Как играть на губной гармошке. Уроки игры на губной гармошке: бесплатные обучающие видео для начинающих Уроки игры на гормоне

Фото

Игра на гармошке для начинающих

Начинать осваивать новые навыки немного страшно. Особенно, если речь идет о музыкальных инструментах. Тем более, когда нужно научиться играть на «гармошке», как ласково называют этот инструмент, начинающим с полного нуля. Кажется, что взрослому это уже невозможно, ведь нужно координировать не одну, а сразу две руки.

Но для учеников школы «Виртуозы» нет почти ничего невозможного в обучении на гармошке даже для начинающих. Опытные преподаватели научат вас красиво играть ваши любимые мелодии по методике «от простого к сложному». И уже через полгода вы выступите с номером на нашем отчетном концерте, даже если до этого вы никогда не держали инструмент в руках!

Как проходит обучение игре на гармони для начинающих в школе «Виртуозы»?

Научиться играть на гармони в школу «Виртуозы» приходят люди разного возраста и профессий, различной подготовки - как с нуля, так и с минимальным опытом.

Уроки на гармошке для начинающих - одно из самых занимательных процессов музыкального обучения.

Мы предлагаем различные серии уроков игры на гармони - для начинающих или опытных. Не уверены, что вам понравится? Тогда вы можете начать с короткого курса из 4 занятий.

Как играть на гармошке? Информация для начинающих:

Чтобы выбрать подходящий курс обучения игры на гармони, познакомиться с преподавателем и определиться со своим первым музыкальным номером, запишитесь на пробный урок. Он абсолютно бесплатный!

Индивидуальные курсы

Запись

ПРОБНЫЙ УРОК

1 ЗАНЯТИЕ

1 занятие = 30 минут

1 ПОСЕЩЕНИЕ

1 занятие = 600

Запись

Абонемент Rubato

Посещения в свободном графике

8 занятий

1 занятие = 55 минут

2 месяца обучения

максимальный срок абонемента

8 занятий = 14 300

Запись

Абонемент Presto

48 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

48 занятий = 67 680

Запись

Абонемент Vivo

24 занятия

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

24 занятий = 35 280

Запись

Абонемент Accelerando

12 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

12 занятий = 18 360

Запись

Абонемент Allegro

8 занятий

1 занятие = 55 минут

от 2 раз в неделю

планируемая посещаемость

8 занятий = 12 930

Запись

Абонемент Adagio

4 занятия

1 занятие = 55 минут

1 раз в неделю

планируемая посещаемость

4 занятия = 6 900

Запись

Абонемент Uno

Для тех кому нужно здесь и сейчас

1 Занятие

1 занятие = 55 минут

1 посещение

1 занятие = 1 900

21-й век на дворе, а голосистая гармошка, как и много лет назад, радует нас своими переливчатыми, задорными напевами. И протяжная мелодия, исполняемая на гармони, не оставит равнодушным ни одного слушателя. Самостоятельное обучение игре на гармошке доступно каждому, кто любит ее звучание и очень хочет исполнять музыку на этом инструменте.

Для любителей закрепились несколько методик освоения гармони. И поэтому первое, с чем необходимо определиться на начальном этапе обучения, какой методики придерживаться.

Первый способ – обучение «с рук»

На просмотре видео уроков опытных мастеров, наблюдении за их игрой со стороны, и опоре на свой музыкальный слух собственно и строится первый способ обучения игре на гармошке. Он заключается в том, чтобы, минуя этап изучения нотной грамоты, приступить сразу к игре на инструменте. Такой вариант подходит для любителей народной музыки, которые никогда не занимались профессионально, но от природы наделены неплохими музыкальными данными.

В этом случае, как нельзя, кстати, будут записи авторитетных исполнителей в видео-формате, их обучающие видео-материалы. Кроме того, пригодятся аудио песен и наигрышей для подбора мелодий по слуху. А игру на инструменте по нотам вы сможете освоить и позднее, когда решены будут уже многие технические моменты.

