почувствовал вашу решительность и смелость.

3. Потренируйте уверенность в себе на основе техники «заезженной пластинки» (см. выше в настоящем разделе).

4. Попробуйте при встрече с «нападающим» вести себя агрессивно, наступательно, инициативно.

5. При столкновении с «хулиганом» попробуйте действовать неожиданно, оригинально. Сорвите его планы, озадачьте его, создайте непредвиденные им обстоятельства.

6. Попытайтесь найти мирное решение конфликта в самом его начале, когда играющий роль злоумышленника пытается найти повод для столкновения.

7. При встрече с «агрессором» попытайтесь снять напряжение: говорите уверенным тоном, обращайтесь к собеседнику с уважением и т. д.

8. При встрече с «агрессором» попробуйте смутить его, чтобы затем воспользоваться его замешательством.

9. В ходе «столкновения» отвлеките внимание «нападающего»: позовите отца, окликните милиционера и т. п.

10. В сложной ситуации введите «нападающего» в заблуждение: симулируйте обморок, болезнь, глухоту и т. п.

11. Попробуйте вести себя так, чтобы «нападающий» заподозрил: «Здесь что-то не так! Чего доброго, подойдут его друзья!» и т. п.

12. Изобразите покладистого человека, готового выполнить требования «нападающего». Пользуясь тем, что его осторожность притуплена (раскладывает «добычу» по карманам и т. п.), действуйте неожиданно и решительно: «бейте» или убегайте.

13. Потренируйтесь в преодолении излишнего волнения, страха.

14. Попытайтесь вести себя с «нападающими» так, чтобы сыграть на их самолюбии.

15. Говорите с «нападающим» так, чтобы выиграть время, перенести события в желательное для вас место, изменить соотношение сил в свою пользу.

16. Потренируйтесь так говорить с «напада-ющим», чтобы вызвать у него сочувствие, жалость.

17. Попробуйте действовать так, чтобы у «агрессора» отпало желание иметь с вами дело (рвота, насморк и т. п.).

18. Вы проходите мимо машины. Вас просят подойти, рассказать о том, как доехать до рынка, магазина и т. п. Ваши действия в этой ситуации.

19. Подозрительный человек стоит у двери лифта, предлагает войти вместе. Что вы предпримете в таком случае?

20. Вас похитили, везут в машине. Говорите со «злоумышленниками» так, чтобы они решили вас не трогать и Отпустить с миром.

21. Вы идете по безлюдной вечерней улице. Вдруг замечаете, что вас преследуют, готовятся к нападению. Ваши действия в этой ситуации.

22. В ходе «столкновения» изобразите человека слабого, вялого, неспособного к отпору. Усыпите бдительность «нападающего», действуйте быстро и решительно (бейте, убегайте).

23. В ходе игры продемонстрируйте такой уровень уверенности в себе, чтобы у «нападающих» появилось сомнение, стоит ли продолжать нападение, не обернется ли это для них большими неприятностями.

24. В ходе игровых «столкновений» попробуйте определить, что замыслил ваш партнер: просто просит закурить, спрашивает о чем-то или ищет повод для драки, нападения и т. п. Ваш собеседник должен искренне играть то нападающего, то просто прохожего (в кармане у него соответственно разные предметы).

25. При столкновении с партнером попробуйте определить, в каком случае за добрыми словами скрываются жестокость, коварные планы. В другом случае вам нужно за суровостью и грубостью разглядеть внутреннюю мягкость и доброту. Партнер, играющий роль доброго агрессора или грубого добряка, должен проявить некоторые актерские данные.

26. Работая в паре, попробуйте сыграть решительность и даже агрессивность словами, интонацией, мимикой, жестами. Попробуйте проявить агрессивность в форме изысканной вежливости, например: «Да, конечно, я отдам вам куртку, вы так мне понравились. Мои старшие братья тоже очень „любят“ таких смелых парней!»

27. На вас напали. Вам угрожают. Требуют вещи, деньги и т. п. Попробуйте использовать юмор. Ведите себя так, будто вам смешно, но смех вызывают не «злоумышленники», а ваши финансовые возможности, якобы вас только что ограбили и т. п.

28. Проиграйте ситуацию, когда на вас напал «вооруженный грабитель». Действуйте так, чтобы уменьшить риск применения им оружия против вас.

29. На вас совершено нападение. Вы остались без вещей и т. п. Опишите внешность, речь, манеры поведения, одежду, телосложение, другие приметы «преступников». Для начала потренируйтесь описывать тех, кто сейчас перед вами. Затем дайте описание человека, отвернувшись от него.

Литература: 6; 20; 42; 43.

13.6. Нравственные основы самозащиты от преступников

Психологические приемы самозащиты — Стр 2

Автор одной из книг, вышедших в последние годы в качестве пособия по личной безопасности, неоднократно отмечает, что многие люди не готовы ответить насилием на насилие, не могут применить оружие самозащиты и т. п. Нетрудно заметить, в этом случае фактически речь идет о моральной готовности человека к выживанию в опасных ситуациях.

1. Как преступники относятся к окружающим законопослушным людям? Как они относятся друг к другу?

2. Какие нравственные качества присущи многим преступникам?

3. Какие нравственные качества обычно проявляют преступники по отношению к своим жертвам?

4. Какими благородными качествами людей нередко удается воспользоваться преступникам?

5. Какие нравственные качества увеличивают риск подвергнуться нападению преступников?

6. Какие нравственные качества помогают человеку обезопасить себя от злоумышленников?

На основе знакомства с конкретными событиями подумайте над сформулированными выше вопросами.

