Какой должна быть современная женщина-христианка? Женщина в православии. Церковное право и российская практика

Сегодня мне хочется поговорить с Вами об истоках. Об истоках бытия, о том, как все начиналось, о том, как мир и мы с Вами – люди – были созданы Богом.

Мы с Вами можем придерживаться разных точек зрения относительно веры, возможно, Вы исповедуете другую религию – я лишь хочу систематизировать хотя бы часть тех ценнейших знаний, которые мы можем подчерпнуть из Библии, и применять их на благо наших семей.

Вспомним, как говорится в Библии о сотворении первой женщины, Евы:

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».

Бог говорит о женщине, как о «помощнице» , и согласно православной традиции, это самое главное назначение женщине при муже.

Быть мужу главной помощницей – что это значит?
- быть в курсе его дел, разбираться в том, чем он занимается, быть на его стороне
- поддерживать и уважать его
- принимать его таким, какой он есть
- вдохновлять мужа, помогать раскрыть его лучшие способности

Данное предназначение женщины, наверное, сильнее всего раскрывает всю ее душевную красоту, приближает к Богу, чувство материнской любви ни с чем не сравнимо, это глубина нежности и любви, но и ответственности.

И отцу, и матери предписано заботиться о своих детях, дарить им любовь, воспитывать их, быть им достойным примером, и сопровождать их любовью и советом на протяжении всей жизни.

Что такое семейный очаг? Это порядок и чистота в доме, и теплые отношения в семье, забота друг о друге. Кто справится с такими задачами лучше женщины? Нам все эти качества уже даны Богом и природой – желание служить ближнему, делать приятное, дарить любовь, заботу и нежность, следить за домом, наводить красоту и уют – если подходить к домашним заботам с такой точки зрения, то многие домашние дела перестанут быть рутиной. У всех этих задач есть высший смысл, а именно – чтобы близким было дома хорошо и уютно. Тогда все затраченные на это силы легко компенсируются, ведь главная награда здесь – это тепло в семье и любовь.

Какие же качества предписывает женщине православие?

1.Послушание мужу

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» Еф. 5:22-24.

В современном мире так сложно женщине быть послушной, мы на все имеем собственное мнение. Это хорошо, но где-то нужно уметь и смолчать, выслушать мужа, согласиться с ним т.к. он – глава семьи, и это то место, которое определил ему Господь.

Послушание мужу дает свои преимущества – однажды это становится естественным, и это такое счастье, когда своему мужу можно довериться, и не оспаривать его решений.

Это сохраняет огромное количество нашей женской энергии и просто нервов.

Также это дает прекрасный пример детям – если жена слушается мужа, не перечит ему, то дети слушаются родителей, т.к. у них перед глазам есть пример послушания.

2.Мудрость
«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» Пр. 14:1.
Мудрая жена всегда выслушает своего мужа, поддержит его в новых начинаниях и идеях, утешит и ободрит его.
Мудрая жена не тянется к главенству к семье, она отходит на второй план, она стоит «за» мужем, усиливая и подчеркивая его значимость.

3.Принятие мужа с его достоинствами и недостатками
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Гал. 6:2.

Когда мы только начинаем общаться с будущим супругом, все в нем нам кажется прекрасным и удивительным, но период бурной влюбленности сменяется более спокойным и стабильным чувством любви, когда мы уже знаем мужа на протяжении долгого времени. Мы знаем его недостатки, но любим его целиком, таким, какой он есть, ведь достоинств, в итоге, всегда больше.

У нас, у жен, тоже ведь есть недостатки, неправильные качества, и так «неся бремена друг друга», поддерживая во всем, мы вместе делаем друг друга лучше, вместе растем и развиваемся.

4.Верность

Верность мужу не только на физическом уровне, но и на уровне ментальном и духовном – жена верна мужу в том, что всегда на его стороне, поддерживает в трудных ситуациях, не отворачивается от него в моменты трудностей и испытаний.

5.Радость
«Весело смотрит она на будущее» Пр. 31:25; «сварливая жена – сточная труба» Пр. 19:13.

Когда жена полна радости, и не отчаивается в сложных ситуациях, надеясь на помощь Бога и мужа, то в доме тепло и светло. Если же она полна сомнений, нервов и страхов – она может создать дома напряженную атмосферу.

6.Умение вовремя замолчать
«При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен» Пр. 10:19.

Большинство проблем и ссор в семье возникает от того, что супруги не контролируют свои эмоции, и в порыве гнева или раздражения выплескивают друг на друга те мысли и чувства, которые, возможно, забудутся и пройдут сразу после ссоры, а грубые слова могут ранить мужа или жену, и оставят след в душе. Поэтому умение вовремя замолчать – важное слагаемое семейного счастья.