Посмотрите видео-урок Павла Уханова:

Второй способ – традиционный

Второй способ обучения является наиболее фундаментальным и традиционным, но и более интересным, более эффективным. И здесь, безусловно, вам никак не обойтись без самоучителей и нотных сборников для начинающих гармонистов и баянистов. В начале этого пути вас ждет знакомство с нотным станом и его жителями, а также с ритмом и длительностями. Освоить музыкальную грамоту на практике оказывается гораздо легче, чем многие себе это представляют. Главное, не отчаивайтесь!

Если вы не знакомы с нотами, вам на помощь придут самоучители таких авторов, как Лондонов, Бажилин, Тышкевич. Кроме того, от нашего сайта вы можете получить в подарок отличный (дарится всем желающим)!

Оба описанные выше варианта обучения игре на гармошке, при регулярных и осмысленных занятиях дадут хороший результат. Скорость обучения, конечно, зависит от ваших способностей, количества и качества тренировок. Ну а если же вы воспользуетесь тем и другим способом, заранее спланировав их гармоничное сочетание, то результат не заставит себя долго ждать.

Правила начинающего гармониста

  1. Постоянство в занятиях – это самое главное правило любого музыканта. Даже если вы посвящаете освоению гармошки всего 10-15 минут в день, то распределите эти небольшие уроки игры равномерно в течение недели. Лучше, если занятия будут проходить каждый день.
  2. Старайтесь всю технологию обучения осваивать не спеша, но правильно с самого начала, не откладывая соблюдение правил на потом («потом» может не наступить из-за того, что что-нибудь перестанет выходить). Если вы в чём-либо не уверены, ищите ответ на свой вопрос в книгах, Интернете или у знакомого музыканта. В остальном действуйте самостоятельно и смело!
  3. Первое упражнение, которое необходимо разучить на инструменте – это гамма до мажор, даже если вы осваиваете игру на слух, а не по нотам, тренироваться на гаммах нужно обязательно. Варьируйте их, играя звукоряд вверх и вниз различными штрихами (отрывисто и связно). Игра гамм повысит вашу технику: быстроту исполнения, связность, управление мехом и т.д.
  4. Мех во время исполнения ведите плавно, не дергайте, не растягивайте до конца, оставляя запас.
  5. Разучивая гамму или мелодию на правой клавиатуре, задействуйте сразу все пальцы, подбирая удобные варианты, а не один или два, так как в быстром темпе одним пальцем вы просто не сыграете.
  6. Так как вы осваиваете гармонь без наставника, то будет хорошо посмотреть свое исполнение в записи, для того чтобы увидеть игру со стороны и исправить ошибки.
  7. Слушайте много песен и наигрышей, исполняемых на гармошке. Это придаст выразительности вашей игре, поможет правильно выстраивать музыкальные фразы.

Ну вот, пожалуй, и всё для начала. Дерзайте! Вдохновляйте себя, слушая популярных исполнителей и задорные напевы! Трудитесь ежедневно, а результатами ваших трудов будут песни, которым, несомненно, порадуются родные и близкие, собравшись за семейным столом!


Самоучитель игры на двухрядной гармонике
документ удален по просьбе правообладателя
для информации, только описание

