Конспект доклада развитие критического мышления. Что такое ключевое слово в тексте, и как его найти? Прием “Верные и неверные высказывания”

Учитель русского языка и литературы Н. А. Пузанова из г. Брянска предлагает своим ученикам Словарные диктанты с последующей творческой работой (по вариантам). Используя словосочетания этих диктантов, ученикам предстоит создать текст на одну из предложенных тем (например, «Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”», «Основная идея “Слова…”», «Русские князья в “Слове…”» и др.).

Добавим в список Н. А. Пузановой и другие слова, связанные с этой же темой: мистификация, гипотеза, междоусобицы, коалиция князей, скептики, тёмные места, крамола, публицистический, военно-феодальный, патриотический пафос, народно-поэтическая традиция, лингвистические данные. Опираясь на них, можно рассказать и об истории текста, и о его особенностях, и о перипетиях изучения «Слова…». Как видим, эта работа становится одновременно и хорошим тренингом по русскому языку.

Вообще Рассказ по ключевым словам с успехом используется на многих уроках. Интересным опытом поделилась с нами Т. И. Смирнова, преподающая в профессиональном училище № 9 города Рошаль Московской области. Ей приходится говорить о литературе с будущими газосварщиками и поварами. Часов мало (один час в неделю), мотивация низкая, нужно искать особые приёмы для общения с такой аудиторией. Татьяна Ивановна рассказывает, что неизменно удачно проходит урок после лекции о биографии Толстого. Между ними - неделя, поэтому нужно быстро и продуктивно вспомнить пройденное. Каждый ученик по просьбе учителя называет одно слово-ассоциацию, которое приходит ему на память, когда он видит написанное на доске имя - “Лев Николаевич Толстой”. Все называемые слова тоже записываются на доске. Потом учащиеся в парах или индивидуально должны составить небольшой рассказ о Толстом, использовав в нём пять-шесть ключевых слов из появившегося на доске списка. Эта работа может проходить и письменно, и устно.

Удобно использовать ключевые слова и “превентивно”: перед уроком (например, по той же биографии) можно раздать ученикам распечатанные на листочках слова, которые встретятся в рассказе учителя. Задачи ученикам можно поставить разные - пронумеровать эти слова, отметив таким образом порядок их появления; дать толкование слов (для этого на листочке должно быть оставлено специальное место); продолжить список ключевых слов (для этого в нём намеренно должны отсутствовать два-три важных слова, которые будут использоваться в рассказе учителя). Роль ключевых слов могут выполнять поэтические цитаты, данные без указания имён авторов (например, для обзорного урока по поэзии Серебряного века) - тогда ученикам предстоит соотнести их с ключевыми положениями лекции.

Конечно, это только отдельные примеры использования Опорных слов на уроке. С удовольствием узнаем, как работаете с ними вы.

Диктант 1

Подлинная народность «Слова…», самосознание просвещённых русских людей конца XII века, художественные средства устной поэзии и письменной литературы, указанные приёмы, родственность их с фольклорными, постоянные эпитеты, в близости с былинными образами, навеяны народными поверьями, построены по принципу параллелизма, дружинные действия, вызваны желанием подчеркнуть, указано на бесстрашие, усилены рыцарски-воинственные черты, интересны отклонения от летописного рассказа, помещённый в ряд реальных лиц.

Диктант 2

Созданный на основе, опечаленный поражением, обращённый к потомкам и современникам, обнажённый меч, калёными стрелами, по орошённой кровью земле, вооружённая охрана, вооружены мечами, многократно повторённый вздох “О Русская земля, ты уже за холмом!”, затоптанные в грязь шелка, раненые воины, оклеветанный соседом, одарённый поэтической интуицией, о плаче Ярославны, половецкие полки, Черниговская земля, честолюбие, нетерпение, гордость, покаянная речь, ордынские кони, туровские болота, слышится во Владимире, Чернигове, Суздале, Киеве.