* Петербургские коллекционеры, богема, свет — все прекрасно знали Юрия Алексеева. Он заслуженно считался авторитетным экспертом в области антиквариата. Подлинность какого-либо произведения, авторство и стоимость он определял точно и без особого труда. Кроме того, Алексеев был просто обаятельнейшим, очень приятным в общении человеком, с которым полезно побеседовать за чашкой чая о жизни и искусстве. Его принимал даже директор Эрмитажа академик Пиотровский. А вот о том, что Алексеев был вором в законе, сколько Алексеев (кличка Горбатый) организовал преступлений, мало кто знал. Он стоял фактически за всеми кражами и налетами на частных коллекционеров Москвы, Петербурга и Прибалтики. Со всех концов страны воры везли к нему картины, иконы, уникальные вещи. Уже потом «братва» начала замечать некоторые странности. Люди, доставлявшие к Горбатому «слам» на оценку, затем попадали в руки милиции. Вещи же оставались у оценщика. И еще: бригады уголовников, работавшие под Горбатым, после нескольких удачных дел заваливались и тоже отправлялись в тюрьму. Что интересно, провалы следовали за разговором о дележе награбленного.

* Из признаний преступника, приговоренного за многочисленные убийства к расстрелу:

— Мне нужны были подельники как свидетели, как зрители. Я испытывал необходимость в том, чтобы кто-то смотрел, как я убиваю. У меня сразу поднималось настроение.

— Когда я понес тело убитой женщины в лес, брата выворачивало наизнанку. Брата я всегда презирал, но мне нравилось, что его тошнит, когда я убиваю.

— Вскоре я познакомился с Малаховым Олегом, недавно выпущенным за вооруженный разбой. Олег потерял селезенку в ходе одной из разборок с себе подобными. Жесток. Спусковой крючок не дрожал под его пальцем. Олега я собирался пристрелить, так как он был болен, не жилец. Новый помощник должен был быть здоровым.

* Удар пришелся прямо по голове. Семен охнул и упал как подрубленный. Очнувшись, он увидел над собой ухмыляющееся лицо того самого парня, который неделю назад получил по заслугам во дворе. В памяти всплыла картина: наглые парни, которые пристали к Семену, позорно бежали, увидев приближение его друзей. «Ну что, помощи ждать неоткуда? — загоготал верзила. — Теперь получишь сполна!»

* «Поехали в город со мной на машине, — предложил Сергей П. ребятам. — Заедем в магазины, купим пару коробок шоколадных конфет, ликера. Я премию получил — угощаю».

Вместо поездки в город подростки оказались в подвале, где знакомый им дядя Сережа показал, кто он есть на самом деле: пытал, насиловал ребят, заставлял их бить друг друга, издевался даже над их трупами.

* Приглашая свою приятельницу Тамару на день рождения, Тимофей Н. знал, что она обречена. После того, как все парни изрядно захмелели, Тамару насильно увели в ванную комнату, где негодяи издевались над ней: насиловали, резали, прижигали горящими сигаретами. Умоляя Тимофея помочь, выручить, спасти, Тамара увидела равнодушные и безучастные глаза человека, которого считала своим другом, за которого надеялась выйти замуж.

* Из показаний Ивана М., осужденного за насилие над подростками: «У меня была тяга к мальчикам лет 12—14. Я старался выбирать ребят, которые были склонны к бродяжничеству к совершению правонарушений, курили, за которыми, не было родительского надзора. Во-первых, с ними легче вступить в контакт. Во-вторых, их исчезновение не сразу бы заметили — ну где-то путешествуют, болтаются. В-третьих, такие ребята менее осторожны, их можно заманить в безлюдное место. В-четвёртых, их менее жалко убивать, чем хороших, благовоспитанных мальчиков. Я даже устраивал им тест, предлагая помочь мне в совершении кражи… Понимаете, я пытался, что ли, как-то оправдать свои действия по принципу: этого жалко, а из этого вряд ли вырастет хороший человек — его не жалко…

* Их взгляды встретились. Грабитель понял, что перед ним робкий, даже трусливый человек: руки его дрожали, глаза бегали из стороны в сторону, голова втянута в плечи. Послышался заикающийся голос: «Я… я… сейчас». Можно действовать. Сорвана шапка, вывернуты карманы, вещи из сумки хлюпика перекочевали в сумку бандита.

* На семейном совете решили не устанавливать металлическую дверь и решетку на лоджию. Тем более нет смысла тратить деньги на сигнализацию, на оплату услуг объединению «Охрана». Лучше средства вложить в дело, их и так постоянно не хватает. Зачем тратиться, когда в квартире постоянно пенсионеры-родители?

Через две недели судьба горько пошутила над теми, кто думал об экономии, о сбережении средств. Из квартиры похищено все ценное: золото, хрусталь, ковры, деньги, документы.

* Паша знал, что во дворе никто не может с ним тягаться в силе, ловкости и уме. Он занимался в секции бокса, учился в гимназическом классе, участвовал в олимпиадах по физике и математике. А эти слабаки и недоумки… С ними не о чем даже поговорить. Да и в школе Павлик не всегда мог сдержаться, сказал сегодня все, что думает о приятеле Коле своему другу Ивану: «Коля слабак, он даже спортом не занимается!» Вскоре об этом разговоре Коля узнал. Однако с Пашей перестал разговаривать и Иван. Кивнет только, ответит и отойдет, заведет разговор с другими ребятами.

Вчера у Паши случилась неприятная история. Какие-то парни подошли к нему на улице, когда он шел в школу. Их было трое. Они отобрали деньги. Приемы бокса не помогли. Грустные думы в голове у Паши: «Что теперь делать? Ведь даже посоветоваться не с кем. Даже бывшие друзья отвернулись. От кого ждать помощи и поддержки?»