1. От автора
2. Установка инструмента
3. Постановка левой руки
4. Схема «Частушки»
5. Ноты в басовом ключе
6. Схема левой клавиатуры гармоники
7. Нотный стан
8. Басовый ключ
9. Аккорд (мажорный, минорный, септаккорд)
10. Октава
11. Названия основных звуков
12. Добавочные линейки
13. Такт
14. Тактовая черта
15. Размер, метр
16. Сильные и слабые доли
17. Длительности
18. Составные части ноты
19. Аппликатура
20. Расшифровка аккордов левой клавитуры
Упражнения для левой руки
21. №1
22. №2
23. №3
24. №4
25. №5
26. №6
27. Постановка правой руки
28. Скрипичный ключ
29. Схема расположения нот на правой клавиатуре
30. Ноты в скрипичном ключе
31. Частушка
32. Цыганочка
33. Во саду ли, в огороде
34. С горки на гору ходила
35. Диез
36. Энгармонизм
37. Тон, полутон
38. Частушка
39. Цыганочка
40. Весёлая карусель
41. Пауза
42. Весёлые гуси
43. Цыплята. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко
44. По малину в сад пойдём. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко
45. Подружка моя
46. Синкопа
47. Реприза
48. Вольта
49. Нота с точкой
50. Чешская полька
51. Наш березник листоватый
52. Светит месяц
53. Подружка моя
54. Лига
55. Чёте надо?
56. Штрихи
57. Терешанские припевки
58. Октавный перенос
59. Залигованные ноты одинаковой высоты
60. Динамические оттенки
61. По Дону гуляет казак молодой
62. Игра по слуху
63. Аккорды от основных ступеней
64. Схема аккомпанемента №1
65. Хорошо на Волге жить!
66. Как пошли наши подружки
67. Котик
68. Стоит орешина кудрявая
69. Пойду ль я, выйду ль я
70. Схема аккомпанемента №2
71. Ёлочка
72. Перевоз Дуня держала
73. Когда б имел златые горы
74. Миленький ты мой
75. Куманёчек
76. Из-за острова на стрежень
77. Крыжачок
78. Мишка с куклой, м. Качурбина
79. В лесу родилась ёлочка , Л. Бекман
80. Схема аккомпанемента №3
81. Коробейники
82. Мой костёр
83. Перепёлочка
84. А я по лугу
85. Школа бальных танцев
86. В лунном сияньи
87. Схема аккомпанемента №4
88. Отговорила роща золотая. Музыка Г. Пономаренко
89. Огонёк
90. Вологда. Музыка Б. Мокроусова
91. Одинокая гармонь . Музыка Б. Мокроусова
92. Кому это надо?
93. Одинокая ветка сирени
94. Я ОДИН. Слова и музыка С. Друцкого
95. Схема аккомпанемента №5
96. Сулико
97. Матаня
98. По диким степям Забайкалья
99. На горе то калина
100. Ой, матаня, матанёк
101. Схема №6
102. Сиреневый туман
103. Подмосковные вечера . Музыка В. Соловьёва-Седого
104. Схема №7
105. Лезгинка
106. Раскинулось море широко
107. Ходила младёшенька по борочку
108. Выйду ль я на реченьку
109. Барыня
110. Некоторые приемы варьирования мелодии

Нотное приложение
111. Милка, цё?
112. У ворот, ворот
113. Что, гармошка, не играешь?
114. Самарка
115. Частушки-коротушки
116. Матаня
117. Заиграй, моя волынка
118. Ухарь - купец
119. Ёлочки -метелочки
120. Отдавали молоду
121. Ты воспой в саду, соловейко
122. Смоленский гусачок
123. Мы на лодочке катались
124. Переменный размер
125. Касимовские припевки
126. Сормовские частушки
127. Произвольные длительности. Триоль
128. ОЙ, ТОПНИ, НОГа (Сербиянка)
129. Ёлочки, сосёночки
130. Сеньо
131. Досада
132. Рязанские прибаутки
133. Череповецкие плясовые припевки
134. Девки, пойте
135. А говорят, мы боевые
136. Кесовогорская кадриль
137. Полька простая
138. Полька «Гусачок»
139. Форшлаг
140. Тонкая рябина
141. Краковяк
142. Тирольский вальс
143. Вот кто-то с горочки спустился
144. Утушка луговая. Обработка Г. Тышкевича
145. А ты, зимушка - зима. Обработка Г. Тышкевича
146. Пересохни, Волга-речка
147. Калина красная . Музыка Я.Френкеля
148. Там вдали, за рекой
149. Окрасился месяц багрянцем. Обработка Г. Тышкевича
150. Над ОКОШКОМ месяц. Музыка Е. Попова
151. А Я люблю женатого. Музыка К. Молчаного
152. Катюша . Музыка М. Блантера
153. Называют меня некрасивою
154. Когда весна придет - не знаю ... Музыка Б. Мокроусова
155. Семеновна. Обработка С. Привалова
156. Во лесочке комарочки
157. Гопак
158. Лезгинка
159. Частушечные наигрыши. Наигрыши В. Завражнева
160. Неаполитанские НОЧИ. Д. Ботари. Обработка Г. Тышкевича
161. Матаня. Упрощенный вариант В. Огурцова
162. Раскинулось море широко. Обработка В. Огурцова
163. СОН Степана Разина. Обработка В. Огурцова
164. Хас-Булат. Обработка В. Огурцова
165. Мурка. Обработка В. Огурцова

