Влияние деятельности человека на окружающую среду в процессе становления общества. Влияние первобытного и современного человека на окружающую среду Биосфера и человек - лучшее сочинение

В условиях, когда планета Земля становится единым домом человечества, многие противоречия, конфликты, проблемы могут перерасти локальные рамки и приобрести глобальный общемировой характер.

Влияние первобытного человека на окружающую среду было практически не заметным. У первобытных людей не было таких вещей в обиходе, которые бы могли до такой степени загрязнить окружающую среду как сейчас.

Сегодня важно сознавать неразрывную связь природы и общества, которое носит взаимный характер. Здесь уместно вспомнить слова А. И. Герцена о том, что" природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам". С одной стороны, природная среда, географические и климатические особенности оказывают значительное воздействие на общественное развитие. Эти факторы могут ускорять или замедлять темп развития стран и народов, влиять на общественное развитие труда.

С другой стороны общество влияет на естественную среду обитания человека. История человечества свидетельствует как о благотворном влиянии деятельности людей на естественную среду обитания, так и о пагубных её последствиях.

Нет необходимости доказывать, что общественная жизнь находится в постоянном изменении. Немецкий философ начала19 века Гегель утверждал, что общественное развитие есть движение вперёд от несовершенного к более совершенному. Критерии прогресса - в развитии разума, общественной нравственности, что лежит в основе совершенствования всех сторон жизни общества.

Вспомним известные слова тургеневского героя Базарова: "Природа -не храм, а мастерская, и человек в ней работник". К чему ведёт и уже привела эта установка сегодня, хорошо известно на конкретных фактах.

Позвольте мне остановится лишь на некоторых из них. Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитие научно-технической революции усилили отрицательное воздействие на природу, привели к нарушению экологического равновесия на планете.

Возросло потребление в сфере материального производства природных ресурсов. За годы после второй мировой войны было использовано столько минерального сырья, сколько за всю предыдущую историю человечества. Поскольку запасы угля, нефти, газа, железа и других полезных ископаемых не возобновляемы, они будут исчерпаны, по расчётам учёных через несколько десятилетий. Но даже если и ресурсы, которые постоянно возобновляются, на деле быстро убывают, вырубка леса в мировом масштабе значительно превышает прирост древесины, площадь лесов, дающих земле кислород, уменьшается с каждым годом.

Главный фундамент жизни-почвы повсюду на Земле деградируют. В то время как Земля накапливает один сантиметр чернозёма за 300 лет, ныне один сантиметр почвы погибает за три года. Не меньшую опасность представляет собой загрязнение планеты. Мировой океан постоянно загрязняется из-за расширения добычи нефти на морских промыслах. Огромные нефтяные пятна губительны для жизни океана. В океан сбрасываются миллионы тонн фосфора, свинца, радиоактивных отходов. На каждый квадратный километр океанской воды сейчас приходится 17 тонн различных отбросов суши.

Самой уязвимой частью природы стала пресная вода. Сточные воды, пестициды, удобрения, ртуть, мышьяк, свинец и многое другое в огромных количествах попадают в реки и озёра. Сильно загрязнены Дунай, Волга, Рейн, Миссисипи, Великие Американские озёра. По заключению специалистов, в некоторых районах земли 80% всех болезней вызваны недоброкачественной водой. Загрязнение атмосферного воздуха превзошло все допустимые пределы.

Концентрация вредных для здоровья веществ в воздухе превышает медицинские нормы во многих городах в десятки раз. Кислотные дожди, содержащие двуокись серы и окись + азота, являющиеся следствием функционирования тепловых электростанций и заводов, несут гибель озёрам и лесам. Авария на Чернобыльской АЭС показала экологическую угрозу, которую создают аварии на атомных электростанциях, они эксплуатируются в 26 странах мира. Сюньков В.Я.. Основы безопасности жизнедеятельности. Москва: Центр инновации в педагогике, 2001.-159с.

Исчезает вокруг городов чистый воздух, реки превращаются в сточные канавы, повсюду груды мусора, свалки, искалеченная природа -такова бросающаяся в глаза картина безумной индустриализации мира.

Главное, однако, не в полноте списка этих проблем, а в осмыслении причин их возникновения, характера и, что самое важное, в выявлении эффективных путей и способов их разрешения.

Подлинная перспектива выхода из экологического кризиса -в изменении производственной деятельности человека, его образа жизни, его сознания. Научно-технический прогресс создаёт не только "перегрузки" для природы; в наиболее прогрессивных технологиях он даёт средства предотвращения негативных воздействий, создаёт возможности экологически чистого производства. Возникла не только острая необходимость, но и возможность изменить суть технологической цивилизации, придать ей природоохранительный характер. Одно из направлений такого развития - создание безопасных производств. Используя достижения науки, технологический прогресс может быть организован таким образом, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырьё. Пример даёт сама природа: углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, которые выделяют кислород, необходимый для дыхания животных.

В настоящее время вся территория нашей планеты подвержена различным антропогенным влияниям. Серьёзный характер приобрели последствия разрушения биоценозов и загрязнения среды. Вся биосфера находится под всё более усиливающимся давлением деятельности человека. Актуальной задачей становятся природоохранные мероприятия.