7.Умение прощать
«И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле» Кол. 3:15.
Не нужно замыкаться в себе, демонстративно не разговаривать с мужем, искать поощрения своей гордости и тщеславия. Нужно уметь обо всем разговаривать со своим самым близким человеком, уметь забывать обиды, не оглядываться в прошлое, и вместе, сообща, творить Вашу счастливую семью.

Я желаю Вам мудрости и терпения в познании истины, и да пребудет любовь в сердце Вашем!

Какова роль женщины в христианстве? Если обратиться к первоисточнику, обнаруживается очень интересная вещь - женщина присутствует в каждом из узловых моментов евангельского сюжета.

Первое чудо Спасителя

Первое чудо Иисуса Христа: претворение воды в вино на свадьбе в Кане Галлилейской. "Вина не имут", - сказала Мария на свадьбе простых людей и попросила Иисуса претворить воду в вино. "Что ты жено? Еще не пришел час мой", - отвечает Иисус. Этот ответ перекликается со сказанным им в Гефсиманском саду: "Да минует меня чаша сия". Он сомневается. Он не хочет раньше времени открывать суть свою и предчувствует всю крестную, ожидающую его муку. Но… поступает так, как просит его мать .

Это одно из самых трагических мест в библии. Это начало трагедии женщины-матери. Здесь также отчетливо проявляется мистическое начало женщины, знание от Бога, которое в ней присутствует, если даже она его не осознает. Мария, конечно, осуществляет волю Бога, но осуществляет она ее через свою свободу.

С этого момента начинается мучительный крестный путь Сына Божьего, это первый шаг к распятию. И начинает Он свой путь, по сути, побуждаемый Марией , движимой милосердием к простым людям. Чудо претворения воды в вино, сотворенное Христом в Кане Галилейской, открыло бесконечный ряд милостей, оказываемых Христом по молитвам Богородицы, "ходатаицы, молебницы и заступницы" за людей во всех их нуждах.

Сын Божий был рожден Марией от Святого Духа, чтобы воплотиться в человеке, отдать свою жизнь, чтобы спасти человечество. Бог отдает своего сына на мучения, - а надо сказать, что пребывание Христа на земле и смерть на кресте были для него очень мучительны, потому что природа его несравненно тоньше организована. Сын Божий рожден Марией, и с ее же помощью Он вступает на свой путь.

История с Самарянкой

Эту историю мы уже рассматривали. Хотелось бы только еще раз подчеркнуть, что Иисус предпочел разговаривать не с мужем, как было положено по закону предков, а с женой, и через нее свидетельство Иисуса открывается Самарянам. Прослеживается мысль, что женщина, в определенном смысле, ближе к Богу. Может быть, она более способна чувствовать Его свидетельство, вера ее более непосредственна. Недаром существует у старообрядцев поговорка, что "муж жену не отмолит, а жена мужа отмолит".

История с грешницей

Существует, по крайней мере, два больших эпизода в Библии, где подчеркивается мысль, что Сын Божий пришел, чтобы спасти грешных людей: "Я пришел спасать грешников, а не праведников". Это одно из центральных положений христианства. И в обоих эпизодах, связанных с этой темой, главные персонажи - женщины.

Одна из них - Самарянка, о которой уже было нами рассказано. История со второй, Марией Магдалиной , более известна. Женщину, взятую в прелюбодеянии, по закону Моисея, должны были забить камнями. Её привели к Иисусу. Он не сказал, что таковых камнями побивать не надо, он сказал: "кто из вас без греха, первый брось на нее камень". И тогда, смутившись, никто из присутствующих не посмел взять в руки камень. И сказал ей Иисус: " …и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" (Иоанн 8:4-11). Мария Магдалина стала одной из величайших христианских святых.

Святость - это осознание своего греха. Апостол Павел говорит: "Среди грешников я - первый". Надо сказать, что у женщины есть это осознание, а мужчины склонны отрицать свою греховность.

Таким образом, одно из центральных положений христианства о том, что Иисус пришел спасать грешников, что они могут спастись через осознание своей греховности, проводится через женщину, а не мужчину, хотя, разумеется, можно было бы привести пример с мужчиной-грешником.

История с миропомазанием

Еще до того, как Иисус был заключен под стражу, и ему было предъявлено обвинение, когда ничто еще не предвещало его погибели, Он остановился на ночь в одном из домов Вифании. Мария Магдалина, бывшая там вместе с его учениками, вдруг помазала ноги Христа дорогостоящим миром и вытерла их своими волосами. Это миропомазание было предчувствием крестной муки, смерти и воскресения. Один из учеников упрекнул ее за неразумное поведение (как раз Иуда Искариот, который предал Господа), но Иисус подтвердил - "оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего".