* Парк был погружен во мрак. Фонари горели только у ворот, около коммерческих киосков и на танцплощадке. Юра постоял у ворот, прикинул: идти вокруг парка по освещенной улице не меньше сорока минут. Через парк — пять минут ходьбы по темной аллее. «Чему быть — того не миновать», — подумал Юра и неуверенно зашагал по аллее. Минут через десять Юра бежал назад к воротам, держась за разбитый лоб, и всхлипывал от боли. Дурная слава парка «Юбилейный» подтвердилась. «Хорошо, что хоть жив остался!» — думал паренек.

* «Помогите!» — кричал кто-то в подъезде. Николай, не раздумывая, распахнул дверь и шагнул в темноту, нащупал кнопку выключателя. В этот момент негодяи, затаившиеся у двери, сделали свое черное дело: удар обрезком трубы был точным и сильным. Заволокли в квартиру хозяина и стали собирать добро того, кто проявил благородство, желая помочь неизвестному человеку.

* «Деньги у родителей есть?» — спросил у Димы мальчишка из соседнего двора. «Есть. Папа каждый вечер приносит с рынка по несколько толстых пачек», — был ответ. Через несколько дней Димин папа был ограблен в темном подъезде своего собственного дома. И не имеет значения — честность, болтливость или хвастливость сына тому причина.

* Коля терпеть не мог слез. А эти наглые девчонки, которые хотели отобрать у его сестры деньги, плакали как маленькие.

— Идите, я вас не трону. Больше так не делайте.

На следующий день Николай из окна увидел, как сестренка бежала домой без шапки, сумки. Ее разбитое лицо говорило о том, что дело принимает серьезный оборот. Оказалось, что гуманизм Коли юные грабительницы расценили как проявление слабости, вновь подстерегли свою жертву и довели дело до конца: избили и ограбили девочку.

* Нападавшие наседали, в руках у них были куски арматуры, их было трое. Виктор чувствовал, что долго ему не продержаться: в любой момент можно пропустить удар. Рука вдруг нащупала в полумраке подъезда тот самый ломик, которым отец Вити колол на улице лед. В то же мгновение перед глазами парня встал образ убитого таким же ломиком дворника из соседнего дома. Виктор выпустил металл из ладони: будь что будет, не могу я убить этих людей, хотя на людей они не похожи.

* Миша никогда не обманывал родителей, учителей, товарищей. Вообще, он был уверен, что обманывать плохо. Нужно всегда говорить

правду, то, что думаешь. Когда парни из старших классов сняли с Миши кожаную куртку, отобрали деньги, один из них спросил: «Стуканешь?» «Что?» — не понял ограбленный. «Ну, расскажешь родителям, кто отобрал шмотки?» — разъяснили ему. «Конечно, а как вы думаете!» «Стукач! — прозвучало, как приговор. — Мочи его!» Мелькнуло лезвие ножа.

* Саша вышел из спортзала, усталость чувствовалась во всем теле. «Ты с кем пришел?» — невысокий паренек спрашивал не то с любопытством, не то угрожающе. «Ни с кем», — с вызовом ответил Саша. «Пошли, поговорим на улице!» — нахально предложил парень. «Иди, если хочешь», — Саша повернулся, чтобы посмотреть, не идет ли тренер из зала. В этот момент искры посыпались из его глаз. Ударивший тут же исчез вместе с толстым напарником, ненавязчиво маячившим рядом все это время.

Во время следующей тренировки толстяк, зажатый четырьмя приятелями пострадавшего в раздевалке, «застучал» того, кому пришла идея «дать по чайнику» чужаку, заявившемуся в их школу. Вскоре ответ держал и малец, ловко рассекший бровь Александру.

Итак, у вас сформулированы выводы о том, что можно ожидать от злоумышленника, какие нравственные качества помогают человеку обеспечить свою безопасность. Сравните свои обобщения и оценки со следующими рекомендациями:

— Учитывая то, что преступник обычно видит в окружающих людях лишь средство достижения своих неблаговидных целей, вряд ли вам при столкновении с правонарушителем удастся его разжалобить или убедить в своей правоте. Помните, преступник готов на обман, он способен быть лицемерным, высокомерным, коварным, жадным, наглым, грубым, злопамятным, мстительным, жестоким и беспощадным.

— Преступник при возможности попытается воспользоваться вашими благородными качествами: отзывчивостью, добротой, честностью, пунктуальностью, обязательностью, порядочностью, гуманностью, щедростью. Следите, чтобы никто не смог воспользоваться вашими благородными качествами в корыстных или преступных целях. Будьте осмотрительными и осторожными. Именно благородством людей преступник нередко пытается воспользоваться.

— Если вы убедились, что преступник посягнул на ваше здоровье, что его действия угрожают вашей жизни, не думайте о выборе средств самозащиты. В этом случае нет ударов честных или бесчестных, подлых или благородных, открытых или исподтишка. Решительно бейте в любое наиболее уязвимое место злоумышленника, используйте любые предметы. Разумеется, не забывайте при этом о безопасности окружающих людей*.

— Нравственные изъяны: трусость, леность, жадность, болтливость, хвастливость, грубость, мстительность, наглость, жестокость, злопамятность, индивидуализм, эгоизм, корыстолюбие, несдержанность, скупость, высокомерие, необязательность — уменьшают шансы человека на выживание, на безопасность. В случае, если заметите в себе проявление этих качеств, постарайтесь, чтобы этими недостатками не смогли воспользоваться недоброжелатели, преступники. Еще лучше поступать так, чтобы нравственные недостатки проявлялись все реже и реже. Тем самым вы увеличите свои шансы одержать верх над преступниками.