Вопрос 1. Как отражалась на окружающей среде деятельность первобытного человека?

Уже более 1 млн. лет назад питекантропы добывали пищу путем охоты. Неандертальцы использовали для охоты разнообразные каменные орудия, загоняли добычу коллективно. Кроманьонцы создали силки, остроги, копьеметалки и другие приспособления. Однако все это не вносило серьезных изменений в структуру экосистем. Воздействие человека на природу усилилось в эпоху неолита, когда все большее значение стали приобретать скотоводство и земледелие. Человек начал разрушать естественные сообщества, не оказывая, однако, пока еще глобального воздействия на биосферу в целом. Тем не менее нерегулируемый выпас скота, а также сведение лесов ради топлива и под посевы уже в то время изменяли состояние многих природных экосистем.

Вопрос 2. К какому периоду развития человеческого общества относится зарождение сельскохозяйственного производства?

Сельское хозяйство появилось после окончания оледенения в эпоху неолита (нового каменного века). Обычно этот период датируют 8-3 тысячелетиями до н. э. В это время человек одомашнил несколько видов животных (сначала собаку, затем копытных - свинью, овцу, козу, корову, лошадь) и начал возделывать первые культурные растения (пшеницу, ячмень, бобовые).

Вопрос 3. Назовите причины возможного возникновения недостатка воды в ряде районов мира.

Недостаток воды может возникнуть в результате различных действий человека. При возведении плотин, изменении русла рек происходит перераспределение водостока: одни территории заливаются, другие начинают страдать от засухи. Усиленное испарение с поверхности водохранилищ ведет не только к образованию дефицита воды, но и изменяет климат целых регионов. Поливное земледелие истощает запасы поверхностных и почвенных вод. Вырубка лесов на границе с пустынями способствует формированию новых территорий с недостатком воды. Наконец, причинами могут быть высокая плотность населения, чрезмерные потребности промышленности, а также загрязнение имеющихся водных запасов.

Вопрос 4. Как сказывается на состоянии биосферы уничтожение лесов?

Сведение лесов катастрофически ухудшает состояние биосферы в целом. В результате вырубки усиливается поверхностный сток воды, что повышает вероятность наводнений. Начинается интенсивная эрозия почвы, ведущая к разрушению плодородного слоя и загрязнению водоемов органическими веществами, цветению воды и т. п. Сведение лесов увеличивает количество углекислого газа в атмосфере, что является одним из факторов усиления парникового эффекта; в воздухе растет количество пыли; актуальна и опасность постепенного уменьшения количества кислорода.

Вырубка крупных деревьев разрушает устоявшиеся лесные экосистемы. Они сменяются гораздо менее продуктивными биоценозами: мелколесьем, болотами, полупустынями. При этом могут безвозвратно исчезать десятки видов растений и животных.

В настоящее время основными "легкими" нашей планеты являются экваториальные тропические леса и тайга. Обе эти группы экосистем нуждаются в чрезвычайно бережном отношении и охране.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Биосфера и человек уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Вопрос 1. Какое значение для устойчивости экосистемы имеет ее видовое разнообразие? Видовое разнообразие является определяющим фактором, обеспечивающим стабильность экосистемы. Чем разнообразнее пищевые цепи и сложнее их переплетение, тем устойчивее биоценоз. Действительно, в сложных цепях с большим видовым разнообразием экологические возможности разных видов дополняют и компенсируют друг друга. В результате даже при значительном изменении условий окружающей среды сложная система сохраняет свою целостность. Наиболее опасно (с точки зрения нарушения устойчивости) для экосистемы уменьшение
    Вопрос 1. Какие из известных вам сообществ и экосистем имеют более или менее четкие границы? Относительно четкие границы имеет биогеоценоз. Граница биогеоценоза устанавливается, как правило, по границе растительного сообщества (фитоценоза) - важнейшего у компонента биогеоценоза. Например, ельник-кисличник. Особенно четкие границы характерны для искусственных ценозов - агроценозов. Вопрос 2. Можно ли считать сообществом все популяции птиц, населяющие лесной массив? Популяции птиц, населяющие лесной массив, нельзя считать сообществом, так как этим термином называют совокупность популяций всех
    1. Назовите признаки, характеризующие Байкал как озеро тектонического происхождения. Огромные размеры, узкая вытянутая форма, большая глубина, крутые склоны бортов котловины говорят о том, что Байкал - озеро тектонического происхождения. 2. Чем уникален Байкал как объект всемирного природного наследия? Это самое глубокое в мире (до 1620 м) озеро, самое большое хранилище чистейшей пресной воды. Уникальна природа Байкала: 1/4 живых организмов Байкала - эндемики (байкальская нерпа, бычки, живородящая рыба голомянка и др.). 3. Какие меры вы
    Укажите особенности взаимодействия природы и человека. Человек является частью природы, отличаясь от других представителей биосферы своим разумом и социальным опытом. Занимаясь хозяйством, человек вступает в противоречие с природой, нарушает уже сложившиеся и устойчивые связи в экосистемах. На каком уровне следует решать экологические проблемы? Экологические проблемы - от локальных до глобальных - должны решаться на разных уровнях: семьи, школы, трудового коллектива, политической партии, армии и государства в целом. Глобальные экологические проблемы могут быть решены
    Вопрос 1. Что является причиной и каковы последствия загрязнения атмосферы? На ранних этапах истории Земли атмосферу загрязняли только извержения вулканов и лесные пожары. После появления человека, который стал активно использовать огонь, воздействие на атмосферу стало гораздо сильнее. Развитие промышленности и транспорта привело к ее сильному загрязнению. Последствиями загрязнения являются: кислотные дожди - возникают в результате растворения оксидов серы и азота В каплях атмосферной влаги; обычны для окрестностей металлургических и химических комбинатов
    Вопрос 1. На какие эры делится история Земли? В истории Земли выделяют следующие эры, названия которых имеют греческое происхождение: катархей (ниже древнейшего), архей (древнейший), протерозой (первичная жизнь), палеозой (древняя жизнь), мезозой (средняя жизнь), кайнозой (новая жизнь). Вопрос 2. Как деятельность живых организмов повлияла на изменение состава атмосферы планеты? В состав древней атмосферы входили метан, аммиак, углекислый газ, водород, пары воды и другие неорганические соединения. В результате жизнедеятельности первых организмов в атмосфере начало снижаться
    Вопрос 1. В чем заключается влияние живых организмов на биосферу? Живые существа способствуют переносу и круговороту веществ в природе. Благодаря деятельности фотосинтетиков в атмосфере снизилось количество углекислого газа, появился кислород и сформировался защитный озоновый слой. Деятельность живых организмов определяет состав и структуру почвы (переработка редуцентами органических остатков), предохраняет ее от эрозии. В значительной мере животные и растения определяют также содержание различных веществ в гидросфере (особенно в небольших по размеру водоемах). Некоторые