Все присутствующие поняли, что Иисус говорит о своей смерти. Но они не поняли, что речь идет и об их спасении и о том участии, которое принимает в этом женщина - ее предвиденьем, состраданием, самопожертвованием.

История с воскрешением Лазаря

Иисусу рассказали о том, что Лазарь болен. Спаситель "пробыл два дня на том месте, где он находился". Он медлит. Затем Иисус сообщает, что Лазарь умер, и что все они возвращаются в Иудею. Ученики просят Его не делать этого, так как это опасно. Однако Он идет в Иудею, встречается с Марфой и Марией.

Иисус воскрешает Лазаря по просьбам его сестер, Марфы и Марии. Заметим, что у них не возникает и мысли, что это невозможно: "Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. <…> Я верю, что Ты Христос Сын Божий <…>. Мария же, придя туда, где был Иисус, и, увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой" (Ин. 11:21-32)

Это решающий, поворотный момент евангельского сюжета. Иисус воскресил Лазаря, который уже четыре дня был мертв, уже "смердило"… Воскрешение уже не оставляло сомнений в нечеловеческой природе Иисуса. После этого не осталось и у фарисеев ни сомнения, ни выбора, как им поступить с Иисусом: "Если оставим его так, то все уверуют в него". Было решено захватить его и предать смерти.

И опять возникают две женщины, которые толкают Его на крестный путь. Конечно, они, как и Богородица, не знают этого. Они, по сути, осуществляют волю Бога, но проводится эта воля опять через женщин.

История с воскресением Иисуса

Мария Магдалина и ученики пришли ко гробу Господнему. Ученики нашли гроб пустым и ушли, а Мария села и заплакала. И вдруг увидела во гробе двух ангелов, обратилась назад и увидела Иисуса. То есть первой воскресшего Иисуса увидела именно женщина, причем бывшая грешница.

Мария поспешила к рыдающим ученикам, чтобы рассказать им о радостной вести, о том, что Христос воскрес, что она видела его, но они не поверили ей. Когда же Иисус показался своим ученикам, один из них, Фома, все равно говорит, что не поверит, "если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его".

Позволил Христос ему удостовериться, сказав, правда, при этом: "ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие" (Иоанн 20: 29). И все же сорок дней понадобилось являться Иисусу, чтобы укрепить дух учеников своих.

То есть воскресший Иисус явился впервые женщине. Может быть, потому что Он знал, что ученики не увидят Его и не поймут, как это было уже прежде, когда они не поняли преображение на горе Фавор. Фома должен был вложить персты, чтобы поверить, а Марии этого не надо было. Над женщиной не тяготеет информация (в данном случае, убит, мертв, никто никогда не воскресал). Она воспринимает знание всем своим существом , а не только умом. Поэтому женщина и достигает мистических высот в религии.

Образ Девы Марии

Говорить о женщине и христианстве невозможно, обойдя роль и значение Богородицы. Образ этой женщины почитался христианами с древних времен. Имя "Богородица" часто заменялось или дополнялось эпитетами "Пречистая", "Пресвятая", что подчеркивало ее особую чистоту и святость в глазах всего христианского мира. Кто же она такая?

Родители Марии, праведники Иоаким и Анна, долгое время не имели детей. Когда они были уже в пожилом возрасте, ангел возвестил им о зачатии дочери. С трех лет девочка воспитывалась при храме, а с двенадцати лет дала обет вечного девства.

Марию выдали замуж за старца Иосифа, поскольку оба они были из рода Давидова. И только Иосиф был достаточно знатен, чтобы жениться на Марии. По существу, она была царицей. По-видимому, Бог устроил ей такой брак, который сохранил бы ее девственность.

Первосвященник Захария женился в свое время на двоюродной сестре Марии, Елисавете. Мария - единственная женщина, которую Захарий совсем юной вводил в "святая святых", куда женщинам вход был запрещен. Захарий, видимо, был свидетелем того, что Мария общалась с ангелами. Ангелы приносили ей пищу. Захария чувствовал необычное предназначение Марии, хотя, конечно, не мог знать, что она родит мессию.

Видно, что Мария не был поражена, когда ей явился архангел Гавриил. Она спокойна, единственное, что она спрашивает у него: "Как это может быть, когда я не знаю мужа?" И архангел отвечает: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим".