Обратите внимание на то, что многие нравственные качества увеличивают возможности успешно противодействовать действиям злоумышленников. Прежде всего это трудолюбие, смелость, скромность, сдержанность, коллективизм. Развивайте в себе эти качества. Это очень важно для того, чтобы быть способным обеспечить свою безопасность и безопасность своих близких.

Из приведенных материалов следует, что отрицательные (жадность, эгоизм, индивидуализм, хвастливость) и положительные (отзывчивость, гуманность, честность) нравственные качества могут привести к беде, зачастую способствуют достижению преступниками их гнусных целей. Как же быть? Быть может, не стоит вообще развивать у себя благородные качества: доброту, отзывчивость, пунктуальность? Разумеется, такие выводы нельзя признать правильными. Важно, чтобы все эти нравственные качества сочетались с психологической подготовкой. Ведь нетрудно заметить: несчастье происходит не из-за благородства человека, а из-за его неосторожности, невнимательности, ненаблюдательности, излишней доверчивости, самонадеянности, недальновидно-сти. В самом деле, осмотрительность, решительность, осторожность и даже скрытность — очень важные личные качества. Если они не сформированы у человека — жди беды: милосердием, гуманизмом, щедростью, бескорыстием, другими благородными нравственными качествами без особого труда воспользуются злоумышленники, способные на подлость, коварство, низость, вероломство.

1. Проанализируйте поведение известных вам преступников (по фильмам, книгам, из газет).

Какие нравственные качества для них характерны?

2. Дайте анализ собственных нравственных качеств. Какими вашими нравственными злоумышленники? Как можно помешать преступникам воспользоваться вашими благородными качествами?

3. Подумайте самокритично, нет ли у вас качеств, которые понижают уровень вашей безопасности. Если такие нравственные качества у вас имеются, определите, какое из них следует преодолеть в своем характере в первую очередь. Подумайте, от чего вам надо отказаться для этого. Какие привычки следует у себя сформировать? Что конкретно для достижения этой цели важно делать в ближайшее время?

4. Какие нравственные качества, важные для выживания, у вас сформированы недостаточно? При наличии таких качеств подумайте, какие из них надо совершенствовать в первую очередь. Какие конкретно поступки вам следует совершать, чтобы эти качества совершенствовались и закреплялись в вашем характере? Наметьте конкретные ситуации, в которых вы будете так действовать.

5. Представьте, что близкий вам человек (младший брат, одноклассник) не понимает, что его нравственные изъяны (лень, хвастливость, грубость, высокомерие, лживость, скупость, необязательность, жадность, эгоизм) мо-гут привести к беде. Подумайте, какие примеры из жизни можно привести, чтобы показать, как этими качествами людей пользуются злоумышленники. Подберите такие случаи, которые ваш слушатель воспринял бы как убедительные.

6. Представьте ситуацию. Вы видите, как вооруженные преступники напали на прохожего в темном переулке. Что вы предпримете в этом случае? Обсудите возможные варианты развития событий с родителями, одноклассниками. Совпали ли ваши мнения?

Литература: 1; 32; 33.

ЛИТЕРАТУРА

1. АБРАМКИН В. Ф., ЧИЖОВ Ю. В. Как выжить в советской тюрьме. В помощь узнику. — Красноярск: Агентство «Восток», 1992. — 191 с.

2. АЛЕКСЕЕВ А. И., ВАСИЛЬЕВ Ю. В., СМИРНОВ Г. Г. Как защитить себя от преступников. — М.: Знание, 1990. — 64 с.

3. БЕЙТС У., КОРБЕТТ М. Улучшение зрения без очков по методу Бейтса. Как приобрести хорошее зрение без очков. Сборник. — Вильнюс: Полина, 1995. — 272 с.

4. БЕЛОВ В. И. Жизнь без лекарств. — СПб: Респекс, 1994. —492 с.

5. БРЭГГ ПОЛЬ. Формула совершенства: Жизнь без лекарств. Брэгг Патриция. Улучшение зрения по системе Брэгга. Шелтон Герберт. Основы правильного питания. — СПб: Лейла, 1995. — 634 с.

6. БЭСКИНД Э. Энциклопедия личной безопасности. — М.: Аквариум, 1994. — 144 с.

7. ВАШ гид по личной безопасности. Советы женщинам дает британская организация «Антея траст» /Пер. с англ. — М.: Аргументы и факты, 1993. — 64 с.

8. ВЕРЗИЛИН Е. М. По следам Робинзона. Научно-художественная книга. — Л.: Дет. лит., 1974. — 319 с.

9. ВЕРТЕ О. Собака нападает. Не пугайтесь. //Опасность и безопасность. — 1995. — Июнь—июль. — С. 48—49.

10. ВОЛКОВ В. Как избежать беды: Советы подполковника милиции. — М.: Век-2,1994. — 32 с.

11. ВОЛОВИЧ В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мысль, 1983. — 223 с.

12. ГАТКИН Е. Мегаполис: Жизнь без риска. Безопасное существование женщины. — М.: КИТ, МОБИ, 1994. — 176 с.

13. ГОСТЮШИН А. В. Человек в экстремальных ситуации ях. — 1: Учеб. пособие /Художник Б. Ю. Шварев. — М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. — 64 с.

14. ГОСТЮШИН А. В. Человек в экстремальных ситуациях. — 2: Учеб. пособие /Художник Б. Ю. Шварев. — М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. — 64 с.