Вопрос 1. Как отражалась на окружающей сре-де деятельность первобытного человека?

Уже более 1 млн. лет назад питекантропы добывали пищу путем охоты. Неандертальцы использовали для охоты разнообразные ка-менные орудия, загоняли добычу коллектив-но. Кроманьонцы создали силки, остроги, копьеметалки и другие приспособления. Одна-ко все это не вносило серьезных изменений в структуру экосистем. Воздействие человека на природу усилилось в эпоху неолита, когда все большее значение стали приобретать скотовод-ство и земледелие. Человек начал разрушать естественные сообщества, не оказывая, одна-ко, пока еще глобального воздействия на био-сферу в целом. Тем не менее нерегулируемый выпас скота, а также сведение лесов ради топ-лива и под посевы уже в то время изменяли со-стояние многих природных экосистем.

Вопрос 2. К какому периоду развития челове-ческого общества относится зарождение сельскохо-зяйственного производства?

Сельское хозяйство появилось после окон-чания оледенения в эпоху неолита (нового ка-менного века). Обычно этот период датируют 8-3 тысячелетиями до н. э. В это время чело-век одомашнил несколько видов животных (сначала собаку, затем копытных — свинью, овцу, козу, корову, лошадь) и начал возделы-вать первые культурные растения (пшеницу, ячмень, бобовые).

Вопрос 3. Назовите причины возможного воз-никновения недостатка воды в ряде районов мира.

Недостаток воды может возникнуть в ре-зультате различных действий человека. При возведении плотин, изменении русла рек про-исходит перераспределение водостока: одни территории заливаются, другие начинают страдать от засухи. Усиленное испарение с по-верхности водохранилищ ведет не только к об-разованию дефицита воды, но и изменяет кли-мат целых регионов. Поливное земледелие ис-тощает запасы поверхностных и почвенных вод. Вырубка лесов на границе с пустынями способствует формированию новых территорий с недостатком воды. Наконец, причинами мо-гут быть высокая плотность населения, чрез-мерные потребности промышленности, а также загрязнение имеющихся водных запасов.

Вопрос 4. Как сказывается на состоянии био-сферы уничтожение лесов? Материал с сайта

Сведение лесов катастрофически ухудшает состояние биосферы в целом. В результате вы-рубки усиливается поверхностный сток воды, что повышает вероятность наводнений. Начи-нается интенсивная эрозия почвы, ведущая к разрушению плодородного слоя и загрязнению водоемов органическими веществами, цвете-нию воды и т. п. Сведение лесов увеличивает количество углекислого газа в атмосфере, что является одним из факторов усиления парни-кового эффекта; в воздухе растет количество пыли; актуальна и опасность постепенного уменьшения количества кислорода.

Вырубка крупных деревьев разрушает ус-тоявшиеся лесные экосистемы. Они сменяют-ся гораздо менее продуктивными биоценоза-ми: мелколесьем, болотами, полупустынями. При этом могут безвозвратно исчезать десятки видов растений и животных.

В настоящее время основными «легкими» нашей планеты являются экваториальные тропические леса и тайга. Обе эти группы эко-систем нуждаются в чрезвычайно бережном отношении и охране.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • человек - часть биосферы сочинение
  • как сказывается на состояние биосферы уничтожение лесов
  • влияние уничтожения лесов на состояние биосферы
  • к какому периоду развития человеческого общества относится зарождение сельскохозяйственного производства
  • сочинение по биологии биосфера и человек

Вопрос 4. Как сказывается на состоянии био­сферы уничтожение лесов?