Учится трудно, а начинать изучать нотную грамоту уже не молодым – еще трудней. Хочется побыстрей, и, может быть, не полном объеме, но достаточном чтобы играть, понимать написанное на нотном стане.


Методики обучения в музыкальной школе, эффективные, спору нет, но они рассчитаны на длительное, постепенное изучение материала, на психологию ребенка. Да и работают они только когда есть преподаватель, который подает материал, контролирует усвоение, исправляет ошибки. Кроме того, опытный преподаватель учитывает психологические особенности ученика и найдет индивидуальный подход. Я же занимаюсь самообразованием, и учебники для музыкальных школ и училищ мне не подходят, но являюся очень полезным справочным материалом. Надо искать что-то другое.


Самоучители для гармони: П. Лондонов, Р.Бажилин, Г. Тышкевич, а также самоучители для игры на баяне этих и других авторов для меня были не эффективны. Наверно мне не подошли психологически. Цель занятия-урока не написана, чего надо добиться на данном занятии? Как контролировать? Нотная грамотность дана скомкано, каким-то урывками. Не создается цельная, взаимосвязанная система.


Я лучше понимаю и выучиваю, когда идем по схеме: вот задача, а для решении ее надо с делать такие то шаги. А схема: сделаем или выучим это (у меня сразу вопрос, а зачем?), потом это, и т.д., и долго всё, занудливо, без объяснения - зачем. А потом, опаньки, готово. Такая схема мне не подходит.


Обложился я книгами по музыкальной грамоте и сольфеджио, полез в интернет, начал учить ноты, длительность, интервалы, тональности, лады, аккорды и их обращения и т.д. Кое-что, конечно, выучил и запомнил. Все это нужно, а на гармони играть с листа не могу. Не правильно что-то делаю. Задумался: цель и методы ее достижения.

И вот что я понял.

Главные задачи, на первом этапе:

1. установить связь с изображением ноты на нотном стане и соответствующей клавишей гармони. Четкую, устойчивую связь.


А название ноты вторично, оно пригодится потом. Да на называю их по разному, у нас (до-ре-ми) или в Европе (C-D-E). (Тем более, что те упражнения, которым я пользовался, позволяют сделать это по ходу дела автоматически.)

2. длительность нот. Необходимо это четко выучить и уметь исполнять. Дело не трудное, и это тоже автоматически решатся в тех же упражнения, что и первая задача.

Из этих двух моментов: нота и длительность, в общем то, и состоит игра на гармони (да и на других музыкальных инструментах), все остальное тоже важно, но это задачи второго плана.

Начал искать подходящие упражнения, находил, пробовал. А все оказалось очень просто – обыкновенная гамма ДО-МАЖОР – до-ре-ми и т.д. Так что ничего нового я не изобрел и не изобретаю.