15. ГОСТЮШИН А. В., ШУБИНА С. И. Азбука выживания. — М.: Знание, 1995. — 272 с.

16. ГОСТЮШИН А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. — М.: Изд-во «Зеркало», 1994. — 247 с.

17. ГУРОВ А. И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. — М.: Юрид. лит., 1990. — 304 с.

18. ДИКСЕЛИУС М., КОНСТАНТИНОВ А. Преступный мир России. — СПб: Библиополис, 1995. — 287 с.

19. ДЫМОВ Ю. Беги? Бей?: Пособие по уличной самообороне.—Калуга, 1990.— 29 с.

20. ЖДАНОВА Е. То, чего нет в косметичке //Опасность и безопасность. — 1995. — Июнь—июль. — С. 56—57.

21. ЖУРАВЛЕВ С. Ю. Частная охрана. — М., 1994. — 270 с.

22. ЗАЙМИТЕСЬ собой: пособие по саморегуляции и самосовершенствованию /Сост. В. М. Котельников. — М.: Издательский дом МСП, 1995. — 572 с.

23. ИВАНЧЕНКО В. А. Как быть здоровым. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: АО «Комплект», 1994. — 302 с.

24. КАЛУГИН Д. Е. Как уберечься от воров и насильников: Малая домашняя энциклопедия. — Тверь, МП «Кн. клуб», 1991. —46 с.

25. КОЗЛОВ Ю. На витрину смотрели? Два пальца в рот! //Опасность и безопасность. — 1995. — Июнь—июль. — С. 89—90.

26. ЛЕВИ В. Л. Искусство быть другим. М.: Знание, 1980. — 208 с.

27. ЛЕВИ В. Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1973. — 160с.

28. ЛИТВИНА И. И. Три пользы: Основы правильного питания. — Изд. перераб. и доп. — СПб: АО «Комплект», 1994. — 208 с.

29. ЛУКОЯНОВ П. И. Зимние спортивные походы. — М.: Физкультура и спорт. 1979. — 151 с.

30. МАЦЮЦКИЙ С. П. Туристу о растениях. — М.: Проф-издат, 1988. —168 с.

31. МОЛЬЦ М. Я — это Я, или Как стать счастливым.: Пер. с англ. /Предисловие В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунова. — СПб.: Лениздат, 1992. — 192 с.

32. МОШКИН В. Н. Как уберечься от преступника: Книга для детей, родителей и учителей. — 3-е изд., испр. и доп. — Барнаул: АО «Полиграфист», 1995. — 208 с.

33. НЕКРАС РЫЖИМ. Чешежопица. Очерки тюремных нравов. — Новосибирск: Изд-во «Сибирская газета», 1992. — 208 с.

34. НЕНАШЕВ С. И. Ваша жизнь — в ваших руках. — Барнаул: Фирма «Кварц», 1991. — 15 с.

35. НЕНАШЕВ С. И., УСТЮГОВ В. С. Как обеспечить безопасность жилища и личных вещей. — Барнаул, 1990. — 22 с.

36. НИКЕРОВ В. А. Экологичный дом: Советы физика. — М.: Энергоатомиздат, 1992. — 144 с.

37. ОСНОВЫ медицинских знаний учащихся: Проб. учеб. для сред. учеб. заведений /Под ред. М. И. Гоголева. — М.: Просвещение, 1991. — 112 с.

38. ОСТРОЖНАЯ Н. Н., МАЗУРОВА О. П. Прозрение (уроки нравственности, полового гигиенического и антиалко гольного воспитания).

— Барнаул, 1993. — 86 с.

39. ПАЛКЕВИЧ Я. Выживание в городе. Выживание на море. — М.: КАРВЕТ, 1992. — 232 с.

40. ПОЗНАЙ себя и других: Популярные тесты. — 2-е изд., доп. — М.: ИВЦ «Маркетинг», 1995. — 400 с.

41. ПОЛЯНСКИЙ Э. И. Формула безопасности: Детективно-назидательное повествование. — М.: Юрид. лит., 1991. — 96 с.

42. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО и безо-пасность. — Т. 1. — М.: Универсиум, 1991. — 397 с.

43. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО и безо-пасность. — Т. 2. — М.: Универсиум, 1991. — 507 с.

44. РЕПИН Ю. В., ШАБУНИН Р. А., СЕРЕДА В. А. Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях. — Алматы: ДЕМЕУ, 1994. — 155 с.

45. РОЗЕНФЕЛЬД А. Симптомы: Больны ли вы? Насколько серьезно? Нужно ли вам идти к врачу? /Пер. с англ. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. — 367 с.

46. РОМАШОВ Ф. Н., ФРОЛОВ В. А. Жить без лекарств. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Сов. Россия, 1983. — 216 с.

47. РЫБИН А. Л. Дорожная азбука велосипедиста: Кн. Для учащихся. — М.: Просвещение, 1992. — 63 с.

48. СЛОВАРЬ воровского языка: Слова, выражения, жесты, татуировки. — Тюмень: Нилпо, 1991. — 170 с.

49. СКОТТ ДЖ. Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. — СПб: Спикс, 1994. — 432 с.

50. СНАЙДЕР Д. Курс выживания для подростков. — М.: Горизонт, 1995. — 208 с.

51. СОБОЛЕВАЛ. С, КРЫЛОВА И. Л. Зеленая аптека Татарии. — Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. — 156 с.

52. ТОПОРОВ И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. — СПб, 1992. — 156 с.

53. ЦВИЛЮК Г. Е. Школа безопасности: пособие по выживанию. — М.: ЭКСМО, 1995. — 176 с.