На этой странице искали:
  • как отразилась на окружающей среде деятельность первобытного человека
  • как отражалась на окружающей среде деятельность первобытного человека
  • Как отразилась на окружающей среде деятельность первобытного человека?
  • как на состоянии биосферы сказывается уничтожение лесов

Vsesochineniya.ru

buzani.ru

Биосфера и человек. Природные ресурсы их использование. Биология 9 класс Мамонтов



Вопрос 1. Сравните влияние на окружающую среду деятельности первобытного и современного человека.

Человек начал изменять природные комплексы уже на первобытной стадии развития цивилизации, в период охоты и собирательства, когда стал пользоваться огнем. Одомашнивание диких животных и развитие земледелия расширили территорию проявления последствий человеческой деятельности. По мере развития промышленности и замены мускульной силы энергией топлива интенсивность антропогенного влияния продолжала возрастать. В XX в. вследствие особенно быстрых темпов роста населения и его потребностей оно достигло небывалого уровня и распространилось на весь мир.

Антропогенные изменения в окружающей среде весьма разнообразны. Непосредственно воздействуя лишь на один из компонентов среды, человек может опосредованно изменять и остальные. И в первом, и во втором случае происходит нарушение круговорота веществ в природном комплексе, и с этой точки зрения результаты воздействия на среду можно отнести к нескольким группам.

К первой группе относят воздействия, приводящие только к изменению концентрации химических элементов и их соединений без изменения формы самого вещества. Например, в результате выбросов от автомобильного транспорта концентрация свинца и цинка возрастает в воздухе, почве, воде и растениях, во много раз превышая обычное их содержание. В этом случае количественная оценка воздействия выражается в массе загрязняющих веществ.

Вторая группа – воздействия приводят не только к количественным, но и качественным изменениям форм нахождения элементов (в пределах отдельных антропогенных ландшафтов). Такие преобразования часто наблюдаются при разработке месторождений, когда многие элементы руд, в том числе токсичные тяжелые металлы, переходят из минеральной формы в водные растворы. При этом их суммарное содержание в пределах комплекса не меняется, но они становятся более доступными для растительных и животных организмов. Другой пример – изменения, связанные с переходом элементов из биогенной формы в абиогенную. Так, человек при рубке лесов, вырубая гектар соснового леса, а затем сжигая его, переводит из биогенной формы в минеральную около 100 кг калия, 300 кг азота и кальция, 30 кг алюминия, магния, натрия и др.

Третья группа – формирование техногенных соединений и элементов, не имеющих аналогов в природе или не характерных для данной местности. Таких изменений с каждым годом становится все больше. Это появление фреона в атмосфере, пластмасс в почвах и водах, оружейного плутония, цезия в морях, повсеместное накопление плохо разлагающихся пестицидов и т.д. Всего в мире повседневно используется около 70 000 различных синтетических химических веществ. Каждый год к ним добавляется около 1500 новых. Следует учесть, что о воздействии на окружающую среду большинства из них известно мало, но по крайней мере половина из них вредны или потенциально вредны для здоровья человека.

Вопрос 3. Охарактеризуйте неисчерпаемые природные ресурсы. Расскажите, как человек их использует.

Неисчерпаемых природных ресурсов не так уж много. Они подразделяются на космические, климатические и водные. Это энергия солнечной радиации, морских волн, ветра. С учётом огромной воздушной и водной массы планеты неисчерпаемыми считают атмосферный воздух и воду. Это утверждение спорно. Например, пресную воду можно рассматривать как ресурс исчерпаемый, поскольку во многих регионах земного шара возник острый дефицит воды. Уже идёт речь и о неравномерности её распределения, и о невозможности её использования ввиду загрязнения. Всё шире распространяются способы опреснения морской воды с целью её использования для хозяйственных нужд и для питья. Условно неисчерпаемым ресурсом считают и кислород атмосферы. Современные учёные-экологи полагают, что при современном уровне технологии использования атмосферного воздуха и воды эти ресурсы можно рассматривать как неисчерпаемые только при разработке и реализации крупномасштабных программ, направленных на их восстановление.

Вопрос 4. Что такое исчерпаемые природные ресурсы?

Исчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, количество которых ограничено и абсолютно, и относительно. Исчерпаемые ресурсы делят на невозобновимые и возобновимые.

Невозобновимые природные ресурсы абсолютно не восстанавливаются (каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых) или восстанавливаются значительно медленнее, чем идет их использование (торфяники, многие осадочные породы). Использование этих ресурсов неминуемо ведет к их истощению. Охрана невозобновимых природных ресурсов сводится к рациональному, экономному использованию, борьбе с потерями при добывании, перевозке, обработке и применении, поиску заменителей.

Возобновимые природные ресурсы по мере использования постоянно восстанавливаются (животный мир, растительность, почва). Однако для сохранения их способности к восстановлению необходимы определенные условия, нарушение которых замедляет или вовсе прекращает процесс восстановления. Процессы восстановления протекают с разной скоростью для разных ресурсов: для восстановления животных требуется несколько лет, леса – 60–80 лет, почвы – несколько тысячелетий. Охрана возобновимых природных ресурсов должна осуществляться путем рационального их использования и расширенного воспроизводства. Темпы расходования возобновимых природных ресурсов должны соответствовать темпам их восстановления.