С этой гаммы все начинается, в любом самоучителе написано – сыграйте гамму – и все. И все ее пропускают, все ясно, чего тут играть то, не малое дитя ведь. Испробовал кучу способов, чтобы и выучить ноты побыстрей и научится извлекать их из гармони, и, как ни странно, это примитивнейшая гамма оказалась лучше всего.

Я просто сейчас поподробней опишу методику своих с упражнениями основанных на этой простой гамме. Много слов будет написано для того, чтобы из этой простейшей вещи получить максимальную отдачу.

Что это даст?

Можно за два-три дня научиться играть по нотам, с листа.

Конечно, вначале это было как у первоклассника: по слогам, медленно, без выражения. Но через очень небольшое время, выработалась и беглость и выразительность.

Это дистанционное обучение, нет учителя, который бы Вас контролировал (замечал ошибки, причины их вызывающие и способы исправления). Вы учитель, Вы же и контролер. Поэтому важно понять цель упражнения и методы ее (цели) достижения для самоконтроля. Обмануть, формально выполняя упражнение, Вы можете только себя. А это Вам нужно?

Общеизвестно, что навык - это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного).

Задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить навык, то есть сформировать систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей (нота - расположение на нотном стане и движений пальцев - нажатия нужной клавиши)

Я буду описывать процесс формирования и развития технического навыка. Поэтому необходимо прежде всего уяснить механизм этого процесса.

Начинаем

Подготовительные действия:

Справа картинка правой клавиатуры гармони – как бы через прозрачный гриф гармони (зеркальное отражение), ближе к меху 12 кнопок, дальше от меха – 13 кнопок. Я распечатал и положил эту картинку перед собой. Чуть поиграв, убрал.

Кстати: ноты написанные на линии расположены на ряде клавиатуры дальнем от меха, а между линий – на ряде клавиатуры ближе к меху

Я вначале приклеил кусочки скотча на клавиши ноты до 1, 2 и 3 октавы, для того чтобы правильно, на ощупь, находить эти клавиши. Потом можно его оторвал.

Смотрел на расположение нот, подглядывал вначале, 2-3 раза сыграв гамму, потом не стал это делать.

Чтобы сесть с гармонью удобней, а не перед компьютером, гамму распечатал (смотреть на ноты надо обязательно).

Сел и правильно взять гармонь (как учат в самоучителях), правой ногой лучше отбивать ритм, я так делал (заодно выработается ровный ритм).

Еще я пользовался метрономом. Прибор давний, музыканты используют его, а гармонисты почему-то нет. В интернете горячие споры – нужен он или нет. Но я думаю, не дураки его придумали и используют лет двести.

1. День первый

Как играл гамму:

медленно, и на каждый удар ноги (счет "раз", но вслух произносить это не надо) и одновременно;

1. разглядывал ноту (запоминал ее расположение);

2. произносил вслух название ноты (запоминл название ноты);

3. и при этом нажимл на нужную кнопку («пальцами» запоминл расположение кнопки для ноты);

4. перехожу к следующей ноте;

Необходим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.

"Мантра" для этой гаммы:

до – ре – ми – фа – соль – ля – си – ля – соль – фа – ми – ре - до

В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок.

А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно.

Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры.

В первый день я, играл час –полтора, но без ошибок. Если бы я играл дольше, то начал бы ошибать, независимо от скорости.


Кстати В школе, когда задавали выучить стихотворение, я учил его весь вечер - а запомнить не мог, а утром легко рассказывал его, без запинки. Поэтому и упражнения я делал не долго, т.к. сколько бы не повторял, все равно ошибался.

Занятие не весёлое для, но нужное.

Моя ошибка на этом этапе:
Пролистав и посмотрел ноты для гармони, и заметил, что в основном ноты лежат в пределах 5 линий нотного стана, т.е. первая октава и первая половина нот второй октавы. Этому участку на первом этапе освоения игры по нотам я уделил больше внимания (хотелось побыстрей), а теперь испытываю трудности, если приходится играть ноты третьей октавы.



  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то