54. ЧЕУРИН Г. С. Школа экологического выживания. Пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». — Екатеринбург: Семейная жизнь, 1992. — 49 с.

55. ЯГОДИНСКИЙ В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн. для учащихся. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1986. — 96 с.

Рубрики Навигация записи

Большинство тех, кто читает это, вероятно, знакомы с концепцией экранирования, как формой психической самозащиты. Если же нет, то - экранирование, по существу, подразумевает создание барьера энергии вокруг себя либо для блокировки энергии извне, либо для сохранения собственной энергии. Экранирование работает очень хорошо в плане защиты от вредоносной энергии, но также вы должны знать, что этот метод имеет и ряд недостатков, например, экран плохо защищает от попыток потребления вашей энергии. Этот недостаток возникает из-за того, что щит формируется непосредственно из вашей энергии, и каждый может полакомиться самим щитом. Это несколько похоже на деревянную крепость, построенную для защиты от роя термитов. Я хотел бы вкратце рассказать о некоторых альтернативных методах защиты от внешних сил, пытающихся вызвать утечку вашей энергии. Следует отметить, что не существует абсолютно надежного способа для защиты вашего духа, так же как не существует абсолютно надежного способа защитить ваше тело. Описанные мною методы, просто будут усложнять процесс поглощения вашей энергии.

Втягивание ауры:

Этот метод основан на тех же принципах, что и способность черепахи втягивать свое тело в панцирь. Вы будете втягивать свою ауру в тело, используя его, как оболочку для защиты вашего духа.

Начинайте упражнение в любой удобной вам позе. Все мы разные, и я считаю, что будет более эффективным, если вы лично выясните, что лучше работает именно для вас. После приготовлений, начните с использования визуализации, чтобы "втянуть" свою ауру. В отношении ваших конечностей, представьте, как ваша аура сокращается в теле; уменьшите её границу, начиная от поверхности кожи и перемещая её ближе к вашим костям. В идеале, вы должны хотеть, чтобы ваш дух был чем-то вроде палки в этих районах. Для вашего туловища и головы, я считаю, что лучше всего попытаться втянуть/сжать свою энергию в чакры. По моему личному опыту: руки и ноги больше подходят для сжатия энергии в направлении центральной линии. Это похоже на смятие глины. А в случае с туловищем, я чувствую, что лучше концентрировать энергию в чакрах, как магниты притягивают железные опилки каждый к себе. Обычно я стараюсь, чтобы процесс соответствовал моему дыханию. В случае с конечностями я обычно выдыхаю, когда притягиваю энергию ближе к костям, а для головы и туловища вдыхаю в то время, когда втягиваю энергию в чакры.

Я считаю, что этот метод обычно помогает защищаться от чего-то/кого-то атакующего или откачивающего вашу энергию, к тому же я считаю, что поскольку вы больше не излучаете столько же энергии, как раньше, это делает вас гораздо менее заметным для вредоносных астральных существ. Должна предостеречь: даже если вы обычно не видите свою ауру, вы, скорее всего, сможете заметить ее отсутствие, когда вы посмотрите в зеркало. В первый раз, использовав эту технику, я был несколько обеспокоен тем фактом, что мое отражение было необъяснимо "мертвым". Так получилось потому, что моя аура была не видна. Так что не пугайтесь, если с вами случится нечто подобное.

Закалка ауры:

Этот метод почти противоположен методу, упомянутому выше. Этот метод подразумевает сжатие вашей энергии не к центру тела, а концентрация ее на поверхности, создающая некие «духовные доспехи».

Подготовьте все самым удобным для вас образом и приготовьтесь к использованию визуализации. Вы можете начать с любой части тела, с какой вам заблагорассудится. Я считаю, будет полезным думать о каком либо жестком/прочном веществе/материале и ассоциировать с ним прочность вашей защиты. Многие, возможно, сочтут полезным во время формирования своей ауры смотреть на свою фотографию, где они будут изображены в средневековых латах. Представлять себе вещи, такие как железо или камень, тоже хорошо, и работать это будет ничуть не хуже. Лично я использую/представляю кованую сталь для облегчения этой визуализации. Что бы вы ни выбрали, просто начните с представления и ощущения поверхности вашей ауры, уплотняя ее до степени прочности выбранного вами материала. Почувствуйте ауру вокруг ваших рук, ног, груди, головы и т.д., укрепляйте ее, чтобы сформировать свою психическую броню и продолжайте это, пока полностью наглухо не будете защищены этой оболочкой. Помните, что вы не формируете обычный экран, поэтому ваша броня не должна распространяться дальше, чем распространяется обычно ваша аура. Я считаю, что этот метод естественным образом подтягивает энергию к поверхности вашей ауры, и я никогда не нуждался в том, чтобы сделать что-то специальное для перенаправления своей энергии на поверхность. Я не могу говорить за всех, поэтому способ может помочь вам "вытолкнуть" вашу энергию на поверхность, а может и не сделает этого.

Я думаю, этот метод, лучше использовать в случае, если нет необходимости быть незаметным, например, если вы истощены физически или посредством какого-нибудь астрального существа, которое постоянно вас беспокоит, это будет полезно. Здесь нет стопроцентной гарантии вашей безопасности, так как могут найтись вещи/существа достаточно сильные, чтобы кормиться от вас, как бы тщательно вы ни защищались. Но в том, что этот метод делает вашу энергию более плотной и усложняет ее кражу, нет никакого сомнения. Это нечто вроде разницы между тем, чтобы сосать через соломинку воду или патоку: последнее будет проделать намного сложнее из-за плотности вещества.