Вопрос 5. Охарактеризуйте возобновимые и невозобновимые ресурсы своего региона.

К возобновимым ресурсам моего региона относят энергию солнца, атмосферный воздух, водные ресурсы, а к невозобновимым – месторождения полезны ископаемых, таких как торф, фосфориты, калийные соли, известняк, доломиты.

Вопрос 6. Обозначьте на карте своего региона месторождения полезных ископаемых.

Вопрос 7. Попробуйте оценить, какой процент территории региона, где вы живёте, преобразован хозяйственной деятельностью человека.

Хозяйственной деятельностью человека преобразовано более 90% Московской области.

Вопрос 8. Согласны ли вы с утверждением, что воздух и воду можно отнести к неисчерпаемым ресурсам? Обоснуйте свою точку зрения.

Неисчерпаемые природные ресурсы – ресурсы, количество которых не ограничено, но не абсолютно, а относительно наших потребностей и сроков существования. Неисчерпаемые природные ресурсы включают ресурсы водные (воды Мирового океана), климатические (атмосферный воздух, энергия ветра) и космические (солнечная радиация, энергия морских приливов). Однако если количество неисчерпаемых природных ресурсов относительно не ограничено, то их качество может ограничить возможность их использования человеком (например, количество воды не ограничено, но ограничено количество питьевой воды).

Вопрос 9. Какие ресурсы мы относим к природным, а какие - к искусственным, созданным человеком?

К искусственным ресурсам относят преобразованные в ходе хозяйственной деятельность человека природные ресурсы. Примером искусственных ресурсов могут служить кирпич, бумага, пластмасса и др.

resheba.com

Биосфера и человек - лучшее сочинение

Вопрос 1. Как отражалась на окружающей среде деятельность первобытного человека?

Уже более 1 млн. лет назад питекантропы добывали пищу путем охоты. Неандертальцы использовали для охоты разнообразные каменные орудия, загоняли добычу коллективно. Кроманьонцы создали силки, остроги, копьеметалки и другие приспособления. Однако все это не вносило серьезных изменений в структуру экосистем. Воздействие человека на природу усилилось в эпоху неолита, когда все большее значение стали приобретать скотоводство и земледелие. Человек начал разрушать естественные сообщества, не оказывая, однако, пока еще глобального воздействия на биосферу в целом. Тем не менее нерегулируемый выпас скота, а также сведение лесов ради топлива и под посевы уже в то время изменяли состояние многих природных экосистем.

Вопрос 2. К какому периоду развития человеческого общества относится зарождение сельскохозяйственного производства?

Сельское хозяйство появилось после окончания оледенения в эпоху неолита (нового каменного века). Обычно этот период датируют 8-3 тысячелетиями до н. э. В это время человек одомашнил несколько видов животных (сначала собаку, затем копытных - свинью, овцу, козу, корову, лошадь) и начал возделывать первые культурные растения (пшеницу, ячмень, бобовые).

Вопрос 3. Назовите причины возможного возникновения недостатка воды в ряде районов мира.

Недостаток воды может возникнуть в результате различных действий человека. При возведении плотин, изменении русла рек происходит перераспределение водостока: одни территории заливаются, другие начинают страдать от засухи. Усиленное испарение с поверхности водохранилищ ведет не только к образованию дефицита воды, но и изменяет климат целых регионов. Поливное земледелие истощает запасы поверхностных и почвенных вод. Вырубка лесов на границе с пустынями способствует формированию новых территорий с недостатком воды. Наконец, причинами могут быть высокая плотность населения, чрезмерные потребности промышленности, а также загрязнение имеющихся водных запасов.

Вопрос 4. Как сказывается на состоянии биосферы уничтожение лесов?

Сведение лесов катастрофически ухудшает состояние биосферы в целом. В результате вырубки усиливается поверхностный сток воды, что повышает вероятность наводнений. Начинается интенсивная эрозия почвы, ведущая к разрушению плодородного слоя и загрязнению водоемов органическими веществами, цветению воды и т. п. Сведение лесов увеличивает количество углекислого газа в атмосфере, что является одним из факторов усиления парникового эффекта; в воздухе растет количество пыли; актуальна и опасность постепенного уменьшения количества кислорода.

Вырубка крупных деревьев разрушает устоявшиеся лесные экосистемы. Они сменяются гораздо менее продуктивными биоценозами: мелколесьем, болотами, полупустынями. При этом могут безвозвратно исчезать десятки видов растений и животных.

В настоящее время основными "легкими" нашей планеты являются экваториальные тропические леса и тайга. Обе эти группы экосистем нуждаются в чрезвычайно бережном отношении и охране.

www.sochuroki.com

"Общая биология. 11 класс". В.Б. Захаров и др. (гдз)

Вопрос 1. Как отразилась на окружающей среде деятельность первобытного человека?Экономической основой жизни в палеоните (каменный век - 20 000-30 000 лет назад) была охота на крупных животных: благородного оленя, северного оленя, шерстистого носорога, осла, лошади, мамонта, тура. Интенсивное истребление крупных травоядных животных привело к довольно быстрому сокращению их численности и исчезновению многих видов. Результатом охоты явилось исчезновение ряда видов крупных млекопитающих и птиц (мамонтов, бизонов, морских коров и др.). Многие виды стали редкими и находятся на грани исчезновения.По данным палеонтологов, примерно через 500-8ОО лет после заселения какой-либо местности человеком в ареале полностью исчезали вначале крупные травоядные, а затем и плотоядные животные.