5. Читаем молча: находим в тексте ключевые слова. Говорим: составляем высказывание на заданную тему

37. Прочитайте, объясните данный пример.

Вы уже знаете, что в тексте бывают более важные и менее важные части содержания. То же самое можно сказать об отдельных словах.

Вам, наверное, приходилось замечать, что при быстром о чтении можно пропустить некоторые слова - и все-таки понятий написанное. А можно пропустит всего одно слово - и ничего не понять! Это потому, что слово было ключевым - таким важным, что его пропуск затруднял понимание всего остального.

Нет сомнений, что в хорошо тексте все слова нужны и важны, но все-таки они играют разные роли. Одни как бы «держат» текст, а другие объясняют, уточняют, делают более выразительным сказанное.

Например: Утром... сильный дождь (пошел, перестал). - Утром пошел... дождь.

38. Просмотрите текст, не читая его. Обратите внимание на то, что некоторые слова в нем выделены более жирным шрифтом. Это ключевые слова. Пробегите глазами по тексту, «выхватывая» только ключевые слова.

ДИКИЙ ЗВЕРЬ

У Веры был бельчонок. Его звали Рыжик. Он бегал по комнате, лазил на абажур, обнюхивал тарелки на столе, карабкался по спине, садился на плечо и коготками разжимал у Веры кулак - искал орехи.

Рыжик был ручной и послушный.

Но однажды все изменилось. Рыжик не бегал больше по столу, не катался на двери, не разжимал у Веры кулак. Он с утра до вечера запасался. Увидит кусочек хлеба - схватит, увидит семечки - набьет полные носа и все спрячет.

Рыжик и гостям в карманы положил семечки про запас.

Никто не знал, зачем Рыжик делает запасы.

А потом приехал папин знакомый из сибирской тайги и рассказал, что в тайге не уродились кедровые орешки, и птицы улетели за горные хребты, и белки собрались в несметные стаи и пошли за птицами, и даже голодные медведи не залегли на зиму в берлоги.

Вера посмотрела на Рыжика и сказала:

Ты не ручной зверь, а дикий! Только совсем не понятно, как Рыжик узнал, что в тайге голод.

По Геннадию Снегиреву

Проверьте, как вы поняли текст при быстром о чтении (просматривании по ключевым словам). Ответьте на вопросы: 1. Кого назвали диким зверя? 2. Каким был Рыжик вначале? 3. Чем он стал заниматься со временем? 4. Почему Рыжик запасал продукты? 5. Как Рыжик узнал, что в тайге голод?

Это интересно!

Учеными установлено, что некоторые животные понимают язык других животных. Так, большие морские черепахи понимают сигналы дельфинов. Сотни черепах приплывают для откладки яиц к побережью Никобарских островов в Индийском океане. Но они не сразу выходят на берег, а ждут особого сигнала, который подают им дельфины, оценивая обстановку на побережье. В подходящий момент с помощью специального звука они дают понять, что можно двигаться к берегу. И только тогда черепахи выходят откладывать яйца. Любопытно, что новорожденных черепашек дельфины охраняют, отгоняя от берега их врагов.

39. Поработайте в парах. Прочитайте рассказ «Дикий зверь» вполголоса, ничего не пропуская (один читает до половины, другой - остальное).

Обсудите, что было упущено при просматривании текста. Составьте вопросы по этим частям содержания.

40. Составьте устное высказывание о том, как, по-вашему, надо читать художественное произведение: медленно, быстро, очень быстро. Почему? В каких случаях бывает нужно быстро просмотреть текст? Постарайтесь последовательно развивать мысль, связывать одно предложение с другим.

41. Дополните предложения, нибудь запишите их.

Желательно уметь быстро просматривать текст по ключевым словам в тех случаях, когда.... Если же мы читаем..., то не стоит....

42. Нибудь запишите предложение, поставьте вопросы от главных членов предложения к второстепенным. Проявите с помощью стрелок связи между словами.

Тайны природы часто изумляют человека.

43. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Ж..л у Веры, местопол..ть в карманы, не зал..гли в берлоги, был руч(?)ным, карабкался по спин.., кусоч..к хлеба,

наб(?)эт носа, пр..ехал из тайги, не ур..дились в тайге, кедровые..решки, с утра до веч..ра, с..брались в стаи, тольк.. не п..нятно.

44. Подберите текст из предыдущих уроков и постарайтесь самостоятельно определить в нем ключевые (самые важные) слова, с помощью которых можно было бы получить общее представление о его содержании.

Вечер

В технологии РКМЧП урок строится по схеме: “Вызов” – “Осмысление” – “Рефлексия” и предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.

Первая фаза технологии развития критического мышления – “Вызов” или “Пробуждение”.

Задачи данной фазы:

  1. Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.
  2. Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.
  3. Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.
  4. Побуждение ученика к активной деятельности.

Функции стадии “Вызова”:

  • мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);
  • информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);
  • коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.

На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:

  1. “Кластер”.
  2. Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.
  3. Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.
  4. “Дерево предсказаний”.
  5. “Ромашка Блума”.
  6. “Верные и неверные утверждения”.
  7. “Верите ли вы?”.
  8. “Корзина идей”.
  9. Рассказ-предположение по “ключевым” словам.
  10. “Синквейн”.

Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. (Приложение № 1. Пример 1, 2 )

Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Приложение № 1.Таблица 1 )

Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. (Приложение № 1. Пример 3 )

Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. (Приложение № 1. Пример 4 )

Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

Прием “Верные и неверные высказывания”.

Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. (Приложение № 1. Пример 5 )

Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. (Приложение № 1. Пример 6,7 )

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.

По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Написание синквейна”.

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной. (Приложение №1. Пример 9 ).

В случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Литература:

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически.-С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.
  2. Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.
  3. Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.
  4. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.
  5. http://www.kmspb.narod.ru./posobie/nachal.htm Уроки с использованием технологии РКМ. Начальная школа.
  6. http://svetlyschool1.narod.ru/vist_Typina.htm Тяпина В. Н. “Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир”.
Выступление на педсовете «Приемы деятельностного подхода»

Развитие критического мышления: приемы и методы стадии "Вызов"

В технологии РКМЧП урок строится по схеме: “Вызов” – “Осмысление” – “Рефлексия” и предполагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.

Первая фаза технологии развития критического мышления – “Вызов” или “Пробуждение”.

Задачи данной фазы:

    Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.

    Пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме.

    Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.

    Побуждение ученика к активной деятельности.

Функции стадии “Вызова”:

    мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к постановке и способам реализации цели);

    информационная (вызов на “поверхность” имеющихся знаний по теме);

    коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Система приемов организации стадии “Вызова” включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с парной и групповой работы.

На стадии “Вызова” уроков по технологии РКМЧП учитель может использовать следующие приемы:

    Кластер”.

    Таблица “тонких” и “толстых” вопросов.

    Таблица “Знаю-хочу знать – узнал”.

    Дерево предсказаний”.

    Ромашка Блума”.

    Верные и неверные утверждения”.

    Верите ли вы?”.

    Корзина идей”.

    Рассказ-предположение по “ключевым” словам.

    Синквейн”.

Прием “Кластер” (гроздья) – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Такое оформление материала помогает обучающимся выяснить и понять, что можно сказать (устно и письменно) по данной теме. Этот прием может быть применен на стадии “Вызова”, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. (Приложение № 1. )

Прием “Таблица “толстых” и “тонких” вопросов”.

Таблица "толстых" и "тонких" вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока: на стадии “Вызова” – это вопросы до изучения темы, на которые обучающиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы. (Приложение № 1. )

Прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”.