В любом случае, я надеюсь, что методы, приведенные здесь, помогут хотя бы нескольким людям, прочитавшим эту статью. И я надеюсь, что это позволит расширить набор приемов тех, кто считает экранирование их единственной линией обороны против астральных хищников.

Одним из средств охранения психического здоровья личности является психологическая самозащита. Психологическое самосохранение в напряженных и психотравмирующих ситуациях в основном осуществляется на подсознательном уровне. Но существуют и целенаправленные способы и приемы психологической самозащиты личности от .

Данную тему начал основательно изучать родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд. Он писал, что термин “психологическая защита” вводит для общего обозначения всех техник, которые личность использует для спасения от неврозов.

В современном понимании психологическая защита — это психорегулятивная система стабилизации личности, минимизирующая последствия психотравмирующих и дискомфортных воздействий.

Количество психологических защит и их классификаций очень много и даже содержательные определения могут быть разными.

Рассмотрим самые основные и распространенные способы психологической защиты личности.

Каждый из нас не использует все способы в напряженных ситуациях, мы выбираем более подходящую для нас и ситуации психологическую защиту, можно сказать больше, что каждый из психотипов выбирает определенный способ защиты.

1. Вытеснение — подавление в сознании травмирующих или личностно неприемлемых воздействий, удаление из сознание всего того, что вызывает тревогу. Вытеснению могут подлежать и некоторые негативные качества личности, не признаваемые им. Например, в детстве мальчика очень сильно укусила собака, повзрослев он стал боятся этих животных, но не помнит почему — “просто боюсь и все!”.

2. Идентификация — уподобление лицу, представителю элитной группы, использование его приемов поведение, копирование его манер.

3. Рационализация — это логическое объяснение “дефектов” недостижимых целей, самооправдание сомнительных действий. Рационализация используется личностью, чтобы уйти от чувства , либо сохранить свой статус, чтобы не “упасть лицом в грязь”. Фрейд писал, что данный способ защиты чаще всего характерен для шизоидных личностей, а так же . Знаменитый пример рационализации - басня «Лисица и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный». Как видим из этого примера, рационализация может быть очень полезной и объективно приносить пользу. Но может так же приносить и проблемы, например, когда человек объясняет свое деструктивное поведение, что так нужно и это правильно.

4. Отрицание — отвержение человек всего того, что не приемлемо для него, что вызывает и тревогу. Дети любят этот способ защиты, например, когда они прячутся под одеяло и как будто злые чудовища не смогут их там найти и поймать. Люди, которые теряют своих близких из-за их смерти, часто говорят, что не верят в это, не хотят признавать тот факт, что их любимый человек умер — все это отрицание.

5. Сублимация — перенос психической энергии (либидо) с неприемлемых для личности инстинктов на социально приемлемые формы поведения. Например, сублимация агрессии в занятия спортом, уходом в религию.

6. Проекция — подсознательное приписывание своих личностных качеств и ценностных ориентаций другим людям. Прогнозирования поведения других людей с помощью своих моделей. Снижения уровня тревожности и вины путем нахождения в людях соответствующих поведенческих дефектов у других людей.

7. Реактивное преобразование — замена нереализованных желаний противоположными действиями. Например, дерганье за косички понравившейся девочки заменяется ненавистью к ней, потому что она не разделяет его любовь.

8. Компенсация и гиперкомпенсация — специальный смысл этих терминов примерно такой, какой вкладывает в них обыденное сознание: преодоление и компенсация своих недостатков при развитии частично сохранившихся в пораженной сфере функций (гиперкомпенсация) или интенсивном развитии своих способностей в другой, незатронутой сфере (компенсация). Пример гиперкомпенсации — мужчина прикован к инвалидной коляске, но при этом хороший баскетболист. Пример компенсации — девушка спортсменка по легкой атлетике сломала ногу, врачи запретили ей заниматься дальше спортом, она это компенсировала тем, что стала тренером по легкой атлетике. Более сложный пример компенсации — человек невежлив и агрессивно относится к людям, критикует по любому поводу, но осознавая свое поведение, не признает этого, и неосознанно старается компенсировать очень повышенной вежливостью, старается быть идеальным человеком.

9. Регрессия — возврат к ранее пройденными примитивным формам поведения, развитие несамостоятельного поведения, его инфантилизация. Например, двадцатипятилетней девушке отказали в ее просьбе, она же в свою очередь отреагировала вот так: надула губки и заплакала.

В данной статье описаны не все виды психологической самозащиты. Узнать больше о том, как научиться разбираться в людях, какие возможности открываются перед теми, кто изучает профайлинг, а также о том, как работает человеческий организм и как с помощью его сигналов и знаков определять истинность слов и поведения, вы сможете из материалов .

10778 0

Хорошо, если на вашем предприятии создан кабинет психологической разгрузки, где можно получить индивидуальную психологическую помощь. Если же его нет, может помочь психологическая самозащита. Она разделяется на две группы: пассивную и активную, изображенные на предложенной мной схеме.


Несмотря на кажущуюся внешнюю сложность, эта схема помогает легко разобраться в многообразных приемах и методах психологической самозащиты. А знать их нужно каждому, чтобы иметь сильную волю, крепкие нервы и всегда быть «в форме».