И далее разъясняет ей, что родственница ее, Елисавета, была неплодной, но понесла по слову Божию, и вот уже шесть месяцев младенцу во чреве её. Примечателен ответ Марии: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". Она принимает, верит, что ниспосланное Богом - есть благо.

О судьбе Марии после распятия Иисуса на кресте известно мало. По одним легендам, она вместе с апостолами отправилась проповедовать. По другой версии осталась жить в доме Иоанна Богослова. Незадолго до смерти ей вновь явился архангел Гавриил, предвестивший ей скорое воссоединение с "небесной славой". Она так же, как и сын её, вознеслась после смерти - апостолы нашли гробницу пустой. По одной из версий, Он сам приходил за ней, чтобы вознестись на небо.

Вячеслав Иванов сказал: "Бог создал мир, чтобы создать Богородицу". Это максимально отражает преклоненное отношение христианского мира к Деве Марии, по крайней мере, православного и католического. Она занимает верховное положение среди всех людей, созданных Богом.

Любимая молитва Ф.М.Достоевского была обращена к Богородице: "Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Своим". Согласно Флоренскому, "она есть центр тварной жизни, точка соприкосновения земли с небом. Она - Царица Небесная и тем более Земная", "Хадатаица и Заступница за тварь пред Словом Божием".

Бог спасает Еву, спасает человечество рождением Богородицы. Женщина, павшая в лице Евы, была восстановлена из своего падения в лице Девы Марии.

Образ Девы Марии в народном сознании

Простые люди видели в Марии милостивую заступницу, оберегающую людей от всякого зла и страданий. Молитвы ей возносились столь же часто, как и самому Господу Богу; к ней взывали и в общественных молениях, и в народных заговорах.

Богоматерь традиционно считалась покровительницей всех женщин и особенно рожениц . Поэтому знахарки и повитухи, принимавшие роды, традиционно обращались к Деве Марин с заговорами и молитвами о благополучном разрешении родов.

Например, у сербов при родах традиционно обращались к Богоматери с молитвами о помощи и при этом иногда омывали водой икону с изображением Богоматери, а потом давали пить эту воду роженице, полагая, что от этого она легко и быстро разрешится от бремени.

Кроме того, чтобы облегчить роды, в Сербии женщину на сносях порой заранее опоясывали веревкой, которая перед этим провисела в церкви у иконы Богоматери целую ночь.

Бесплодные женщины на коленях молились перед иконой Богородицы, иногда проводя в молитвах долгие часы, а порой соскребали с иконы немного краски, растворяли ее в воде и пили, полагая, что это помогает зачатию младенца. У восточных славян беременные женщины нередко носили при себе в ладанке на груди текст "Сон Богородицы", полагая, что он помогает при трудных родах.

Богородица традиционно считалась покровительницей детей , их заступницей на этом и на том свете. Считалось, что она охраняет малышей от всякой беды, кормит грудью осиротевших или забытых матерями младенцев и уносит души усопших детей в царство Божие, чтобы передать их на попечение ангелов.

Наряду с роженицами и детьми, под особой защитой Богородицы находились, по народному убеждению, и молодые "заневестившиеся" девушки. Девицы, вошедшие в брачную пору, молились ей о ниспослании им хороших и добрых женихов, а невесты, выдаваемые замуж насильно, против их желания, молились Пречистой Деве о защите и покровительстве.

Многие обряды, относящиеся к севу, жатве и пр., неизменно сопровождались обращением к Пречистой Деве. Например, в Забайкалье принято было перед началом сева зажигать свечи и трижды возносить молитву Богоматери, так как считалось, что только в этом случае земля даст хороший урожай.

Богородице традиционно молились и для оберега домашних животных . К Богородице обращались с молитвой и в день первого выгона скота в поле.

Повсеместно праздновались так называемые "богородичные праздники": Благовещение, Рождество Пресвятой Богородицы, Успение Богородицы. Каждый праздник был связан с конкретным эпизодом жизни Марии и сопровождался своими обрядами.

У восточных славян, особенно у русских, было принято также отмечать праздники, связанные с днем памяти прославленных икон: Казанская, Владимирская, Смоленская, Знаменская, Тихвинская и др.

На основе апокрифов и древних преданий о Богородице слагали множество легенд и поверий. Например, у всех славян были известны легенды о том, что Богоматерь иногда извлекает из ада не слишком больших грешников и позволяет им войти в царство Божие.

Сербы верили, что из свечей, поставленных перед иконой Богородицы за упокой души, Пречистая Дева плетет сеть, которую один раз в год (по многим поверьям - на Пасху) забрасывает в ад и вытаскивает оттуда души тех, кто "отстрадал" свои грехи.