Вопрос 2. К какому периоду развития человеческого общества относится зарождение сельскохозяйственного производства?В эпоху неолита (9000-10 000 лет назад) сделаны первые попытки одомашнивания животных и разведения растений. Развилось подсечное земледелие, зародились методики обработки металлов. Развитие земледелия приводило к освоению все новых территорий для выращивания культурных растений. Леса и другие естественные биоценозы замещались агроценозами - бедными по видовому составу плантациями сельскохозяйственных культур. До сих пор в результате подсечного земледелия сводятся тропические леса в Африке и Латинской Америке (бассейн Амазонки).

Вопрос 3. Кто впервые ввел в науку термин «ноосфера»?Понятие "ноосферы, как идеально мыслящей оболочки Земли, ввели в науку в начале XX века (1927г.) французские ученые и философы П.Тейяр де Шарден и Э.Леруа. П.Тейяр де Шарден рассматривал человека как вершину эволюции и преобразователя материи путем включения в творчество эволюции. Лидирующее место в эволюционных построениях ученый отводил коллективу и духовному фактору, не умаляя роли технического прогресса и развития экономики.В.И.Вернадский, говоря о ноосфере, подчеркивал необходимость разумной организации взаимодействия общества и природы, отвечающей интересам человека, всего человечества и окружающего его мира. Ученый писал: "Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, поставлен вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера" Сейчас человечество использует для своих нужд все большую часть территории планеты и все большие количества минеральных ресурсов.

buzani.ru

Биосфера и человек | Параграф 5. 10

"Биология. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы". В.И. Сивоглазов (гдз)

Вопрос 1. Как отражалась на окружающей среде деятельность первобытного человека?Уже более 1 млн лет назад питекантропы добывали пищу путем охоты. Неандертальцы использовали для охоты разнообразные каменные орудия, загоняли добычу коллективно. Кроманьонцы создали силки, остроги, копьеметалки и другие приспособления. Однако все это не вносило серьезных изменений в структуру экосистем. Воздействие человека на природу усилилось в эпоху неолита, когда все большее значение стали приобретать скотоводство и земледелие. Человек начал разрушать естественные сообщества, не оказывая, однако, пока еще глобального воздействия на биосферу в целом. Тем не менее, нерегулируемый выпас скота, а также сведение лесов ради топлива и под посевы уже в то время изменяли состояние многих природных экосистем.

Вопрос 2, К какому периоду развития человеческого общества относится зарождение сельскохозяйственного производства?Сельское хозяйство появилось после окончания оледенения в эпоху неолита (нового каменного века). Обычно этот период датируют 8-3 тысячелетиями до н. э. В это время человек одомашнил несколько видов животных (сначала собаку, затем копытных - свинью, овцу, козу, корову, лошадь) и начал возделывать первые культурные растения (пшеницу, ячмень, бобовые).

Вопрос 3. Назовите причины возможного возникновения недостатка воды в ряде районов мира.Недостаток воды может возникнуть в результате различных действий человека. При возведении плотин, изменении русла рек происходит перераспределение водостока: одни территории заливаются, другие начинают страдать от засухи. Усиленное испарение с поверхности водохранилищ ведет не только к образованию дефицита воды, но и изменяет климат целых регионов. Поливное земледелие истощает запасы поверхностных и почвенных вод. Вырубка лесов на границе с пустынями способствует формированию новых территорий с недостатком воды. Наконец, причинами могут быть высокая плотность населения, чрезмерные потребности промышленности, а также загрязнение имеющихся водных запасов.

Вопрос 4. Как сказывается на состоянии биосферы уничтожение лесов?Сведение лесов катастрофически ухудшает состояние биосферы в целом. В результате вырубки усиливается поверхностный сток воды, что повышает вероятность наводнений. Начинается интенсивная эрозия почвы, ведущая к разрушению плодородного слоя и загрязнению водоемов органическими веществами, цветению воды и т. п. Сведение лесов увеличивает количество углекислого газа в атмосфере, что является одним из факторов усиления парникового эффекта; в воздухе растет количество пыли; актуальна и опасность постепенного уменьшения количества кислорода. Вырубка крупных деревьев разрушает устоявшиеся лесные экосистемы. Они сменяются гораздо менее продуктивными биоценозами: мелколесьем, болотами, полупустынями. При этом могут безвозвратно исчезать десятки видов растений и животных.В настоящее время основными «легкими» нашей планеты являются экваториальные тропические леса и тайга. Обе эти группы экосистем нуждаются в чрезвычайно бережном отношении и охране.

buzani.ru

Биосфера и человек | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

Вопрос 1. Как отражалась на окружающей сре­де деятельность первобытного человека?