Пассивной самозащитой обладает каждый человек. Она зависит от психических свойств его личности, особенностей высшей нервной деятельности. Прежде всего — это защита от стрессов по типу невосприимчивости информации. Она возникает уже на уровне восприятия и характеризуется тем, что человек просто не воспринимает отрицательную информацию, например психические стрессы. Эти люди производят впечатление невнимательных, рассеянных. Таков Паганель из книги Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

Другой тип психологической защиты — рационализация — более распространен. Это неосознанный перевод дистресса в эустресс (приятный стресс), своего рода подсознательное рациональное поведение. Б качестве примера можно привести поведение лисы в басне И. А. Крылова «Лиса и виноград». Когда лиса решила, что виноград зеленый, стрессовая ситуация исчезла сама собой. Этот способ позволяет активно преодолевать конфликты, имеет большие возможности, но иногда его недостаточно и организм использует особый тип зашиты — вытеснение.

Под вытеснением понимается удаление из сознания или недопущение в сознание одного из конкурирующих мотивов. Удаляется и информация, которая может его активировать. Однако мотив не может исчезнуть полностью. Оставаясь в подсознании, он требует удовлетворения, вызывая чувство внутреннего напряжения, беспокойства (невротической тревоги). Все это тяжело переживается субъективно, вызывая бессонницу, немотивированную утомляемость. Примером может служить рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Здесь подсознательный конфликт вызвал в конце концов отказ от поиска способов решения психотравмирующей ситуации и смерть чиновника из-за того, что тот когда-то безобидно чихнул в театре. Это, конечно, драматизация, но в жизни бывает всякое...

Формы психологической защиты

Активная самозащита включает три группы приемов и методов. К первой группе относится идейно-волевая настроенность человека, позволяющая создать преграду стрессу. Это результат его собственных убеждений, внутренней культуры, работы над собой. В свою очередь идейно-волевая настроенность создается методами самоактивизации, самообладания (самоконтроля) и самовоздержания.

К приемам самоактивизации относятся самопоощрение (кончил работу — поощри себя развлечением, сходи в кино и др.), самонаказание (получил двойку на экзамене — откажись от удовольствия, выполни неприятную работу), самостимуляция (это нужно для моей работы, это важно для коллектива и др.), самоободрение (сейчас не получилось — получится потом и т. п.), самообязательство (устное и письменное), постановка перед собой определенных задач (выполнение плана, индивидуальных обязательств и др.).

Под самообладанием подразумеваются самоконтроль, самопроверка и самооценка сделанного (проверим, получилось ли то, что я задумал: это хорошо, тут хуже, а здесь совсем плохо). К приемам самообладания относятся самоприказ (возьми себя в руки, ты должен это сделать, во что бы то ни стало!), самоуспокоение (расслабься! Не трать попусту нервы! Не выходи из себя!), самоприучение (учись делать любую работу! Любишь кататься — люби и саночки возить!). Особый прием — самовнушение. Это своего рода «разговор» с подсознанием, включающий в себя комбинацию приемов самоактивизации и самообладания, построенных в утвердительной форме, в виде самоприказов, самоободрения и др.
Самовоздержание включает самоограничение (не лезь на рожон! Не плюй в колодец!), самоотказ (я не имею права на слабость, мне нельзя этого делать!).

Вторая группа методов психологической самозащиты — «профилактика стресса радостью». Умение радоваться, мажорный самонастрой — важные показатели психического здоровья. Радость — одно из самых эффективных лекарств. Жизнерадостность, радостное восприятие жизни происходит за счет органов чувств. Двигательные эмоциональные ощущения реализуются через мышечно-суставную чувствительность. Отсюда две формы «профилактики радостью» — «чувственная радость» и «мышечная радость».

Улыбка обычно служит проявлением положительных эмоций человека. Однако не всегда она выражает его истинные переживания. Нам кажется, что улыбаться во время похорон кощунственно. Между тем этот обычай широко распространен в Японии. Считается, что улыбка смягчает горе окружающих.

Кроме улыбки, мозг нуждается в смене впечатлений. Однообразие, монотонность создают дефицит информации, вызывают своеобразный стресс. Смена деятельности, например занятие любимым делом — хобби,— тоже форма разнообразия впечатлений. Но наибольшее влияние на нас оказывает «эмоциональная зарядка» от органов чувств. У слепых имеет значение и кожно-оптическое чувство.

Вы уже прочли о влиянии функциональной музыки, функционального запаха, функционального декорирования на работоспособность. Теперь выведем общие правила их использования.

При дефиците новых впечатлений, эмоциональной серости, будничности жизни необходима мобилизация самочувствия с интенсивным использованием всех средств, повышающих жизненный тонус: музыки, ароматов цветов, зарядки, гимнастики, тонизирующего точечного и общего массажа, психостимулирующей аутогенной тренировки и т. п.

При хорошем самочувствии и работоспособности эти средства можно умеренно применять преимущественно по утрам для поддержания естественного ритма бодрствования.

При чрезмерном влиянии эмоций, высокой нервно-психической напряженности могут возникнуть состояния предстартовой лихорадки, предстартовой апатии. Главное здесь — умение вовремя уловить перемену в своем самочувствии. Первое состояние — результат перевеса возбуждения над торможением. Все стимулирующие методы могут вызвать срыв нервных процессов и развитие чрезмерного запредельного торможения. Поэтому необходимо использовать успокаивающие методы, способствующие переходу на уровень активации, оптимальной рабочей готовности.

А как мобилизовать силы, находясь в состоянии, противоположном предстартовой апатии? Здесь в мозгу возникает охранительное торможение. Резко нагружать его информацией бесполезно. Необходимо дать отдых утомленной нервной системе, постепенно восстановить энергетический потенциал. Иногда полезно переключение на другие неутомляющие виды деятельности: хобби, оздоровительную ходьбу, статические упражнения и др. В целом уровень эмоционального возбуждения нужно снизить. Лишь после того, как он придет к оптимуму, можно вновь настраиваться на основную работу.

В.А. Иванченко



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то