Подобные легенды были, по-видимому, основаны на апокрифе "Хождение Богородицы по мукам", а также на апокрифе "Сон Пресвятой Богородицы", который практически у всех славян использовался в виде амулета и носился па шейном кресте.

У болгар рассказывается, что Пречистая Дева ткала пояс от Рождества Христова до светлого воскресенья. Когда Христос сошел в ад, он вывел оттуда всех праведников, начиная с ветхого Адама. Только грешники остались. Сжалилась над ними Богородица, выпросила у Спасителя позволение освободить столько человек, сколько укроется под её одеждою. Развернула свой пояс, покрыла им всех грешников и вывела из ада. После воскресения Христа она начала снова ткать пояс и будет продолжать эту работу до второго пришествия. Когда Господь пошлет новых грешников в ад, Пречистая вновь укроет своим поясом их и спасет от мук.

А теперь подведем итоги

Женщина в христианстве значима уже тем, что присутствует в каждом из узловых моментов евангельского сюжета. Размышляя над текстом первоисточника, мы видим, что Иисус говорит и проповедует для женщины , свидетельствует через нее. Бог нередко через женщину осуществляет свою волю, по крайней мере, на крестном пути Иисуса. И велико участие , которое принимает на этом пути женщина - своим предвиденьем, состраданием, самопожертвованием.

Прослеживается мысль, что женщина, в определенном смысле, даже ближе к Богу. У женщины развито осознание своей греховности, она воспринимает знание всем своим существом, а не только умом, поэтому она и достигает порой больших мистических высот.

Людмила Вагурина

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

В нашем современном светском обществе укоренилось искаженное понимание православной женщины: угнетенная, бесправная, смирённая и т.д.

Э тот миф вырос на почве усиленно пропагандируемых масс-медиа равенства между полами, создавая небывалый успех популяризации феменизма.

Б олее того, феминизм настолько проник в сознании современных женщин, что вступая на путь воцерковления, им сложно от него избавиться.

«З ачастую только стремление жить по Евангельским заповедям, общение с православными людьми и опытный духовный наставник способны развеять эти сомнения, - пишет Иван Михайлов. - О том, какова на самом деле роль женщины в Православии, в чем суть женского церковного служения, мы беседуем с настоятелем храмов иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (г. Санкт-Петербург) и Успения Божией Матери (с. Лезье-Сологубовка) протоиерем Вячеславом Хариновым.

- О тец Вячеслав, в чем, по Вашему мнению, заключается особая роль женщины в Церкви?

- Д ля того чтобы говорить о женской роли в Церкви, надо понять, чем обусловлена необходимость женского участия в церковной жизни. А для этого достаточно вспомнить, что Церковь – Царство Божие на земле, которое, несмотря на присутствие в нем человеческих слабостей и немощей, в целом является богочеловеческим организмом и у каждого человека, каждого члена этого организма есть свое место. Таким образом, необходимость служения женщины в Церкви объективно обусловлена: ненужности женщины здесь просто не может быть. Что касается особого женского служения Церкви, то оно естественным образом отличается от служения мужского, точно так же, как отличаются наши обязанности, привычки и строение в миру. Вершина женского служения в Церкви - это женское монашество. При этом нельзя сказать, что монахиня существует всегда на заднем плане, связана бесконечными послушаниями, безмолвна и забита. Напротив, отношение к монахиням внутри Церкви очень трогательное, почтительное и нежное. Более того, у них, также как и у священников, испрашивают благословения, и также лобызают им руку, что, безусловно, является иллюстрацией равенства. Вообще, аспект равенства между мужчиной и женщиной в христианстве очень часто остается недооцененным. Те, кто утверждают, что в христианстве женщина - это забитое существо, просто не знают истории и не представляют, в каком положении женщина была до христианства, которое на самом деле раскрыло женщину, сделало ее равной мужчине. Ведь сознание античного человека в отношении женщины было исключительно потребительским - как, собственно, и то отношение, что насаждается теперь.