Этот прием графической организации материала поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Используется для актуализации имеющихся знаний и повышения мотивации к изучению нового на стадии “Вызова” с последующим возвратом к материалам на стадии “Рефлексии”. Ученикам до начала чтения фронтально предлагается вопрос: “Что вы знаете или думаете о теме нашего занятия?”. Все предлагаемые формулировки записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания. Затем предлагается вопрос: “Что бы вы хотели узнать?” В столбик "Хочу узнать" записываются и эти формулировки. Записываются сведения, понятия, факты только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия.

На стадии “Рефлексии” осуществляется возврат к стадии вызова: вносятся корректировки в первый столбик высказываний и проверяются ответы на второй столбик вопросов. (Приложение № 1. )

Прием “Дерево предсказаний”.

Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте.

Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. (Приложение № 1. )

Прием “ Ромашка вопросов или ромашка Блума”.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на них ответы, используя материал учебника или других источников информации.

Прием “Верные и неверные высказывания”.

Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. (Приложение № 1. )

Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. (Приложение № 1. )

Прием “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1–2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Прием “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам”.

По ключевым словам нужно составить рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Прием “Написание синквейна”.

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Составить синквейн ученики могут на стадии “Вызова”, затем, изучив информацию на уроке, составляется новый синквейн на стадии “Рефлексии”, сравнивая свои знания до урока и после изучения новой темы.

Правила написания синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по – возможности, эмоциональной. (Приложение №1. ).

В случае успешной реализации фазы вызова у учебной аудитории возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации.

Литература:

    Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Учим детей мыслить критически.-С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.

    Загашев И.О., Заир – Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство “Альянс “Дельта”, 2003.

    Муштавинская И.В., Трофимчук Г.А. Технология развития критического мышления: Методическое пособие.– СПб: ИРО “Смена”, 2004.

    http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm Приемы технологии РКМ.

    http://www.kmspb.narod.ru./posobie/nachal.htm Уроки с использованием технологии РКМ. Начальная школа.

    http://svetlyschool1.narod.ru/vist_Typina.htm Тяпина В. Н. “Использование методов и приемов технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся в процессе изучения предмета окружающий мир”.

Название . Коммуникативное упражнение "Ключевые слова"

Предназначение .

Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие способности резюмировать основное содержание речи другого человека, находить точки, в которых можно развить коммуникативную ситуацию.

Ведущий вызывает одного добровольца. Ему предстоит совершить небольшой рассказ о каком-то эпизоде из своей личной жизни. Желательно, чтобы этот эпизод содержал какую-то проблему, и эту проблему, быть может, сам человек до сих пор еще для себя не решил. Ведущий предупреждает добровольца, что его рассказ будут тщательно анализировать. Если он этого не хочет, то может отказаться.

Доброволец производит рассказ. Остальные участники внимательно его слушают. Если доброволец сбивается, не знает как продолжить рассказ, ведущий в мягкой манере ему помогает.

После окончания рассказа ведущий предлагает участникам проанализировать рассказ и выделить в нем семь ключевых слов (понятий):

Эти ключевые слова должны отражать наиболее характерные моменты рассказа,

Ключевые слова должны отражать проблему,

Можно использовать сочетания из двух-трех слов, если нельзя ограничиться одним, и это будет считаться за одно ключевое понятие.

Список ключевых слов составляется участниками тренинга сообща. Сам автор рассказа в обсуждении участия не принимает. Если ключевых слов набирается больше семи, надо отсеять лишние. При этом какие-то можно объединять.

Когда список составлен, происходит переход к другому добровольцу и его рассказу. Так желательно повторить несколько раз.

В конце проводится обсуждение, на котором ведущий вместе с участниками рассматривает ситуации, в которых может помочь это умение выделять в речи собеседника ключевые слова. Ведущий обращает внимание участников на то, что каждое ключевое слово - это точка, в которой можно развить диалог в каком-то особенном направлении. Иногда собеседник специально, сознательно подбрасывает эти ключевые слова. Иногда он это делает бессознательно. Иногда даже вопреки своей воле.

1. Коммуникативное упражнение "Ключевые слова" [Электронный ресурс] // А. Я.. 6.11.2012..html (6.11.2012).


  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то