Уже более 1 млн. лет назад питекантропы добывали пищу путем охоты. Неандертальцы использовали для охоты разнообразные ка­менные орудия, загоняли добычу коллектив­но. Кроманьонцы создали силки, остроги, копьеметалки и другие приспособления. Одна­ко все это не вносило серьезных изменений в структуру экосистем. Воздействие человека на природу усилилось в эпоху неолита, когда все большее значение стали приобретать скотовод­ство и земледелие. Человек начал разрушать естественные сообщества, не оказывая, одна­ко, пока еще глобального воздействия на био­сферу в целом. Тем не менее нерегулируемый выпас скота, а также сведение лесов ради топ­лива и под посевы уже в то время изменяли со­стояние многих природных экосистем.

Вопрос 2. К какому периоду развития челове­ческого общества относится зарождение сельскохо­зяйственного производства?

Сельское хозяйство появилось после окон­чания оледенения в эпоху неолита (нового ка­менного века). Обычно этот период датируют 8-3 тысячелетиями до н. э. В это время чело­век одомашнил несколько видов животных (сначала собаку, затем копытных - свинью, овцу, козу, корову, лошадь) и начал возделы­вать первые культурные растения (пшеницу, ячмень, бобовые).

Вопрос 3. Назовите причины возможного воз­никновения недостатка воды в ряде районов мира.

Недостаток воды может возникнуть в ре­зультате различных действий человека. При возведении плотин, изменении русла рек про­исходит перераспределение водостока: одни территории заливаются, другие начинают страдать от засухи. Усиленное испарение с по­верхности водохранилищ ведет не только к об­разованию дефицита воды, но и изменяет кли­мат целых регионов. Поливное земледелие ис­тощает запасы поверхностных и почвенных вод. Вырубка лесов на границе с пустынями способствует формированию новых территорий с недостатком воды. Наконец, причинами мо­гут быть высокая плотность населения, чрез­мерные потребности промышленности, а также загрязнение имеющихся водных запасов.

Вопрос 4. Как сказывается на состоянии био­сферы уничтожение лесов? Материал с сайта //iEssay.ru

Сведение лесов катастрофически ухудшает состояние биосферы в целом. В результате вы­рубки усиливается поверхностный сток воды, что повышает вероятность наводнений. Начи­нается интенсивная эрозия почвы, ведущая к разрушению плодородного слоя и загрязнению водоемов органическими веществами, цвете­нию воды и т. п. Сведение лесов увеличивает количество углекислого газа в атмосфере, что является одним из факторов усиления парни­кового эффекта; в воздухе растет количество пыли; актуальна и опасность постепенного уменьшения количества кислорода.

Вырубка крупных деревьев разрушает ус­тоявшиеся лесные экосистемы. Они сменяют­ся гораздо менее продуктивными биоценоза­ми: мелколесьем, болотами, полупустынями. При этом могут безвозвратно исчезать десятки видов растений и животных.

В настоящее время основными «легкими» нашей планеты являются экваториальные тропические леса и тайга. Обе эти группы эко­систем нуждаются в чрезвычайно бережном отношении и охране.

На этой странице материал по темам:

  • к какому биосферы относится человек
  • назовите причины возможного возникновения недостатка воды в ряде районов мира
  • сочинение по биологии биосфера и человек
  • сочинение на тему биосфера и человек
  • причины возможного возникновения нехватки воды в ряде районов мира

И человек

Вспомните!

Какова роль человека в биосфере?

Ранние этапы развития человечества. Влияние человечества на биосферу началось в тот момент, когда люди перешли от собирательства к охоте и земледелию. По мнению ученых, уже в жизни питекантропов (древнейших людей) охота имела большое значение. На их стоянках, возраст которых составляет более 1 млн лет, находят кости крупных животных.

Примерно 55–30 тыс. лет назад в эпоху каменного века (палеолита) экономической основой человеческого общества была охота на крупных животных: оленя, шерстистого носорога, мамонта, лошадь, тура, дикого быка, бизона и многих других. Неандертальцы (древние люди) уже имели десятки типов каменных орудий, которые использовали в качестве кинжалов и наконечников копий, для скобления и резания туш. Будучи искусными охотниками, они загоняли животных к обрывам и топям. Подобные действия были под силу только согласованному коллективу.

В верхнем палеолите охота стала гораздо более совершенной, что сыграло огромную роль в развитии человечества (рис. 172). Неоантропы (современные люди) изготавливали орудия из кости. Важным новшеством явилось создание копьеметалки, с помощью которой кроманьонцы могли метать копья в два раза дальше. Гарпуны позволяли эффективно добывать рыбу. Кроманьонцы изобрели силки для птиц и ловушки для зверей. Совершенствовалась охота на крупного зверя: северные олени и козероги преследовались во время их сезонных миграций. Приемы охоты с использованием знания местности (загонная охота) позволяли убивать зверей сотнями, что приводило к хищническому истреблению животных. При изучении стоянок кроманьонцев археологами были обнаружены громадные скопления костей. Так, на территории современной Чехии в одном месте были найдены остатки скелетов 100 мамонтов, в овраге около Амвросиевки на Украине – скелеты 1000 бизонов, а около г. Солютре (Франция) – скелеты 10 тыс. диких лошадей. Охота для кроманьонцев стала постоянным источником высокопитательной пищи.