А сегодня без женщин-педагогов, без тех, кто помогает убирать в храме и стоит в свечных лавках мы просто не справились бы. Наверное, только женщина с ее особым душевным устроением, с ее уникальным умением быть матерью для всех может заниматься всей этой непростой работой с любовью и радением. А певчие и регенты? Это ведь своего рода золотой фонд Церкви. Приходящие в храмы с регентского отделения девушки - это не просто музыкально грамотные и умеющие дирижировать профессионалы - они становятся хранителями вековых традиций веры и культуры, они прошли курс богословских наук и сдавали богословские дисциплины наравне с семинаристами. Исходя из собственного опыта, могу сказать, что если в храме не будет грамотного регента, то самый талантливый священник не сможет выстроить службу с должным благолепием и наполнением. В общем, женщина - это, можно сказать, лицо Церкви и одновременно огромное благо для церкви. Но это благо оборачивается огромным Злом, если в женщине нет любви, тепла и гостеприимства. Такие женщины способны отвращать от Церкви даже в большей степени, чем любые богословские ошибки в проповеди священника. Поэтому на женщине лежит очень большая ответственность, ведь, к сожалению, духовенство нередко малодоступно в силу разных причин: люди приходят в храм, а священник или на требах, или занимается бумажными делами, или посещает различные инстанции.. А в храме остается женщина. И если она вдруг не оказывается той самой гостеприимной матерью, если она сварлива, чванлива или недружелюбна, то очень часто это отталкивает людей.

- В ы говорите, что христианство возвысило женщину, но почему же тогда в церковной литературе, особенно древней, множество негативных высказываний о женщине как о «вместилище греха и скверны»?

- Т акие характеристики женщин ни в коем случае не являются дискриминационным моментом, и рассматривать их надо в контексте времени, в контексте эпохи. Здесь надо, прежде всего, понимать, кому адресованы эти высказывания. Как правило, их адресатами являлись монашествующие и преимущественно молодые люди. И речь здесь идет о женщинах вульгарного поведения, а не о благочестивых христианках и любящих Матерях. Для того чтобы это понять, достаточно привести несколько примеров: мать святого Августина – Моника, сделала все, чтобы ее сын стал тем, кем он стал. То же самое можно сказать о святых Марии и Василиссе, матерях преподобных Сергия Радонежского и Александра Свирского, благочестивой Феодосии, воспитавшей трех (!) святых - своих племянников Амфилохия и Григория Назианзина и сироту Олимпиаду… Святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов долгое время откладывали свое служение в Церкви именно из-за сыновней любви и необходимости заботы о матерях. Те же, будучи сами святой жизни, взрастили и святых сыновей! Вспомним просиявших вместе с мужьями Марию Владимирскую, Ирину Муромскую, Зою Атталийскую. Святые Мария Вифанская, Иулиания Птолемаидская, Евпраксия Московская были сестрами святых братьев. Равноапостольные Елена, Нина и Ольга расположили к принятию христианства очень жестких и грозных властителей Константина, Тиридата и Владимира, что повлияло на ход мировой истории…

Что же касается женщин вульгарного поведения, то тут надо учитывать феноменальную особенность женской природы, которая заключается в том, что женщина, в известном смысле, существо более тонко организованное, чем мужчина, и нравственные претензии к женщине заведомо выше. Именно через женщину мы приобщаемся к любви - любви нас первыми учат наши матери, да и вся вселенная для нас в младенческом возрасте - это лицо мамы. По этой причине всякая вульгарность женщины воспринимается гораздо болезненнее, чем вульгарность мужская. Если женщина выпивает и теряет контроль над собой, то противоестественность ее поведения воспринимается намного острее, чем это бывает в аналогичном случае с мужчиной, и это происходит потому, что во всех нас заложен образ женщины как высоконравственного существа. Таким образом, самая благочестивая, самая внешне благообразная женщина, теряющая контроль над собой, становится просто ужасающей. Возможно, отчасти это результат слабости и высокой эмоциональной восприимчивости женщины, пользуясь которой демонические силы, желающие манипулировать, прежде всего, человеческой душой, набрасываются на женщину, как на легко доступное и при этом наиболее нравственное и высокоорганизованное существо. Женщина - лакомый кусочек для сил зла еще и потому, что в нее заложено очень тонкое богоподобие - ведь материнский инстинкт и врожденная потребность давать жизнь это ничто иное, как ближайший аналог отцовства, которое неотделимо от Бога, как Отца, дающего жизнь всем нам. Таким образом, поражая женщину, силы зла бьют прямо в корень жизни - в будущих детей и потомков.

Мы продолжаем серию бесед с настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Богородское и храма Святителя Спиридона Тримифунтского в Беляной горе отцом Сергием Ереминым. Сегодня наша тема о женщине в церкви.

Есть такое мнение, что роль женщины в православной церкви занижена. Но это в корне не верно, как раз наоборот! Из всех земных людей именно женщину назвали «Честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим». Богородица стоит превыше ангелов. О каком догматическом унижении женщины может идти речь? В православии женщина наравне с мужчиной участвует в священных таинствах, за исключением таинства священства.

-Тогда почему женщина не может стать священником, как мужчина, почему во время крещения ее не заносят в алтарь?

В некоторых христианских конфессиях, например у англикан, женское священство есть. Более того, оно существовало в христианстве в первые века, так называемый институт диаконисс. Они несли определенные церковные обязанности, в том числе на их попечении были различные социальные вопросы, они имели право входить в алтарь, прикасаться к священным предметам, помогали при богослужении, однако сами его не совершали. Институт диаконисс существовал недолго и исчез после распространения женского монашества.

Мнение православной церкви - священником должен быть только мужчина, как образ Господа Иисуса Христа. Как последователь дела апостолов, которые все тоже были мужчинами. Что же касается крещения, то действительно, в алтарь заносят только мальчиков, как возможных, в будущем, священнослужителей.

- Вопрос интимный. Во время «критических дней» женщина считается «нечистой», ей если и разрешается быть в храме, то касаться икон, креста, причащаться запрещается. Знаю, что есть ограничения и после родов. Почему? Ведь в том нет ее вины, за что же ее наказывают?

Происхождение запретов о нечистоте после истечений, берет свое начало в Ветхозаветной эпохе. У иудеев существовал целый ритуал очищения после этих дней. Более того, женщина на это время удалялась из дома и жила в отдельном помещении, потом совершала ритуальное омовение и только затем могла вернуться в дом к своему мужу.

Если мужчина случайно коснется женщину в этот период, он сам считался «нечистым» до конца дня. Практически во всех религиях всегда существовал запрет на интимную жизнь во время «критических дней», что вполне физиологически обоснованно. И сегодня этот запрет современному человеку видится разумным с медицинской точки зрения. В дохристианские времена в храмах совершались многочисленные жертвоприношения, кровь буквально текла рекой. Подвигом и страданиями Иисуса Христа это было прекращено, на литургии приносится бескровная жертва и всякая кровь в храме не допускается. Поэтому не разрешается приносить в храм мясо, чтобы случайно не запачкать пол кровью. Поэтому и появился запрет не посещать храм женщине в определенные дни.

В те времена не существовало современных средств гигиены, более того, не было и даже нижнего белья. Сегодня этот запрет не актуален, женщина может посещать храм, молиться, ставить свечи, подавать поминальные записки в любой день, если это продиктовано велением ее сердца. Однако, действительно, существует благочестивый обычай не принимать таинства причастия в эти дни. И это вовсе не наказание, женщина не в чем не виновата. И это не категорический запрет. В период тяжкой болезни или под угрозой смерти Церковь допускает женщин к Таинствам. Если женщина тяжко болеет и умирает и при этом она находится в своем «женском» состоянии, священник даже обязан ее причастить Святых Христовых Таин. Также считается необходимым причастить роженицу, если та умирает. То есть, нет прямых запретов. Существуют разные мнения на этот счет. Например, вот это: «Еще же, если по Божественному Писанию веруем, что человек есть дело рук Божиих, то как могло от чистой силы произойти дело оскверненное; и если мы род Божий, по Божественному Писанию Апостольских Деяний (17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда грех, всякого смрада худший, соделываем. А когда происходит какое-либо естественное невольное извержение, тогда и этому с прочими подвергаемся мы, как выше речено, по необходимости естественной. (Послание Свят. Афанасия Великого к монаху Аммуну около 356 г.).

Патриарх Сербский Павел: « И естественное очищение не мерзко пред Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин в каждые тридцать дней, для их здоровья и укрепления, потому что они мало бывают в движении, от того, что сидят больше дома. Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил её и отнюдь не обвинил, напротив исцелил ее, сказав: «вера твоя спасла тебя». Женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью, и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении». Но в то же время Патриарх Павел в отношении причащения выдвигает такое мнение: «Причаститься в этом состоянии, или, некрещенная - креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Святой Дионисий Александрийский, правило 2: «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входить в дом Божий, излишним почитаю и вопрошать. Ибо не думаю, чтобы они, если суть верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и жена, имевшая 12 лет кровотечение, ради исцеления, прикоснулась не Ему, но только к краю одежды Его. Молиться, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить помощи - не запрещается. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

В каждом конкретном случае все решается индивидуально, и духовник подскажет женщине, как правильно поступить. Но, скорее всего, благочестивая женщина сама воздержится от принятия Святых Тайн на это время.