Рис. 172. Охота кроманьонцев. Наскальные рисунки из пещеры в Испании

Около 10 тыс. лет назад ледник отступил, наступило резкое потепление, в Европе на смену тундре пришли леса, вымерли многие крупные животные. Подобные изменения завершили определенный этап экономического развития человечества.

В следующую эпоху (новый каменный век) наряду с охотой, рыбной ловлей и собирательством все большее значение приобретает скотоводство и земледелие. Человек одомашнивает животных, разводит растения. Начинается освоение минеральных ресурсов, зарождается металлургия. Человечество все больше использует ресурсы биосферы для своих нужд.

С переходом к скотоводству и земледелию человек начал разрушать сложившиеся природные сообщества. Громадные стада домашних копытных выбивали растительность, и на смену степям и саваннам приходили полупустыни. Использование огня для уничтожения растительности и освобождения земли под посевы приводило к замене лесов саваннами. Однако эти разрушения сообществ еще не оказывали глобального воздействия на биосферу в целом.

Современная эпоха. За последние два столетия темпы развития общества резко ускорились. Значительно увеличилась численность населения планеты, выросло промышленное производство, все больше земли использовалось под сельскохозяйственные угодья. В развитии биосферы наступил качественно новый этап, когда деятельность человека, преобразующая Землю, по своим масштабам стала соизмерима с геологическими процессами. Вернадский писал, что биогеохимическая роль человека в XX в. стала значительно превосходить роль других, самых активных в биогеохимическом отношении организмов. На Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где нельзя было бы обнаружить следов деятельности человека. Антропогенное воздействие на биосферу в XX в. приняло глобальный характер и поставило под угрозу ее стабильное существование.

Согласно подсчетам ученых, за все время существования человека на Земле жило около 100 млрд людей. Это значит, что примерно каждый семнадцатый из всех живших на нашей планете людей живет в настоящее время. При этом, когда возводились египетские пирамиды (примерно 4 тыс. лет назад), в мире жило 50 млн человек (сегодня столько живет в одной только Англии), в начале нашей эры – 200 млн. В первой половине XIX в. численность населения планеты перевалила за миллиард, а во второй половине XX в. еще увеличилась более чем втрое (рис. 173).


Рис. 173. Рост численности населения Земли

Влияние человека на живую природу складывается из прямого и косвенного изменения природной среды.

Чрезмерная эксплуатация и загрязнение биосферы нарушают сбалансированное существование природных сообществ, приводя к снижению многообразия видов. Постройки городов, прокладки дорог и туннелей, возведение плотин не направлены напрямую на уничтожение сложившихся экосистем, но оказывают серьезное влияние на природу. Однако существует и прямое воздействие на живые организмы, например рубка леса.

Не так давно леса покрывали почти треть суши. Глобальное уничтожение лесной растительности было вызвано потребностью в новых сельскохозяйственных угодьях – полях и пастбищах. Особенно быстрыми темпами сейчас исчезают тропические леса. По оценкам ученых, в настоящее время ежегодно вырубается около 12 млн га леса, что по площади равно территории Англии, и еще почти столько же гибнет из-за нерационального ведения хозяйства и выборочной рубки наиболее ценных пород деревьев. Сведение лесов очень сильно ухудшает состояние биосферы в целом.

На месте вырубленного леса исчезает тенелюбивая растительность нижних ярусов, поселяются светолюбивые растения, устойчивые к недостатку влаги и повышенной температуре. Меняется животный мир. Усиливается поверхностный сток воды, что приводит к изменению гидрологического режима водоемов и повышает вероятность наводнений. Уничтожение лесов усиливает эрозию почвы и увеличивает в атмосфере количество углекислого газа.


Рис. 174. Вымершие виды животных: А – дронт; Б – тарпан; В – бескрылая гагарка

Но исчезают не только леса. Степи Евразии и прерии США, экосистемы тундры и коралловых рифов – это сообщества, чье существование находится под угрозой, и их число растет с каждым годом.

За последние 300 лет на Земле вымерло больше видов, чем за предыдущие 10 тысячелетий. В этом списке значатся тур и дронт, стеллерова корова и дикая лошадь тарпан, африканская голубая антилопа и странствующий голубь, туранский тигр и бескрылая гагарка (рис. 174). По оценкам ученых, в настоящее время ежедневно в среднем вымирает один вид. Тысячи видов животных находятся на грани вымирания или сохранились только в заповедниках. Особенно уязвимы небольшие популяции, имеющие ограниченное местообитание. Так на грани исчезновения в 90-х гг. XX в. была большая панда, которая водится на юго-западе Китая и питается исключительно молодыми побегами бамбука (рис. 175). Рост населения и расчистка лесов под сельскохозяйственные угодья привели к тому, что площадь бамбуковых джунглей резко сократилась и панды начали погибать от голода. Созданные заповедники и специальная программа разведения панды в неволе с использованием искусственного осеменения позволили предупредить вымирание вида и увеличить его количество до тысячи особей.

Человечество заинтересовано в сохранении видового разнообразия не только с экологической точки зрения. Большинством людей признаются этические и эстетические причины, которые порой трудно подкрепить объективными данными и аргументами. Существуют также и утилитарные причины.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то