По поводу времени после родов, исчерпывающий ответ находим у святого Григория Двоеслова, Вот что он ответил на вопрос архиепископа англов Августина:

«Через сколько дней может женщина войти в церковь после того, как родит? Из Ветхого Завета тебе известно, что ей следует воздерживаться от этого в течение тридцати трех дней, если у нее родился мальчик, и шестидесяти шести дней, если родилась девочка (Левит 12:4-5). Однако это следует понимать иначе. Ведь если бы она вошла в церковь хотя бы через час после родов возблагодарить Господа, она не совершила бы греха; ведь греховны удовольствия плоти, но не ее муки. Сношение происходит в удовольствии, а роды совершаются в муках, потому и сказано было первой из матерей: «В болезни будешь рожать». Если же мы запретим родившей женщине входить в церковь, то сочтем роды ее наказанием за грех. Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать таинство святого причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально; но, приняв его, она не совершит греха... И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества... Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание налагается с большей осторожностью…»

- Хочу задать вопрос, который, как говорится, «завяз в зубах». И все-таки: может ли женщина входить в храм в брюках?

Запрещая брюки для женщин, ссылаются на Священное Писание, что женщина не должна носить мужскую одежду (равно как мужчина - женскую). Но давайте разберемся. Конкретно о брюках там нет ни слова. Во времена Христа штанов вовсе не носили, за исключением варваров, которых в храм точно не пустили бы. В Шотландии юбка (килт) - исключительно мужская одежда. Есть женские брюки, есть мужские. И всякий человек в состоянии отличить одно от другого, во всяком случае, он без труда распознает, если мужчине вдруг придет фантазия обрядиться в женские брюки. То есть, это женская одежда и никакого противоречия в том, что женщина пришла в храм в брюках, я не вижу. Другое дело, какие это брюки (или даже юбка)? Одежда не должна быть вызывающей, соблазнительной. Храм - не то место. Нужно подумать и о тех, кто тоже пришел в храм. Не следует одевать вещи с глубоким декольте, обтягивающую и демонстрирующую все прелести фигуры, слишком короткие юбки, шорты (касается и женщин, и мужчин). То есть, идя в храм, подумайте, что это за место. Но в то же время, не надо демонстрировать своей одеждой вселенскую скорбь. К сожалению, в наших храмах часто приходится видеть такую картину. Даже малолетних девочек одевают, как маленьких старушек. Ведь богослужение - это праздник, он должен излучать радость. Наши предки старались одеть в храм свою лучшую, праздничную одежду. А сегодня стремление придерживаться канонов превращается в гротеск.

В подтверждение этих слов отца Сергия мне попалась заметка четырехлетней давности. Вот что по этому поводу сказал будущий Патриарх Всея Руси (А.Г.):

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подверг критике некоторых верующих за их чрезмерное пренебрежение к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом.
«Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом", - заявил владыка Кирилл в среду в Москве на конференции, посвященной православному паломничеству.
В этой связи митрополит рассказал, как был потрясен, получив однажды от зрителей своей программы "Слово пастыря" письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят.

Эстетика в Церкви, по словам митрополита Кирилла, имеет огромное значение, в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма.
"Православие - это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные серо-черно-коричневые цвета", - подчеркнул представитель Московского патриархата».

(По материалам «Религия и СМИ», 29.11.2006 г.)

И еще, женщина должна быть с покрытой головой. Вообще, платок - это неотъемлемый атрибут замужней женщины. Покров на голове замужней женщины, говорит апостол Павел, есть знак для Ангелов, то есть что она замужем. Поэтому на всех древних иконах с непокрытой головой изображены только девы, что говорит об обычае Церкви покрывать голову женщины лишь после замужества. Однако у нас традиционно сложилось, что и девочки, и девушки в храм одевают платок. Но если они его не наденут - греха в том нет.

- Еще немаловажный вопрос для женщины. Можно ли пользоваться косметикой, собираясь в храм?

Тут встает встречный вопрос: для чего? Мы понимаем, что Бог прежде всего взирает на сердце и душу, а не на тональный крем и пудру. Однако Церковь всегда настороженно относилась ко всему неестественному и искусственному. Одно дело, сдержанная, неброская косметика, женщина накладывает макияж ежедневно, перед выходом из дома на улицу. У нее и мыслях нет кого бы то ни было соблазнять, привлекать мужское внимание. Это привычка, образ жизни, дань современному обществу, если хотите. Так же она приходит и в храм. И другой случай - «боевой и вызыващий раскрас», когда все в женщине кричит: «Я свободна! Я готова к новому знакомству, я поощряю флирт! Обратите на меня внимание!» В таком виде место на дискотеке или в ночном клубе, но никак не в храме. И в любом случае, идя в храм, хотя бы из уважения к другим прихожанам следует отказаться от губной помады. Согласитесь, негоже оставлять отпечатки своих губ на иконах, кресте, лжице и чаше для причастия.

Записала Анна Гамзина



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то